Шуман роберт биография кратко самое важное. Шуман. «Фантастические пьесы. Роберт Шуман посмотрел на нее иначе

«Фантастические пьесы» сочинены в 1837 году. Шуману - 27 лет; уже созданы «Бабочки», «Интермеццо», Токката, «Карнавал»,
«Симфонические зтюды», сонаты fis и g, Фантазия. Остался лишь год до «Крейслерианы» и «Детских сцен». Уже существовал и действовал в воображении Шумана кружок «Давидсбюндлеров». Словом, это был самый живой, страстный и активный период творчества и личной жизни. Именно в этот период Шуман смог так сильно, так небывало воплотить некоторые из лучших сторон и завоеваний романтизма.
Одна из самых драгоценных черт музыкального романтизма - гуманность, любовь к человеку, величайшее внимание ко всем - явным и потаенным - сторонам его душевной жизни. «У романтизма был свой акцент и свой главный вклад - он показал сокровища сердца», (Житомирский. Роберт Шуман). Отсюда возникает характерный шумановский жанр - картина настроения, одухотворение, поэтизация чувства, раскрытие прекрасного в человеческих эмоциях. Данное чувство как будто единое, неизменное, воплощается не в статике, а во всех его переливах, переменах. Необычайна отзывчивость на самые малые, самые тонкие проявления и оттенки чувства.
Что можно сказать о замысле, об идее анализируемой пьесы, ее эмоциональном облике? Первым ориентиром для нас служит заглавие: оно говорит о воплощении идеи вопроса, ожидании ответа, объяснения.
Разумеется, не может быть и речи о том, чтоб ограничиваться ссылкой на наименование произведения, когда речь идет о раскрытии содержания. Эта ссылка может быть лишь удобным отправным унктом. Но не следует и недооценивать ее, впадать в противоположную крайность: у композитора, подобного Шуману, заглавие должно заставить призадуматься, в особенности же если оно в каком-либо отношении необычно. А данное заглавие, действительно, очень необычно: всего лишь краткое слово, сопровождаемое редким для заголовка знаком препинания («?»), слово, заключающее в себе нечто неразъясненное, загадочное, скрывающее какую-то тайну.
Не забудем, что, предваряя музыку таким заголовком, Шуман тем самым настраивает слушателя определенным образом, дает направление восприятию. Анализ музыки подтвердит правдивость и обоснованность заглавия. Но, предупреждая результаты анализа, мы можем уже сейчас
сказать, что формулировка содержания как воплощения идеи вопроса является лишь самой общей и не охватывает других важных сторон и оттенков содержания. Они тоже должны будут выясниться в процессе анализа.

Обратимся к тематическому зерну:
Это не просто мотив, это - тема произведения, основная, единственная. Зерно это двойственно: по смене функций DD-D-Т и по ритму (квадратный рисунок с большой заключительной остановкой) оно завершено; но по мелодическому рисунку, по неустойчивости первого момента (двойная доминанта) и по ладовому значению самой мелодии оно лишено полной
завершенности. Первый звук образует в гармонии тритон des - g, второй основной звук (es) caм неустойчив, последний звук-тоническая терция. Рисунок мелодии таков: постепенное разворачивание, расширение интервалов - прима, секунда, терция, квинта, секста (своего рода раковина или «улитка»); даны два восходящих шага при одном лишь нисходящем, мелодия заканчивается шагом вверх. Нет ни интервального свертывания, ни спада; к концу дано небольшое crescendo, а не diminuendo3.

Первые четыре звука мелодии почти тождественны романтическому «мотиву вопроса».
Вспомним некоторые примеры, где вопрошающая интонация или интонация ожидания, неудовлетворенности выражена восходящим шагом: романс Чайковского «Отчего?» (то же название!). Здесь налицо и родственные восходящие интонации, и обращение к поэту (Гейне через Мея), близкому Шуману. Напомним также заключительную интонацию вступления к арии Ленского («златые дни?»).

