Современное состояние вооруженных сил сирии. "судные дни" сирийской армии

Российские военнослужащие в Сирии действительно присутствуют достаточно давно. Этот факт на недавней V Московской конференции по международной безопасности подтвердил начальник Генштаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов: «Российские военные советники оказывают помощь командованию сирийской армии в планировании боевых операций против бандформирований, участвуют в обучении и подготовке к боевым действиям резервных соединений и воинских частей».Группа советских военных специалистов как сводное воинское формирование ВС СССР была направлена в Сирию еще в 1956 году. Позже, в 1973 и 1983 годах, численность контингента была увеличена за счет регулярных частей Советской армии, что рассматривалось как противостояние в холодной войне между СССР и США и борьба за влияние в стратегически важном регионе Ближнего Востока.В Сирии на протяжении многих десятилетий был традиционно сильный и укомплектованный аппарат советских военных советников и специалистов, которые входили во все управленческие звенья сирийской армии. Круг их обязанностей порой выходил за пределы полномочий советников.Советские военные советники и специалисты – летчики, моряки, зенитчики, танкисты – принимали непосредственное участие в боевых действиях на сирийско-израильском фронте. Из наиболее известных – «Шестидневная война» (1967 год), «Война на истощение» (1970 год), «Война в воздухе» (1972 год), «Война Судного дня» (1973 год), «Ливанская война» (1982 год), «Оккупация и морская блокада Ливана силами НАТО» (1983 год).В последующие годы советские специалисты передавали арабам боевой опыт и обучали сирийцев владению боевой техникой и оружием, которое поставлялось в Сирию из Советского Союза, а в последующем из России.«Уже с конца 70-х годов прошлого века наши военные советники не принимали участия в активных боевых действиях в Сирии, – рассказывает бывший советник начальника сирийской военной академии в Алеппо полковник Анатолий Матвейчук. – Большей частью работа аппарата главного военного советника в это время сводилась именно к советническим функциям, преподавательской работе, обучению сирийцев использованию военной техники, которая поставлялась из нашей страны.Упор делался на то, чтобы обучать местных инструкторов, которые должны были в последующем готовить местных специалистов для сирийской армии. Большое внимание уделялось политической подготовке сирийцев – сказывалась социалистическая идеология тех времен. Но технические навыки в обучении были основными: сирийские солдаты, будучи храбрыми воинами, овладевали сложной военной техникой не так успешно, как этого требовали нормативы».Нынешний контингент российских военных советников в Сирии увеличивается – с учетом развития ситуации в этой стране. Только не нужно путать его с обеспечением безопасности российского контингента, который охраняет авиабазу на аэродроме Хмеймим и еще ряд российских объектов на территории этой страны. Там, помимо летного и технического персонала ВКС России, являющихся основными участниками операции по уничтожению террористической организации «Исламское государство» (запрещена в РФ), находятся и иные силы обеспечения безопасности.Понятно, что они не стоят шеренгой вдоль взлетно-посадочной полосы в Хмеймиме и выполняют свои задачи, в том числе связанные с возможной эвакуацией экипажей российских самолетов за пределами базы. Но этот контингент – не российские советники, а именно силы, предназначенные для обеспечения безопасности.«Координация действий сирийской армии со стороны российских советников является стратегической задачей, – говорит полковник Анатолий Матвейчук. – Нынешние военные операции, которые проводились в провинции Алеппо и при освобождении Пальмиры являются стратегическими. Опыт наших офицеров и генералов, которые сейчас находятся в Сирии, в подобной ситуации крайне необходим.У них за плечами опыт Афганистана, чеченских кампаний. Вот для примера: сейчас сирийских механиков-водителей готовят наши советники за один месяц, вместо прежних трех. Точно в такой же пропорции увеличилась и эффективность командно-штабных действий сирийских военачальников».Среди тех, кто сегодня находится в составе аппарата главного военного советника в Сирии, высокопоставленные российские офицеры, которые выступают в роли как преподавателей военных академий, так и консультантов в высоких штабах сирийской армии. Российские советники в младшем звании обучают своих коллег на уровне от бригады до батальона.Технические специалисты занимаются переучиванием сирийцев на современные виды вооружений, которые Россия исправно поставляет по договоренностям с этой арабской республикой. Есть еще целый штат российских военных переводчиков-арабистов, среди которых присутствуют даже курсанты-лингвисты последних курсов Военного университета.«Советнический аппарат в Сирии достигал трех тысяч человек, это были специалисты различного уровня, – говорит военный эксперт Владислав Шурыгин. – Его сильно подрубил в свое время экс-министр обороны Анатолий Сердюков, помножив, образно говоря, на ноль. Численность советников уменьшилась в пять раз.Сейчас разворачивается полноценная структура советников, которые способны помочь правительственной армии Сирии эффективно вести боевые действия против джихадистов, что и было продемонстрировано во время последних наступательных операций сирийской правительственной армии. И их роль здесь ничуть не меньше, чем удары с воздуха российской авиации ВКС».Эксперт считает, что России нет смысла слать в Сирию полноценные боевые подразделения для наземной операции, в которой неизбежны большие людские потери. Наиболее эффективно применение именно военных советников, которые будут проводить обучение сирийцев на уровне батальонно-тактических групп, а при необходимости и координировать их действия во время боевых действий.«Роль советников – ключевая, – говорит Владислав Шурыгин. – Чтобы побеждать, нужно научиться воевать. Этому и способны обучить наши советники, обладающие огромным боевым опытом, сирийских коллег. И эффект уже очевиден: если еще год назад сирийские танки катались взад-вперед, беспорядочно стреляя, то сейчас в организации их наступления видна хорошо продуманная тактика. И обучили сирийцев именно наши советники».

На веб-сайте Российского совета по международным делам (РСМД) 28 апреля 2017 года была опубликована небезынтересная руководителя Центра исламских исследований Института инновационного развития (ИИР) Кирилла Семенова "Вооруженные силы Сирии на седьмой год войны: от регулярной армии к добровольческим корпусам", посвященная нынешнему состоянию правительственных вооруженных сил Сирии.

Подразделения Сирийской Арабской армии в районе Пальмиры. 03.03.2017 (c) Олег Блохин / www.facebook.com

С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы.

Сирийская арабская армия

В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я). В них был переизбыток танков и иной бронетехники и дефицит легких мобильных, хорошо подготовленных подразделений. Они также имели громоздкую штатно-организационную структуру и не могли решать поставленные задачи в ходе внутреннего конфликта.

Массовое дезертирство окончательно поставило крест на боеспособности этих дивизий, за исключением 4-й механизированной, 14-й и 15-й дивизий специальных сил, а также «Республиканской гвардии». Из остальных дивизий, чьи штабы одновременно являлись и штабами военных секторов, был выделен их боеспособный компонент, сведенный обычно в одну из четырех штатных бригад. Так, например, в 1-й танковой дивизии такой бригадой стала 76-я и в 10-й дивизии — 56-я бригада. На основе штабов дивизий удалось создать элементы командования по территориальному принципу, большинство из которых действуют и до настоящего времени (кроме штаба дивизии в Ракке). Они послужили основой территориальных или позиционных сил.

Большинство дивизий или бригад с их номерами являлись соединениями подобного дивизионного и бригадного уровня только на бумаге и в сводках новостей. В реальности они не представляют соответствующей боевой ценности. Скорее, они напоминают дивизии и бригады российской армии времен первой чеченской кампании. Данная ситуация сохраняется и в настоящее время, и второе падение Пальмиры в декабре 2016 г. это наглядно продемонстрировало. Находящиеся поблизости в провинции Хомс военные части не смогли выделить каких-либо существенных подкреплений и направить их в помощь гарнизону Тадмора, несмотря на то, что на бумаге эти силы выглядели очень грозно. Таким образом, главными проблемами режима на первом этапе войны стали как комплектование САА личным составом, так и отсутствие в ней мобильных сил и легкой пехоты, способных оперативно затыкать бреши в случае возникновения угрозы на том или ином направлении, а также вести боевые действия в городских условиях и на местности со сложным рельефом.

Главными проблемами режима на первом этапе войны стали как комплектование САА личным составом, так и отсутствие в ней мобильных сил и легкой пехоты, способных оперативно затыкать бреши в случае возникновения угрозы, а также вести боевые действия в городских условиях и на местности со сложным рельефом.

Сформированные после 1982 г. для операций в горах Ливана четыре пехотные бригады быстро потеряли боеспособность, будучи набранными из нелояльных режиму сирийцев. В результате на первом этапе войны режим Б. Асада в качестве мобильных сил легкой пехоты мог рассчитывать лишь на 14-ю и 15-ю дивизии специальных сил. Их подразделения действовали по всей территории страны, перебрасываясь на различные участки. Такую же боевую работу выполняли и отдельные полки специального назначения. Спецназом, естественно, все эти силы можно было назвать весьма условно, так как они применялись исключительно как легкая пехота и штурмовые силы. Но надо отметить, что по уровню боевой выучки они превосходили иные сирийские соединения и части.

В качестве мобильных бронетанковых и механизированных подразделений, которые использовались по всей Сирии, на наиболее угрожаемых направлениях были бригады и батальоны 4-й механизированной дивизии, которые усиливались подразделениями иных «тяжелых» дивизий. Танковые и механизированные батальонные группы этих соединений часто применялись совместно с частями 14-й и 15-й дивизий специальных сил, обеспечивая им бронетанковую поддержку. Впоследствии также в качестве пехотного компонента 4-й дивизии часто использовались отряды ливанской «Хезболлы», как это можно было наблюдать, например, в ходе боев за Алеппо.

