Биография известных физиков. Величайшие ученые в истории

Которая позволяет людям узнавать больше об основополагающих законах планеты Земля. Каждый день люди не замечают, как пользуются теми благами, которые стали возможными благодаря труду многочисленных ученых. Если бы не их самоотверженная работа, человек не смог бы летать в самолете, пересекать на огромных лайнерах океаны и даже просто включить электрический чайник. Все эти самоотверженные исследователи сделали облик мира таким, каким его видят современные люди.

Открытия Галилея

Ученый-физик Галилей - один из самых известных. Он является физиком, астрономом, математиком и механиком. Именно он впервые изобрел телескоп. С помощью этого невиданного для того времени аппарата можно было наблюдать за далекими небесными телами. Галилео Галилей является основателем экспериментального направления в физической науке. Первые открытия, которые Галилей совершил с телескопом, увидели свет в его сочинении «Звездный вестник». Эта книга имела воистину сенсационный успех. Так как идеи Галилея во многом противоречили Библии, долгое время его преследовала инквизиция.

Биография и открытия Ньютона

Великим ученым, который совершил открытия во множестве областей, является также Исаак Ньютон. Самое известное из его открытий - это Кроме этого, ученый-физик объяснил множество природных явлений на основе механики, а также описал особенности движения планет вокруг Солнца, Луны и Земли. Ньютон родился 4 января 1643 года в английском городке Вулсторпе.

Окончив школу, он поступил в колледж при Кембриджском университете. Ученые-физики, которые преподавали в колледже, оказали на Ньютона большое влияние. Вдохновившись примером преподавателей, Ньютон сделал несколько своих первых открытий. Главным образом они касались сферы математики. Далее Ньютон начинает проводить опыты по разложению света. В 1668 году он получает степень магистра. В 1687 году была опубликована первая серьезная научная работа Ньютона - «Начала». В 1705 году ученому было присвоено звание рыцаря, и правившая в ту эпоху английская лично отблагодарила Ньютона за его исследования.

Женщина-физик: Мария Кюри-Склодовская

Ученые-физики всего мира до сих пор пользуются в своей работе и достижениями Марии Кюри-Склодовской. Она является единственным физиком-женщиной, которая два раза была номинирована на Нобелевскую премию. Мария Кюри родилась 7 ноября 1867 года в Варшаве. В детстве в семье девочки случилась трагедия - погибла мать и одна из сестер. Во время обучения в школе Мария Кюри отличалась прилежностью и интересом к науке.

В 1890 году переехала к старшей сестре в Париж, где поступила в Сорбонну. Тогда же она познакомилась и со своим будущим супругом - Пьером Кюри. В результате многолетних научных исследований супруги открыли два новых радиоактивных элемента - радий и полоний. Незадолго до начала войны на территории Франции был открыт где Мария Кюри занимала должность директора. В 1920 году она выпустила книгу под названием «Радиология и война», в которой был обобщен ее научный опыт.

Альберт Эйнштейн: один из величайших умов планеты

Ученые-физики всей планеты знают имя Альберта Эйнштейна. Его авторству принадлежит теория относительности. Современная физика во многом опирается на взгляды Эйнштейна, несмотря на то что не все современные ученые согласны с его открытиями. Эйнштейн был лауреатом Нобелевской премии. В течение своей жизни он написал порядка 300 научных работ, касающихся физики, а также 150 работ об истории и философии науки. До 12 лет Эйнштейн был очень религиозным ребенком, так как образование он получал в католической школе. После того, как маленький Альберт прочитал несколько научных книг, он пришел к выводу: не все положения в Библии могут быть правдивыми.

Многие считают, что Эйнштейн был гениален с самого детства. Это далеко не так. Будучи школьником, Эйнштейн считался весьма слабым учеником. Хотя уже тогда его интересовала математика, физика, а также философские труды Канта. В 1896 году Эйнштейн поступил на педагогический факультет в Цюрихе, где также познакомился со своей будущей супругой - Милевой Марич. В 1905 году Эйнштейном были опубликованы некоторые статьи, которые, однако, некоторые ученые-физики подвергли критике. В 1933 году Эйнштейн навсегда переезжает в США.

