Билеты в дворец на яузе. Введенский народный дом Площадь журавлева д 1 стр

Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» — площадка со столетней историей и насыщенной жизнью современного культурного центра. Классическое театральное здание Дворца на Яузе расположено в старинном московском районе Преображенское, в трёх минутах ходьбы от станции метро «Электрозаводская» (пл. Журавлёва, д. 1).

История здания Дворца на Яузе насчитывает более ста лет. В 1903 году по решению городской думы на берегу Яузы был возведен Введенский народный дом (архитектор И. А. Иванов-Шиц - известный деятель позднего модерна, построивший также Купеческий клуб на Малой Дмитровке (ныне театр Ленком). Народные дома в 10 окраинных районах Москвы призваны были стать «храмами настоящего искусства» для рабочих и бедного населения.

Во Введенском народном доме Алексей Бахрушин, известный меценат и покровитель театра, собрал театральную труппу, которая с энтузиазмом представляла в прекрасном классическом зале серьезный репертуар от Шекспира и Островского до Ибсена и Чехова. Здесь же простой люд мог просвещаться, читая книги в библиотеке, отдохнуть и поесть в чайной для бедного населения.

Народный дом продолжал работать без перерыва после революции как «рабочий дворец». В 1947 году здесь обосновался Театр имени Моссовета. Для новых постояльцев старое здание было надстроено по проекту Б. В. Ефимовича в стиле позднего сталинского ампира. В 1959 году театр переехал в сад «Аквариум», где располагается и по сей день, а в этом здании - до постройки телецентра в Останкино - работал Телевизионный театр. Здесь снимали первые выпуски КВН.

В бурные 80-е этот дом, бывший тогда Дворцом культуры МЭЛЗ, за одну неделю превратился в знаковую точку Москвы: в нем проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА». Здесь выступали Виктор Цой, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов, в фойе и на лестницах выставлялись художники андеграунда Сергей Шутов, Тимур Новиков, Сергей Бугаев, дизайнеры Ирена Бурмистрова и Елена Зелинская, архитектор Юрий Аввакумов. Тогда в ДК МЭЛЗ был сконцентрирован эпатажный дух молодого поколения, ожидающего перемен.

В 90-х годах ДК МЭЛЗ из культового места превратился в районный Дом культуры.

Период стагнации закончился в 2008 году, когда этот прекрасный дворец обрел новых хозяев и новое имя - ТКЗ «Дворец на Яузе». В здании произведен серьезный ремонт, сделано все необходимое, чтобы обеспечить публику и артистов комфортом современного уровня. Не обошлось и без «археологических открытий»: так, в процессе реконструкции сцены была восстановлена оркестровая яма, которая не использовалась многие годы.

В 2008 году площадку возглавил музыкальный продюсер Григорий Папиш (генеральный директор в 2008-2012 гг.).

Зал получил новое название – Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», – был отремонтирован и возрожден. Создана инфраструктура современного культурного центра. Сегодня это универсальная прокатная площадка с широким репертуаром.

Во Дворце четыре зала разной вместимости. Большой зал на 814 мест с великолепной акустикой выдержан в традиционной стилистике парадного театрального зала. Самые разные жанры: драма, опера, балет, академическая музыка, мюзикл, танец, джаз, эстрада - органично смотрятся на этой сцене. Система трансформации партера и сцены предполагает варианты изменения пространства зала и расположения публики и исполнителей.

Три малых зала - Сиреневый, Розовый и Зеленый (на 70 мест каждый) - предназначены для камерных программ, детских спектаклей, поэтических и творческих вечеров, а также для презентаций и конференций.

С 2011 года центральное двухуровневое фойе Дворца, обладающее прекрасной акустикой, стало функционировать как Концертное фойе на 160-200 мест. В нем проходят камерные концерты, образовательные программы, специальный проект «Органные сезоны во Дворце на Яузе», для которого устанавливается цифровой орган.

Залы и парадные холлы Дворца на Яузе активно используются для организации корпоративных мероприятий, церемоний награждения и личных торжеств.

