Так где же Моцарт похоронен? Страницы истории

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.

Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен , ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайера дописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель , чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина , в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен , Шуберт , Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.

В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвис на основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

Многие, думаю, помнят удручающую сцену похорон великого австрийца из формановского "Амадеуса" - убогие кладбищенские служащие вытряхнули из многоразового гроба зашитое в мешковину тело композитора в яму, наполовину уже наполненную другими такими же телами, посыпали известью, уехали за очередным "клиентом", оставив покойного и его "соседей" по могиле мокнуть под унылым дождём. Что может быть печальнее такого финала для блистательного музыканта, прославленного при жизни и после смерти?
Нашел тут материал, согласно которому всё было не настолько запущенно:

"...Похороны Моцарта были скромными. Но были ли проводы убогими, нищенскими, как обычно изображаются они биографами и беллетристами?

Недавно выявленные в архивах документы вносят существенные и разительные изменения в привычное представление.
В книге К. Бера 1966 года приведен регламент похорон в Австрии в последние десятилетия XVIII века. Уже после выхода в свет книги ее автору удалось разыскать новые подробные сведения об отпеваниях и погребениях, о разрядах похорон и их тарифах и в связи с этим детально изучить записи в так называемом Похоронном протоколе (Funeral-Protokoll) прихода св. Стефана за 1791 год. Результаты исследования изложены ученым в статье «Похороны Моцарта „по третьему разряду”» (1969).
Положением о похоронах (Stol- und Konduktsordnung) от 25 января 1782 года устанавливалось три класса (разряда) похорон для взрослых и по два класса для трех возрастных групп детей до 15 лет. Кроме того, сохранилось бесплатное погребение бедных (Armenbegräbnis), узаконенное декретом 1750 года. Классы различались составом обслуживающего персонала, подбором утвари, ассортиментом колоколов, участием музыки и, соответственно, размером оплаты.
Так, стоимость похорон по третьему разряду составляла 8 флоринов 56 крейцеров (флорин, или гульден, равнялся 60 крейцерам), по второму разряду—37 флоринов. Довольно дорого обходилась заупокойная музыка; например, «Мизерере» расценивалось в 6 гульденов. В низшем разряде музыка отсутствовала.
Имя Моцарта внесено в похоронную ведомость («протокол») по третьему классу с указанием приходского сбора (4 флорина 36 крейцеров) и церковного сбора (4 флорина 20 крейцеров), что в сумме составляло как раз 8 флоринов 56 крейцеров, а также дополнительной платы (3 флорина) за погребальную колесницу (Wagen) для следования гроба из церкви на кладбище (около пяти километров).
Согласно положению о похоронах, по указанной нормальной таксе (8 флоринов 56 крейцеров) предоставлялось следующее:
- персонал — священник, пономарь, четыре носильщика в плащах, четыре мальчика в ризах, служитель с крестом и могильщик;
- атрибуты — саван, распятие (или икона), четыре фонаря;
- могила, колокольный звон.
Такое оформление ритуала —наиболее распространенное в то время. Его обычно заказывали низшие и средние слои населения, а иногда и менее состоятельные дворянские семьи. Среди умерших 74 взрослых, отпетых в соборе св. Стефана с середины ноября до середины декабря 1791 года, свыше двух третей (51) относится к третьему классу. В первом классе значится 5 усопших, во втором — 7. Остальные 11—вне разрядов; их похоронили по самой упрощенной процедуре, даром — gratis.

