Что изображено на барельефах зоологического музея мгу. История. Внешний вид здания

Наверное, бывают трусливые летчики или веселые ростовщики. Но у людей иное представление об их характерах. И как правило, оно оправдывается. Не совсем ясно, то ли профессия лепит человека, то ли дело нравится только при определенном душевном складе, а может быть, сказывается и то и другое, но между работой и характером людей, как утверждал поэт, «есть тонкие властительные связи».

Любимый и традиционный жюль-верновский герой, самозабвенно охотящийся за бабочками, добрый и чудаковатый, смелый и наивный, набитый всевозможными знаниями, бескорыстный и увлеченный, дает точное представление о типаже систематика. Чем больше знакомишься с людьми этой профессии, тем чаще кажется, что систематик — это не просто профессия, а и черта личности, и что нельзя работать систематиком, им можно только быть.

Вклад отечественных систематиков в классификационную систему огромен. Отличительной чертой труда наших ученых является коллективный стиль. Трудно выделить кого-то персонально в замечательной армии таксономистов, но легко назвать учреждение, с которым связана мировая слава русской зоологической систематики,— это ЗИН. Научным институтом он стал только в годы Советской власти. До того он был просто Зоологическим музеем, а еще раньше — частью знаменитой петровской Кунсткамеры. Сейчас они, предок и потомок, расположены рядом в самой прелестной части Васильевского острова, у ростральных колонн, откуда так живописно просматриваются невские ансамбли, к красоте которых невозможно привыкнуть.

Сюда, к первому дому Университетской набережной, тянутся с утра два совершенно разных людских потока. Один, многочисленный и звонкоголосый, растекается по музейному этажу. Обходя костяк гигантского кита, школьники застывают перед цветовым великолепием коллекции тропических бабочек или чучелом огромной анаконды. Другой же поток, людей взрослых и целеустремленных, равнодушно минуя музейное великолепие, исчезает в бесконечном коридоре Зоологического института. Это научные сотрудники.

Наука «Систематика» имеет вполне определенный запах. Острый нафталинно-формалиновый дух пропитал навечно стены зоокоридора, плотно заставленные шкафами. В них хранятся коллекции, входящие в пятерку самых богатых в мире, и книги.

Вторая чисто внешняя особенность систематики — обилие старинных книг. Роскошные фолианты, в коже и марокене, с золотым тиснением и мраморным обрезом, делают учрежденческий коридор похожим на кабинет библиофила или музейное собрание раритетов. Дело в том, что книги по систематике не стареют. Бесконечно обновляясь и расширяясь, дисциплина эта хранит как рабочий материал все то полезное, что сделано предшественниками. В отличие от других наук, классические работы здесь не окаменевают, а сами являются сырьем для следующих этапов. Систематическое древо вечно зеленеет!

И может быть, чувство истории, преемственности особенно глубоко осознается в старом здании Петербургской таможни, приспособленном под Зоологический музей, именно потому, что ученые мужи прошлого и сегодня остаются соперниками в науке. С портретов, висящих в вестибюле, они внимательно следят за баталиями современных биологов, словно подзадоривают: «Вы, нынешние, ну-тка!». Среди них и Петр Паллас, хранитель коллекций Кунсткамеры, положившей начало Зоологическому музею.

Сын немца и француженки, свою настоящую родину Паллас обрел в России, куда был приглашен Екатериной II. Сразу после приезда новый член академии отправляется в длительное путешествие. Исследуя берега Волги и Яика, склоны Уральских гор и Алтай, отважный исследователь доходит до китайской границы. Вернувшись обратно через Кавказ, Паллас привез в столицу такое количество материалов, что для обработки их ему не хватило всей жизни. Он впервые описал кабаргу, росомаху, соболя... Новые виды птиц, пресмыкающихся, рыб, моллюсков, червей, зоофитов стали известны ученым Европы благодаря его трудам. Одни только грызуны доставили материала на целый том. Академик выпускает «Русскую флору» в двух толстенных томах и сразу принимается за «Русскую фауну». А ведь зоологические работы составляли не самую весомую часть его исследований. Статьи по географии, климатологии, этнографии выходят одна за другой. Паллас сотрудничает в топографическом отделе, утвержден историографом адмиралтейств-коллегий, занят изучением Крымского полуострова...

Слово о Палласе многоопытный Кювье закончил так: «Он жил всегда как настоящий ученый, занятый единственно изысканием истины, а на все остальное не обращавший большого внимания... Чем больше приобретаешь опытности, тем более убеждаешься, что это единственное средство сохранить и чистоту совести и спокойствие!»

Можно, пожалуй, утверждать, что неподдельный научный интерес и бескорыстие — профессиональные черты систематиков. Что заставляет человека, согнувшись над бинокуляром, изо дня в день изучать генитальные органы наколотых на булавочку бесчисленных жуков? Не предвидится ни шумного успеха, ни славы.

Заваленный работой Паллас так и не успел создать Зоологического музея, и в подвале Кунсткамеры, разрушаемые сыростью и молью, гибли коллекции, собранные экспедициями Лепехина и многих других землепроходцев.

В августе 1828 г. Академия наук назначает директором музея Карла Максимовича Бэра. В «Автобиографии» он так описывает свои впечатления об этом учреждении:

«Зоологический музей, расположенный в двух больших залах в здании старой Кунсткамеры, как ее называли, все еще производил впечатление прежнего кабинета редкостей. Огромные змеи и другие твари, прикрепленные к стенам и потолку, как будто бы ползли по ним, поражая посетителей... Моя первая мысль при осмотре Кунсткамеры была такова: убрать отсюда зоологические коллекции, так как здесь слишком глубоко укоренился тип старинного учреждения. Я еще более укрепился в этой мысли, увидев, что систематические названия млекопитающих, которые были прикреплены на подвижных подставках, были частью перепутаны. Расставив их как следует, я через два дня нашел их опять на прежних местах. Это было дело рук так называемого «смотрителя» музея, бывшего слуги Палласа, который имел некоторое представление о набивке чучел, но о зоологической систематике не имел понятия».

