Типовая программа вуз цирковое искусство. Специальность «Цирковое искусство» (бакалавриат). Объекты профессиональной деятельности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРАКТИКИ

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности

52.02.03«Цирковое искусство»

квалификация: «Артист цирка, преподаватель»

Рабочая программа практики разработана на основе ФГОС по специальности 52.02.03 «Цирковое искусство»по углубленной подготовке.

Рецензенты:_______________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Рабочая программа профессионального модуля ___________________________ одобрена и рекомендована на заседании предметно-цикловой комиссии «Цирковое искусство»

Протоколом № _____ от «_____»_____________________ 201____ г.

Председатель ПЦК «Цирковое искусство»

Рабочая программа профессионального модуля ___________________________ утверждена Методическим Советом колледжа Протоколом № _____ от «_____»_______________ 201_г.

Заключение Методического Совета колледжа № _____ от «____»__________________201__г.

_________________________________________________________________________________

Согласовано:

Организация-работодатель_____________________

Руководитель_________________________________

Согласовано:

Заведующий производственным обучение______________________

Паспорт рабочей программы учебной практики профессионального модуля
Структура и содержание учебной практики
Структура и содержание производственной практики

(по профилю специальности)


Структура и содержание производственной (преддипломной) практики
Перечень основной учебной и методической литературы.

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

по специальности 52.02.03 «Цирковое искусство» по углубленной подготовке.

1.1 Область применениярабочей программыпрактики.

Рабочая программа практики является частью примерной основной профессиональной образовательной программы по специальности «Цирковое искусство»по углубленной подготовке в соответствии с ФГОС СПО, обеспечивающей реализацию ФГОС СПО.

1.2 Область профессиональной деятельности

Область профессиональной деятельности выпускников: исполнительское творчество в различных цирковых жанрах (акробатика, жонглирование, эквилибристика, гимнастика); цирковое образование в детских школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждения СПО; организация и постановка цирковых представлений и выступлений, руководство цирковыми коллективами.

1.3 Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

стационарные и передвижные цирки;

используемый цирковой реквизит и костюмы;

цирковые и творческие коллективы;

детские школы искусств, детские цирковые школы и другие учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения, учреждения СПО;

образовательные программы, реализуемые в детских школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО;

зрители цирков и концертных залов;

цирковые организации;

учреждения культуры, образования.

1.4 Цели и задачи практики:

Цели практики:

Получение практического опыта наблюдения и анализа работы цирковыхобразовательныхдетских школискусств, детских цирковых школ и другие учреждений дополнительного образования, общеобразовательных учреждений, учреждений СПО. Закрепление, расширение, углубление и систематизацию знаний дисциплин ПМ на основе анализа деятельности конкретного учреждения (детской цирковой школы, школы искусств, цирка), приобретения первоначального практического опыта. Приобретение студентами педагогического опыта работы в детских школах искусств, детских цирковых школах, других учреждениях дополнительного образования, общеобразовательных учреждениях, учреждениях СПО. Приобретение студентами исполнительского опыта работы на концертах, мероприятиях различного уровня проводимых в учреждения культуры, образования, цирковых организацияхи концертных залах.

Задачи практики:


Развитие у студентов устойчивого интереса к профессии, потребности в самообразовании, выработке творческого и исследовательского подхода к будущей деятельности. Приобретение умений и навыков самостоятельной работы с разновозрастной аудиторией Приобретение практических навыков по применению различных форм, методов и средств работы с использованием цирковых жанров; Развитие умений осуществлять исследовательско-аналитическую деятельность; Обучение студентов творческому применению на практике полученных знаний; Формирование и развитие у студентов навыков, умений, профессионально значимых качеств в области циркового искусства. Углубление и закрепление теоретических знаний по организации творческого процесса при работе над постановкой цирковых номеров (сольных, групповых) и цельных цирковых представлений. Формирование и развитие у студентов навыков, умений, профессионально значимых качеств в области постановки отдельных цирковых номеров или цирковых представлений в целом.

1.5 Требования к результатам освоения практики, формы отчетности.

иметь практический опыт:

    знакомства с цирковыми и творческими коллективами;

детскими школами искусств, детскими цирковыми школами и другими

учреждениями дополнительного образования, общеобразовательными

учреждениями, учреждениями СПОзнакомства с различными жанрами цирковых

номеровв отдельности и театрализованных цирковых представлений в целом.

