Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Cочинение «Образ и характер Грушницкого Каким предстает грушницкий

Кто такой Грушницкий?

В романе «Герой нашего времени» Грушницкий предстаёт перед нами в главе «Княжна Мери». Это юнкер, который служил вместе с Печориным и так же, как и он, оказался на лечении на водах. Мы сразу же узнаём, что Грушницкий «носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель». Эта шинель – его маска, «трагическая мантия», которая помогает предстать ему в глазах женщин романтическим героем, разжалованным в солдаты за дуэль. Печорин, который сам не раз играл ту или иную роль, чтобы овладеть сердцем дамы, «понял его», и Грушницкий за это его не любит. Да и Печорин его не жалует. Он чувствует, что этот юноша – в какой-то мере его конкурент и что «когда-нибудь они столкнутся на узкой дороге». Характеристику Грушницкому в романе «Герой нашего времени» даёт в основном Печорин. Из его журнала мы узнаём, что у этого персонажа под маской.

Черты характера Грушницкого

«Добрые свойства»

Надо отдать должное Печорину, он оценивает Грушницкого объективно, видя не только его негативные черты, но и «добрые свойства». Когда Грушницкий перестаёт играть свою роль, «он довольно мил и забавен» в общении с женщинами, «довольно остёр» на язык и слывёт храбрецом (хотя и бросается в бой с зажмуренными глазами). Да и добиваясь любви княжны Мери, он не играет её чувствами, как это будет выглядеть в исполнении Печорина, а всего лишь хочет возвыситься в глазах окружающих.

Позёрство

Однако в целом образ Грушницкого в романе «Герой нашего времени» негативен. Его главным отрицательным качеством можно назвать позёрство. Его главное наслаждение – «производить эффект». Он почти ничего не говорит и не делает искренне, от души. На все случаи жизни у него готовы пышные фразы. Он не стремится найти прекрасное в жизни, а придумывает и изображает «необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания». Вот и в княжну Мери Грушницкий не влюбился по-настоящему – ему льстило её внимание, а когда оно пропало, он просто разозлился и начал распускать о девушке грязные слухи.

Самовлюблённость

Грушницкий настолько влюблён в себя, что не видит опасности, исходящей от Печорина. В отличие от того, «он не знает людей и их тонких струн», потому что всю жизнь занимался только собой. Грушницкий не умеет слушать других, не отвечает на возражения в споре, произнося взамен длинные тирады. Он уверен в своей неотразимости и не считает Печорина соперником. Неудивительно, что Печорину удаётся довольно легко отбить у него княжну.

Подлость

К концу главы мы узнаём, что Грушницкий, казавшийся вначале таким милым и безобидным, способен на подлость. Это покажет дуэль Печорина и Грушницкого. Вместе со своей компанией он оставляет пистолет соперника незаряженным. Только благодаря случаю Печорину удаётся раскрыть этот коварный план. Ущемлённое самолюбие не даёт Грушницкому извиниться за клевету о княжне Мери даже перед лицом смерти.

Грушницкий – отражение Печорина

В образе Грушницкого угадываются все те черты, которые присущи и Печорину, и именно в этом смысл этого персонажа. Печорин смотрит на себя как бы со стороны, и ему не нравится собственное отражение. Ведь он, как и Грушницкий, изначально не имеет злых намерений, играет с людьми, но от скуки, а не от желания сделать их несчастными. Тем не менее его эгоизм так же, как и самовлюблённость Грушницкого, приводит к трагическим последствиям. Не потому ли он не испытывает торжества, когда видит окровавленное тело сослуживца между скал? Как будто там лежит он сам.

Тест по произведению

Через все повести только образ Печорина проходит до самого конца. Герои второго плана даны автором специально, чтобы оттенить различные грани характера главного действующего лица. Это их основная композиционная роль. Несмотря на это, они интересны читателю и сами по себе, поскольку в них отражается общественная жизнь людей, устои, нравы общества.

Таким персонажем выступает в произведении Грушницкий.