На площади Журавлёва, у Малой Семёновской улицы, стоит огромное величественное здание в стиле позднего сталинского ампира. Это здание с мощным колонным портиком по духу очень подошло бы центру какого-нибудь провинциального советского города, а на площади перед ним легко представить памятник Ленину. Но в данном случае памятника нет, есть просто скверик. А здание, которое сейчас занимает театрально-концертный зал «Дворец на Яузе», на самом деле построено было еще в начале ХХ века, в 1903 году, как Введенский народный дом, а в 1947 году перестроено уже в нынешнем виде.

Народные дома – это подобие советских домов культуры. Введенский народный дом стал одним из десятка аналогичных заведений, открытых в других районах. В основном их строили в начале ХХ века на окраинах города, в целях просвещения бедного и рабочего населения. Самым лучшим домом стал именно Введенский. Он был построен по проекту архитектора И.А. Иванова-Шица в стиле венского сецессиона. Интересно, что священники из располагавшейся рядом церкви Введения были против строительства культурного центра и даже отправили жалобу в Городскую Думу. Но местные предприниматели отправили ответную петицию: «Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям. Город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных». Церковь в итоге проиграла, и дом был построен.

В народном доме работал синематограф, устраивались бесплатные утренние спектакли, музыкальные вечера, читались различные лекции, действовала библиотека. А заведовал народным домом с 1907 года Алексей Александрович Бахрушин, известный коллекционер и меценат, основатель театрального музея. Он же и собрал здесь выдающуюся театральную труппу.

А в 1947 году дом был перестроен до неузнаваемости и надстроен архитектором Б.В. Ефимовичем, и с тех пор уже ничего не напоминает об утончённом венском сецессионе. Получился дворец, по стилю характерный для поздне-сталинской архитектуры. Некоторые искусствоведы в шутку называют здания в таком стиле «слоновым ампиром», за очень крупные формы и детали.

В здании расположился театр имени Моссовета. В этот период истории заведения, в 1956 году, именно здесь снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». А идея устройства театра на рабочей окраине провалилась, немногие хотели туда ехать, и в 1959 году театр было решено перенести на Триумфальную площадь, в сад Аквариум. В бывшем Введенском народном доме после этого был открыт телевизионный театр, в котором снимали первые выпуски КВН. Позже тут расположился дом культуры МЭЛЗ (Московского электро-лампового завода).

В 2008 году здание было реконструировано, и называется с тех пор «Дворец на Яузе». Сейчас тут проходят концерты и спектакли совершенно разных стилей.

Eticket: электронный билет необходимо оплатить в течение 10 минут. Если оплата не поступит, ваш заказ будет отменен. Электронный билет действителен только при предъявлении на бумажном носителе формата А4.
Самовыкуп: оплатить билеты в кассах вы можете в течение 24 часов с момента бронирования.
Доставка курьером: доставка билетов осуществляется только по предварительной оплате любым безналичным способом.

С 2014 года театр «Современник» под руководством Галины Борисовны Волчек играет свои спектакли еще на одной сцене помимо основной на Чистопрудном бульваре, д. 19А. Речь идет о Театрально-концертном зале «Дворец на Яузе». Здание, достойное того, чтобы о нем было сказано несколько слов.

Оно было построено в 1903 году архитектором И.А. Ивановым-Шицем (он же построил особняк, в котором ныне располагается театр «Ленком»). Дом на Яузе известен как Введенский народный дом. Народные дома строились для просвещения и образования бедных слоев населения. Интересно, что священники расположенной неподалеку церкви Введения (отсюда и название культурного центра) были против строительства, даже жаловались в Городскую Думу, но проиграли. Народный дом был построен. Руководил им известный меценат, основатель театрального музея Алексей Бахрушин. По его инициативе была создана театральная труппа с очень серьезным классическим репертуаром.