    исследовательской, организационно-управленческой, организационно-творческой под руководством преподавателей на производственных базах, к которым относятся организации дополнительного образования Разработки и реализации идейно – художественных замыслов цирковых номеров, театрализованных цирковых представлений, цирковых концертных программ. Осуществления организационной и репетиционной работы в процессе подготовки цирковых номеров, цирковых представлений. Использования современных методик и технических средств в профессиональной работе; личного участия в цирковом номере и театрализованном цирковом представлении в качестве исполнителя; работы с исполнителями, отдельными номерами концерта и творческими цирковыми коллективами; проведения занятий игровых форм с использованием цирковых жанров; художественного, технического и музыкального оформления цирковых номеров и цирковых представлений;

В основные обязанности руководителя практики от колледжа входят:

Осуществление руководства практикой; Установление связи с руководителями баз практик; Согласование с организациями плана-задания по практике

В основные обязанности куратора практики от колледжа входят:

Проведение практики в соответствии с содержанием тематического плана и содержанием практики; Контролирование посещаемости студентами баз практики и выполнения ими плана-задания, оценка результативности прохождения практики.

Студенты при прохождении практики обязаны:

Полностью выполнять задания, предусмотренные программой практики. Соблюдать правила внутреннего распорядка организации – базы практики. Соблюдать требования охраны труда и пожарной безопасности. Весь контрольный материал по всем видам практики должен защищатьсястудентом на предварительной сдаче, итоговых конференциях

2. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

2.1 Объем учебной практики, виды учебно-практической работы и отчетности.

Обязательная учебная нагрузка студента – 2недели, 72 часа, время проведения – 1-й семестр.

Учебная практика проводится в формегрупповых и индивидуальных занятий.



Содержание учебной практики и требования к формам и содержанию текущего, промежуточного, итогового контроля.

Кол-во часов

Организационное собрание

Сдача практики

Подготовка и сдача отчета в соответствии с содержанием практики

МДК 01.02 «Специальный класс по жанрам»

Акробатики

    Подбор упражнений от простого к сложному
    Соблюдения правил техники безопасности, во время занятий

Эквилибра

    Составление плана занятия по освоению данного жанра (с учетом личных физиологических особенностей).
    Подбор упражнений на укрепления мышц рук, спины.
    Выполнение, разработанного плана занятий
    Подбор упражнения для исправления ошибок в стойке на руках.

Гимнастики

    Составление плана занятия по освоению данного жанра (с учетом личных физиологических особенностей).
    Выполнение, разработанного плана занятий
    Соблюдения техники безопасности при работе на цирковых снарядах (полотна, кольцо и т. д.)
    Подбор упражнений для укрепления мышц живота, спины, рук.

Жонглирования

    Составление плана занятия по освоению данного жанра (с учетом личных физиологических особенностей).
    Выполнение, разработанного плана занятий

Эквилибра на моноцикле, катушке, вольностоящийлеснице

    Составление плана занятия по освоению данного жанра (с учетом личных физиологических особенностей).
    Соблюдения правил техники безопасности при работе на моноцикле, на катушках, на вольностоящей лестнице.
    Подбор упражнения для развития чувства баланса

Итоговая конференция

    Выступления - доклад по любому жанру на выбор.

В период практики студенты обязаны ознакомиться.

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

руководитель цирковой студии

«Мичээр»

с. Тумул 2008 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

По сути акробатика – это искусство управлять своим телом. Единственный подручный материал, тут - наши мышцы и тренировочный мозг, посылающий точные и сложные сигналы для исполнения. Акробатикой можно заниматься практически везде. И безусловно, везде с огромной пользой для гармоничного физического развития детей, подростков, для укрепления их здоровья. Для занятий акробатикой необходимо обладать хорошей гибкостью и подвижностью в суставах. В 10-13 лет большинства школьников гибкость удовлетворительная, но все же ее следует еще развивать. Тогда к 15-16 годам она достигнет максимальной величины. Но все школьники обладают удовлетворенной гибкостью и с некоторыми надо много заниматься, чтобы улучшить ее. Гибкость можно развивать с помощью упражнений на растягивание.

Через цирковое искусство, систематическое занятие в цирковой студии ведется воспитание навыков коллективной творческой деятельности, ответственного отношения к результатам своей работы и работы коллектива, воспитание культуры поведения, дисциплины и собранности.

Программа цирковой студии рассчитана на 3 года обучения, возраст обучаемых слет. Программа направлена на физическое и творческое развитие обучаемых, приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям.


Во внешкольной работе – цирковая студия занимает важной место. Представленная программа является по своему характеру развивающее – обучающей и направлена на формирование эстетически, физически развитой личности, на пробуждение творческой активной детей. По опыту моей работы дети сельской школы близки к физическим нагрузкам, поэтому я выбрала именно цирковое искусство, изучая упражнения, цирковые этюды и постановки в 4-6 классах.