Моцарт был похоронен в общей могиле. Но именно в могиле, а не в яме, которая якобы «без конца пополнялась» трупами бездомных и уголовных. И притом не в массовой могиле, а в групповой, где в регулярном порядке, на некотором расстоянии друг от друга, устанавливались четыре больших и два детских гроба. После заполнения всех мест гробы одновременно покрывались землей.
В ведомость собора св. Стефана, регистрировавшую похороны на кладбище св. Марка из разных общин, 6 декабря было внесено по собственной общине собора (община св. Стефана) имя одного только Моцарта, по другим общинам — пять имен (две женщины, девятилетняя девочка и двое новорожденных). Накануне были сделаны три записи, назавтра —также три. Среди поименованных в эти дни усопших были, надо полагать, те, кто нашел покой в одной могиле с Моцартом. К сожалению, записи не отражают состава каждой отдельной групповой могилы и не указывают ее точного местонахождения.
Периодически, раз в семь-десять лет, могилы перекапывались, и след останков навсегда исчезал.
Погребение в общих могилах не было чем-то исключительным в те времена. Напротив, индивидуальные могилы на кладбищах представляли собой исключение из правила (у аристократов была возможность захоронить останки в фамильных склепах). Иосиф II в своем доктринерском «рационализме» дошел до того, что в августе 1784 года издал декрет, запрещавший захоронение в гробах и устанавливавший предание земле тела, облаченного в полотняный мешок, поскольку, как мотивировалось в декрете, «при погребении; не может быть никакого другого намерения, кроме способствования возможно быстрейшему тлению...» (Бер, с. 125). Но это нововведение «просвещенного монарха» вызвало столь сильное недовольство, что уже в начале следующего года Иосиф вынужден был объявить введенный им порядок необязательным. Вместе с тем он подчеркнул, что во всем остальном (то есть в отношении общих могил) декрет 1784 года «остается в полной силе». Этот обычай сохранился при Леопольде II и даже при его преемнике Франце II. По декрету 1807 года отдельные могилы разрешались «лишь в совершенно особых случаях для лиц высших рангов и заслуг» и отступления от установленного порядка не допускалось «ни и коем случае». Можно, однако, полагать, что на практике такие привилегии, равно как и исключения, были известны и раньше.
Погребение Моцарта в общей могиле представляется фактом вопиющим не потому, что такое погребение было необычным: как раз наоборот, потому, что оно было слишком обычным. Императорской Вене заслуги величайшего сына Австрии казались недостаточными, чтобы позаботиться о выделении для него отдельного участка на кладбище длиной в каких-нибудь три аршина".

Вдова композитора учила сына музыке у Сальери, а современники потеряли его могилу

За свою недолгую жизнь Вольфганг Амадей Моцарт создал шедевры симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки и обессмертил свое имя. С раннего детства личность маленького гения вызывала постоянный интерес публики, а уж смерть музыканта-виртуоза в 35 лет стала основанием для художественных мифов и культурологических спекуляций.

Ненужный гений

Четырехлетний Амадей поразил сначала родителей, а через несколько лет и родную Австрию феноменальной музыкальной памятью, желанием импровизировать на клавесине и страстью к сочинительству.


Невероятную по тем временам известность маленький Моцарт получил благодаря гастролям. Более десяти лет Амадей с отцом колесил по знатным домам и дворам королевских династий в поисках богатого покровителя. Часто болеющий мальчик терпеливо переносил все тяготы путешествий, но получил в результате ряд хронических заболеваний, в числе которых и суставной ревматизм.


Моцарт был невероятно популярен при жизни и зарабатывал достойные деньги, однако похоронен был в общей могиле вместе с шестью другими покойниками. Деньги на погребение (по нынешнему курсу около двух тысяч рублей) выделил покровитель музыкантов барон ван Свитен, ведь в день смерти любимца публики, австрийского чудо-ребенка и выдающегося представителя музыкальной Венской классической школы, в доме не было ни дуката.

Факт: Однажды зимой друг семьи застал танцующих Моцартов в холодном доме. Оказалось, закончились дрова, и семейная пара, известная своим легкомысленным отношением к жизни, таким образом согревалась.

В те времена надгробные камни ставили не на месте захоронения, а у стен кладбища. Вдова на похоронах не присутствовала и впервые пришла на кладбище через 17 лет после смерти мужа. Констанца Моцарт считала, что памятник ее супругу должна поставить церковь, и не побеспокоилась об этом. Спустя 68 лет после смерти Моцарта дети друзей композитора указали предположительное место погребения, где и был установлен знаменитый ксенотаф с ангелом. Фактическое же место захоронения классика мировой музыки точно неизвестно.

Справка: Считается, что признания при жизни Моцарт не получил и еле-еле сводила концы с концами. Но на самом деле он был очень востребован и ему немало платили за сочинения. По воспоминаниям современников, музыкальный виртуоз вместе с супругой вели расточительный образ жизни, обожали балы, маскарады и мгновенно спускали приличные гонорары.

По ком звучит реквием?

Ореол мистики вокруг смерти композитора возник после истории о таинственном заказчике заупокойной мессы. Действительно, незадолго до смерти к Моцарту пришел человек в черном плаще и заказал реквием - траурную ораторию. После похорон пошли слухи о том, что во время его написания Моцарт говорил о дурном предчувствии и что траурная месса будет посвящена его собственной смерти. Кроме того, у Моцарта появилась навязчивая идея, что его пытаются отравить.


Однако по факту этот заказ Моцарт получил через посредника и взял на себя обязательство работать на условиях анонимности. Заказчиком был вдовец, граф Франц фон Вальзегг-Штуппах – известный любитель выдавать чужие музыкальные произведения за свои, выкупая авторские права. Он планировал посвятить мессу памяти своей супруги.

Вдова композитора боялась, что заказчик потребует вернуть уже истраченный Моцартами гонорар, поэтому попросила ассистента мужа Зюсмайерадописать неоконченную мессу согласно последним указаниям Вольфганга.


Месть масонов и рогоносца

Большинство ученых считает, что Моцарт умер естественным путем, однако есть целый ряд версий о насильственном характере смерти музыкального гения. Слухи об отравлении Моцарта появились через несколько дней после похорон. Вдова им не верила и никого не подозревала.

Но кое-кто считал, что Моцарта наказали масоны за раскрытие секретов «вольных каменщиков» в опере «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1791 года. Кроме того, Моцарт якобы поделился с одним из друзей намерением выйти из братства и открыть собственное тайное общество, за что и поплатился жизнью. Предполагается, что отравление композитора стало частью церемонии жертвоприношения.

Биограф композитора Георг Ниссе, впоследствии женившийся на Констанце Моцарт, писал о том, что у музыканта была острая сыпная лихорадка, сопровождавшаяся страшными отеками конечностей и рвотой. Вскрытие не проводилось, поскольку тело быстро раздулось и источало такой запах, что, по свидетельству современников, уже через час после смерти горожане, проходя мимо дома, зажимали платками носы.


На следующий день после смерти Моцарта неожиданно покончил собой юрист Франц Хофдемель, чья жена была последней ученицей музыканта. По одной из версий, «закониик» из ревности избил композитора палкой и тот умер от инсульта. Хофдемель же изрезал своей беременной жене лицо, шею и руки, а затем перерезал себе горло. Магдалену спасли, и через пять месяцев она родила сына, отцовство которого приписывали Моцарту.

Кроме того, ассистент Моцарта Зюсмайер, снимавший у него комнату, после похорон учителя также предпринял попытку самоубийства, изрезав горло. Молва тут же записала ученика в любовники к Констанце.

"Ай да Пушкин, ай да сукин сын!"

Спустя годы самое большое распространение легенды об отравлении произошло благодаря одной из "Маленьких трагедий" А. С. Пушкина, в которой Сальери из зависти к таланту Моцарта отравил его. Непререкаемый авторитет великого поэта победил все имеющиеся свидетельства, а художественный вымысел - правду.


На самом деле итальянец Антонио Сальери в 24 года стал придворным композитором императора Иосифа II и несколько десятилетий служил при дворе. Он был ведущим музыкантом австрийской столицы и талантливым педагогом, у которого учились Бетховен, Шуберт, Лист и даже, после смерти отца, младший сын Моцарта. Императорский фаворит занимался с талантливыми детьми из бедных семей бесплатно, а знаменитые ученики даже посвящали учителю свои произведения.

Однажды во время урока Сальери выразил соболезнование Моцарту-младшему по поводу смерти отца и добавил, что теперь и другие композиторы смогут зарабатывать на кусок хлеба: ведь талант Вольфганга Амадея перебивал другим возможность продавать свою музыку.


В 1824 году вся Вена отмечала 50-летие назначения Сальери придворным композитором, но престарелый юбиляр уже год находился в клинике для душевнобольных. Он всякий раз клялся честью бывшим ученикам, редко посещавшим наставника, что не виноват в смерти Моцарта, и просил "передать это миру". Несчастный страдал от галлюцинаций, вызванных обвинениями в смерти великого австрийца, и даже пытался покончить собой, перерезав горло.

В XIX веке итальянцы объясняли эти обвинения обычной национальной идеей, в рамках которой Австрия противопоставляла итальянскую и венскую музыкальную школу.

И все-таки пушкинская художественная версия стала основой для многих других литературных произведений. Когда в 90-х годах прошлого века на гастролях одного английского театра был показан спектакль по пьесе П. Шеффера "Амадей", итальянцы были в ярости. В 1997 году во Дворце юстиции Милана в результате открытого судебного процесса итальянские судьи оправдали земляка - основателя Венской консерватории.


Справка: В 1966 году швейцарский врач Карл Бэр установил, что у музыканта был суставный ревматизм. В 1984 году доктор Питер Дэвисна основании всех имеющихся воспоминаний и свидетельств сделал вывод, что Моцарта убила стрептококковая инфекция в сочетании с почечной недостаточностью и бронхопневмонией. В 1991-м доктор Джеймс из королевского госпиталя Лондона предположил, что лечение малярийной лихорадки и меланхолии с помощью сурьмы и ртути стало для гения смертельным.

Где был похоронен Моцарт, как это происходило?

  1. На кладбище святого Марка в Вене в 1791 году был похоронен Моцарт. Вот только где именно могила маэстро, до сих пор никто не знает: похороны были очень скромными, безутешной вдове по дороге на кладбище стало так плохо, что ее вернули домой, а Моцарта похоронили в общей могиле, и никто не догадался обозначить место даже самым дешевым крестом.
  2. В 35 лет Вольфганг Амадей Моцарт умер в нищете, слабеющей рукой торопливо записывая последние ноты своего "Реквиема", который считал заупокойной мессой по самому себе.



    По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть.
    После смерти Моцарта в музыкальных кругах пересказывались слова кого-то из композиторов, который, якобы, заметил: "Хотя и жаль такого гения, но благо нам, что он мертв. Ибо поживи он больше - поистине, никто в мире не дал бы нам куска хлеба за наши произведения". В кругу венских музыкантов долгое время передавалась следующая история. Будто бы гроб с телом Моцарта отпевали не в храме Св. Стефана, а у входа в Крестовую капеллу, прилегающую к северной недостроенной башне храма. А затем, когда сопровождавшие удалились, гроб с телом внесли внутрь и, прошествовав перед Распятием, вынесли прах великого музыканта уже через другой выход, ведущий прямиком в катакомбы, где хоронили людей, умерших во время эпидемии чумы. Этим странным слухам есть различные подтверждения. Например, известно, что, разбирая архив Бетховена, душеприказчики композитора обнаружили среди прочих бумаг любопытную картинку, запечатлевшую похороны Вольфганга Амадея Моцарта. На рисунке был изображен въезжающий в ворота кладбища убогий катафалк, за которым понуро трусит бродячая собака.
    В 60-х годах двадцатого века, в Зальцбурге, на одной из сессий Института моцартоведения специалисты пришли к выводу, что, по всей вероятности, никакого отравления не было, и скончался Моцарт от неизлечимой в то время ревматической болезни. Эти доводы подтвердила и известная работа Карла Бэра "Моцарт. - Болезнь. - Смерть. - Погребение".
    В 1801 году старый венский могильщик случайно выкопал череп, который, как предположили, мог принадлежать Моцарту, скелет которого бесследно исчез. Только в 1859 году был обнаружен старинный план кладбища Святого Марка в Вене и на предполагаемом месте погребения Моцарта был установлен мраморный монумент.
  3. До сих пор биографы Моцарта в недоумении: как могло случиться, что композитор, буквально озолотивший своей оперой "Волшебная флейта" либреттиста и театрального антрепренера Шиканедера, умер в нищете? Как могло произойти, что его похоронили по низшему разряду в общей могиле вместе с десятком бродяг?
    В трактовке судьбы австрийского музыканта можно найти все, что угодно - мистику и интриги, месть и заговор. Версий о предопределенности судьбы и таинственной смерти Моцарта, пожалуй, слишком много, чтобы выбрать одну.

    Некоторые биографы Моцарта, утверждают, что вся жизнь музыкального гения - от рождения до могилы - манипуляция судьбой, и ссылаются на тайную систему чисел, говорящую об алхимической связи даты его рождения со смертельным ядом, данным Моцарту: "Его рождение в 8 часов вечера накануне среды, высота Солнца в день его рождения составляла 8 градусов в созвездие Водолея и, наконец, сумма цифр его полных лет жизни - 35 опять-таки чистая восьмерка". Если верить нумерологии, то "восьмерка символизирует неотвратимость судьбы, правосудие, иногда даже смерть. Это число говорит - на любое действие есть противодействие, за любой поступок придется отвечать".

    Наиболее распространенная версия смерти композитора - отравление, и появилась она сразу же после кончины Моцарта. Его жена Констанца утверждала, что мужа преследовала мысль о смерти от яда. Сын, Карл Томас, в свою очередь, вспоминал: "Тело отца было странно распухшим, как у отравленного ртутью". Противники этой версии считают, что ртуть могла появиться в организме совсем по другой причине: ею лечили спинную сухотку, которой страдал Моцарт.

    Подозреваемым N 1 долгое время был его соперник - композитор Антонио Сальери. Несмотря на слухи, Вена пышно отпраздновала полувековую годовщину творческой деятельности "подозреваемого". Говорят, что венская публика не слишком прислушивалась к сплетням, более того, после смерти Моцарта его жена Констанца, отправила младшего сына учиться именно к Сальери. Впрочем, сын Моцарта считал, что "Сальери не убивал отца, но поистине отравил его жизнь интригами", а отец Моцарта еще 18 марта 1786 года писал своей дочери Наннерль: "Сальери со своими приспешниками опять готов перевернуть небо и ад, лишь бы только провалить постановку" ("Свадьбы Фигаро"). И все же интриги - отнюдь не медленный яд "акватофана", которым якобы отравили Моцарта. Впрочем, другие сторонники этой версии утверждали, что Моцарт был отравлен ртутью.

    По еще одной версии к отравлению Моцарт был причастен Франц Ксавьер Зюсмайер, ученик, секретарь Моцарта и любовник его жены. При этом господин Зюсмайер был учеником не только Моцарта, но и Сальери. Предполагают, что в руки Зюсмайера ртуть (mercurius) попала от другого "героя" трагедии - графа и музыканта Вальзегга цу Штуппаха, того самого, который заказал Моцарту "Реквием". Как раз в его владениях добывали ртуть

  4. в общей могиле.... свалили в кучу и все.... забыли.... (
  5. Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, возможно, вызванной почечной инфекцией.
    Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в общей могиле, поэтому само место захоронения осталось неизвестным
    В то время в Вене было принято хоронить не по одному человеку, это было связано со многими вещами, например разгулом эпидемий. В 1801 при загадочных обстоятельствах был найден череп Моцарта, это случилось когда его могила обрела новых жителей, но это уже совершенно другая история.
  6. Кладбище одна из главных достопримечательностей австрийской столицы. Туристы иногда называют его Музыкальным, потому что здесь можно отыскать надгробные памятники большинства известных композиторов Людвига ван Бетховена, Иоганнеса Брамса, Кристофа Виллибальда Глюка, Франца Шуберта, Иоганна Штрауса (обоих: отца и сына) и, конечно, Вольфганга Амадея Моцарта.

    Хотя на самом деле, когда Моцарт умер, его тело бросили в братскую могилу для бедняков на кладбище Святого Марка совсем в другом районе Вены, и где именно он похоронен до сих пор неизвестно. Тем не менее гению музыки австрийцы выделили местечко в их почетном Пантеоне-некрополе.

    Настоящих могил знаменитостей на кладбище 350, а почетных памятных могил (посвященных) более 600.