В 1947 году здание было до полностью перестроено и надстроено архитектором Б.В. Ефимовичем. В таком виде оно и сохранилось до наших дней: выполненное в стиле поздне-сталинского ампира, оно чем-то напоминает Большой театр. С 1947 по 1959 год здесь располагался Театр им. Моссовета под руководством Юрия Завадского, и именно здесь в 1956 году снимался легендарный фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь». Затем в особняке открыли «Телевизионный театр», где много лет проходила съемка «Голубого огонька» и первых выпусков КВН. Следующая страница истории дома связана с Дворцом культуры «МЭЛЗ», существовавшем в этом здании в 80-е годы и ставшем поистине культовым местом Москвы: выступления Виктора Цоя, Петра Мамонова, Бориса Гребенщикова и других гуру отечественного рока, выставки художников андеграунда.

В 2008 году здание подверглось новой реконструкции. Теперь это Театрально-концертный зал «Дворец на Яузе» - многофункциональная универсальная площадка, подходящая для самых разных мероприятий: любых спектаклей, концертов, вечеров, презентаций, конференций. Во Дворце четыре зала: Большой - современный театральный зал на 814 мест, великолепно оборудованный, с прекрасной акустикой, и три малых - Розовый, Сиреневый и Зеленый на 70 мест каждый для более камерных мероприятий.

Адрес: г. Москва, площадь Журавлева, д. 1. Как добраться: пять минут ходьбы от станции метро «Электрозаводская» (один выход). Через подземный переход - выход к Нижнему Журавлеву переулку, затем - первый поворот налево.

Покупайте билеты в театр «Современник» в ТКЗ «Дворец на Яузе» на сайте сайт.


Было-стало: Введенский народный дом. фото 1904 г. (вверху) и он же после реконструкции для театра им. Моссовета фото 1957 г.

Самый знаменитое здание на площади Журавлева - бывший дворец культуры МЭЛЗ - Московского электролампового завода. Визуально его интерьеры знает практически вся страна. Ведь в них снимали знаменитый фильм «Карнавальная ночь», который традиционно показывают по телевизионным каналам, как в преддверии Нового года, так и сразу же после него! Покажут его и в этом году…

ИСТОРИЯ ПЛОЩАДИ ЖУРАВЛЕВА

Площадь возникла после указа Павла I 1800 г. о благоустройстве берегов реки Яузы и ее притоков на месте спущенного Прачечного (Хапиловского) пруда на притоке Яузы - речке Хапиловке. Первоначально площадь называлась Введенской по находившейся по соседству церкви Введения в Семеновском, сооруженной к 1736 г. (находилась на площадке за современным зданием ДК МЭЛЗ на месте школы № 446 по Нижнему Журавлёву переулку). Достаточно архаичная для того периода церковь относилась к традиционному типу «восьмерик на четверике», её венчала фигурная барочная глава на высоком тонком барабане. Церковь была разобрана в 1929–1932 гг. для строительства на ее месте школьного здания. В том же 1929 году площадь и переулки были переименованы в память участника Гражданской войны, рабочего Ивана Филипповича Журавлёва (1881-1919), погибшего на колчаковском фронте.
Композиционный центр площади – держит здание, которое первоначально называлось Введенским народным домом (по площади на которой он находился). Это был один из десяти «народных театров» на окраинах города, решение о строительстве которых было принято Московской городской думой в феврале 1901 г., причем самый крупный. В старых путеводителях Введенский народный дом считается находившимся в Лефортове, хотя более правильно отнести его местоположение к старинному царскому селу Семеновскому в историческом центре которого он находился.