Своего рода доказательство «от противного» - прощальные интонации обратного направления III ->I от тонической терции к npиме: окончания первых частей 12-й и 17-й сонат, особенно же «Lebe wohl» 26-й сонаты Бетховена; окончания 8-го ноктюрна Des-dur, баллады g-moll и первой части баллады F-dur Шопена; «прощание с учителем» - Л. В. Николаевым, которое видят в главной теме первой части 2-й фортепианной сонаты Шостаковича. Еще очевиднее семантика троекратной басовой интонации F-D в коде первой части его 5-й симфонии. В создании эффекта скорбно-примиренной прощальности участвуют интонации V-I (трубы, литавры pp) III-I (струнные и арфы в глубоких басах), хроматическое «расставание со звукорядом» (челеста), одиноко-тоскливый звук солирующей скрипки, символизирующий уход в бесконечную высь;
3 «Музыка как бы воспроизводит из обычной речевой интонации вопроса ее две характерные черты - линию повышения и незавершенность окончания (Житомирский Д. Цит. соч., с. 356).

все это дано троекратно, по традиционной формуле прощания. В этом гениальном эпизоде для нас особый интерес представляет взаимооттеняющее действие двух интонаций: жестковатая, бесповоротная утвердительность V-I (ямб, восхождение) смягчается и переосмысляется терцовостью III-I (хорей, ниспадание). Весь идеально гармоничный комплекс в слиянии его разнообразных сторон оставляет сильнейшее впечатление. «Прощальность» связана с завершением, окончательным утверждением. Таким образом, противоложная семантика - вопросительно-незавершаемая - может быть выражена обратным интонационным ходом I ->I I I . Вернемся к двойственности главного мотива. В силу его частичной завершенности он, во-первых, звучит кратким афоризмом, а во-вторых, пригоден как для начала, так и для окончания. Он может быть концом и для первой части, и для всей пьесы. С другой стороны, благодаря незавершенности, он способен выражать основную идею пьесы.

Но отчего Шуман не воплотил вопрошающий характер более сильно, недвусмысленно? Отчего он не сделал этого (например, как в начальном мотиве прелюдии A-dur Шопена? Столь прямо поставленный в музыке вопрос требует быстрого ответа (как это и сделано - у Шопена). Шуман же хотел, очевидно, дать лишь первый намек на идею вопроса, а затем, шаг за шагом развивать, усиливать, углублять ее. Обратимся к фактуре. Она диалогична в силу имитационности.

