Типологический подход в исследовании личности. Типологический подход к изучению личности Типологический подход в понимании личности

Типологические подходы. 3 аспекта:

1. На уровне индивида были предприняты разные попытки классификации (например

по физиологии: Крэчмер, Шелдон.): донаучные попытки (по строению черепа)

научные - по строению тела (Шелдон, Павлов, Гиппократ)

2. На уровне индивидуальности изучался характер. Проблема - развести личность и

характер. Изначально классификация характеров рассматривалась, как два

противоположных типа - инверсия / экстраверсия. Затем появилась шкала: два

полюса, каждый человек находится ближе или дальше, нет чистых типов. Позже

Чувствительность низкая или высокая. В результате мы получили набор различных

типов характера, можем предсказать поведение, описать образ => факторная теория

личности(опросник Китела, опросник СМИЛ)

3. Ограничение- непредсказуемость, связанная с тем, что над характером стоит

личность.

Все типологии касались осознаваемого поведения.предполагалось, что

бессознательные(индивидуальный опыт) явления не могут быть типологизированны,

они всегда индивидуальны.

При типологическом подходе исходят из положения, что тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя группы лиц, относимых к данному типу. К примеру, такой тип личности, как <авторитарная личность>,-конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся к одному из них-доминантности. Одно из самых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Издавна делались попытки свести практически бесконечное множество индивидуальностей к небольшому числу типичных портретов. Гиппократовские четыре типа темперамента-наиболее древний и наиболее известный пример, в котором предполагается наличие соответствия между психологическим типом и физической формой.

Э. Кречмер описал два типа личности: шизотимический и циклотимический, крайними патологическими формами проявления которых являются шизофреники и люди, страдающие маниакально-депрессивным психозом. Эти типы имеют множество вариантов, наиболее характерными из которых у циклотимиков являются <веселые болтуны>, <спокойные юмористы>, <сентиментальные тихони>, <беспечные любители жизни> и <активные практики>; среди шизотимиков выделяются <тонко чувствующие аристократы>, <идеалисты-мечтатели>, <холодные властные натуры и эгоисты>, <сухари> и <безвольные>.

У высокоодаренных лиц обычно богаче и резче выражены характеристики типов. Среди циклотимиков можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики. Блестящим примером, сочетающим в себе разные стороны циклотимического характера, является Мирабо, лидер первого периода Великой французской революции. Он обладал качествами храброго борца и осторожностью, способностями примиряющего политика, пламенным духом, полным ораторского таланта и пылающей чувствительности, остроумия и сознания собственного достоинства. При этом он был всегда справедлив и примирителен, весельчак, кутила, игрок, постоянный должник, но добродушный, как дитя, человек, который любил пожить и давал жить другим, друг человека, совавший каждому нищему деньги в руки, беспечный, доступный, всюду пользовавшийся популярностью и кичившийся ею; мастер популярно выражаться, умевший руководить при самых горячих прениях, пропитанный тонким юмором и умевший в самый сухой официальный документ вставить умное замечание или прекрасный оборот. Лишенный скрупулезности и не отличавшийся высокой моралью, но великодушный, со здравым смыслом и свободный от фанатизма и доктрины.

Совершенно иного склада исторические герои, обладавшие шизотимическими свойствами. Их успехи в первую очередь обусловлены следующими типологическими чертами шизотимической характерологии: настойчивостью и систематической последовательностью, непритязательностью, спартанской строгостью, стоической выносливостью, холодностью в отношении к судьбам отдельных личностей, с одной стороны, и утонченным этическим чувством и неподкупной справедливостью-с другой, а в особенности своим состраданием к стонам слабых и раненых, пафосом по отношению к народным страданиям, по отношению к дурному обращению с угнетенными классами и склонностью к идеализму вообще. Обратной стороной этих преимуществ является известная склонность к доктринерству, односторонне узкому и фанатичному, недостаток доброжелательности, приятного, естественного человеколюбия, понимания конкретной ситуации и особенностей отдельных личностей. Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета. Холодному, гибкому и отчасти аморальному последнему типу противостоит патетическая страстность и строгая последовательность чистых моралистов и идеалистов. Именами Канта, Шиллера и Руссо можно характеризовать эту группу. Все элементы высоко напряженного нравственного идеализма мы находим в фигурах группы фанатиков и деспотов: Савонаролы, Кальвина, Робеспьера.

