Беседы по картинам с детьми. Конспект занятия. Беседа с детьми по картинам «Лес зимой. Работа над «триединым началом»

Конспект беседы для старших дошкольников (5-6 лет) по картине «Зима».

Беседа в старшей группе по картине "Зима".

Боднар Светлана Викторовна, воспитатель, ГБОУ гимназия №1551, г. Москва.
Описание: представляю вашему вниманию конспект беседы по картине «Зима», для детей старшего дошкольного возраста для развития речевой деятельности детей.
Назначение: данный материал предназначен для педагогов дошкольных учреждений.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цель: развитие речевой деятельности детей в беседе по картине «Зима».
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».
2. Развивать связную речь, речевой слух.
3. Упражнять в правильном построении предложений.
4. Развивать мышление и воображение, продумывая предшествующие и последующие события.
5. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование: картина "Зима".

Детям показывают картину, на которой изображена деревня, занесённая снегом. Деревья с опустевшими гнёздами. Из труб домов дым идёт. С высокой горы дети катаются на санках, лепят снеговика.

Дети отгадывают загадку (Зима).
Воспитатель:
- Ребята, какое время года изображено на этой картине?
Дети:
- Зима!
Воспитатель:
-А как вы поняли, что это зима?
Дети:
-Снега много на земле и на крышах домов, из труб идёт дым, люди топят печи, чтобы в доме было тепло. Ребята катаются на санках и лепят снеговика.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, а как одеты дети на нашей картине?
Дети:
-Дети одеты в тёплые куртки, шапки, обуты в валенки и сапоги, надели варежки и шарфики завязали, чтобы им было тепло.
Воспитатель:
-Ребята, а посмотрев на картину, можно сказать, какую погоду хотел изобразить художник?
Дети:
-Да. Погода хорошая. Солнце светит, небо голубое, на нём небольшие облака.
Воспитатель:
-Да, действительно, на картине изображён яркий, морозный денёк! А всегда ли зимой бывает такая погода?
Дети:
-Нет. Бывает и плохая погода, когда идёт снег, дует сильный ветер. Несколько дней назад была такая погода, мы наблюдали метель из окна, даже не ходили гулять.
Воспитатель:
-А как, вы думаете, на этой картине изображён ветреный день или спокойный?
Дети:
-Спокойный день. Потому что, дым идёт прямо из трубы и деревья не гнутся, значит, ветра нет.
Воспитатель:
-А что ещё, вы можете рассказать, глядя на эту картину?
Дети:
-Мальчик катится на санках с высокой горы, а здесь девочка уже скатилась с горы, она везёт санки, и ей на встречу бежит собачка.
Воспитатель:
-Давайте, вспомним, какое из стихотворений о зиме, нам напоминает эта картина.
Дети:
-Детство. Ивана Сурикова.
Чтение стихотворения.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь на санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья - мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Воспитатель:
-А что у нас на картине здесь? (Указывая на гнёзда на деревьях.)
Дети:
-Это гнёзда. Пустые гнёзда, скворечники, птицы улетели на юг.
Воспитатель:
-А какие птицы остаются зимовать с нами?
Дети:
-Остаются зимовать воробьи, вороны, галки, синички…
Воспитатель:
-Как мы с вами заботимся о них?
Дети:
-Мы сделали кормушки и кормим их.
Физкультминутка «Снежок». (Н.В. Нищева)
Раз, два, три, четыре (загибают пальчики, начиная с большого),
Мы с тобой снежок слепили («лепят», меняя положение ладоней),
Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем-совсем несладкий (грозят пальчиком).
Раз – подбросим (смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок).
Два – поймаем (приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (встают, роняют воображаемый снежок).
И… сломаем (топают).
Воспитатель:
- Ребята, а теперь подумайте вот о чём. Дети поиграли, покатались и ушли домой, а потом пришли другие ребята. Смогут ли они догадаться, кто здесь был и что делал?
Дети:
-Да. Остались следы от санок, по которым можно догадаться, что здесь недавно катались на санках.
Воспитатель:
-А как вы думаете, как они могут догадаться, что это ребятишки катались, а не взрослые?
Дети:
-По следам сапог, маленькие следы, они и догадались, что здесь катались ребята. А по собачьим следам, что с ними была собака. Ещё ребята строили снеговика.
Воспитатель:
-А теперь расскажите мне, как мы с вами зимой играем и занимаемся, но только не повторяйте того, что дети уже сказали.
Рассказы детей.
Рекомендуется после провести рисование «Зимние забавы».