Ведь вопрос, если ему посвящено целое произведение, не может быть однократен, не может быть задан лишь однажды. Он должен возникать вновь и вновь. Другими словами, он неотвязен. Это - вторая важная сторона содержания. Репризностъ в пределах периода послужила средством для ее воплощения.
Строение начального периода предвосхищает структуру всего произведения; налицо два концентра, в каждом из коих - «идея»,афористически выраженная как зерно, затем - ее развитие и возврат.
Переходя к анализу середины, мы прежде всего замечаем, что мотиву поначалу сообщается минорная окраска (транспозиция «зерна» в f-moll). Но все остальное дано в ином гармоническом плане и поражает глубиной неустойчивости. В целом середина звучит как типичный оминоренный предыкт к некоему мажору, но необычна его направленность: ведь Es-dur ceредины есть DD по отношению к главной ладотональности. Столь отдаленное соотношение станет понятнее, если мы определим его точнее - как предыкт не только к репризе вообще, но, в частности, к ее первому аккорду (он же начальный аккорд пьесы),-такие дальние или косвенные предыкты иногда применялись в романтической музыке (Лист, «У родника»). Этот первый аккорд, на который нацелена середина, - DD Des-dur. Он словно
принят за тонику, устой для середины. Вот почему доминантовый предыкт к нему в свою очередь есть D к DD, иначе говоря - тройная D. Как видим, композитор глубоко вторгся в область неустойчивости, и это явно связано со всем замыслом произведения.
В середине Шуман нашел новую форму для выражения идеи вопроса. Гармония сугубо неустойчива, все мотивы лишены нисходящего завершения (в первой части только основные мотивы- «края периода» были таковы). Дважды возникает, как бы «обнажается» подлинный «мотив вопроса» (ges - f - as), который близок вагнеровскому «мотиву судьбы». Структура представляет собой дробление без замыкания (4, 4, 2, 2, 2) и служит той же смысловой цели - учащению вопроса, его интенсификации; основной мотив звучит пять раз (а с учетом имитаций проведен семикратно).
Но вместе с тем становится все более очевидным еще один важный оттенок «идеи»: не только вопросительность и не только неотвязность вопроса, но и безответность. Это ощущается в подчеркнутой повторности неустойчивых мотивов, в напряженном ожидании разрешения и, наконец, в том, что незамкнутая структура дробления остается без уравновешивания. Запечатлевается лишь все более напряженное ожидание ответа; характер середины можно было бы определить как мягкую настоятельность. Особенно ощущается эта настойчивая просьба, мольба об ответе именно в момент сжатия построений - в троекратности повтора. Эта троекратность отразится и на репризе.
В середине было не столь уж трудно усилить, сгустить идею вопроса. Но как поступить в репризе? После неустойчивой середины, где «вопрос» был как нельзя более уместен, устойчивость репризы могла бы создать нежелательную «ответность». И композитор преодолел эту опасность, притом - двояко: 1) тематическим развитием негативного характера и 2) особой гармонической обработкой основного мотива.
1. В чем заключается «негативность» тематического развития? Реприза глубоко преобразована - она сведена к троекратному неизменному проведению основного мотива, который лишился дальнейшего развития, утратил способность к продолжению. Эта замена тематического движения подчеркнутой неизменностью повторов - тоже адекват безответности. Ведь и в первой части и в середине происходили какие-то смены, процессы мелодико-тематического и гармонического развития - здесь же словно всё отключено, кроме одного-единственного элемента, всё вопрошающего, всё ждущего ответа, реакции на вопрос. Так преодолена опасность ответности. Но отказавшись от мелодического развития, Шуман тем самым сильно ограничил себя. Не пострадала ли от этого сужения экспрепрессия репризы? Это могло произойти, если бы композитор не возместил ограничение средств репризы особым путем - полифонической концентрированностью. Продолжающий мотив в первой части пьесы появлялся только после умолкания основного мотива, здесь же он вступает на полтора такта раньше; возникает своего рода горизонтально-подвижной контрапункт:
Таким образом, реприза построена на сжатом диалоге, где оба голоса сдвинуты вплотную друг к другу. Это означает, что реприза, вопреки тем ограничениям, какие наложены на нее, очень насыщена в смысле лирической содержательности. К этому достоинству присоединяется и другое: регистрово-мелодическая перекличка означает типическую семантику прощания; таким образом она служит двум целям - и экспрессии и разъяснению формы (ощущение близости конца).
2. Шуман заставил устойчивую часть формы (репризу) выражать нечто неустойчивое, то есть служить той же вопросительности. Композитор действует путем гармонического переосмысления. Мы только что видели, что ответная фраза диалога усилила лирическую содержательность репризы и вместе с тем придала репризе прощальный оттенок. Но реприза наделена еще и третьим значением - именно она и осуществляет и г а р м о н и ч е-к о е переосмысление. Прием - один, результаты же столь различны! Шуман расшатывает тонику (повторными сильными отклонениями в субдоминанту - Ges-dur. Они могли бы укреплять тонику, но звук ces, появляясь вслед за разрешением в Т Des образует D7 Ges-dur, который -вместе с двумя предыдущими D7 As-dur и Des-dur - создает «доминантовую цепочку» DD-D-D->S, а эта последняя препятствует возникновению заключительного каданса. Друг за другом следуют три тритона.
Вместе с очень ярким тяготением а-b они усиливают субдоминантовый полюс, ослабляя полюс тонический. Вот почему создается впечатление, что тонику дезавуируют, ставят под сомнение; ее устойчивость воспринимается как сугубо относительная. Чувствуется колебание между двумя истолкованиями - то ли устойчивый каданс в Des-dur, то ли неустойчивое «многоточие».? Чарующее впечатление при этом оставляет акустический эффект: ces как 7-й обертон (в должной октаве!) как бы вырастает естественно из глубокого баса Des. Создавая тонкие структурные закономерности, композитор не забывает о красоте звучания («темная бархатность»). Замечательно, что и Шопен прибегал к аналогичному акустическому эффекту, главным образом в той же ладотональности (1-й ноктюрн, перед репризой; 8-й ноктюрн, вторая реприза; кода Колыбельной).
Итак, реприза, несмотря на свою сомнительную устойчивость, звучит как заключение. К ней приложены кодовые приемы, да она, в сущности, и трактована как кода. Резюмируя, можно сказать, что с точки зрения содержания в репризе прекрасно выявлены все три его стороны: она и вопросительна, и настоятельна в своей вопрошающей выразительности, и окончательно безответна.
Шуман сумел избегнуть утвердительности в репризе, заменив мелодико-тематическое движение неизменным повторением мотива вопроса; в то же время он возместил потенциальное обеднение репризы, подарив слушателям новый, особо концентрированный вариант лирического дуэта. В свою очередь, этот дуэт подчеркивает кодовый смысл репризы, ее грустную прощальность, но вместе с тем придает музыке характер ладовой двойственности, неопределенности, что очень гармонирует с идеей пьесы.
Можно понять роль этой репризы и более широко. Ведь получив кодовый оттенок, она звучит как нечто послерепризное. Это как бы «уже не реприза»; настоящей же репризы словно бы и не было - разработочная или развивающая часть, минуя репризную фазу развития, перешла прямо в коду. «Е щ е не реприза» переходит в «у ж е репризу». В этом смысле маленькая пьеса Шумана открывает большие горизонты, предвосхищая определенный тип реприз, сложившихся в XIX веке, - тип своего рода«разочаровывающих» реприз - они либо не дают в полной мере того положительного, чего ждешь от подобной части, либо звучат преждевременным свертыванием, эпилогом («постреприза» или даже «антиреприза»).
Таковы ноктюрн f-moll, прелюдия B-dur, этюд ор. 25 № 1 Шопена, вторая реприза 123-го сонета у Листа. С особой силой сказывается эта тенденция во вступлении к «Тристану», где подлинной репризы вообще нет: нарастающая предыктовая «предреприза» на доминантовом органном пункте Е - и угасающая, оминоренная «постреприза»- кода. Здесь мы встречаемся не
с чистой лирикой, но с чертами скрытого или даже явного драматизма. Именно под его влиянием реприза принимает необычный вид или даже отсутствует.
Позволим себе пойти еще дальше. Складывается особый вид развития, наблюдаемый в соотношениях разработок, реприз и код IXI-XX веков. В симфонических произведениях большого масштаба этот тип развития служит для выражения идей трагического характера: положительное начало трудно достижимо; оно приходит лишь тогда, когда действие, в сущности, уже закончилось: в эпилоге. Выдающимися образцами этого рода являются первые части 6-й симфонии Чайковского, 3-го концерта Рахманинова, 5-й симфонии Шостаковича.
Само собой разумеется, что видеть прямую, непосредственную связь между скромной пьесой Шумана и грандиозными симфоническими концепциями было бы нелепо. Эта связь носит отдаленный характер и проходит через целый ряд промежуточных звеньев. Но зародыш подобной драматургии уже есть у Шумана.
Возвратимся к явлениям, непосредственно связанным с нашей пьесой. Так же как в музыке для воплощения конфликтности не обязательно сталкивать две резко контрастирующие темы, так же для воплощения переживаний вопрошающего типа не обязательно диссонирующее, неустойчивое окончание. Композитор может действовать тоньше, не прямо, а косвенно, но в то же время глубоко. Шуман не дал здесь неустойчивого, диссонирующего, не тонического окончания, в отличие от написанных годом позже пьес «Детских сцен»: «Просьба ребенка» (D7) и «Дитя дремлет» (IV ступень). Пока мотив звучал в самом начале, его несовершенный каданс удовлетворял нас своей устойчивостью. Но в конце периода надо было, казалось бы, дать более высокую степень завершенности - а между тем, она не возросла, осталась такой, какой была в первых тактах и оттого кажется нам еще меньшей. Таким образом, мотив не меняется, тогда как ощущение незавершенности растет. Теперь прислушаемся к последнему звуку - f.
Тоническая терция как последний звук мелодии и как верхний горизонт репризы звучит под воздействием субдоминантового голоса до некоторой степени в окраске Ges-dur, где f- самый неустойчивый звук, вводный тон. Возникает вопрос-что же это, тоническая ли терция или же вводный тон? И этим знаком неудовлетворенного вопроса Шуман заканчивает пьесу.
Итак, три стадии, три этапа в развитии образа совпадают с тремя частями формы. Первая часть пьесы выявляет основную эмоцию, вторая ее усиливает, углубляет, а третья возвращает основную эмоцию, внешне ослабленную, но внутренне концентрированную.
Точное наименование формы - простая трехчастность развивающего типа с сокращенной и переработанной репризой. Все ее части трактованы с большой оригинальностью. Первая часть необычна по структуре (зеркальная симметрия), середина необычна по гармонии (опора на довольно отдаленную неустойчивость), реприза необычна по характеру изложения темы. При этом строение первого периода в миниатюре предвосхищает строение всего произведения, имея свою середину и репризу.
Налицо два круга, два концентра, в каждом из коих - «идея», ее развитие и возврат.
В чем заключается историческое значение произведений, подобных данной пьесе? В них следует видеть знамение времени - эпохи романтизма. Пристальное внимание композитора способен привлечь к себе один специфический оттенок эмоции, одна деталь душевной жизни. Малый лирический эпизод становится сюжетом целого произведения, которое единодушно признается гениальным.