Необходимо сказать несколько слов и о других типологиях, построенных на иных принципах. Прежде всего следует вспомнить о предложенном К. Юнгом делении людей на интровертов и экстравертов, получившем очень большое распространение и, видимо, соответствующем повседневным наблюдениям большинства людей. Основой юнговского определения типа служит не совокупность тесно связанных между собой качеств, а представление о весьма важном отношении, отношении человека к объекту.

Рассматривая течение человеческой жизни, мы видим, что судьбы одного обусловливаются преимущественно внешними объектами его интересов, в то время как судьбы другого-первым делом его собственной внутренней жизнью. Когда ориентировка на объект и на объективные данные перевешивает до того, что наиболее частые и главнейшие решения и поступки обусловлены не субъективными взглядами, а объективными отношениями, то говорят об экстравертированной установке. Если это бывает постоянно, то говорят об экстравертированном типе. Когда кто-нибудь мыслит, чувствует и поступает, одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным отношениям и их требованиям, в хорошем и плохом смысле, то он представляет экстравертированный тип личности. Экстравертированный тип относительно без трений примиряется со сложившимися отношениями и не имеет особых притязаний, кроме достижения объективно данных возможностей, например избрать профессию, которая в данном месте и в данное время представляет немало обещающие возможности, или воздерживаться от всяких нововведений, если только они уж сами собой не напрашиваются; он считается с ограничением своих субъективных потребностей и нужд.

Для интровертированного типа его субъективные наклонности и воззрения сильнее, чем влияние внешнего объекта, их психическая ценность выше, так что они покрывают собой все впечатления. Точно так, как интровертированному кажется непонятным, что объект всегда должен играть решающую роль, так и для экстравертированного остается загадкой, как субъективная точка зрения может оказаться сильнее объективной ситуации.

Каждый человек обладает обоими механизмами, экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Внешние обстоятельства и внутреннее предрасположение очень часто благоприятствуют одному механизму и ограничивают и ставят препятствия другому. Отсюда естественно происходит перевес одного механизма. Если это состояние каким-нибудь образом становится хроническим, то вследствие этого и возникает тип, т. е. привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, не будучи в состоянии, конечно, полностью подавить другой.

Каждому выраженному типу присуща особая тенденция к компенсации односторонности его типа, тенденция, которая биологически целесообразна, так как она позволяет удержать душевное равновесие. Благодаря компенсации возникают вторичные характеры или типы, которые представляют чрезвычайно трудно поддающийся разгадке образ.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно.

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того, чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3. Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей- то неприветливый взгляд.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа – замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим людям, отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты – жестокость, властность, себялюбие.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа – эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а так же к безделью и праздности.

11. Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их жизненное кредо – «быть как все».

Согласно Кеттелу , черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в различных ситуациях и в разное время. Черты представляют собой гипотетические психические структуры, обнаруживающиеся в поведении, которые обуславливают предрасположенность поступать единообразно в различных обстоятельствах и с течением времени. Черты личности отражают устойчивые и предсказуемые психологические характеристики.

Исходные черты представляют собой основополагающие структуры, которые, как считает Кеттел, образуют блоки самого здания личности. Он пришел к выводу, что основополагающая структура личности образованна примерно шестнадцатью исходными чертами.

