Главный редактор 1 канала. Константин эрнст - биография, информация, личная жизнь. Мы поделили эфир: абрамович, «согаз» и нмг

Константин Эрнст руководит Первым, самым массовым телеканалом страны, уже 15 лет - столько же когда-то занимал этот пост Сергей Лапин, самый могущественный из советских теленачальников . COLTA. RU продолжает публикацию глав из будущей книги искусствоведа и телеобозревателя Юрия Богомолова.

Константин Львович Эрнст, занявший руководящее кресло самого могущественного телеканала (тогда он именовался ОРТ, а затем - Первым), в отличие от Лапина, был руководителем публичным.

При каждом удобном случае он не прочь заострить на себе внимание - многочисленные интервью в газетах, на радио, синхроны в рекламном промоушене, непременное участие в жюри КВН, участие в престижных пресс-конференциях, которые на поверку оказываются самопрезентациями. Одна из них так и называлась: «Логика успеха».

Там он сделал программно-сокровенное заявление: «Я, будучи “вьюношей”, очень хотел заниматься многими делами, я хотел быть черт знает кем, но сразу понял, что одной жизни не хватит, чтобы прожить все. В какой-то момент я понял, что телевидение - то самое место, где в одно и то же время ты можешь прожить сразу несколько жизней. Я этим обстоятельством абсолютно счастлив. Спасибо!»

Константин Эрнст. Справка

В 1988-1990 годах работал на Первом канале в программе «Взгляд» .

В 1991-1995 годах - автор, ведущий, режиссер и продюсер телевизионной программы «Матадор». Реализовал много успешных проектов, среди которых музыкальный полнометражный фильм «Радио тишины» (1988 г., режиссер, продюсер), короткометражный игровой фильм «Homo Duplex» (1989 г., режиссер, продюсер).

В 1995 году назначен на должность генерального продюсера ОРТ . Совместно с Денисом Евстигнеевым - автор и продюсер первой части «Русского проекта» (приз «Золотая олива» на Международном фестивале телевизионных программ в городе Бар). В 1996 году - продюсер и сорежиссер «Русского проекта - 2». В 1995-1997 годах выступил автором и продюсером мюзиклов «Старые песни о главном - 1, 2, 3» («Золотая олива» на Международном фестивале в г. Бар, «Золотая антенна» на Международном фестивале музыкальных и развлекательных программ в г. Албена (Болгария) за «Старые песни о главном - 3»).

Продюсер телевизионного сериала «Зал ожидания» (1998). Сопродюсер художественных фильмов «Блокпост» (приз «Золотая роза» за лучший фильм на X Открытом российском кинофестивале в Сочи , «Хрустальный глобус» за лучшую режиссуру XXXIV МКФ в Карловых Варах (Чехия), приз «Везувий» за лучший фильм МКФ в Неаполе, приз «Серебряный дельфин» за лучшую режиссуру XV МКФ в Трое) и «Мама» (приз за лучший актерский ансамбль X Открытого российского кинофестиваля в Сочи).

В 2000 году Константин Эрнст спродюсировал четыре сериала: «Убойная сила - 2» , «Остановка по требованию», «Империя под ударом» и «Граница. Таежный роман» , а также традиционно выступил продюсером и автором идеи новогоднего проекта Первого канала (2000-2001) «Старые песни о главном. Постскриптум».

Прежде чем стать счастливым, Эрнсту понадобилось стать генеральным директором ОРТ. Он им не родился. Он этому не учился - у него диплом биолога. Тема его диссертации - «Динамика созревания мессенджер-РНК при созревании ооцитов млекопитающих in vitro ».

«In vitro» значит «в пробирке».

Считая себя Фаустом, а не каким-нибудь «ооцитом млекопитающего», молодой биолог Константин Эрнст рискнул переменить профиль своей профессиональной деятельности. Более перспективной «пробиркой» ему показалось ТВ. Поработав некоторое время в ТПО «Видеофильм» и приобретя там навыки обращения с картинкой, не «вьюноша», а муж 27 лет от роду устроился в молодежную редакцию ЦТ Гостелерадио СССР.

Ему повезло - он пришел работать на ТВ в пору, когда одна эпоха кончалась, а другая только брезжила. Кончалась советская власть, и колебался один из ее краеугольных камней - Центральное телевидение (ЦТ); начиналось нечто неизвестное и непредсказуемое.

Предбанником этого «нечто», как сегодня стало очевидно, явилась программа «Взгляд», рядовым сотрудником которой и начинал свою трудовую деятельность на телевидении Константин Эрнст. Сначала работал в качестве интервьюера. Затем - ведущим авторской программы «Матадор». То была программа о дерзновенных людях и дерзких противостояниях. Например, о корриде в испанском городе Памплона. Зритель, тогда не избалованный яркими визуальными впечатлениями, разумеется, не мог не остановить своего внимания на звонкой чеканке выразительных планов с ослепленными яростью быками, с победительно элегантным матадором в центре арены и с вошедшим в кадр автором - серьезным молодым человеком, ни на что, кажется, не претендующим, кроме как на то, чтобы отщипнуть толику славы и восхищения, коими зрители одаривали самого матадора.

Он отшутился не без кокетливости: у него для этой должности слишком длинные волосы и вообще он не любитель обивать пороги кремлевских кабинетов.

Задним числом надо отдать должное тогдашнему эстетическому новаторству Константина Эрнста. Он, во-первых, сделал «телекартинку» картинной, почти самодостаточной, что в те поры действительно было на советском ТВ в новинку. Во-вторых, он сделал автора-ведущего телепрограммы существенной стилистической подробностью изображения. В том же направлении чуть позже будет работать и Леонид Парфенов.

Оба они не просто войдут в кадр как авторы, но и придумают себе по образу. У Парфенова это холодно-ироничный хроникер как дальних, так и ближних исторических событий, обстоятельств и подробностей. Его дело - делиться «ума холодными наблюдениями», оставляя при себе горестные заметы сердца.

Эрнст играет нечто другое. Он - романтик, но сумеречный, несколько демонический. Он - тот, кто над схваткой и над страстями, будь они высокими или низкими. Запомнился выпуск «Матадора», посвященный Каннскому фестивалю: лестница, устланная красной дорожкой, по которой важно течет толпа мегазвезд. Это лестница тщеславия, в центре которой бог ведает каким образом очутился и он - Костя Эрнст. Вот он было потерялся в толпе, слышен только его закадровый голос, но в какой-то момент камера его находит, трансфокатор приближает, и теперь все сливки мирового киносообщества, размазанные по экрану, - лишь фон для длинноволосого строгого юноши в черном одеянии.

Комплекс более или менее очевиден. Он не только в непомерном личном тщеславии молодого телеведущего. Уже тогда живо ощущалось, что в нем бьется неутоленная страсть к кинематографу. Это было видно по тому, как часто его «матадорами» становились значительные режиссеры - такие, как Фрэнсис Коппола или Вим Вендерс. Режиссеры со своими отдельными художественными мирами, в которых они были абсолютными и непререкаемыми властителями, всесильными демиургами.

Вообще надо заметить, что кино посвящают себя честолюбивые, амбициозные люди не всегда ради славы, публичного признания, ореола известности. Есть в нем и кайф обладания миром в обертке мифа, управления и манипулирования им. Тут мало быть актером, даже самым звездным. Тут надобно стать режиссером, хотя бы и небольшим.

В скобках спросим: отчего отец народов так обожал кино, почему он им так много занимался? Оттого, вероятно, что оно для него было наглядной метафорой работы над подконтрольной ему действительностью. За своим письменным столом он мог монтировать и перемонтировать ее, делая срезки с человеческих судеб и отправляя их в корзину, точно так же, как это делал режиссер за своим монтажным столом, гоняя пленку взад-вперед и орудуя ножницами с клеем.