Утверждается ценность человеческого переживания, пусть даже самого скромного и сдержанного. Вырабатывается искусство его выражения в сжатой, лаконичной, но высокоэкспрессивной форме. Сталкиваются две встречные тенденции: «автономия» эмоционального штриха, который получает право на самостоятельное выражение в целой форме, и эмоциональное насыщение миниатюры, при¬дание ей необычной ранее глубины, значительности. Этого еще не было в инструментальных
миниатюрах венских классиков и самого раннего из романтиков - Шуберта.
Одиноко ли это произведение у Шумана? Культивирование эмоций либо вопрошающего, либо томящегося типа налицо в ряде других произведений. Таковы уже упомянутая «Просьба ребенка», второе проведение главной партии в первой части Фантазии, побочная партия фортепианного концерта (Animato), конец песни № 1 из цикла «Любовь поэта» - как бы симметричное отражение концовки из «Просьбы ребенка». Ведь «вопрос» есть не что иное, как разновидность романтической неудовлетворенности, выражение мечты и тоски по прекрасному идеалу. «Вопросу» близки и такие оттенки душевной жизни, которые противоположны утверждающим или активно устремленным душевным движениям: такие, как колебание, сомнение, неуверенность. В процессе музыкального развития кают новые оттенки: в музыке можно услышать грустную мольбу, ласковость, беспокойство, выжидательность, быть может нежный упрек (zart - нежно, подчеркнул сам Шуман) 5. Не случаен выбор
5 Напомним о пьесе Чайковского ор. 72 № 3, «Tendres reproches» («Нежные упреки»).
- многозначительное «Warum?», а не просто «Eine Frage»e fie заключена ли здесь целая, хотя и малая программа: «Почему ты поступила (поступил) так»? Быть может, здесь и воспоминание о прошлом; на это предположение наталкивает весь характер изложения - какая-то дымка, которой все подернуто; медлительность темпа; сдержанность динамики, не превышающей очень относительное и кратковременное forte во второй половине середины; аккомпанемент, «плавающий» в беспрерывных мягких синкопах. Перед нами-развитие особого типа лирики, предельно мягкой, задушевной, «эвзебианской».
Обратимся к некоторым историческим сравнениям. Конечно, и до романтиков в музыке было сколько угодно интонаций вопросительного типа. Но они не дорастали до масштабов самостоятельного художественного образа. Права гражданства данный тип образа все-таки получает лишь в связи с романтизмом. В венском классицизме за вопросом по большей части
немедленно следовал ответ; отсюда и возникает вопросо-ответный тип периода, а также меньших построений. Один из редких примеров иного рода - начало финала в 4-й сонате Бетховена, не случайно коренящееся в музыке «предромантика» Филиппа Эмануэля Баха (имеется в виду его Рондо D-dur). У Бетховена усложнение эмоций неустойчивого типа носило особый
характер: если он и не замыкал вопрос ответом, то не столько выделял вопрос как таковой, сколько создавал коллизии, противоречия, куда вопросительное начало входило лишь как частность. Таковы «третьи четверти» в главных темах 5-й симфонии и «Аппассионаты»:
Но даже и этот частный момент скорее связан с нарастанием, накоплением сил, чем с ожиданием ответа. То, что у Бетховена было Предыктом, подготовленном, у романтиков обрело самостоятельность. Пронизанное «мотивами вопроса» Andante 26-й сонаты - уже признак позднего периода, приближающегося к романтизму. Замечателен в этом отношении 17-й
квартет ор. 135, написанный в конце 1826 года, то есть за 10 с лишним лет до «Warum?». Мы имеем в виду четвертую часть с ее заглавием «С трудом принятое решение» («Der schwer gefasste Entschluss» и эпиграфом «Muss es sein?») Ответ «Es muss sein!» Бетховен не случайно называет «решением».

