Зороастризм (Заратустра). Философия, Главные идеи, Суть и Принципы. Зороастрийцы

Парсизм, как и ислам, был занесен в Индию из Центральной Азии. Число его последователей невелико, но по своему богатству и влиянию они занимают очень видное место. Нужно оговорить, что под парсизмом в науке разумеется: 1) учение Зороастра, 2) в более узком смысле основанная на нем религия современных парсов. Зороастризм - религия древних жителей Ирана, первоначально мидийцев и бактрийцев, затем персов времен Ахеменидов и Сасанидов. Зороастризм, по-видимому, свои корни имел в какой-то общей религии ариев до их разделения на иранскую и индо-арийскую ветви, но это разделение совершилось тогда, когда общая религия еще не имела завершенной организации; поэтому нащупать общие места в ведизме и зороастризме представляется делом трудным.

Временный расцвет зороастризма относится к эпохе Сасанидов, к концу которой он окончательно был вытеснен исламом, направившим свою особую энергию против огнепоклонников. Парсы вынуждены были искать убежища в других странах, и одна из их волн устремилась в Индию через Ормуз. В 717 году они прибыли в небольшой городок Санджана, в девяноста верстах к северу от Бомбея. Здесь они восстановили священный огонь, «семена» которого принесли с собой, по их словам, из Персии.

Приобретши благорасположение местных властей, они разбогатели и в конце концов установили сношения с двором Моголов. Некоторые из жрецов посетили даже императора Акбара, который в поисках новой религии беседовал с брахманами, португальцами-миссионерами, своими мусульманами, а также и с огнепоклонниками. До конца XIII века главными местопребываниями парсов были Сурат, Навсари и прилегающие к ним части Гуджарата. Коммерческий рост Бомбея потянул к себе большую коммуну парсов, а из этого города они распространились по всем городам Индии, где бьет ключ торговли.

На первых порах экономическая и политическая слабость, с одной стороны, и окружение парсов индусской массой, с другой, оказали угнетающее влияние на принесенную религию, и она упала до формы, едва отличимой от примитивного индуизма, ее окружавшего . Парсизм захирел, священный канон был почти забыт. Но рост и обогащение колонии привлекли свежих эмигрантов; пробужденное и теперь обеспеченное национальное чувство вызвало интерес к национальной религии; жрецы стали внимательно изучать старый священный язык , и священные книги были переведены, растолкованы и изданы. Дальнейшим звеном в развитии общины парсов было установление связи с единоверцами, живущими в других частях Азии, а особенно в Персии.

Парсы делятся на два толка: кадими (древние) и шеншаи (королевские); догматической разницы между ними нет, и спор сводится главным образом к разному пониманию эры священного года, отчего не совпадают некоторые праздники; есть более мелкие расхождения, например в произношении некоторых звуков при чтении молитв. Первые, как и показывает название, утверждают, что они сохранили более старые формы богопочитания.

Древнеиранская религия Зороастра под влиянием монотеистических религий дошла до современных парсов в значительно измененном виде. Поэтому в современном парсизме преобладают черты монотеизма и лишь отчасти пантеизма, несмотря на его философский дуализм и внешний культ огня. Основой религиозной морали служит авестийская триада - «добрые мысли, добрые слова и добрые дела», о которой взрослому парсу напоминают три шнурка его священного пояса. Особым уважением у парсов пользуется огонь - отсюда отказ от индийского сожжения мертвых и существование простых храмов, где поддерживается вечный огонь. Зороастр как пророк пользуется почетом; Саошьянт, по их верованию, должен родиться из семени Зороастра в конце света, уничтожить зло, очистить мир и сделать парсизм главенствующим. Среди обычаев парсов наиболее замечателен обычай выставлять трупы умерших в «башне молчания» на съедение коршунам.

Нужно отметить, что в среде парсов существует слишком большая разница в социальном и культурном смысле. Между парсом-богачом, европейски образованным, прекрасно говорящим по-английски, и его простым (особенно недавно переселившимся из Персии) собратом - целая пропасть. Поэтому и парсизм имеет две разновидности - культурную, достояние жрецов и богачей, и простую, достояние бедных; в последней много примеси индуизма и даже анимизма.

Следующая глава >

Каждая религия начала свое существование в определенный вековой период. Есть те, которые появились еще до нашей эры. Есть такие, которые не так уж и давно начали свое существование.

ЗОРОАСТРИЗМ: ВЕРОВАНИЯ И ОБЫЧАИ

Задумавшись, возникает вопрос: «Какая же религия самая старая?».

Зороастризм — это самая старая религия в мире. Если верить высказываниям ученых, то ей больше 7 тысяч лет. Зародилась она в Иране, и открыл ее миру — пророк Заратуштрой. Именно его и считают основателем этой древней религии. Об этой религии, очень давно была написана книга — Авеста. Язык изложения — авестийский, он больше нигде не используется, можно даже сказать что он мертвый.

История возникновения

Заратуштра (Зороастр) родился очень добрым и светлым ребенком. В то время как его одногодки делали пакости, дрались, издевались над кем-то слабее их, Зороастр думал над смыслом жизни. Из-за постоянных издевательств, Заратуштр подался в путь. Шел куда глаза глядят. Он не мог смириться с этим неправильным миром, где все не по законам, где убивать и унижать это в порядке вещей.

Ахура-Мазда — которого все почитали как Господа Мудрости, пришел на помощь Заратуштра и натолкнул его в правильном направлении. Зороастр стал пророком, который и открыл людям глаза и пытался повести их в нужном направлении. Так и появилась эта очень древняя религия, о которой уже мало кто помнит, а большинство вообще не знают о ее существовании.

Священная книга

Авеста — эта книга была написана золотыми чернилами. Использовали 12 тысяч шкур волов. Так гласит пехлевийский источник. В книге есть три части:

  1. Ясна — собраны все гимны и молитвы;
  2. Яшна — просьбы и мольба всем божествам;
  3. Видевдат — объяснение всех обрядов и религиозных представлений.

Зороастризм основные идеи

Как и в любой религии, у этой есть так скажем свои принципы.

Они заключаются в следующем:

  • Борьба со злом и сбережение жизни — это главное;
  • Питаться можно чем угодно, никаких запретов нет;
  • Как только ребенку исполнялось 7-10 лет, проводился обряд который, готовил его к работе;
  • Хаома — это напиток который нужно было пить возле жертвенного огня перед жертвоприношением и произносить молитву;
  • Строились храмы, которые служили для сохранения огня. В этих храмах постоянно горел огонь и 5 раз в день к нему подходили, подлаживали "дрова" и произносили молитвы.

Праздники

Религиозные праздники также присущи и этой религии. Например — вайю. Он отмечается 22 июня, когда Солнце входит в 1 градус Рака. Этот праздник стихийных духов. Это следует отмечать на природе, ну а само название пошло от божества легкого ветра.

Еще одним праздником является Гаханбар Митры. Он отмечается 16 октября. Он празднуется на протяжении всей ночи, аж до восхода Солнца. Есть традиция, по которой в этот день 5 огней должны быть зажжёнными.

Зороастризм по своему интересная религия, со своими праздниками, поверьями и правилами. Некоторые склоняются к тому, что именно от этой религии зародилось христианство и буддизм. Возможно оно так и есть, ведь что-то новое — это хорошо забытое старое.

Зороастризм, как и всякая сформирована религия со своим сакральным писанием, имеет полный комплект анимистических, мифологических, фетишистских и магических представлений и идей. Из них и формируется вероучения и культ

Рассмотрим сначала вероучения зороастризма. Вероучение. Зороастра имеет своих религиозных предшественников в первобытных религиозных верованиях древних индоиранцев. Протоиндоиранци, которые жили в засушливых степь пах и пустынях, боготворили воду, которую олицетворяла богиня. Апас. В ее честь совершали магические церемонии — возлияния особой смеси из молока и сока хаомы (галюценогеннои растения). Вторым объектом обожн вания был огонь в виде бога. Афара (Агни), которому приносили жертву из ароматических веществ и жира, которые сжигали. Эти жертвы и были атрибутами ежедневных богослужений, которые назывались»ясна»Место, на котором в осуществлялись конечно, называлось»павиль», т.е.»чистое место»Чистыми должны быть и все предметы и посуда, которые применяли во время церемоний, які застосовували під час церемонії.

