Большой театр после реконструкции. Большой театр что изменилось после реконструкции. О вкусах спорят

Реставрация Большого театра

Последние годы театр переживал не лучшие времена и было время, когда само существование здания в его нынешнем виде стояло под вопросом. Было очень интересно узнать, как обстоят дела с реконструкцией и реставрацией помещений театра, поэтому я несколько раз пытался попасть туда. Наконец, мне это удалось - пресс-служба ВТБ позвала на экскурсию.

Конструкции Большого театра (стены, фундаменты, перекрытия) на всех этапах его строительства и расширения всегда содержали элементы старых строений. Первый Старый Петровский театр (1780 года) имеет большие фрагменты предыдущего строения на Петровке. Большой Петровский театр Осипа Бове (1825 год) в сценической части и других местах включал в себя конструкции стен Старого Петровского театра.

Из пресс-релиза:

За весь период проектирования было рассмотрено 9 вариантов проекта реставрации и реконструкции Большого театра: от тривиального капитального ремонта до полной реконструкции существующего здания. В результате был выбран проект, одобренный труппой театра, культурными деятелями, архитекторами и т.д.

В проект вошли: проведение научной реставрации зрительской части театра и кардинальная реконструкция сценической части с углублением подземного пространства. При этом сохраняется исторический облик здания как памятника архитектуры.

В соответствии с заданием на проектирование и решением Методсовета Министерства культуры Российской Федерации от 05.02.2004 основное здание Большого театра должно сохранить свое островное положение и привычный исторический облик. Серьезные объемные надстройки и пристройки к зданию исключаются. Допускается только реконструкция северного фасада. Восстанавливается проезд по Копьевскому переулку между северным фасадом основного здания и Домом С.А. Хомякова. Главный вход в здание сохраняется через парадную колоннаду со стороны Театральной площади. Служебный вход находится во Вспомогательном корпусе.

До реконструкции площадь основного здания составляла 30.366 кв.м. После реконструкции она будет увеличена на 42 454 кв. м и составит 72.830 кв.м. В процессе реконструкции увеличена площадь служебного корпуса с 3992 кв.м. до 6705 кв.м. Здания театра будут соединяться четырьмя подземными коридорами, площадь которых составит 380 кв.м., для этого также будут реконструированы 100 кв.м вспомогательного и 100 кв. м инженерного корпусов.

Основное здание театра имеет габариты в плане:
- наземная часть 117,45х62,30 м, включая портик, высота этажа – 2,91 – 3,02 м;
- подземная часть 151,72х77,72 м, выстоа этажа 2,80; 3,30 и 3,60 м.

Сейчас на строительной площадке каждый день работает порядка 3000 человек, их них 950 - реставраторы. Контроль хода работ осуществляется на основе представляемых генеральным подрядчиком ежедневных отчетов о выполнении месячно-суточных графиков производства работ.

Это не заводской цех, это сцена Большого театра. Стена впереди разделяет сцену и зрительный зал. На этом месте потом будет смонтирован новый противопожарный занавес, который опускают после окончания спектакля.

Я это место у сцены сфотографировал нарочно - бригады монтировщиков были разделены на две стороны: левую и правую. Вот это место для нашей стороны, здесь мы стояли перед сменой декораций во время спектакля. Теперь здесь всё другое - даже стены новые.

Сценическое пространство сверху. Поверхность сцены это, примерно, середина общей высоты помещения - над сценой 20,5 метров, под ней - 24 метра. Раньше, я помню, под сценой умещались шесть этажей с различными конструкциями.

В сценической части театр будет оснащен современным техническим оборудованием. В качестве аналогов организации сценической технологии были взяты «Ковент Гарден» в Лондоне, «Гранд Опера» и «Опера Бастиль» в Париже, «Карло Феличе» в Генуе, «Ла Скала» в Милане, «Сан Карло» в Неаполе, театральный центр в Токио.

Колокола, которые раньше стояли внизу, подняты на самый верх. Колокольный звон в «Борисе Годунове» и «Хованщине» пробирал до дрожи. Самый большой колокол весит 6.4 тонны, самый маленький - 8.7 кг.

За годы существования театра эта гипсовая лепнина в боковых вестибюлях и кольцевых коридорах переделывалась многократно - композиции зачастую состоят из кусков самого разного времени.

Вместо старых скрипучих паркетных полов, уложенных в советское время, восстановлен оригинальный каменный пол, сделанный в технике венецианской мозаики XIX века. Её рисунок сумели воссоздать на основе единственного фрагмента, обнаруженного в директорской ложе. При воссоздании узора были использованы одиннадцать сортов мрамора различных оттенков цветовой палитры.