Другие исследователи

Но есть и другие известные фамилии ученых-физиков, которые сделали не менее значительные открытия в своей области. Это и В. К. Рентген, и С. Хокинг, Н. Тесла, Л. Л. Ландау, Н. Бор, М. Планк, Э. Ферми, М. Фарадей, А. А. Беккерель и многие другие. Их вклад в физическую науку не менее важен.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Великие физики и их открытия. Подготовила ученица 7 «А» класса МБОУ СОШ № 1 Сыромятникова Юлия

2 слайд

Описание слайда:

Исаак Ньютон (физик) Родился: 4 января 1643 Умер: 31 марта 1727 г. (84 года) Английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теорию цвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.

3 слайд

Описание слайда:

Открытия И. Ньютона Исаак Ньютон первым научно объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптической призмой. Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Каждый такой световой луч вызывает присущее только ему цветовое впечатление. При прохождении белого света через стеклянные призмы он разлагается на простые цветные лучи. При прохождении через собирающую линзу разложенные призмой цветные лучи собираются и опять образуют белый свет. Наконец, пропустив цветные лучи через вторую призму, Ньютон нашел, что они далее не разлагаются. Ньютон был первым, кто расположил цвета спектра в форме круга. Он различал в спектре семь областей аналогично семи ступеням октавы. Терминология, употреблявшаяся Ньютоном для обозначения явлений цвета, была очень точной. Он говорил, например, не о красных или зеленых лучах, а о световых лучах, которые вызывают ощущение красного или зеленого цвета. Следует отметить, что после открытий Ньютона оптика начала развиваться очень быстро. Он сумел обобщить такие открытия своих предшественников, как дифракция, двойное преломление луча и определение скорости света. Но самым известным открытием Ньютона стал закон всемирного тяготения. Также он смог доказать, что силы гравитации распространяются не только на земные, но и на небесные тела. Эти законы были описаны в 1687 году после издания книги Ньютона, посвященной использованию математических методов в физике.

4 слайд

Описание слайда:

Галилео Галилей (астроном) Родился: 15 февраля 1564 г., Италия, Пиза. Умер: 8 января 1642г., (77 лет), Арчетри. Итальянский физик, механик, астроном, философ и математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей - основатель экспериментальной физики. Своими экспериментами он убедительно опроверг умозрительную метафизику Аристотеля и заложил фундамент классической механики. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

5 слайд

Описание слайда:

Открытия Г. Галилея Первым стал использовать понятие инертность Вывел преобразования координат которые назвали его именем Доказал что вопреки тогда общепринятому мнению, что естественным состоянием тела кроме покоя является состояние равномерного прямолинейного движения Первым додумался использовать телескоп для наблюдения небесных тел(он его не изобретал) Создал более менее соответствующую модель солнечной системы

6 слайд

Описание слайда:

Альберт Эйнштейн (физик) Родился: 14 марта 1879 г. Умер: 18 апреля 1955 г. (76лет) Физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии, Швейцарии и США. Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР.

7 слайд

Описание слайда:

Открытия А. Эйнштейна Увлечения физикой и математикой, постоянные исследования приводят к публикации ряда статей по статической механике, физике молекул. Наиболее известным учением Эйнштейна является теория относительности. Эта теория была развита на основе геометрической теории относительности Лобачевского. К другим величайшим открытиям ученого относят работы по фотоэффекту, броуновскому движению. Используя квантовую статистику Эйнштейн вместе с физиком Бозе открыл пятое состояние вещества, названное в их честь конденсатом Бозе-Эйнштейна.

8 слайд

Описание слайда:

Ломоносов Михаил Васильевич (российский учёный) Родился:19 ноября 1711 г., деревня Мишанинская (ныне - село Ломоносово) Умер:15 апреля 1765 г. (53 года) Первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, филолог, художник, историк и генеалог, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

9 слайд

Описание слайда:

Открытия М. Ломоносова Особо Ломоносова привлекала химия и физика. Русскому учёному принадлежит первое место в мире в истории закона сохранения энергии и массы. Именно Ломоносов в 1748 году в своей новой лаборатории открыл один из основополагающих законов природы - закон сохранения материи. Опубликован этот закон был только через 12 лет. Ломоносов первым сформулировал основы кинетической теории газов, хотя сегодня многие связывают это открытие с именем Бернулли. Михаил Васильевич утверждал, что любое тело состоит из мельчайших частиц – атомов и молекул, которые при охлаждении движутся медленнее, а при нагревании – быстрее. Ломоносов открыл тайну гроз, природу северных сияний и даже смог оценить их высоту. Ему принадлежит догадка о вертикальных атмосферных течениях и оригинальная теория цветов.