Фразы вопрошающего характера нередки и в музыке Шуберта и иногда
очень выразительны, например, в таких песнях, как «Любопытство», «Любим ли ею я», «Весенний сон». Но далеко не всегда на них делается особый акцент. Иной раз Шуберт без колебаний кладет вопросительные фразы текста на совершенно устойчивую гармоническую симметрию (вопрос-ответ).
Причина заключается, конечно, в простодушном и менее рафинированном подходе к воплощению содержания, в запечатлении общего характера чувства и мысли. В песне «Двойник» мы находим замечательное подтверждение такого обобщающего подхода, но - обратного характера: при явно неустойчивой вопрошающей музыке фразы текста и первых двух куплетов утвердительны; музыка направлена на драматический вопрос третьего - последнего куплета, обращенный к двойнику («Двойник мой
странный, мой спутник угрюмый! Зачем напомнил мне любви непонятой терзанья?»).
У Шопена вопросительные моменты ограничиваются либо только первым предложением (ноктюрн H-dur, op. 32, g-moll, op. 37, главная партия 1-й баллады) или даже только его началом (соната b-moll, побочная партия), либо серединой (ноктюрн Fis-dur, op. 15), Шопен более классичен, его натура более гармонична. Недаром Асафьев выразил их различие следующими словами: «Шопен - совершенство, но Шуман эмоционально первозданнее: исповедь души»6. С отдельными темами вопрошающего типа можно встретиться у Чайковского (эпизод из Andante 5-й.симфонии, побочная партия секстета «Воспоминание о Флоренции» и др.); почти всегда они лиричны. Внутреннее родство шумановским прообразам налицо, но Чайковский неизменно трактует их лишь как фрагменты крупного целого.
Сравнения показывают, что при всех связях, общих чертах экспрессия «Warum?» все-таки остается специфической именно для Шумана.
Здесь, очевидно, сыграли свою роль и особые трудности, сопряженные с воплощением данного типа эмоций как самостоятельного образа. Если они выражены умеренно, то обычно озникает ответное устойчивое завершение. Если же они драматизированы - то данные образные рамки становятся тесными, и уже оснований говорить о сохранении данного типа. Шуман же нащупал такую тонкую образную прослойку, которая уже обходится без ответа, но еще не требует явной драматизации. Тем самым Шуман открыл новую область содержания. Вопросительных и н т о н аций в музыке миллионы, вопросительных тем уже несравненно меньше, произведение же уникально7. И в этом высший смысл того «индивидуального», что сумел выразить здесь Шуман.