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Подозреваю, что душу господина Эрнста точила и точит та же амбиция: комплекс демиурга. Судя по его высказываниям, на начальном этапе своей карьеры телевидению он отводил роль первой ступеньки к славе большого кинематографиста. Тогда же он говорил, что при первой возможности снимет фильм. И потом не раз подтверждал: «Мы с Максимовым (кинопродюсером на Первом канале. - Ред. ) - теленачальники, которые страшно любят кино, всегда хотели им заниматься, а на телевидение попали в общем-то случайно».

Насчет «случайности» попадания на ТВ - вряд ли. А уж тем более не случайно, что он там остался.

В начале 90-х Эрнст себя пробует на поприще креативного менеджмента. Однако созданная им совместно с Леонидом Парфеновым и Игорем Угольниковым продюсерская фирма «Мастер ТВ» оказалась не слишком жизнеспособной. Не стану задерживать внимание читателя на перечне его более и менее удачливых бизнес-проектов. Сразу перейду к судьбоносному повороту в его биографии. Он совпал с судьбоносным поворотом всего отечественного ТВ.

Осенью 94-го Борисом Ельциным был подписан указ о создании акционерной телекомпании «ОРТ», а с 1 марта 1995 года она начала функционировать. До сих пор памятны трагические обстоятельства, связанные с ее рождением, - убийство ее первого генерального директора Владислава Листьева. Затем сложные маневры основного акционера компании Бориса Березовского, вследствие которых Константин Эрнст стал ее генеральным продюсером, отвечающим за художественное вещание.

По некоторым сведениям, уже тогда Мефистофель предложил Фаусту возглавить всю компанию, но тот отказался, поскольку еще не оставил надежды стать кинорежиссером.

В ту пору автору этих строк удалось взять у молодого телефункционера интервью. Это сейчас в коридорах «Останкино» рассказывают легенды о его труднодоступности для журналистов (за исключением тех случаев, когда сами журналисты ему нужны). А тогда он легко пошел на контакт, был достаточно откровенен и, я думаю, искренен. Тогда он заверял, что занимается каналом из чувства долга перед погибшим товарищем - Владом. Что свою миссию он видит в том, чтобы вывести канал из штопора. А миссию ОРТ видит в том, чтобы внести в разворошенный муравейник, коим тогда представлялась Россия, успокоение и стабильность. Чтобы, наконец, предложить заново формирующемуся обществу «интегральные ценности». Ну а как только все эти задачи будут выполнены, он, Константин Эрнст, займется реализацией своих собственных творческих планов.

Поскольку тогда же ходили слухи о возможном его назначении на должность генерального директора ОРТ, я его спросил и об этом. Он отшутился не без кокетливости: у него для этой должности слишком длинные волосы и вообще он не любитель обивать пороги кремлевских кабинетов.

Тем не менее в 99-м, уже в новой политической ситуации и опять же с подачи Мефистофеля-Березовского, состоялось как в переносном, так и в прямом смысле «пострижение в гендиректоры» Фауста-Эрнста.

Тут-то он и воскликнул: «Остановись, мгновенье, - ты прекрасно».

Оно остановилось. In vitro (в пробирке, если кто забыл) Первого канала роились ооциты «от четырех до ста лет» - таков возрастной объем подведомственной ему публики. С этого момента его главный творческий постулат - «Нам интересны эксперименты, которые считывают большие аудитории».

Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

Эти эксперименты хорошо известны. Сначала «Русский проект» в межпрограммном пространстве. Затем «Старые песни о главном» - раз, два, три, четыре, пять, шесть… «Последний герой», «Фабрика звезд», «Кривое зеркало», «Большая стирка», «Пусть говорят».

Работая с подсознанием аудиторий, зорко отслеживая «динамику созревания» их сознания, Константин Эрнст, вероятно, чувствует себя режиссером и демиургом в более широком смысле, чем Фрэнсис Коппола. Эрнст, дирижируя эмоциями миллионов телезрителей, ловит кайф, который и не снился самым великим матадорам.

Его иногда спрашивают, удовлетворяет ли его собственные эстетические запросы продукция Первого канала. На это он отвечает в том духе, что удовлетворять их предпочитает не у экрана телевизора, намекая на свой богатый внутренний мир.

Не оставляя ТВ, он обратился к кинематографу - к предмету своей первой страсти, плодами которой стали «Ночной дозор», «Дневной дозор» и другие фильмы и сериалы. В кино он уже больше чем режиссер; он - продюсер. То бишь хозяин режиссера и автор проекта. Но, как оказалось, и здесь ему не под силу противиться желанию говорить с большими аудиториями. Объясняет он это следующим образом: «Подростки 15-18 лет, к сожалению, не будут смотреть артхаусные фильмы. Это не их язык. Они до такого кино еще не доросли. И поэтому некие модели правильного поведения - как быть хорошим парнем, как поступать правильно в сложной ситуации - они могут воспринимать только в облатке аттракциона. А жанр фэнтези - прекрасная основа для создания блокбастера».

Собственно, круг замкнулся. Он сделал из ОРТ популярный Первый канал, он старается сделать любое кино блокбастером.

Директорское положение Эрнста много сложнее того, в котором когда-то был Лапин. С одной стороны - рынок, конкуренция, рейтинги, в том числе и репутационные. С другой - Кремль и устанавливаемые им правила поведения. С третьей - собственные творческие амбиции. Тут Сцилла, Харибда и еще тень Фрейда.

Лапин бы не захотел оказаться на месте Эрнста. Эрнст не смог бы занять место Лапина. Но в чем самое фундаментальное различие между этими двумя телевизионными менеджерами? В том, что Лапин сверял линию развития, точнее, стагнации ТВ только с линией партии, которая тоже стагнировала. А Эрнсту приходится ловить настроения аудитории и реагировать на смену вех.

Телевизионщики легко и непринужденно приравняли перо и видео не к штыку, как случалось прежде, а к реактивной системе залпового огня «Град».

Эрнст, делая ТВ, волей-неволей вынужден теоретизировать по поводу телевидения. «Современное телевидение, - говорит он , - очень много чего не дает телезрителю, потому что, во-первых, думаю, главная проблема - то, что сдвинулся тектонический слой, огромный культурный слой, и меняется эпоха. Эпоха ХХ века кончилась буквально несколько лет назад, и запрос аудитории на современном телевидении еще не угадан… Существует точечное попадание, существуют люди, которые говорят “мы знаем как”, но изменения настолько глобальные, что в целом ТВ пока не предлагает своей аудитории того контента, который ее удовлетворял бы».

О чем он умолчал и помалкивает до сих пор - что все последние годы ТВ из средства общения мало-помалу трансформировалось в средство пропаганды. И дотрансформировалось до ребенка, распятого на афишном щите, до принципа «на войне как на войне». Мы увидели, как телевизионщики легко и непринужденно приравняли перо и видео не к штыку, как случалось прежде, а к реактивной системе залпового огня «Град».

Что оказалось для многих сюрпризом, так это высокие рейтинги пропагандистских программ. Оказалось, что убийства и смерть, замешанные на патриотизме, упакованные в патриотизм, - хорошо продающийся продукт. Не слабее, чем развлекательные проекты, столь распространенные и на Первом, и на прочих каналах.

Видимо, российскому ТВ предстоит решить в обозримом будущем заметно усложнившуюся с советской поры задачу: объединить две аудитории - ту, что все еще живет психологически и ментально в СССР, и ту, что не согласна с реставрацией последнего. Это граждане двух разных Россий. Никакой Гудвин в этом деле ТВ не поможет, пока не утвердится гражданское общество. И пока оно не станет равноправным партнером государства. И телевидение ничем не сможет быть нам полезным, не став институцией гражданского общества.