Прошло два года. Академик Бэр, так и не создав музея, покинул Петербург, а в кладовых гнили теперь и его собственные коллекции, собранные на севере России.

Официально Зоологический музей был открыт 4 июля 1832 г. Его основателем и первым директором был Федор Федорович Брандт. Почти год он занимался устройством музея, отдавая ему все силы и знания. Когда вновь назначенный директор впервые пришел в Кунсткамеру, налицо был явный прогресс музейного дела: вместо одного смотрителя в штате числились четверо служащих...

Экспонаты Кунсткамеры дали много полезного. Правда, были редкости, например ископаемый носорог, описанный Палласом, и мамонт, описанный самим Брандтом, но зато отсутствовали совершенно не экзотические, но необходимые виды.

В 1875 г., когда Н. М. Пржевальский обрабатывал орнитологический материал, полученный во время своего первого путешествия в Центральную Азию, ему для сравнения потребовался обычный воробей. Оказалось, что в коллекции Зоологического музея нет ни одного экземпляра воробья. Пришлось специально приготовить несколько воробьев, добытых в окрестностях Петербурга.

Для молодого музея трудно было подыскать лучшего директора, нежели Брандт. Он был ученым бескрайней эрудиции. Свою научную деятельность Федор Федорович начинал как медик, причем вполне успешно: он стал доктором медицинских и хирургических наук. Но потом его внимание привлекли поочередно ботаника, анатомия, зоология. Причем он не менял профессии, а расширял круг своей деятельности. Свои директорские хлопоты он совмещал с чтением лекций по зоологии в Главном педагогическом институте, курсом по анатомии при Медико-хирургической академии, инспекторской работой в Мариинском институте и президентскими обязанностями в Русском энтомологическом обществе.

Круг его интересов очертить довольно затруднительно, так как Брандт являлся членом свыше 70 научных учреждений, как русских, так и иностранных. За три года до смерти, когда отмечался 50-летний докторский юбилей, ему преподнесли печатный список его научных трудов. Он занял 52 страницы. Там было описание коллекций, собранных Ф. П. Литке, работы, о бобрах, монография об осетровых рыбах, труды по ботанике, палеонтологии, сравнительной анатомии, филологии и, конечно же, систематике.

Почти полвека, до самой смерти возглавлял Бранд Зоологический музей, пополняя и систематизируя его коллекции.

В лучах этой славы незаслуженно померкло скромное имя препаратора Зоологического музея Ильи Гавриловича Вознесенского. Отправленный Брандтом для сбора коллекций в Русской Америке, он в течение почти десяти лет исходил всю Аляску. Курильские острова, Камчатку. Вознесенский не был первопроходцем, но собранный им материал, как стало ясно позднее, явился подлинным открытием тех мест, куда приходил дотошный и трудолюбивый исследователь. Академик Брандт утверждал, что «нет зоологического труда о Восточной Сибири и наших бывших северо-американских колониях, в которых с благодарностью не упоминалось бы имя Вознесенского».

Собранные им коллекции становятся ценнее год от года. Сегодня на него ссылаются не только зоологи, но и историки, этнографы, ботаники, антропологи, геологи, демографы. Присланные в Академию сто пятьдесят ящиков этнографических материалов, около четырех тысяч животных, препарированных Вознесенским, новые четыреста видов, обнаруженные им,— это богатство, которое «превосходит всякое вероятие», как писал академик А. А. Штраух, сменивший Брандта на посту.

Летом лаборатории ЗИНа полупустынны: биологи отправляются в поле. Среди них и систематики, собирающие материалы по своей группе. Даже сегодня поле означает порой нелегкое путешествие, а в прошлом это было довольно опасное предприятие, и систематик часто шел с сачком в одной руке и с винтовкой в другой. Собирая коллекцию для музея, П. П. Семенов-Тян-Шанский проник удачливо в сердце Азии, но вот его предшественник Шлагинтвейн был казнен в Кашгаре, а Северцов попал в плен к юокандцам. Труд систематика нередко оказывался сродни работе геолога, топографа, охотника.

Когда в бесконечном коридоре ЗИНа раздавался резкий скрипучий голос Григория Ефимовича Грум-Гржимайло, известного специалиста по бабочкам, зоологи отрывались от своих бинокуляров и определителей и шли послушать рассказы о Бухаре, Памире или Западном Китае, по которым он бродил с 1885 по 1890 г. Знаменитый путешественник носил шутливое прозвище Нога европейца, так как он добирался в такую глухомань, куда до него не попадал ни один исследователь.

Не меньший переполох вызывало и появление тихого и скромного Григория Николаевича Потанина, всегда приходившего со своей маленькой и худенькой женой Александрой Викторовной, верной спутницей в его тяжелых походах. Она скончалась на руках мужа во время его четвертой экспедиции в Китай в 1892 г.

Многолетним сотрудником Зоологического музея был и Иван Дементьсвич Черский. Сосланный за участие в польском восстании в Сибирь, он полюбил этот суровый край и посвятил ему всю свою жизнь. Высокий, стройный, носивший неизменный старый пиджак и стоптанные залатанные сапоги, этот человек вызывал невольное уважение у всех и своим мужеством, и огромными знаниями в геологии, палеонтологии и географии, добытыми самостоятельно.