Подземный репетиционно-концертный зал - одно из новых помещений театра. Он выходит за пределы основного здания и кончается там, где наверху сквер с фонтаном.

Белое фойе над входом в театр (16 на схеме вверху). Сюда в 1941 году во время авианалета попала авиабомба. Интерьер фойе восстановлен таким, каким он был в 1856 году. На стенах и потолке - роспись в технике «гризайль»: она выполняется в разных оттенках одного цвета и создает впечатление выпуклых лепных изображений. Снова появились большие зеркала - с их помощью Кавос увеличивал зрительный объем помещения. Вместо одной люстры со стеклянными шарами появились три хрустальных.

Те детали, которые можно было восстановить и сохранить, оставлены на своих местах - как этот замок на двери.

Большой зал императорского фойе. Теперь он называется Бетховенским. В советское время здесь проходили партсобрания коллектива театра, здесь исключали из партии Галину Вишневскую. В дальнем конце зала, справа - дверь в ложу, которой пользовался Сталин. Как большой любитель оперы, он мог приехать в театр, чтобы послушать только одну, любимую, арию. В ложе была сооружена полукруглая бетонная стена, которая надежно укрывала вождя от зрителей в зале. В театре рассказывали о специальном стуле, на котором сидел невысокого роста Сталин - внизу была сделана приступка для ног, чтобы они не висели в воздухе.

Перед коронацией императора Николая II в 1895 году во Франции были заказаны уникальные шелковые ткани для того, чтобы украсить к торжествам залы Императорского фойе. Французские мастера соткали атласную ткань цвета «раскаленного чугуна» для обивки зала и 12 шелковых панно с вышивкой многоцветной шерстью. Узор на стенах - это композиция растительного орнамента в сочетании с архитектурными деталями и элементами, в которые мастера также включили гербы Российской империи и монограмму последнего императора России.

Уникальные панно за это время сильно пострадали - монограммы и гербы в советское время вырезали ножницами, ткань постоянно страдала во время ремонтов и покраски, а в 70-е годы было принято решение отдать панно в химчистку, что нанесло непоправимый урон структуре полотна.

Восстанавливали панно в течение трех лет буквально по нитям. Для этого пришлось создать специальные инструменты и кисти, чтобы затем вручную очистить от загрязнений каждый миллиметр ткани. В результате каждая нить художественного полотна была обновлена, а утраченные нити специалисты воссоздали из материалов, идентичным тем, которые использовались в 1895 году.

Из архивных материалов известно, что лепные работы в интерьерах Большого императорского фойе выполнялись скульптурной мастерской М.Д. Кутырина. В сохранившемся договоре подряда имеется подробное описание этих работ:

«…в 2-х люнетах Императорского большого Царского фойе поставить лавровый фестон на поперечных стенах по овалу свода, отделить середину люнетов таким же фестоном и поставить лепные украшения на середину люнетов в виде картуша с инициалом их Императорских величеств, короною и орнаментами».

Хоровой зал тоже воссоздан таким, каким он был в 1856 году.

То, что ты находишься в зрительном зале Большого, становится понятно только тогда, когда поднимаешь голову и видишь знакомые фигуры на потолке. Здесь все в строительных лесах, идет работа над золочением лепнины ярусов, а в центре готовят с сборке красу и гордость - большую хрустальную люстру.

Впервые увидел этих атлантов без покрытия. Они, оказывается, из папье-маше - этого требует акустика зала, который до перестройки в советское время, славился ей на весь мир.

С момента открытия в 1856 году акустика Большого театра была напрямую связана с деревянными конструкциями и отделкой зала панелями из резонансной ели. По замыслу архитектора Альберта Кавоса, возводившего здание театра после пожара 1853 года, зрительный зал был построен по принципу музыкального инструмента: деревянные полы, деревянные панели стен, деревянные перекрытия.

Ради улучшения резонанса архитектор даже внес коррективы в инструкцию, согласно которой должны были проводиться все работы по созданию театров. Вместо того чтобы сделать, согласно этой инструкции, потолок из железа, Кавос выбрал дерево с целью избежать чрезмерного резонанса, свойственного металлу. Оригинальная конструкция плафона-деки выполненная из прямоугольных деревянных щитов, и облицовка деревом каменных стен способствовала значительному улучшению акустики Зрительного зала. Помещение стало напоминать громадный инструмент, выполненный по всем правилам музыкальной науки.