Константин Эрнст – это человек, без которого представить современное российское телевидение уже, наверное, невозможно. Он умен, талантлив, а также отличается бесспорным талантом руководителя. Именно поэтому, возглавляемый им сегодня российский Первый канал, прочно входит в число самых популярных телеканалов в российской сетке вещания.

Но что же делает Константина Эрнста настолько особенным управленцем? Разобраться в этом мы попробуем сегодня.

Ранние годы, семья Константина Эрнста

Наш сегодняшний герой появился на свет в московской семье, имеющей немецкие корни. О матери известно крайне мало. Совсем другое дело отец Константина Эрнста – Лев Константинович. Во времена существования СССР отец нашего сегодняшнего героя был известным и довольно успешным аграрием, доктором сельскохозяйственных наук, профессором и вице-президентом Российской академии сельскохозяйственных наук. Имя своему сыну Лев Константинович дал в честь своего покойного отца – деда нашего сегодняшнего героя.

Несмотря на тот факт, что Константин Эрнст-младший появился на свет в Москве, большая часть его детства прошла в Ленинграде. В городе над Невой он посещал среднюю школу № 35. В этом же месте он начал учиться в ВУЗе. В Ленинградском государственном университете будущий известный деятель российского телевидения посещал биологический факультет и лелеял мечты об успешной карьере биохимика.

Окончив университет, он отправился работать по специальности. В течение нескольких лет Константин Эрнст работал в различных научно-исследовательских институтах. Кроме того, в двадцать пять лет будущий работник телевидения защитил кандидатскую диссертацию по своей специализации.

Однако судьбе было угодно, чтобы Константин Эрнст выбрал в своей жизни несколько иную дорогу. В конце восьмидесятых годов наш сегодняшний герой подружился с известным советским журналистом Евгением Додолевым, который, собственно и привел его на телевидение.

Звездный путь Константина Эрнста, карьера на телевидении

Весьма примечательно, что попасть на телевидение Константину помог случай. В конце восьмидесятых годов со своим товарищем Евгением Додолевым он случайно заглянул на вечеринку журналистов. В тот вечер на чьей-то квартире гуляла преимущественно молодежь, однако среди приглашенных были и некоторые мастеровитые деятели телевизионного искусства. Одним из таких был тогдашний руководитель передачи «Взгляд» Александр Любимов. В приватной беседе Константин высказал известному мэтру свои соображения по поводу формата телепроекта, а тот в свою очередь абсолютно неожиданно предложил Эрнсту реализовать свои идеи.

Таким образом в 1988-м году наш сегодняшний герой оказался в программе «Взгляд», в которой впоследствии проработал в течение двух лет.

КВН Эрнста преследует маньяк

Накопив необходимый опыт Константин Львович взялся за реализацию новых проектов и уже в 1991-м году возглавил программу «Матадор», над созданием которой работал в качестве продюсера, ведущего и режиссера. Параллельно с этим Эрнст также занимался претворением в жизнь некоторых других амбициозных проектов, среди которых были как телевизионные передачи, так и различные полнометражные фильмы.

В 1995-м году Константин Львович был назначен генеральным продюсером канала ОРТ. Получив высокую должность, наш сегодняшний герой взялся за работу с удвоенной силой.

В ближайшие годы в качестве продюсера и сценариста Константин Эрнст успешно реализовал серию мюзиклов под общим названием «Старые песни о главном», в котором снимались такие звезды, как Лариса Долина , Гарик Сукачёв и многие другие. Кроме того, именно в этот период известным продюсером создан известный «Русский проект», который впоследствии был отмечен многими премиями в России и за рубежом.

В конце девяностых годов Эрнст приложил руку к созданию таких телевизионных фильмов как «Блокпост», «Мама» и «Зал ожидания». Благодаря своей многолетней кропотливой работе, Константин Львович приобрел огромный авторитет на ОРТ и в 1999-м году стал генеральным директором данного канала.

С его приходом на канале начались кардинальные перемены. Значительным образом поменялась сетка вещания, расширилась аудитория, а также был изменен сам бренд, под которым работал весь проект. С 2000-го года ОРТ начала называться Первым каналом. Под этим названием он работает и сегодня.

Пранк с Константином Эрнстом -- Хорек (из архива)

В 2000-е годы в качестве продюсера и сценариста Константин Эрнст реализовал множество ярких проектов, среди которых были как телевизионные, так и кинематографические фильмы. Наиболее известными из них стали проекты «Гибель империи», «Диверсант», «72 метра», «Ночной дозор», «Дневной дозор», а также многие-многие другие. В этих фильмах снимались звезды современного российского кинематографа Константин Хабенский , Владимир Меньшов , Мария Порошина , Алексей Чадов и другие. Под его руководством на экраны вышло также множество новых телепередач, перечислить полный список которых, наверное, попросту невозможно.

Константин Эрнст в настоящее время

В настоящее время Константин Львович работает над новыми проектами. Многолетнее служение российскому телевидению принесло известному продюсеру множество престижных наград творческого и государственного толка. Среди таковых выделяются премии ТЭФИ, Орден дружбы (вручен правительством Абхазии), а также Орден «За заслуги перед отечеством» третьей степени.

Личная жизнь Константина Эрнста

В жизни нашего сегодняшнего героя было два важных романа. Так, первой супругой телевизионного деятеля является театральный критик Анна Силюнас. В данном браке на свет появилась старшая дочь Константина – Александра (1995 г.р.).


В 54 года музой Константина Эрнста стала 27-летняя дочь петербуржского банкира Софья Заика . Примечательно, что отец девушки - глава московского представительства ABLV Павел Заика - моложе Эрнста на 2 года. В 2016 году у Константина и Софьи родился ребенок.

Что общего между Ковальчуком, Ротенбергами и Шерлоком Холмсом? Битва за «первую кнопку»

«Реальное время» проанализировало сведения о владельцах крупнейших каналов в России, Татарстане и в российских городах-миллионниках. Телерынок России принадлежит крупным медиагруппам, в том числе «Газпрома». Татарстанские каналы почти полностью поделены между «Татмедиа» и главой «Эфира» Андреем Григорьевым. В российских миллионниках же каналами владеют или люди из мэрии, или крупный бизнес.

Скандальное начало года для Первого канала

Не успел начаться год, как главный российский канал - Первый - оказался втянут сразу в несколько скандалов. Сначала в интернете, на платформе change.org, появилась петиция, в которой от Первого канала в лице Константина Эрнста требовали улучшить новогоднее шоу. Эрнст через несколько дней устроил конференцию, на которой рассказал о своем видении проблемы: основная аудитория новогодних шоу - 45+, и создатели в погоне за рейтингами ориентируются именно на эту категорию зрителей.

Тем не менее петицию подписали более 160 тысяч человек. Однако позже автор петиции извинился перед Аллой Пугачевой. Шоу именно с ее участием особенно сильно подверглось критике.

Буквально через несколько дней после этого в открытом доступе в сети оказалась заключительная серия четвертого сезона популярного сериала «Шерлок» в озвучке Первого канала. Премьера должна была состояться лишь через два дня. Источником «слива» оказался один из сотрудников Первого канала.

Эти факты натолкнули представителей некоторых СМИ на теорию о том, что эти события - не что иное, как спланированная атака на Константина Эрнста, гендиректора Первого канала. Журналисты предположили, что в основе атаки - конфликт между Аркадием Ротенбергом и Юрием Ковальчуком, владеющим контрольным пакетом канала.

На фоне всей этой запутанной и политизированной истории «Реальное время» решило выяснить, кто владеет российскими телеканалами.