Быть может, существует Муза Систематики, близкая своим более знаменитым подругам. Иначе как объяснить, что среди людей, посвятивших себя этому делу, так много художественно одаренных личностей? Первым напечатанным в России произведением Карла Бэра была кантата в честь окончания Отечественной войны 1812 года. Н. Полежаев переводил Гейне, великолепно играл на рояле и писал популярные в свое время романсы. Профессор зоологии, член-корреспондент АН СССР Н. Холодковский, наверное, более известен как переводчик Мильтона, Байрона, Гёте. Его перевод «Фауста» остается непревзойденным. Сын знаменитого путешественника, многолетний сотрудник ЗИНа, описавший 800 видов и 100 родов, А. П. Семенов-Тян-Шанский писал стихи, перевел Горация, выпустил несколько статей о Пушкине. Он использовал свои специальные знания для анализа поэтических текстов, ведь многие мастера допускают ботанические ошибки. Например, у Лермонтова одновременно «волнуется желтеющая нива» и цветет ландыш. Старший брат ведущего энтомолога ЗИНа, сам крупный энтомолог, Алексей. Николаевич Кириченко был страстным фотографом, увлекался археологией и архитектурой. Он сделал обмеры и фотографии руин термезских памятников XI века до н. э. Число подобных примеров легко можно приумножить. Один из директоров ЗИНа академик Е. Н. Павловский даже написал на эту тему специальную книгу «Поэзия, наука и ученые».

Каждую неделю на длинный стол ЗИН"овской библиотеки вываливается цветная россыпь биологических журналов, и научные сотрудники роются в них, отыскивая свежие публикации «соперников».

Профессия систематика принадлежит к числу тех, с которыми трудно расстаться. Поэтому в ЗИНе всегда было много патриархов. Среди них следует назвать человека, отдавшего всю жизнь институту и скончавшегося в его стенах, ихтиолога Петра Юльевича Шмидта. Его именовали «средним» в отличие от «большого» — академика-палеонтолога Ф. Б. Шмидта, очень крупного и басовитого, и «малого» — библиотекаря Зоологического музея.

К ветеранам института относится и предшественник Шмидта по ихтиологическому отделу С. М. Герценштейн. Его эрудиция была неистощима. Предельно скромный, необыкновенно добрый, всегда готовый помочь каждому, кто обращался к нему с вопросом, он был общим любимцем. А вот внешность его была неказистая: сутулый, с огромным крючковатым носом. Профессор Никольский вспоминает, что однажды, когда Герценштейн в азарте переворачивал камни на берегу Белого моря в поисках прибрежных животных, проезжавшие рыбаки приняли его за черта и закричали: «Провались ты, нечистая сила!»

Но пожалуй, дольше всех поработал для ЗИНа Александр Александрович Штакельберг, более шестидесяти лет собиравший и систематизировавший мух, глава малярийной комиссии. Долгие годы он был редактором томов «Фауны СССР» и «Определителей», выпускаемых институтом. На его глазах изменился не только Зоологический музей, но и вся биологическая наука. В начале века все научные сотрудники музея собирались в перерыв «попить чайку». Было их около десятка. Да и всех зоологов в стране, как утверждает статистика, насчитывалось 406.

Сейчас /1990/ их больше только в одном ЗИНе. А всего зоологов в Союзе около пяти тысяч. И вот что любопытно. Несмотря на такой бурный рост, зоологи в общем числе научных работников биологического направления составляют долю, в десять раз меньшую, чем до революции. Значит, другие биологические дисциплины развиваются еще стремительней.

С 1907 по 1971 г. проработал в ЗИНе Александр Николаевич Кириченко. Ничто не мешало ему каждый день выполнять норму: определять 80-200 насекомых. В осажденном Ленинграде он оставался во главе ЗИНа. Кириченко описал 34 новых рода и 223 вида, один род и около 30 видов были названы в его честь. Его перу принадлежит около ста тридцати научных работ, среди которых фундаментальные — два тома «Фауна России» и настольная книга всех гемиптерологов «Определитель полужесткокрылых», продолжающий дело Ошанина. Благодаря стараниям Александра Николаевича фондовая коллекция клопов в ЗИНе является лучшей в мире. Чего только не делал Кириченко для ее пополнения! Он выменивал насекомых на марки, упрашивал дипкурьеров собирать их в экзотических странах, списывался с русскими людьми, волею судьбы заброшенными в разные уголки мира. Ф. Г. Добржанский собирал для Кириченко клопов в Северной Америке, А. Оглоблин — в Аргентине, Г. Олсуфьев — на Мадагаскаре. О его памяти в ЗИНе до сих пор ходят легенды...

Чеховская Т.П., Щербаков Р.Л. 1990 Ошеломляющее разнообразие жизни, 64-77

Зоологический музей Московского университета - старейший и самый крупный московский музей, в котором посетители могут познакомиться с разнообразием современных животных нашей планеты, а специалисты-зоологи найдут богатейшие научные коллекции. Зародившись первоначально (1791 г.) как кабинет естественной истории университета, в котором были собраны животные и растения, минералы и монеты, музей с начала XIX века становится уже собственно зоологическим. В 1902 г. было завершено строительство здания музея на улице Большая Никитская, в котором разместились коллекции музея, все его сотрудники, а с 1911 г. и по сей день действует экспозиция для публики.

Здание Зоологического музея, построено в 1902 г.

Зоологический музей Московского университета - один из двух самых крупных и самых старых музеев естественно-исторического направления в России, а по объему научных фондов он входит в число 10 самых крупных аналогичных собраний мира. История музей наполнена научными открытиями, поступлениями коллекций, деятельностью выдающихся ученых и публикациями фундаментальных научных трудов. Постепенно сформировались три главных направления его деятельности:
сбор и хранение зоологических коллекций - уникального научного материала, составляющего часть национального богатства страны;
научные исследования в различных областях зоологии - систематике и фаунистике, эволюции и таксономии, морфологии и охране природы;
просвещение, а именно - вклад в дошкольное, школьное и университетское образование, популяризация зоологических и экологических знаний, публикация соответствующих научно-популярных изданий и учебных пособий.