КАК СТРОИЛИ ВВЕДЕНСКИЙ НАРОДНЫЙ ДОМ

Поскольку площадка для строительства народного дома находилась в непосредственной близости от церкви Введения, это вызвало протесты со стороны Московской епархии и домовладельцев района Введенской площади. Однако, идею сооружения народного дома, как благотворно влияющего на рабочих больших промышленных сел – Семеновского, Преображенского и Черкизова неожиданно поддержали местные промышленники и фабриканты. «Ограничение относительно известного расстояния от церквей относится только к питейным заведениям… город собирается строить не какой-нибудь балаган, способный возмутить общественную благопристойность, а театр, то есть учреждение, причисленное теперь к числу учреждений образовательных», писали они в своей петиции в поддержку строительство и этот голос оказался для думы более убедительным, чем голос епархии, хотя думцы рассчитывала, главным образом, устраивать в народном доме устраивать популярные чтения, организовать библиотеку, где "беднейший класс мог бы бесплатно читать книги и газеты", а театральным представлениям по идее отводилось далеко не первое место...
На постройку Введенского народного дома был объявлен конкурс. Его выиграл популярный архитектор И.А.Иванов-Шиц - одним из самых последовательных интерпретаторов и приверженцев Венского Сецессиона, и, в частности, творческого почерка знаменитого австрийского архитектора О.Вагнера. Закладка Народного дома или «народного театра», как его назвала газета «Московские ведомости», состоялась 3 июля 1903 г. С самого начала работ архитектор все вопросы о подрядах, материале, качестве строительства и т.п. взял под свой контроль. Благодаря этому к осени 1904 г. здание было подведено под крышу и к ноябрю И.А.Иванов-Шиц доложил городской управе о завершении строительства. Поэтому дума запланировала следующем году устройство в нем народной библиотеки. Как сообщили «Московские ведомости», 23 декабря «был освящен Городской народный дом на Введенской площади, в Лефортово, устроенный городским общественным управлением».
Введенский народный дом обошедшийся Москве почти в 52 тысячи рублей стал квинтэссенцией элегантного, линеарно сдержанного, объемно и декоративно уравновешенного модерна И.А.Иванова-Шица. В структурах его фасадов прочитывалось стремление к ордерной упорядоченности, а в деталях - прежняя приверженность автора к классицизированному "венскому" варианту модерна. Большая сцена была устроена по первому слову техники и оборудована электроосвещением. Зрительный зал спроектирован достаточно просторным: в партере с балконом первоначально было свыше 700 мест. По обеим сторонам зрительного зала находились фойе, где стояли «вешалки для платья».

«…НАРОДНЫЙ ДОМ ДАЕТ НЕ ТРУХУ, А РЕПЕРТУАР ИЗ ОСТРОВСКОГО, ЧЕХОВА…»

26 декабря новый Введенский народный дом начал свою работу. В тот день утром был устроен концерт, а вечером труппа любителей сыграла комедию А.Н.Островского " Свои люди - сочтемся". И концерт и спектакль прошли при "горячем одобрении публики". Однако разгар русско-японской войны сделал это событие менее значимым, чем оно могло бы быть в мирное время.
В начале 1907 г. Московская городская дума поручила заведование Введенским народным домом купцу Алексею Александровичу Бахрушину. известному меценату и коллекционеру, создателю театрального музея. Благодаря ему повысилось качество театральных постановок: удалось собрать хорошую труппу (руководитель - Н. Ф. Аксагарский). В начале 1908 года И.И.Мозжухин - будущая звезда молодого российского киноэкрана получил ангажемент в труппе Введенского народного дома. Работа здесь стала очередной ступенью в творчестве И.И.Мозжухина. Тогда им были созданы интересные характерные образы неотразимого помещика Бабаева в комедии А.Н.Островского «Грех да беда на кого не живет", жалкого Базиля в пьесе Винникова «Мохноногое» и др. Труппу Введенского народного дома использовало ателье А.А.Ханжонкова, с 1909 г. начавшее съемку собственных фильмов. Из нее вышли некоторые звезды немого кино, в частности Мозжухин.
Большую помощь труппе Введенского народного дома оказали Малый и Художественный театры и театр Корша, а декорации к спектаклям нередко выполнялись по эскизам художника В.В.Васнецова. Изменился и репертуар: теперь рабочий зритель мог увидеть на сцене народного дома те же пьесы, что и на сценах центральных театров, но за существенно меньшую плату. Журналист одной из московских газет в 1911 г. писал: "За пределами волн электрического света и витрин роскошных магазинов скромно приютился на окраине городской Введенский Народный дом. Он делает большое дело и делает его так, как дай бог делать это нашим театрам в "центре"... Такой восторженной, я бы сказал, густой тишины во время действия вы не найдете в театрах "высшего света". Нет этого кашля, шепота. И своему зрителю Народный дом дает не труху, а репертуар из Островского, Чехова...". Для детей еженедельно устраивались бесплатные утренники, спектакли, начал работал "синематограф", читались лекции с "познавательным уклоном".
В 1917 г. Введенский народный дом занял Совет Благуше-Лефортовского района. Однако этим нормальная жизнь труппы была парализована, поэтому А.А.Бахрушин подал в отставку и ушел со своего поста. В здании проходили различные мероприятия, причем не только большевиков, но и других политических партий, в частности анархистов. Как то от них выступал из инициаторов создания «Всероссийской федерации анархистов-коммунистов», А.А.Карелин. «Помню, что после лекции А. А. об анархизме, устроенной Лефортовской Районной Организацией Анархистов, в помещении Введенского Народного Дома, один рабочий сказал: Вот здорово говорит-то! Как сказку рассказывает. Все понятно, как на ладони лежит. Не то, что другие болтуны, которые будто нарочно говорят так, чтобы их не поняли", - вспоминал анархист-коммунист И.В.Хархардин.