Блок-пакет Первого канала - у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука. Фото fb.ru

Мы поделили эфир: Абрамович, «СОГАЗ» и НМГ

Главный российский канал - Первый канал - переживший за последние два десятилетия целую череду владельцев и руководителей, теперь работает под юридическим лицом АО «Первый канал».

Согласно открытым источникам, на 38,9% канал принадлежит государству в лице Росимущества. Еще 24% у ООО «ОРТ-КБ» Романа Абрамовича, а блок-пакет у «Национальной медиа группы» Юрия Ковальчука. Тут же можно отметить, что у Росимущества, помимо доли в «первой кнопке», есть и телеканал Russia Today (через «РИА Новости»).

За вывеской «Национальная медиа группа» (НМГ), если верить официальному сайту компании, скрывается объединение медийных активов «металлургического короля» Алексея Мордашова («Северсталь»), попавшего под санкции банка «Россия» Юрия Ковальчука, загадочного и богатого представителя российского ТЭК ОАО «Сургутнефтегаз» и страховой группы «СОГАЗ» (дочерняя компания «Газпрома»).

В империю «Национальной медиа группы» входит еще один рейтинговый федеральный канал «Рен ТВ» (считается, что образован от имени его создателя ИРЕНы Лесневской). Расположенный на 11-й кнопке канал получил среди россиян особую славу благодаря своей любви к теории заговора и странным расследованиям.

Юридическое лицо канала - ООО «Акцепт». Доля медиа группы составляет здесь 82%, а оставшиеся 18% принадлежат АО «СОГАЗ Тауэр» (как и следовало предполагать - стопроцентная дочка АО «СОГАЗ»).

В числе медиаактивов «Национальной Медиа Группы» также «Пятый канал» (72,4%), «Русская служба новостей» (100%), газеты «Известия» (98,32%), «Спорт Экспресс» (75%) и «Metro-Петербург» (100%). Кроме того, НМГ принадлежит совместно с Discovery Communications компания «Медиа Альянс», которая управляет российскими версиями каналов Discovery и Eurosport.

В портфеле газового монополиста

Понятно, что особняком стоит государственный холдинг ВГТРК, который контролирует целое семейство различных телеканалов. Среди них и два из самых популярных российских телеканала - «Россия 1» и «Россия 24».

Один из самых рейтинговых каналов, известный телезрителю громкими расследованиями (как тут не вспомнить уже навязшее на зубах «скандалы, интриги, расследования») и бесконечными криминальными сериалами - НТВ (АО «Телекомпания НТВ»). Сейчас канал принадлежит на 86% АО «Газпром-Медиа Холдинг» (на 35% - напрямую, на 51% - через ООО «Аура-Медиа»).

НТВ сейчас принадлежит на 86% АО «Газпром-Медиа Холдинг». Фото mediasat.info

В числе других активов «Газпром-Медиа Холдинг» - развлекательные каналы «ТНТ», «ТНТ4», «ТВ 3», «Пятница», «2х2», спортивные телеканалы «Матч», радиостанции «Авторадио», «Детское радио», Comedy Radio, Like FM, Relax FM, радио «Романтика», NRJ, «Эхо Москвы», «Юмор ФМ», журналы «Семь дней ТВ-Программа», «Караван историй». Помимо этого, «Газпром Медиа» владеет продюсерскими компаниями Comedy Club Production, Good Story Media, дистрибьюторами Central Partnership и Red Media, интернет-сервисами 101.ru, Rutube, Now.ru, Zoomby, vokrug.tv, оператором спутникового телевидения «НТВ Плюс».

«Дождь» жены Винокурова и «Звезда» Минобороны

Шестой по цитируемости телеканал России - это «Дождь» (ООО «Телеканал Дождь») принадлежит на 95% Наталье Синдеевой, на 5% - Вере Кричевской. Синдеева также является одним из создателей и совладельцем радиостанции «Серебряный Дождь», а также других проектов, входящих в медиахолдинг «Дождь» - это, в частности, журнал «Большой город» (ранее принадлежал издательскому дому «Афиша») и сайт Republic (бывший портал Slon.ru).

Отметим, что инвестором всех проектов называется Александр Винокуров, один из основателей компании «КИТ Финанс» - муж Синдеевой. Второй учредитель «Дождя» - Вера Кричевская, журналист и телережиссер. Известна тем, что была режиссером программы «Антропология» с Дмитрием Дибровым на НТВ, продюсером проекта «Свобода слова» с Савиком Шустером (сначала на НТВ, затем запускала проект на украинском ICTV). Также запускала проект «Гражданин поэт» с Михаилом Ефремовым на «Дожде».

Наталья Синдеева и Александр Винокуров. Фото Петра Антонова (forbes.ru)

Седьмое место по индексу цитируемости занимает телеканал «Звезда». Юридическое лицо канала - ОАО «ТРК ВС РФ «Звезда». Собственник на 99,99% - ОАО «ТК Красная Звезда», на 100% принадлежащее «дочке» Минобороны, АО «Красная звезда». Еще 0,01% телеканала Министерство обороны владеет напрямую.

Девятый по цитируемости канал России - «ТВ Центр» - работает под одноименным юрлицом (в форме акционерного общества). Со времен Юрия Лужкова канал является главным рупором столичной мэрии Москвы. Мало что изменилось и сейчас.

Данные о владельцах варьируются в зависимости от источника информации. В частности, сама компания раскрывает собственника только 21,02% - это АО «ЦТК» («Центральная топливная компания»). По данным Росстата, этой компании принадлежит лишь 18,21% акций. Еще 0,47% принадлежит АО «Промторгцентр», а 81,32% - ГКУ «Департамент городского имущества города Москвы». АО «ЦТК», согласно данным ЕГРЮЛ, принадлежит на 16,02% все тому же Департаменту имущества Москвы, а «Промторгцентр» - Андрею Рябову и Николаю Михайлову.

Замыкает десятку самых цитируемых каналов европейский телеканал Euronews. Еще в 2004 году сообщалось, что одним из владельцев акций канала стала ВГТРК. Она получила 16% акций Euronews. Среди других владельцев телекомпании - France Televisions, итальянский RAI, турецкий TRT, швейцарской SSR.

Владельцы телеканалов: Россия
Телеканал Юридическое наименование Учредители Доля Учредители Доля
Первый канал АО «ПЕРВЫЙ КАНАЛ» РОСИМУЩЕСТВО 38,90%
РАСТРКОМ-2002, ООО 25% 100%
ОРТ-КБ, ООО 24% Абрамович Роман Аркадиевич 100%
Россия 24 ВГТРК
RT Автономная некоммерческая организация «ТВ-Новости» РИА НОВОСТИ, ФГУП РАМИ РОСИМУЩЕСТВО
Россия 1 ГТК «Телеканал „Россия“ ВГТРК
РЕН ТВ ООО „АКЦЕПТ“ (ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ КАНАЛ РЕН ТВ) НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИА ГРУППА, ЗАО 82%
СОГАЗ ТАУЭР, АО 18% СОГАЗ, АО 100%

Татарстан: 16 государственных районных каналов

При подготовке рейтинга самым удивительным открытием для нас стало то, что в Татарстане зарегистрировано больше 60 телеканалов! Причем больше половины из них - 32 - зарегистрированы в Казани. Впрочем, значительная их часть имеет отношение к столице РТ лишь косвенное.

Так, из них почти два десятка, даже по названию видно, вещают не в Казани. К примеру, «Эфир Чистополь», «Бавлинское телевидение и радио», «Чаллы-ТВ» и другие. 16 каналов зарегистрированы по одному адресу - ул. Академическая, 2. Объясняется это легко: по этому адресу зарегистрировано юрлицо собственника - АО «Татмедиа». Соответственно, учредитель у них у всех один - республика (Минземимущество Татарстана, если быть точнее). В списке каналов - большинство «районных вкладок» к федеральным каналам, каналу «Татарстан-Новый век» или «Татарстан-24».