В экспозиции музея представлены почти 10 тысяч экспонатов - от одноклеточных животных, которых, конечно, приходится показывать с помощью искусственных моделей, до крокодилов, тигров и зубров. Основная экспозиция знакомит с разнообразием мировой фауны и построена по классическому систематическому принципу - от простейших к позвоночным животным, класс за классом, отряд за отрядом. Исключение составляет небольшая, но красочно оформленная новая экспозиция, посвященная уникальным глубоководным экосистемам, существующим за счет хемосинтеза («Нижний зал» на первом этаже музея). Тема экспозиции зала сравнительной анатомии («Костный зал», второй этаж музея) - законы эволюционного преобразования морфологических структур.

В фойе и залах музея представлены произведения выдающихся отечественных художников-анималистов, регулярно проходят выставки.


Вестибюль музея

Научная библиотека Зоологического музея, сформированная в том числе из мемориальных библиотек многих выдающихся отечественных зоологов, насчитывает примерно 200 тыс. единиц хранения. Это книги, периодические издания и отдельные оттиски на русском и иностранных языках, необходимые профессиональным зоологам в научных исследованиях и доступные для школьников, студентов и других читателей, нуждающихся в научных, научно-популярных и иллюстрированных зоологических публикациях.

Группам школьников и студентов при знакомстве с экспозицией музея удобно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Ежегодно музей посещают около 100 тысяч человек, проводится почти 1500 экскурсий по разнообразной тематике.

В музее работает биологический кружок для школьников. Лекторы - ученые, специалисты в области биологии.

Каждое задание указывает на определенное место в районе проведения второго этапа. Адрес места может быть задан явно в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть дано только название улицы). Некоторые названия улиц даны по старой карте.

Каждое задание могло принести команде определенное количество баллов (от 1 до 4). Участникам надо было прийти по данному адресу и выполнить задание. При этом не нужно было посещать все КП (посетить все точки было невозможно!). Нужно было проложить маршрут, оптимальный по интересности, длине, количеству баллов за задания и т.п..

Карта , выданная участникам на старте
Старая карта , выданная участникам

Задания первой части (до Промежуточного финиша)

Для раскрытия ответов нажмите на задание.

Старт: Сад Эрмитаж (Каретный ряд, дом 3).
Улица Каретный ряд получила своё имя по жившим здесь в XVII-XVIII столетиях мастерам, изготовлявшим кареты и телеги.