Приведено с сокращениями.

Программное содержание.
Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства.
Методика проведения занятия.
Детям показываются репродукции с картины А, Саврасова «Грачи прилетели» и с картины И, Левитана «Весна - большая вода».
Проводится беседа: «Дети, скажите, какое время года изображено в этих картинах?» - «Весна».- «Ранняя или поздняя весна?» - «Ранняя».- «Посмотрим на эту картину. Как художник показал в своей картине раннюю весну?» - «Снег лежит грязный, проталины. Грачи прилетели».- «Да, грачи прилетают в конце марта. Как художник нарисовал грачей, что они делают?» - «Грачи чинят старые гнезда и строят новые»,- «На каких деревьях любят вить гнезда грачи?» - «На березах».- «Верно. Художник нарисовал группу берез. На их верхушках - грачиные гнезда. А какое небо нарисовал художник?» - «Голубое и немного желтоватое».- «Художник Саврасов нарисовал весенний день в городке. Вся картина наполнена свежим дыханием весны. Мы видим потемневший снег с проталинами. По земле скользят легкие тени. Неугомонные грачи хлопочут около своих гнезд. Как можно назвать эту картину?» - «Весна. Ранняя весна. Появились проталинки. Тает снег».- «Художник Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Хорошо он назвал?» - «Хорошо».- «А вот картина другого художника - Левитана. Назвал он ее «Весна - большая вода». Почему он ее так назвал?» - «Потому что березы стоят в воде, река разлилась. Вода затопила берега».- «Правильно, Левитан изобразил разлив. Какая погода изображена на картине?» - «Солнечный день».-«А почему вы думаете, что день солнечный?» - «Художник нарисовал небо голубое-голубое, по нему плывут легкие облака, а вода тоже голубая и прозрачная: все деревья видны в ней».- «На картине изображен яркий, солнечный день. Голубое небо отражается в воде, и поэтому она кажется голубой. А деревья от солнечного света стали золотистыми. От них падают тени.
Вы видели сегодня, как художники во-разному показали в своих картинах признаки ранней весны. А сейчас вспомним стихотворение поэта А. Плещеева о весне:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Еще раз внимательно посмотрите на картины и подумайте, как бы вы нарисовали раннюю весну.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Цель: Развитие эстетического восприятия у детей и формирования интереса к изобразительному искусству, вызывать эстетические переживания, умение видеть, понимать и любить природу.

Методические приемы: Беседа. Рассматривание картины. Анализ.

Материал к занятию: Конспект занятия, репродукции: картины «Зима», портрет художника И. И. Шишкина.

Предшествующая работа: прогулки, экскурсии, наблюдение живой природы.

Активизация словаря: пейзаж, художник, картина.

Ход занятия: 1ч. Беседа.

Кто сказал, что у зимы нет природы, нет красоты? С этим нельзя согласиться: зима такое же неповторимое красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковые.

А какие дни бывают зимой? (пасмурные, солнечные, идет снег, метет метель и. т. д). Да, запоминается зима морозными, солнечными, снежными, радостными днями.

А почему радостными?

(ответы детей).

Бывают среди зимы и такие дни: выглянешь поутру из окна и восхитишься – деревня в белоснежных шубах.

Очень давно в небольшом городке Елабуга родился замечательный русский художник И. Шишкин (показ портрета). Еще мальчиком Ваня наблюдал за природой весной, летом, осенью, зимой. А когда стал художником, начал изображать на своих рисунках и картинах природу. Изображение природы называется пейзаж. Художник, который изображает природу – художник – пейзажист (лес, деревья, луга, поля, цветы). А что такое зимний пейзаж? Изображение остается навсегда. Любил И.Шишкин наблюдать и за зимней природой, за снегом, ведь снег замечательное изобретение природы, он тает и превращается в воду, из него можно лепить. Придет весна снег растает и только на картинах снег останется навсегда.