Название фактора по Кеттелу Качество, соответствующее высокой оценке по фактору. Качество, соответствующее низкой оценке по фактору.
Отзывчивость - отчужденность Добродушный, предприимчивый, сердечный Циничный, жестокий, безразличный
Интеллект Своеобразный, абстрактно мыслящий Глупый, конкретно мыслящий
Эмоциональная устойчивость – эмоциональная неустойчивость Зрелый, реалистичный, спокойный Неустойчивый, нереалистичный, неконтролируемый
Доминантность – подчиненность Уверенный, конкурирующий, упрямый Застенчивый, скромный, покорный
Рассудительность – беспечность Серьезный, молчаливый Беззаботный, полный энтузиазма
Сознательность – безответственность Ответственный, моралистический, стоический Пренебрегающий правилами, нерадивый, непостоянный
Смелость-робость Предприимчивый, раскованный Неуверенный, замкнутый
Жесткость – мягкость Опирающийся на свои силы, независимый Цепляющийся за других, зависимый
Доверчивость – подозрительность Принимающий условия Упорный на грани глупости
Мечтательность – практичность Творческий, артистичный, Консервативный, приземленный
Дипломатичность – прямолинейность Социально опытный, сообразительный Социально неуклюжий, непретенциозный
Склонность к опасениям – спокойствие Беспокойный, озабоченный Спокойный, самодовольный
Радикализм – консерватизм Вольнодумно либеральный Уважающий традиционные, идеи
Самодостаточность – конформизм Предпочитающий собственные решения Беспрекословно следующий за другими
Недисциплинированность – контролируемость Следующий собственным побуждениям Пунктуальный
Расслабленность – напряженность Сдержанный, спокойный Переутомленный, возбужденный

Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой.

Как и Олпорт, Кеттел убежден, что что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта – это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. Например, самооценка, интеллект и интроверсия относятся к общим чертам. И, напротив, уникальные черты – это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у одного человека. Кеттел предполагает, что уникальные черты особенно часто проявляются в сферах интересов и установок. Например, Салли – единственный человек, который собрал коллекцию сообщений о детской смертности в Швеции и Канаде в 1930 году.

Айзенк рассматривал структуру личности, как состоящую из трех факторов.

1) Экстраверсия - интроверсия . Характеризуя типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей.

2) Нейротизм - эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность).

Эмоционально устойчивый человек характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а так же склонностью к лидерству, общительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

3) Психотизм . Эта шкала говорит о склонности к асоциальному поведению, вычурности, неадекватности эмоциональных реакций, высокой конфликтности, неконтакгности, эгоцентричности, эгоистичности, равнодушию.

Согласно Айзенку, высокие показатели по экстраверсии и нейротизму соответствуют психиатрическому диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму - состоянию тревоги или реактивной депрессии.

Нейротизм и психотизм в случае выраженности этих показателей понимаются в качестве «предрасположенности» к соответствующим видам патологии.

Привлекая данные из физиологии высшей нервной деятельности, Г. Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Используя данные обследования по шкалам экстраверсия - интроверсия и нейротизм - стабильность можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).


Похожая информация.


Типологический подход может быть отнесен к традиционным. Но, тем не менее, эффективность его применения в страноведении и регионоведении, по мнению многих авторов, недостаточно высокая.

Типология и классификация – два родственных понятия. Границы между этими понятиями в значительной мере условны, но есть и различия.

Классификация – это, как правило, группировка объектов по количественным признакам.

Типология – это выяснение генерализованных черт совокуп-ности объектов, где объекты группируются по качественным признакам (функциям).

Различают два подхода к типологическому изучению каких-либо явлений, объектов. Первый осуществляется путем обобщения характерных свойств и признаков объектов, явлений данного множества. Другой подход основан на детальном изучении одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам. Они являются образцом, а остальные объекты изучаются в сравнении с ними. Главная методологическая проблема типологии – это отбор критериев, которые не могут быть случайными, многочисленными.

Типология и классификация помогают отвлечься от различий нескольких единичных объектов и сконцентрироваться на установлении их тождества на основе одного признака или взаимосвязанной совокупности признаков.

Типология и классификация подчиняются определенным логическим правилам деления объема родового понятия, т.е. того, которое делится. Новые же понятия, получаемые в результате деления, называются видовыми.

Правил классификации четыре.

    На одном и том же уровне деления нужно применять одно и то же основание.

    Сумма выделенных видов должна быть равна объему классифицируемого родового понятия, т.е. должна быть соблюдена соразмерность деления.

    Выделенные виды должны исключать друг друга, чтобы ни один из классифицируемых объектов нельзя было отнести к двум видам.