  • КП1 Название этого места в Москве ассоциируется с очень крупным культурным местом Санкт-Петербурга. Похожи эти места еще и тем, что в обоих есть картины или репродукции картин. Чему посвящена экспозиция в московском месте? (2 балла)
    • Ответ: Сад Эрмитаж в Москве напоминает об Эрмитаже в Санкт-Петербурге. НА ограде сада с внешней стороны висят репродукции картин «Русские казаки в Париже в 1814 году». Ответ «Отечественная война 1812» также засчитывается.
  • КП5 Из зданий, стоявших на Тверской улице и изображенных на Фото 2, сейчас сохранилось только одно, хотя увидеть и найти его не так просто (фото сделано вдоль Тверской в сторону из центра от ее пересечения с Камергерским переулком). Найдите это здание и посчитайте количество круглых длинных колонн на башенках. (3 балла)
    • Ответ: Из зданий, изображенных на фотографии сохранилось только здание справой стороны - Саввинское подворье. На двух башенках этого здания есть 7 длинных колонн (раньше их было 8, но одна из них сломалась). Также засчитывается ответ 7,5 колонн.
      Саввинское подворье, жемчужина Тверской улицы, является памятником архитектуры начала XX века. Здание было построено в сказочном русском стиле с элементами модерна архитектором И. С. Кузнецовым (1867-1942 гг.). Подворье было доходным домом Саввинского монастыря, его помещения сдавались внаем жильцам и конторам. В 1934 г. над подворьем, которое к тому времени стало обычным жилым домом, нависла угроза сноса, но в 1939 г. дом просто переезжает на 50 метров вглубь квартала.Сегодня этот памятник полностью скрыт сталинскими домами и новым зданием МХАТа по Камергерскому переулку.
  • КП6 Решите кроссворд (krossword.pdf (0.16 Мб) , связанный с переименованиями улиц, и придите к концу зашифрованной улицы. Какой континент на глобусе виден полностью? (3 балла)
    • Ответ: См. Решенный кроссворд (решения.pdf (0.07 Мб)). Из выделенных в кроссворде букв складывается Газетный переулок. На углу Газетного переулка и Тверской улицы находится Центральный телеграф. Глобус на телеграфе вращается, поэтому в каждый момент времени можно увидеть определенные континенты полностью. Засчитывается каждый набор континентов, который можно увидеть на этом глобусе (каждая команда видела свой набор континентов в зависимости от времени, в которое она пришла).
  • КП7 Послушайте песню на КП 30. В песне поется про изготовление пушек и кузницу, а какое оружие ещё могли изготовлять в этом районе? Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, название которого подскажет ответ. Пройдите вдоль переулка и перечислите все театры, выходящие на него. Обратите внимание на красивые фонари на этом переулке (считать их не надо). (2 балла)
    • Ответ: В этом районе расположен Копьевский переулок, который напоминает про копья. На этот переулок выходят несколько зданий Большого театра и театр Оперетты. За каждый лишний названный театр вычитались 0,5 баллов (так театр РАМТ не выходит на переулок, т.к. отделен от него Новой сценой Большого театра).
  • КП12 Рядом с памятником Юрию Долгорукому на Тверской площади можно увидеть и другой памятник. Напишите, какого предмета типичного для памятника этому человеку здесь не хватает? (2 балл)
    • Ответ: На тверской площади кроме памятника Юрию Долгорукому стоит еще памятник В.Ленину, но у этого памятника нет объекта, типичного для памятников В.Ленину - кепки. Ответ «таблички» тоже засчитывался как частично правильный (0,5 балла).
  • КП13 Этот переулок почти из строчки “Молочная река, кисельные берега”, только нижний. Напишите, для кого варили кисель в этом переулке? (2 балла)
    • Ответ: Загадан Нижний Кисельный переулок. На этой улице жили кисельники, которые варили поминальное кушание - кисель для посетителей кладбищ ближайших монастырей - Сретенского и Рождественского. Именно это написано на табличке на доме в этом переулке.
  • КП21 В доме 3 по Богословскому (Петровскому) переулку в 1883 году открылся театр Корша (ныне Государственный театр Наций). Посчитайте квадратные изразцы на здании театра. (2 балла)
    • Ответ: На здании можно насчитать 27 квадратных изразцов (8+8+8+3).
  • КП23 Какие металлические животные “пасутся” напротив Зоологического музея? (2 балла)
    • Ответ: напротив Зоологического музея стоят металлические скульптуры свиньи и коровы.
  • КП24 Одна ветка метро связывает три здания этого университета: старое (несохранившееся), известное историческое и не менее известное современное. Найдите на втором из них солнечные часы (поднимите голову высоко). Кому посвящена табличка под часами? Перепишите месяц и год. (4 балла)
    • Ответ: Загадан Московский государственный университет имени М.В Ломоносова. На здании университета на Моховой улице висят солнечные часы, под которыми находится табличка, посвященная А.С.Пушкину. Переписать надо было месяц и год: сентябрь 1832 года.
  • КП25 На Российском государственном архиве социально-политической истории на бывшей Пушкинской улице в районе Тверской площади находятся барельефы. Напишите, сколько человек на них изображено и перечислите тех, чьи имена вы можете назвать?(3 балла)
    • Ответ: Здание, где сейчас располагаете архив социально-политической истории (улица Большая Дмитровка) располагался Институт марксизма и ленинизма. На барельефах на фасаде здания изображены Ф.Энгельс, К.Маркс, В.Ленин.
  • КП31 Посетите Музей “Нарышкинские палаты” (ул. Петровка, д.28). Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (3 балла)
    • Ответ: Подпись судьи
  • КП33 На бывшей улице Герцена найдите Большой зал Консерватории. Перед ним стоит памятник. Перепишите года, написанные на скамейках, являющихся частями памятника. (2 балла)
    • Ответ: Бывшая улица Герцена - это современная улица Большая Никитская. Перед здание Большого зала Консерватории стоит памятник П.И.Чайковскому. Года на скамейках: 1840 и 1893 (году жизни Чайковского).
  • КП35 Столешников переулок, дом 11. Посчитайте количество окон с округлым сводом.(1 балл)
    • Ответ: 32 окна
  • КП36 Прогуляйтесь по бульвару, не входящему в кольцо бульваров. Какое животное упоминается в “Рассказах о старой Москве” на одной из информационных табличек? (2 балла)
    • Ответ: на информационной табличке, где написаны «Рассказы о старой Москве» упоминается обезьяна (мартышка).
  • КП40 Найдите в здании театра у Никитских ворот организацию, название которой ассоциируется с палиндромом. Напишите это название. Знаете ли вы какие-то еще палиндромы или можете придумать свои? Запишите их в поле для заметок (за каждый палиндром даётся дополнительные 0,5 балла). (1 балл)
    • Ответ: Театрально-художественная гостиная театра «У Никитских ворот» называется «Роза Азора». Она ассоциируется с палиндромом «А роза упала на лапу Азора».
  • КП44 На площади Никитских Ворот на углу театра расположено панно. Чему оно посвящено? (1 балл)
    • Ответ: Панно на стене театра «У Никитских ворот» посвящено октябрьской революции 1917 года
  • КП45 На площади Петровских Ворот расположен памятник Высоцкому. Сколько струн на его гитаре? (1 балл)
    • Ответ: На гитаре В. Высоцкого 4 струны
  • КП46 На Кузнецком мосту на доме 3, под крышей, есть мозаика с птицей. Напишите, кто был владельцем этого дома. Какую птицу было бы логично на нём изобразить? (1 балл)
    • Ответ: Загаданный дом - это доходный дом М.В.Сокол. С фамилией владельца ассоциируется птица сокол, поэтому именно эту птицу и было бы логично изображать на мозаике на этом доме.
  • КП48 На Фото 1 вы видите две картинки, изображающие примерно одно и то же место в конце 17 и начале 21 века. Какая река изображена на более старом рисунке? Найдите улицу, названную в честь этой реки (улицу можно увидеть на современной карте Москвы). Придите к месту, где мылись на этой реке. Как называется ресторан, который находится в доме 14 (строение 4) на этой улице? (3 балла)
    • Ответ: На картине И.Васнецова нарисована река Неглинка, а на современной фотографии Александровского сада реки нет. В честь этой реки названа улица Неглинная. На этой улице располагаются Сандуновские бани (отмечены на карте, выданной участникам). В доме 14 стр. 4 на этой улице располагается ресторан «Сандуны». За указание только улицы Неглинной дается 1 балл.
      Река Неглинка впервые упоминается в летописи от 1401 года как река Неглимна. Трудно сегодня в это поверить, но в древности Неглинная (Неглинка) была полноводной рекой, которая использовалась не только для рыболовства, устройства плотин для водяных мельниц и как средство сообщения, но и как важное сооружение, защищавшее стены Кремля с западного и северо-западного направления.В период с 1817 по 1819 годы трёхкилометровый участок реки заключили в трубу, которая представляла собой кирпичный свод.
      В 1997 году на территории между Александровским садом и Манежной площадью соорудили искусственное русло Неглинной (Неглинки), где оно некогда проходило. Здесь были оборудованы фонтаны и установлены скульптуры.
      Сандуновские бани - одни из старейших и наиболее популярных бань Москвы. Внутри располагаются огромные залы, украшенные лепниной, золотой росписью и мраморными лестницами, которые делают Сандуны более похожими на дворец, чем на баню. Сандуны вошли в число немногих построек, переживших московский пожар 1812 года. Кстати, именно здесь парились под новый год герои легендарного фильма «Ирония судьбы или с легким паром»
  • КП49 На доме 6 Глинищевского переулка находится барельеф, посвященный двум поэтам. Перепишите последнее слово на табличке, написанное латинскими буквами.(1 балл)
    • Ответ: На доме располагается барельеф А.Пушкину и А.Мицкевич. Переписать надо было последнее слово латинскими буквами: Mickiewicz.
  • КП50 Вероятно, вы пройдете мимо дома, изображенного на фото 6. Сколько скульптур под крышей у этого здания? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент здания, расположенного по адресу Кузнецкий мост, дом 7. Под крышей этого здания насчитывается 30 скульптур (8+8+10+4).
  • КП52 Дойдите до Гостиницы Националь. Что расположено справа от входа?(1 балл)
    • Ответ: Рядом со входом в гостиницу Националь висит термометр. Также в этом здании справа от входа в гостиницу расположен ресторан Композитор, поэтому этот ответ тоже засчитывался.
  • КП53 Название какого магазина написано на люке около дома 9 стр.2 по Моховой улице? (2 балла)
    • Ответ: на люке написано название магазина «МЮРЪ и МЕРИЛИЗЪ»
  • КП54 Что изображает памятник, находящийся на площади напротив церкви в Брюсовом переулке? (1 балл)
    • Ответ: на площади располагается скульптура «Весть».
  • КП56 Перерисуйте гербы с ворот Англиканского собора, находящегося напротив Театра “Около дома Станиславского”, находящегося по адресу Вознесенский переулок дом 9А. (1 балл)
  • КП60 Найдите дом, изображённый на Фото 8, и напишите его номер. Что в нем находится? (2 балла)
    • Ответ: На фотографии изображен дом номер 4 в Крапивенском переулке. Там располагается ансамбль жилых домов Константинопольского патриаршего подворья.
  • КП69 Возможно, что вы, гуляя сегодня, увидите дом с Фото 5. Что находится в этом доме с Георгием Победоносцем на крыше? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии виден фрагмент крыши здания, расположенного по адресу Никитские переулок, дом 5. Там располагается Департамент градостроительства г. Москвы
  • КП79 Какая церковь расположена в 130 метрах на восток от места, откуда сделано Фото 7? (3 балла)
    • Ответ: На фотографии изображено здание ГУВД г. Москвы по адресу улица Петровка, дом 38. В 130 метрах на восток от того места, откуда сделана фотография, находится церковь Иконы Божьей матери «Знамение» за Петровскими воротами.
      Петровка у каждого москвича и гостя столицы, как правило, ассоциируется с легендарным зданием на Петровке, 38 и Петровским монастырем, основанном еще в XIV веке, благодаря которому она получила своё название.Петровка — одна из старейших московских улиц. В далекие времена она представляла собой пустынную дорогу, ведущую из монастыря к Кремлю. С XVIII века эту улицу облюбовала московская знать, а в XIX веке Петровка становится одним из популярных мест среди купцов, торговцев и местных ремесленников: здесь открываются многочисленные магазины, мануфактуры, галантереи, ювелирные лавки.


