Чацкий и онегин сравнительная характеристика. Онегин и чацкий - разные люди одной эпохи. Характерные черты Александра Чацкого

Чацкий и Онегин.

«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» А. С. Пушкина - произведения, посвя­щенные одному периоду жизни России. Эта эпоха была знаменательной для страны. После войны 1812 года глубоко изменилось мнение интеллиген­ции о народе, который поднялся на вершину славы и могущества, освободив Европу от тирании Наполеона, но остался по-прежнему бесправным, темным. Главные герои этих произведений Чац­кий и Онегин - представители передовой дворян­ской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со време­нем, с общественным движением.

Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.

Злая ирония слышится в его вопросе:

Что нынче, так же, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле?

Пушкин, говоря о воспитании Онегина, спра­ведливо замечает:

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь.

Чацкого и Онегина еще более сближает их от­ношение к обществу, к «свету». Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в дерев­ню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор». Его привы­чки, поведение, «души тоскующая лень» вызыва­ют у соседей недоумение и недовольство.

Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два». Мо­лодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет», - гово­рит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почув­ствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Лен­ским), любить (отношения с Татьяной). «Им овла­дело беспокойство, охота к перемене мест».

«Перемена мест», наблюдения, раздумья, вы­званные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающе­гося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным». Таким образом оконча­тельно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот те­перь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает актив­но с ними бороться. Он слишком воспитан, слиш­ком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в дру­гом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:

Но кто это в толпе избранной

Стоит безмолвный и туманный?..

Мелькают лица перед ним,

Как ряд докучных привидений.

Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раз­дражается, личная драма делает его особенно уяз­вимым. Появившись на балу у Фамусова, он уст­раивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму», что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.

Оружие Чацкого - карающее слово. Он требу­ет «службы делу». Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков». Чацкий требует места и сво­боды своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни».

Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неиз­менно будут возникать в переломную эпоху. Оне­гины - «лишние» в своей среде люди, их появле­ние всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажден­ный ум».

Чацкие продолжают, развивают начатое «лиш­ними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обли­чают, высмеивают.

«Чацкий - искренний и горячий деятель», - говорит И. А. Гончаров.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Примерный текст сочинения

В критическом этюде "Мильон терзаний" И. А. Гончаров написал: "Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективность драматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая. Наверное, он имел в виду то, что в комедии "Горе от ума" Чацкого характеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образ Онегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам автор в лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, он рассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие из Петербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. А Чацкий проживает в комедии всего один день.

Мне тоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этого требует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этих героев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболее прогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственной мощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протест против крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайные политические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоих характерна "охота к перемене мест". Им не везет в любви, у них не складываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий - натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, что отжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела, полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия и честность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему "прислуживаться тошно", и считает, что служить надо "делу, а не лицам".

Онегин же - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал Адама Смита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов. Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду, поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкий не боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его люто ненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же "свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнением фамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее. Я не думаю, что он "три часа по крайней мере, пред зеркалами проводил", как это делал Онегин, "боясь ревнивых осуждений".

Чацкий не только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против "чужевластья мод", подхалимства и низкопоклонства, жестокого отношения господ к своим крепостным.

Онегин же - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражая свое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым и надменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет по заведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, как должное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу. Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, что на русской земле "господствует еще смешенье языков: французского с нижегородским".

По-разному относятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Это чувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще больше укрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он не входит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращенная к ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобных чувств.

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать...

Но все-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Он отверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себя несчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочли подленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнению Белинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, и раскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность, как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мне больше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, а Онегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день, а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого, потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том, что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полон энергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, "отчизне посвятить души прекрасные порывы", Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.kostyor.ru/


И нроду, жичь честно, по совести. Эти человеческие качества вечны, а значит, вечны и всегда будут волновать читателя герои А. Грибоедова, А.Пушктина, М.Лермонтова. ДОКЛАДВ реферате "Чацкий, Онегин, Печорин" мной поставлена цель проанализировать героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова как типичных представителей лучшей части дворянской молодежи своего времени, найти общие черты и...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Рассеянье", уже "отворотился - и зевнул". Почему так? Отчего Пушкин умеет радоваться тому, что наскучило, опостылело Онегину? Мы еще придем к ответу на этот вопрос. Сейчас мы вместе с Евгением вернулись из театра и вошли в его кабинет. Белинский назвал роман Пушкина "энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением". Что такое энциклопедия? Мы привыкли представлять себе...

Просьбы друзей "продолжать рассказ забытый", ссылаясь на голоса друзей, что "странно, даже неучтиво роман не кончив перервать", собирался вернуться к своему многолетнему труду. Но как в этом году, так и в 1835 дальше набросков работа не пошла. <…> Отрывки из путешествия Онегина Пушкин указывает мотивы, почему Онегин решил путешествовать. Герой романа "быть чем-нибудь давно хотел"; он " ...