7 Спустя столетие идея безответности возродилась в «зйестной пьесе Айвза «Вопрос без ответа».-В. Цуккерман

Великий композитор и знаменитый человек, жизнь которого была полна интересных, а подчас и трагических событий. О чём мечтал музыкант, смог ли воплотить в жизнь свои планы, как стал композитором? Отразилась ли личная жизнь на его творчестве? Об этом и других интересных фактах из жизни композитора мы и поговорим.
8 июня 1810 года в семье книгоиздателя появился на свет Роберт Александер Шуман, впоследствии ставший известным на весь мир композитором, музыкальным критиком. Семья обитала в немецком городке Цвиккау. Отец будущего музыканта был человеком достаточно обеспеченным, поэтому и образование желал дать сыну хорошее. Поначалу мальчик учился в местной гимназии. И уже с ранних лет проявил способности и стремление к музыке и литературному творчеству. В семилетнем возрасте начинает заниматься музыкой, играет на фортепиано.
Во время учёбы в гимназии сочиняет свои первые литературные произведения и становится организатором литературного кружка. А знакомство с творчеством писателя Ж. Поля сподвигнуло Шумана к написанию первого литературного произведения – романа. Но всё же музыка привлекала мальчика больше, и в десятилетнем возрасте Роберт пишет своё первое музыкальное произведение, которое и определило окончательно дальнейшую музыкальную судьбу Шумана. Поэтому он усердно занимается музыкой, берёт уроки игры на фортепиано, пишет песни и музыкальные зарисовки.
Окончив гимназию, в 1928г. юноша, по настоянию родителей, отправляется в Лейпцигский университет. Здесь он обучается на юриста. Но занятия музыкой всё так же привлекают юношу. И он продолжает брать уроки, но уже у нового учителя Ф. Вика, лучшего в то время фортепианного преподавателя. В 1829г. Роберт перевёлся на учёбу в университет г. Гельдейберга. Но и там, вместо изучения права, активно занимается музыкой. Он убеждает своих родителей в том, что юрист из него не получится, поскольку ему эта работа не интересна.
В 1830г. он вновь возвращается в Лейпциг, к своему преподавателю Ф.Вику. И во время одного из усердных фортепианных занятий Шуберт растягивает сухожилие. Травма была серьёзной, поэтому о карьере пианиста не могло быть и речи. Всё это заставило музыканта обратить своё внимание на стезю музыкального критики и композитора, чем он с успехом и занялся.