Обычно дети этого возраста представляют собой дружный, сплоченный коллектив, имеются все возможности проводить с ними серьезную учебно – воспитательную работу . В этом возрасте принимают сознательный и осмысленный характер, проявляют умения владеть собой, сдерживать себя, помочь друг к другу, с удовольствием ходят на занятия. Занятия ведется уже более осложненном варианте и боле быстром темпе.

Пробуждая детей к дальнейшему освоению циркового искусства, данный курс обучения дает возможность проявить себя, как личность и раскрыть свой внутренний мир.

Целью деятельности цирковой студии «МИЧЭЭР» по данной дополнительной образовательной программе является развитие внимания, эмоциональной памяти, творческого воображения, ответственности, силы воли, владение своим телом.

Задачами работы студии поставлены:

1. Приобщить детей в прекрасный мир циркового искусства, учитывая возрастные особенности.

2. Ознакомить и с видами циркового искусства: акробатика, силовая акробатика, гимнастика, йога, жонглирование, клоунада, эксцентрика.

3. Воспитание навыков коллективной творческой деятельности, ответственности к результативности работы каждого члена коллектива.

4. Повышение культуры поведения воспитанников, пропаганда ЗОЖ.

Основные методические принципы:

Системность и комплектность;

Непрерывность обучения и воспитания;

Учет возрастных особенностей обучаемых;

Индивидуальный опрос, наблюдение за развитием каждого воспитанника.

Общее сведения о программе

Возраст обучаемых: 8 -14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

1-й этап обучения – подготовительный

2-й этап обучения – основной

3-й этап обучения – выпускной

Количество занятий в неделю – 9 часов, в год 270 часов.

В цирковой студии воспитанники с помощью доступных им средств и реквизитов должны научиться жанрам циркового искусства. Предполагаемая программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования детей. В ходе обучения предусмотрены индивидуальные и коллективные занятия.

В программу входят 2 группы:

Младшая – 2-4 классы;

II этап обучения - главная задача этапа – обучение студийцев к творческой деятельности, в т. ч. к самостоятельной. Каждый год принимается творческий план, согласно которого группа выезжает для участия в концертах, на представления Государственного Саха цирка. Студийцы группы освоения программы участвуют на праздниках, благотворительных акциях не только в школе, но и на внутринаслежных, улусных и республиканских.

III этап обучения - Основная задача этапа – творческая работа. Группа несет ответственность за творческую деятельность студии. Работают по выпуску цирковых номеров, представлений, над изготовлением реквизитов, костюмов, фонограмм. Одним из критериев результативности обучения в студии у выпускников является самостоятельное проведение занятия в подготовительной группе.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й этап обучения

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Количество часов

В том числе (ч)

практика

Акробатика

Беседа: «Цирк родом из детства»

«Оборудование, страховка»

Группировка

Кувырок вперед

Кувырок назад

Каскад в длину с места

Каскад в длину с разбега

Стойка на трех точках

Мостик лежа

Мостик стоя

Полушпагат

Арабское колесо

Заднее сальто

Флик-фляк

Рондад флик-фляк

Темповое сальто

Рондад-сальто

Жонглирование

Переброска одного шара из руки в руку

Переброска двух шаров навстречу друг другу обеими руками

Жонглирование двумя шарами отдельно левой и правой рукой

Переброска трех шаров обеими руками

Жонглирование двумя кольцами отдельно левой и правой рукой

Переброска одной булавы из руки в руку

· Рождественская елка.

· Общее собрание (Правила ТБ, инструктаж)

· Общее собрание план работы.

· Индивидуальные беседы

· Показы концертов;

· Беседы с родителями

· Встреча с выпускниками

· Выход с выступлениями ДОУ «Куоласчаан»

· Просмотр концертов (ДV), прослушивание шумовой фон

· Эстафета культуры и спорта

· Просмотры концертов и выступлений, работа над ошибками

· День рождения (Февраль март)

· Выступления КП «Тумул»

· Выступления в конкурсах, концертах внутри села, улуса, республики «Мамонтенок»

· Психологическая помощь и подготовка учащихся к конкурсам

· Работа с учащимися со слабой двигательной активностью;

· Участие в улусных, зональных конкурсах

· Индивидуальные беседы

· Индивидуальная работа, беседа с родителями

· Работа с учащимися со слабой двигательной активностью

· Участие в улусных, зональных конкурсах танца

· Творческий поход с выступлениями ДОУ «Кунчээн»

· Фестиваль дополнительного образования образования «Сааскы таммахтар»

· Встреча лета, поход, день рождения

· Опрос – анкета «итог работы», рефлексия, анализ

· Конкурс «Сибэкки ыhыа5а» среди девушек;

· Отчетный концерт «Ункуу туhулгэтэ»

С П И С О К

цирковой студии «МИЧЭЭР»

на 2уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008 г.