    Деление должно быть непрерывным, то есть при делении нельзя пропускать логические ступени. Поэтому сложные классификации строятся в виде дерева («корнем» вверх).

Для регионоведения (и страноведения) особое значение имеют комплексные классификации, т.е. классификации по более или менее значительному числу признаков, и типология. Н.С. Мироненко, автор учебного пособия «Страноведение», подчеркивая это обстоятельство, выделяет три преимущества, которые дает типология стран.

    Классификация (типология) уменьшает количество изучаемых объектов, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в понимание процессов и явлений.

    Индивидуальные черты лучше видны, различимы только на фоне типологических.

    Наличие типологических (характерных) черт определяется тем, что развитие стран идет по общим закономерностям, в которых проявляется главное и решающее.

Таким образом, типологический подход позволяет увидеть во всей полноте красок жизнь страны и в то же время понять и выделить общий процесс.

Типология – это весьма существенный шаг к синтезу общего и особенного.

Все вышесказанное по поводу типологического подхода в страноведении, несомненно, может быть отнесено и к мировому комплексному регионоведению, в том числе к классификации, типологии международно-политических регионов мира.

Никакая область знания не может претендовать на звание науки до тех пор, пока не разберется во всем многообразии объектов своих исследований, не приведет их в определенную систему, не установит взаимосвязей и взаимозависимостей между ее частями. Так, зоология и ботаника, развивавшиеся с глубокой древности, стали современными науками только благодаря К. Линнею, создавшему классификацию всего животного и растительного мира. Алхимия превратилась в современную химию лишь после открытия Д.И. Менделеевым периодической системы элементов.

Страноведение (регионоведение) тоже относится к древнейшим областям знания. Им накоплен гигантский материал об особенностях формирования стран, о характере взаимоотношений человека с природой, о закономерностях функционирования внутренней структуры стран. Но, по признанию многих ученых, общепризнанной системы группировки стран в типы пока не существует.

Есть объективные причины такого «отставания». Страны – результат деятельности обществ, людей, а потому они более изменчивы, чем объекты живой и неживой природы. Эта быстротечность затрудняет поиск полностью сопоставимых критериев для сравнения. Наличие различных концептуальных, идеологических подходов к классификации и типологизации стран вносит субъективные моменты в выстраиваемые группировки стран.

Типологический подход при изучении стран и регионов просматривается в работах многих ученых – Ю.Н. Гладкого, А.И. Чистобаева, С.Б. Лаврова, И.А. Родионовой, В.А. Колосова, А.Д. Воскресенского, П.А. Цыганкова, Н.В. Алисова, Б.С. Хорева, В.В. Вольского и др. Заметный вклад в разработку типологического подхода в страноведении внес В.В. Вольский. Под типом страны он понимал «объективно – сложившийся, относительно устойчивый комплекс, присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории».

Тип страны – это такая совокупность характеризующих ее показателей, которая, с одной стороны, роднит эту страну с рядом схожих стран, а с другой стороны, выделяет ее из всех других типов стран.

В.В. Вольский обозначил ряд важных принципиальных положений, которые должны составлять своего рода методологическую базу типологизации стран.

Тип страны – это не место ее в какой-то табели о рангах. Никакое выстраивание государств по ранжиру того или иного показателя, даже самого интегрированного и «взвешенного», не может дать ключ к типологии. Подлинная типология требует максимально возможного дифференцирования показателей, поиска их уникальных сочетаний. При этом дифференциация стран может не ограничиваться главными типовыми признаками, а идти еще дальше, выяснять, за счет чего эти признаки достигают своих значений.

Выделение типов стран должно осуществляться на основе международных сопоставлений исторических особенностей формирования и развития стран. Очевидно, что с точки зрения исторического развития США и Англии не могут быть зачислены в один тип с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром, хотя они совпадают по такому показателю, как ВВП на душу населения.

От типа страны следует отличать модель ее экономического развития. В отличие от типа страны, модель можно разработать, предложить, внедрить, тип же можно лишь найти и выделить.