Особняком стоит телеканал «Татарстан-24», который стал совместным детищем казанского частного медиамагната Андрея Григорьева (ООО «УК «Эфир») и «Татмедиа». Он объединил «эфировцев» и команду почившего «КЗН». Именно на этот совместный проект татарстанские власти возлагают большие надежды.

Андрей Григорьев - учредитель девяти каналов. Фото efir24.tv

Девять «Эфиров» Андрея Парамоновича

Если же говорить об Андрее Григорьеве, то, согласно открытым данным, он учредитель девяти каналов. Основной из них - это, собственно, телекомпания «Эфир», частично ретранслирующая «Рен ТВ», и все ее региональные юрлица в Набережных Челнах, Нижнекамске, Лениногорске, Бугульме, Чистополе и Альметьевске. Во всех этих юрлицах Андрею Григорьеву принадлежит 97,23%. Среди оставшихся миноритариев - Григорьев-младший и Ильшат Аминов, работавший с основателем «Эфира» еще до прихода на ТНВ. Кроме того, Андрею Григорьеву полностью принадлежит телеканал «Эфир-24 Релакс», а ООО «УК «Эфир» на 31,58% - телекомпания «Луч-Альметьевск». Оставшиеся доли - у ООО «Менеджмент Плюс» (63,16%), Алексея Баганова (2,63%), Алексея Соболева (2,63%).

Григорьев, кроме того, владеет 50% в ООО «Эфир-транзит», 34% в ООО «ЦРТ «Столица», 50% в ООО «Радиотелеком», 25% в ООО «ДТВ-Казань», 76% в ООО «ЧОП «Рубеж-Эфир». Всего он является учредителем в 33 компаниях и директором в ООО «Рент» (занимается сдачей внаем недвижимого имущества, зарегистрирована на Гладилова, 17).

Как челнинский строитель оказался медиа-магнатом

Три канала - у Ильнара Гайсина. Ему принадлежат на 26% три челнинских канала - «СТВ», «Рен ТВ-Набережные Челны», «Челны-24». Все три канала представлены одним юрлицом - ООО «ИнтерТелеКом». Еще 19% владеет Галина Ханмурзина, по 18,5% имеют Абдулхак Батюшов, Юрий Горбунов и Мария Егошина. Компания основана в 2002 году.

Всего Ильнар Гайсин владеет 17 строительными компаниями. Но основой его империи является ООО «Евростиль». Она занимается строительством завода кабин для совместного предприятия «Даймлер Камаз Рус», а также здания БСМП, Ледового дворца, здания бизнес-центра 2.18 в Набережных Челнах, а также челнинского IT-парка. Также «Евростиль» строило по заказу ГИСУ здание школы в Набережных Челнах. По поводу этого заказа активист Иван Климов в сентябре 2016 года подавал жалобу: школа начала строиться еще до публикации тендера.

Что касается директора и одного из учредителей «ИнтерТелеКома» - Абдулхака Батюшова, то он является учредителем и директором также в ООО «Радио Менделеевск» (бывшее ООО «Элком»), а также председателем совета в челнинском территориальном отделении Республиканского общественного движения «Татарстан-Новый Век». Возглавляет он и еще две компании - ООО «Трио плюс» и «Современные технологии», в которых также является и учредителем с долями в 18,5%. Основные доли принадлежат Ильнару Гайсину.

Батюшов - депутат Горсовета Набережных Челнов, член партии «Единая Россия». На сайте местного отделения партии говорится, что он по сей день является гендиректором холдинга «СТВ-Медиа».

Отметим, Абдулхак Батюшов - один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. До 2001 года он был директором в муниципальном «Чаллы ТВ», однако позже ушел со своей должности из-за конфликта с бывшим мэром города Хамадеевым. В 2002 году он зарегистрировал «ИнтерТелеКом», а в 2004 году началось вещание телеканала. На данный момент в активах «ИнтерТелеКома» (холдинг «СТВ-Медиа») - челнинские версии «Рен-ТВ» и «Пятого канала», а также «Авторадио», NRJ, «Юмор ФМ», «Радио 7», «Радио Дача» и Comedy Radio.

Абдулхак Батюшов - один из наиболее известных медиа-менеджеров в Набережных Челнах. Фото nabchelny.ru

Телемагнаты, но маленькие

Больше трети пакета двух альметьевских каналов, работающих под одним юрлицом (ООО «Радиотелекомпания Альметьевска») - «Видео Сет» и «РТКА» принадлежат Лидии Масловой. Возглавляет ООО «РТКА», к слову, Геннадий Маслов. Они вместе с Лидией владеют также еще одним местным каналом - ООО «Вега-ТВ-Альметьевск». Как удалось узнать из открытых , Геннадий Маслов является директором местных филиалов «Авторадио», NRJ и «Юмор ФМ».

Что же касается других владельцев РТКА, то 25% принадлежат Ирине Самойловой, 20% - Марине Стреловой, по 10% - Александру Панюте и Ахмату Салимову.

Челнинское ООО «ТВ-7» занимается ретрансляцией двух каналов «Семь ТВ» и «Ру.ТВ». Компания в равных долях принадлежит Эльзе Кабировой (также возглавляет ООО «Радио рекорд», ООО «Гугл.Про», ООО «Бюро добрых услуг», ООО «Челны-Телеком») и Фанзиле Полевой.

Еще два канала - «ЧТЦ» и «ЧТЦ-Плюс» - зарегистрированы на ООО «Телерадиокомпания ЧТЦ» из Чистополя. 40% компании - у Рафгата Камалова, 20% - у Гульнары Хамаевой, по 10% - у Артура, Ильдара, Заудата, Артура и Альберта Камаловых. Интересно, что Альберту Камалову принадлежит еще и 27% ТРК «Эфир 12 канал» из Чистополя. Канал ретранслирует «Рен-ТВ», еще по 27% - у Хамзи Кашапова, 26% - у Андрея Михеева, 20% - у Рафгата Камалова. Интересно, что в 2012 году между владельцами ТРК «Эфир 12 канал» разгорелся конфликт - Кашапов провел внеочередное собрание акционеров и передал имущество компании себе в доверительное управление.

Крупному федеральному холдингу - ООО «СТС Холдингз» - принадлежат два канала. Это - «Че» и, собственно, «Первый развлекательный СТС». Оба канала работают под юрлицом ЗАО «Канал 6», зарегистрированы в Казани, на Гладилова, 34. Еще 29,98% компании принадлежит АО «СТС», а 21,04% - АО «СТС-Регион». Холдинг владеет каналами «СТС», «Домашний», «Че».

«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана.

Кроме того, в подобие холдинга «затесался» и исполком Бугульминского района. Он является единоличным учредителем двух каналов - «51 МТВ» (МУП «МТВ») и «Елабужской службы новостей» (Автономное учреждение Елабужского муниципального района «Елабужская служба новостей»).

«Татарстан-Новый век» и спутниковый вариант канала «ТНВ Планета» принадлежат компании «ТАИФ» и Минземимуществу Татарстана. Фото Максима Платонова

По одному каналу

Остальные татарстанские каналы принадлежат не холдингам, а отдельным физическим и юридическим лицам. К примеру, «Ю-ТВ» (юрлицо - ООО «Информационные системы плюс») принадлежат Габдулгазизу и Фарузе Бикмуллиным (27% и 24%), Вячеславу Долгополову (23%), Николаю Корчагину (2%) и АО «ТВ-Сервис» (24% - холдингу также принадлежат Муз-ТВ, превратившийся в кабельный канал, «Домашний», «Че», канал Disney). Отметим, что существует также компания «Информационные системы», председателем совета директоров которой является Марат Габдулгазизович Бикмуллин, депутат Казанской городской думы. Отметим, что он же является основателем «БИМ-Радио». Нынешний глава радиостанции, Вячеслав Долгополов, на 100% владеет кабельным музыкально-развлекательным телеканалом «БИМ-ТВ».

