Гаммы и пентатоники для гитары. Ля-минорная пентатоника на грифе гитары, по позициям. Звуки, входящие в Ми-минорную пентатонику

». В этой статье хотелось бы рассказать как должна звучать. Сразу хочу сказать, что пентатоники при игре на гитаре применяются в основном для импровизации. Для того чтобы по импровизировать вам понадобится вот эти вот схемы расположения нот для пентатоник:

Для начала вы должны определится с тем в какой тональности вам нужно импровизировать. Ну к примеру вы хотите поиграть импровизацию в тональности ля-минор. Сначала вам нужно будет отыскать ноту ля на любой струне, затем посмотреть на схемы минорных пентатоник и отыскать на соответствующе струне красный квадратик. После этого посмотрите и расположите остальные ноты соответственно тоники, и смело начинайте импровизировать.

Если вы обратите свое внимание на схемы пентатоник, то вы увидите, что пентатоника на гитаре укладываются по ширине в четыре лада, кроме пентатоники расположенной в середине. Смотрите четыре лада соответственно четыре пальца левой руки участвуют в игре. Такая игра когда каждый палец соответствует своему ладу и своей ноте называется позиционной игрой. В случае же со схемой где ноты выходят за пределы четырех ладов, предлагаю ноту на третьей струне, которая выходит за пределы позиции, брать указательным первым пальцем. Начинающим и не совсем опытным гитаристам хочу посоветовать проигрывать пентатоники так называемым гаммаобразным движением, т.е проигрывать от самой низкой ноты к высокой и в противоположенную сторону с освоения и усвоения изучаемого материала. Так же хочу дать вам совет при проигрывании пентатоник запоминайте их название. Это очень поможет вам в дальнейшем, вы сможете быстро находить нужные аппликатурные модели пентатоник. После того когда вы усвоите гаммаобразные движения, и сможете уверенно проигрывать пентатоники в чистом виде, вы можете переходить к другим вариантам проигрывания. Один из простых, традиционных способов проигрывания гамм а в частности пентатоник является проигрывание восьмыми нотами, когда на каждый удар метронома приходится две ноты поровну. Одна приходится чисто на удар, другая определенно между ударами. Для примера давайте рассмотрим ля-минорную пентатонику.

Как я и говорил выше ищем тонику т.е ноту ля, возьмем ноту ля на третей струне, она будет находиться на втором ладу. Смотрим на схемы минорных пентатоник. Обращаем внимание на последнюю картинку так как именно на ней тоника находится на третьей струне. Указательным пальцем начнем играть, получаем вторую позицию. Играть начинаем с самого низкого звука данной модели, т.е с шестой струны и третьего лада:

Другим вариантом проигрывания могут быть триоли, это когда полностью четвертная доля делится не на четыре а на три равные доли, и все эти три ноты должны равномерно и одинаково прозвучать за одну долю. Здесь полезно будет вспомнить о вальсе. Вспомните уроки танцев - раз, два, три; раз, два, три. Так вот, каждое ваше "раз" должно совпадать с ударом метронома.

Вот как в триольной ритмике будет выглядеть пентатоника.

Итак, вы научились уже играть первые аккорды, превращать их в риффы, играть аккомпанементы к блюзу. Теперь нужно научиться играть соло на гитаре . Для этого нам понадобится специальная гамма, которую используют в блюзе и рок-н-ролле. Она называется пентатоника (от греч. πέντε - пять) – гамма, состоящая из пяти нот. Как и классические семинотные гаммы пентатоника бывает мажорная или минорная. Минорная пентатоника, это минорная гамма, но без 2-й и 6-й ступени. Для тональности Ля минор (Am), она выглядит в таблатуре и на грифе вот так:

Играется она обычно в позиции пятого лада, т.к. там половина её нот берётся на 5-м ладу, т.е. можно взять баррэ и никуда не смещать левую руку при игре. Это называется игра в позиции 5-го лада .

