Цель побега мцыри. Каковы причины побега мцыри из монастыря Что стало причиной побега мцыри из монастыря

Поэма «Мцыри» повествует о судьбе грузинского юноши, совсем маленьким привезенного в монастырь и там выросшего. Монахи воспитали его, научили своей вере и языку, но не сумели заставить забыть родную землю и заменить мальчику семью. Мцыри одиноко скитался в монастырских стенах, «гоним неясною тоской / По стороне своей родной». Привычный с детства мир служб, молитв и постов все же казался ему неполным, а порою даже враждебным. «…Будто кто-нибудь / Железом ударял мне в грудь» - так герой отзывается о монастырском колоколе, неизменно развеивающем его мечты об утраченных близких и «дикой воле степей». Поэтому неудивительно, что незадолго до пострига, который окончательно сделает его пленником монастыря, Мцыри решается на побег. Юноша задумал бежать давным-давно, возможно, еще в те дни, когда его умирающим привезли сюда: «Давным-давно задумал я / Взглянуть на дальние поля», и цель побега Мцыри полностью ясна. Он стремится добраться на родину, которой был лишен, и познакомиться с тем огромным миром, который был скрыт от его глаз. Не оставляет его и другая надежда: добраться до кавказских гор, откуда его забрали, взглянуть на родной аул, отыскать семью, виденную Мцыри лишь в мечтах.

В грозовую страшную ночь Мцыри выходит «в тот чудный мир тревог и битв, где в тучах прячутся скалы, где люди вольны, как орлы». Следующие три дня он бродит среди лесов, прячется, «как змей», от людей, голодает и не имеет ночлега. Но, тем не менее, это время Мцыри ценит больше, чем всю свою предыдущую жизнь, ведь он впервые узнал, что такое свобода. Так благодаря побегу исполняется одна цель Мцыри - стать вольным.

Помимо поисков свободной жизни, герой преследует и другие цели, как он сам говорит, он стремится «узнать, прекрасна ли земля, / Узнать, для воли иль тюрьмы /На этот свет родимся мы». Мцыри, как и любой романтический герой, задается философскими проблемами, стремится проникнуть в тайны бытия. Время, прожитое им за пределами монастыря, помогает ему понять жизнь, насладиться всей ее полнотой. Теперь Мцыри твердо убежден в том, что ранее знал только подсознательно - вокруг монастыря лежит прекрасный мир, в котором и должен существовать человек. Темница же является абсолютно неестественной средой обитания для гордых душ наподобие Мцыри, более того, даже недолгая жизнь взаперти способна погубить человека, рожденного для свободы, как это и происходит с главным героем поэмы. За несколько дней на воле Мцыри вырастает физически и духовно. Прежде слабый и бледный, он находит в себе силы победить страшного хищника - барса, и понимает, что «быть бы мог в краю отцов / не из последних удальцов».

Но самая главная победа Мцыри - победа духовная. Несмотря на свою кажущуюся неудачу: дорога через лес выводит его обратно к ненавистным монастырским стенам, а жестокие раны от когтей барса не дают продолжить путь, Мцыри не сдается. Побег Мцыри из монастыря можно назвать удачным, ведь он обрел внутреннюю свободу. Он не побоялся бросить вызов судьбе, с детства обрекавшей его на плен в монастыре, и прожил последние дни своей жизни именно так, как хотел, на свободе, в поиске и борении. Благодаря этому побег Мцыри, приведший к разрушению внутренней тюрьмы, стал символом вольности как для современников Лермонтова, так и для последующих поколений.

Мир поэзии Лермонтова богат и разнообразен. Купец Калашников, боярин Орша, мятежный борец Мцыри – все в нем.

Любимый герой Мцыри близок своими качествами к личности самого Лермонтова. Как и Мцыри, Лермонтову тоже были свойственны яростное стремление к действию и «пламенная страсть» к свободе.

Речь Мцыри наполнена эмоциями, она с необычайной силой выражает его вольнолюбивую, пылкую натуру, его переживания и настроения.

Необычные обстоятельства жизни юноши подчеркивают своеобразие его личности и характера.

С детства он был обречен судьбой на унылое существование в стенах монастыря, которое абсолютно противоречило его пламенной натуре. Жизнь в неволе не смогла убить в Мцыри стремления к свободе, она лишь усилила его. В его душе разгорелось жгучее желание вопреки всему увидеть Родину любой ценой.