1834г. в жизни Шуберта ознаменовался открытием «Нового музыкального журнала» в г. Лейпциге. Молодой музыкант стал издателем журнала, а также и его главным автором. В этом издании находили поддержку все новые молодые музыканты, поскольку и Шуман был сторонником новых веяний в музыке и всячески поддерживал новаторские направления. Именно в это время и начался расцвет его творчества в качестве композитора. Все личные переживания по поводу неудавшейся карьеры пианиста отразились в музыкальных произведениях композитора. Но язык его произведений отличался от привычной в то время музыки. Его сочинения можно смело назвать психологическими. Но всё же слава к композитору, несмотря на непонимание многих музыкальных деятелей, пришла ещё при жизни.
В 1840г. Роберт Шуман женился на дочери своего музыкального учителя Ф. Вика, Кларе, которая была талантливой пианисткой. Под влиянием этого знаменательного события увидели свет такие сочинения композитора: «Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта», «Мирты». Также Шуман известен и как автор симфонических произведений. Среди них есть симфонии, оратория « Рай и Пери», опера «Гановева» и др. Но счастливая жизнь композитора омрачалась ухудшающимся состоянием здоровья. В течение двух лет композитор находился на лечении в психиатрической клинике. Лечение особого результата не принесло и в 1856г. Р. Шуман скончался, оставив после себя богатое музыкальное наследие.

По праву называются величайшими композиторами 19 века. Но чаще слышится фраза шумановский период, такое название дается эпохе романтизма в мире музыки.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.


Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них - тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Личная жизнь

С будущей женой Кларой Жозефиной Вик композитор познакомился в юном возрасте в доме учителя по фортепиано – девушка оказалась дочерью Фридриха Вика. В 1840 году состоялось бракосочетание молодых. Этот год считается самым плодотворным для музыканта – написано 140 песен, а также год примечателен присвоением ученой степени доктора философии Лейпцигского университета.


Клара славилась знаменитой пианисткой, разъезжала по концертам, в которых муж сопровождал любимую. У пары родилось 8 детей, первые годы совместной жизни были похожи на сказку о любви со счастливым продолжением. Спустя 4 года у Роберта Шумана начинают проявляться острые приступы нервного расстройства. Критики предполагают, что причина этого - жена композитора.

До свадьбы музыкант боролся за право стать мужем знаменитой пианистки, в большей степени с отцом девушки, который категорически не одобрял намерения Шумана. Вопреки препятствиям, созданным будущим тестем (дело дошло до судебных разбирательств), Роберт Шуман женился по любви.


После бракосочетания пришлось бороться с популярностью и признанием жены. И хотя Роберт Шуман был признанным и знаменитым композитором, ощущение того, что музыкант прячется в тени славы Клары, не покидало. В результате душевных переживаний Роберт Шуман делает перерыв длиной в два года в творчестве.

История любви о романтических отношениях творческой пары Клары и Роберта Шуманов воплощена в фильме «Песнь любви», увидевшем свет в Америке в 1947 году.

Смерть

В 1853 году знаменитые композитор и пианистка отправляются путешествовать по Голландии, где пару принимали с почестями, но через некоторое время симптомы болезни резко обострились. Композитор предпринял попытку самоубийства, спрыгнув в реку Рейн, но музыканта спасли.


После этого случая был помещен в психиатрическую клинику возле Бонна, встречи с женой разрешались редко. 29 июля 1856 года в 46 лет великий композитор скончался. По результатам вскрытия причина болезни и смерти в раннем возрасте – переполненные кровью сосуды и повреждения в мозге.

Произведения

  • 1831 – «Бабочки»
  • 1834 – «Карнавал»
  • 1837 – «Фантастические отрывки»
  • 1838 – «Детские сцены»
  • 1840 – «Любовь поэта»
  • 1848 – «Альбом для юношества»


Имя: Роберт Шуман (Robert Shuman)

Возраст: 46 лет

Место рождения: Цвиккау, Германия

Место смерти: Бонн, Германия

Деятельность: Немецкий композитор, педагог

Семейное положение: был женат

Роберт Шуман - биография

Композитор, сочинения которого были популярны не только в Германии, но и во всём мире. Шуман застал в музыке эпоху романтизма, к которой он стремился, став музыкантом, но судьба распорядилась иначе.