10 слайд

Описание слайда:

Вавилов Николай Иванович (учёный) Родился: 25 ноября 1887 г., Москва Умер: 26 января 1943 г. (55 лет) Российский и советский учёный-генетик, ботаник, селекционер, географ, академик АН СССР, АН УССР и ВАСХНИЛ. Президент, вице-президент ВАСХНИЛ, президент Всесоюзного географического общества, основатель и бессменный до момента ареста директор Всесоюзного института растениеводства, директор Института генетики АН СССР, член Экспедиционной комиссии АН СССР, член коллегии Наркомзема СССР, член президиума Всесоюзной ассоциации востоковедения. В 1926-1935 годах член Центрального исполнительного комитета СССР, в 1927-1929 - член Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, член Императорского Православного Палестинского Общества.

11 слайд

Описание слайда:

Открытия Н. Вавилова Создатель учений о мировых центрах происхождения культурных растений и об иммунитете растений, закона гомологических рядов в наследственной изменчивости организмов, сети научных учреждений по биологии и смежным наукам

12 слайд

Описание слайда:

Мария Склодовская-Кюри (физик - химик) Родилась:7 ноября 1867 г., Варшава Умерла:4 июля 1934 г. (66 лет) Французский учёный-экспериментатор польского происхождения, педагог, общественный деятель. Удостоена Нобелевской премии: по физике и по химии, первый дважды нобелевский лауреат в истории. Основала Институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности. Совместно с мужем открыла элементы радий и полоний.

13 слайд

Описание слайда:

Открытия М. Склодовской -Кюри Мария Склодовская-Кюри выделила чистый металлический радий, доказав, что это самостоятельный химический элемент. Она получила Нобелевскую премию по химии за этого открытие и стала единственной женщиной в мире с двумя Нобелевскими премиями.

14 слайд

Описание слайда:

Блез Паскаль (физик - математик) Родился:19 июня 1623 г., Клермон-Ферран Умер:19 августа 1662 г. (39 лет) Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.

15 слайд

Описание слайда:

Открытия Б. Паскаля Двенадцать лет своей короткой жизни Паскаль отдает созданию счетной машины (1640-1652). В нее он вложил все свои знания по математике, механике, физике, талант изобретателя. По словам сестры Паскаля Жильберты, "эта работа очень утомляла брата, но не из-за напряжения умственной деятельности и не из-за механизмов, изобретение которых не вызывало у него особых усилий, а из-за того, что рабочие плохо понимали его". Паскалю нередко самому приходилось браться за напильник и молоток или ломать голову над тем, как изменить в соответствии с квалификацией мастера сложную конструкцию.

Одной из основополагающих наук нашей планеты является физика и ее законы. Ежедневно мы пользуемся благами ученых физиков, которые уже много лет работают для того чтобы жизнь людей становилась комфортнее и лучше. Существование всего человечества построено на законах физики, хотя мы об этом и не задумываемся. Благодаря кому у нас в домах горит свет, мы можем летать на самолетах по небу и плавать по бескрайним морям и океанам. Об ученых посветивших себя науке мы и поговорим. Кто же самые известные физики, чьи работы изменили нашу жизнь навсегда. Великих физиков огромное множество в истории человечества. О семи из них мы и расскажем.

Альберт Эйнштейн (Швейцария) (1879-1955)


Альберт Эйнштейн один из величайших физиков человечества родился 14 марта 1879 года в немецком городе Ульм. Великого физика-теоретика можно назвать человеком мира, ему пришлось жить в тяжелое время для всего человечества во время двух мировых войн и часто переезжать из одной страны в другую.

Эйнштейн написал больше 350 работ по физике. Является создателем специальной (1905) и общей теории относительности(1916), принципа эквивалентности массы и энергии(1905). Разработал множество научных теорий: квантового фотоэффекта и квантовой теплоемкости. Вместе с Планком, разработал основы квантовой теории, представляющие основой современной физике. Эйнштейн имеет большое количество премий за свои труды в области науки. Венцом всех наград выступает Нобелевская премия, по физике полученная Альбертом в 1921 году.