Мцыри сбежал во время грозы и впервые увидел мир, который скрывали от него стены монастыря. Он пристально всматривается и изучает каждую картину, открывающуюся его взору. Мцыри ослеплен красотой и великолепием Кавказа. В его памяти навеки сохраняются чудесные пейзажи и причудливые виды родной земли. Смутные воспоминания о Родине, которой он лишен был еще ребенком, всколыхнулись в душе героя.

Пейзаж в поэме Лермонтова является не только фоном, окружающим героя. Он служит для более глубокого раскрытия характера Мцыри и помогает созданию образа главного персонажа. Даже по тому, как Мцыри описывает природу, можно судить о многих качествах его натуры. Героя привлекает могущество и восхищает размах кавказской природы. Опасности, которые в ней таятся, совершенно его не пугают. Герой воспринимает родную природу во всей ее цельности и красе, а это свидетельствует о его душевной широте.

Усиливается восприятие пейзажа благодаря ярким эпитетам и необычным сравнениям, которые использует герой в своем рассказе («сонные цветы», «сердитый вал» и другие).

Схватка Мцыри с барсом является кульминацией его трехдневных скитаний. Герой мечтал сразиться с достойным соперником. Таким соперником для него и стал дикий зверь. Именно в этом эпизоде наиболее ярко показана бесстрашная натура Мцыри, его презрение к смерти и жажда борьбы. Герой пронес через всю свою недолгую жизнь могучую и неугасаемую страсть к свободе и борьбе.

Образ Мцыри весьма своеобразен, ведь в нем отразились настоящие черты характера человека-горца. Романтический образ главного героя поэмы Лермонтова и в наши дни пробуждает в людях стремление к действию и свободе.

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе. Поэма посвящена теме свободы и родины. Мцыри – главный герой, и его жизнь, проведенная на воле, заканчивается смертью. Его стремление – это стремление к свободе. Совсем маленьким его привезли в монастырь, где он вырос и собирался стать монахом. Он всеми силами старался сбежать из монастыря, тосковал по местам, где родился и вырос. Мцыри совершает побег, как будто из тюрьмы. Произведение состоит из двадцати шести глав: первые две главы – это вступление, а остальные – рассказ о трех днях свободы. Именно эти три дня были для Мцыри настоящей жизнью, они были заполнены впечатлениями, открывшийся мир удивил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. В исповеди он сказал, что никогда не мог смириться с жизнью в неволе. Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Уставший от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его мечту найти родных людей раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему. Именно красоту видит Мцыри на свободе, и которая становится символом свободы. Самое яркое событие в поэме – битва барса и Мцыри и он одерживает победу над противником.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, - той, к которой он стремился. Мцыри - «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не отыскал путь к свободе. Страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме. Его стремление – это стремление к свободе. Совсем маленьким его привезли в монастырь, где он вырос и собирался стать монахом. Он всеми силами старался сбежать из монастыря, тосковал по местам, где родился и вырос. Мцыри совершает побег, как будто из тюрьмы. Произведение состоит из двадцати шести глав: первые две главы – это вступление, а остальные – рассказ о трех днях свободы. Именно эти три дня были для Мцыри настоящей жизнью, они были заполнены впечатлениями, открывшийся мир удивил героя яркостью красок, многообразием звуков, наполнил его душу ощущением слияния с природой. Но этот мир таит в себе много опасностей. За три дня Мцыри пришлось испытать и страх "грозящей бездны на краю", и жажду, и "страданье голода", и смертельную схватку с барсом. В исповеди он сказал, что никогда не мог смириться с жизнью в неволе. Мцыри любит природу, чувствует её красоту, понимает её. Он ощущает своё родство со свободной и мощной стихией. Уставший от душевного одиночества в монастыре, Мцыри в общении с природой стремится победить чувство тоски по родине. Его душевное состояние, его мечту найти родных людей раскрывают сравнения, к которым он прибегает, рассказывая о природе. Так, деревья шумят «свежею толпой, как братья в пляске круговой»; сам он, «как брат, обняться с бурей был бы рад». В предсмертном бреду ему кажется, что рыбка поёт о своей любви к нему. Именно красоту видит Мцыри на свободе, и которая становится символом свободы. Самое яркое событие в поэме – битва барса и Мцыри и он одерживает победу над противником.
Мцыри не удалось достигнуть своей цели - найти родину, свой народ. Дни, проведенные вне монастыря, он прожил настоящей, свободной жизнью, - той, к которой он стремился. Мцыри - «цветок темничный», на нем «тюрьма оставила печать», и поэтому он не отыскал путь к свободе. Страшным ударом стало для Мцыри его последнее открытие, когда он понял, что, заблудившись, вновь вернулся, теперь уже навсегда, к своей прежней тюрьме.