Он возвратился и попал,

Как Чацкий, с корабля на бал.

А. Пушкин

Что сближает и что разделяет Онегина и Чацкого? Как мы видим, в этих строчках А. С. Пушкин сравнивает свое­го героя с Чацким. Но почему именно с Чацким, на первый взгляд, совершенно на него не похожим? Но в том-то и дело, что на пер­вый взгляд…

Сын богатого барина, «наследник всех своих родных», Евге­ний Онегин предстает перед нами пустым светским франтом, ко­торому «наука страсти нежной» заменила все истинные чувства. Это эгоист, думающий только о себе, о своих желаниях и удоволь­ствиях, не обращающий внимания на чувства, интересы и страда­ния других людей:

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

Совсем не таким видится нам Чацкий. Хотя он также выходец из дворянской семьи и воспитан в доме Фамусова - типичного представителя «серого» общества, однако он умен и безукоризнен­но честен, искренен и остроумен. Характеристика Чацкого, как типичного представителя молодого поколения 1810-1820 годов, тем или иным образом участвующего в общественной деятельно­сти, наиболее ярко отражена в словах Софьи:

Остер, умен, красноречив,

В друзьях особенно счастлив,

Вот об себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него.

Он любит Россию, и эта любовь порождает в нем ненависть к рабству и угнетению народа. Чацкий занимался литературной ра­ботой, был на военной службе, имел связи с министрами, но ушел от этого, потому что, говорит он: «Служить бы рад - прислужи­ваться тошно». Он - мятущийся мыслитель, герой того времени, из тех людей, чье сердце «не терпит немоты», а потому раскрыва­ющий все сокровенно обдуманное даже и перед ничтожествами, «глупцами». Чацкий смеется над Фамусовым и его окружением, остро вышучивает их жизнь и нравы.

Онегин другой, он совершенно равнодушен ко всему: к при­роде, к судьбе русского народа. Он скучает и в городе, и в дерев­не, Хотя можем ли мы полностью винить его в этом? Вряд ли. Положительные качества Евгения не могли получить развития по вине скверного воспитания и жизненной обстановки, В то время в богатые дома было принято приглашать для обучения детей иностранцев. Зачастую, однако, это оказывались довольно безграмотные люди, искавшие в России легких заработков, и, соответственно, не способные дать должного воспитания, Следу­ет сказать, что Онегин, получив самое поверхностное образова­ние, все же стремился пополнить и расширить его. Он легко всту­пает в спор с Ленским по серьезным политическим, историчес­ким и философским вопросам, разговаривает как равный с рав­ным. Это свидетельство того, что, как и Чацкий, он уровнем выше окружения.

Существенная разница между героями состоит в их личных чув­ствах, отношении к любви, браку. Чацкий серьезно любит Софью, видит в ней будущую жену. Однако Софья не может полюбить его, так как при всех своих положительных качествах, она все же пол­ностью принадлежит «фамусовскому» миру, И здесь его ждет силь­ный удар. Борьба с обществом отягощается личной драмой героя. В отличие от Чацкого, Онегин отрицает счастье в браке, не верит в любовь. Хотя способность испытывать глубокие чувства не совсем чужда ему; мы узнаем, что когда-то и он мог верить в любовь, но свет убил эту веру. Новая встреча с Татьяной пробуждает в сердце Евгения любовь небывалой силы. Он даже заболевает и чуть не умирает от любви. И здесь Евгения ждет окончательный крах его надежд на личное счастье. Таким образом, трагичность их судеб уже объединяет наших героев.

Но это не единственное их сходство. Подтверждением тому служат изменения; которые происходят с Онегиным после убий­ства Ленского. В нем нарастает чувство собствен ной неполноцен­ности и бесполезности. Мы больше не видим холодного и расчет­ливого эгоиста, каким он казался в начале романа. Евгений уже не может, как прежде, думать только о себе, не замечать чувств и пе­реживаний людей, быть равнодушным к страданиям русского на­рода под гнетом крепостников. Как отличается этот Онегин от Онегина из первых глав романа! И как теперь явно его сходство с героем комедии Грибоедова.

Но основное, что объединяет Онегина и Чацкого, это неприя­тие их обществом. Евгений, как и Чацкий, умнее и честнее тех людей, которые их окружают. Поэтому он враждебен своим сосе­дям; они злословят о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино;

Он дамам к ручке не подходит;

Все да, да нет; не скажет да-с Иль нет-с».

Таков был общий глас.

Точно так же рассуждают о Чацком гости Фамусова: «Шампан­ское стаканами тянул. - Бутылками-с, и пребольшими. - Нет-с, бочками сороковыми». Старуха графиня находитте же слова, что и соседи Онегина: «Что? К фармазонам в клоб? Пошел он в басурманы?» Общество «немыслящих» отвергает Чацкого, его «никто простить не хочет», потому что умный (деятельный) молодой человек является помехой их спокойному процветанию. Именно поэто­му Фамусов и заявляет, что «умнику» не место в московском свете.