Список воспитанников

Основная группа:

1. Шеломова Оля 8 кл староста студии

2. Стручкова Нарыйа 8 кл пом. Старосты

3. Птицына Сахая 7 кл

4. Попова Айта 6 кл

5. Осипова юлия 6 кл

6. Павлова Снежанна 2 кл

7. Птицына Уйгу 2 кл

8. Титова Роза 4 кл

9. Макарова Рая 3 кл

10. Макарова вика 2 кл

11. Власова вероника 3 кл

12. Кисиляхова Жанна 2 кл

13. Максимова Феня 3 кл

14. Григорьева Мусьяна 3 кл

15. Стручкова Яна 4 кл

16. Стручков Максим 2 кл

Подготовительная группа:

1. Лукина Анжелика 1 кл

2. Куличкин Женя 1 кл

3. Стручков Федя 1 кл

4. Птицын Гриша 1 кл

5. Свинобоев Дыгын 1 кл

6. Елисеев Витя 1 кл

Мегино- Кангаласское управление образования

Майинский центр дополнительного образования детей

Тумульская основная общеобразовательная школа

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ

Цирковой студии «МИЧЭЭР»

на 2уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008 г.

Мегино – Кангаласское управление образования

Майинский центр дополнительного образования детей

Тумульская основная общеобразовательная школа

ВЫСТУПЛЕНИЯ

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

за 2008/2009 уч. г.г.

Руководитель:

с. Тумул 2008г

Наим конкурса

Название номера

Тумульская основная общеобразовательная школа

План РАБОТЫ

родительского комитета

цирковой студии

«МИЧЭЭР»

Руководитель:

с. Тумул 2008 г

ЧЛЕНЫ РОДКОМА

цирковой студии «Мичээр»

Председатель –

План работы родительского комитета

Наименование

четверть

1. Общее собрание родителей

· Выборы нового состава РодКома

· Выборы председателя, членов РодКома

четверть

Работа с Попечительским советом школы

Организация коллективного пошива сценических костюмов.

Основной состав:

· Сценический костюм для клоунады;

· Улучшение материально технической базы

Ноябрь - декабрь

четверть

Открытое мероприятие для родителей

· Художественно - эстетическое (культурная программа) «Сааскы таммахтар» конкурс

· Собрание родителей

четверть

Проведение опроса (анкеты)

Отчет деятельности цирковой студии «МИЧЭЭР».

Открытый микрофон, диспут родителей-

Тумульская основная общеобразовательная школа

МО дополнительного образования

ЖУРНАЛ ТЕЖНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ

цирковой студии

«МИЧЭЭР»

Руководитель:

с. Тумул 2008 г

Основная группа:

ФИ воспитанника

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Инструктаж провела:

Достижения

2007 г Дипломант республиканского циркового фестиваля «Масонтенок» г Якутск.

2008 г. дипломант улусного фестиваля танца и оригинального жанра «Кэрэ эйгэ ыллыгынан» с. Балыктах

2008 г Лауреат внутринаслежного конкурса «Сааскы таммахтар» с. Тумул

2008 г. Грант Главы МР Мегино – Кангаласский улус в номинации «Семейные бригады».

2008 г. победитель республиканского конкурса семейных бригад «Организация занятости и оздоровления и отдыха в летний период» г. Покровск.

2008 г. Благодарность министра культуры и духовности «За активное участие в культурной программе IV международных игр ДЕТИ АЗИИ».

2008 г. Сертификат II Международного детского фестиваля «МАМОНТЕНОК 2008» г. Якутск.

2009 г. Дипломант республиканский фестиваль циркового искусства «Мамонтенок» в жанре «ЖОНГЛИРОВАНИЕ» Шеломова Оля.

2009 г. Республиканский фестиваль циркового искусства «Мамонтенок» победитель в номинации «ЛУЧШАЯ ЦИРКОВАЯ СТУДИЯ»

2009 г. Благодарность министра культуры и духовности «За вклад в развитии циркового искусства в Республике Саха (Якутия)»

Мегино – Кангаласский улус

МОУ Тумульская основная общеобразовательная школа

КАЛЕНДАРЬНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЦИРКОВОЙ СТУДИИ

«МИЧЭЭР»

Возраст обучаемых: 8 -14 лет.

Программа рассчитана на 3 года обучения.

Количество занятий в неделю – 9 часов, в год 270 часов.

руководитель цирковой студии

«Мичээр»

с. Тумул 2008 г.