Белинский уверяет, что этот образ обозначает целый разряд людей подобного типа. По словам Лермонтова, они носят на своём лице модную маску разочарованного в жизни человека. Точно характеризует Грушницкого и сам Печорин, который говорит, что он просто позёр, стремящийся выдать себя за героя-романтика. Он выражается пафосными фразами, окружает себя возвышенными чувствами, исключительными страстями и даже страданиями. Главная цель Грушницкого – произвести на общество определённый эффект. На самом деле, его душа лишена любой поэзии, от этого героя за версту веет самоуверенностью, эгоизмом, самодовольством.

Он никогда не слушает собеседника, не вступает с ним в диалог, потому что упоён только своей речью, ему интересен лишь он сам, а не другие люди.

Однако Грушницкий – не просто влюблённый в себя человек, он способен на низость, подлость. Именно он становиться источником сплетен о Печорине и Мери. Он соглашается на дуэль с абсолютно безоружным противником. На дуэли проявляются все самые низкие черты характера этого персонажа.

Личность Печорина особенно ярко выделяется на фоне молодёжи, к которой относится Грушницкий.

В повести «Княжна Мери» Грушницкий показан посредственностью, любящим пафос и громкие слова человеком. Этот персонаж для любой ситуации имеет заготовленные пышные фразы, которые он драпирует, украшает некими особыми чувствами, романтическими страданиями, страстями. Таким образом, Грушницкий играет модную юношескую роль – героя, разочарованного в себе и в жизни. Произвести должный эффект – главная его цель, основное наслаждение. Он специально носит потёртую шинель солдата, старается убедительно играть роль страдальца, которого разжаловали за какой-то смелый, но дерзкий поступок. Но это только пародия на Печорина, поэтому Грушницкий так его ненавидит. Он сам не слишком умён, а потому не может понять, увидеть, насколько Печорин выше его. Грушницкий находится в состоянии влюблённости, ему нравиться княжна Мери. Она тоже вначале уделяет ему особое внимание, но вскоре влюбляется в Печорина. Забытый Грушницкий злиться, ревнует, его ущемлённое самолюбие делает его опасным. Он собирает компанию, чтобы поиздеваться над Мери. Эти же люди нарочно не заряжают пистолет Печорина, когда тот вызывает Грушницкого на дуэль, обвинив в клевете. Эта откровенная подлость поражает главного героя. Простить подобное Печорин не может, и, перезарядив пистолет, убивает Грушницкого.

Грушницкий является главным героем романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», написанного автором в 1838-1840 гг. Это молодой человек, юнкер, который в двадцать один год уже удостоен георгиевского креста. Грушницкий забавный малый, иногда слишком доверчив, его легко сбить с толку из-за ложных представлений о чести и достоинстве. Но в смерти он достигает настоящей исключительности. Не зря И. Анненский в статье «Юмор Лермонтова» называет его смерть прекрасной. Грушницкий выкрикивал запальчивые фразы в адрес своего противника, стоя под дулом его пистолета, искренне считая в тот момент, что Пятигорск – это весь мир, в котором им двоим тесно, нет места. Несомненно, с возрастом этот герой перебесился бы, стал более гибок, поумнел, да только время его ограничено нахождением в отпуске из-за ранения.

Печорин показывает нам, что Грушницкий излишне фанатичен в плане романтики. И, тем не менее, этот фанатизм становится ещё более очевидным в присутствии Печорина. Это происходит потому, что молодой человек польщён вниманием светского льва из Петербурга, хочет уподобиться ему, подражать, но, по сути, копирует лишь маску. Грушницкий, словно участник маскарада, который устроил Печорин. Именно в этом маскараде и представился случай юноше сыграть определённую роль в обществе в первый и последний раз.

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Образ Печорина один проходит через все повести. Остальные герои даны для того, чтобы оттенить различные черты характера Печорина. Такова их композиционная роль. Но они интересны и каждый по себе, так как в них отражена какая-то другая сторона общественной жизни.

Таков прежде всего Грушницкий, «представитель целого разряда людей,- по выражению Белинского,- имя нарицательное». Он из числа тех, которые, по словам Лермонтова, носят модную маску разочарованных людей. Меткую характеристику Грушниц-кому даёт Печорин. Грушницкий, по его словам, позёр, выдающий себя за романтического героя. «Его цель - сделаться героем романа». Говорит он «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные, страдания. Производить эффект - его наслаждение». Но в его душе, нет «ни на грош поэзии». Самодовольством, самоуверенностью так и веет от Грушницкого. Он не слушает собеседника, не отвечает ему; он упоён своей речью. «Он не знает людей и их слабых струи, потому что занимался целую жизнь одним собою».