Вот главное, что объединяет этих, казалосьбы, разныхлюдей - Евгения Онегина и Александра Чацкого; вот в чем их общая траге­дия. Общество не прощает им того, что они много выше среднего человека своего круга. Посредственность, самолюбивая ничтож­ность - вот кто счастлив в этом обществе. «Молчалины блажен­ствуют на свете!»

Онегин и Чацкий: чей характер значительнее?

Главный герой романа «Евгений Онегин» - это «лишний человек», который на протяжении всего действия меняет маски, постоянно гоняясь за недостижимым идеалом. Он мечется в поисках смысла своей жизни, который, к сожалению, Онегин не в силах отыскать.
Главный герой комедии «Горе от ума» - это умный, самодостаточный, категоричный и волевой человек, для которого, увы, нет места внутри того общества, в которое он вернулся после трехгодового путешествия.
Оба этих персонажа – «герои своего времени», образы живые и нестареющие, остающиеся немеркнущими мраморными статуями прошедших веков.
Среди этих «двух огней» более значительным представляется характер А.А. Чацкого, героя комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Первое, что выделяет его из общего слоя общества того времени, - это ум. По словам И.А. Гончарова, Чацкий положительно умен, остроумен, «с сердцем, с чувством».
Второе, Александр Андреевич – это провозвестник новой зари, передовой курьер неизвестного будущего. Его мысли – это шаг вперед не только для старомосковского дворянского общества, но и для всей России в целом. В обмен на старые ценности и постулаты А.А. Чацкий предлагает новые идеи будущего: со своими достоинствами, перспективами, ожиданиями.
В-третьих, Чацкий – это искренний, активный и горячий деятель, обличитель лжи, победитель при видимом поражении, это жертва на поле войны «свежего с отжившим, больного со здоровым».
Из всех персонажей комедии Чацкий наиболее живой и как человек, и как исполнитель уготованной ему роли. Он не черствая марионетка царящих устоев общества, а самобытная фигура, светлый маяк в темном коридоре затухающего времени.
В целом, характер Александра Андреевича Чацкого – это характер борца за свои идеи, решительного и целеустремленного отступника от прогнивших законов. Его задача – это лишь посеять зерно, а уж плоды его буду пожинать иные.
Побег А.А. Чацкого – видимое поражение, за которым стоит вечная победа непримиримых и свободных чацких над низкопоклонниками – фамусовыми. Это не проявление какой-то слабости, а проявление ума и инстинкта самосохранения, присущих любому человеку.
Онегина нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным персонажем. Онегин – это жалкий «сын времени», продукт воспитания того общества, затертое отражение человека, изнеженного напыщенностью балов, красотой зал и всей светской жизни.
Рано разочаровавшись в идеалах общества, внутри которого он существует, Онегин пытается найти себя, попутно меняя тысячу масок. Однако это его ни к чему не приводит – он все также жалок. Евгений то надевает на себя личину лицемера, то циника, то обольстителя женских сердец, то отшельника в тени собственного дома.
Умен ли Онегин?.. Нет, ведь ум его вял, круг интересов и чтения ничтожно мал, а сам из себя он представляет лишь несчастную пародию, отражение. Онегин – заложник времени.
Онегин только жалуется на забавы общества и ради развлечения постоянно трансформируется, примеряя разные маски, Он не предлагает альтернатив развития, как это делал Чацкий. Евгений не несет в себе ничего нового, а лишь разочарованно живет внутри порочного круга, в котором он вынужден жить.
С другой стороны, хоть вокруг Онегина видимая пустота, но ам он внутри не пуст. Это его, возможно, оправдывает, в нем есть потенциал к действию, однако не того огня, той искры, способной разжечь костер чувств и эмоций Евгения, и его апатичность с постоянным лицемерием не дают сделать ему шаг вперед.
Любовное письмо Татьяны к Онегину – это та искра, пробудившая «спящего» Евгения. Но отказ Татьяны – это поражение, это раскрытие истинного, настоящего лица Онегина, это победа верности над опоздавшим чувством. Это вечный урок Евгению, кинувшемуся слишком поздно доставать свое «милое» счастье из московского светского круга.
Онегин – эгоист, который заботится только о себе, в котором собственно чувство превалирует над чувствами других людей.
Его поражение не несет в себе скрытой победы, а лишь усложняет жизнь и муки Онегина. Он так и обречен жить, не сходя с ума, а постоянно мучаясь. Характер, воспитанный в рамках того времени и не сумевший вырваться из порочного круга эпохи, помешал обрести ему свое счастье.
Характер Александра Андреевича Чацкого более значителен, чем характер Евгения Онегина. Чацкий – благородная фигура времени, новое поколение мысли, а Онегин – воспитанник старых норм, ироничный морок на светских балах, не несущий в себе ничего нового.

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным