«Бурановские бабушки»: кто они? История создания Бурановские бабушки сколько их


Бураново, где живут "Бурановские бабушки", небольшое село в Удмуртии, в 30 км от столицы – Ижевска.

"Бабушки" на репетициях и при журналистах общаются между собой только на удмуртском, но обещают начать учить с апреля английский язык, пишет "Комсомольская правда".

С апреля же численность жителей Бураново с 650 вырастет еще на несколько десятков человек: приедут репетиторы, хореографы, постановщики номера из Москвы. Продюсеры решили не дергать "бабушек", чтобы не ставить под удар их здоровье. Все-таки средний возраст коллектива 66 лет.

Галина Николаевна Конева, 73 года - "мама коллектива" - живет в деревянном доме одна. Воду носит на коромысле. Готовит еду в печке. Большая комната – гостиная, тут стоит телевизор, накрытый белой салфеточкой, диван и кресло. И спальня, скрытая от посторонних глаз занавеской. На полу - связанные вручную коврики, на окнах – расшитые цветами занавески. Она всю жизнь проработала воспитательницей в детском саду.

Ольга Николаевна Туктарева, 43 года - самая главная и самая суровая участница коллектива. Именно ей принадлежит идея создания "Бурановских бабушек". По жизни директор дома культуры, в душе - массовик-затейник.

Наталья Яковлевна Пугачева, 76 лет - самая старшая и самая маленькая участница коллектива. Именно она главная звездочка "Бурановских бабушек". И танцует, и поет.

Екатерина Семеновна Шкляева, 74 года – самая спокойная и послушная певица. Готовит самую вкусную квашеную капусту. В коллективе равняются именно на нее. Она камертон "Бурановских бабушек".

Валентина Семеновна Пятченко, 74 года - филолог "Бурановских бабушек". В конце 90-х годов потеряла руку, работая на циркулярке. Перед выходом на сцену надевает протез. Но при этом помощи ни в чем не просит. Сама одевает сценический наряд, сама огород садит и по дому работает. Делает самое вкусное варенье из тыквы и кабачков.

Алевтина Геннадьевна Бегишева, 53 года – хозяюшка "Бурановских бабушек". Всю жизнь проработала бухгалтером, поэтому следит за порядком в коллективе. Именно благодаря ее способностям получилось собрать многие костюмы для певиц. Руководит музеем в Бураново. А ее муж смастерил лапти из липы для всех участниц коллектива.

Граня Ивановна Байсарова, 62 года, любит мастерить руками. В молодости дома строила, а после переезда в Бураново работала дояркой.

Зоя Сергеевна Дородова, 71 год. - главный повар коллектива. Если нужно обед во время гастролей приготовить, то все обязанности возлагают на нее.

У каждой "бабушки" есть маленькое хозяйство. Коза, с десяток кур, у кого свинья, у кого кролики. Всех коз зовут одинаково - Милка.

Костюмам, в которых выступают "бабушки", около века. По крайней мере, большей их части. Нашли их дома в сундуках, часть взяли из музея в Бураново. Основная часть костюма: платье или рубаха. Они сшиты вручную, а полотно соткано на старинных ткацких станках. Надевали такой наряд исключительно по праздникам.

Узоры на рукавах и подолах тоже не просто украшение. Каждый из них значит что-то. Лейтмотив - оберег от злых удмуртских духов, в которых верят испокон веков.

Сверху платья – нагрудник. Очень похож на современный фартук. И сделан уже нынешними бурановскими мастерами.

На ногах: лапти и чулки - уже современные атрибуты. Обувь для "Бурановских бабушек" мастерит муж одной из певиц - Илья Бегишев.

Украшения на шее – монисто – сделаны из серебряных монет. Некоторые из них датируются екатерининской эпохой.

Российский коллектив "Бурановские бабушки", средний возраст которых - 66 лет, выступит в первом полуфинале "Евровидения-2012" в Баку 22 мая.

Примерно в 30 километрах от Ижевска между холмами спряталась небольшая деревушка Бураново, где живут 670 человек.

8 из них в субботу выступят в Баку на финале "Евровидения". Им предстоит защищать честь России в этом престижном конкурсе.

"Бурановские бабушки" всю свою жизнь, а кто-то большую ее часть, прожили в Буранове. Пели, как говорят, сколько себя помнят. Состав под звездным названием образовался сравнительно недавно, в 2000 году. Запели Цоя и Гребенщикова на удмуртском, затем - песни из репертуара Beatles, Eagles и получили признание всей страны.

Собственно, главный секрет успеха "Бурановских бабушек" - их самобытность, искренность и чистота образов - виден, что называется, невооруженным глазом. Какие артистки на сцене, такие они и в жизни - простые, добрые и настоящие.