Никола Тесла (Сербия) (1856-1943)


Родился известный физик-изобретатель в небольшой деревушке Смилян 10июля 1856 года. Работы Теслы намного опередили время, в которое жил ученый. Николу называют отцом современного электричества. Он сделал множество открытий, и изобретений получив более 300 патентов на свои творения во всех странах, где работал. Никола Тесла был не только физиком теоретиком, но и блестящим инженером, создававшим и испытывавшим свои изобретения.

Тесла открыл переменный ток, беспроводную передачу энергии, электричества, его работы привели к открытию рентгена, создал машину, которая вызывала колебания поверхности земли. Никола предсказывал наступление эры роботов, способных выполнять любую работу. Из-за своей экстравагантной манеры поведения не снискал признания при жизни, но без его работ сложно представить повседневную жизнь современного человека.

Исаак Ньютон (Англия) (1643-1727)


Один из отцов классической физики появился на свет 4 января 1643 года в городке Вулсторп в Великобритании. Являлся сначала участником, а впоследствии главой королевского общества Великобритании. Исаак сформировал и доказал главные законы механики. Обосновал движение планет Солнечной системы вокруг Солнца, а также наступление приливов и отливов. Ньютон создал фундамент для современной физической оптики. Из огромного списка работ великого ученого, физика, математика и астронома выделяются две работы одна из которых была написана в 1687 году и «Оптика» вышедшая из под пера в 1704 году. Верхом его работ является известный даже десятилетнему малышу закон всемирного тяготения.

Стивен Хокинг (Англия)


Самый известный физик современности появился на нашей планете 8 января 1942 года в Оксфорде. Образование Стивен Хокинг получал в Оксфорде и Кембридже, где и преподавал в дальнейшем, также работал в Канадском Институте теоретической физики. Главные работы его жизни связаны с квантовой гравитацией и космологией.

Хокинг исследовал теорию возникновения мира вследствие Большого взрыва. Разработал теорию исчезновения черных дыр, вследствие явления получившего в его честь название-излучение Хокинга. Считается основоположником квантовой космологии. Член старейшего научного общества, в которое входил еще Ньютон, Лондонского королевского общества на протяжении долгих лет, вступив в него в 1974 году, и считается одним из самых молодых членов принятых в общество. Всеми силами приобщает к науке современников с помощью своих книг и участвуя в телепередачах.

Мария Кюри-Склодовская(Польша, Франция)(1867-1934)


Самая известная женщина физик появилась на свет 7 ноября 1867 года в Польше. Окончила престижный университет Сорбонна, в котором изучала физику и химию, а впоследствии стала первой женщиной-преподователем в истории своей Альма-матер. Вместе со своим мужем Пьером и известным физиком Антуаном Анри Беккерелем изучали взаимодействие солей урана и солнечного света, вследствие экспериментов получили новое излучение, которое было названо радиоактивностью. За это открытие вместе со своими коллегами получила Нобелевскую премию по физике 1903 года. Мария состояла во множестве научных обществ по всему земному шару. Навсегда вошла в историю как первый человек, удостоившийся Нобелевской премии, по двум номинациям химии в 1911и физике.

Вильгельм Конрад Рентген(Германия) (1845-1923)


Рентген впервые увидел наш мир городе Леннеп, в Германии 27 марта 1845 года. Преподавал в Вюрцбургском университете, где 8 ноября 1985 года и сделал открытие, которое изменила жизнь всего человечества навсегда. Ему удалось открыть икс-излучение, впоследствии получившее название в честь ученого — рентгеновское. Его открытие стало толчком к появлению целого ряда новых течений в науке. Вильгельм Конрад вошел в история как первый обладатель Нобелевской премии по физике.

Андрей Дмитриевич Сахаров (СССР, Россия)


21 мая 1921 года родился будущий создатель водородной бомбы.Сахаров написал немало научных работ на тему элементарных частиц и космологии, по магнитной гидродинамике и астрофизике. Но главным его достижением является создание водородной бомбы. Сахаров был гениальным физиком в истории не только огромной страны СССР, но и мира.

Министерство образования Республики Башкортостан

МОУ СОШ №1 с. Аскино

Реферат на тему:

Великие ученые.

Выполнил: ученик 10 А класса

Зиязов Алмаз

Руководитель: Хакимова Ф.М.