Свой канал есть и у Казанского федерального университета. Представлен он юрлицом самого вуза, соответственно, учредителем можно считать Министерство образования и науки России.

Из каналов с полностью своей сеткой вещания можно выделить еще «Первый городской канал» и «Татарский музыкальный телеканал Майдан». «Первый городской» в Казани учрежден Максимом Солодянкиным (50%), Вадимом Скопиным (33,33%), Владимиром Суворовым (16,67%).

«Татарский музыкальный телеканал Майдан» учрежден Русланом Халиловым (51%), Дамиром Давлетшиным (37%), Эдуардом Утягановым (12%).

Остальные каналы, а их 11 штук, представляют собой районные «вкладки» в трансляции федеральных каналов. Отметить здесь можно нижнекамский телеканал «Нефтехим», учредителем которого является ПАО «Нижнекамскнефтехим», и альметьевский канал «Алма» - его учредил сын Шафагата Тахаутдинова, бывшего главы «Татнефти» - Рустем Тахаутдинов.

Среди оставшихся каналов больше всего расположено в Альметьевске: это «Семейное ТВ-Альметьевск» (принадлежит Валентине Зиновьевой), «Гамбит» (владелец Василий Ипатьев), «Реком TV» (владелец Ринат Миргалиев), «Регион-ТВ» (принадлежит Анисе Ямалиевой).

Еще два канала базируются в Елабуге - это «Домашний-Елабуга» (принадлежит Николаю Гордееву и Марату Мухамедзянову) и «ТНТ Елабуга» (принадлежит Александру Козлову). Кроме того, еще по одному каналу базируются в Азнакаево («Азнакаевское радио и телевидение» Илькама Газизянова, Марата Басариева, Наиля Исхакова, Рамиля Исламова, Игоря Родионова, Нияза Хамзина и Фархата Юсупова), Уруссу («КТВ-Уруссу» Александра Кощиенко) и Бавлах («ТВ-Фортуна» Ришата Юнусова, Ольги Ляминой, Рашита Самарханова).

Владельцы телеканалов: Татарстан
Наименование (название) распространяемого средства массовой информации Фирменное наименование и организационно-правовая форма юридического лица Учредитель Доля Учредитель Доля
Ю-ТВ Общество с ограниченной ответственностью «Информационные системы плюс» Бикмуллин Габдулгазиз Шамсивалеевич 27,00% Бикмуллина Фаруза Бариевна 24%
Телерадиокомпания «Азнакаевское Радио и Телевидение»; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью Телерадиокомпания «Азнакаевское Радио и Телевидение» Газизянов Илькам Магсумович 70,00% Басариев Марат Наильевич 15,00%
Телекомпания СТВ; Петербург – 5 канал Общество с ограниченной ответственностью «Трио плюс» Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
REN - TV - Набережные Челны; Телеканал REN-TV Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
Челны 24 Общество с ограниченной ответственностью «ИнтерТелеКом» Гайсин Ильнар Ленарович 26,00% Батюшов Абдулхак Мустафович 18,50%
Домашний-Елабуга; Домашний Общество с ограниченной ответственностью «ПрессМедиа» Гордеев Николай Иванович 50,00% Мухамедзянов Марат Азатович 50,00%
Эфир Нижнекамск; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью «ТВ-Камск» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%
ТНТ; Эфир Набережные Челны Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна–ТВ» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%
Эфир Лениногорск; ТНТ Общество с ограниченной ответственностью «Прайм-ТВ» Григорьев Андрей Парамонович 97,23% Аминов Ильшат Юнусович 1,70%

Российские миллионники: местный крупный бизнес и чиновники мэрии

Что касается российских городов-миллионников, то в большинстве регионов первое место по рейтингам, согласно данным TNS Россия, занимают региональные представительства ВГТРК. К таким регионам относится Санкт-Петербург (рейтинг 1,3%), Екатеринбург (1,4%), Омск (1,3%), Волгоград (рейтинг 1,6%), Уфа (0,9%), Нижний Новгород (1%), Самара (2%), Новосибирск (1,7%), Челябинск (1,6%), Ростов-на-Дону (1,7%), Воронеж (1,3%), Ижевск (0,8%), Саратов (1,2%).

Интересно, что в российских городах с населением больше миллиона лишь в четырех случаях первые места по рейтингам заняли не отделения ВГТРК, а другие каналы. К этим регионам относится Казань, Пермь, Красноярск и Москва (в последнем случае речь идет именно о каналах, транслируемых исключительно на Москву).

Что касается пермского канала «Рифей-Пермь» - то его рейтинг, как и у «Эфира», составляет 2,1%. Фактическая аудитория «Эфира» при этом больше - 24 тысячи человек против 20 тысяч. На данный момент единственным учредителем компании является ООО «Рифей-Инвест», которое принадлежит Алексею Бодрову. Согласно данным сервиса «Картотека», он учредил восемь компаний, включая ООО «Управление недвижимости «ЭКС», ООО «Управление строительством «ЭКС», ООО «Э.К.С. Интернешнл». Согласно сайту компании, Алексей Бодров является заместителем директора по корпоративному и правовому обеспечению. Сама компания занимается строительством и девелопментом, в том числе открыла ТРК «СемьЯ» в Перми и в Уфе, компания занимается производством продуктов питания под брендом «Киты еды», Family Choice. Бодров, кроме того, является депутатом Заксобрания Пермского края от партии «Единая Россия».

Отметим, что саму телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова, Бодров называется близким к Чиркунову депутатом. Чиркунов же, по данным «Коммерсанта», являлся владельцем сети «СемьЯ», однако в феврале 2015 года передал свою долю новым собственникам, впрочем, по-прежнему близким к экс-губернатору.

Телекомпанию «Рифей-Пермь» относят к активам бывшего губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Фото medialeaks.ru

Третий региональный телеканал, занимающий место в своем регионе выше ВГТРК - красноярский «ТВК». Рейтинг канала 1,6%, аудитория составляет 16 тысяч человек. Юридическое лицо компании - ООО «Красноярское информационное телевидение (ТВК-6 канал)». Компания принадлежит двум юрлицам - на 64% ООО «Акции» и на 35% ООО «Фор Медиа». «Акции» принадлежат с равными долями Марине Добровольской, Вадиму Вострову и Наталье Клюкиной. «Форм Медиа» принадлежит Павлу Езубову (через АО «Тензор» и ООО «Полярон»). Последняя компания, по данным РБК , ранее принадлежала «Базэлу» Олега Дерипаски, а Езубов называется сыном депутата Госдумы от «Единой России» Алексея Езубова - брата матери Дерипаски. Компания управляет теле- и радиостанциями также в Братске, Новосибирске, Иркутске, Абакане, Саяногорске и Нижнем Новгороде.Что касается первой компании,– то единственным человеком из состава учредителей, участвующим в других компаниях, является Вадим Востров - бывший директор «ТВК-6 Канал», в 2001-2006 годах он был депутатом Заксобрания Красноярского края.