«…ТЕРПЛЮ ДАЖЕ ЗАВАДСКОГО»

Переименованный в первые годы советской власти в Рабочий дворец Московского городского совета профессиональных союзов – МГСПС, бывший народный дом в 1947 г. было капитально реконструирован. Архитектор Б.В.Ефимович ничтоже сумняшись превратил венский модерн в образец характерного сталинского стиля – «слоновьего ампира», как шутят искусствоведы. Здание будучи расширено и надстроено для театра им. Моссовета (бывшего театра МГСПС) («покровителем» этого театра тогда считался второй человек в Политбюро В.М.Молотов»), получило новый псевдоклассицистический декор с мощным портиком на главном фасаде. Театром им Моссовета руководил режиссер Ю.А.Завадский. В его труппе играли Фаина Раневская, Любовь Орлова, Вера Марецкая (ее отец одно время заведовал буфетом Введенского народного дома), Николай Мордвинов, Ростислав Плятт и др. Именно с этим зданием связаны многие знаменитые театральные анекдоты-афоризмы Раневской, у которой были непростые отношение с Завадским, которого она называла «перпетуум кобеле» из за многочисленных романов с актрисами. Здесь про опоздавшего на репетицию Завадского, задержавшегося из за награждения звездой героя социалистического труда, Раневская публично бросила презрительное «Ну где же наша Гертруда»?!
Еще анекдот: актриса у психиатра: «Доктор, в последнее время я очень озабочена своими умственными способностями. - А в чем дело? Каковы симптомы? -- Очень тревожные: все, что говорит Завадский, кажется мне разумным...» Все таки анекдоты это специфический жанр устного творчества, в котором быль и выдумки переплетаются, но вот подлинный документ – строки из записной книжки Раневской: «...С упоением била бы морды всем халтурщикам, а терплю. Терплю невежество, терплю вранье, терплю убогое существование полунищенки, терплю и буду терпеть до конца дней.
Терплю даже Завадского".

ОТ «КАРНАВАЛЬНОЙ НОЧИ» ДО «ДВОРЦА НА ЯУЗЕ»