Аскино - 2007

ПЛАН

  1. Амедео Авогадро
  2. Нильс Бор
  3. Андре Мари Ампер
  4. Даниил Бернулли
  5. Людвиг Больцман
  6. Александр Вольт
  7. Галилео Галилей
  8. Генрих Рудольф Герц
  9. Роберт Гук
  10. Николай Егорович Жуковский
  11. Шарль Огюстен Кулон
  12. Игорь Васильевич Курчатов
  13. Лев Давидович Ландау
  14. Петр Николаевич Лебедев
  15. Эмилий Христианович Ленц
  16. Михаил Васильевич Ломоносов
  17. Джеймс Клерк Максвелл
  18. Исаак Ньютон
  19. Георг Симон Ом
  20. Блез Паскаль
  21. Карл Эрнст Людвиг Планк
  22. Эрнест Резерфорд
  23. Вильгельм Конрад Рентген
  24. Александр Григорьевич Столетов
  25. Майкл Фарадей
  26. Бенджамин Франклин
  27. Константин Эдуардович Циолковский
  28. Альберт Эйнштейн
  29. Ханс Кристиан Эрстед

Талант есть способность обрести собственную судьбу.

Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?

· Баловнями судьбы?

· Борцами во имя науки?

· Учеными «сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?

· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоя­тельствам?

· Способности к наукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, как ученым-физиком?

· В детские годы надежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своем собственном мире?

· Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься дале­ко не в юные годы?

· Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?

· Предлагаемая ниже подборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий, может быть использова­на к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует, что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.

Амедео АВОГАДРО (1776-1856)

Полное его имя - Лоренцо Романо Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детей служа­щего судебного ведомства, предки которого с XII в. состоя­ли на службе католической церкви. Должность передава­лась по наследству. В двадцать лет Амедео получил ученую сте­пень доктора церковного права. Двадцатипятилетний юрист на­чал все свое свободное время посвящать физико-математи­ческим наукам.

Нильс Бор (1885-1962)

Из семьи профессора физиологии Копенгагенского университета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Это был открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старались развить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям. В школе Нильс считался способным учеником, в университете - способным студентом. Участвовал в круж­ке по обсуждению научных и философских проблем, увле­кался футболом. Братья входи­ли даже в состав национальной сборной Дании и стали знаме­ниты на всю страну до обрете­ния научной славы. Когда Нильс Бор стал Нобелевским лауреатом, датские спортив­ные газеты вышли с заголовка­ми: «Нашему вратарю дали Но­белевскую премию».

Андре Мари АМПЕР (1775-1836)

Был, что называется, поздним ребенком в семье тор­говца лионскими шелками. Ис­ключительные способности про­явились в раннем возрасте. Бы­стро выучился чтению и ариф­метике. Читал все подряд (у отца была хорошая библиоте­ка). Однажды его застали за чте­нием энциклопедии.

Что ты читаешь, Андре? -спросил отец.

Я читаю статью об аберрации, - ответил одиннадцати­летний ребенок. И изложил суть этого непростого явления.

Никогда не ходил в школу, не прошел классического кур­са обучения. Сам учил ла­тынь, потому что только так мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производится вычисление корней?» - спросил пригла­шенный учитель математики. «Нет, зато я умею интегриро­вать!» - ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученого пришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.

Даниил БЕРНУЛЛИ (1700-1782)

В шестнадцать лет получил степень магистра философии. Примерно в это же время начал изучать математику под руко­водством старшего брата (Дани­ил - представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцать один год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой, принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.

Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)

Родился в Вене. Отец - чи­новник Имперского министер­ства финансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназии считался способным и трудо­любивым. С удовольствием за­нимался музыкой. Его люби-мым.композитором был Бетхо­вен, любимым поэтом - Шил­лер. В девятнадцать лет посту­пил в Венский университет. С этого момента началась его ак­тивная научная и преподава­тельская деятельность.

Александр Вольт (1745-1827)

Родился в родовом имении, где его предки жили в течение многих веков. Родители счита­ли, что ребенок развивается не­нормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым до тех пор, пока в четырехлет­нем возрасте он не произнес свое первое слово: «Нет!» Учил­ся в школе ордена иезуитов. Бу­дучи восемнадцатилетним юно­шей, уже бойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени - пре­подобным аббатом Нолле. Рас­цвет Вольта как ученого прихо­дится на возраст сорок пять-пятьдесят лет.

Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)

Отец хотел, чтобы мальчик стал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский универси­тет. Однако семнадцатилетнему Галилею не особенно нрави­лась медицина. Он оставил уни­верситет и начал серьезно за­ниматься математикой и меха­никой. В двадцать два года он писал серьезные научные рабо­ты, например, о центре тяжес­ти тел. В двадцать пять лет он -преподаватель Пизанского уни­верситета. Должность профес­сора математики была почет­ной, но малооплачиваемой.

Генрих Рудольф ГЕРЦ (1857-1894)

В гимназии учился прекрас­но. Обожал все предметы без исключения - в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи и вытачивать фи­гурки на токарном станке. Гово­рят, что, когда Герц стал извес­тным ученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из него могбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все по­лучалось. Генрих Герц был сы­ном сенатора. Когда он родил­ся, врачи единодушно утверж­дали, что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь лет жизни.

Роберт Гук (1635-1703)

Родился в семье настоятеля церкви на острове Уайт (Анг­лия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но у мальчика было настолько сла­бое здоровье, что он не мог даже ходить в начальную шко­лу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированию различных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет - умер отец. Гук поступил учеником к одно­му лондонскому живописцу. Вскоре решил, что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краски вызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу – готовиться в университет. Изучал греческий, ла­тынь, геометрию Евклида. В во­семнадцать лет он - студент Оксфордского университета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента у химика, который и рекомендо­вал его одному молодому арис­тократу, увлеченному наукой, Роберту Бойлю.

К сожалению, не существует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: в приступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все его портреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портрет является реконструкцией обли­ка ученого по описаниям совре­менников.

Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847-1921)

В одиннадцать лет был от­правлен из Владимирского име­ния родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с 3-го класса выделялся как луч­ший ученик по алгебре, геомет­рии и естественным наукам. Трудно давались ему иностран­ные языки, особенно латынь и немецкий. Любил опыты по фи­зике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По оконча­нии гимназии собирался посту­пать в Петербургский институт инженеров путей сообщения, по стопам отца. Обучение там сто­ило дорого - семья не могла по­зволить себе такие расходы.Отец советует поступить в Мос­ковский университет, на факуль­тет математики. Шестнадцати­летнему Николаю было очень нелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже поду­мать, и серьезно, о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим челове­ком, а это так трудно: кандида­тов на имя великого так мно­го...» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.

Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)

Поступил на военную служ­бу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготов­ку. Строил оборонительные со­оружения на острове Мартини­ка. Одновременно с военной службой проводил научные ис­следования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.

Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)

Юность пришлась на годы революции и гражданской вой­ны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандо­лине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорож­ной ветки, сторожем, даже вос­питателем.

Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)

Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техни­кум, через два года закончил его. В четырнадцать лет - сту­дент Бакинского университета. Многие современные школьни­ки в этом возрасте только начи­нают знакомиться с физикой.

Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегриро­вать - в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати го­дам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать со­чинения. Постоянно были про­блемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за со­чинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скуч­ная особа».

Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)

Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помо­гает учителю физики с демонст­рацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электри­ческие приборы. Сам устанав­ливает в квартире электриче­ский звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником руши­лись. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое учили­ще (сейчас - Технический уни­верситет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пере­силивало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюблять­ся, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым чело­веком).

Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)

Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы от­правиться в трехлетнее круго­светное путешествие. Прово­дил географические исследова­ния. По их результатам в двад­цать четыре года стал адъюнк­том Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.

Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)

Родился неподалеку от горо­да Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жите­ли занимались морским промыс­лом. С десяти лет вместе с от­цом в плаваниях стал участво­вать и Михаил. Читать он научил­ся в двенадцать лет - у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказа­лась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадца­тилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латин­ской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день боль­ше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бума­гу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рас­считано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет - весь курс.

Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)

Детство его было счастли­вым. Трехлетний ребенок иссле­довал все вокруг. Как звонок ко­локольчика для вызова прислу­ги может передаваться по про­волоке в другие комнаты? За­гадка! У него были на редкость добрые, мудрые и вниматель­ные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что сло­ва: «Покажи мне, как это дела­ется», - постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он пона­чалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королев­ского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский уни­верситет, а в девятнадцать пе­решел в Кембридж.