Для того, чтобы проводить в зале Большого большие официальные мероприятия, в 20-е годы он был перестроен для увеличения зрительских мест. Вместе с этим было утрачено большое количество облицовки из резонансной ели, что привело к ухудшению качества звука. Сейчас всё восстанавливается по прежней схеме, разработанной Кавосом.

На лесах, установленных вдоль балконов ярусов идет кропотливая работа по золочению декора из папье-маше. На золотой слой, которым был покрыт декор, за последующие 150 лет было наложено до 5-6 слоев позолоты, выполненных в других техниках. Во многом это было связано с тем, что предшествующие реставрационные работы зачастую проводились с несоблюдением технологического цикла. В некоторых местах золочение даже имитировалось порошком на основе медного сплава, разведенного лаком. Реставрационные работы, проводившиеся в советское время, проводились без расчистки предыдущих слоев позолоты по вновь нанесенным слоям левкаса. Все это испортило авторский слой золочения и привело к искажению рельефа декора.

Во время одной из прогулок по Риму пару лет назад я наблюдал, как работает мастер по золочению старинных вещей. В Большом все происходит похоже - только мастера кроют декор по методу «золото на полимент» (полимент - это специальный грунт ручной работы из красной мелкодисперсной глины и белка). Такой вид золочения, также называемый «русским», был практически утрачен в советское время. Мастеров, владеющих этой уникальной старинной технологией, пришлось собирать буквально по всей стране.

В позолоту идет очень тонкое и легкое золото. При золочении больших гладких поверхностей золото накладывается из книжечки целыми листами. При золочении рельефной поверхности золото «выдувается» из книжечки на специальную подушку из замши и разрезают специальным золотарным ножом на отдельные части.

При первом прикосновении золото прилипает к пальцам. Поэтому используется специальный инструмент - лампемзель (веерообразная кисть, изготовленная из беличьего хвоста). Перед тем как брать золото на лампемзель два-три раза проводят веером по масляной пластине для того, чтобы на нем появился незначительный жирный налет. После этого веер прикладывают к листу золота и переносят на то место, где должна быть позолота.

От веера золото пристает к полименту, подмоченному водкой. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. Поэтому листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом несколько миллиметров. Листки золота тщательно «притыкают» беличьей короткой кисточкой, особенно в местах углублений.

Полировку золота производят спустя 2-3 часа после золочения. Места золочения разглаживают до блеска агатом или сердоликом - хорошо отшлифованным камнем в форме лопаточки от одного до трех сантиметров ширины. Это делается для того, чтобы придать золоту яркий блеск.

Раньше золото полировали медвежьим, кабаньим или волчьим клыков, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата или сердолика в форме крючков) напоминает клык. Агаты вставляются в металлические трубки и насаживаются на черенки примерно в палец толщиной, несколько длинней карандаша. При полировке, плавно надавливая на агатовую лопаточку, выравнивают мелкие дефекты на сусальном золоте.

Вот так выглядит сейчас зрительный зал с верхнего яруса.

Пока меня водили по театру, специалисты готовились испытывать недавно отреставрированную и собранную заново Главную люстру, освещающую зрительный зал.

Диаметр этого трехъярусного сооружения составляет 6,5 метра, а высота – 8,5 метра. Вес стального каркаса с латунными элементами - около 1860 кг. Вместе с хрустальными элементами люстра весит около 2,3 тонн.

Для украшения люстры в 1863 году было изготовлено 15 тысяч хрустальных подвесок, весом более 260 кг. Однако за время эксплуатации значительная часть хрустального убранства была повреждена и утрачена. Когда в 2006 году началась реставрация люстры, из 24 тысяч хрустальных элементов реставраторам пришлось восстанавливать более 13,5 тысяч деталей.

При реставрации каркаса пришлось полностью расчистить сохранившуюся позолоту и нанести её заново.

В XIX веке люстра была газовой - в конструкции до сих пор сохранились трубки и вентили.

Специалисты готовились к динамическим и весовым испытаниям различных элементов люстры.

Украшение фасада театра - квадрига Аполлона - тоже пострадала при взрыве бомбы в 1941 году. При обследовании в 2007 году на поверхностях скульптур были обнаружены многочисленные трещины, вмятины, заплаты из меди. Реставрация скульптурной группы началась осенью 2009 года сразу после установки здания театра на новый фундамент.