При выделении типов стран необходимо учитывать широкую базу социально-экономических показателей, проделывать огромную статистическую работу. Избранные для характеристики стран и их сопоставления параметры не могут быть абсолютизируемыми, вырванными из контекста других показателей, должны учитывать происходящие экономические и социальные подвижки, изменения.

Типология стран – историческая категория. До 1990-х гг. все страны мира принято было подразделять на три типа: социалистические, капиталистические, развивающиеся. Сейчас сложилась другая типология с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. При этом в качестве основного, синтетического показателя обычно применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. На основе этого же показателя осуществляется подразделение стран на страны с высоким, средним и низким доходами.

Но показатель душевого ВВП не вполне адекватно отражает реальную картину. В том числе и потому, что в каждой стране есть свои нормы фиксирования занятых, участвующих в создании регистрируемого совокупного общественного продукта.

Названные выше принципы и положения легли в основу типологии стран, предложенной В.В. Вольским. Последний ее вариант опубликован в 2001 г.

Типология В.В. Вольского уже вошла в научный оборот, широко применяется в учебных целях, хотя и она не является безупречной, вызывает некоторые вопросы.

Вопросы по разделу

    Каковы роль и значение научных подходов в регионоведении и страноведении?

    Каковы правила и трудности построения классификаций и типологий в комплексном регионоведении?

Типологии (классификации) является общенаучным методом познания мира. В рамках психологии типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводится к комбинации отдельных черт. Обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Если в группе людей стабильно наблюдается сочетание определенных признаков, его рассматривают как "типичное" - симптомокомплекс. Каждого человека, которому эти признаки присущи, начинают причислять к определенной группе. Характеристикой человека при этом служит название соответствующего типа (например, истероид), а содержание типа раскрывают через описание типичного, усредненного представителя. Наиболее известными являются типологические описания личности Юнга, Леонгарда и других психологов, преимущественно ориентированные на практические потребности.

Типологии - экономичный способ познания, способен обеспечить понятный результат, однако их недостатком является пренебрежение особым, индивидуальным в каждом человеке, ведь все то, что не касается симптомокомплекса, остается за пределами рассмотрения. При таком подходе в личности выделяют типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Классификации (типологии) подразделяют на эмпирические и теоретические (научные).

Эмпирические типологии основаны на наблюдениях исследователей, наделенных интуицией, способностью выделять существенные признаки, имеющиеся в основе каждого типа. Признаки могут быть как однородными, так и разнородными: например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистически, как правило, эмпирические типологии не проверяли.

Научная классификация должна соответствовать следующим требованиям:

1) ее классы имеют вычерпывать все множество объектов, которые классифицируют. Например, для классификации характеров недостаточно признаки "нервозность": спокойные люди не попадут ни в класса, поскольку понятие "нервозность" может быть применено только к беспокойным, неуравновешенных людей;

2) каждый объект может попасть только в один класс. Например, если нужно разделить всех людей на психически больных и здоровых, заранее надо договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса;

3) каждый новый подразделение объектов в классификации следует выделять на основе лишь одного признака. Например, сначала делить людей по возрасту, а затем - по состоянию здоровья, но не по обоим признакам сразу. Невыполнение тоже приводит к путанице.

В дифференциальной психологии разграничивают понятия первичная классификация и типология. Первичная классификация - перечень явлений, характеризующихся общей видовым признаком. Например, классификация эмоций видов внимания или памяти, признаков агрессивности и тому подобное. То есть классификация в дифференциальной психологии является первичным способом разделения признаков на группы без выделения структурных оснований или, как исключение, при наличии слабоструктурированной основания.

Типология - выделение типов, идентификация совокупностей (кластеров) признаков, составляющих сущность этих типов, на четкой основе. В современных научных типологиях, как правило, представлен один кластер (симптомокомплекс) признаков, которые в зависимости от степени выражен-ности каждого из них, характера связи между ними и устойчивости "сцепления" ("слитности") образуют окончательный перечень типов.

Научным основанием для разработки типологической проблематики в психологии можно считать работы И. Павлова и исследователей его школы, посвященные изучению типологических свойств нервной системы (типов высшей нервной деятельности) у животных и человека.