руководитель цирковой студии «Мичээр»

Отличник физической культуры

и спорта РС(Я)

педагогический стаж 35 лет

с. Тумул 2008 г

ЦВЕТОЧНЫЙ МИР

Страница 1 из 4

Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Цирковое искусство»

Сырцева Елена Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД «Брянский областной Дворец

детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина»,
г. Брянск.

Возраст детей: 11- 15 лет
Срок реализации: 3 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа "Цирковое искусство" имеет физкультурно-спортивную направленность с элементами художественной направленности.
Программа составлена на основе педагогического опыта по работе с воспитанниками на протяжении 6 лет.
Цирковое искусство является одним из древнейших составляющих мировой культуры и спорта. Оно сформировалось из народных площадных представлений и театрализованных спортивных соревнований. В программу входили: акробатические и жонглерские номера, дрессировка животных, иллюзионные аттракционы. Выступления профессиональных цирковых артистов были известны еще в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, Византии и других странах. Со второй половины 18 века начали формироваться первые династии русских цирковых артистов. Первый стационарный цирк в России был открыт 11 декабря 1827 года в Петербурге.
Цирковое искусство отличается необычностью и эксцентрикой. То, с какой точностью и виртуозностью цирковые артисты исполняют сложнейшие трюки, всегда привлекало зрителей. Интерес к цирку не угасает и в наши дни.
НОВИЗНА состоит в том, что в сфере дополнительного образования ранее не издавались программы по обучению цирковому искусству для детей школьного возраста, это и послужило толчком для разработки данной программы.
АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в востребованности обучения цирковому искусству в физкультурно-спортивной направленности.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
Обучение цирковому искусству по данной программе способствует воспитанию музыкально-двигательных качеств, развитию силы, ловкости, координации и выразительности движений, дает основу для всестороннего физического развития.
ЦЕЛЬ: обучение исполнению элементов и композиций различных жанров циркового искусства (акробатического и оригинального) посредством творческой активности и артистизма воспитанников.
Обучающие:
-познакомить воспитанников с основными цирковыми жанрами;
-обучить основным элементам акробатики и жонглирования (классическое и неклассическое).
Развивающие:
-развить умение ритмично двигаться под музыку;
-способствовать развитию отдельных групп мышц и всей мышечной системы организма в целом;
-способствовать развитию творческих способностей воспитанников;
-развить исполнительские качества - артистизм и эмоциональность;
-сформировать правильную осанку, походку, скоординированность движений;
- способствовать развитию гибкости, пластики, силы, выносливости;
-развить умение работать в команде;
-сформировать умение ставить цели и достигать их.
-формировать привычку здорового образа жизни.
Воспитательные:
-воспитывать смелость, решимость, активность, целеустремленность, настойчивость, упорство, выдержку;
-воспитать у воспитанников терпение, трудолюбие и волю;
-воспитать эстетический вкус;
-воспитать культуру общения с окружающими.
ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ состоит в том, что помимо физкультурно-спортивной направленности в программу включены элементы художественно-эстетического направления. Занятия хореографией являются неотъемлемой частью и тесно взаимосвязаны с цирковыми жанрами. Хореографическая подготовка в цирке базируется главным образом на классической основе.
В детское объединение принимаются все желающие дети в возрасте от 9 до 15 лет, имеющие основную группу здоровья. Воспитанники должны иметь медицинские справки о состоянии здоровья и допуск к занятиям с физической нагрузкой. Степень предварительной спортивной подготовки не требуется.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 3 года.
ФОРМЫ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯ
Учебные группы 1 -го года обучения занимаются 2 раза в неделю по 2 часа (всего 4 часа в неделю), учебные группы 2-го года обучения занимаются 3 раза в неделю по 2 часа (всего 6 часов в неделю). Группа 3-го года обучения занимается 2 раза в неделю по 3 часа (всего 6 часов). Такой режим учебных занятий связан с разным количеством физической нагрузки по годам обучения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ детей на занятиях: групповая и индивидуально-групповая.
НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП:
1-й год - 12-15 человек - 8-11 лет;
2-й год - 10-12 человек - 9 -12 лет;
3-й год - 10-12 человек - 10 -15 лет.
На групповых и индивидуально-групповых занятиях дается теоретический материал, проводится постановочная работа и репетиции концертно-показательных номеров. В течение каждого последующего года обучения увеличивается количество и сложность трюков, отработанных в предыдущем году, а также вводятся новые дисциплины.
Ожидаемые результаты по итогам первого года обучения
Знания:

  • основные цирковые термины;
  • правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений.
  • выполнять основные элементы по общей физической и специальной подготовке, а так же акробатике;
  • выполнять несложные цирковые упражнения с предметами (мячи, обручи, трости);
  • свободно двигаться под музыку при выполнении упражнений (трюков).
  • Ожидаемые результаты по итогам второго года обучения
  • Знания:
  • основные цирковые термины;
  • правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений;
  • основные понятия циркового жанра («антипод»);
  • теорию одиночного и парного жонглирования.
  • выполнять основные нормативы по общей физической и специальной физической подготовке;
  • вращать два и три обруча на туловище и в руках;
  • выполнять сложные упражнения с тростью;
  • жонглировать 3-мя мячами и 3-мя кольцами;
  • выполнять элементарные упражнения циркового жанра «антипод».