Задания второй части (от Промежуточного финиша до финиша)

  • КП4 Посмотрите внимательно на карту и найдите переулок, подсказывающий, сколько изначально было Патриарших прудов. Дойдите до дома 9 по этому переулку. Что написано над входом с аркой? (3 балла)
    • Ответ: Загадан Трехпрудный переулок. Над входом с аркой в этом доме написано «ПОСТАВЩИКЪ ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА»
  • КП10 Посмотрите на Фото 3. Какие автобусы можно увидеть сейчас в том месте, где на старой фотографии едет троллейбус? Перепишите их номера. (2 балла)
    • Ответ: Автобусы, которые можно увидеть в этом месте Триумфальной площади - это те автобусы, которые идут прямо по Тверской, никуда не сворачивая, и останавливаются на остановке сразу после того, как проезжают Садовое кольцо по Тверской в центр. На этой остановке можно увидеть автобусы Н1 и 12Ц.
  • КП14 Центральный дом Архитектора находится в доме 7 в переулке, названном по имени двора, где в XVI веке делали разрывные артиллерийские снаряды. Напишите, какие инструменты для черчения изображены на карте. (3 балла)
    • Ответ: Загадан Гранатный переулок (снаряды, о который говорится в задании, - гранаты). На карте изображен циркуль и козья ножка (аналогичные чертежные инструменты тоже засчитывались)
  • КП15 По адресу Большая Садовая, дом 10 находится музей известного писателя. Какие птицы “летают” над входом в музей? (1 балл)
    • Ответ: Над входом в музей Булгакова летают 2 совы / филина
  • КП16 На бывшей улице Алексея Толстого в доме 17 находится особняк известного мецената Саввы Морозова. Посчитайте шпили на крыше здания. (2 балла)
    • Ответ: 4 шпиля
  • КП26 Посмотрите на Фото 4 на карте и найдите то, что сейчас стоит на месте солнца. Перечислите народности. (3 балла)
    • Ответ: на месте солнца (ворота с солнцем) сейчас стоит памятник А.Пушикину, который в то время, когда была сделана фотография еще не был перенесен на эту сторону Тверской улицы. На памятнике написан отрывок из стихотворения А.Пушкина:
      …Слух обо мне пройдет по всей Руси великой
      И назовет меня всяк сущий в ней язык,
      И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой.
      Тунгус, и друг степей калмык…
      Народности, упомянутые в отрывке: финн, славян, тунгус, калмык
  • КП28 Посетите Сад Аквариум у Триумфальной площади. На каких музыкальных инструментах играют фигуры в фонтанах? (1 балл)
    • Ответ: скульптуры в фонтанах играют на панфлейте и на лире (кифара и арфа также засчитывались).
  • КП30 Зайдите в музей Ермоловой по адресу: Тверской бульвар, 11. Задание на этой точке вы получите у судьи в вестибюле музея. (2 балла) Задание, которое выдавалось на точке: «Из чего сделан пол, на котором вы стоите?»
    • Ответ: пол сделан из чугуна
  • КП38 Напишите, чей музей расположен в особняке Рябушинского. Укажите часы работы, написанные на табличке на особняке. (3 балла)
    • Ответ: В особняке Рябушинского расположен музей Горького; Часы работы: среда-воскресенье 11-17.30
  • КП42 Прогуляйтесь по Леонтьевскому переулку и найдите табличку, где написано старое название этого переулка. Перепишите все года, которые есть на табличке.(2 балла)
    • Ответ: На табличке в этом переулке написано про то, что переулок в 1938 году переулок был переименован в переулок Станиславского, а в 1994 году переименован обратно. То есть надо было написать два года: 1938, 1994.
  • КП43 Большой Гнездниковский переулок, дом 10. Что было на крыше, согласно табличке на доме? (1 балл)
    • Ответ: На крыше дома, согласно табличке на нем, был зимний съемочный павильон кинофирмы «Товарищество В.Венгеров, В.Гордин». Этот дом в Б.Гнездниковском переулке является первым небоскребом в Москве
  • КП47