  7. Моцарт был похоронен в могиле бедняков в пригороде Вены - Санкт-Марксе. Его предполагаемые останки были затем перенесены на венское Центральное кладбище Zentralfriedhof.
    На знаменитой "Аллее композиторов" на венском центральном кладбище похоронены Бетховен, Брамс, Штраус, Зуппе, а также сооружен памятник на символической могиле Моцарта.
    Площадь центрального кладбища составляет 2,5 кв. км. Кладбище было построено по проектам архитекторов из Франкфурта Карлом Йонасом Милиус и Фридрихом Блунтчли. Дальнейшая расстройка произошла к Празднику всех святых (1. ноября) в 1874 г. С тех пор на центральном кладбище в 300.00 могилах захоронены около 3 миллионов человек.
    http://www.vienna.cc/russky/zentralfried...
    http://austria.report.ru/default.asp?pagebegin=1pageno=19
    http://otvet.mail.ru/question/12803146/#87597217
    Полным научным исследованием является книга Бэра "Болезнь, смерть и погребение Моцарта": C.BКr, Mozart: Krankheit, Tod, BegrКbnis, 2nd Ed., Salzburg. Рассматривая сохранившиеся свидетельства, медицинскую историю пациента и врачебное заключение о причинах смерти Моцарта ("Воспаление с просовидной сыпью" (см. Дойч, сc. 416-417)), Бэр приходит к заключению, что Моцарт умер от ревматической лихорадки, возможно осложннной острой сердечной недостаточностью. Из слов доктора Лобеса можно заключить, что осенью 1791 года в Вене была эпидемия воспалительных инфекционных заболеваний. Моцарт скончался в ночь на 5 декабря 1791 года. Предстояли похороны. Хлопоты взял на себя друг и меценат Моцарта, его собрат по масонской ложе барон ван Свитен (Swieten, Gottfried, Baron van, 1733(?)-1803).
    Можно обратиться к монографии Браунберенса Mozart in Vienna и к интересной статье Слонимского (Nikolas Slonimsky, The Weather at Mozart Funeral, Musical Quarterly, 46, 1960, pp.12-22). Браунберенс специально приводит тексты погребальных правил, установленных императором Иосифом как часть его общих реформ. Прежде всего из гигиенических соображений кладбища выводились из городской черты. Далее, сама процедура похорон предельно упрощалась. Здесь проявлялся просвещнный утилитаризм Иосифа, центральная линия его реформ, предпочитавшая искреннее скромное благочестие пышному показному. Практически все погребения совершались в общие могилы на пять-шесть покойных. Отдельные могилы были редкими исключениями, роскошью для очень богатых и знати. Никакие памятные знаки, надгробия и т.д. на могилах не позволялись (с целью экономии места), все эти знаки внимания можно было устанавливать вдоль ограды кладбища и на самой ограде. Каждые 7-8 лет могилы перекапывались и использовались снова. Таким образом, в похоронах Моцарта ничего необычного для того времени не было. Это определнно не были "похороны нищего". Именно такая процедура применялась к 85% умерших из достаточных классов общества.
    Около трех часов пополудни тело Моцарта было привезено к Собору Святого Стефана. Здесь в маленькой часовне состоялась скромная религиозная церемония. Кто из друзей и близких присутствовал при этом, сколько людей собрала церемония вообще, остатся неизвестным. Катафалк мог отправиться на кладбище только после шести вечера (после девяти летом), т.е. уже в темноте. Само кладбище Святого Марка находилось примерно в трх милях от Собора, и вела к нему прослочная дорога. Не приходится удивляться тому, что немногие провожавшие гроб не последовали за ним за городские ворота. Это было не принято, трудно выполнимо, да и бессмысленно. Никаких церемоний на кладбище не предусматривалось, там уже не было и священников, только могильщики. Гроб помещался на ночь в специальное помещение, и утром его забирали могильщики. Сегодня нам трудно и тяжело вс это представить.
  8. 4 декабря 1791.

    Во время написания Реквием он не мог освободиться от мысли что пишет эту трагическую музыку для собственных похорон. Предчуствия не обманули Моцарта и не успев закоечить Реквием до конца, он скончался. По его просьбе, друзья, собравшиеся у него 4 декабря 1791 года исполнили то что он успел написать. К сожалению Маэстро этого уже не слышал.
    На похороны пришли лишь несколько человек а до кладбища не дошел почти никто, испугались ненастной погоды. Вот так тихо и незаметно проводили в последний путь Моцарта- величайшего гения, чье творчество принадлежит человечеству.

Кладбище Святого Марка - Sankt Marxer Friedhof. Одно из старейших кладбищ Вены , но с 1874 года новые захоронения там не осуществляются. Известно из-за того, что именно там в действительности похоронен Моцарт . Также там был изначально похоронен композитор и дирижер Йозеф Штраус. Очень уютное, тихое, уединенное. Почти безлюдное. Но парочка фанатов Моцарта всегда там околачивается...

В 1784 году указом Иосифа II было запрещено хоронить бедняков в пределах городских стен. Для бедных горожан было открыто кладбище, где предполагалось устраивать братские могилы и хоронить умерших по пять человек без гробов. Кладбище Святого Марка изначально и было таким местом погребения бедных горожан и название получило от близлежащей богадельни. Кладбище было загородным. Но в XIX веке Вена разрослась и кладбище вошло в черту города. Здесь уже хоронили не только бедных, но даже и дворян. Здесь есть немало русских могил. Самое известное захоронение принадлежит Александру Ипсиланти (1792-1828) – греку, генералу-лейтенанту российской армии, организатору антиосманского восстания в Молдавии, герою пушкинского стихотворения.