Кроме названных. Апас и. Атари, протоиндоиранци поклонялись еще немалом количестве богов, среди которых называли. Митру,. Варуну и верховное божество. Ахура-Мазду

Протоиндоиранци имели представления о душе и загробной жизни, производили погребальные церемонии. Иначе говоря, уже владели определенным комплексом религиозных представлений

Заратуштра упорядочил анимистических систему протоиндоиранцив, выделив из пантеона богов двух главнейших. Это. Ахура-Мазда (Мазда,. Ормуду) и. Ахра. Манью (Ахриман,. Ариман). Это они главные действующие лица со ороастрийського космогонического учения. Согласно зороастризмом, мир безграничен в пространстве и времени. В нем происходит творческая деятельность. Ахура-Мазды, который царит в мире безграничного света и добра. Ахра. Ма нью — в мире безграничной темноты и злі зла.

Ахура-Мазда в бесконечном времени создал ограниченное время — эон, который длится 12 тысяч лет и состоит из четырех периодов. Первый период — это создание мира в виде идей конце этого периода появляется яеться. Ахра. Манью. Пораженный светом и молитвами. Ахура-Мазды, он бежит во мрак и начинает войну с. Ахура-Маздадою.

Во второй период начинается перевоплощение идей в вещи, появляется материальный мир, в котором есть продукты создание. Ахура-Мазды и. Ахра. Манью»Антидевивський надпись. Ксеркса»сообщает:»Бог велик. Аурама азда, который создал эту землю, создавший благосостояние для человека, который сделал. Ксеркса царем»Ахура-Мазда создал. Землю,. Луну,. Солнце, звезды, а. Ахра. Манью — планеты, кометы и метеоры, которые не подпором дковуються видимому равномерному движению небесных тел.

ЗОРОАСТРИЗМ

Ахура-Мазда создает благодатные места для жизни людей на земле,. Ахра. Манью — злые. Волею. Ахры. Манью возникают хищники, ядовитые растения, стихийные бедствия. Ахура-Мазда создает первый быка и первого человека -. Гайа. Мартан. Ахра. Манью добивается их смерти. Но из семени быка рождаются полезные животные, а из семени первого человека — первых супругов. Машйа и. Машйои, которые положили начало человечеству. Первые два периода составляют эру творения мира, создания основы -. Бундахиш, створення основи -. Бундахішн.

Следующие 3 тысячи лет — третий период, время борьбы добра и зла

В зороастрийской вероучении этот период получил название эры смешения, когда мир сочетает в себе добро и зло. Именно в этот период. Заратуштра получает откровение, человечество узнает, что оно вместе с добрыми потому огам должен победить зло и сделать мир таким, каким его задумал. Ахура-Маздра, т.е. совершенным.

Это история разных правителей и иранского народа в мистифицированный, но достаточно образной художественной форме. С. Авесты до нас доходят отдельные отрывки этого изложения. Главная идея этого изложения: доведение божест твенно сути верховной власти, необходимости власти соответствовать этой сутті.

Четвертый период — это те 3 тысячи лет, которые мир будет существовать после. Заратуштры. Итак, за зороастрийскими представлениями человечеству осталось жить где-то 300-400 лет! рийдуть через каждую тысячу лет три спасатели. Все они — сыновья. Заратуштры, их зовут. Саушиантамы. Дело в том, что когда. Заратуштра купался в озере. Канавья, ресниц оставил там свое семя. И когда в этом озе ре будут в какое-то определенное время купаться девицы, то они забеременеют спасителем и родят его. Когда придет третий спаситель, состоится последний бой между добром и злом. Тогда начнется третья эра истории человечества, эра разделения, когда добро будет отделено от зла, а остальное — уничтожено огнем и растопленным металлом. Добро станет общим, смерть побеждена, мир будет обновлен и в таком виде существовать вечно. Перед нами — яркая эсхатологическая картина, которая рисует будущий конец света и наступления царства добра и справедливости. Зороастризм впервые в истории религии выдвинул детально разработанную, систему есхотологизмтологізму.

Итак, основой учения зороастризма о мире являются дуалистическое учение о двух истоках мира: добро и зло

Эта концепция проходит красной нитью и в зороастривському понимании человека, согласно которому человек — продукт божьего творения, ее создал. Ахура-Мазда и назначил добра. Но человек имеет свободу воли, она м может поддаваться влиянию зла и воспринимать его. Ахра. Манью вовсе не безразличен к человеку. Он является покровителем воинственных кочевников, которые нападают на земледельцев. Ахра. Манью также занимается дикой фауной (г. Адамы, насекомыми, термитами и т.п.), которые вредят земледелию. Поэтому человек должен повиноваться. Ахура-Мазде, который является покровителем земледельцев, оседлой жизни, домашних животных. Верный. Ахура-Мазде должен ценить добро и свет, заниматься земледелием, уничтожать дикую фаун фауну.

Борьба добра и зла непременно завершится победой добра.

Тогда все человечество объединится, возникнет единое государство с единым языком. Поскольку человек обладает бессмертной душой, то при участии в борьбе на стороне. Аху ура-Мазды ее душа постигнет райское блаженство от загробного мира. Сраоша, а те, кто поддерживает. Ахра. Манью, будут подвергнуты очистке огнем адлі.

Какой же характер анимистического пантеона зороастризма: пантеистический или монотеистический?

Исследователи заметили, что в. Гатах. Заратуштры у. Ахура-Мазды нет никаких других богов. Это дало основание говорить, что зороастризм монотеистический, или хотя бы имеет устойчивую тенденцию к монотеизму. Этим, так сказать, возвышался авторитет зороастризма среди религий древнего мира, которые все до одного были политеистическихми.

Но на самом деле зороастризм еще весь в плену политеизма, хотя и проводит достаточно последовательную концепцию иерархии богов. Провозглашая. Ахура-Мазду верховным богом, он не признает его единственным — рядом с ним все ь время действует. Ахра. Манью. Ахура-Мазда ведет неустанную борьбу с. Ахра. Манью. Он велик, но не всемогущ, он сам не может уничтожить зло и его источник -. Ахра. Манью и нуждается в этом деле помощи богов и людей. Таким образом, зороастризм избегает противоречия между всемогущество бога и наличием зла, которое он не уничтожает, противоречия, которую не могут решить последовательно монотеистический ислам и христианство, старается быть монотеистическойчним.

Вместе с. Ахура-Маздой зороастризм признает и многих второстепенных богов. Прежде всего это. Амеша. Спента («бессмертные святые») — шесть эманаций и помощников. Ахура-Мазды, которых он создал с помощью. Спента. Ман нью («духа святости»;духа святості»).

Амеша. Спента входят в почту. Ахура-Мазды, подчеркивая его благие качества. Каждый из. Амеша. Спента руководит определенной частью божественного хозяйства. Ахура-Мазды, в который входят:

Boxy. Мана (Вогу. Мано,. Баман) -«благая мысль, ум, глава и страж живого творения. Ахура-Мазды»;

Аша-Вахишта (Аша. Вагиста,. Арцибегешт) -«истина, большая святость, гений огня»;

Армайта (Спента арматуры,. Спендармат) -«святой покой, божественное благочестия, богиня земли»;

Хшатра варьете (Кматра. Вайрья,. Шахревар) -«желательно, совершенная власть, обладатель металлов»;

Хаурватат (Гаурватаг,. Кордат) -«целостность, благополучие, здоровье»;

Амертат (Амеретат,. Амердит) -«бессмертие»

Вместе с. Ахура-Маздой они образуют»Семерку единоиснуючих», семь верховных духов, покровительствуют семерке благих творений: человеку, животным, огня, земли, небу, воде и растениям

Но это еще не все. Зороастрийский пантеон имеет многочисленных функциональных богов. Жизнь от восхода солнца до полудня находится под защитой бога. Хаван, бог. Рапитвина принимает эту эстафету от полудня до второго й половины дня, затем идет часть дня до мероприятия, которой руководит божество. Узайярина. От заката до полуночи эта роль принадлежит. Айвисутрими. С севера до восхода солнца ночью обладает. Ушахина. Так добро розподиляеть ся на пять страж, в каждой стражи вычитываются молитвы соответствующим божествам. Отсюда пошел потом пятикратный намаз в мусульмульман.