Тем не менее всех боеспособных соединений САА, включая части «Республиканской гвардии», которые также сохранили боеспособность, но были ориентированы прежде всего для обороны правительственных кварталов Дамаска, а одна бригада была развернута для защиты Латакии, было явно недостаточно не только для наступательных действий, но даже для обороны т.н. «Полезной Сирии». Собственно, и в настоящее время численность САА вряд ли может превышать 70 - 80 тыс. бойцов.

Шабиха и Национальные силы обороны

Режим не имел возможности восстановить в полной мере боеспособность САА ввиду массового уклонения от службы в ней. В такой ситуации Б. Асад был вынужден, по сути, пойти по пути своих противников, позволив любым лояльным ему группам, партиям и общественным движениям создавать собственные вооруженные группировки без какого-либо управления этим процессом из Дамаска.

За счет формирования большого количество военизированных структур различного происхождения, которые взяли на себя местные партийные ячейки БААС, крупные бизнесмены, связанные с режимом Б. Асада, или даже преступные сообщества, на протяжении 2012 г. была частично решена проблема комплектования вооруженных сил. Их удалось усилить пехотными подразделениями, которыми стали эти военизированные иррегулярные формирования. Их называли обобщенным наименованием «Шабиха». Начиная с 2012 г., Шабиха появляются во всех регионах Сирии, подконтрольных режиму. В тот период численность этих сил оценивалась в 40 тыс. чел. Однако в последующем она только возрастала.

Некоторые отряды действовали исключительно на ограниченной территории — в городском районе или поселке, где и были сформированы. Иные, например, созданные влиятельными магнатами, могли быть использованы во всей Сирии. Эти подразделения также сильно отличались по уровню экипировки и вооружения, подготовки бойцов, дисциплины. Некоторые представляли исключительно местные силы, другие имели сложную иерархию, ведущую в Дамаск. В любом случае Шабиха спасла армию от истощения и оказалась в некоторых случаях даже более эффективной и устойчивой в городских боях и при обороне населенных пунктов, чем САА.

Многие эти отряды обрели дурную славу, прежде всего связанную с их преступлениями против гражданского населения, что нашло отражение и в документах ООН. Вопреки распространенному мнению далеко не все группы Шабиха были алавитскими. Некоторые были сформированы из суннитов. Например, в Алеппо роль Шабихи играл суннитский гангстерский клан «Барри», прославившейся своей жестокостью; точно такую же репутацию завоевал христианский преступный клан, ранее контролировавший пути контрабанды, ставший Шабиха в районе Эль-Кусейра.

На следующей стадии военного конфликта реформированию подверглись уже собственно эти «разношерстные» иррегулярные формирования, которых попытались привести к общему знаменателю и придать им более или менее единое устройство. В связи с этим сирийские власти, начиная с 2013 г., создают «Национальные силы обороны» (НСО), подчиненные «Народным комитетам». В формировании этих подразделений приняли участие иранские военные советники, которые в качестве образца предложили структуру и программу обучения «Басидж» — иранской военизированной милиции.

Иностранные шиитские группировки

С учетом того, что САА даже с помощью НСО не была в состоянии переломить ход войны, в этот период в стране появляются «шиитские джихадисты» — иностранные боевики различных шиитских организаций из разных стран, которые с того момента становятся неотъемлемой частью вооруженных сил режима. Наиболее известные среди них — ливанская «Хезболла» и многочисленные иракские группы, такие как «Лива аль-Зульфикар» и «Лива Асадуллах аль-Галиб», возникшие на фундаменте «первопроходцев» шиитского джихада в Сирии из числа иракских сил — «Ливы Абу Фадль аль-Аббас» и конгломерат иракских шиитских группировок, связанных с «Асаиб Ахль аль-Хакк».

В САР также действуют формирования, подчиненные непосредственно иранскому командованию «Аль-Кудс». В частности, набранные из афганских шиитов «Фатимиюн» (их общая численность в лагерях в Иране составляет 18 тыс., из них 3-5 тыс. находятся в Сирии и меняются на основании ротации) и пакистанские «Зейнабиюн».

«Сирийская Хезболла» — сирийские шиитские группировки

Многие из этих иностранных шиитских группировок начинают формировать в Сирии свои «дочерние структуры» — как связанные с ними напрямую, так и финансируемые из шиитских фондов. Это так называемая «Сирийская Хезболла», в которую входят силы «Сирийского национального идеологического сопротивления» — местные филиалы ливанской «Хезболлы», а также «Сирийское исламское сопротивление», к которому можно отнести местные сирийские фракции иракских шиитских группировок. Эти силы состоят из сирийских граждан — как шиитов, так и «хомейнизированных» суннитов и алавитов. Так, например, иракская «Катаиб Сайид аш-Шухада» сформировала из сирийцев свой местный филиал — «Лива Сайида Рукайа». А действующая в осажденном Дейр-аз-Зоре «Лива имам Зейн аль-Абидин» — один из многих филиалов ливанской «Хезболлы» в САР. Большинство таких группировок фактически так и не вошли в НСО и по-прежнему пользуются самостоятельностью.

Другие группировки, наоборот, даже стали подразделениями САА. Так, в 4-й дивизии есть шиитский полк местной (сирийской) «Хезболлы» — «Лива Сейф аль-Махди». Общая численность всех формирований, связанных с Ираном, можно оценить в 130 тыс. чел. Из них 30 тыс. — это иностранные шиитские боевики и 100 тыс. — сирийские шиитские группировки и подразделение НСО, состоящие из суннитов и алавитов и иных сирийцев, но находящиеся под контролем иранских военных советников и частично или полностью финансируемые Ираном.

«Силы Тигра», «Соколы Пустыни» и частные военные фракции

Следует отметить, что наступило четкое «разделение труда» между САА и НСО, где армия в большой степени играет роль танковых и тяжелых механизированных подразделений, а НСО — пехотных частей, иногда даже посаженных на бронетехникику (БТР, БМП), принадлежащую армии. Тем не менее армейское командование прилагает усилия для создания собственного пехотного штурмового компонента, который должен был дополнить силы СпН из 14-ой и 15-ой дивизий. Таким образом, осенью 2013 г. появляются «Силы Тигра», развернутые в одноименную дивизию. Их формирование отражает общую картину состояния упадка регулярных частей САА, ее полную децентрализацию и хаотизацию.

Так, изначально призванные стать еще одним «элитным подразделением армии», эти силы находят серьезных спонсоров, связанных с разведкой ВВС и преследующих собственные цели. В результате они не столько усиливают 14-ю и 15-ю дивизии, сколько, наоборот, ослабляют их, переманивая наиболее подготовленных бойцов. Ослабили они и оставшиеся боеспособными армейские части, такие как 4-я механизированная дивизия или 11-я танковая, из которых также забирали лучшие офицерские кадры в подразделения дивизии «Силы Тигра» и его отдельные бригады — «Силы Гепарда» и «Силы Пантеры». При этом они подчиняются штабу САА весьма формально, будучи, по сути, подразделениями, связанными с разведкой ВВС. Пока, наконец, «Силы Тигра» не превращаются в полностью автономную «фракцию» сирийских проправительственных сил, имеющих и собственные танковые части (оснащенные новейшими российскими танками Т-90), и иные подразделения, обеспечивающие им широкую степень независимости.

Появление «Соколов Пустыни», уже исключительно частной военной компании, хоть и аффилированной с САА, также ослабляет состав 14-ой и 15-ой дивизий. Теперь их названия очень редко можно встретить в сводках боевых действий, в отличие от тех же «Тигров» или «Пустынных Соколов».

Таким образом, кроме САА и сил обороны появляется еще один компонент вооруженных формирований, действующих на стороне режима, — частные подразделения. Помимо уже названных соединений, к ним можно отнести подразделения «Катаиб аль-Джабалауи» и «Леопарды Хомса» (но есть и другие), сформированные Рами Маклуфом и его «Ассоциацией аль-Бустан».

Российский след — добровольческие штурмовые корпуса

Наконец, при участии российских военных советников начал формироваться 4-й добровольческий штурмовой корпус. Местом его формирования стала провинция Латакия. Примером послужила бригада «Щит Побережья», созданная в Латакии из местных алавитских добровольцев при поддержке «Республиканской гвардии».

Отличие 4-ого корпуса от ополченческих и территориальных НСО в том, что служба в нем не являлась альтернативой службе в САА. Корпус должен был формироваться из уже отслуживших «ветеранов» или тех, кто по тем или иным причинам были освобождены от службы. Но по факту его укомплектование, как это часто и бывало, происходит путем переманивания бойцов иных, в том числе конкурирующих, структур, то есть дивизий Армии или НСО. При поступлении в это подразделение сохранились гражданские зарплаты, к которым добавлялись новые выплаты, что указывает на серьезные источники финансирования.

В результате к осени 2015 г. из 6 набранных местных добровольческих бригад (некоторые, вероятно, перепрофилированные бригады НСО) и 103-й бригады «Республиканской гвардии», послужившей, скорее всего, в качестве штабной и резерва тяжелой техники, а также ряда иных частей и был развернут 4-ый штурмовой добровольческий корпус. Он смог добиться определенных успехов в ходе наступательных операций в Латакии в конце 2015 - начале 2016 гг. Само название «штурмовой» указывало на изменившуюся тенденцию. Теперь вместо оборонительных структур типа НСО и спонтанно возникших бригад «Щитов» (обороны побережья и т. д.) силы режима нацеливаются на наступательные операции.

После окончания формирования 4-ого корпуса начинается создание близкой к нему структуры — 5-ого штурмового добровольческого корпуса, но уже не регионального (Латакия), а общесирийского значения. Он должен быть укомплектован в том числе и за счет задействования «скрытых резервов». В частности, к службе в его бригадах будут привлекаться амнистированные повстанцы и дезертиры, а также иные избегающие военной службы лица. В то же время для поступления в корпус существует серьезный материальный стимул в виде сохранения довоенных зарплат и военных премий.

Если 4-ый корпус был развернут исключительно в Латакии и являлся скорее экспериментальным, то места формирования 5-го корпуса разбросаны по всей Сирии, и условия службы в нем несколько отличаются от 4-го корпуса. Не исключено, что силы 5-го корпуса будут тесно взаимодействовать с теми подразделениями на военных объектах, на которых они формируются (5-я танковая дивизия, 15-я дивизия СпН). Ожидается также, что эти силы могут создать нужный пехотный компонент для взаимодействия с «тяжелыми» батальонами САА вместо зависимых от Ирана НСО. Тем самым предусматривается возможность предоставить российскому военному командованию широкую степень независимости в проведении военных действий без необходимости привлекать проиранские формирования и менять в угоду им ход той или иной операции. Это вызывает настороженность у Тегерана. И, по некоторым данным, Иран настаивает на своем более активном участии в создании 5-го корпуса.

Кроме того, новой тенденцией развития вооруженных сил режима может стать укрепление «Республиканской гвардии», которая в конце концов должна будет поглотить все наиболее боеспособные части САА. В качестве образца может быть использовано формируемое в Алеппо новое соединение, которое объединит в своих рядах все части и подразделения Сирийской арабской армии, действующие в районе города, в новое формирование — 30-ю дивизию «Республиканской гвардии».

На каждом новом этапе реформ и попыток укрепить боеспособность лояльных ему сил, режим Б. Асада создает все новые и новые надстройки, каждая из которых имеет различную степень зависимости или независимости от Дамаска. И каждая из них опирается на поддержку того или иного зарубежного или внутреннего спонсора, являясь, по сути, его «прокси».

Само по себе наличие такого количества разрозненных и не подконтрольных в полной мере Дамаску структур закладывает под Сирию (а отнюдь не только под режим) бомбу замедленного действия, препятствует реализации договоренностей о прекращении огня и требует выработки ясной линии в отношении их будущего.

Под жарким солнцем Сирии

CИРИЯ... Произносишь это слово, и в памяти воскресают древняя история страны и бурные события последних десятилетий. С этим словом связано и многое другое, в частности волнения и переживания, вызванные предложением поехать в Сирию.

Пригласив меня к себе, министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Ф. Устинов начал разговор с жесткого и прямого вопроса: "Скажите честно, генерал, правильно ли мы остановили выбор на вас?" Затем Дмитрий Федорович коротко, но емко охарактеризовал обстановку на Ближнем Востоке, непосредственно в Сирийской Арабской Республике. Он говорил о нарастании противоречий между арабскими странами, о начале войны между Ираном и Ираком, об экспансионистских устремлениях Израиля, активизации действий экстремистской организации "Братья-мусульмане", направленных на дестабилизацию ситуации в Сирии.

Перед отъездом состоялись также обстоятельные беседы с начальником Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршалом Советского Союза Н.В. Огарковым, другими должностными лицами Министерства обороны. Большое значение имело и знакомство с документами, определяющими характер и динамику развития советско-сирийского военного сотрудничества.

Более детально обстановка в регионе предстала передо мной после первых встреч с послом СССР в Сирии Владимиром Ивановичем Юхиным, а также с офицерами аппарата главного военного советника. В первые же дни я был принят президентом САРХафезом Асадом, министром обороны Сирии Мустафой Тласом, другими высшими должностными лицами страны. В последующем с военными руководителями я поддерживал постоянные рабочие контакты путем личных встреч или по телефону.

Интерес представляют некоторые факты биографий президента CAP и министра обороны.

X. Асад родился в 1930 году в небольшом городе на северо-западе страны, недалеко от Латакии. Он был старшим сыном в большой крестьянской семье, общественно-политической деятельностью увлекся еще в школе. В одно время с обретением Сирией независимости вступил в БААС (Партия арабского социалистического возрождения). В 1955 году X. Асад поступил в военно-воздушное училище. Трудолюбие и талант сделали его лучшим пилотом страны. Летное мастерство он совершенствовал в Советском Союзе, в авиационном учебном центре под Фрунзе. Мне не раз приходилось слышать от президента Асада теплые отзывы об этом периоде его жизни.

В 1963 году организованная X. Асадом подпольная группа военных по-

могла партии БААС взять власть. Осторожный и прагматичный лидер, умеющий балансировать "на грани", X. Асад снискал уважение в партии и народе.

Министр обороны Сирии М. Тлас окончил танковый колледж, служил и воевал в Египте. Будучи командиром танкового батальона, познакомился с X. Асадом. Они сошлись во взглядах, вместе участвовали в политической борьбе. В 1970 году Тлас сыграл одну из важных ролей в отстранении от власти прежнего главы государства. В 1972 году он получил звание корпусного генерала, стал министром обороны, первым заместителем главнокомандующего. М. Тлас учился в Советском Союзе, окончил Военную академиюГенерального штаба. Один из его многочисленных научных трудов посвящен полководческому наследию Маршала Советского Союза Г. К. Жукова. М, Тлас - человек всесторонне образованный и, несомненно, одаренный. Он - автор нескольких поэтических сборников, художник-портретист, прекрасный фотограф, признанный в Сирии специалист по усовершенствованию фотокамер. ...Но вернемся в осень 1980 года.

События развивались стремительно. В начале октября Ирак и Иордания стали обвинять Сирию в разжигании конфликта между Ираном и Ираком. В Багдаде и Аммане появились сообщения о том, что в составе иранских войск якобы действуют сирийские и ливанские части. В разговоре по этому поводу начальник генерального штаба вооруженных сил Сирии корпусной генерал X. Шехаби мне сказал: "Иран не нуждается в иностранных добровольцах. У него есть миллионы своих доблестных бойцов, готовых дать отпор иракским захватчикам".

В эти дни Сирия заявила об установлении новых отношений с СССР. 9 октября в Москве между Советским Союзом и Сирией был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве. Этот документ ко многому обязывал весь аппарат главного военного советника. Прежде всего нужно было активизировать работу по совершенствованию форм оперативной и боевой подготовки сирийских войск и штабов. Для решения этих непростых задач нужно было усилить состав советников работоспособными, знающими дело специалистами. Министерство обороны СССР пошло навстречу нашим предложениям: в короткие сроки основные звенья советнического аппарата были укомплектованы опытными генералами и офицерами. На должность заместителя по вооружению прибыл генерал-майор В.Н. Гурьев - высококвалифицированный специалист и прекрасный организатор. Старшим советникомпо средствам противовоздушной обороны (ПВО) стал генерал-лейтенант К.С. Бабенко. Он был переведен в Сирию с должности заместителя командующего войсками Бакинского округа ПВО. Старшими советниками по военно-воздушным силам (ВВС) и средствам радиоэлектронной борьбы (РЭБ) назначены генерал-майор авиации В.А. Соколов и генерал-майор Ю.С. Ульченко.

Работали мы, не считаясь со временем. Уже в середине ноября, к удивлению министра обороны CAP М. Тласа, документы по оперативной и боевой подготовке на 1981 год были разработаны и переведены на арабский язык.

Верховный главнокомандующий X. Асад с благодарностью принял наши предложения, приказал внед-рить их во всех звеньях сирийских вооруженных сил.

Примерно с середины ноября со стороны сирийского военного руководства в отношении советских представителей стала проявляться некоторая неудовлетворенность. О причинах ее мы с послом В.И. Юхиным узнали 19 ноября, когда были приглашены к министру обороны Сирии. Он сказал, что мобилизационные ресурсы у Сирии имеются. В случае войны, а она уже не за горами, страна может развернуть миллионную армию, однако вооружения для нее нет, и этого почему-то в Москве не понимают.

Разговор закончился вручением послания председателя совета министров CAP А. Касема на имя А.Н. Косыгина. В письме была выражена неудовлетворенность сирийского руководства принятыми в Москве решениями о поставках вооружения и военной техники, изложена просьба о направлении в Сирию в 1981 - 1982 гг. новейшего специмущества на сумму около 2 млрд рублей, а также о пересмотре платежного баланса.

Вопрос о приоритете поставок над всеми другими сторонами советско-сирийского военного сотрудничества еще долго оставался в центре внимания обеих стран. Значительное продвижение вперед в этом вопросе наметилось с начала 1982 года, когда на Ближнем Востоке все явственнее ощущалось приближение крупного военного конфликта.

Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков потребовал представить подробный доклад о состоянии сирийских вооруженных сил с выводами и предложениями. Несколько суток кряду готовили документ, аргументируя каждое положение. С нашими выводами Генеральный штаб Вооруженных Сил СССР согласился. Однако вскоре последовал звонок от Огаркова с вопросом о слабых и сильных сторонах армииИзраиля. Я доложил свою точку зрения. Николай Васильевич внимательно выслушал, счел мои соображения резонными и пожелал успеха.