На кладбище есть символическая могила Вольфганга Амадея Моцарта (кенотаф). Никто не знает точно, где покоится его прах. Но известно, что Моцарт, умерший в 1791 году, был похоронен в общей могиле, вместе с бедняками, именно на этом кладбище. Вдова композитора - Констанция - не знала точное место его упокоения. Не удивительно - она даже не присутствовала ни на панихиде, ни на похоронах. У неё вообще к тому времени уже долго был любовник - Зюссмайер, один из учеников её мужа и приятель Сальери. Есть версия, что это компания и отравила Моцарта ртутью - однако, симптоматика болезни, которая унесла его в могилу, мало напоминает отравления такого рода...

Говорят, однажды к Моцарту пришёл человек в маске (вроде как это был Антон Лайтгеб, управляющий графа Вальсегг Штуппаха, страшного меломана) и заказал ему "Реквием". Во время написания "Реквиема" состояние здоровья Моцарта ухудшилось, а 5 декабря 1791 года около часу ночи он скончался. Погребение было назначено на следующий же день, так как тело было в плохом состоянии. Денег на похороны не оказалось, поэтому расходы взял на себя некто барон ван Свитен - покровитель музыкантов. Тело усопшего положили в дешевый гроб, сколоченный из некрашеных сосновых досок. За гробом шло всего несколько человек до собора святого Стефана , в котором Моцарта отпели, а затем тихо отвезли на кладбище святого Марка. Гроб на ночь оставили в часовне кладбища, а утром двое могильщиков опустили его в общую могилу. Через десять лет эту могилу перекопали, но один из могильщиков взял на память его череп, который хранится в Моцартеуме города Зальцбурга .

Однако, где была могила, никто не знает. Её не смогла обнаружить ни вдова Моцарта спустя 17 лет после захоронения, ни более поздние исследователи. В 1855 году мэром Вены было начато официальное расследование на эту тему, в ходе которого были обнаружены какие-то планы кладбища и место более или менее определилось. Там было решено поставить памятник, который сделал скульптор Ганс Гассер (Hanns Gasser) и который был установлен 6 декабря 1859 года. Однако, в 1891 году памятник (но не останки Моцарта!) был перенесен на Центральное Кладбище .

Смотритель кладбища Александр Куглер (Alexander Kugler) по собственной инициативе натаскал на "осиротевшую" могилу остатки развалившихся надгробий: плачущего ангела, кусок колонны и могильную плиту без надписи, на которой выгравировал слово "Моцарт". В 1945 году кладбище (а оно находится в районе крупного транспортного узла) пострадало от бомбежек, пострадал и "мемориал" Моцарта; фундаментально обновил его, а треснувшую плиту вообще заменил на новую скульптор Флориан Жосеф-Дрюо (Florian Josephu-Drouot) в 1950 году. Старая плита по сей день хранится в районном краеведческом музее.

Кроме Моцарта на кладбище похоронен австрийский композитор Йозеф Штраус (Josef Strauss, 20 августа 1827, Вена - 22 июля 1870, Вена). Он один из трёх сыновей известного композитора Иоганна Штрауса (старшего), не такой известный как его брат Иоганн Штраус, но всё-таки написавший несколько неплохих вальсов и довольно успешно гастролировавший в качестве дирижера даже в России. Могилу его, однако, в 1909 году также перенесли на Центральное Кладбище . Обветшавшее надгробие, оставленное на кладбище Святого Марка, еще кто-то ухитрялся отыскать даже в 2010 году. На центральном кладбище Йозефу Штраусу соорудили новое.

После открытия Центрального кладбища, кладбище Святого Марка было закрыто. Захоронения запрещены с 1874 года. Но с 1937 года сюда допускают туристов. Сегодня кладбище входит в основные достопримечательности Вены и является местом паломничества поклонников Моцарта.

Кладбище работает с апреля по сентябрь с 6.30 до 20 часов, а в остальные месяцы - с 6.30 до 18.30. Как ехать: трамвай 71-го маршрута до остановки Грасбергергассе, или метро линия U3, станция Schlaughthausgasse, и там пешком вдоль полутуннеля, по которому ходят поезда, минут 10 - 15, в сторону транспортной развязки. Кладбище находится в спальном районе, довольно немноголюдном и пустынном. Могила Моцарта - прямо от входа до центра кладбища и чуть левее. На неё установлены указатели. Если что, у входа на кладбище, с правой стороны от центральной аллеи, есть план . И еще - туалет. Не надо ходить в кустики...

Leberstrasse, 6/8
Пока нет...
Пока нет...