Ожидаемые результаты по итогам третьего года обучения
Знания:
основные цирковые термины;
правила техники безопасности при выполнении отдельных трюков и упражнений;
знать основные понятия циркового жанра («парная акробатика», «каучук»).

  • правильно и четко выполнять акробатические упражнения;
  • свободно жонглировать предметами (мячами, кольцами, булавами) при одиночном, парном и групповом жонглировании;
  • выполнять сложные элементы с обручами и тростью в движении;
  • свободно двигаться под музыку и импровизировать, выполняя различные трюковые элементы.

Способы проверки результатов
1. Вводный контроль (тестирование, диагностическое тестирование).
2. Промежуточный контроль (проводится в конце 1-го и 2-го полугодия - в декабре - контрольное занятие, выступление, конкурс).
3. Итоговый контроль (апрель-май).

Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации данной программы является итоговая аттестация - зачетное занятие с целью выявить знаний, умений и навыков по ОФП, СФП, акробатике и жонглированию. Кроме того, зачетной формой подведения итогов реализации программы можно считать выступления в отчетном концерте, участие в конкурсах и фестивалях.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Названия разделов и тем

Количество часов

Теоретических

Практических

Всего

1.Вводное занятие

2.Общая физическая подготовка

3.Специальная физическая подготовка

4.Акробатика

5.Элементы хореографии

6.Оригинальные цирковые жанры

6.1 Жонглирование

6. 2 Трости

6.3 Хула-хупы

Хотите праздника - сходите в цирк. Подобное развлекательное заведение имеется в любом крупном современном городе. Артисты радуют публику сложными акробатическими номерами, волшебными фокусами, выступлениями с животными и прочими удивительными трюками. Многие считают, что попасть на арену цирка могут только люди, родившиеся в семьях цирковых династий. На самом деле это большое заблуждение. Для того чтоб стать артистом цирка, необходимо окончить цирковое училище в Москве. На сегодняшний день это единственное профильное учебное заведение во всей нашей стране.

Цирковое искусство - это призвание?

Зрителям цирк кажется сплошным праздником и волшебством. На самом же деле каждый номер - это результат упорных тренировок, нервов и боли. Сопряжена работа цирковых артистов и с большой опасностью. Даже опытные мастера своего дела в самый разгар карьеры порой получают серьезные травмы.

По своей сути любой жанр циркового искусства является симбиозом сложного спорта и актерской игры. То, насколько артист будет успешен, зависит в значительной мере от его самообладания, артистизма, умения общаться с публикой. Многие представители цирковых династий утверждают, что приходить работать в данную сферу стоит только по призванию. Если мечта всей вашей жизни - цирк, имеет смысл подумать о том, как попасть в цирковое училище в Москве.

Поступить в это учебное заведение можно после окончания девяти или одиннадцати классов любой общеобразовательной школы. Абитуриенты должны понимать, что вступительные испытания из-за специфики профессии состоят не только из экзаменов общеобразовательной программы. Необходимо иметь хотя бы базовую хореографическую или спортивную подготовку. При училище сегодня работает цирковая секция, прием в которую введется с 5 лет. Аналогичные учреждения дополнительного образования есть во многих других городах России.

Неплохие шансы стать цирковыми артистами имеются у абитуриентов, занимающихся акробатикой, балетом, художественной и некоторыми другими видами спорта. Все эти дисциплины достаточно сложны, и считается, что добиться в них успеха можно, если начать обучать ребенка не позже 7 лет. Родители, мечтающие о цирковой карьере для своего ребенка, должны понимать, что интенсивные тренировки могут негативно сказаться на успеваемости в рамках общеобразовательной школьной программы.

История единственного в России циркового училища

Осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения СССР вынес постановление, согласно которому предписывалось организовать в столице государства учреждение профессиональной подготовки цирковых артистов. Обучение проводилось в формате курсов продолжительностью в три года. Постепенно учебное заведение развивалось, и спустя некоторое время оно было реорганизовано в техникум. Вместе с новым названием цирковое училище в Москве получило здание с полноценной ареной. Достаточно быстро учебное заведение заработало себе хорошую репутацию. Училище несколько раз меняло название. В 1987 году учебное заведение в очередной раз переименовывается. Присвоенное название сохранилось до наших дней - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Сегодня учебное заведение находится в ведении министерства культуры.