2ч. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»1890г.

А теперь рассмотрим картину. Посмотрите, как спокойно и тихо в лесу. Природа спит. Все в этом зимнем царстве покрыто снегом – и сосны великаны, маленькие елочки, ветви от тяжести гнутся, стволы облеплены снежными фигурами – настоящая нежная сказка. Вдалеке мы видим, что солнце освещает лес, а снег на солнце сверкает, как сокровище всеми цветами радуги. Ребята, а говорят, что снег белый, но мы видим, что на переднем плане он розовый, а на освещенной стороне желтый.

Небо какого цвета?

Еще что мы видим?

Посмотрите, прилетела ворона, но даже ее карканье не разбудит спящий зимний лес. Загадки, пословицы о зиме.

Белая скатерть все поле покрыло?

В огне не горит, в воде не тонет?

Кто из вас любит зиму? Почему?

Кто такой художник?

Кто такой художник- пейзажист?

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит,

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

А. С. Пушкин.

Физ минутка .

Ветер дует нам в лицо

Закачало деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Цель: Развитие связной диалогической речи.

Образовательные - закрепление представлений о зиме, ее приметах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Зима. Зимние заботы». Формирование навыка целенаправленного восприятия картины, планирования связного высказывания. Упражнение в образовании относительных прилагательных.

Развивающие - развитие слухового внимания, зрительного восприятия, координации речи с движением, мелкой моторики.

Воспитательные – воспитывать интерес и доброе отношение к живой и неживой природе, самостоятельность, инициативность, дружелюбие.

Ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент:

Сегодня на занятие к нам пришел Снеговичок.

Скажите, из чего лепят снеговика? Каким должен быть снег, чтобы он хорошо лепился? Из скольких комков состоит снеговик? Почему комки разного размера? А можно ли слепить снеговика летом? Почему? Посмотрите, какую картину принес нам Снеговик.

II. - Зимой голодно и холодно птицам, бездомным животным.

Чем им можно помочь?

Посмотрите, какую картину принес нам снеговик.

III. - Беседа по картине: Какое время года изображено на картинке?

Как вы догадались?

Как одеты дети? Почему?

Что они слепили из снега?

Какой снег, если он хорошо лепится?

Из скольких комков обычно лепят снеговиков?

Почему комки разной величины?

Почему детям нравится, когда выпадает много снега?

Что это за домик?

Почему он такой маленький?

Для кого его построили?

Каково собакам зимой на улице?

Есть ли у собачки, изображенной на картинке, дом? Хозяин? Или она бездомная?

Почему ты так думаешь?

Как поступали дети?

Как дети помогали дворняжке?

Как вы думаете, где теплее, в домике, сделанном из снега или на улице? Почему? Чтобы собака сказала детям, если бы умела говорить?

Отчего защищают снежные стены?

Как бы вы назвали эту картину?

Почему птицам тяжело зимой?

Чем люди могут помочь птицам (подкармливать их, делать кормушки)?

Показ слайда №1

Сейчас сядут те дети, кто назовет только зимующих птиц, изображенных на слайде.

(Сорока, ворона, воробей, снегирь, синица, голубь, галка, дятел, сова, журавль, ласточка, соловей, скворец.)

Снеговичок предлагает вам ребята помочь птицам.

Ребята, чем мы можем помочь птицам зимой?

Вот у меня есть зернышки, семечки для птиц, а некуда их насыпать. Что мы можем сделать?

Давайте изготовим кормушки из бумаги

IV. Пальчиковая гимнастика

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем. Поочередно сжимание и разжимание пальцев

Две синицы, воробей, обеих рук

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках. Поочередно загибать пальцы на обеих руках.

Всем хватило зернышек.

V. Логопед - А вот подружка Снеговичка снежинка. Подставляйте ладошку. Кому снежинка на ладошку опустится, тот поможет Снеговичку закончить диалог:

Если зимой много снега, то зима какая?.. снежная.

Если зимой дует ветер, то зима … ветреная.

Если зимой сильный мороз, то … морозная.

Если зимой тепло, то … теплая.

Если зимой часто идут дожди, то … дождливая.

Если на дворе стужа, то … студеная.

Если зимой весело, то … веселая.