Накануне самых ответственных выступлений в карьере "Бурановских бабушек" корреспонденты "РГ" побывали в гостях у певиц, расспросили их о быте, семьях и увлечениях.

Гостеприимные бабушки (о некоторых из них "РГ-Неделя" рассказала в номере от 22 марта нынешнего года) охотно выступили в роли интервьюируемых и поведали о себе все секреты.

Многодетная мама поет, вышивает и вяжет

Граня Ивановна Байсарова родилась 12 июня 1949 года. По профессии - штукатур-маляр, плиточница. После окончания училища некоторое время проработала на Ижевском машзаводе.

Мы всегда любили петь. Когда работали малярами, песни горланили на весь подъезд, в котором делали ремонт! - вспоминает Граня Ивановна и добавляет: - Сейчас уж так, наверное, не поют.

В 1976 году с семьей переехала в Бураново, где 20 лет работала дояркой. Был у Грани Ивановны большой перерыв в творчестве, когда два сына один за другим ушли служить в армию, в Чечню. Вернулись они целы и невредимы, и мама снова запела.

Мастерица на все руки - вяжет, вышивает, плетет. У нее всегда с собой пряжа и спицы. Почти всем бабушкам вяжет цветные чулки для выступлений.

Воспитала шестерых детей, подрастают восемь внуков и правнучка.

Лапти от Бегишевых

Всю жизнь работала бухгалтером в бурановском совхозе. После ухода из совхоза создала музей в местном Доме культуры. Хоть музей и неофициальный, Алевтина Геннадьевна ведет учет всех экспонатов, которые собирает сама и с помощью односельчан. Такой уж характер - во всем должен быть порядок.

Один мальчик принес старинный утюг, - рассказывает Алевтина Бегишева, - думал, мы ему денег дадим, а когда узнал, что денег у ДК нет, очень расстроился, но обратно утюг не забрал. А один мужчина принес трехкилограммовый зуб мамонта. Хоть к старинному быту он отношения не имеет, но номер я ему присвоила и всем показываю.

А еще муж Алевтины Геннадьевны плетет лапти для всего коллектива. Бегишевы вырастили троих детей.

Повар на всю команду

Зоя Сергеевна Дородова родилась 15 апреля 1940 года в Буранове. Работала пекарем в бурановской пекарне. Вышла замуж и уехала в село Бабино (тоже в Удмуртии). Там работала поваром и заведующей школьной столовой. После смерти мужа вернулась в Бураново и до пенсии проработала поваром в столовой геологов.

Самая степенная и немногословная участница коллектива. В поездках всегда готовит обед на всех. В Буранове живет с дочерью и двумя внуками.

Генератор идей

Галина Николаевна Конева родилась 15 октября 1938 года. Окончила Сарапульское дошкольное педучилище. Несколько лет трудилась в детском доме. Вернулась в родную деревню и больше не смогла уехать - затянул детский сад. До 60 лет проработала воспитателем. Потом нехотя ушла на пенсию и нашла себе новые увлечения: стала шить наряды для кукол, взяла на себя роль "старшей" по деревне. Вспоминает, как пару лет назад в деревне чуть не открыли "ночной клуб". Имея четкую воспитательную идею и силу духа, Галина Николаевна добилась запрета открытия кафе.

Мы лучше храм построим, это важно для воспитания подрастающего поколения. Не надо нам никаких кафе, чтобы народ спаивать! Пусть молодежь Богу молится, - говорит Конева. Галина Николаевна - стержень коллектива и генератор идей. Воспитала троих детей, подросли восемь внуков и уже два правнука.

Самая старшая разводит "слесарок"

Наталье Яковлевне Пугачевой, самой старшей из "Бурановских бабушек", в этом году исполнится 77 лет. Родилась она 28 ноября 1935 года неподалеку от Буранова, в деревне Чутожмон (дословно переводится с удмуртского как "я пришел с войны хромой"). Успела окончить только первый класс школы, как началась война. Потом было уже не до учебы. Всю жизнь проработала в бурановском колхозе. Наталья-апай (в переводе с удмуртского - бабушка Наталья), как называют ее в коллективе, очень любит домашнюю животинку и цветы. Сейчас они с мужем держат корову и разводят кур с цесарками, которых Наталья Яковлевна называет "мои слесарки".

Наталья Пугачева отлично стряпает. На ее столе всегда изумительные пироги, перепечи и печенье. Обладает удивительным чувством юмора, всегда улыбчива и подвижна.

Четверо детей, трое внуков и шесть правнуков.

Камертон для ансамбля

Екатерина Семеновна Шкляева родилась второго ноября 1937 года неподалеку от Буранова в деревне, которой уже нет. Доучилась только до 4-го класса, так как пришлось стать старшей для братьев и сестер, когда тяжело заболела мать, а отца забрали на фронт.