Многочисленные яшты (гимны) в. Авесте посвященные отдельным богам:. Яшт 5-й — богини вод и плодородия. Арви-Сури,. Яшт 14-й — богу войны и победы. Вертрагне,. Яшт 17-й — богини доброй судьбы и счастья. Аши,. Яшт божеству земли — заму, длинный гимн»Михр-Яшт»посвящен богу. Митре. Пантеона богов, которых возглавляет. Ахура-Мазда, соответствует пантеон дэвов, которые являются войском. Ахра. Манью. Так, богу Boxy мамах противостоит дев. Ака-Мацах (Злая мысль), богу правды. Аша — дев лжи. Друг. Среди дэвов зла:. Араска — зависть,. Зарван — старость,. Варена — сладострастие,. Ази — жажда,. Айшма — гневливость. Девам помогают иату (воро жбиты) и. Парин (пере), вредящих природе и человеке, новые и. Корпан — враждебные зороастризма князья и жрецы, ашемауги — зловчители, вредные существа храфетра — змеи, лягушки, насекомые и т.п.. Вот такой огромный и злой мир противостоит. Ахура-Мазде, поэтому не удивительно, что он нуждается в помощи в борьбе с ци боротьбі з цим.

В зороастризме есть свой символ веры. Он содержится в. Авесте. Его текст гласил:»Признаю себя поклонником. Мазды, последователем. Зороастра отрекаюсь демонов-дэвов, принимаю веру. Ахура. Кланяюсь. Амеша. Спента молюсь. Амеша. Спента. Ахура-Мазде, доброму, всеблагому, принадлежит все благое»Далее идет признание дуализма мира, требование отказываться зла и бороться с ним, признавать авторитет. Ахура-Мазды во всем, строго доп ержуватися зороастрийских моральных требований. Такой характер имеет вероучения зороастризмаення зороастризму.

Если вам нужны ПОДРОБНЫЕ сведения по этой теме, ознакомьтесь с материалом Зороастризм. Читайте также статьи Авеста и Зороастр (Заратустра)

Зороастризм, одно из замечательных религиозных учений Востока, выработался в Древнем Иране. Подобно соплеменникам своим, арийцамДревней Индии, иранцы тоже обоготворяли сначала силы природы. Солнце, прогоняющее зимний холод и массы снега на горах; утренняя заря, рассеивающая ночные туманы, вспыхивающий огонь, земной отблеск небесного света, – огонь, который разрастающимся пламенем символически обозначает стремление души человеческой к вечному источнику света, представлялись божествами пастушеским народам Ирана, как и арийцам на Инде. Напротив, сухие ветры, ужасы степи и пустыни, где живут духи ночи и разрушения, внушали им страх, как враждебные демоны. Под улыбающимся небом Индии, где природа показывает себя только с благодетельной стороны своей, выработались понятие о божественной душе мира, от которой исходить все созданное, понятие о благом Провидении; напротив в Иране, где в природе, в климате ощутимы величайшие противоположности, развилось лежащее в основании всякой естественной религии верование в добрых и злых духов, в благодетельные силы света и враждебные силы мрака.

Этот дуализм (двойственный взгляд) впоследствии перешел из естественно-символического противопоставления в область чисто-нравственную. Но как в народных верованиях индийских арийцев первое место поначалу принадлежало Индре, так у иранцев главным божеством был бог солнца – Митра. Эта естественная религия рано была приведена в систему мудрецом и основателем религиозного учения Зороастром (Заратустра): все разрозненные понятия и правила собраны им в одну священную книгу – Зенд-Авесту.

Пророк Заратустра (Зороастр) — основатель зороастризма

Отправляясь от того мнения, что в природе, как и в душе человеческой, добро перемешано со злом, и опираясь на древнее двойственное воззрение народа, Зороастр разделил вселенную и все созданное на два царства: на чистое царство света, управляемое царем богов Ахурамаздой (Ормуздом) и заключающее в себе все благое, чистое и святое, и на царство мрака, управляемое «злонамеренным», «лукавым» Ахриманом (Ангра-Майнью) и вмещающее в себе все злое, порочное, грешное. По учению зороастризма, каждый из этих высших богов имеет полчища богоподобных духов, разделенных по степени своей важности на классы: Ормузд – шесть амешаспентов (главных духов) с второстепенными духами – ферверами (фраваши) и изедами (язата), Ахриман – дэвов (даэва и друджа), тоже разделенных на классы.

Оба основных начала – доброе и злое – существовали от века. Ахурамазда, утверждают зороастрийцы, был могущественнее, беспрепятственно создал священным творческим словом (гоновер) мир – царство света, заключавшее в себе лишь доброе и чистое; но когда он удалился в свое небесное обиталище, Ахриман в змеином образе прошел созданный мир и наполнил его враждебными духами, нечистыми и вредными животными, пороками и грехами. В противоположность Ахурамазде, творцу света, дня и жизни, злой демон зороастризма, Ахриман, был творцом мрака, ночи и смерти; Ахурамазда создал быка, собаку, петуха: Ахриман – хищных животных, змей, вредных насекомых; Ахурамазда старался, с помощью духов-ферверов, удержать людей на стезе добродетели и нравственной чистоты; Ахриман со своими дэвами пользуется всяким случаем, чтобы врасплох поселиться в сердце человека и обратить его на путь нечистоты и порока.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Таким образом, согласно учению зороастризма, происходит вечная борьба между двумя силами за обладание землею и человечеством.

Но когда-нибудь победа должна остаться за добрым началом: тогда царство света наполнит мир, и наступит состояние вечного блаженства. Тогда поклонники Ахурамазды, души которых по смерти окажутся незапятнанными после испытания на мосту Чинвате, получат иные, светлые тела, не бросающие от себя тени, и будут наслаждаться у престола божественного света вечным счастьем и небесною славой.

Религия Зороастризм

Оттого поклонник Ормузда – зороастриец – обязан, во время земной своей жизни, всеми силами противиться злым духам, умилостивлять их и укрощать гнев их жертвоприношениями и смирением, бороться с ними в природе истреблением вредных животных и прилежным размножением полезных плодов и деревьев, а в собственной груди – исполнением священного закона, поклонением огню и молитвой, добрыми речами и делами, жертвоприношением коней и быков, позднее даже людей. Соблюдение «доброго закона» зороастризма, в котором Ахурамазда открыл людям свою волю, делает человека способным противостоять всем проискам дэвов, обитающих в Туране, в той дикой степной полуночной стране, откуда обыкновенно вторгались в царство света – Иран – хищные кочевые полчища.

Фаравахар — один из главных зороастрийских символов

Такое воззрение представляло зороастрийским жрецам (магам) соблазнительную возможность наполнить Зенд-Авесту множеством предписаний, подчинивших жизнь иранцев рабскому игу неподвижного закона.

Зороастр предписывал чистоту в помышлениях, словах и поступках, как вернейшее предохранительное средство от влияния дэвов, а позднейшие зороастрийские жрецы сообщили понятию о чистоте чисто внешнее значение и придумали целую массу внешних правил, обрядов и обычаев, с помощью которых, по их мнению, можно было сохранить чистоту или, утратив ее по неосмотрительности, возвратить снова. Этими очистительными предписаниями, жертвоприношениями и обрядовыми обычаями зороастризм превратил поклонение свету в рабскую покорность букве закона.