Детские годы, семья музыканта

В семье далеко не бедного издателя книг и писателя родился мальчик Роберт. Отец дал сыну достойное образование. Очень рано у ребёнка проявился талант к литературе и музыке, и отец нанял для него учителя, который был местным органистом. Уже в десятилетнем возрасте мальчик сочинял композиции для хора и оркестра. Как и все дети, маленький Шуман учился в гимназии, любил произведения Джорджа Байрона, который относился к романтическому направлению в литературе.


Трудно было предугадать, какой будет биография мальчика. Ведь долгое время Роберт писал статьи, которые помещались в энциклопедии. Эти научные книги выходили в издательстве Шумана – старшего. Мальчик был увлечён филологией, потому и сомневался в дальнейшем в выборе профессии. Стихи, комедии и драмы, выходящие из-под его пера, получали высокую оценку специалистов.

Обучение

Сначала Роберт обучался в университете Лейпцига, затем в Гейдельберге. Мать настаивала на приобретении профессии юриста, а сам юноша очень любил музыку. Он прекрасно играл на фортепиано и мечтал давать концерты, играя на пианино. Мать, наконец-то, сдалась и дала своё разрешение обучаться музыке. Вернувшись в родной город, будущий композитор берёт уроки игры на фортепиано. К великому сожалению родителей и его самого, у Роберта параличом были повреждены два пальца руки. Причина паралича неизвестна, но о биографии пианиста и гастролирующего музыканта пришлось забыть.


Характер юноши круто изменился: он стал молчалив, прекратил шутить, стал ранимым. Теперь сочинительство занимает всё свободное время Шумана. В пьесах композитора прослеживается не только сюжетная линия, но и психологизм ситуации. Роберт Шуман является последователем творчества Ф.Шуберта, для создания своих вокальных произведений использует стихи великого Г.Гейне. Композитор только иногда приближает свою музыку к народным немецким песням.

Давняя мечта Шумана

Роберт Шуман давно мечтал об опере, но этот жанр никак не удавался автору. Когда опера «Геновева» была завершена, она не смогла найти своего зрителя и поклонников. Композитор продолжает создавать увертюры, концерты, симфонии. Вся музыка насыщена драматизмом, лиричностью и жизнерадостностью. Шумана ценят за тот вклад, который он внёс в музыкальную критику.

Взгляды композитора разделяли Феликс Мендельсон и Ференц Лист, П.И.Чайковский . Он тоже поддерживал их творчество, создавая статьи в основанной им «Новой музыкальной газете». У композитора много произведений, но самыми значимыми в его творчестве считаются циклы романсов «Круг песен» и «Любовь поэта». Шуман сочиняют циклы для фортепиано «Бабочки», «Крейслериана» и «Карнавал».

Роберт Шуман - биография личной жизни

Роберт женился почти в тридцать лет, взяв в жёны дочь своего учителя. Клара Вик понимала своего мужа, так как сама прекрасно играла на пианино и уже прославилась в исполнительском искусстве. Брак был единственным, и, несмотря на всю сложность характера Роберта, счастливым. Восемь детей стали продолжателями рода великого композитора. Любовь Роберта и Клары расцветала вместе с тем, как на глазах композитора взрослела и расцветала сначала девятилетняя девочка, затем подросток в 15 лет. Тогда Шуман и признался впервые Кларе. Но отец девочки был категорически против их отношений.


Спустя три года, после совершеннолетия Клары, молодые люди пришли в суд за разрешением на бракосочетание. У Шумана очень рано начались проблемы со здоровьем. В 35 лет у него стали проявляться признаки расстройства на нервной почве. Его преследовали звуки, ноты, оркестровая какофония. Иногда всё облекалось в музыку, но чаще всего это сводило с ума композитора. На два года он ушёл из профессии. Постепенно возвратясь к прежним своим обязанностям, сочиняя и воспитывая детей, он снова погружается в депрессию.


В возрасте 44 лет, Роберт совершает попытку самоубийства, прыгнув в реку Рейн с моста. Его спасли, но поместили в больницу для психически больных людей, в которой он пролежал два года. В его жизни самым близким другом был Иоганн Брамс, который чаще всего виделся с композитором и сообщал обо всех изменениях в самочувствии Шумана. Клара в этот период давала концерты и зарабатывала средства на пропитание детей. Смерть наступила в 46 лет. Биография великого композитора завершилась слишком рано.

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.

В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Личная жизнь

В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.

Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.

Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».

Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.

При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.

Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.