В столице среди региональных каналов первое место по рейтингу занимает информационный канал «Москва-24». Рейтинг канала всего 0,2%, однако фактическая аудитория довольно большая - 27 тысяч человек. Юрлицо компании - АО «Москва Медиа» (к нему же относится канал «Москва. Доверие» с таким же рейтингом). Учредителем компании является «ТВ Центр». Сама компания при этом была создана ВГТРК. Директором ее стал Игорь Шестаков, автор утреннего канала «Доброе утро, Россия!» на канале РТР (впоследствии «Россия 1»), бывший продюсер канала «Вести» (сейчас «Россия 24»), главный редактор канала «Россия-2», а также главный продюсер канала «Россия-1». Одной из ведущих канала, напомним, является бывшая ведущая канала «Эфир-24» Ксения Седунова. Седунова также работает ведущей корпоративов - за новогоднее мероприятие с ее участием нужно заплатить 200 тысяч рублей.

Что касается самых рейтинговых каналов, не принадлежащих ВГТРК, в других регионах, то тут ключевые фигуры чаще всего связаны с городским руководством. В Санкт-Петербурге, впрочем, первое место по рейтингу после ГТРК «Санкт-Петербург» занимает канал Life 78 с рейтингом в 0,2%. Юрлицо компании - ООО «ТВ-Купол», гендиректор которого - Арам Габрелянов, президент издательского холдинга News Media, в который входит газета «Жизнь», телеканал LifeNews, радио «РСН», портал Life.ru. Юрлицо Life 78 принадлежит ООО «Ньюс СПб», учрежденному ООО «Икар» и Арамом Габреляновым. «Ньюс СПб» принадлежит Сергею Руднову и Марине Котельниковой. Руднов - сын Олега Руднова, умершего в 2015 году главы «Балтийской медиа группы». После смерти Олега Руднова контроль над «Балтийской медиа группой» получил News Media.

Для Life 78, впрочем, наступили тяжелые времена. В середине января, в частности, стало известно, что канал прекратит вещание с 1 февраля. При этом, по данным агентства FlashNord, уже было уволено около 70-80% из почти полутысячи сотрудников. При этом в середине 2016 года News Media потерял контроль над газетой «Известия» - «Национальная медиа группа» не продлила договор с компанией Габрелянова, а в конце 2015 года сообщалось о сокращении трети сотрудников в News Media в связи с тяжелой финансовой ситуацией в стране и кризисом на рекламном рынке.

«ТНТ-Саратов», самый рейтинговый местный телеканал после ВГТРК, официально принадлежит Сергею Васильеву и Олегу Чистякову, однако местные СМИ связывают его с мэром Саратова Олегом Грищенко.

Самый рейтинговый из негосударственных каналов с собственными новостями в Екатеринбурге - «41 Домашний», ранее «Студия 41». Рейтинг канала 0,5%. Канал принадлежит ООО «НВФ «Авторские технологии», ЗАО «Интурист-Екатеринбург», ЗАО «Уралстинол» и ЗАО «ПКП «Автопромкомплекс». НВФ «Авторские технологии», крупнейший акционер, принадлежит Денису Леванову. В 2006 году «Коммерсантъ» называл владельцев канала близкими к мэрии Екатеринбурга.

В середине января стало известно, что Life 78 прекратит вещание с 1 февраля. Фото pantv.livejournal.com

Омский телеканал «Антенна 7» с рейтингом 0,6% на 80% принадлежит Валерию Кокорину, депутату Заксобрания Омской области и директору строительной компании «АСК». Он же называется и владельцем «АСК» со стоимостью активов в 6 млрд рублей. По данным сайта компании, она построила Христорождественский собор в Омске, хиругический корпус онкологического диспансера, гипермаркет «Континент», торгово-выставочный комплекс «Каскад». Кроме того, компания построила в Ханты-Мансийске храм во имя Воскресения Христова, в Новосибирске - Gorskiy City Hotel.

Ижевский канал «Новый регион» с рейтингом в 0,7% принадлежит Татьяне Быстрых (у нее ИНН Пермского края), а новосибирский канал «НТК» принадлежит ВГТРК и ООО «ТВ Развитие» Геннадия Уваркина. Он является учредителем московского ООО «Центр корпоративной правовой защиты», а также директором ООО «Правовое бюро «Омега». Последнее фигурировало в качестве исполнителя «сомнительных госзаказов», по мнению Общероссийского народного фронта: в частности, компания выполняла в 2014 году заказ Минкомсвязи на анализ правоприменения российского законодательства в области СМИ и выполнение научно-исследовательской работы по разработке рекомендаций в области нормирования звуковых сигналов в телерадиовещании. ОНФ посчитало странным, что выполнение разных по своему характеру услуг было поручено одной компании. Относительно этой ситуации Геннадий Уваркин сообщил РБК, что «компания специализируется на выполнении научно-исследовательских и аналитических работ по заказам федеральных органов исполнительной власти и предприятий отрасли медиа- и телекоммуникаций. Среди клиентов компании телеканалы «Россия сегодня», «Евроньюс», Общественное телевидение России и многие другие. Для нас участие в научно-исследовательских работах для нужд Минкомсвязи - возможность продемонстрировать свою квалификацию в сфере нашей специализации».

В Волгограде вторым по рейтингам (0,1%) является муниципальное телевидение. В Уфе телеканал «БСТ» с рейтингом 0,2% является ГУПом. Нижегородская телекомпания «Волга» с рейтингом 0,5% принадлежит Сергею Кондрашову, депутату городской думы и брату экс-главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова.

Самарский телеканал «Скат» с рейтингом 0,6% принадлежит ООО «Интерфакс-ТВ», а также Елене и Георгию Лиманским. Георгий Лиманский - бывший председатель Самарской городской думы и глава городского округа Самара, а Елена - его жена, заслуженный работник культуры РФ и композитор.

Челябинский канал «СТС-Челябинск» с рейтингом 0,6% (ООО «Предприятие «Инфо-ТВ») принадлежит Елене Силаевой. Ее называют родственницей члена совета директоров Челябинского электрометаллургического комбината Алексея Силаева. Воронежский канал «ТНТ-Губерния» с рейтингом 0,3% принадлежит Департаменту имущества области.

Владельцы телеканалов: российские миллионники
Место по рейтингу в городе Город Название канала Название юридического лица Аудитория* Рейтинг, %*
1 Казань ЭФИР (КАЗАНЬ) ООО «Эфир» 24 066 2,1
2 Казань ГТРК «ТАТАРСТАН» (КАЗАНЬ) ФЛ ФГУП ВГТРК ГТРК «Татарстан» 8 604 0,8
3 Казань ТАТАРСТАН НОВЫЙ ВЕК (КАЗАНЬ) ОАО «Телерадиокомпания „НОВЫЙ ВЕК“ 1 023 0,1
1 Ижевск ГТРК „УДМУРТИЯ“ (ИЖЕВСК) ФЛ ФГУП «ВГТРК «ГТРК Удмуртия» 4 882 0,8
2 Ижевск НОВЫЙ РЕГИОН (ИЖЕВСК) ООО «НР» 4 466 0,7
3 Ижевск МОЯ УДМУРТИЯ (ИЖЕВСК) ГУП Удмуртской Республики „Телерадиовещательная компания “Удмуртия» 2 510 0,4
4 Ижевск СТС-ИЖЕВСК (ИЖЕВСК) ООО «ИНФО» 2 328 0,4
1 Пермь РИФЕЙ-ПЕРМЬ (ПЕРМЬ) ООО «Телекомпания „Рифей - Пермь“ 20 140 2,1
2 Пермь ПГТРК „Т7“ (РОССИЯ 1) (ПЕРМЬ) ФЛ ФГУП „ГТРК “ПЕРМЬ» ФГУП «ВГТРК» 10 503 1,1

Максим Матвеев, Фаиль Гатаулин

Основной телевизионный канал России вот уже много лет радует своей работой многомиллионную аудиторию зрителей. За время своего существования Первый претерпевал различные изменения и трансформировался в соответствии с тенденциями развития общества.