Со звонком Огаркова наверняка связано последовавшее через несколько дней после этого приглашение к начальнику генерального штаба CAP X. Шехаби. Он передал мне два послания на имя Н.В. Огаркова, которые приводятся ниже с сокращениями. В первом, в частности, говорилось:

"Уважаемый тов. маршал! По поручению правительства имею честь довести до Вас, что согласно решению политического руководства Сирии наша делегация будет иметь полномочия только на подписание соглашения о поставках, что касается соглашения

о размещении и заходах, то это соглашение находится в стадии рассмотрения политическим руководством страны с учетом развития текущих событий внутри страны, в регионе и в мире. [...]

Выражаем надежду, что наша делегация будет принята Вами в определенные сроки для окончательного подписания соглашения о поставках. X. Шехаби" Второе послание гласило: "Дорогой друг, тов. маршал! Те условия, которые ставят наши советские друзья, связывая подписание соглашения о поставках с подписанием соглашения о заходах, закладывают новое направление в отношениях между нашими двумя странами, и это направление не соответствует духу договора, подписанного двумя нашими президентами в октябре 1980 года. [...]

Я надеюсь, наши друзья понимают, что вопрос о заходах и размещении -это особый вопрос. Он связан со многими вопросами в регионе, а также независимостью и суверенитетом, и поэтому нуждается в более подробном двустороннем изучении и осмыслении с тем, чтобы не допустить непоправимых ошибок.

Мы отвергали и отвергаем все нападки и сравнения недругов нашего с Вами сотрудничества и проводимые ими параллели в отношении союза США и Израиля. Но нельзя не учитывать, а тем более забывать, что США только за последний год оказали Израилю помощь на 3 млрд долл., Египту - на 1,5 млрд и при этом, как нам известно, без предварительных условий.

Заканчивая письмо, хочу сказать: мы видим свой долг в том, чтобы развивать и закреплять наше сотрудничество. Такое сотрудничество, которое служило бы совместным интересам и поднимало наши отношения на еще более высокий уровень, чем в настоящее время. X. Шехаби".

Через два дня посол получил из Москвы указания. Первое:

"Дамаск, совпослу. Посетите совместно с главным военным советником министра обороны Тласа и передайте от политического руководства СССР наше согласие принять в Москве в апреле 1982 года в согласованные сроки сирийскую правительственную делегацию для переговоров и

подписания соглашения о поставке специмущества в соответствии с известными сирийской стороне решениями Советского правительства. Об исполнении телеграфируйте. Громыко".

"Только для Вас и главного военного советника.

Постановление Политбюро ЦК КПСС № 723 от 8.4.1982 г.

В целях поддержания режима X. Асада в его борьбе с антиправительственными выступлениями внутри страны и арабской реакцией признано целесообразным с нашей стороны не увязывать соглашение о размещении с соглашением о поставках. Л. Брежнев. 8 апреля 1982 г." Настоящим бальзамом на сердце стали для нас с послом эти телеграммы. Они означали, что удалось достигнуть главного: предотвратить такое развитие событий, когда бы СССР вольно или невольно был втянут в ближневосточный конфликт.

3 июня я направил в Москву шифро-телеграмму: "Начальнику Генерального штаба ВС СССР. Докладываю, что в ближайшие дни нужно ожидать вторжения сухопутной группировки ВС Израиля в Ливан"” 3.6.1982 г.

Свои предложения доложил министру обороны CAP М. Тласу, затем президенту. Они полностью согласились с такой оценкой обстановки.

Как мы и полагали, 5 июня израильская авиация нанесла удары по скоплениям палестинских военизированных формирований в районах Набатия, Арнун, Сайда и других.

Началась новая война в Ливане. По-разному ее оценили, да и сейчас еще продолжают противоречиво рассматривать политические и военные деятели, средства массовой информации. Забегая вперед, скажу, что война, несмотря на ожесточенность боев, размеры потерь сторон в личном составе и боевой технике, носила ограниченный характер, операции не распространялись на глубинные районы Сирии и Израиля.

Разработанный израильским генеральным штабом план боевых действий предусматривал в максимально короткие сроки выход израильских частей на подступы к Бейруту.

В долине Бекаа, через которую пролегал кратчайший путь к Дамаску, наступала танковая дивизия Израиля. Она была усилена подразделениями "Нахал" (военизированные молодежные формирования). Противостоящие ей военизированные палестинские формирования остановить ее, естественно, не могли.

Учитывая складывающуюся обстановку, сирийское командование выдвинуло сюда три передовых отряда по одному танковому батальону от 91-й танковой бригады на заблаговременно оборудованные в инженерном отношении рубежи. Каждый батальон был усилен ротой автоматчиков из полка коммандос и прикрывался зенитно-ракетными комплексами "Оса". Передовые отряды с подобными средствами усиления были выдвинуты и на центральном участке оборонительной полосы. Главные силы сирийской группировки в Ливане (тридивизии в первом эшелоне и две - во втором) к началу войны находились в запасных районах. В полосе обороны были оставлены только ограниченные силы. При этом широко использовались ложные цели: надувные, закамуфлированные под цвет местности танки, орудия, зенитно-ракетные комплексы, покрытые металлизированной краской и снабженные термоизлучателями. Благодаря этому огневой удар израильских войск перед форсированием реки Захрани 8 июня не достиг реальной цели. А вот воздушный десант и переправившиеся на противоположный берег реки передовые отряды противника встретили организованный отпор. Враг был остановлен, а в некоторых местах отброшен на исходные рубежи.

Главные силы израильских войск на северном берегу реки Захрани сосредоточились к утру 9 июня. К этому времени сирийские войска выдвинулись из запасных районов и заняли заранее оборудованные оборонительные полосы. С рассветом четыре танковые дивизии Израиля при поддержке артиллерии и авиации на фронте более 100 км - от побережья Средиземного моря до горных районов Гармон - двинулись в наступление. Столкнулись в противоборстве самые мощные на Ближнем Востоке вооруженные силы. С обеих сторон в сражении участвовало: более 200 тыс. человек личного состава (без учета палестинцев); около 3000 танков и БМП; свыше 3000 орудий и минометов; около 900 самолетов. По донесениям советских военных советников командиров корпусов, дивизий, бригад, сирийские войска сражались в целом хорошо.

На совещании с руководством генштаба, которое проводил лично главнокомандующий X. Асад, было сообщено, что в течение четырех дней сирийские ВВС произвели 958 боевых вылетов и сбили в воздушных боях 23 израильских самолета. Средствами ПВО CAP уничтожено 35 воздушных целей, из них 27 боевых самолетов, Сухопутные войска уничтожили 160 израильскихтанков, более 10 артиллерийских и зенитно-ракетных батарей, Войска противника понесли большие потери в живой силе. С 10 июня инициатива перешла в руки сирийского командования. Сложилась благоприятная обстановка для перехода к более активным действиям. Сирийцы стали готовить контрудар силами 1-й и 3-й танковых дивизий, 47-й и 51-й отдельных танковых бригад и четырех полков коммандос во фланг и тыл противника, прорвавшегося вдоль Средиземноморского побережья и вышедшего к Бейруту. Имелась реальная возможность окружить и уничтожить агрессора.

Однако события приняли иной, нежелательный для Сирии оборот, На выручку Израилю поспешили США и их союзники. В Дамаск последовала серия визитов высокопоставленных представителей американской администрации. Итогом их переговоров с руководителями CAP, сопровождавшихся нажимом и посулами, стало распоряжение президента X, Асада от 11 июня 1982 года о прекращении боевых действий сирийских войск против израильтян и закреплении их на достигнутых рубежах. Это перемирие было не в пользу Сирии. Американцы и их союзники по НАТО использовали передышку для сосредоточения своих флотов в Средиземном море, и в частности у побережья Ливана. Израильское командование получило время для перегруппировки сил и средств.

В мировом общественном мнении могло сложиться впечатление, будто Сирия потерпела поражение и капитулировала. Особую досаду вызывало то, что и в Москве далеко не все разобрались в сложившейся обстановке. Из различных видов вооруженных сил и родов войск в Дамаск, не спрашивая согласия руководства CAP, начали приезжать одна комиссия за другой. Интересовались, в частности, причинами уничтожения зенитно-ракетных комплексов, Причем виновников, как ни странно, искали прежде всего среди своих. Нетрудно представить, как чувствовали себя в этой неразберихе офицеры советнического аппарата. Мириться с таким положением дел больше было невозможно, и я решил обратиться к министру обороны СССР Маршалу Советского Союза Д.Ф. Устинову. По телефону я доложил, что перемирие ненадолго, схватка Сирии с Израилем еще впереди. Разговор продолжался более часа. Дмитрий Федорович не прерывал, внимательно слушал меня, в заключение сказал: "Надо согласиться с вами. Мы предпримем меры, чтобы поправить дело. Передайте сирийскому руководству: пусть немедленно, сегодняже, посылают в Москву делегацию, чтобы определить, какую технику, оружие и боеприпасы надо поставить в первую очередь. С этой делегацией пусть вылетает ваш заместитель по вооружению. Проверяющих, кроме Юрасова и Горшкова, откомандировать немедленно в Москву".

В продолжение и подкрепление телефонного разговора с Д.Ф. Устиновым я направил на его имя шифротелеграмму следующего содержания: "По различным источникам, а иногда и от лиц, которые были далеки от реально происходящих событий, делаются выводы о каком-то поражении и даже полном разгроме сирийских вооруженных сил в Ливане при отражении израильской агрессии. С такими выводами и сообщениями согласиться нельзя.