Но Грушницкий не только самовлюблённый, самодовольный человек: он способен на всякую подлость и низость. Он распускает сплетни о Печорине и Мери, он даёт согласие на дуэль с безоружным противником. Его поведение на дуэли - не только проявление его «самолюбия и слабости характера», но и настоящей низости души.

На фоне такой молодёжи, представителем которой является ничтожный Грушницкий, ярко вырисовывается страдающая личность Печорина.

    Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века, сменившие время декабристов,- это годы николаевской реакции. Главная проблема этого романа - судьба мыслящего, талантливого...

    И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови. Эти лермонтовские строки как нельзя лучше характеризуют «героя своего времени» - Печорина. В...

    Приходило ли вам в голову, анализируя характер и поступки Григория Александровича Печорина, героя своего времени, взглянуть на женские образы романа не как на фон, делающий образ главного героя ярче и полнее, а как на самостоятельное явление, на героинь...

    Большой след в моем сознании оставил роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Для меня прежде всего необычайно ценно и дорого то, что в романе поднимаются жизненно важные проблемы, такие, как проблема счастья, проблема добра и зла, проблема предопределения...

    "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтова как социально-психологический роман Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно портрет, но не одного человека; это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии....

Грушницкий – второстепенный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». В статье приведена информация о персонаже из произведения, цитатная характеристика.

Полное имя

Не упоминается.

Оборачиваюсь: Грушницкий! Мы обнялись.

Скорее всего, по причине немного презрительного отношения к нему:

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою. Его цель – сделаться героем романа.

«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами

Возраст

Около 20 лет.

ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год.

Отношение к Печорину

Негативное:

Я его понял, и он за это меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях.

В конце враждебное. Грушницкий был убил Печориным на дуэли.

Я выстрелил… Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва.

Внешность Грушницкого

Он только год в службе, носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский солдатский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год. Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.

Социальный статус

По началу юнкер

Грушницкий – юнкер.

я пари держу, что она не знает, что ты юнкер

Впоследствии становится офицером.

Пришел Грушницкий и бросился мне на шею: он произведен в офицеры

За полчаса до бала явился ко мне Грушницкий полном сиянии армейского пехотного мундира

Родом Грушницкий из не очень богатого рода в глубинке. Имеет неплохое образование и воспитание

накануне отъезда из отцовской деревни

громко отвечал мне по-французски

знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится

Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием

Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…

Дальнейшая судьба

Убит на дуэли.

Спускаясь по тропинке вниз, я заметил между расселинами скал окровавленный труп Грушницкого.

Личность Грушницкого

Грушницкий тщеславен, мечтает стать героем романа

он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою.

он из тех людей … Производить эффект – их наслаждение

Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма

Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное каким то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттого то он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель

носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель

спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, по видимому имеющую какую то связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи

Грушницкий говорит вычурно и важно

под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное (о себе)

Грушницкий любит разыгрывать из себя величайшую жертву:

Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил

Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне

Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня

да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем

Грушницкий совершенно не разбирается в отношениях и других людях

Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко…»

Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!

Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин

я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.. (Грушницкий о себе)

Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении

Грушницкому не чуждо благородство:

Ни за что не соглашусь! – говорил Грушницкий (о нечестной дуэли)

только Грушницкий, кажется, поблагороднее своих товарищей. Как вы думаете?

Он покраснел; ему было стыдно убить человека безоружного

Но в тоже время и слабость характера, самолюбие и трусость. По этой причине он и не смог не выстрелить в Печорина под нажимом своего секунданта

но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать

особенно самолюбие его оскорблено

Грушницкий самодовольно улыбнулся

Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями

О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар! (Печорин о Грушницком)

Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это что то не русская храбрость!..

Трус! – отвечал капитан (о Грушницком)

О ранении

Грушницкий поехал на лечение из-за ранения в ногу.

Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня

В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание

сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу

нога его вдруг выздоровела: он едва хромает