Разные есть музеи в Москве. Зоологический привлекает большое количество посетителей каждый день. В нем понравится взрослым и детям любого возраста. Его должен посетить каждый и турист, который приехал восхищаться столицей России.

Любителям природы

Зоологический музей в Москве не оставит равнодушными тех посетителей, которые любят природу. Изначально при открытии (1791 г.) этому заведению присвоили название «Кабинет натуральной истории». Тогда оно принадлежало Московскому Императорскому Университету.

Обычные граждане получили возможность посещать музей и ознакомиться с его экспозициями в 1866 году, т.е. спустя 75 лет со дня создания. В 1902 году возведен комплекс зданий (проект архитектора К.М. Быковского), частью которого стал музей. Здания институтов (Ботанический и Зоологический), которые также были построены в этом квартале по истечении многих лет, преобразованы в корпуса факультета психологии Московского госуниверситета.

Внешний вид здания

Нетрудно заметить, что в оформлении монументального здания Зоологического музея присутствуют классические мотивы, в качестве украшений авторы использовали на стенах объемные изображения (барельефы). Привлекал своим внешним видом всех туристов Зоологический музей в Москве. Фото заведения использовались для оформления путеводителей и рекламы достопримечательностей столицы.

После того как в стране установилась советская власть, музей снова поменял свой статус, его присоединили к Московскому государственному университету в качестве одного из подразделений факультета биологии.

Наконец, когда в СССР состоялись радикальные преобразования (перестройка), в конце концов приведшие к его распаду, музей тоже получил статус самостоятельного заведения - научно-исследовательского института.

Экспозиции

Практически все представители фауны отражены в экспозициях музея. В свое время здесь находились скелеты ископаемых животных, но однажды было принято разумное решение о том, что лучше отдать их Палеонтологическому музею. Оставили только останки мамонта. В научно-вспомогательном фонде музея зоологам созданы прекрасные условия для работы с чучелами животных, поддержания этих экспонатов в нормальном состоянии. Благодаря стараниям сотрудников музея чучела почти не отличаются от живых диких животных в природной среде. Среди такого класса достопримечательностей, как музеи в Москве, Зоологический имеет особый статус. Его любят дети и их родители.

В расположении экспонатов прослеживается строгая научно обоснованная система, т.е. все они скомпонованы, распределены в соответствии с классами и отрядами, которые существуют в животном мире. В Нижнем, Верхнем и Костном залах музея содержатся следующие зоологические коллекции:

  • Класс беспозвоночных и паукообразных животных, которые, в частности, представлены интересными коллекциями моллюсков и вызывающих противоречивые чувства пауков, всего - 1,5 млн. экземпляров.
  • Интерес представляют восхитительные бабочки. Всего - около 4 млн. экземпляров.
  • Класс амфибии и рептилии.
  • Класс рыбы, коллекция которых насчитывает немного меньше экземпляров, чем аналогичная в Академии наук.
  • Класс птицы, по численности коллекция находится на втором месте в стране.
  • Класс млекопитающие.

В основном экспонаты - свыше 7 тыс. - сосредоточены на витринах залов. В запасниках музея имеется незначительное количество экземпляров, которые используются исключительно в целях аренды, например, участвуют в качестве персонажей в съемках кинофильмов или демонстрируются на передвижных выставках. Зоологический музей в Москве регулярно пополняет свои коллекции. Поэтому скучно там не бывает.

Познавательные экскурсии

Посетители музея имеют возможность выбора, как им лучше ознакомиться с экспонатами. Одни из них, не торопясь, прохаживаются и рассматривают всё вокруг, другие решают, что лучше всё-таки воспользоваться услугой экскурсовода. В последнем случае намного больше можно получить интересной информации. С некоторых пор посетителям предоставлена возможность запечатлеть увиденное на фото, хотя освещение помещений этому не очень способствует. В Дарвинском музее не менее увлекательны экскурсии, которые проводятся в интерактивной форме, кроме того, можно полюбоваться мумиями животных. Со стремительной силой развиваются музеи в Москве.

Зоологический предлагает много тематических экскурсий, большая часть которых рассчитана на учащихся. Информация не только интересна сама по себе. Она может дополнить учебный материал, в том числе курсы «Птицы леса, тайги», «Животный мир Австралии», «Звери Подмосковья». Ученики младших классов с неподдельным интересом слушают рассказы экскурсоводов на тему «Животные в сказках Киплинга». Большинство детей смотрели мультфильм «Маугли» и читали книгу об этом персонаже.