VI. Координация речи с движением «Снегири»

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. Частые потряхивания руками, опущенными вниз

Головою вертят,

Улететь хотят. 2 поворота головы на каждую строку

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! Разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками

VII. Игра «Четвёртый лишний»

Логопед: - Посмотрите на картинки, надо угадать, кто же лишний среди них? Почему?

Сорока, ворона, скворец, воробей. (Скворец – перелётная птица.)

Журавль, соловей, ласточка, снегирь. (Снегирь – зимующая птица.)

Игра «Попробуй, сосчитай»

Логопед: - А теперь посчитаем наших птиц.

Один снегирь, …, пять снегирей.

Одна ворона, …, пять ворон и т.д.

– Снеговик благодарит вас за помощь, дарит вам снежинку, которую вы сможете дорисовать и раскрасить.

VIII. - Что мы сегодня делали? Чему мы сегодня научились? Что вам было трудно?

Что вам удавалось хорошо? Что вам понравилось? Как нужно относиться к тем птицам, которые остаются зимовать? Молодцы, вы отлично справились с заданием Снеговика и помогли птицам.

Использованные источники:

  • Методика Ткаченко Т. А. «Картины с проблемным сюжетом»;
  • Н. В. Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР», Санкт – Петербург, Детство-Пресс, 2007 год.

Беседа по картине «Алёнушка».

Цели:

1.Продолжить знакомство учащихся с ещё одним выдающимся мастером русской живописи 19 века;

2. Учить чувствовать настроение, которое художник хотел передать зрителям в своих произведениях;

3. Определять средства художественной выразительности, при помощи которых достигается передача определённого настроения.

Оборудование: репродукция картины «Алёнушка», портрет.

Ход урока:

I .Организационный момент.

II . Сообщение темы урока.

III . Рассматривание картины.

IV .Краткая биография художника.

Виктор Михайлович Васнецов () провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте, не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Они надолго запомнились маленькому Вите. По решению семейного состава сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин. За свою жизнь написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Иван – царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.

В Москве есть Дом – музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели , книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

V .Знакомство с картиной «Алёнушка».

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой всеми детьми. Алёнушка в изображении Васнецова пленяет человечностью, искренностью и обаянием.

Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку! Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту; ноги босые.

Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли стебли острой осоки. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой и гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве (троекратные повторы в сказках, былинах, песнях) был хорошо знаком художнику и применялся в его творчестве («Богатыри», «Ковёр – самолёт»). Означает он число множественности – много ласточек сочувствует горю Алёнушки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей. В сказках, песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания, призывает на помощь. Этот приём используется и в картине «Алёнушка».

Художник с глубочайшим лиризмом передал народное понимание сказки. Переживания девочки показаны правдиво, с подкупающей естественностью. Поражает сила творческой фантазии Васнецова и глубокое знание жизни русского народа. Колорит картины подчёркивает её грустное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё гармонирует с душевным состоянием девочки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Эти контрастные тона усиливают эмоциональное звучание картины. В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Хочется верить, что пройдёт время, и для Алёнушки наступят счастливые дни. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

VI . Беседа по картине.

Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

Почему картина производит такое впечатление?

Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

Что называется композицией?

Как же построена картина Васнецова? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

Опишите внешность Алёнушки. (Алёнушка - бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Алёнушка босиком, одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

Что художник особенно выделил во внешности Алёнушки? (Светлым розовым полотном на тёмном фоне выделяются лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза.)

Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки.

Большое горе обрушилось на Алёнушку.

Как художник это показал? Обратите внимание на позу Алёнушки. (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.)

Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе-безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое и т. д.)

Какие синонимы ярче передают душевное состояние Алёнушки? (Тоска, печаль, грусть и т. д.)

Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине - это главное. Живопись –искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и тёплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины(колорит) неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красновато-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивает общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

На каком фоне изображена Алёнушка? (На фоне осенней природы).

Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?(Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

3.Омут – глубокий, глухой.

4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

5. Осинки - тоненькие, задумчивые, трепетные.

6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

(Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

Да внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

VII . Итог урока.

Понравилась ли картина?

Какое она вызывает чувство?

Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.