Основные исследования типологии в дифференциальной психологии развивались по аналитическим и синтетическим подходами. Аналитический подход основывается на анализе количественных характеристик определенных свойств (вес, рост, острота зрения, чувствительность, пластичность, скорость запоминания и т.д.). Синтетический подход связан с группировкой субъектов по типам на основе одной или нескольких классификационных признаков - строения тела, темпераментальные организации и т.д. - вплоть до типов личности.

При исследовании личности и характера с точки зрения типологического подхода необходимо учитывать следующие обстоятельства:

а) используя понятие "тип", нужно различать контексты, в зависимости от которых тип может обозначать как определенные комплексы свойств, так и характерный образец, картину поведения;

б) развивая учение о свойствах нервной системы как базовые характеристики, является основой типологии, не следует считать, что все частичные психологические типологии в экспериментальной и концептуальной основе должны опираться на анализ этих свойств, которые не могут быть первопричиной всего многообразия содержания психической деятельности.

Соотношение физиологических и психологических структур в типологии человека - важный предмет исследования дифференциальной психологии.

Тесно связан с разработкой типологической тематики номотетический подход в психологи, призван выявлять универсальные черты и паттерны системы взаимосвязанных психологических признаков, присущие всем людям. Его должно дополнять идиографического аспект изучения индивидуальности (который нельзя противопоставлять номотетических), сосредоточен на анализе неповторимой и уникальной внутренней структуры субъекта.

Составление типологий и классификаций - один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе . В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт . То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Типологии - это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения . Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное .

На сегодняшний день существует несколько тысяч самых разнообразных психологических классификаций, которые обозначают те или иные различия между людьми или психическими свойствами (качествами, характеристиками). Классификации различаются масштабом обобщений, степенью внутренней согласованности, классификационными основаниями.

Логика развития психологических классификаций диктовала параллельное движение двух крупных научных направлений: одно получило название «психология типов» , а другое - «психология черт» . С течением времени оба направления двигались навстречу друг другу: психология типов - в попытке понять структуру психических свойств каждого из типов, психология черт - в попытке более крупных и системных обобщений.

Формальные типологии - классификации, в которых есть устойчивые типы , выделенные на основе какого-либо психологического или анатомо-физиологического свойства относятся к формальным типологиям. Формальные типологии могут иметь самый разный масштаб. Часто это типологии, касающиеся особенностей поведения в какой-либо деятельности. Например, Герман Уиткин в 1954 году выделил типы людей на основе полезависимости и поленезависимости . Полезависимые не вычленяют простую фигуру из сложного геометрического фона. Поленезависимые умеют вычленять простую фигуру из сложного геометрического фона.

Динамические типологии связаны с изменением и трансформациями человека, с прохождением стадий или этапов в своем развитии (биологическом, психологическом, социальном).

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими . Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки, например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям. Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов . То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям. Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс , иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса . В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака . Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице. Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации.

В связи с развитием статистики в описании представленности признака (или типа) в социуме очень важен характер распределения признака (типа). Важно также, носят ли различия в признаках количественный или качественный характер. Чем более фундаментальна (глубинна) психическая характеристика, тем распределение более устойчиво и не зависит от культурных особенностей. Большинство измерительных инструментов (тестов) построено так, чтобы признак мог быть пронормирован в соответствии с нормальной кривой распределения, если различия носят количественный характер. Так черты, которые входят в фундамент личности под названием «Большая пятёрка» (Big Five ) имеют нормальный характер распределения . Если характеристики имеют не количественные, а качественные различия, то они обычно описываются в рамках строгих множеств. Например, правши, левши; глухие, слышащие; типы в соционике.

В психике бывает редко, что какое-либо качество устойчиво отсутствует совсем. Поэтому, в большинстве случаев , полезно в моделировании использовать нестрогие классификации, которые более точно отражают реальный характер распределения. Например, типология Э. Кречмера или У. Г. Шелдона .

Чаще всего классификация затрагивала характеристики, связанные со сферой социального взаимодействия, строилась как набор биполярных черт, сильное преобладание какой-то черты создавало некий акцент в характере человека. Характеристики частных классификаций : отсутствие четкой границы между классами, человек может переходить из одного класса в другой под действием внешних и внутренних причин, число классов зависит от установки автора классификации. Пример: социально-характерологическая классификация Теофраста .