Во-первых, такие заключения полностью смыкаются с желанием США и всей мировой иудейской мафии: дискредитировать советское оружие, наше оперативное искусство и тактику, создать желаемый для них на этом этапе "миф о непобедимости".

Во-вторых, это не соответствует действительности. Сирийские вооруженные силы, как Вам известно, в активные боевые действия вступили только 9 июня 1982 года, когда израильтяне перенесли боевые действия в зону их ответственности, т.е. на четвертый день войны. Четырем танковым дивизиям и двум отдельным бригадам израильских войск нанесено серьезное поражение. К утру 11 июня сирийские войска полностью овладели инициативой и стали организованно контратаковать. На дамасском направлении провели артиллерийскую контрподготовку по району сосредоточения прибывшей 14-й танковой дивизии противника и сорвали ее ввод в сражение. Сирийскими войсками была отражена в Ливане и психическая атака, предпринятая с целью прорыва обороны в долине Бекаа и захвата автомагистрали Бейрут - Дамаск. Именно эта сложившаяся обстановка -переход инициативы в руки сирийцев -испугала США. Они поняли, что на этом этапе могут потерять свою "булаву" в лице Израиля на Ближнем Востоке и предприняли политический и дипломатический нажим, обман и шантаж, чтобы заставить руководство Сирии дать согласие на прекращение огня.

В-третьих, советское оружие и боевая техника при умелом их использовании показали свою надежность перед новейшей американо-израильской, а наши танки, особенно Т-72 и Т-62, - полное превосходство.

В-четвертых, сирийские соединения и части, принявшие участие в боевых действиях, не только не потеряли свою боевую способность, а наоборот, окрепли, уверовав в свою силу, убедились в надежности и превосходстве советского оружия в их руках. Прочно продолжают удерживать в Ливане занимаемые ими оборонительные рубежи на час прекращения огня, совершенствуют их в инженерном отношении и готовы к отражению атак противника в случае возобновления военных действий.

Оперативно-стратегическое руководство осуществлялось и продолжается при помощи наших советников при центральном аппарате министерства обороны Сирии. Верховный главнокомандующий - президент X. Асад и министр обороны Сирийской Арабской Республики М. Тлас работают в тесном контакте с нами. Решения по военным вопросам вырабатываются совместно.

В-пятых, ВВС и ПВО, части РЭБ, радио- и радиотехнические подразделения, оснащенные нашей техникой, делали и делают все возможное для выполнения задач. Но надо признать: наша техника уступает технике США и Израиля. В этих видах ВС, родах войск и спецвойсках ВС CAP много уязвимых мест, о чем я Вам докладывал раньше и подробно доложат сприбытием в Москву Л.И. Горшков - заместитель начальника ВПК при Совете Министров СССР и первый заместитель главкома ПВО страны генерал-полковник Е.С. Юрасов. Яшкин.

12 июня 1982 г.". Должен подчеркнуть, что после этого доклада положение начало исправляться, в том числе и в отношении освещения событий на Ближнем Востоке в отечественных средствах массовой информации. В Дамаске появились корреспонденты "Красной звезды", ТАСС, политические обозреватели Гостелерадио.

В развенчивании созданного западной пропагандой мифа об отставании нашей техники и вооружения значительный вклад внесли сирийские руководители.

"Это - безосновательная ложь, - говорил на 20-м съезде профсоюзов Сирии президент X. Асад. - Ложь, не выдержавшая испытаний в прошедших боя. Не выдержит она их и в грядущих сражениях". Президент привел такой пример: "Они много говорили об израильском танке "Меркава", утверждая, что он лучший в мире. Однако бои показали, что лучшим среди танков, участвовавших в сражении, был танк Т-72. Там, где этот танк противостоял израильским, последние не выдерживали". Аналогичные заявления не раз делал министр обороны CAP М. Тлас.

Немало примеров, опровергающих измышления сионистской пропаганды, публиковала сирийская печать.

"Наше оружие хорошее, и наши бойцы способны использовать его с максимальной эффективностью" - под таким заголовком сирийская газета "Тишрин" в двух номерах опубликовала репортаж из подразделения противовоздушной обороны. Воины этого подразделения в одном из боев сбили израильский самолет американского производства "Фантом", совершавший разведывательный полет над позициями сирийских частей.

В ряду мер, осуществленных в тот период советским руководством с целью поддержки Сирии в ее борьбе против израильской агрессии, важное значение имел приезд в CAP представительной делегации из Москвы во главе с Маршалом Советского Союза Н.В. Огарковым.

Рабочая группа делегации занималась определением потребностей вооруженных сил Сирии в новой технике, оружии, боеприпасах. Речь шла о боеприпасах так называемого объемного взрыва, а также ракетах "воздух -воздух" типа АА-8, АА-7. Вскоре в CAP стали прибывать советские самолеты МИГ-23 и МИГ-25. По своим боевым качествам они не уступали американским машинам Ф-15 и Ф-16.

Активизация поставок советского вооружения в Сирию, моральная поддержка, оказанная направлением в Дамаск столь представительной делегации, были тем более важны, что несколькими днями раньше, 18 июля, израильские войска, нарушив условия перемирия, обрушили огневые удары на сирийские позиции. Израильские войска предпринимали одну попытку за другой, чтобы прорвать оборону сирийцев в долине Бекаа, но они не увенчались успехом. И здесь сыграли важную роль не только упорство сирийских пехотинцев, артиллеристов, танкистов, не только навыки, приобретенные командным составом в быстром сосредоточении сил и средств на угрожаемых участках. Многое значило умелое инженерное оборудование позиций. Должен признаться, что нашим советникам непросто было этого добиться. Сирийские офицеры говорили: зачем тратить силы, зарываться в землю, если достигнуто перемирие? Позже, познав в боях роль инженерного оборудования местности, они искренне благодарили нас.

В ходе боевых действий хорошо зарекомендовали себя подвижные противотанковые подразделения, вооруженные противотанковыми управляемыми ракетами (ПТУР) "фагот". История их появления в сирийских механизированных бригадах такова. В один из первых дней войны советник при командующем сирийскими войсками в Ливане генерал-майор М.П. Носенко завел речь о подвижном противотанковом резерве.

"Идея хорошая, Михаил Петрович, но из чего его создать?" - спросил я.

"Подойдут наши ПТУР "фагот". Я их возможности хорошо знаю. Машины же для их установки подберем здесь", -ответил М.П. Носенко.

При очередном докладе в Москву я поделился этой идеей с первым заместителем министра обороны СССР Маршалом Советского Союза С.Л. Соколовым. Он поддержал наше предложение. Буквально на второй день специальными авиарейсами в Сирию были доставлены 120 ПТУР "Фагот" и” по шесть комплектов боеприпасов к ним. В мехбригадах 1-йи 3-й танковых дивизий и во вновь созданной 10-й механизированной дивизии сформировали подвижные противотанковые взводы на машинах-вездеходах. За несколько дней боев они уничтожили более 150 танков противника. Только одна 21-я мехбригада 3-й танковой дивизии в боях на подступах в Дамасскому плато уничтожила 59 боевых машин.

Хотелось бы привести и другие примеры умелых действий наших советников и специалистов, их мужества и доблести.

В боях за удержание шоссейной дороги Бейрут - Дамаск и на подступах к Дамасскому плато обстановка иногда складывалась так, что им приходилось браться за оружие. 20 июля мне пришлось поволноваться за генерал-майора М.П. Носенко. В тыл сирийских войск противник высадил тактический десант. Часть его просочилась в направлении пунктауправления М.П. Носенко. Группа управления в составе пяти советских и трех сирийских офицеров, а также двух экипажей радиостанций вступила в схватку. Около часа она отражала натиск, пока не подошла танковая рота. Общими усилиями противник был уничтожен. Вэтой схватке погибли два наших сержанта и два сирийских офицера. Получил ранение и М.П. Носенко.

В ходе боев случалось всякое. Военному советнику при командире 10-й механизированной дивизии генерал-майору В.В. Губкину пришлось временно принять командование соединением. Дивизия получила задачу занять полосу обороны в горных районах Алей. В ходе рекогносцировки командир дивизии бригадный генерал Эт-Дин Акла заболел. Перед эвакуацией в госпиталь он попросил генерала Губкина завершить работу. Командирам частейприказал беспрекословно выполнять указания советника. Дивизия своевременно заняла полосу обороны, оборудовала ее в инженерном отношении. Затем успешно отразила все атаки противника.

Вспоминая время, проведенное под жарким солнцем Сирии и Ливана, я всегда испытываю чувство гордости за своих боевых товарищей, военных советников и специалистов. Абсолютное большинство из них - люди высокого долга и чести, подлинные мастера своего дела. Об этом свидетельствуют и высокие награды, которыми отмечен их вклад в укрепление обороноспособности Сирии, Генерал-майор М.П. Носенко награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, а также четырьмя орденами Сирийской Арабской Республики. Военный советник при командующем ВВС CAP генерал-лейтенант авиации В.А. Соколов удостоен орденов Красного Знамени, Красной Звезды и двух сирийских наград. Мужество и отвагу проявили советники, находившиеся в войсках ПВО под руководством генерал-лейтенанта К.С. Бабенко.