Современные будни циркового училища

С 1961 года цирковое училище в Москве осуществляет подготовку артистов эстрады, речевых и оригинальных жанров. На сегодняшний день данное учебное заведение остается единственным в своем роде в нашей стране. Только здесь можно получить профессиональное цирковое образование. Стать студентами ГУЦЭИ ежегодно мечтает большое количество абитуриентов со всей страны. Знаменито училище и благодаря своему преподавательскому составу. Цирковым и эстрадным дисциплинам молодое поколение обучают прославившиеся артисты, а также просто талантливые выпускники училища и прочих культурных учебных заведений.

Специальности и учебная программа

ГУЦЭИ осуществляет подготовку цирковых артистов различных жанров. Наиболее популярные направления: акробатика, эквилибристика, клоунада, жонглирование, эстрады. Также в училище можно получить специальность ассистента, помощника дрессировщика животных, конферансье, костюмера или гримера. Абитуриентам рекомендуется еще до прохождения вступительных испытаний выбрать наиболее интересную для себя специальность. Приемная комиссия обычно оценивает данные каждого желающего поступить именно в соответствии с требованиями и спецификой выбранной профессии.

В ходе обучения учащиеся приобретают узкоспециализированные знания и навыки, относящиеся к профильной специальности. Изучение мирового и российского наследия цирка предстоит всем студентам, поступившим в цирковое училище в Москве. Научная деятельность учебного заведения включает в себя исследование и классификацию новых программ. Помимо этого, студенты всех специальностей изучают цирковую педагогику, основы безопасности и цирковые жанры.

Как поступить в ГУЦЭИ?

Если вы мечтаете оказаться на цирковой арене, имеет смысл до подачи документов посетить цирковое училище в Москве. Адрес учебного заведения: Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 24. С ответственными абитуриентами, обратившимися в училище заблаговременно, проводится собеседование. Даже за 2-3 месяца до вступительных испытаний можно пройти подготовительные курсы при учебном заведении, стоимость которых составит всего лишь 1500 рублей.

Цирковое училище в Москве требования к поступающим предъявляет достаточно жесткие. Обучение артистов цирка сопряжено с серьезными и опасными физическими нагрузками. По этой причине еще при поступлении каждый абитуриент должен доказать, что проблем со здоровьем не имеет. При подаче заявления о приеме в учебное заявление к нему прилагаются медицинские справки. Необходимый минимум: выписки из психоневрологического и (о том, что владелец документа не стоит на учете). Также необходима справка от наблюдающего врача.

Вступительные испытания

Зачисление осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых в три тура. Первый экзамен включает в себя оценку личных и физиологических данных конкурсанта, а также его способности в рамках выбранной профессии. Второй этап - прохождение медицинской комиссии. Третий экзамен - самый сложный, во время него абитуриенты демонстрируют имеющиеся навыки в хореографии, акробатике, проявляют свой артистизм. Особое внимание обращается на способность импровизировать и фантазию студента.

Каждый абитуриент должен понимать, что он пришел не на рядовой кастинг модельного агентства, а в цирковое училище в Москве. Фото в интересных образах и способность продекламировать заученный кусок текста здесь не поможет. Настоящий артист должен взаимодействовать со зрителем без страха и волнения, а также уметь моментально находить выход из любых неожиданных ситуаций на сцене.

После экзамена по специальности абитуриентов ждут испытания по общеобразовательным предметам. Выпускники 9 класса пишут диктант и сдают устный экзамен по русскому языку и литературе. После 11 класса школьнику нужно будет написать сочинение.

Известные выпускники ГУЦЭИ

Десятки артистов, прославившихся на весь мир, когда-то окончили цирковое училище в Москве. История этого учебного заведения в громких фамилиях звучит впечатляюще: М. Румянцев, О. Попов, Л. Енгибаров - все это выпускники ГУЦЭИ. Окончили цирковое училище и такие талантливые артисты, как Е. Камбурова, Ж. Бичевская, Г. Хазанов и Е. Шифрин. По самым скромным подсчетам, за годы работы учебное заведение подготовило не менее пяти тысяч специалистов всех направлений циркового и эстрадного искусства.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Литература - профильный предмет, по выбору вуза
  • История - по выбору вуза
  • Творческий экзамен - по выбору вуза

Становление, развитие циркового искусства неразрывно связано с развертыванием исторического процесса, прочно вписавшись в контекст формирования самой цивилизационной модели современности. Происхождение циркового искусства связано с играми, обрядами зари становления человечества, возникновением новых ремесел, профессий. Различные жанры зарождались и получали распространение в разные исторические эпохи, вместе с жанрами менялись и приоритеты зрителей. Цирк - один из наиболее демократичных видов искусства, сформировавшихся на основе театрализованных спортивных конкурсов и народных площадных представлений. Главным героем цирка выступает артист, преодолевающий, казалось бы, непреодолимые препятствия, в задачи которого входит поэтизация тяжёлого физического труда, создание обобщённых художественных образов.