Исаак Ньютон (1643-1727)

Родился маленьким и хи­лым, однако прожил восемьде­сят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. На­пример, сделал мельницу, коле­со которой приводила в движе­ние мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в возду­хе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фер­мером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уедине­ние молодой человек решил се­рьезно заняться наукой. В во­семнадцать лет он - студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно моло­дом возрасте. Ни разу не поки­нул пределов Англии, не выез­жал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.

Георг Симон ОМ (1787-1854)

Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значе­ние образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Ге­орг учился - сначала в гимна­зии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавше­го, что сын слишком много вни­мания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физи­кой Георг Ом стал интересо­ваться позже.

Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)

Отец разработал систему воспитания детей (в семье кро­ме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные на­уки. Он боялся, что ранняя ув­леченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.

Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)

Родился в семье профессо­ра гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепи­ано) с Эйнштейном, исполняв­шим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в стар­ших классах гимназии.

Один из преподавателей Мюнхенского университета от­говаривал Планка связывать свои интересы именно с теоре­тической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточ­нить детали.

Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)

Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь де­тей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высше­го образования, все время учил­ся на стипендии. Живой, актив­ный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университе­те играл форвардом в футболь­ной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем време­нам было довольно трудно.

В 1891 г., будучи двадцати­летним студентом, на заседа­нии Научного общества сделал доклад «Об эволюции мате­рии», где высказал совершенно революционные мысли: все ато­мы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.

Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (1845-1923)

Ученый, получивший пер­вую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикату­ру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при по­пытке сдать экзамены экстер­ном - его экзаменатором ока­зался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилет­ний молодой человек узнает о том, что в швейцарском горо­де Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослу­шатели (т.е. аттестат не обя­зателен). Туда-то он и посту­пил на машиностроительный факультет.

Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)

Родился в семье небогатого владимирского купца - владель­ца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение - любимое занятие. Пи­сал стихи, в гимназии с товари­щами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкан­том. В последние годы учебы в гимназии любимыми предмета­ми стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юно­ша стал студентом физико-математического факультета Мос­ковского университета (за ка­зенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного про­свещения»).

Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)

Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь началь­ное образование. С двенадца­ти лет начал работать разносчи­ком газет, подмастерьем в пере­плетной мастерской. Самоучка, очень много читал.


Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)

Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электриче­ству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он по­святил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся гро­моотводом, понятиями «поло­жительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на сто­долларовой купюре.

Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)

Родился в семье лесника. Кроме него - еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он ока­зался изолированным от ос­тальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слы­шал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир - книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересо­ваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шест­надцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень не­большие деньги, которые полу­чал из дома, в основном на кни­ги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учите­ля. Гениальный ученый-самоуч­ка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла стра­дать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.

Альберт Эйнштейн (1879-1955)

В детстве настолько медлен­но учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолю­бивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был оди­ноким и мечтательным ребен­ком, испытывал трудности в об­щении со сверстниками, избе­гал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из куби­ков и карточные домики высо­той до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей рели­гиозной веры, который сменил­ся периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкульту­ра. Его учитель греческого во­шел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.

Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел ми­литаризма. Отказался от немец­кого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в воз­расте семнадцати лет.

По собственным воспомина­ниям, в шестнадцать лет заду­мался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.

Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)

Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образова­ние особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парик­махера - немецкому языку, у жены парикмахера - датскому, у пастора - грамматике, исто­рии и литературе, у землеме­ра - математике. Заезжий сту­дент рассказал как-то о свой­ствах минералов. В двенад­цать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгаген­ский университет, взялся изучать все сразу: медицину, фи­зику, астрономию, филосо­фию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и про­зы». В физику Эрстед пришел позже.


Литература

1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. - М.: ОЛМА-пресс, 2000.

2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. - М.: Высшая школа, 1989.

3. Замечательные ученые. - Биб­лиотечка «Квант». 1980.

4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. - М.: Наука, 1990.

5. Они создавали физику. - М.; Бюро «Квантум», 1998.

6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.

Где мой любимый ученый? Он на много опередил время! Знал то, что не знал даже ЭйнШтейн! Добавьте Тесла!