Если у нас есть песня в тональности ля минор (Am), то мы смело можем использовать эту гамму для любых гитарных фраз или небольшого соло. Сыгранные нами ноты точно подойдут под аккорды песни. Если мы имеем дело с блюзом, то можно использовать блюзовую гамму . Это та же пентатоника, но с ещё одной добавленной пониженной 5-й ступенью. Выглядит следующим образом:

Играя её, мы получим характерное блюзовое звучание. Эта гамма подойдёт для любого блюза в тональности A, уже независимо от того мажорный он или минорный. Для того чтобы сыграть настоящее соло на гитаре Вам потребуется выучить достаточно много различных приёмов игры, фирменных фраз, песен с известными гитарными соло, а пока я предлагаю Вам поиграть вот такое простое упражнение:

В нем мы играем ля минорную пентатонику по три ноты, триолями, каждый раз от следующей ноты наверх. Триоль означает, что каждая из 4/4 долей такта поделена на три равные части. В нотах триоль обозначается цифрой 3 над (или под) общей чертой. Послушать как звучит это упражнение можно по ссылке . Подобные фразы Вы сможете встретить в очень многих рок-рольных соло.

Пентатоникой на гитаре зовется особый вид гаммы, состоящий из 5 ступеней основной гаммы.

Любая простейшая мажорная или минорная гамма будет содержать 7 ступеней (по количеству входящих нот), а в пентатонике будет использоваться всего 5 ступеней, соответственно, 5 нот мажорной или минорной гаммы.

Когда речь заходит о пентатонике, говорить о миноре или мажоре, собственно, не имеет смысла, так как пентатоническая гамма вполне самобытна и используется во многих музыкальных стилях гитарной игры.

Пентатоника — это неотъемлемая часть блюза, джаза, кантри, ее можно играть в рок-музыке, поп-песнях, фанке, репе и даже металле.

Вот такая замечательная гамма, которой всегда и везде находится применение.

Теперь предлагаем читателям-музыкантам сайта сайт ознакомиться с обучающим видеороликом от прекрасной девушки — Нины Якименко.

При желании вы также могли бы приобрести ее обучающий курс или поискать другие видео на канале.

Пентатоника на гитаре: ноты и табы. Как играть пентатонику

1. Первый пример и на видео и в табулатурах — это пентатоника от ноты ЛЯ (шестая струна — пятый лад), которая играется во второй позиции.

При этом первая нота ЛЯ на шестой струне играется мизинцем.

Положение ваших пальцев при игре должно оставаться постоянным и стабильным. Пальцы могут подниматься по ладам вверх и вниз, но не сдвигаются ни влево ни вправо.

Каждому пальцу выделяется свой лад, на котором он и играет все выпадающие ноты.

Постановка во второй позиции (название позиции от названия самого нижнего лада гитары) такая:

— второй лад грифа — указательный палец;
— третий лад — средний палец;
— четвертый лад — безымянный палец;
— пятый лад — мизинец.

Это положение пальцев обязано сохраняться постоянно, пока вы не смените позицию. В табулатурах Guitar Pro, которые вы скачаете с нашего сайта, это первая группа нот.

2. Теперь мы играем те же самые ноты пентатоники (5 нот без полутонов), только уже в пятой позиции.

Номер позиции для руки — это номер самого нижнего лада на гитаре, который зажимается вашими пальцами.

Ниже 5-го гитарного лада здесь мы не опускаемся, значит, это пятая позиция на грифе.

Постановка пальцев для игры пентатоники ЛЯ в пятой позиции следующая:

— пятый лад — указательный палец;
— шестой лад — средний палец (он должен находиться на своем ладу даже тогда, когда не зажимает никаких струн);
— седьмой лад — безымянный палец;
— восьмой лад — мизинец.

3. Следующие 2 группы нот — это упражнения на гитаре в пентатонике, которые отображены на видео.

Здесь фактически вы играете те же самые ноты из пентатоники от ноты ЛЯ, только возвращаетесь постоянно на одну предыдущую ступень назад.

Скачайте табулатуры и все поймете сами. Этот же ход обучающего упражнения доступно и понятно показан на видео. Ничего сложного тут нет.

ВАЖНО : когда вы играете гаммы или упражнения, следите за тем, чтобы совершать минимум лишних движений.

Например, держите пальцы всегда на своих струнах и своих ладах, даже если ноты на них в определенный момент не звучат.

Не ерзайте пальцами по ладам, играйте все в тех или иных конкретных позициях. Не возите одним только указательным пальцем по струне от первого для двенадцатого лада — у вас для этого есть и другие пальцы!

ВАЖНО : если вы только учитесь играть, обязательно используйте метроном.

В программе Guitar Pro 5 (которая вам понадобится, чтобы открыть наши ноты и табы), есть встроенный метроном, и им нужно пользоваться.

Также в этой программе за пару минут можно набросать простейшую ритмическую партию ударных или хотя бы акцентировать сильные доли (мы прописали удары предполагаемого метронома).