В первую очередь были восстановлены конструкции подиума, проведена реконструкция кирпичной кладки в местах опоры балок, выполнены работы по защите поверхностей скульптурных композиций от коррозии. В феврале 2010 года реставраторы приступили к работам по восстановлению скульптурной группы. Через два месяца фигуре античного бога были возвращены утраченные детали (в т.ч. тот самый фиговый листок).

После восстановления скульптуры Аполлона мастера выполнили реставрацию колесницы, фигур коней и опорных узлов крепления скульптур. Обновленная квадрига покрыта несколькими слоями специального защитного состава.

Со знаменитыми колоннами фасада театра дело тоже обстояло весьма печально. Они сделаны из известняка и, чтобы защитить камень от влаги, их ставили на берестяные подкладки. Береста с течением времени истлела и влага из земли стала проникать в камень колонн.

От выступающей на поверхность соли стали появляться большие черные пятна (на старых фотографиях здания театра они хорошо видны). Реставраторам нужно было постараться привести камень в исходное состояние, обессолив его.

Очищать белый камень реставраторы начали еще с конца марта 2010 года. Для понижения солей на поверхность колонн накладывали специальные составы из целлюлозы и глины, оборачивая их на полторы – две недели пленкой - делали такие своеобразные компрессы. Контроль над состоянием известняка будет осуществляться теперь постоянно.

Были заново изготовлены и торшерные фонари, которые тоже сильно пострадали. Исследование, кстати, показало, что большая часть из них являлась неточными копиями оригинальных фонарей Кавоса.

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь — там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака! После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор — в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та!

Большому театру этой весной не позавидуешь. Посмотришь телевизор, послушаешь, почитаешь - там сплошные скандалы и преступления. Будто в театре и спектаклей нет никаких, и репетиции не идут весь день, а премьера за премьерой опускаются на сцену прямо с нежного облака!

После реконструкции старой, исторической сцены Большого театра было много нареканий. Они продолжаются и до сих пор - в частности, одно из самых существенных: акустика стала не та! Фраза эта, особенно из уст «знатоков», не отличающих трубу от скрипки, вызывает такое раздражение, что Большой, проигрывающий одну информационную битву за другой, решил наконец подробно рассказать хотя бы об акустике - какая она была и как ее восстановили. Благо, сейчас в Москве находится главный инженер фирмы «Мюллер-ББМ» Юрген Райнхольд, занимавшейся возрождением звукового облика великого зала.

Главный дирижер театра Василий Синайский даже ворчал: «Немцы работали очень много, педантично до занудства, утрами, вечерами, в выходные - по понедельникам. Часто для тестирования приглашали меня, артистов. Юрген слушал и говорил: «Мне не нравится», - и мы снова встречались через неделю. Он делал записи, увозил с собой, их изучали, и он снова возвращался в Москву».

Акустикой Большого театра занималась немецкая компания, созданная после войны с целью восстановить разрушенные театры и концертные залы Германии. Юрген Райнхольд рассказывает, что 80 процентов зала не нуждалось в какой-либо переделке: прекрасная акустика заложена уже в самой конфигурации зала. Архитектор Альберт Кавос в свое время соорудил - если смотреть сверху - огромную деревянную скрипку, в которую вложен зал. Даже потолок, который предписывалось изготовить из железа, рискнул построить деревянный, чтобы избежать особого резонанса, свойственного металлу.

Большой театр звучит по-особому благодаря панелям из резонансной ели - акустически отзывчивого дерева. Сейчас все панели, с годами частично утраченные, восстановлены.

Нужную ель найти было не просто: ей должно быть 100-120 лет, она должна быть строго вертикальна, симметрична, иметь островершинную крону, 5-6 метровый цилиндрический фрагмент должен быть без сучков и повреждений.

Юрген Райнхольд восстанавливал акустику оперных театров Ля Фениче в Венеции, Сан-Карло в Неаполе (старейшего в Европе); налаживал ее в новой Мариинке-2.

Что было сделано в Большом?