Созданные Б.В.Ефимовичем театральные интерьеры и стали декорациями для знаменитого фильма Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь» (1956 г.), снимавшегося в театре, т.е. тогда это здание в реале еще не было домом культуры. В фильме снимались Игорь Ильинский, Людмила Гурченко, Юрий Белов, Георгий Куликов, Сергей Филиппов, Тамара Носова, Андрей Тутышкин, Геннадий Юдин, Борис Петкер, Владимир Зельдин.
Поэтому в 1959 г. вскоре после того как «разобранная на цитаты» «Карнавальная ночь» была удостоена первой премии на Всесоюзном кинофестивале, театр им Моссовета был переведен в сад «Аквариум» на Большой Садовой улице, 16. Его место театра им. Моссовета занял Телевизионный театр, не имевший постоянной трупы. Здесь снимали популярнейшие передачи «А ну-ка, девушки!» и первые выпуски КВН.
В конце 1980-х гг. это здание, бывшее тогда Дворцом культуры находящегося поблизости Московского электролампового завода (ДК МЭЛЗ), за одну неделю превратилось в знаковую точку Москвы, потому что в нем проходил грандиозный арт-рок парад, сопровождавший премьеру фильма Сергея Соловьева «АССА». В 2008 г. оно после реконструкции обрело новую жизнь и новые возможности, в то же время сохранив свое неповторимое лицо. Теперь бывший ДК МЭЛЗ называется "Дворец на Яузе", что связано с новым имиджем этого места, позиционирующего себя как современную театрально-концертную площадку, в которой есть место и классике, и экспериментальным направлениям. В декабре уходящего 2009 г. дворец отметил свое 105-и летие

В 1904 году на нынешней площади Журавлева, 1 возвели Введенский народный дом. Такие заведения начали создавать на окраинах Москвы как «храмы настоящего искусства». Цель властей была благой - приобщить местных рабочих и бедноту к культурным ценностям.

Площадка под строительство, выделенная городом, находилась по-соседству с действующим тогда Введенским храмом, прихожане которого вместе с Московской епархией всячески противились возведению Народного дома. Однако, идея нашла поддержку среди промышленников и фабрикантов, чьи производства находились в этом районе.

Закладка здания «народного театра» состоялась 3 июля 1903 года. Илларион Александрович строго следил за подрядами, качеством строительства и закупкой материалов. Все это позволило сообщить городской управе о полном завершении работ уже к ноябрю 1904 года.

Освятили здание на Введенской площади, 1 (ныне - площадь Журавлева) 23 декабря этого же года, и уже через три дня дали первое представление - постановку «Свои люди - сочтемся» по пьесе А.Н. Островского.

Архитектурные формы нового здания, его выразительные линии и гармонично уравновешенные объемы в стилистическом плане были близки к «венскому» варианту стиля модерн.

Иванов-Шиц сумел создать просторный зрительный зал с достаточно большой сценой, которая была оборудована еще редким в городе электрическим освещением. В здании располагались также лекторий и бесплатная библиотека-читальня.

Стоит отметить, что театральная труппа, выступавшая на этой сцене, была собрана известным в Москве меценатом и покровителем театрального искусства Алексеем Александровичем Бахрушиным.

История «Народного дома» связана с революционными событиями 1905 года. Именно здесь заседал Лефортовский Совет рабочих депутатов, а позднее, во время Декабрьского восстания, в помещениях организовали пункт питания, куда подмосковные крестьяне поставляли сельхозпродукцию для рабочих и членов их семей.

После октября 1917 года все подобные заведения были преобразованы новой властью в клубы, так что Введенский народный дом свою деятельность не приостанавливал, а продолжал работать, но уже как «рабочий дворец», находящийся в ведении городского совета профсоюзов города Москвы.

В 1947 году Народный дом на Площади Журавлева, 1 был кардинально перестроен и потерял прежние формы, которые придал ему Иванов-Щиц. Новый проект выполнил архитектор Борис Васильевич Ефимович. Реконструированное здание декорировали в распространенном в ту пору стиле позднего «сталинского» неоклассицизма, а фасад украсил массивный по виду коринфский портик.

Помещения практически сразу были отданы театру имени Моссовета. Руководил им известный режиссер Юрий Александрович Завадский. В его труппе служили такие мастера, как Фаина Раневская, Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Любовь Орлова, Николай Мордвинов и другие популярные артисты.

Именно в зрительном зале последнего режиссер Сергей Александрович Соловьев презентовал в 1988 году свой культовый фильм «АССА». После сеансов перед публикой выступали популярные рок-группы, среди которых «АукцЫон», «Звуки Му», «Аквариум» и «Кино». Кроме этого, в фойе и на лестничных маршах выставили работы молодых художников, работавших в стиле андеграунда.