ВАЖНО : начинайте с малых скоростей, пока не научитесь играть полностью все ноты в нужных позициях. Затем темп метронома можно и нужно повышать, развивая технику и скорость своей игры.

Здесь также обязательно нужно сказать, что ноты пентатоники должны браться исключительно из нот вашей гаммы. В ля-миноре и до-мажоре нет ни диезов ни бемолей в ключе.

Здесь все эти ноты будут звучать как нужно. Если же вы захотите обыграть пентатоникой, например, МИ-минор, вам придется брать ноты из этой же самой гаммы МИ.

Вообще по пентатонике можно сказать очень и очень много еще чего, но азов из этого видео-упражнения будет пока достаточно.

Детальнее пентатоника будет рассмотрена в других упражнениях сайта и в разделе «элементарная теория».

Ни для кого ни секрет, что импровизация — это высшая точка для каждого музыканта. Для её овладения требуется годы тренировок и анализа всей музыкальной системы . Но даже овладев всем, что необходимо для того, чтобы создавать во истину замечательную музыку, вы поймёте, что нет предела совершенству и есть ещё очень много вещей, которые вы для себя не открыли. В этой статье я познакомлю вас с гаммой «пентатоника» , которая ляжет в основе вашей импровизации на гитаре.

Пе нтатоника

Пентатоника — это отличный инструмент для блюз, джаз и рок-музыкантов. Её уникальность заключается в том, что она подходит, практически, под любую гармонию, вписывается во многие музыкальные ситуации и стили. Пентатоника состоит из пяти нот и имеет очень удобные, и наглядные аппликатуры на грифе гитары.

В теории пентатоника — это гамма, состоящая из пяти нот (ступеней). Пентатоника бывает мажорной и минорной , а так же при добавлении хроматизма в минорную и мажорную гамму, можно получить так называемую , которая имеет характерное блюзовое звучание.

Пять боксов минорной пентатоники

Минорная тонов и полутонов :

В тональности Ля-минор ноты записываются так:

Ля До Ре Ми Соль Ля

Как и понятно по названию эти ноты нужно использовать по верх минорных аккордов.

Большинству гитаристов будет удобна первая позиция, и лишь очень не многим все пять. За второе место борются 2 и 4 позиции. Ну и далее по наклонной. Для того чтобы понять сам принцип — нужно овладеть всеми боксами пентатоники . Если кто не понял сразу, то каждая позиция — это продолжение предыдущей. Чёрные точки в каждой позиции — это тоника, то есть главная ступень гаммы. Белые — все остальные ноты в тональности.

Пять боксов мажорной пентатоники

Мажорная пентатоника строится по следующему шаблону тонов и полутонов :

В тональности Ля -мажор ноты записываются так:

Ля Си До# Ми Фа# Ля

Исходя из названия эти ноты нужно использовать по верх мажорных аккордов.

  • Овладейте каждым боксом в любой тональности, визуально расположив их друг с другом на грифе гитары (тоника вам в этом поможет).
  • Пойте название каждой ноты! Это поможет вам выучить ноты пентатоники и найти свои отправные точки.
  • Играйте под инструментальное сопровождение в удобной для вас тональности. Например в тональности Ля -минор:
  • Пополняйте запас ликов (фраз). В этой статье вы найдёте клёвые фразы:

Многие люди увлекаются музыкальным исскуством. Музыка - это отличный способ увеличить силу духа человека либо утешить его в печали. Музыкальная школа - замечательное заведение, которое позволяет узнать основы, а также многие нюансы того, как овладеть тем или иным инструментом. Многие новички в музыкальном ремесле отправляются именно туда в начале своего пути. Те люди, которые начинают изучать способы игры на гитаре, часто задаются вопросами о том, что такое пентатоника на гитаре. Из этой статьи мы узнаем ответ на данный вопрос. Кроме того, нам станет известно, что такое ступени пентатоники.

Основные принципы

В том случае, если бы вы никоим образом не хотели бы осваивать пентатонику, но тем не менее при этом вам бы хотелось уметь придумывать потрясающее соло на акустической или же электрогитаре, то рано или поздно вам все равно бы пришлось столкнуться с этим термином. Почему же так происходит?

Изучение того, что такое пентатоника на гитаре - неотвратимо потому, что пентатоника - это звукоряд, в котором присутствует 5 звуков. Особенность данного звукоряда заключается в том, что он принципиально не имеет полутонов, а также звуков, которые могут образовывать тритоны.