Причины побега Мцыри

“Мцыри” - пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью “узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы”. Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также “узнать, прекрасна ли земля”. И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастырю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходил

Из сердца - будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: “...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью...”

Его дух отличается, его цель - обрести настоящую свободу, но сделать это можно только вне монастыря, который держит его. Главный герой стремится обрести полную свободу, что и толкает его на побег, то есть именно это и является причиной такого рискованного поступка. Его еще в детстве привезли в монастырь, где он и вырос, но когда все осознав, он решается бежать, будто находится в тюрьме.

Поэма состоит из двадцати шести глав, в которых описывается весь побег героя, но только три дня он живет свободной жизнью, той, которую он и хотел. Он начинает понимать мир узнавать много нового, так он встречает на своем пути дикое животное, которое нападает на него. Прекрасную девушку у реки, все это время его мучили нехватка еды и воды. Еще на исповеди он не может смириться с жизнью, когда не свободен. Мцыри любит природу, удивляется ее разнообразностью и красотой. На природе он думает о своей Родине, о том, как скучает по ней и любит ее.

Он ставит себе цель, цель побега - найти свою Родину, свою семью, но, к сожалению, ему не удается это сделать. Эти несколько дней полностью меняют мцыри, он ощущает настоящую свободу. Но когда он не может разобраться, где находится, понимает, что заблудился. В поисках выхода, он пришел только к своему прежнему месту проживания - к тюрьме, где нет его настоящей жизни.

Характер главного героя сложен так, что он может преодолеть множественные трудности: он очень храбрый, выносливый и преданный. Но даже несмотря на это, ему не удается обрести полную свободу. Именно поэтому его последним желанием остается - похоронить его на свободной земле, вне монастыря, чтобы еще раз хоть краешком глаза увидеть чудеса природы. Всего лишь несколько дней на воле укрепляют боевой дух главного героя, ведь именно вера в свободу помогает ему проделать трудности (поединок с барсом). Но нельзя и сказать, что Мцыри проиграл или побег не удался. Да, он не обрел физическую свободу и вернулся обратно в монастырь, но он обрел свободу душевную, что, наверное, даже важнее свободы физической. Он не струсил и нашел шанс сбежать из места, которое держало его с раннего возраста. Он все же добился своего - пожил на свободе, и пусть, что не большое количество времени, которое очень сильно повлияло на него и на его мысли.

Но кроме свободны Мцыри преследует цель узнать больше о Земле, на которой он живет, а именно познать ее красоту. Его мучают различные философские мысли. Побег полностью подтверждает его мысли, он узнает, что был прав, когда думал об этом в монастыре.

М.Ю. Лермонтов в своем произведении "Мцыри" показал то, что свобода делает человека сильнее и физически, и морально. Для современников великого писателя герой произведения - Мцыри стал неким символом свободы, который показал, что нужно бороться за свою свободу всеми силами.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ легенды о Данко из рассказа Старуха Изергиль Горького

    В рассказе Максима Горького Старуха Изергиль ярким примером любви к людям и самопожертвования является легенда о Данко. Само произведение наполнено глубоким смыслом, как и большинство произведений этого автора

  • Образ и характеристика Стрельникова (Антипова) в романе Доктор Живаго Пастернака

    Пастернак в процессе развития сюжета дал Антипову вторую фамилию? Отчего он стал Стрельниковым!?

  • Как-то раз я увидел в школе, в кабинете географии глобус, он был такой яркий и круглый. Моя учительница сказала мне, что так выглядит наша Земля с космоса. Мне с трудом верилось в правдивость ее слов.

  • Анализ поэмы Медный всадник Пушкина (идея, суть и смысл)

    Произведение является поэтическим соединением исторической и социальной проблематики, несущим определенное философское значение.

  • Путь от Старцева к Ионычу (по рассказу Чехова Ионыч)

    Чехов Антон Павлович - знаменитый литератор-новеллист, любитель немногословности. У него всегда получалось на двух-трех листах передать и веселую обстановку, и печальную действительность