Условия поступления

Основной формой создания художественных образов будущих артистов цирка выступают трюки, органический синтез которых с актерскими действиями составляют номер, а их совокупность, в свою очередь, становится представлением.

Создание каждого отдельного трюка требует от артиста умения синтезировать музыку, танец, пантомиму, живопись, обладать пластичностью движений, что требует от будущих выпускников высокого уровня развития творческих способностей, знаний и понимания культурного наследия страны.

В качестве вступительных испытаний абитуриентам необходимо сдать следующие дисциплины:

  • русский язык,
  • история,
  • литература (профильный).

Поступающие в обязательном подряде проходят собеседование с представителями вуза с целью выявления развития творческих способностей. Отдельные вузы выдвигают требования сдачи творческого экзамена в качестве дополнительного.

Куда поступать

Данное направление является относительно новым в образовательной сфере России.


На сегодняшний день подготовку специалистов профиля осуществляют следующие выдающиеся вузы РФ:

  • Институт УНИК;
  • Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств;
  • Орловский государственный институт искусств и культуры;
  • Белгородский государственный институт искусств и культуры;
  • Государственная классическая академия имени Маймонида.

Срок обучения

Нормативный срок обучения (очная форма) составляет 4 года, заочная, очно-заочная - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Создание каждой программы циркового представления требует совместных усилий режиссеров, балетмейстеров, художников, композиторов, артистов. Соответственно, подготовка трюка, номера, представления требует от будущих специалистов умения комбинировать знания теоретических дисциплин направления, включая:

  • искусство цирковой режиссуры;
  • актерской мастерство, основы практической режиссуры;
  • историю цирка;
  • основы менеджмента цирка;
  • основы цирковых жанров, включая акробатику, жонглирование, гимнастику;
  • специальные классы по жанрам;
  • цирковая педагогика и проч.

Приобретаемые навыки

Главной целью циркового искусства выступает представление зрителю человека, во всем его могуществе, совершенстве, умении преодолевать испытания. Страсть к цирку основывается на тяге к мечте, чуду, стремлении уйти за рамки обыденной, повседневной жизни. Цирковые артисты демонстрируют зрителю ловкость, силу, смелость, а сама организация цирковой программы рассчитана на зрителей всех возрастов, умелое чередование разноплановых номеров.

Как организация представления, так и демонстрация трюков требует от будущих артистов высокого уровня сформрованности отдельных профессиональных компетенций:


Перспективы трудоустройства по профессии

Выпускники вузов приглашаются на работу в отечественные и зарубежные цирковые коллективы.

Кроме того, они могут успешно заниматься профессиональной деятельностью на должностях:

  • актера,
  • акробата,
  • артиста цирка,
  • иллюзиониста,
  • жонглера,
  • каскадера,
  • режиссера цирка,
  • продюсера,
  • гимнаста,
  • режиссера шоу-программ.

Говорить о стабильной оплате в творческой отрасли достаточно проблематично, однако, артисты цирка оказываются в более выгодном положении, чем иные представители творческих процессий. При трудоустройстве непосредственно по специальности в цирковую труппу начинающий артист может рассчитывать на заработную плату в размере 1000-1200 долл. ежемесячно. Отдельно следует отметить, что при гастрольных поездках оплата возрастает. Артисты с мировыми именами, к примеру, иллюзионисты, могут рассчитывать на баснословные гонорары.

Перспективы профессионального совершенствования выпускников

Те из выпускников-бакалавров, которые твердо решили достигнуть высот на выбранном поприще, могут продолжить процесс обучения в магистратуре. Специальность является относительно новой в нашей стране, и магистры профиля будут востребованы не только в цирковой, но и преподавательской деятельности. Кроме того, обучение в магистратуре позволит Вам детально изучить цирковое искусство, научит организовывать действительно незабываемые волшебные представления, которые не только принесут существенный доход, но и определенную славу. Диплом магистранта не требует подтверждения при трудоустройстве за рубежом, что также немаловажно для специалистов этого направления. При желании обучение может быть продолжено в аспирантуре, докторантуре по смежным направлениям.