Уважаемые гости! Если вам понравился наш проект, вы можете поддержать его небольшой суммой денег через расположенную ниже форму. Ваше пожертвование позволит нам перевести сайт на более качественный сервер и привлечь одного-двух сотрудников для более быстрого размещения имеющейся у нас массы исторических, философских и литературных материалов. Просьба делать переводы через карту, а не Яндекс-деньги.

Зороастри́зм (авест. Мазда Ясна, букв. «почитание мудрости»), сложился на основе откровения пророка Спитамы Заратуштра (греч. форма имени - Зороастр), полученного им от бога Ахура Мазды.

Современные зороастрийцы ведут летосчисление от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1737 году до н. э. «Первая вера» - традиционный эпитет Мазда Ясны.

Зороастризм возник в среде арийских племён, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является Северо-Восточный Иран и часть Афганистана.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла, по этой причине зороастризм называют первой дуалистической религией, послужившей основой развитию позднейших дуалистических учений и дуалистических элеменов других религий. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил - добра и зла, бога Ахура Мазды (Ормазда) и злого демона Ангра-Майнью (Аримана). Ормазд Мазда в Конце Времён побеждает Аримана.

Зороастр (Заратуштра) – основатель зороастризма. Настоящее имя Спитама. Дата и место жизни пророка Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала 2 тысячелетия до н. э. до 6 века до н. э.

Авеста («знание») – священная книга зороастрийцев. Состоит из пяти книг, содержащих богослужебные гимны, описание религиозных обрядов, повествование о творение мира и конце света. Авеста, написана на авестийском языке, близком к санскриту. Cамим Заратуштрой была составлена её древнейшая часть, известная под названием Гаты. В 3 веке н. э. были добавлены комментарии (Зенд), и в полном виде канонический сборник называется Зенд-Авестой.

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души ("частицы света"), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра - «омерзительных» животных - хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли - дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения), ведущему на небеса (в Дом песен). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен. Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бедхинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну - свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад.

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой прийдёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного метала, в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется, купанием в парном молоке, а нечестивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

Ахура Мазда (букв. «владыка мудрости») - Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;

Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») - семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента - ипостаси Ахура Мазды;

Язаты (в узком смысле) - духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;

Фраваши праведных - духи праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Противостояние сил добра и зла в пантеоне зороастризма

Силы добра

Силы зла

Спента-Манью (святость, творческое начало).

Анхра-Майнью (скверна, разрушительное начало).

Аша Вахишта (справедливость, истина).

Друдж (ложь).

Воху Мана (ум, благомыслие, понимание).

Акем Мана (злой умысел, путаница).

Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть).

Душ-Хшатра (трусость, подлость).

Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование).

Тарамаити (ложная гордость, спесь).

Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство).

Аветат (ничтожество, деградация, болезнь).

Амеретат (счастье, бессмертие).

Меретин (смерть).

Ритуальная практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов - борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов.

Священный огонь играет исключительно важную роль в зороастризме, по этой причине зороастрийцев часто называли «огнепоклонниками», хотя сами зороастрийцы считают такое название оскорбительным. Они утверждают, что огонь - лишь образ бога на земле.

Общие требования к ритуалу:

ритуал должен проводиться лицом, которое имеет необходимые качества и квалификацию. Ни один обряд не может проводиться женщиной;

участник ритуала должен находиться в состоянии ритуальной чистоты, на нём должны быть сэдрэ, кушти, головной убор. если у женщины длинные, неубранные волосы, они должны быть накрыты платком;

всем присутствующим в помещении, где располагается священный огонь необходимо находиться к нему лицом и не поворачиваться спиной;

в присутствии священного огня или заменяющего его неосвящённого огня все находящиеся в помещении должны встать;

присутствие перед огнём при проведении ритуала неверующего человека или представителя другой религии ведёт к осквернению ритуала и его недействительности.

Тексты молитвы читаются на языке оригинала (авестийский, пехлеви).

Гахи - ежедневное пятикратное чтение молитв, названных по именам периодов в сутках - гахов:

Хаван-гах - от рассвета до полудня;

Рапитвин-гах - от полудня до 3 часов по полудни;

Узерин-гах - от 3 часов по полудни до заката;

Аивисрутрим-гах - от заката до полуночи;

Ушахин-гах. - от полуночи до рассвета.

Обряд погребения - традиционным способом погребения у зороастрийцев является выставление. Труп оставляется на открытом, специально подготовленном месте или в специальном сооружении - «дахме» - для утилизации птицами и собаками. Такой обычай объясняется тем, что зороастрийцы не испытывают к трупу никакого почтения. По представлениям зороастрийцев труп - это не человек, а оскверняющая материя, символ временной победы Аримана в земном мире. После очистки скелета от мягких тканей и высушивания костей они складываются в урны. Однако в Иране традиционный обряд похорон был оставлен в начале 1970-х гг. и зороастрийцы хоронят тела в бетонируемых могилах и склепах, для того чтобы избежать осквернения земли и воды соприкосновением с трупом. Традиционное погребение обычно осуществляют специальные люди - «насусалары», выделяемые в отдельное сословие. Погребение или переноску трупа должны осуществлять минимум 2 человека, погребение и переноска трупа в одиночку является большим грехом. Если второго человека нет, его может заменить собака.

Зороастр учил, что вернейшую охрану от дэвов даёт человеку чистота мыслей, слов и дел; ставил обязанностями человека трудолюбивую жизнь, воздержание от пороков, особенно от лжи, душевное благочестие, добродетель. О грехах он говорил, что они должны искупаться раскаянием. Зороастрийские жрецы истолковали понятие о чистоте в смысле внешней чистоты, и придумали множество заповедей для её сохранения, множество обрядов для восстановления её, если она чем-нибудь нарушена. Эти чрезвычайно точные и подробные правила очищения, и такие же подробные правила относительно жертвоприношений, молитв, богослужебных обрядов превратили религию служения свету в раболепное исполнение мелочных постановлений, в подавляющую формалистику, исказили нравственное учение Зороастра. Он хотел возбуждать к усердному возделыванию земли, к заботе об укреплении нравственных сил, к энергичному труду и к развитию душевного благородства. Зороастрийские жрецы заменили это казуистической системой правил о том, какими делами покаяния и какими обрядами очищаются разные прегрешения, состоящие главным образом в прикосновении к нечистым предметам. Нечистым было в особенности все мертвое, потому что Ормуздом создано живое, а не мертвое. Авеста дает подробнейшие правила предосторожностей и очищений от осквернения, когда в доме кто-нибудь умер и когда хоронят труп. Приверженцы зороастризма не погребали трупы в земле и не сжигали. Их относили на особенные места, приготовленный для того, и оставляли там на съедение собакам и птицам. Иранцы заботливо остерегались, подходить к этим местам.

Если зороастриец осквернился, то чистоту свою он может восстановить только раскаянием и перенесением наказания по уставу благого закона. «Благой закон, – говорится в Вендидаде, – отъемлет все грехи, совершаемые человеком: обман, убийство, погребение мертвых, непростительные дела, множество высоко нагромоздившихся грехов; он отъемлет все дурные мысли, слова и дела чистого человека, как сильный быстрый ветер с правой стороны очищает небо; благой закон совершенно отсекает всякое наказание». Покаяние и очищение состоят у приверженцев зороастризма главным образом в молитвах и заклинаниях, произносимых по определенным временам дня с точным соблюдением предписанных для этого обрядов, и в омовениях мочой коровы или быка и водой. Самое могущественное очищение, снимающее с зороастрийца все скверны, «девятиночное очищение », –чрезвычайно многосложный обряд, который может совершаться только чистым, хорошо знающим закон человеком и имеет силу только в том случае, если этот очиститель грешника получит такое вознаграждение, какого сам хочет. Эти и другие такие же заповеди и обычаи наложили на жизнь зороастрийцев цепи, отнимавшие у него всякую свободу движений, наполнявшие его сердце тоскливым опасением оскверниться. Для каждой поры дня, для каждого дела, каждого шага, для каждого житейского случая были установлены молитвы и обряды, правила освящения. Вся жизнь была подведена под иго служения тягостной зороастрийской формалистике.

Жертвоприношения в зороастризме

О жертвоприношениях у зороастрийцев Геродот рассказывает следующие подробности (I, 131). «У персов нет обычая строить храмы и алтари; они даже считают глупыми тех, кто делает это потому что не думают, как эллины, что боги имеют человеческий вид. Когда они хотят принести жертву, то не воздвигают алтаря, не зажигают огня и не возливают вина; нет у них при жертвоприношениях ни свирелей, ни венков, ни поджаренного ячменя. Когда перс хочет принести жертву, он ведет жертвенное животное на чистое место, молится богу, обыкновенно оплетает тиару миртовыми ветвями. Приносящий жертву не может просить милости у бога себе одному, он должен также молиться за всех персов и за царя. Разрезав жертвенное животное на части и сварив мясо, он устилает землю самою нежною травою обыкновенно клевером, и кладет на эту подстилку все мясо. Когда он сделал это, подходит маг и начинает петь гимн о рождении богов, – так называется у них заклинание. Без мага персы не могут совершать жертвоприношений. После того принесший жертву берет мясо и поступает с ним, как хочет».

У Страбона находим следующие подробности о зороастрийских жертвоприношениях: «У персов есть замечательные здания, называющаяся пиретиями; посредине пиретия стоит алтарь, на котором много пепла, и маги поддерживают на нем вечный огонь. Днём они входят в это здание и молятся с час времени, держа перед огнем связку палок; на головах у них войлочные тиары, спускающиеся по обеим щекам и закрывающие губы и подбородок. – Жертвы приносят они на чистом месте, помолившись и положив венок на животное, приносимое в жертву. Маг, совершив жертву, раздает мясо; каждый берет свой кусок и уходит, не оставляя богам ничего, потому что богу нужна только душа жертвы; но по словам некоторых, они бросают в огонь кусок сальниковой перепонки. Когда они приносят жертву воде, они идут к пруду, реке или ручью, роют яму и режут жертву над нею, принимая предосторожности, чтобы кровь не падала в воду и не осквернила ее. Потом кладут куски мяса на миртовые или лавровые ветви, зажигают костер тоненькими палочками и поют заклинания, возливая масло, смешанное с молоком и медом, но не в огонь и не в воду, а на землю. Заклинания поют они длинные, и при этом держат в руке пучок сухих миртовых палочек».

История священных книг зороастризма

До нас дошли следующие предания о судьбах священных книг зороастризма. Денкард, зороастрийское сочинение, которое парсы считают написанным во времена Сасанидов , говорит, что царь Висташпа повелел собрать все книги, написанные на языке магов, чтобы вера поклонников Ахурамазды имела твердую опору. Книга Арда-Вираф Наме, которая считается написанной тоже еще во времена Сасанидов, говорит, что религия, полученная от бога благочестивым Зороастром, сохранялась триста лет в чистоте. Но после того Ахриман возбудил Искандера Руми (Александра Македонского), и он завоевал и опустошил Иран и убил иранского царя. Он сжег Авесту, которая была написана на коровьих кожах золотыми буквами и хранилась в Персеполе, убил многих зороастрийских жрецов и судей, бывших опорами веры, внес в иранский народ раздор, вражду и смятение. Иранцы не имели теперь ни царя, ни наставника и верховного жреца, знающего религию. Они исполнились сомнений... и у них возникли разные религии. И были у них разные веры, до того времени, когда родился святой Адербат Магресфант, на грудь которого лили расплавленный металл.

Книга Денкард говорит, что уцелевшие отрывки Авесты были собраны еще при парфянских Аршакидах . Затем сасанидский царь Артакшатр (Ардашир ) призвал в свою столицу гербада Тосара, принесшего священные книги зороастризма, которые были прежде того рассеяны. Царь повелел, чтоб они были законом веры. Сын его, Шапур I (238 – 269 по Р. X.) повелел собрать и снова присоединить к Авесте медицинские, астрономические и другие книги, которые были рассеяны по Хиндустану, Руму (Малой Азии) и другим странам. Наконец, при Шапуре II (308 – 380) Адербат Магресфант очистил от прибавок изречения Зороастра и перенумеровал нашки (главы) священных книг.

Зороастрийские боги Ахурамазда (справа) и Митра (слева) вручают знаки царской власти сасанидскому шаху Шапуру II. Рельеф IV века по Р. Х. в Так-е-Бостане

Из этих легенд ясно, что:

1) Зороастр дал священный закон при царе Густаспе (Висташпе). Одно время полагали, что этот Густасп – Гистасп, отец Дария I , и потому думали, что Зороастр жил в середине VI века до Р. X.; это по-видимому подтверждалось другими свидетельствами; а если так, то Зороастр был современником Будды . Кое-кто даже полагал, что в буддизме находятся учения Зороастра. Но исследователи XIX столетия (Шпигель и другие) пришли к выводу, что Висташпа Авесты не Гистасп, отец Дария, а бактрийский царь, живший гораздо раньше, тот Густасп, которым кончается первый цикл иранских преданий, пересказываемых в первых отделах Шахнаме Фирдоуси , и поэтому Зороастр, подобно этому Густаспу или Висташпе, должен быть относим к доисторическому времени. Но это вовсе не значит, что книги, приписываемые ему, принадлежат времени, очень древнему. Они – сборники, мало-помалу составленные зороастрийскими жрецами, одни раньше, другие позже.

2) Предания говорят, что зороастрийские книги были сожжены Александром, что он убивал верующих и подавлял религию. По другим рассказам, он велел перевести на греческий язык книги об астрономии и медицине, а все другие сжечь, и потом эти сожженные книги были восстановлены по памяти (как книги китайские). Эти сказания неправдоподобны; во-первых, они совершенно противоречат политике Александра, старавшегося приобретать расположение азиатов, а не оскорблять их; во-вторых, известия греческих и римских писателей ясно показывают, что священные книги персов продолжали существовать при Селевкидах и парфянах . Но военные бури, разразившиеся над Персией после смерти Александра, и в продолжение многих столетий разрушавшие все в Иране, были, по всей вероятности, очень вредны для зороастризма и его священных книг. Еще гибельнее для этих верований и книг было влияние греческой образованности, которую распространяли повсюду в Иране основанные во всех его областях греческие города. Религия Зороастра была, вероятно, вытеснена более высокой греческой культурой и некоторые из священных книг её утратились в это время. Они тем легче могли погибнуть, что язык, на котором они написаны, был уже непонятен народу. Вероятно, это и послужило поводом к возникновению предания о том, что зороастрийские священные книги были сожжены Александром.

3) Предания говорят, что зороастрийская религия была восстановлена и вновь сделана господствующей в Иране при сасанидских царях Ардашире и Шапуре. Это известие подтверждается историей. Основанием власти низвергшей парфян в III веке нашей эры династии Сасанидов было восстановление староперсидских учреждений и, в частности, национальной религии. В своей борьбе с греко-римским миром, грозившим совершенно поглотить Иран, Сасаниды опирались на то, что они – восстановители староперсидских законов, обычаев и верований. Они называли себя именами староперсидских царей и божеств; восстановили старинное устройство войска, созвали многочисленный собор зороастрийских магов, велели разыскивать священные книги, которые уцелели где-нибудь, учредили сан великого мага для заведывания духовенством, получившим иерархическое устройство.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Древний «зендский» язык был уже непонятен народу. Не знало его и большинство жрецов; потому Сасаниды велели перевести священные книги на тогдашний народный язык западного Ирана, пехлевийский или гузварешский , – тот язык, на котором сделаны надписи первых времён Сасанидской династии. Этот пехлевийский перевод зороастрийских книг скоро получил каноническое значение. В нем сделано разделение текста на главы и стихи. Было написано множество богословско-филологических комментариев к нему. Очень может, что прославляемые в парсийских преданиях знатоки священного зороастрийского писания, Арда Вираф и Адербат Магресфант участвовали в этом переводе. Но смысл текста священных книг, по-видимому, подвергся в пехлевийском переводе множеству изменений, отчасти, вероятно, потому, что некоторые места подлинника были не поняты переводчиками, отчасти потому, что древний закон уже не охватывал всех общественных отношений современной жизни, и приходилось дополнять его переделками и вставками. Из богословских исследований того времени произошёл трактат, излагающий результаты ученых изысканий о космогонии и других догматах религии Зороастра – Бундехеш . Он написан на пехлевийском языке, и пользуется у парсов большим уважением.

Цари и народ очень строго держались восстановленной зороастрийской религии, цветущим периодом которой были времена первых Сасанидов. Христиане, не хотевшие принять вероучение Зороастра, подверглись кровавому преследованию; и евреи, хотя пользовались большею терпимостью, были много стесняемы в исполнении правил своей веры. Пророк Мани, сделавший попытку соединить в своём манихействе христианское учение с учением Зороастра, был предан мучительной смерти. Войны византийцев с Сасанидами ухудшали положение христиан в Персии, потому что персы предполагали в своих христианах сочувствие к единоверцам; впоследствии, они по политическому расчету покровительствовали несторианам и другим еретикам, отлученным от православной византийской церкви.

Царство Сасанидов пало с гибелью в борьбе с арабами последнего шаха династии, Йездегерда , и по Персии распространился ислам . Но пять столетий прошло прежде, чем совершенно исчезло в ней поклонение огню. Зороастризм так упорно боролся против мухаммеданского владычества, что еще и в X веке были восстания с целью восстановить престол Сасанидов и снова сделать вероучение Зороастра государственной религией. Когда древнее вероучение зороастризма было совершенно побеждено, персидские жрецы и ученые сделались наставниками своих победителей во всех науках; персидские понятия приобрели сильное влияние на развитие мухаммеданской образованности. Небольшая парсийская община держалась некоторое время в горах. Когда преследование достигло и до этого её убежища, она переселилась в Индию и, испытав там много невзгод, нашла себе наконец прочный приют на Гуджаратском полуострове. Там уцелела она доныне, и остается верна древнему учению Зороастра, заповедям и обрядам Авесты. Вендидад и некоторые другие части пехлевийского перевода Авесты, принесенные в Индию этими переселенцами, были тут в XIV веке нашей эры переведены с пехлеви на санскрит и на народное наречие.


Зороастризм как вечное противостояние Добра и Зла.

Основателем зороастризма является Заратуштра. Он до недавнего времени являлся лицом мифологическим и считалось, что на самом деле он никогда не жил. Но в последнее время, после проведения исследований было доказано, что Заратуштра - это реальный человек, который родился на северо-западе Ирана. Касаемо времени его жизни, кратко говоря, факты расходятся: одни считают, что он жил в 7-6 вв. до н.э., другие - в 6 тысячелетии до н.э. Официально признанная дата возникновения зороастризма - VII-VI вв. до н.э., хотя произведенные исследования доказывают, что священная книга Авеста писалась примерно в 6 тысячелетии до н.э.
Заратуштра являлся жрецом, приносящим жертвы древнеиранским богам и совершающим ритуалы. В возрасте, примерно, 30 лет он получил откровение от бога Ахурамазды. После чего начал проповедовать новую религию. В течение 10 лет он проповедовал религию среди простого населения, но в 618 году до н.э. он обратил в зороастризм царя Виштаспу, его родственников и ближайшее окружение. Немного позже в эту религию было обращено все население Ирана. Но 583 год до н.э. стал трагическим. Заратуштра был убит кочевниками из Бактрии, воевавшими против Виштаспы.
Исходя из вероучения зороастризма, вначале был Совершенный мир, не наполненный ничем, кроме Света. Затем в этом мире возник Ахурамазда. После этого верховное божество населило мир Духовными созданиями, в том числе по Закону Полярности были созданы отрицательные персонажи. Высшим из них был Анхраманью, являющийся духом Тьмы. По мировоззрению зороастризма процесс Творения длился 12 тысяч лет:
- "Творение". Данный период длился 6000 лет. Вначале существовали Совершенные Духовные создания. Но дух Тьмы совершал нападения на мир Света, однако Тьма потерпела сокрушительное поражение, а дух был скован Ахурамаздой на 3000 лет. С этого времени начался период 9000 лет, после его окончания зло полностью потеряет силы и исчезнет. В последние 3 тысячи лет этого периода Ахурамаздой был спроектирован Духовный вариант созданий, на его основе он создал материальных существ, совершенных по своей природе;
- "Смешение". Этот период, также, как и предыдущий продолжался 6000 лет. В первые 3 тысячи лет Анхраманью вновь производит нападение на мир Света, вследствие чего ему удается захватить семь материальных существ. После этого начинается время беспорядка и хаоса, по его окончании в мире появляется пророк Заратуштра и начинается 3000-летний период противоречий и борьбы Добра со Злом. Именно в этом и состоит главная суть Зороастризма. После окончания этих 3000 лет должен родиться Спаситель. После чего будет устроен Последний Суд, затем Воскресение, а в конце всего Рождение обновленного бессмертного тела и получение Бессмертия существами, признанными праведными. Касаемо же Зла - оно будет уничтожено навсегда.
В завершение всего время исчезнет - прекратит существование, а все создания обретут первоначальный совершенный вид и духовное состояние.
Ахурамазда является верховным богом в зороастризме. Его имя состоит из двух частей: Ахура, означает "Владыка", а Мазда отождествляет его "Всезнающим". Именно он является создателем всего живого и неживого во всем Космосе. Он создал Законы, по которым существует жизнь и не вмешивается в процессы, происходящие на основах этих Законов. Ахурамазду нет возможности обмануть, он знает все мысли людей, уже свершившихся и только возникающих в головах у людей. В то же время он является добрым и всепрощающим богом. Если человек ведет праведную и справедливую жизнь, то он ему всячески помогает в делах.
Человек в зороастризме признан самым совершенным материальным существом. Он был создан для того, чтобы управлять всеми остальными творениями Ахурамазды, а также выполнять Божественную Миссию. Именно при активном действии человека будет совершено Воскресение. Исходя из своего предназначения человек был создан из 9 компонентов: три из них являются физическими, три полудуховными и еще три духовными.
Суть зороастризма дуальна: в нем все происходит в неразрывной связи Зла и Добра, причем самое деятельное участие в этом процессе принимает человек. Поэтому в жизни человека огромное значение играет очищение и чистота. Трупы зороастрицы никогда не хоронили, потому как земля являлась священной. Тела умерших сжигались - огонь имел большую очистительную силу. Немногим позже стали строить пустые башни. В них трупы зороастрицев сбрасывались, причем эту функции выполняли не зороастрийцы. Плоть поедалась грифами, а солнце иссушало кости. После заполнения башни, она заливалась асфальтом и покидалась.

Зороастрийцы

Зороастризм является первой известной пророческой религией в истории человечества. Дата и место жизни Ашо Заратуштры точно не установлены. Различные исследователи датируют жизнь Заратуштры в период от начала II тысячелетия до н. э. до VI века до н. э. Современные зороастрийцы ведут летосчисление по календарю «фасли» от года принятия царём Виштаспой зороастризма от самого Заратуштры. Зороастрийцы считают, что это событие произошло в 1738 году до н. э. «Первая вера» - традиционный эпитет Мазда Ясны.

Воображаемый портрет Заратуштры. Изображение XVIII века.

Зороастризм возник в среде арийских народов, видимо, до завоевания ими иранского плоскогорья. Наиболее вероятным местом возникновения зороастризма является северо-восточный Иран и часть Афганистана, однако есть научные теории о возникновении зороастризма в Азербайджане и в Средней Азии на территории нынешнего Таджикистана. Существует также теория о зарождении ариев северней - на территории современной России: в Пермском крае и на Урале. В Азербайджане сохранился Храм вечного огня - Атешгях . Он расположен в 30 км от центра Баку , на окраине селения Сураханы. Эта территория известна таким уникальным природным феноменом, как горящие выходы естественного газа (газ, вырываясь наружу, соприкасается с кислородом и загорается). В современном виде храм построен в XVII-XVIII веках. Он сооружен проживавшей в Баку индийской общиной, исповедовавшей религию сикхов . На этой территории было расположено святилище зороастрийцев-огнепоклонников (приблизительно начало нашей эры). Они придавали неугасимому огню мистическое значение и приезжали сюда поклониться святыне.

Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд, а так же утверждала веру в Единого Бога. Критике подвергались современные пророку ценности и практика кавиев - традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции. Заратуштра говорил о фундаментальной, онтологической оппозиции добра и зла. Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил - добра и зла, Бога и злого демона Ангро-Майнью (Аримана ). Ахура-Мазда (Ормазд ) в Конце Времён победит Аримана. Зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.

Пантеон

Все представители зороастрийского пантеона именуются словом язата (букв. «достойный почитания»). К ним относятся:

  1. Ахура Мазда (греч. Ормузд) (букв. «владыка мудрости») - Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
  2. Амэша Спэнта (букв. «бессмертный святой») - семь первых творений, созданных Ахура Маздой. По другой версии Амеша Спента - ипостаси Ахура Мазды;
  3. Язаты (в узком смысле) - духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
  4. Фраваши - небесные покровители праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.

Силам добра противостоят силы зла:

Силы добра Силы зла
Спента-Манью (святость, творческое начало). Анхра-Майнью (греч. Ахриман) (скверна, разрушительное начало).
Аша Вахишта (справедливость, истина). Друдж (ложь), Индра (насилие)
Воху Мана (ум, благомыслие, понимание). Акем Мана (злой умысел, путаница).
Хшатра Ваирья (могущество, решительность, власть). Шаурва (трусость, подлость).
Спента Армаити (любовь, вера, милосердие, самопожертвование). Тарамаити (ложная гордость, спесь).
Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство). Таурви (ничтожество, деградация, болезнь).
Амеретат (счастье, бессмертие). Заурви (старость, смерть).

Догматика и ортодоксия

Зороастризм является догматической религией с развитой ортодоксией, сложившейся во время последней кодификации Авесты в сасанидский период и отчасти в период исламского завоевания. При этом в зороастризме не сложилось строгой догматической системы. Это объясняется особенностями учения, в основу которого положен рациональный подход, и историей институционального развития, прерванного мусульманским завоеванием Персии. Можно выделить ряд истин, которые необходимо знать, понимать и признавать каждому зороастрийцу.

  1. Существование единого, высшего, всеблагого Бога Ахура Мазды;
  2. Существование двух миров - Гетиг и Меног, земного и духовного;
  3. Конечность эры смешения добра и зла в земном мире, будущий приход Саошьянта (Спасителя), конечную победу над злом, Фрашо Керети (преображение мира в Конце Времён);
  4. Заратуштра является первым и единственным в истории человечества пророком Ахура Мазды;
  5. Все части современной Авесты содержат богооткровенную истину;
  6. Священные огни являются образом Бога на земле;
  7. Мобеды являются потомками первых учеников Заратуштры и хранителями откровенного знания. Мобеды осуществляют литургию, поддерживают священные огни, толкуют учение, совершают ритуалы очищения;
  8. Все благие существа имеют бессмертных фраваши: Ахура Мазда, язаты, люди, животные, реки, и т. д. Фраваши людей добровольно избрали воплощение в земном мире и участие в сражении со злом;
  9. Посмертный суд, справедливое воздаяние, зависимость посмертной судьбы от земной жизни;
  10. Необходимость следования традиционной зороастрийской ритуальной практике для сохранения чистоты и борьбы со злом.

Наиболее известными в истории зороастризма еретическими течениями являлись: Митраизм , Зурванизм , Манихейство , Маздакизм . Зороастрийцы отрицают идею реинкарнации и цикличности существования земного и духовного мира. Они всегда уважали животных, входящих в их гороскоп. Это были пауки, лисицы, орлы, совы, дельфины и другие. Они пытались никак не вредить им и не убивать.

Иерархия

Чины

  1. Сар-мобед или пехл. «бозорг дастур» (мобед задэ)

Помимо регулярных чинов в иерархии существуют звания Рату и Мобедъяр .

Рату - защитник зороастрийской веры. Рату стоит на ступень выше мобедан мобеда, и является непогрешимым в вопросах веры.

Мобедъяр - образованный в религиозных вопросах бехдин не из рода мобедов. Мобедъяр стоит ниже хирбада.

Священные огни

В зороастрийских храмах, называемых по-персидски «аташкадэ» (букв. дом огня), горит неугасимый огонь, служители храма круглосуточно следят, чтобы он не погас. Есть храмы, в которых огонь горит на протяжении многих столетий. Семья мобедов, которым принадлежит священный огонь, полностью несёт все расходы по содержанию огня и его защите и материально не зависит от помощи бехдинов . Решение об учреждении нового огня принимается только в случае наличия необходимых средств. Священные огни делятся на 3 ранга:

Зороастрийский храм

  1. Шах Аташ Варахрам (Бахрам) - Огонь высшего ранга. Огни высшего ранга учреждаются в честь монархических династий, великих побед, в качестве высшего огня страны или народа. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 16 огней разных видов, которые объединяются в один во время ритуала освящения. Служить у огня высшего ранга могут только высшие священники, дастуры;
  2. Аташ Адуран (Адаран) - Огонь второго ранга, учреждаемый в населённых пунктах с населением не менее 1000 человек в которых проживает не менее 10 семей зороастрийцев. Для учреждения огня необходимо собрать и очистить 4 огня из семей заратуштрийцев разных сословий: священника, воина, крестьянина, ремесленника. У огней Адуран могут совершаться различные ритуалы: нозуди, гавахгиран, сэдрэ пуши, службы в джашны и гаханбары и т. д. Службу у огней Адуран могут вести только мобеды.
  3. Аташ Дадгах - Огонь третьего ранга должен поддерживаться в местных общинах (села, большой семьи), располагающих отдельным помещением, которое является религиозным судом. На персидском это помещение называется дар ба мехр (букв. двор Митры). Митра является воплощением справедливости. Зороастрийский священнослужитель, стоя лицом перед огнём дадгах, разрешает местные споры и проблемы. В случае, если в общине отсутствует мобед служить огню может хирбад. Огонь дадгах открыт для публичного доступа, помещение, где находится огонь служит местом собрания общины.

Мобеды являются стражами священных огней и обязаны защищать их всеми доступными способами, в том числе и с оружием в руках. Вероятно, этим объясняется тот факт, что после исламского завоевания зороастризм быстро пришёл в упадок. Многие мобеды были убиты, защищая огни.

Мировоззрение

Зороастрийцы видят смысл своего существования не столько в личном спасении, сколько в победе сил добра над силами зла. Жизнь в материальном мире, в глазах зороастрийцев, не испытание, а сражение с силами зла, которое человеческие души добровольно избрали до воплощения. В отличие от дуализма гностиков и манихеев, зороастрийский дуализм не отождествляет зло с материей и не противопоставляет ей дух. Если первые стремятся освободить из объятий материи свои души («частицы света»), то зороастрийцы считают земной мир лучшим из двух миров, который был изначально сотворён святым. По этим причинам в зороастризме нет аскетических практик, направленных на угнетение тела, ограничений в питании в виде постов, обетов воздержания и безбрачия, отшельничества, монастырей.

Победа над силами зла достигается через совершение благих дел и соблюдение ряда нравственных правил. Три основные добродетели: благие мысли, благие слова и благие дела (хумата, хухта, хвартша). Каждый человек в состоянии определить, что есть добро и что есть зло при помощи Совести (Чиста). Каждый должен участвовать в борьбе против Анхра-Майнью и всех его прислужников. (На этом основании зороастрийцы уничтожали всех храфстра - «омерзительных» животных - хищников, жаб, скорпионов и пр., якобы созданных Анхра-Майнью). Спасается только тот, чьи добродетели (подуманное, сказанное и сделанное) превышают злодеяния (злые поступки, слова и мысли - дужмата, дужухта, дужвартшта).