Целеустремленно работал коллектив советников в частях РЭБ под руководством генерал-майора Ю.С, Уль-ченко. В короткие сроки он сумел внедрить в вооруженных силах CAP новую технику.

Доброго слова заслуживают советники при командирах дивизий, бригад и батальонов. Большую часть времени они работали на переднем крае, помогали сирийским командирам организовывать бой, проявляя при этом отвагу и мужество. Хочется отметить советника при командире 7-й механизированной дивизии, а потом при командире 1-го армейского корпуса генерал-майора Н.В. Логвинова, советников генерал-майоров Н.А. Лисов-ского, В.В. Губкина.

О событиях второй половины 1982-го, а также 1983 - 1984 гг. расскажу коротко.

В конце августа Израиль возобновил авиационные удары и артиллерийские обстрелы по сирийским позициям и атаки по всему фронту. Новое наступление было предпринято в Бейруте с целью овладеть городом. Сирия в ответ была вынуждена ввести в восточный Бейрут полки коммандос, две механизированные бригады и четыре отдельных танковых батальона. Атаки израильтян захлебнулись.

Новый президент Ливана Башир Жмайель обратился к президенту США Р. Рейгану с просьбой об оказании помощи. В Вашингтоне только этого и ждали. В середине сентября военно-морские силы НАТО устроили вокруг Бейрута морскую блокаду. В эти дни Израиль вновь попытался прорвать оборону сирийских войск, и вновь неудачно. То была, по сути, последняя серьёзная попытка Израиля добиться поставленных в Ливане целей. Она окончилась полным провалом как в военном, так и в политическом отношении. Вместе с тем Израиль демонстративно стал сосредоточивать свежие войскана юге Ливана, проводить их перегруппировку в целях освобождения территории для размещения сил НАТО.

Мы понимали, что руководство Сирии нуждается в поддержке, и докладывали об этом. В конце октября 1982 года нас с послом вызвали в Москву. Вслед за нами прибыла сирийская делегация во главе с президентом X. Асадом.

Начались переговоры. С нашей стороны в них участвовали Л.И. Брежнев, Н.А. Тихонов, Ю.В. Андропов, Д.Ф, Устинов, А.А. Громыко, Н.В. Огарков, посол в Сирийской Арабской Республике В.И. Юхин и автор этих строк. Главным итогом этих переговоров можно назвать решение о переброске в Сирию двух зенитно-ракетных полков, подразделений радиоэлектронной борьбы.

Новой советской техникой пополнялись сирийские ВВС и ПВО. В результате принятых мер противовоздушная оборона Сирии стала гораздо эффективнее той, что была в июне 1982 года. Это наглядно проявилось в декабре 1983-го, когда началась морская блокада Ливана силами четырех государств НАТО - США, Англии, Франции, Италии. Корабельная артиллерия большой мощности и бомбардировочная авиация стали наносить массированные удары по войскам национально-патриотических сил Ливана, оборонительным позициям сирийских войск в его центральной части. Одновременно авиация, ракетные войска и артиллерия Израиля обрушили огонь на сирийские войска в долине Бекаа и в горных районах Барук.

Сирийская армия нанесла ответные удары. По данным разведки это причинило ощутимый урон израильтянам. Огонь с их стороны стал значительно слабее.

В марте 1984 года в связи с изменением обстановки было принято решение о выводе нашего воинского контингента с территории CAP и передаче советской боевой техники и оружия вооруженным силам Сирии.

Советские военные советники и специалисты продолжали выполнять в Сирии свою дружественную миссию и в последующие годы. Хочется верить, что их вклад в укрепление обороноспособности этой древней и прекрасной страны будет по достоинству оценен ее благодарным народом.

Генерал-полковник в отставке Г.П. ЯШКИН

В современной ситуации на Ближнем Востоке боеготовность Вооруженных сил Сирийской Арабской Республики (ВС САР) играет одну из ключевых ролей. В результате гражданской войны, продолжающейся 4 года, Вооруженные силы САР серьезно пострадали и значительно сократились как из-за боевых потерь, так и из-за постепенного изнашивания оружия и военной техники. А финансовые затруднения, связанные с расходами на боевые действия, сократили возможности по проведению учебно-боевых мероприятий и крупных закупок современной боевой техники для перевооружения армии. В этих непростых условиях военно-политическое руководство Сирии осуществляет поиск партнеров для военно-технического сотрудничества и продолжает рассчитывать на восстановление широкомасштабного военного сотрудничества с Россией, которая не только поставляет в САР военную технику и оружие, но и по просьбе президента Башара Асада оказывает непосредственную помощь в войне против террористов путем нанесения воздушных ударов по их инфраструктуре. Кроме того, с целью поддержки действий Вооруженных сил САР было создано несколько военизированных организаций, таких как Национальные силы обороны.

Вооруженные силы Сирии организационно состоят из сухопутных войск, военно-воздушных сил и войск ПВО, военно-морских сил. Общая численность ВС САР 319 тыс. человек. В резерве насчитывается 354 тыс. человек. Мобилизационные ресурсы САР составляют 4 млн человек, в т. ч. годных к военной службе 2,3 млн. Военный бюджет в 2001 г. составил 1,9 млрд дол.Помимо вооруженных сил в Сирии имеются формирования жандармерии численностью до 8000 человек и Народной армии (ополчение).

По конституции Сирийской Арабской Республики (ст. 11) «Вооруженные силы и другие военные организации несут ответственность за целостность родины и защиту целей революции — единства, свободы и социализма» . Главными задачами сирийской армии являются защита страны от внешней агрессии, оказание содействия внешнеполитическим мероприятиям руководства республики и защита существующего в стране государственного строя.

Верховным главнокомандующим вооруженными силами САРявляется президент республики (в настоящее время — Башар Асад). Он возглавляет высший военно-политический орган страны — Совет национальной безопасности (СНБ), в состав которого входят министры обороны и внутренних дел, руководители специальных служб. При необходимости в заседаниях Совета принимают участие другие члены правительства и военачальники. СНБ вырабатывает основные направления военной политики и координирует деятельность организаций и учреждений, имеющих отношение к обороне страны.

Верховный главнокомандующий руководит вооруженными силами через министерство обороны и генеральный штаб. Ему непосредственно подчинены начальник генштаба и командующие видами вооруженных сил, а также ряд центральных управлений министерства обороны.

Министр обороны (назначается из числа военных) является первым заместителем верховного главнокомандующего и заместителем премьер-министра САР. Министерство обороны осуществляет повседневное руководство оснащением и боевой подготовкой армии, военно-административными органами, проводит мобилизационные мероприятия и организует вневойсковую подготовку населения.

Начальник генерального штаба является первым заместителем министра обороны и командующим сухопутными войсками. В оперативном отношении ему подчинены командующие видов вооруженных сил. Генеральный штаб осуществляет оперативное руководство войсками, разрабатывает планы их использования, ведает вопросами комплектования армии.

В военно-административном отношении территория САР разделена на шесть военных округов: Восточный, Дамасский, Приморский, Северный, Центральный и Южный.

В основу военной доктрины Сирийской Арабской Республики с начала 1990-х гг. положен принцип оборонительной достаточности, что определяет содержание, характер и направленность военного строительства. В качестве главного противника доктрина определяет Израиль. Не исключается также угроза возникновения вооруженных конфликтов с Турцией и Ираком. Предусматривается участие вооруженных сил Сирии в операциях по оказанию военной помощи арабским странам, как это было во время конфликта в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг., а с 1976 г. по настоящее время — в Ливане.

Военно-политическое руководство Сирии считает, что наличие сильной армии позволит ему быть равноправным партнером Израиля на переговорах о мире.

Основными составляющими национальной военной доктрины, по мнению сирийских специалистов, являются: экономическая подготовка войны; определение принципов руководства вооруженной борьбой; изучение характера возможной войны; определение форм и способов организации, подготовки и применения войск; определение сил и средств, необходимых для ведения вооруженной борьбы; подготовка театров военных действий.

Принятие Сирией оборонительной военной доктрины фактически явилось признанием со стороны руководства республики невозможности в современных условиях решить арабо-израильский (в т. ч. сирийско-израильский) конфликт военным путем, а также свидетельствует о намерении Дамаска осуществлять военное строительство с учетом реальных финансовых и экономических возможностей страны.

Со второй половины 1990-х гг. началось постепенное сокращение численности личного состава сирийских вооруженных сил. В первую очередь это затронуло сухопутные войска. Однако боевой состав и количество боевой техники СВ остаются пока без изменений. По оценкам иностранных экспертов, в этот период значительная часть оборонных расходов САР шла на ракетное оружие класса «земля-земля», а также на приобретение танков, противотанковых средств и поддержание технической готовности ВВС.

В условиях постоянно сохраняющейся напряженности в ближневосточном регионе и продолжения конфронтации с Израилем руководство страны уделяет постоянное внимание укреплению национальных вооруженных сил, повышению их боеспособности, технической оснащенности и всесторонней выучке личного состава.

В то же время Сирия, обладая ограниченным военно-экономическим потенциалом, не в состоянии выдержать без иностранной помощи длительную войну с Израилем, да и с другими соседними государствами. Однако нынешнее развязывание вооруженной оппозицией боевых действий при поддержке стран запада до сего времени не смогли сломить сирийскую армию. И хотя ситуация усугубилась в связи с вступлением в войну Исламского государства (ИГИЛ), также исподволь поддерживаемого некоторыми развитыми странами, ВС САР показали себя с самой лучшей стороны, а поддержка российских Военно-космических сил окончательно переломила ситуацию.