«В первую очередь мы увеличили оркестровую яму. Отодвинули вглубь назад с пяти до семи метров - рампа теперь там, где обозначил Кавос, - рассказывает Райнхорд. - Во-вторых, изменили наклон пола в партере. Он был невелик для такого громадного зала - всего 56 см. Из-за этого уже в третьем-четвертом рядах зрителям приходилось выглядывать из-за голов. А есть неписаное правило: если плохо видно, значит, и звука поступает меньше. Высоту сцены мы подняли на метр, опустив переднюю часть партера, потому что надо было сохранить уровень при входе в зал. Удалили бетон, залитый под полом партера. Пол здесь классический деревянный - как во всех оперных театрах и концертных залах. Если подпрыгнуть - все ощущают сильную вибрацию. Вот так же зритель чувствует вибрацию ногами на фортиссимо или при звуке литавр в оркестровой яме. На балконах сохранены все декоративные элементы Они из папье-маше. Акустически папье-маше превосходно, так как не имеет пор. А после покрытия золотом становится отличной поверхностью для отражения звука. Под стульями находятся круглые зарешеченные отверстия. Здесь была очень несовременная вентиляция. Теперь в районе 9-10 рядов под залом расположено полое пространство высотой 1,5 м, а в конце зала - 2,5 м; в нем накапливается подаваемый воздух. Сейчас я приезжаю в Москву раз в два-три месяца - убедиться, что оркестр правильно использует мобильные элементы. Ведь оркестровая яма может раздвигаться, подниматься и опускаться; там есть небольшие панели, которые в зависимости от угла поворота отражают или поглощают звук. А под ней мы восстановили полость - большую деревянную полубочку глубиной 2,5 метра. Это был утраченный элемент. Но он известен нам по старинным театрам Италии».

Василий Синайский настаивает, что само понятие «акустика зала» - понятие эфемерное. Рассказывает, что когда готовились к первому концерту-открытию исторической сцены, была одна акустика, а сейчас уже все звучит по-другому. «Это зависит и от характера и положения декораций, и от рассадки оркестра. В Моцарте важны легкие духовые, аккомпанемент; в Рихарде Штраусе - плотное звучание медных».

Журналистам дали послушать выступления солистов с разных рядов из партера и с четвертого яруса. Нет, не придерешься, слышно отлично. Но вопросы начались сразу.

- Говорят, что на сцене есть подзвучка.

Ю.Райнхольд: Такая делается во всем мире. На сцене же очень много кулис, декораций, исполнители часто стоят в глубине сцены. Но звук идет не в зал - а на сцену. Чтобы артисты слышали оркестр, могли петь в ансамбле.

- Много говорят о «звуковых ямах» в партере. Это какие места?

В.Синайский: Еще до переделки многие солисты жаловались, что где-то их не слышно. Говорят, Нэлепп, Масленникова отмечали на сцене крестиком место, откуда лучше петь. Вроде бы лучше всего слышно в четвертом ярусе. В партере первые ряды всегда заметно уступают по звучанию средним, ложам, бельэтажу. Но совсем провальных по звучанию мест в зале нет.

- Можно ли сравнить акустику Мариинки-2 и Большого?

Ю.Райнхольд: «Нет. В Большом были иные задачи. Во всех исторических театрах короткая реверберация, так как в них много драпировок. Уберите портьеры - и здесь будет гулко, как в храме. А в Мариинке с самого начала все строилось по современным понятиям, там более длительная реверберация.

- До реконструкции Большой по акустике был на 55 месте в мире. А сейчас?

Ю.Райнхольд: «В двадцатку точно входит. Что я знаю точно - акустические условия здесь лучше, чем в Ла Скала. Главный дирижер Даниэль Баренбойм и его директор Стефан Лисснер, привезя театр сюда на гастроли, проверяли акустику в зале и оба сказали: «Великолепно!» Мне очень жаль, что об акустике Большого судят чаще всего непрофессионалы.

- А где, по-вашему, в Большом лучше слушать оперу?

Ю.Райнхольд: Наверху. К тому же вместо одного билета купите пять и еще прихватите с собой друзей!

Восстановлена по чудом сохранившемуся образцу, обнаруженному в директорской ложе. Раньше весь пол театра был покрыт такой мозаикой — очень сложная в ремонте, сделанная в XIX веке из известняка, в середине XX века она пришла в негодность, поэтому от нее решили избавиться. Нынешняя состоит из двенадцати видов гранита.

Метлахская плитка

Благодаря тому, что в лестничных пролетах фойе сохранилась именная плитка Villeroy & Boch, реставраторам оставалось только заказать недостающую плитку на том же заводе в немецком городе Метлахе, на котором она изготавливалась в XIX веке.

Музы

Скульптуры на фасаде театра примерно повторяют те, что украшали его в конце XIX века. В советские времена тут стояли гипсовые музы работы скульпторов Рукавишникова и Кольцова.

1. Зал


Восстановлена акустика, почти полностью загубленная в XX веке. За звук теперь отвечают: воздушная подушка под зрительным залом (ее залили цементом при строительстве метро), панели из резонансной ели, которые в советские времена почти полностью заменили фанерой, мебельная обивка и лепнина из папье-маше. Папье-маше варили по архивному рецепту в старых чанах, обнаруженных на одном из алтайских заводов.

2. Мебель


Кресел в зрительном зале стало меньше — вместо 2185 теперь их 1740, как было в конце XIX века. Кресла по рисунку один в один повторяют прежние, обивка пропитана специальным составом, необходимым для правильной акустики. Каждый отдельно взятый стул проходил акустические испытания. Кроме того, в зале появилось несколько мобильных рядов, трансформирующихся в места для инвалидов.

3. Оркестровая яма


Вместо 100 музыкантов теперь вмещает 137. В зависимости от нужд оркестра размеры ямы могут увеличиваться или уменьшаться, появилась возможность рассаживать музыкантов вровень со зрительным залом.

4. Занавес

Восстановлен Главный занавес, созданный по эскизам главного художника Большого театра до 50-х годов Федоровского. Главный занавес — он же Золотой, соткан в Италии из гобелена, имитирующего шелк, с использованием золотых нитей. Вместо советской символики теперь на нем вышито слово «Россия». Открывается вверх, вбок и по диагонали. Второй занавес «Въезд Минина и Пожарского в Москву» — копия того, что появился в Большом театре после пожара в 1856 году. Полотно для него соткали в Пензенской области мастерицы Сурского комбината технических сукон.

5. Императорское фойе


Большой зал Императорского фойе — бывшее Бетховенское фойе, знаменитое своими настенными шелковыми панно, изготовленными к коронации Николя II. Начиная с 1920-х годов панно постепенно приходили в негодность: сначала из них ножницами были вырезаны вытканные шерстью гербы Российской империи, а в 70-х ткани сдали в химчистку, после чего они окончательно испортились. Восстанавливали панно несколько лет на жаккардовых ручных станках, сделанных по образцу прошлого века в московской научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани».

6. Главное фойе


Восстановлены яркие росписи на потолке и стенах, воссозданы вазы, исчезнувшие в советские времена с балюстрад зала. Фойе открывали к коронации Николая II, и изначально этот зал было одним из самых нарядных в театре. Все изменилось после переезда столицы из Петрограда в Москву — Большой театр стал главной площадкой для политических съездов и выступлений. Постоянная загруженность зала мешала реставраторам сделать полноценный ремонт, и все закончилось тем, что зеркала, обрамленные листовым золотом, убрали, а росписи под розовый мрамор и цветной потолок закрасили белой краской. После этого фойе долгие годы называлось Белым.

7. Подземный зал


Новое пространство на 300 человек, состоящее из трех мобильных платформ, может опускаться или подниматься, из площадок может складываться амфитеатр или концертный зал. Его будут использовать для спектаклей, концертов, приемов и репетиций. Красивые стеклянные домики, появившиеся на площади между фонтаном и театром, — выходы из этого зала.

8. Буфет


Буфеты теперь расположены на минус первом уровне, где появился новый зал-трансформер на 300 человек, и на 4-м ярусе — в огромном пространстве от окна до окна. Раньше здесь было небольшое квадратное фойе, а по бокам его — балетные залы. Говорят, что в буфет иногда забегали балерины в пачках. В буфетах есть пандусы для инвалидных колясок. Чем будут кормить — пока непонятно.

Трансляцию церемонии открытия можно будет увидеть 28 октября в 19.00 на канале «Россия» по телевизору или на канале театра на YouTube Билетов на спектакли, проходящие на Основной сцене, до конца года нет.

Приобрести билетик, сопоставимый по стоимости с однокомнатной квартирой в Москве, запросто можно было в интернет-магазинах. В Минкульте пообещали разобраться с ситуацией, однако можно предположить, что некоторые билеты действительно ушли из администрации президента перекупщикам и попали в руки поклонников искусства с тугим кошельком. Таким образом, на открытии Большого стоит ожидать представителей госорганов, а также состоятельных бизнесменов.

Лужкова забыли

В эфире РСН представитель генподрядчика реконструкции и реставрации Большого театра Михаил Сидоров рассказал о политиках, которые помогали в сложных строительных работах. По словам М.Сидорова, в первую очередь это Д.Медведев, который в 2009г. принял решение взять стройку под свой контроль. Также театру помог и первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, который, в отличие от Ю.Лужкова, не "устраивал политическое шоу на тех совещаниях, которые он проводил в районе Большого театра", отметил М.Сидоров.

Таким образом, бывший мэр Москвы , ставший свидетелем по уголовному делу о хищении средств из Банка Москвы и на этой почве рассорившийся с администрацией президента, вряд ли окажется среди приглашенных на открытие гостей. Отметим, что Ю.Лужков долгое время лично контролировал ход работ и участвовал в совещаниях попечительского совета Большого.

Уголовная песня

Стоимость реконструкции Большого театра обошлась более чем в 20 млрд руб. Такие данные приводил ранее министр культуры Александр Авдеев. Накануне стало известно, что государство вложило в проект 24,2 млрд руб., причем 11 млрд было потрачено за все годы строек, а еще 11 млрд – на механизацию. Таким образом, стоимость проекта превысила смету более чем в два раза (в 2005г. называли "скромную" цифру в 11,94 млрд руб.).

Как известно, где большие деньги, там и большие склоки, и Большому театру по статусу было положено попасть и в уголовные и новостные сводки. Первый скандал разразился в феврале 2006г., когда Ю.Лужков покинул пост сопредседателя попечительского совета Большого театра, возмущенный концепцией реконструкции и бюджетом проекта. Весной 2006г. стало очевидно, что сроки реконструкции будут отложены с осени 2008г. на более позднее время (назывался 2009г.)

В ноябре 2008г. министр культуры А.Авдеев на закрытом совещании сообщил, что реконструкция будет завершена к концу 2010 - началу 2011гг., и назвал четыре причины: слабый руководитель проекта, неэффективная схема взаимодействия фирм – участниц проекта, отсутствие взаимодействия с правительством Москвы и разноскоростной темп исполнения различных видов работ. Новым руководителем проекта был назначен Яков Саркисов.

В мае 2009г. президент Д.Медведев распорядился создать межведомственную рабочую группу по вопросам осуществления второй очереди реконструкции, реставрации и техоснащения комплекса зданий ГАБТ, в обязанности которой входили вопросы контроля за осуществлением деятельности подрядчика. В июле 2009г. экс-мэр обрушился с критикой на подрядчика, выразив тревогу сроками окончания работ. В свою очередь Счетная палата пожаловалась на дороговизну строительных работ. Вскоре Ю.Лужков объявил, что столичные власти намерены завершить работы к октябрю 2011г. Затем подрядчик сменился, и одновременно со сменой строителей в сентябре 2009г. было возбуждено уголовное дело по факту необоснованного расходования денежных средств, выделенных на реставрацию театра.

Следователями было установлено, что с момента заключения контракта в 2003г. по 2009г. дирекция театра трижды оплачивала "Курортпроекту" одни и те же работы, касавшиеся основного здания Большого театра. В частности, первоначально было выплачено 98,048 миллиона рублей (из них 58,362 - за подготовку рабочей документации), затем на основании дополнительных соглашений - около 362,170 миллиона (в том числе около 26,250 миллиона - за подготовку документации), и затем более 497,870 миллиона рублей - за подготовку рабочей документации. Чем закончилась уголовная эпопея, неизвестно.

Профанация или реконструкция?

Незадолго до открытия стены Большого театра продолжали сотрясать скандалы. За месяц до открытия, когда Большой уже был якобы отремонтирован и реконструирован, Д.Медведев побывал на репетиции "Спящей красавицы", и заявил, что "строители сделали все здорово".

Однако сразу после визита главы государства премьер Большого театра Николай Цискаридзе заявил в эфире одного из телеканалов, что реконструкция театра еще не закончена, а артистов готовили к встрече с президентом, заявив, что "если кто-то откроет рот и что-то скажет, это будет иметь страшные последствия". Руководитель Большого Сергей Филин вынужден был оправдываться перед журналистами. Он опроверг заявления Н.Цискаридзе о незаконченности реконструкции и добавил, что никакой специальной подготовки артистов перед визитом президента не проводилось.

Однако артист не остановился и продолжил критическую тираду в адрес театра. Накануне Н.Цискаридзе сообщил, что любой зритель теперь запросто может увидеть, что вместо старинной лепнины в Большом – пластмасса или папье-маше, наклеенные на клей ПВА и покрашенные золотой краской, которые запросто можно отодрать и унести с собой. Кроме того, в здании не осталось ни одного бронзового канделябра, ни бронзовых ручек на дверях, а вместо бронзы якобы железяка, подкрашенная золотой краской. Наконец, артист заявил, что репетиционные залы теперь настолько низкие, что балерину нельзя будет поднять: она сразу ударится о потолок. Отметим, что представители движения "Архнадзор" также критически отозвались о проведенных работах.

Отметим, что ранее и в самом театре рассказывали о том, как ведется реконструкция. Так, в апреле 2006г. Геральдический совет при президенте Российской Федерации поддержал предложение Роскультуры о замене в ходе реконструкции ГАБТ России барельефов Государственного герба СССР на барельефы исторического герба России 1856г. В итоге барельефы были заменены на фасаде здания и над центральной царской ложей. Гербы СССР отправили на музейное хранение. О реакции коммунистов на этот шаг ничего не известно.

Шум и ярость: подземное эхо к искусству глухо

В ноябре 2011г. москворецкую линию московского метро закроют на несколько дней на участке между станциями "Новокузнецкая" и "Белорусская". Поезда временно перестанут ходить на этом отрезке, поскольку специалисты собираются улучшить звукоизоляцию подземного зала Большого театра.

На путях предполагается установить резиновые маты и амортизирующие подкладки. Это поможет обеспечить дополнительную защиту театрального зала от шума и вибрации. Расстояние между станцией "Театральная" и залом – всего 40 метров.

Ожидается, что в подземном зале будут проходить все камерные концерты, а также репетиции хора Большого театра. По его словам, в зале уже сейчас стоит идеальная тишина, в частности, он изолирован от основной сцены, однако строители решили выполнить все рекомендации немецких акустиков.

Предполагается, что участок от "Новокузнецкой" до "Белорусской" будут закрывать в выходные - 19-20 ноября и 26-27 ноября. Пассажиры смогут добраться до нужной станции на автобусах, которые метрополитен введет на время работ.

Музыкальная ясность, время прихода первых и энергия боковых отражений, громкость, уровень звукопоглощения… Только специалисты знают, по каким критериям оценивается акустика концертного или театрального зала, и как сложно добиться превосходного звучания. Продолжаются споры об акустике Большого театра после реставрации. Сегодня там провели эксклюзивную "акустическую" экскурсию для журналистов, чтобы они во всех тонкостях изучили этот непростой вопрос. Рассказывают .

Акустика - дело тонкое. Главный дирижер Большого театра Василий Синайский формулирует еще острее.

"Сама по себе акустика - понятие эфемерное и абстрактное", - говорит он.

Такое же эфемерное и абстрактное, как скрипка Страдивари. В руках мастера она поет, но может издавать анти-музыкальные звуки, если попадает к неумелому скрипачу.

Над акустикой Большого работали специалисты из Германии. Юрген Райнхольд рассказал, что они стремились максимально приблизить ситуацию к первоначальной, созданной еще Альбертом Кавосом. Из-под пола в зрительном зале убрали бетонную подушку и восстановили полое пространство. Увеличили наклон пола в партере, увеличили размер оркестровой ямы. А лепнину сделали из папье-маше, материала несколько неожиданного, но благоприятного для хорошего звука. Для инженеров качество акустики выражается в цифрах. Самый важный параметр - время реверберации - продолжительность отзвука.

"До реставрации в пустом зале с массивными декорациями "Бориса Годунова" время реверберации было 1,35 секунды. В 2012 в тех же декорациях оно увеличилась до полутора секунд. Вчера мы замеряли с легкими декорациями "Лебединого озера", время реверберации составило 1,6. Для исторического театра это очень хорошие показатели. Для сравнения в Ла Скала в подобной ситуации получили бы всего лишь 1,2 секунды", - поясняет Юрген Райнхольд.

Поначалу у музыкантов и слушателей претензии к акустике были, однако в последнее время она стала лучше. Музыканты адаптировались к новой звуковой ситуации.

"Мы с оркестром провели несколько специальных встреч, по-разному сажали оркестр. Сейчас после споров, размышлений, рассуждений… Хотя для каждой оперы - разные стили - требуется своя акустика, своя посадка оркестра", - замечает Василий Синайский.

Именно поэтому оркестровая яма может подниматься целиком и по частям. Легкий моцартовский оркестр лучше поднять, а мощный вагнеровский - разместить поглубже в яме.

И напоследок совет зрителям. Если вы можете позволить себе билет в партер, старайтесь не попасть в первый ряд со стороны тромбонов. Можете не услышать солиста. Зато обладатели билетов на самую галерку в проигрыше не останутся. Но им следует запастись полевыми биноклями.

Новости культуры