Популярность пентатоники

Было бы сложно сказать, кто из самых знаменитых гитаристов (а кроме того и басистов, клавишников, а также многих других членов музыкальной братии) мог бы не использовать пентатонику. Например, блюзовая пентатоника - без которого невозможна импровизация. И, в принципе, это довольно сложно представляемая вещь - игра без импровизации.

Теоретическое введение

Поскольку пентатоника - это пятиступенный лад, то в отличие от каких-либо диатонических гамм, состоит он не из 7, а всего лишь из 5 звуков. В этом заключается мощь данного приема игры на гитаре. Музыкальная школа Древнего Китая в седьмом веке возводила данный прием в статус философского постулата. Считалось, что каждая нота этого звукоряда обозначала своеобразное, определенное мистическое воздействие на отдельных людей и социум в целом.

Виды пентатоники

Существует два вида пентатоники. При этом минорная пентатоника столь же популярна, как и мажорная.

Минорные принципы пентатоники практически в точности похожи на мажорные. Разница только в несколько другой тональности. Это происходит из-за параллельности данного тона. Таким образом, мы получаем пентатонику при помощи удаления четвертой и седьмой ступени из мажорной гаммы. При этом из минорной мы удаляем вторую и шестую ступень. Именно поэтому данное правило параллельности отлично подходит для пентатоник.

Итак, само главное правило звучит так: параллельный минор может строиться на шестой ступеньки минора, при этом сохраняя все знаки на ключе, если он есть. Кроме того, есть вариант отступить и от мажорной тоники на одну малую терцию вниз, в таком случае выйдет минорная тоника. Если говорить просто, то это произойдет через два лада вниз по струне.

Давайте представим, что мы хотим сымпровизировать какую-либо мелодию в тональности ля-минор. Необходимо найти ноту ля на любой из струн, сверьтесь с минорным принципом пентатоники и расположите остальные ноты непосредственно учитывая основную тонику. По ширине пентатоника состоит из четырех ладов. Четыре пальца непосредственно отвечают за четыре лада, каждый из ваших пальцев отвечает за ноту именно на своем ладу. Термин, которым это обозначается - позиционная игра.

Основной совет, который дается начинающим музыкантам, заключается в том, что им необходимо проиграть все пентатоники, начиная от самой низкой и вплоть до наиболее высокой ноты, а затем наоборот. Когда вы научитесь непосредственно играть все данные фигуры в самом начальном варианте, то тогда можете начать и варьировать игру. Надо помнить, что наиболее простым способом проигрывания гамм является проигрывание этих элементов восьмыми нотами. В данном случае говорится о длительности. Не забывайте, что на каждую долю играется по две ноты. Для примера рассмотрим пентатонику в ля-миноре.

Упражнение для закрепления техники

Давайте возьмем ля на третьей струне. Данная точка будет являться тоникой, вторым ладом. Теперь возьмите своим указательным пальцем третью струну и получите непосредственно вторую позицию. Теперь начните играть с третьего лада самой шестой струны. В этом месте наиболее низкий звук. Дальше следуйте инструкции по таблице.

В данном примере нижняя строка, табулатура, и есть непосредственно При этом его первая струна находится вверху, тогда как внизу шестая. Справа находится корпус инструмента, ну а слева - колки. Номер лада изображается на струнах. При этом изображается он, учитывая все расположенные выше ноты.

Есть и ещё один интересный способ. Этот способ называется - триоль. В нем каждая четвертая доля делится непосредственно на три одинаковые части. Каждые три ноты должны звучать, что важно, равномерно в течении одного удара. Классический пример в данном случае - вальс. Давайте вспомним стандартный темп вальса, каким мы его видели, допустим, в фильмах - "раз-два-три-раз-два-три".

Рассмотрим мажорную пентатонику

Давайте поподробнее поговорим о том, что такое мажорная пентатоника. Данную технику можно получить при помощи удаления из самой натуральной до-мажорной гаммы четвертой и седьмой ступени. Соответственно, формула данной техники: 3 (до) - 2 (ре) - 3 (ми) - 5 (соль) - 6 (ля).