В соответствии с военно-стратегическим положением страны основная группировка вооруженных сил САР была развернута на юге, вблизи линии развода войск с Израилем и на территории Ливана. Так, в зоне, прилегающей к Голанским высотам, было сосредоточено четыре дивизии (механизированных — 2, танковых — 2) и две отдельные пехотные бригады.

На ливанской территории дислоцировался крупный контингент сирийских войск, насчитывающий около 18000 человек. Сирийские войска были размещены в пригородах Бейрута, в долине Бекаа, городах Триполи, Батрун и в районах Метн и Кфар-Фаллус. В июне 2001 г. сирийские войска были выведены из Бейрута. Военная инфраструктура, созданная сирийскими войсками в Ливане имела оборонительный характер.

В 2010 г. в стране прошли массовые антиправительственные волнения, направленные против президента страны Башара Асада и на прекращение правления партии Баас, инициированные спецслужбами нескольких западных и арабских стран. Выступления летом 2011 года переросли в открытое вооруженное противостояние между правительственными войсками и союзными им военизированными формированиями с одной стороны, и боевиками сирийской оппозиции с другой. В конфликте также участвуют курды, которые фактически устроили на северо-востоке и северо-западе САР автономные регионы с собственным правительством. С 2014 года в вооруженное противостояние включились боевики террористической организации Исламское государство (ИГИЛ).

Сообщалось, что в ходе гражданской войны сирийские вооруженные силы серьезно сократились – от свыше 300 тысяч человек в 2011 г. до 150 тысяч в 2015 г.

Сухопутные войска составляют основу вооруженных сил САР. Они насчитывают 215 тыс. человек. В резерве сухопутных войск числится 280 тыс. человек. В составе СВ имеются пехотные, механизированные, танковые, воздушно-десантные (специальные) войска, ракетные войска и артиллерия, соединения и части инженерных войск, разведывательные, связи, РЭБ, химической защиты, части и подразделения транспортного и тылового обеспечения, а также пограничные войска.

Сухопутные войска САР не имеют своего штаба, а его функции выполняют управления генерального штаба и министерства обороны. Главной задачей сухопутных войск считается оборона территории страны от возможного нападения Израиля и недопущение захвата его войсками важных районов республики.

В боевом составе сухопутных войск имеется три штаба армейских корпусов, 12 дивизий (механизированных — 3, танковых — 7, Республиканской гвардии (танковая) — 1, специальных войск — 1), 4 отдельные пехотные бригады, бригада пограничной охраны, 3 ракетные бригады (ОТР типа «Скад», ТР «Луна-М» и «Точка»), 2 артиллерийские бригады, 2 противотанковые бригады, 11 отдельных полков (танковых — 1, «коммандос» — 10). Резервный компонент представлен кадрированными соединениями и частями: танковой дивизией, танковыми бригадами (4), танковыми (4), пехотными (31) и артиллерийскими (3) полками.

Высшим оперативно-тактическим объединением считается армейский корпус, который не имеет постоянного штата. Основным тактическим соединением является дивизия.

В механизированной дивизии (штатная численность 16 тыс. человек) имеются две механизированные и две танковые бригады, артиллерийский полк, а также подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На ее вооружении состоит 300 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 боевых бронированных машин (ББМ).

Танковая дивизия (штатная численность15 тыс. человек) имеет в своем составе три танковые и механизированную бригаду, артиллерийский полк, подразделения боевого, технического и тылового обеспечения. На вооружении состоит 350 танков, 140 артиллерийских орудий, 200 ББМ.

Дивизия спецвойск состоит из трех полков специальных войск.

На вооружении сухопутных войск имеется: 26 ПУ ОТР Р-17 и «Скад-В», 18 ПУ ТР «Луна-М», 18 ПУ ТР «Точка», 4700 танков (Т-72/Т-72М — 1700, Т-62/Т-62М — 1000, Т-55/Т-55МВ — 2000), из них до 1200 танков находится на стационарных позициях или на консервации; 450 САУ (152-мм гаубиц (Г) 2С3 «Акация» — 50, 122-мм Г 2С1 — «Гвоздика» — 400); 1630 буксируемых орудий (180-мм пушек (П) С-23 — 10, 152-мм Г Д-20 — 20, 152-мм П — 50, 130-мм П М-46 — 800, 122-мм П — 100 (на консервации), 122-мм Г М-30 — 150, 122-мм Г Д-30 — 500); 480 РСЗО (122-мм БМ-21 «Град» — 280, 107-мм «Тип-63″ — 200); 659 минометов (240-мм — 9, 160-мм — 100, 120-мм — 350, 82-мм — 200); ПТРК («Малютка» — 3500, в т. ч. 2500 самоходных, «Фагот» — 150, «Милан» — 200, «Конкурс» — 200, «Метис», «Корнет-Э»); 55 ЗРК ближнего действия («Стрела-10″ — 35, «Стрела-1″ — 20); 4000 ПЗРК «Стрела-2″ и «Игла»; 2050 орудий зенитной артиллерии (100-мм КС-19 — 25, 57-мм С-60 — 675, 37-мм — 300, ЗСУ-23-4 «Шилка» — 400, ЗУ-23-2 — 650); 2350 БМП (БМП-1 — 2250, БМП-2 — 100); 1600 бронетранспортеров (БТР-152, БТР-60, БТР-50); 725 БРДМ-2, в т. ч. 85 БРДМ-2РХ.

Танковый парк вооруженных сил САР представлен в основном устаревшими машинами, то же относится и к БМП. В артиллерии мало самоходных орудий — до 80% артиллерийских систем представлены устаревшими образцами. Отсутствуют современные системы управления огнем и разведки. Основу противотанковых средств также составляют устаревшие комплексы, типа «Малютка», «Милан» и «Фагот». Много старой техники и в войсковой ПВО. Слабой остается войсковая ремонтная база, не хватает запасных частей. На недостаточно высоком уровне находится техническое обслуживание вооружения.

В соединениях, частях и подразделениях сухопутных войск регулярно проводятся мероприятия по боевой подготовке, в ходе которых отрабатываются задачи ведения боевых действий в различных условиях обстановки. Большое внимание командование уделяет изучению опыта действий войск и особенностям применения боевой техники в региональных вооруженных конфликтах на Ближнем Востоке.

В целом сухопутные войска САР поддерживаются в боеспособном состоянии, но их техническое оснащение требует коренного улучшения путем замены или серьезной модернизации значительного числа образцов боевой техники.

По некоторым данным к середине 2015 года в течение боевых действий различными оппозиционными группировками было захвачено от 200 до 400 танков (в основном Т-55 и Т-62) и около 200 боевых машин пехоты БМП-1. Тем не менее, армия пополняется новыми танками Т-72 российского производства.

Военно-воздушные силы и войска ПВО (100 тыс. человек, в т. ч. в ВВС — 40 тыс. и в ПВО 60 тыс. человек) представляют собой единый вид вооруженных сил.

Военно-воздушные силы состоят из бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, военно-транспортной, вертолетной и учебной авиации. На их вооружении имеется 478 боевых, 25 транспортных, 31 учебно-боевой и 106 учебных самолетов, 72 боевых и 110 транспортных вертолетов.

Бомбардировочная авиация представлена 20 самолетами Су-24 (2 эскадрильи). Истребительно-бомбардировочная авиация имеет 134 самолета (90 Су-22 различных модификаций в составе 5 эскадрилий и 44 МиГ-23бн в составе 2 эскадрилий). Истребительная авиация насчитывает 310 самолетов (16 эскадрилий): МиГ-29 — 20 (1 аэ), МиГ-25 — 30 (2 аэ), МиГ-23 различных модификаций — 90 (5 аэ), МиГ-21 различных модификаций — 170 (8 аэ). Разведывательная авиация имеет 14 самолетов (МиГ-25Р — 6, МиГ-21Р —

и беспилотные самолеты-разведчики. В 2000 г., по данным иностранной печати, ВВС САР, возможно, пополнились 4 истребителями Су-27 и 14 МиГ-29СМТ.

Военно-транспортная авиация (1 бригада) располагает 25 самолетами: Ил-76 — 4, Ан-26 — 5, Ту-134 — 6, Як-40 — 7, «Фалкон-20″ — 2, «Фалкон-900″ — 1.

Учебно-боевая авиация представлена 31 машиной: МиГ-25УБ — 5, МиГ-23УБ — 6, МиГ-21УБ — 20. Учебно-тренировочная авиация имеет 106 самолетов: L-39 — 80, ММВ-223 «Фламинго» — 20, «Мушак» — 6.

Боевые вертолеты представлены 87 машинами (48 Ми-25 и 39 SA-342L «Газель»), транспортные — 110 машинами (100 Ми-8/Ми-17 и 10 Ми-2). Имеется также несколько вертолетов РЭБ.

Военная авиация базируется на 21 аэродроме, основными из них являются: Абу-эд-Духур, Алеппо (Халеб), Блей, Дамаск (Меззе), Думейр, Дейр-эз-Зор, Насирия, Сейкаль, Тияс, Тифор, Хальхале и Хама.

На сирийские ВВС возложено решение следующих основных задач: нанесение ударов по объектам противника в тактической и оперативной глубине; оказание авиационной поддержки сухопутным войскам и ВМС; прикрытие во взаимодействии с наземными средствами ПВО крупных политико-административных центров, экономических объектов и группировок войск от ударов авиации противника; ведение воздушной разведки.