Современные системные классификации связаны с именами К. Юнга, Г. Айзенка, Л. Н. Собчик и др. Авторы современных системных концепций стараются максимально обобщить результаты эмпирических исследований индивидуальных особенностей человека в рамках единой типологической модели. Такая модель, как правило, является центром конструкции, объединяющей общие, типологические и индивидуальные психологические характеристики человека.


  1. Конституционные и формально-динамические характеристики как основание для классификации темпераментов (наиболее распространены среди клинических психологов и психиатров)

  2. Познавательные характеристики. Пример: Роршах : аналитичные (детализирующие) и синтетичные (интегрирующие) по способу восприятия мира.

  3. Ценностно-мотивационные характеристики. Классификации Э.Фромма, Э. Шпрангера, А.Маслоу.

  4. Связанные комплексы познавательных и ценностно-мотивационных характеристик как основание для классификации личностей. Эдуард Шпрангер выделяет шесть типов личности, которые увязывают познание и ценности, соотнося тип личности с познанием мира:

  • теоретический человек стремится к познанию, руководствуясь такими ценностями как поиск истины, интерес к критическим, рациональным подходам;

  • экономический человек ищет пользу в познании, познает то, что приносит пользу себе, семье, обществу;

  • эстетический человек стремится к гармонии, форме, стилю, соответствию ситуации;

  • для социального человека ценностью является любовь к людям. Человек хочет найти себя в другом, жить ради другого, стремится к всеобщей любви;

  • политический человек ценит власть, влияние (необязательно в политической форме);

  • для религиозного человека главная ценность заключена в поиске смысла жизни, начала всех начал - в божестве, в осознании единого мира.
Каждому типу соответствует одна доминирующая ценность.

Сторонники типологического подхода считают, что тип личности - это целостное образование, несводимое к комбинации отдельных черт.

Содержание его раскрывается при описании типичного, или усредненного, представителя группы лиц, относимых к данному типу. Например, «авторитарная личность» - это конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, не сводящийся только к доминантности. Одно из самых разительных отличий заключается в том, что авторитарная личность угнетает находящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вышестоящими, в то время как доминантная является лидером занимающих более низкое положение и борющихся за более высокое.

Американский психолог К. Хорни выделила три психологических типа личности в зависимости от общения человека с другими людьми.

  1. Привязчивый тип : у человека высока потребность в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтобы кто-то заботился о нем; такой человек подходит к оценке другого с вопросом: «Будет ли он меня любить, заботиться?»
  2. Агрессивный тип : характерно отношение к другим людям как к средству достижения своих целей; такой человек стремится доминировать, не терпит возражений, рассматривает другого, задаваясь вопросом: «Будет ли он мне полезен?»
  3. Отчужденный тип : для таких людей необходима определенная эмоциональная дистанциях окружающими, поскольку они рассматривают общение как неизбежное зло; они не склонны участвовать в групповой деятельности и считают, что признание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов также выделяют три типа личности (В. Норакидзе):

  1. Гармоническая : нет конфликта между поведением и внутренними мотивами; желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично сочетаются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;
  2. Конфликтная, противоречивая: разлад между поведением и мотивами, т. е. действия противоречат желаниям;
  3. Импульсивная : поступает только по своему желанию; если же их нет, то - под воздействием извне; это «человек-флюгер», который действует согласно данной ситуации, хотя может и маскировать свою несостоятельность деловитостью, демократической коллегиальностью.

Представители когнитивной психологии рассматривают личность как систему индивидуальных конструктов: каждый человек обладает уникальной их системой (личность), которую он использует, чтобы интерпретировать жизненный опыт, Люди отличаются друг от друга тем, как они объясняют себе события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каждый из нас понимает действительность с «колокольни» своего уникального личностного конструкта, под разным углом зрения. Человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди всматриваются в настоящее, чтобы предвидеть будущее, чему и помогает уникальная система их личностных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие ситуации.