Потом работала на Ижевском механическом заводе, штукатуром-маляром на стройке в Пермской области. Через 6 лет, когда скончался муж, приехала обратно в Бураново.

В коллективе по ней сверяют тональность.

Воспитала троих детей, подрастают пять внуков и один правнук.

Одной левой

Валентина Семеновна Пятченко родилась 21 октября 1937 года в Буранове. Окончила восьмилетку и уехала в Сарапул учиться на швею. Окончив училище, продолжила учебу в Удмуртском педагогическом институте. Получила филологическое образование, вышла замуж и уехала в Красноводск, куда мужа-военного определили по назначению.

После развода вернулась в Бураново с двумя сыновьями, один из которых в 17 лет погиб.

Валентина Семеновна потеряла правую руку, работая на циркулярной пиле (на сцену она выходит с протезом). Тем не менее она отлично справляется по хозяйству и с одной рукой: перекапывает огород, собирает ягоды, варит вкуснейшее варенье и даже шьет на швейной машинке. Раньше платья для коллектива шила именно она.

Особенная гордость Валентины Пятченко - клубничная "плантация": ягод хватает и на продажу, и на варенье, которое она изготавливает в огромных количествах и раздает всем городским друзьям, коллегам, родственникам.

У Валентины Семеновны сын и двое внуков.

Режиссер успеха

Ольга Николаевна Туктарева - художественный руководитель "Бурановских бабушек", директор Бурановского дома культуры, автор переводов песен на удмуртский язык.

Она родилась 26 апреля 1968 года в деревне Пуро-Можга неподалеку от Буранова. Окончила Пермский институт культуры. Причем, когда приехала поступать, очень плохо разговаривала по-русски. Учиться решила на режиссера, даже не зная, что означает это слово.

Мне предложили поступать на методиста, библиотекаря и режиссера. Я выбрала последнее - мне слово уж очень понравилось! - рассказала Ольга Туктарева.

Ее главное увлечение, кроме ансамбля "Бурановские бабушки", - детская театральная студия, которую Ольга Николаевна организовала в местном Доме культуры. В ДК худрук практически днюет и ночует. А муж в это время занимается теплицами и уже в апреле потчует все семейство свежими огурцами. Супруги воспитывают двоих детей.

Фольклорный коллектив из Малопургинского района Удмуртии, из села Бураново, исполняющий на удмуртском языке разнообразные хиты, перепевая известных российских и зарубежных исполнителей. Коллектив был выбран представителем России на конкурсе песни «Евровидение 2012».


Ансамбль был создан более 40 лет назад. Впервые коллектив стал выступать с перепевками на удмуртском языке в 2008 году. На Дне родного языка в Удмуртской филармонии бабушки исполнили известные песни Бориса Гребенщикова и Виктора Цоя на удмуртском языке. С тех пор неоднократно становился объектом вни

мания прессы и телевидения.

Коллектив участвовал в Российском отборочном туре Евровидения-2010 с песней «Длинная-длинная береста и как сделать из нее айшон» (заняли 3 место)и Евровидения-2012 с песней «Party for Everybody». По результатам последнего «Бурановские бабушки» одержали победу и предста

вят страну на конкурсе Евровидение-2012 в Баку.

Состав

Состав (указан, включая возраст участников, по состоянию на 2012 г.):

Граня Ивановна Байсарова (62 года)

Алевтина Геннадьевна Бегишева (по разным данным от 53 до 56 лет)

Зоя Сергеевна Дородова (71 год)

Галина Николаевна Конева (73 год

Сначала была эйфория. Родина встречала их как героинь.

— Хотели тайком в Бураново вернуться — да где там! — вспоминает Галина Конева. С трапа самолёта невозможно было спуститься — все вышли на лётное поле. На полпути к деревне люди стояли с флагами и перепечами (удмуртские ватрушки с разными начинками. — Авт.). Они поют, ревут. Мы ревём. Никто ведь не думал о победе. Деревенские же! Уж сколько нас Москва просила лапти и антикварные платья снять. Но это же национальная одежда — из сундуков, с чердаков. Да и мы старинные.

Самая молодая в коллективе 49-летняя худрук Ольга Туктарева работает с бабушками уже четверть века. Они же все как на подбор «антикварные»: старшей 81 год. Добрая половина многодетные. У каждой — своя доля. Валентине Пятченко циркулярная пила отхватила часть руки — так она одной левой приспособилась и огород сажать, и коврики плести. Екатерина Шкляева сломала шейку бедра. Вышла из больницы — и дальше петь. Несколько женщин перенесли онкологию. «Все вылечились, настоящие борцы», — говорит Ольга.

Кто раньше знал Бураново? Вроде под боком у столицы Удмуртии, а дорог, считай, не было. Газ — только в половине домов. Электрические столбы того и гляди рухнут. После успеха бабушек на «Евровидении» проблемы как по мановению волшебной палочки решились. Школа получила помощь, ДК отреставрирован. Дважды отгремел на бурановских просторах международный фестиваль.