Стоит обратить внимание вот на что. Дело в том, что до-мажорная и ля-минорная пентатоника состоят фактически из одних и тех же звуков. Тем не менее из-за того, что они все имеют самое различное интервальное строение, они разнятся. В данном случае на них распространяется само правило парных тональностей. Это которые имеют одинаковое число в своем ключе. К примеру - до-мажор - ля-минор, соль-мажор - ми-минор (или же фа-диез). Таким образом, получается и то, что боксы пентатоники на гитаре, если рассматривать их относительно этого свойства, универсальны. Иначе говоря, до-мажорная и ля-минорная пентатоника по своей структуре имеют одну и ту же аппликатуру. Однако же при этом расположение непосредственно тонального центра, а также других ступеней у них отличаются друг от друга.

Полутоновая пентатоника

В Японской народной музыке, как и, в принципе, азиатской, популярен прием полутоновой пентатоники. Там довольно широко известны пятиступенные ряды, помимо основных семиступенных звуковых рядов.

Полутоновая пентатоника - это распространенный среди стран Востока вид пентатоник. Пример такой пентатоники следующий: e-f-g-g#-a#. Интервалы в данном случае представляют из себя полутоны (то есть малые секунды). В данном случае e-f и g-g#.

Другие примеры пентатоник

Кстати, еще бывает смешанная пентатоника и темперированная. В смешанной объединены свойства полутоновой и классической, бесполутоновой пентатоники, тогда как темперированная представляет из себя индонезийский тип звукоряда слендро. В нем нет ни тонов, ни полутонов.

Гитаристы, использующие пентатонику

Один из самых видных гитаристов современного времени Р. Фрипп утверждал, что обычно для освоения одной из гамм требуется пять-шесть лет занятий. Тем не менее, многие думают, что чем большее количество гамм они знают, тем для них лучше. Для того чтобы описать данное явление, можно употребить известное и крайне хорошее народное выражение "нахвататься вершков". Такие люди вместо того, чтобы расширять и углублять свои знания и понимания уже известного, перескакивают с одного прямиком на другое, не осваивая ничего.

Поскольку пентатоника представляет из себя наиболее легкий, а кроме того, и популярный способ для освоения ладов, то и встречается она во всех стилях музыки. На это есть огромное количество причин. Главная же, скорее всего, в самом нейтральном звучании данной техники. использовал пентатонику особенно интенсивно в своих импровизациях. В том числе даже там, где это могло бы показаться неприемлемым.

Вычленение из натуральных ладов

Тем не менее, помимо огромных преимуществ пентатоники, у нее есть также и один большой недостаток. Дело в том, что ее звучание довольно быстро приедается и придумать что-либо необычное в рамках одного лада становится достаточно сложно. Основным стандартным способом разнообразить звук пентатоники может являться добавление ступени 5b и стиля блюз. Кроме того, многие используют тоникальные пентатоники для каждого своего нового аккорда. В блюзовой же традиции принято использовать одну пентатонику примерно на все

Тем не менее существует помимо прочего и еще один замечательный способ, который помогает расширить выразительность и возможности пентатоники. При помощи данного способа можно создавать крайне необычные звучания, при этом используя всего 5 нот. Данный способ носит название "вычленение пентатоники из натуральных ладов".

Для начала возьмем три самых распространенных лада: дорийский, лидийский, миксолидийский. Теперь запомните связь аккорда с соответствующим ладом. Вслед за этим необходимо найти пентатонику внутри каждого из ладов. Благодаря тому, что существует всего пять возможных типов расположения звуков в самой пентатонике, цель наша состоит в том, чтобы найти варианты данных обращений в выбранном нами ладу.

Используя наиболее простой принцип, теперь мы от каждой ноты начинаем пробовать все возможные варианты. При этом если от самой ноты никак невозможно построить большую секунду, то в таком случае вариант у нас останется только один (а именно - начать с малой терции). Если мы обобщим полученный результат, то получим вывод, согласно которому каждой ступени определённой пентатоники может соответствать и своя пентатоника. Можно привести аналогию гармонизации гаммы аккордами. В результате мы получим семь пентатоник для того, чтобы обыграть один аккорд. Мы можем использовать любую из них, чтобы открыть самые разные и новые возможности обыгрывания аккордов.

Данный принцип крайне хорош для импровизации. Вы можете, не задумываясь, создавать само модальное пентатоническое звучание. Допустим, вы сможете запомнить то, что при каждом обыгрывании мажора возможно использовать ту пентатонику, которая расположена на полтона ниже самого основного тона. Вы сможете играть B-минорную пентатонику на C-мажор.

Что же, теперь вы узнали, что пентатоника - это замечательный способ освоить игру на гитаре и даже углубиться в ее дебри.