В музее действует «Биолекторий». Познавательный материал расширит кругозор учащихся школ, которые углубленно изучают биологию. Все школьные заведения стараются способствовать тому, чтобы их подопечные посещали музеи в Москве. Зоологический любят учителя биологии и анатомии.

Ходить в музеи - это не только интересно проведенное время. Лучше один раз увидеть своими глазами чучела животных (жаль только, что нельзя погладить), услышать увлекательные рассказы из уст экскурсовода, чем, например, много раз рассматривать картинки на экранах мониторов или телевизоров.

Адрес Зоологического музея

По статистике, каждый год в музее успевает побывать свыше 200 тыс. посетителей. Находится он по адресу ул. Большая Никитская, д.6 (рядом с Домом-музеем Лермонтова и Домом-музеем Цветаевой). Для этого надо на метро доехать до станции «Библиотека имени Ленина» или «Охотный ряд». После чего повернуть по направлению улицы Моховой и пройти всего лишь квартал, пока не появится улица Большая Никитская.

Обязательно посетите эту выставку, оказавшись в Москве. Адрес (музей "Зоологический") - ул. д.6. Цена билета: 50-250 рублей.


Всего 16 фото

Сегодня у нас на очереди - Зоологический музей МГУ. И акцент в теме будет не в плане экспозиции этого великолепного музея, а в качестве примечательного архитектурного объекта Старой Москвы. У Зоологического музея МГУ имени Ломоносова славная история. А кроме того, именно, в этом музее работал Владимир Ипатьевич Персиков - главный герой фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Не оставим мы и истории - и также осмотрим этот архитектурный шедевр как с Большой Никитской, так и со двора МГУ.

Научно-исследовательский зоологический музей Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова - один из крупнейших музеев естественно-исторического направления в России. По объёму научных фондов он входит в число первых десяти крупнейших музеев мира данного профиля, занимает второе место в России. Его научные фонды в настоящее время включают более 8 млн. единиц хранения. Ежегодный прирост научных коллекций - около 25-30 тыс. ед. хранения. Наиболее обширные коллекции - энтомологические (около 3 млн.), коллекция млекопитающих (более 200 тыс.) и птиц (157 тыс.). В современной экспозиции выставлено около 7,5 тыс. экспонатов: два зала отведены под систематическую часть, один - эволюционно-морфологический. Ежегодно музей посещает более 150 тысяч человек.
02.

Музей основан в 1791 году как «кабинет натуральной истории» при Императорском Московском университете. Ещё в 1759 году при московском университете был образован естественнонаучный музей, называвшийся тогда Минералогическим кабинетом. После того как среди его экспонатов появились биологические, в 1759 году из них был создан «кабинет натуральной истории».

В 1802 году Павел Григорьевич Демидов, имевший собственный естественнонаучный музей, включавший прекрасные коллекции, составленные по трём царствам природы (включая минералы) и великолепную библиотеку, выразил желание передать его московскому университету и предварительно внёс в сохранную казну 100 тыс. рублей, с тем, чтобы проценты от пожертвованной суммы шли на содержание музея и на жалование тому особому профессору образуемой кафедры натуральной истории, который стал бы хранителем коллекций.
03.

Специально приглашённый в Москву, в 1803 году, Г.И. Фишер фон Вальдгейм, в 1804 году занялся устройством и описанием университетских коллекций и музея П.Г. Демидова. Первая опись коллекций была им выполнена в 1806-1807 годах.
04.

В московском пожаре 1812 года бесценное научное богатство музея почти полностью погибло. Фишеру, остававшемуся в Москве, удалось спасти только часть конхиологической коллекции (моллюсков). Фишер передав в музей все свои личные собрания и библиотеку, стал привлекать многих естествоиспытателей и частных коллекционеров к активному комплектованию новых фондов и заботам по восстановлению музея и уже в 1814 году в возрождённом музее насчитывалось 6 тысяч единиц хранения. В описи коллекций восстановленного музея, опубликованной Г.И. Фишером в 1822 году, значилось почти 10 тысяч предметов. Зоологическое и минералогическое собрания были окончательно разделены - даже территориально. Возрождённый зоологический музей разместился во флигеле нового аудиторного корпуса. К началу 1830-х годов Г.И. Фишеру удалось довести объём коллекции до 25 тысяч предметов. Первоначально коллекция служила преимущественно учебным целям. C 1866 года музей стал общедоступным. Здание на Большой Никитской улице было специально построено для музея по проекту К. М. Быковского (в 1892-1902 годах) в стиле эклектики. В 1930-е годы музей был введён в состав Биологического факультета МГУ.
05.

Зоологический музей состоит из двух корпусов, поставленных под прямым углом вдоль Большой Никитской улицы и Никитского переулка. На месте стыка на углу располагается полуротонда в высоту первого яруса с порталом, обрамленным тосканскими полуколоннами. В декоративных элементах используется анималистический и растительный мотивы.
06.

Теперь, заглянем во двор Зоологического музея и, заодно, МГУ...
07.

Перед нами институт радиотехники и электроники.
08.

Справа - здание института стран Азии и Африки.
09.

Левее - НИИ и кафедра нормальной физиологии.
10.

А это здание Зоологического музея со двора.
11.

Зоологический институт стал местом действия фантастической повести Михаила Булгакова «Роковые яйца». Именно здесь профессор Персиков изобрел некий красный луч,что способствал быстрому развитию животных организмов. Рептилии тогда заполониили столицу и близлежащие области, наступила катастрофа... Повесть воспринималась современниками как пасквильная сатира на коммунистическую идею: за Владимиром Ипатьевичем Персиковым виделась фигура Владимира Ильича Ленина, а красный луч - символ социалистической революции в России, которая совершалась под лозунгом построения лучшего будущего, а принесла террор и диктатуру.