Сегодня, как и 125 лет назад, в Буранове почти 700 жителей, и с виду это обычное село.

— Не-ет! — улыбается Ольга Туктарева. — «Бабушки» не на пустом месте родились. Здесь всегда была интеллигенция. Школа, больница, библиотека в селе открылись одними из первых в Удмуртии. Учителями работали священники. В том числе отец Григорий Верещагин — этнограф, просветитель. В 1927-м его лишили духовного звания, едва не расстреляли. Сельчане прятали батюшку в лесах. Храм был закрыт. Но в 1939 г. здесь ещё окрестили мою маму и Галину Николаевну Коневу — участники таинства залезли в церковь через окно.

После войны храм разрушили. А в ХХI веке у бабушек появилась мечта его восстановить. Но денег не было.

— Вдруг один богатый мужчина попросил нас спеть на удмуртском песни Цоя и Гребенщикова , — вспоминает Валентина Пятченко. — Ольга их перевела, мы записали диск. С того гонорара всё и началось.

Молебен на месте строительства Храма Святой Троицы в селе Бураново. Фото: РИА Новости / Константин Ившин

И ради благого дела послал им Господь встречу с великой Зыкиной . Её директор, ижевчанка Ксения Рубцова, привезла бабушек в Москву. Они очаровали Людмилу Георгиевну. Рубцова стала их продюсером. Но через два года после «Евровидения» контракт закончился, и бабушек поменяли на профессионалов.

— Мы случайно увидели их в Интернете, — рассказывает Галина Конева. — Очень больно было...

— Бывший продюсер запрещает нам петь и распространять песни, частично записанные на её деньги! — возмущается Валентина Пятченко.

— Мы гастролируем, а она говорит, что бабушки старые, болеют, ездить не могут, — сетует Граня Байсарова. — Про новых певиц рассказывает, что они на «Евровидении» выступали, храм строят. А они здесь и не были никогда. Да и Рубцова оформила бренд на себя. Мы не против, чтобы та группа выступала. Пусть поют, пляшут. Только бы нас грязью не обливали.

Сегодня коллектив, победивший на «Евровидении», называется «Бабушки из Буранова». И люди любят их, может, ещё больше, чем прежде.

— Люди-то понимают, кто есть кто, — уверена Граня Байсарова. — Встречают настороженно: настоящие ли? А увидят нас — и оттаивают. Про новый же коллектив рассказывают: пришли зрители — поняли, что бабушки «поддельные», и ушли.

«Бабушки» разбудили народ. В Удмуртии как грибы после дождя выросли фольклорные коллективы. Молодёжь вернулась в клуб — ставит спектакли. Совхоз заработал. И блестят на солнце золотые маковки: вот уже два года в храме Святой Троицы проходят службы.

— Деньги ещё нужны, — переживает Алевтина Бегишева. — Трещины по стенам пошли, двери надо поменять — зимой холодно. Хотим домик для одиноких при храме устроить. Трапезную затеяли с гостевой комнатой, чтобы людям было где переночевать. Пока у себя кладём. На матрацах.

После того как бабушки прославились, в Буранове появились собственные сувениры. Фото: АиФ/ Татьяна Уланова

Кырӟалом жон-жон-жон

— 50 млн вложили в инфраструктуру, могли бы развивать село, — высовывается из-за непривычного для деревни высоченного забора дизайнер Александр Пилин, купивший дом купца Ларионова напротив ДК. — Я пришёл сюда с миссией поднять деревню. Говорил: давайте продавать продукты, валенки! Я вон даже воздух бурановский законсервировал. Можно было сделать культурный центр, зоопарк домашних животных, рынок. Но местным ничего не надо. Аудитория у нас с бабушками разная. Те, кто едет к ним, не заходят ко мне. И наоборот. Некрасивые, нелепые — они просто продукт пиара.

Пилин участвует в выставках, читает лекции за границей. В его доме можно увидеть чёрный квадрат из поношенных носков, «услышать» гимн спущенным штанам и купить стильный ковёр из войлока в виде грампластинки. Но он западник, бабушки — славянофилы. И им сложно понять друг друга.

— Повалят сюда толпы — душевность уйдёт, — считает Алевтина Бегишева.

— У удмуртов есть пословица: вперёд не вырывайся, сзади не плетись, в середине не болтайся, — резюмирует Ольга Туктарева. — Храм достроить, содержать его — вот наши планы.

* В материале использованы строчки на английском и удмуртском языках из песни, с которой «бурановские бабушки» победили на «Евровидении»:

— Вечеринка для всех! Танцуйте! Давайте танцуйте!

— Будем петь звонко-звонко.