Важным условием жизни любого зороастрийца является соблюдение ритуальной чистоты, которая может быть нарушена соприкосновением с оскверняющими предметами или людьми, болезнью, злыми мыслями, словами или делами. Наибольшей оскверняющей силой обладают трупы людей и благих творений. К ним запрещено прикасаться и не рекомендуется на них смотреть. Люди, подвергшиеся осквернению, должны пройти сложные обряды очищения. Наибольшими грехами считаются: сжигание трупа на огне, анальный секс, осквернение или тушение священного огня, убийство мобеда или праведника.

По представлениям зороастрийцев, с рассветом третьего дня после смерти человека его душа отделяется от тела и отправляется к Мосту Чинвад, Мосту Разделения (Мосту решения ), ведущему на небеса (в Дом песен ). У моста над душой происходит посмертный суд, в котором со стороны сил добра выступают язаты: Сраоша, Митра и Рашну. Суд проходит в форме состязания между силами добра и зла. Силы зла приводят список злых дел человека, доказывая, своё право забрать его в ад. Силы добра приводят список благих дел, совершённых человеком, чтобы спасти его душу. Если добрые дела человека хотя бы на волосок перевесили злые, душа попадает в Дом песен . Если перевесили злые дела, душу утаскивает в ад дэв Визареша. Если благих дел человека недостаточно для его спасения, то язаты выделяют часть добрых дел из каждой выполненной бехдинами обязанности. У моста Чинвад души умерших встречают Даэну - свою веру. Праведникам она представляется в виде прекрасной девушки, помогающей перейти мост, негодяям она встречается в виде страшной ведьмы, сталкивающей их с Моста. Те, кто упадут с моста, ввергаются в ад .

Зороастрийцы верят, что в мир должны прийти 3 саошьянта (спасителя ). Первые два саошьянта должны будут восстановить учение, данное Заратуштрой. В конце времён, перед последней битвой придёт последний саошьянт. В результате битвы Ариман и все силы зла будут разбиты, ад будет разрушен, все мёртвые - праведники и грешники, воскреснут для последнего суда в виде испытания огнём (огненной ордалии). Воскресшие пройдут через поток расплавленного металла , в котором сгорят остатки зла и несовершенства. Праведным испытание покажется купанием в парном молоке, а нечистивые сгорят. После последнего суда мир навечно вернётся к своему изначальному совершенству.

Ритуальная практика

Зороастрийцы придают большое значение ритуалам и церемониям. Главная особенность зороастрийских обрядов - борьба со всякой нечистотой, материальной и духовной. В некоторых ритуалах очищения могут участвовать собаки и птицы. Считается, что эти животные не подвержены осквернению при соприкосновении с трупом и обладают способностью своим присутствием и взглядом изгонять злых духов.

Связь с другими религиями

Считается, что многие принципы современных авраамических религий , а также северного буддизма могли быть заимствованы из зороастризма.

В христианских Евангелиях упомянут эпизод «поклонения волхвов» (скорее всего, религиозных мудрецов и астрономов). Высказываются мнения о том, что эти волхвы могли быть зороастрийцами.

Кроме того, в зороастризме, как и в иудаизме, христианстве и исламе отсутствует идея цикличности - время идет по прямой от сотворения мира до окончательной победы над злом, никаких повторяющихся мировых периодов нет.

Современное положение

Согласно подсчётам, примерное количество приверженцев зороастризма в мире составляет около 200 тыс. чел. 2003 год был объявлен Юнеско годом 3000-летия зороастрийской культуры.

  • Праздник Навруз и поныне является национальным праздником во всем мусульманском мире. Праздник Навруз отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. На праздничном столе в Навруз обязательно присутствует сумаляк, сваренный из проросших ростков пшеницы.

В Казахстане к празднику готовят суп, называемый Наурыз-коже и состоящий из 7 компонентов. В Азербайджане на праздничном столе должны стоять 7 блюд, название которых начинается на букву «С». Например, сэмэни (блюда, приготовленное из проросших пшениц), сюд (молоко) и т. д. За несколько дней до праздника пекут сладости (пахлаву, шэкэрбуру). Обязательным атрибутом Навруза также являются крашеные яйца.

  • Гигантский Симург - священная птица зороастризма, является основным элементом эмблемы рок-группы Фредди Меркьюри - парс по рождению, который, будучи выходцем с Занзибара , придерживался зороастрийской веры. Гигантский Симург также изображен на гербе Республики Узбекистан и называется птицей «Хумо»(птица счастья).
  • Одним из основополагающих элементов видеоигры Prince of Persia (2008) является упрощённая версия зороастризма - личное противостояние между Ормаздом и Ариманом .
  • Мир тетралогии Александра Зорича «Завтра война» включает в себя космическую цивилизацию Клонов, отколовшуюся от человечества и в результате явления «ретроспективной эволюции» вернувшуюся к зороастризму. На основе данного книжного цикла сделаны компьютерные игры «Завтра война» и «Завтра война. Фактор К», где также упоминается зороастризм.

Примечания

Литература

  • Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988.
  • Kulke, Eckehard: The Parsees in India: a minority as agent of social change. München: Weltforum-Verlag (= Studien zur Entwicklung und Politik 3), ISBN 3-8039-00700-0
  • Ervad Sheriarji Dadabhai Bharucha: A Brief sketch of the Zoroastrian Religion and Customs
  • Dastur Khurshed S. Dabu: A Handbook on Information on Zoroastrianism
  • Dastur Khurshed S. Dabu: Zarathustra an his Teachings A Manual for Young Students
  • Jivanji Jamshedji Modi: The Religious System of the Parsis
  • R. P. Masani: The religion of the good life Zoroastrianism
  • P. P. Balsara: Highlights of Parsi History
  • Maneckji Nusservanji Dhalla: History of Zoroastrianism; dritte Auflage 1994, 525 p, K. R. Cama, Oriental Institute, Bombay
  • Dr. Ervad Dr. Ramiyar Parvez Karanjia: Zoroastrian Religion & Ancient Iranian Art
  • Adil F. Rangoonwalla: Five Niyaeshes, 2004, 341 p.
  • Aspandyar Sohrab Gotla: Guide to Zarthostrian Historical Places in Iran
  • J. C. Tavadia: The Zoroastrian Religion in the Avesta, 1999
  • S. J. Bulsara: The Laws of the Ancient Persians as found in the «Matikan E Hazar Datastan» or «The Digest of a Thousand Points of Law», 1999
  • M. N. Dhalla: Zoroastrian Civilization 2000
  • Marazban J. Giara: Global Directory of Zoroastrian Fire Temples, 2. Auflage, 2002, 240 p, 1
  • D. F. Karaka: History of The Parsis including their manners, customs, religion and present position, 350 p, illus.
  • Piloo Nanavatty: The Gathas of Zarathushtra, 1999, 73 p, (illus.)
  • Roshan Rivetna: The Legacy of Zarathushtra, 96 p, (illus.)
  • Dr. Sir Jivanji J. Modi: The Religious Ceremonies and Customs of The Parsees, 550 Seiten
  • Mani Kamerkar, Soonu Dhunjisha: From the Iranian Plateau to the Shores of Gujarat, 2002, 220 p
  • I.J.S. Taraporewala: The Religion of Zarathushtra, 357 p
  • Jivanji Jamshedji Modi: A Few Events in The Early History of the Parsis and Their Dates, 2004, 114 p
  • Dr. Irach J. S.Taraporewala: Zoroastrian Daily Prayers, 250 p
  • Adil F.Rangoonwalla: Zoroastrian Etiquette, 2003, 56 p
  • Rustom C Chothia: Zoroastrian Religion Most Frequently Asked Questions, 2002, 44 p