На вооружении ВВС состоят в основном устаревшие типы самолетов и вертолетов, имеющие ограниченные возможности по боевому применению. Даже наиболее современные типы самолетов МиГ-29 и Су-24 нуждаются в доработках. Командование испытывает трудности в ремонте и техническом обслуживании авиационной техники. Ощущается острая нехватка запасных частей. Слабым местом ВВС остается воздушная разведка. В создавшихся условиях сирийское командование крайне заинтересовано в приобретении новых современных типов боевых самолетов или модернизации существующих образцов. В целом же военно-воздушные силы САР поддерживаются в боеспособном состоянии.

ВВС принимают активное участие в продолжающейся гражданской войне. Сообщалось, что к 2015 году более 90% боевых вертолетов было выведено из строя, а сирийская армия вынуждена использовать для ударов по позициям боевиком в том числе и противолодочные вертолеты ВМС.

Части противовоздушной обороны представлены двумя дивизиями ПВО, 25 зенитными ракетными бригадами (отдельными и в составе дивизий ПВО, всего до 150 батарей), частями радиотехнических войск. На их вооружении имеется 908 ПУ ЗУР (600 С-75 и С-125, «Печора-2М», 200 «Квадрат», 48 ПУ ЗУР дальнего действия С-200 «Ангара» и С-200В «Вега», 60 ПУ ЗУР «Оса», а также до 4000 орудий зенитной артиллерии. Территория САР разделена на Северную и Южную зоны ПВО. Для управления силами и средствами противовоздушной обороны имеется три полностью компьютеризированных командных пункта.

На вооружении частей ПВО состоят в основном устаревшие зенитные ракетные комплексы С-75, С-125 и «Квадрат» (на последнем проведены частичные модернизационные работы), которые конечно не могут эффективно противодействовать современным средствам воздушного нападения. Командование, учитывая ту значительную роль, которую играла авиация в военных действиях в зоне Персидского залива, в войне в Югославии и ряде других локальных конфликтах, уделяет особое внимание укреплению сил и средств ПВО. В частности приняты на вооружение 12 систем С-125М «Печора-2М», а одним из новейших комплексов ПВО является российский «Бук-М2Э», поставленный в количестве 18 единиц.

На сегодняшний день именно наличие ПВО в Сирии является основным сдерживающим фактором от массированной агрессии с воздуха. Командование западных стран отлично понимает, что ПВО Сирии существенно новее и многочисленнее, чем системы ПВО Ливии, Ирака или Югославии, а потому их применение приведет к неприемлемым потерям стран антисирийской коалиции.

Военно-морские силы (4 тыс. человек) предназначены для обороны территориальных вод и морского побережья страны от ударов корабельных группировок противника, защиты морских коммуникаций. Штаб ВМС находится в г. Латакии. Корабли и катера базируются в трех военно-морских базах: Латакия (ГВМБ), Тартус, Мина-эль-Бейд. В составе ВМС имеются также ракетные и артиллерийские части береговой обороны, батальон наблюдения, эскадрилья вертолетов ПЛО и отряд боевых пловцов.

Корабельный состав ВМС САР включает 10 боевых кораблей, 18 боевых катеров, 4 вспомогательных судна, в т. ч. одно учебное и одно гидрографическое.

Боевые корабли представлены 2 фрегатами (советские малые противолодочные корабли пр.159АЭ, поставлены в 1975 г.), 3 средними десантными кораблями пр.770 (поставлены в 1981-1984 гг.) и 5 тральщиками советской постройки пр.1258 и пр.266, полученными в 1970-80-е годы. Боевые катера представлены 10 ракетными катерами пр.205 различных модификаций (поступили из СССР в 1979-1982 гг.), 8 патрульными катерами пр.1400МЭ советской постройки (поставлены в 1984-1986 гг.).

На вооружении морской авиации состоит 24 вертолета ПЛО (Ми-14 — 20, Ка-28 — 4).

Части береговой обороны имеют на вооружении 10 ПУ подвижных береговых ракетных комплексов («Редут — 4, «Рубеж» — 6, боезапас — 100 ракет обоих типов), 36 орудиями калибра 130 мм и 12 — калибра 100 мм. В 2010 г. Россией были поставлены 2 дивизиона новейшего комплекса «Бастион» с ПКР «Яхонт».

Корабли и катера сирийских ВМС большей частью физически изношены и морально устарели, требуют ремонта или замены на новые. В сложившихся условиях командование ВМС предпринимает все возможные шаги для поддержания корабельного состава в боеготовом состоянии.

Народная армия (НА) рассматривается в качестве резервного компонента вооруженных сил. Она насчитывает до 100 тыс. человек и подчиняется начальнику генерального штаба. Организационно состоит из отдельных батальонов, сформированных по территориальному признаку. Ее личный состав комплектуется из рабочих, крестьян, государственных служащих, подготовка которых осуществляется в ходе ежегодных сборов под руководством кадровых военных. Подразделения НА предназначены для охраны и обороны объектов тыла, кроме того, они привлекаются для решения задач гражданской обороны. В военное время численность Народной армии предполагается довести до 300 тыс. человек.

В настоящее время основной задачей военного строительства в САР является недопущение дальнейшего снижения уровня боеспособности национальных ВС и, по возможности, переоснащение их на более современные виды боевой техники. Однако данная задача является достаточно трудной. Ограниченность экономических ресурсов не позволяет стране самостоятельно укреплять национальный военный потенциал, а серьезных партнеров по военно-техническому сотрудничеству, которые помогли бы перевооружить армию, у Сирии не имеется. Сказывается и нехватка финансовых средств.

Сирия не имеет развитой военной промышленности. Военное производство представлено главным образом предприятиями по выпуску боеприпасов и стрелкового оружия. Имеются предприятия по ремонту вооружения и военной техники для всех видов ВС. Все они построены в 1970-1980-е гг. при техническом содействии СССР и других социалистических стран. В настоящее время у сирийцев нет крупных проектов развития военной промышленности.

Роль армии в политической жизни Сирии. Армия в САР представляет собой особый социальный институт, непосредственно влияющий на внутриполитическую обстановку в стране. Более того, ВС являются ведущей военно-политической силой Сирии. Наряду со спецслужбами, они полностью выведены из-под контроля конституционных органов власти и подчиняются непосредственно главе государства, который контролирует в них кадровые и структурные изменения. В армии разрешена политика только правящей партии Баас. С другой стороны, высшие армейские чины фактически представляют собой правящую партию военных.

Для идеологической обработки личного состава ВС в них действует разветвленная система политических органов. Ими руководит созданное в 1971 г. Политическое управление.

Основными задачами партийно-политической работы в армии являются: идеологическая обработка личного состава в духе любви к родине, преданности правящему режиму и лично президенту; воспитание у военнослужащих высоких моральных качеств, воспитание у военнослужащих ненависти к врагам Сирии; обеспечение высокой боеспособности соединений, частей, подразделений, вооруженных сил в целом; укрепление воинской дисциплины.

Система комплектования вооруженных сил и подготовки военных кадров основана на законе о всеобщей воинской обязанности 1953 г. и законоположении «О прохождении военной службы» 1968 г. Воинская служба подразделяется на действительную военную службу и службу в резерве.

В мирное время призыву на действительную военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 19 до 40 лет, годные по состоянию здоровья. Призыв производится два раза в год — в марте и сентябре. После прибытия на призывные пункты новобранцы распределяются по учебным центрам видов вооруженных сил и родов войск или направляются непосредственно в части. Ежегодно призывается до 125 тыс. человек. С 1953 г. действует система откупа от военной службы, чем широко пользуются зажиточные сирийцы (в конце 1990-х гг. ежегодное число «откупников» составило ок. 5 тыс. человек).

Продолжительность срочной службы — 2,5 года. До достижения 40 лет военнообязанный состоит в запасе, после чего переводится в пассивный резерв, подлежащий мобилизации только во время войны, когда на службу призываются мужчины в возрасте от 17 до 50 лет.

После окончания срочной службы солдаты и сержанты, пройдя соответствующую подготовку, могут остаться на сверхсрочную службу. В этом случае они заключают контракт с министерством обороны сроком не менее чем на пять лет, в последующем он может продлеваться до наступления 50-летнего возраста. Военнослужащие могут оформить контракт и сразу на предельный срок.

В Сирии действует разветвленная система военной подготовки допризывной молодежи в средних школах и университетах.

Сержантский состав готовится в специальных школах. Часть сержантских должностей комплектуется за счет выпускников высших учебных заведений, которые после окончания учебы обязаны отслужить действительную военную службу.

Для подготовки офицерских кадров в ВС САР имеются две военные академии: Высшая военная академия в Дамаске и Военно-техническая академия им. Х. Асада в Алеппо, а также военные колледжи (училища): пехотный, танковый, полевой артиллерии, военно-воздушный, военно-морской, ПВО, связи, инженерно-технический, химический, артиллерийского вооружения, РЭБ, тыла, политический, военной полиции. Женщины-офицеры готовятся в женском колледже.

При необходимости в вооруженные силы в качестве офицеров на должности врачей, юристов, инженеров (в основном по редким техническим специальностям) призывают выпускников гражданских высших учебных заведений. В отдельных случаях за мужество и героизм, проявленные на поле боя или при исполнении служебных обязанностей в мирное время, офицерское звание может быть присвоено солдатам и сержантам.