Нико́ла Те́сла (серб. Никола Тесла; 10 июля 1856, Смиляны, Австро-Венгрия, ныне в Хорватии - 7 января 1943, Нью-Йорк, США) - американский физик, инженер, изобретатель в области электротехники и радиотехники.

Широко известен благодаря своему научно-революционному вкладу в изучение свойств электричества и магнетизма в конце XIX - начале XX веков. Патенты и теоретические работы Теслы сформировали базис для современных устройств, работающих на переменном токе, многофазовых систем и электродвигателя, позволивших совершить второй этап промышленной революции.

Современники-биографы считали Теслу «человеком, который изобрёл XX век» и «„святым заступником“ современного электричества». После демонстрации радио и победы в «Войнах токов» Тесла получил повсеместное признание как выдающийся инженер-электрик Америки. Ранние работы Теслы проложили путь современной электротехнике, его открытия раннего периода имели инновационное значение. В США по известности Тесла мог конкурировать с любым изобретателем или учёным в истории или популярной культуре.

Переменный ток

С 1889 года Тесла приступил к исследованиям токов высокой частоты и высоких напряжений. Изобрёл первые образцы электромеханических генераторов ВЧ (в том числе индукторного типа) и высокочастотный трансформатор (трансформатор Теслы, 1891), создав тем самым предпосылки для развития новой отрасли электротехники - техники ВЧ.

В ходе исследований токов высокой частоты Тесла уделял внимание и вопросам безопасности. Экспериментируя на своём теле, он изучал влияние переменных токов различной частоты и силы на человеческий организм. Многие правила, впервые разработанные Теслой вошли в современные основы техники безопасности при работе с ВЧ токами. Он обнаружил, что при частоте тока свыше 700 периодов в секунду болевое воздействие на нервные окончания прекращает восприниматься. Электротехнические аппараты, разработанные Теслой для медицинских исследований, получили широкое распространение в мире.

Эксперименты с высокочастотными токами большого напряжения (до 2 млн вольт) привели изобретателя к открытию способа очистки загрязнённых поверхностей. Аналогичное воздействие токов на кожу показало, что таким образом возможно удалять мелкую сыпь, очищать поры и убивать микробы. Данный метод используется в современной электротерапии.

Теория полей

В 1888 году Тесла (независимо от Г. Феррариса и несколько ранее его) дал строгое научное описание сути явления вращающегося магнитного поля. В том же году Тесла получил свои основные патенты на изобретение многофазных электрических машин (в том числе асинхронного электродвигателя) и системы передачи электроэнергии посредством многофазного переменного тока. С использованием двухфазной системы, которую он считал наиболее экономичной, в США был пущен ряд промышленных электроустановок, в том числе Ниагарская ГЭС (1895), крупнейшая в те годы.

Тесла одним из первых запатентовал способ надежного получения токов, которые могут быть использованы в радиосвязи. Патент U.S. Patent 447920 (англ.), выданный в США 10 марта 1891 года описывал «Метод управления дуговыми лампами» («Method of Operating Arc-Lamps»), в котором генератор переменного тока производил высокочастотные (по меркам того времени) колебания тока порядка 10 000 Гц. Запатентованной инновацией стал метод подавления звука, производимого дуговой лампой под воздействием переменного или пульсирующего тока, для чего Тесла придумал использовать частоты, находящиеся за рамками восприятия человеческого слуха. По современной классификации генератор переменного тока работал в интервале очень низких радиочастот.

Тесла демонстрирует принципы радиосвязи, 1891 г.

В 1891 г. на публичной лекции описал и продемонстрировал принципы радиосвязи. В 1893 году вплотную занялся вопросами беспроволочной связи и изобрел мачтовую антенну.

Резонанс

Катушки Тесла до сих пор используются кое-где именно для получения искусственных молний. В 1998 году инженер из Стенфорда Грег Лей продемонстрировал публике эффект «молнии по заказу», стоя в металлической клетке под гигантским контуром Тесла и управляя молниями с помощью металлической «волшебной палочки». Недавно он развернул кампанию по сбору средств на строительство еще двух «башен Тесла» где-то на юго-западе США. Проект обойдется в 6 миллионов долларов. Однако укротитель молний надеется вернуть расходы, продав установку Федеральному управлению авиации. С помощью нее авиаторы смогут изучать, что происходит с самолетами, попавшими в грозу.

Беспроводная передача энергии