Руководство Первого канала всегда делало всё возможное для того, чтобы рейтинги передач не переставали расти. Сегодня во главе Первого стоит надёжная команда профессионалов своего дела, работающая во имя искусства и в интересах телезрителя.

От времён ОРТ до наших дней

Главный канал страны начал свою работу уже более двадцати лет тому назад. В далёкие и тяжёлые девяностые, когда неразбериха и разруха в стране тяжким грузом легла на плечи россиян, появилось так называемое Общественное Российское Телевидение. Телепередачи на злобу дня, новостные программы, первые независимые развлекательные проекты - вот что могли увидеть люди на экранах своих телевизоров на всём постсоветском пространстве.

Работать в те времена было непросто: жёсткий контроль со стороны государства прекратился, но что нового и интересного можно и нужно было предложить зрителю, ещё не было до конца понятным. Энтузиасты-руководители и ведущие начинали всё с чистого листа.

В начале двухтысячных на канале произошёл ребрендинг, пришло новое название: "Первый". С течением времени работа стабилизировалась и вышла на качественно новый уровень. Рейтинги передач росли, появлялись и новые ведущие, с новым креативным подходом к ведению эфира. Руководство Первого канала активно привлекало новые кадры и поощряло мастеров своего дела.

Несколько лет назад произошли перемены в технических характеристиках вещания. Это позволило соответствовать всем современным международным стандартам.

На сегодняшний день главный телеканал страны сформировал костяк из профессионалов-руководителей, ведущих, журналистов и корреспондентов, операторов, режиссёров и других специалистов. Порой производя немыслимые перестановки и внедряя нестандартные решения, руководство Первого не перестаёт удивлять зрителей.

Руководители

За время существования телевизионной команды управленческая структура претерпевала изменения. Какие известные люди только ни приходили за весь период на Первый канал! Руководство сегодня представлено следующими людьми:

  • Львович. Главный идейный руководитель, профессионал с большой буквы, занимает пост генерального директора.
  • Вольнов Олег Викторович. Опытный управленец, прошедший путь от редактора газеты до замдиректора по общественно-политическому вещанию.
  • Молчанов Денис. Был имиджмейкером первого президента независимой России (Б. Ельцина), работал в политике, занимал должность в области культуры, ныне является заместителем Константина Эрнста по взаимодействию с органами госаппарата.
  • Файман Александр. Получив театральное образование, на ТВ работал режиссёром, весьма успешно пробовал себя в продюсировании, сейчас занимает должность первого зама руководителя главного канала страны.
  • Алексеевич. Журналист с большим стажем работы, в том числе за границей. Исполнял обязанности ведущего на радио и телевидении, был корреспондентом одного из ведущих печатных изданий. На данный момент пик его карьеры - должность руководителя дирекции информационных программ, а также заместителя главного директора.
  • Писарев Андрей - выполняет обязанности председателя дирекции публицистических и социальных проектов и входит в структуру руководства Первого канала.
  • Аксюта Юрий. Деятель культуры, прошедший путь от диджея и ведущего до главного продюсера по вопросам развлекательных и музыкальных программ. Удостоен медали II степени «За заслуги перед Отечеством».
  • Выдающийся деятель отечественной культуры, зам Эрнста в вопросах стратегических проектов и корпоративного управления.
  • Ефимов Алексей. Журналист, получивший своё образование в МГУ в 70-е годы. Трудился на телевидении начиная с конца 80-х, за это время побывал корреспондентом, шеф-редактором, ведущим. Сегодня он - один из "китов", на которых держится канал, генеральный директор международного вещательного дочернего предприятия - "Первый канал: Всемирная сеть".

Шокирующие перестановки на Первом

Руководство Первого канала за последний период сделало ряд перестановок, поразивших и даже расстроивших некоторых зрителей. Решения о прекращении выхода в эфир старых и появлении новых телепрограмм порой бывали очень неоднозначными.

Так, программа "Жди меня", воссоединившая за годы своего существования тысячи разбросанных по свету людей, больше не украсит собой Первый канал. Смена руководства - вот, что повлияло на это событие: вновь пришедшие управленцы не нашли замены ушедшему из проекта телеведущему. Данный ход очень расстроил аудиторию, которой так полюбилась добрая и сентиментальная передача.

Казалось, всё бы ничего: зрители всё же понимают, что ничто в этом мире не вечно. Но это не единственный проект, который закрыл Первый канал. Новое руководство приняло ещё одно решение: прекратить выход нашумевшего шоу «Наедине со всеми» с провокационной ведущей Юлией Меньшовой. Программа существовала более четырёх лет, за это время Меньшова взяла интервью у множества звёзд отечественной эстрады. Колкие вопросы, игра на самых тонких струнах души - стиль ведения шоу в корне отличался от большинства передач канала и полюбился миллионам жителей страны. Почему проект закрыли - во многом остаётся загадкой.

Очередным громким событием стал переход одного из главных ведущих на другой канал. Андрей Малахов, ведущий нескольких ток-шоу, проработавший на Первом долгие годы, принял решение уйти. В программах, которые вёл журналист, произошли замены.

Нашумевший скандал Первого канала

Кроме закрытия некоторых проектов по так называемым техническим причинам и обстоятельствам, страна была обескуражена и рядом скандалов, которые были связаны с детищем Эрнста.

Так, выходившая в эфир по выходным уже 25 лет (вдумайтесь в эти цифры!) программа «Пока все дома» прекратила своё существование. Версии закрытия передачи выдвигались разные, но неоспоримым фактом, привлекшим всеобщее внимание, стала ссора: руководство Первого не нашло общего языка с бессменным ведущим. Кроме этого, общеизвестным стало то, что Кизякова (автора и ведущего) подозревали в получении коммерческой выгоды от спекуляции темой детей-сирот, которая затрагивалась в программе. Как бы там ни было, шоу продолжило своё существование уже на другом канале, после громкого ухода ведущего и его команды.

Обострение ситуации с новой телепередачей

Казалось бы, было уже достаточно интриг и неоднозначных решений, затронувших Первый канал. Руководство же решило иначе, запустив новый проект под названием «Бабий бунт» и позвав в качестве одной из ведущих скандально известную Ольгу Бузову.

Не столько само шоу, сколько выбор главного действующего лица вызвал такой широкий резонанс, ведь отношение к девушке в обществе неоднозначное. С одной стороны, имея в соцсетях более 11 миллионов подписчиков, Бузова очень популярна. С другой же стороны (скорее, по субъективным причинам) ведётся её травля со стороны как ненавистников среди зрителей, так и среди коллег по цеху. Неоднократно выдвигались требования закрыть передачу либо поменять ведущую. Чем разрешится вопрос, покажет лишь время.

Как гласит народная мудрость, На смену закрывшимся проектам пришли новые, ушедших ведущих сменили свежие кадры.

На канале запустили новое шоу под названием «Короли фанеры». Ведущий программы - молодой знаменитый актёр, любимец девушек, сыгравший главную роль в сериале «Мажор» и ряде других нашумевших шедевров - однозначно принёс Первому рейтинги уже одним своим появлением. Речь идет о Павле Прилучном.

Ещё один новый проект - детище ведущего Дмитрия Шепелева - выводит лжецов на чистую воду посредством использования полиграфа. И называется шоу «На самом деле».

Альтернативой закрытым программам стала телепередача Елены Летучей под названием «Летучий отряд». В проекте ведущая призывает и старается научить простых россиян отстаивать свои права, чего бы это ни касалось.

Всегда ли решениями руководства Первого оказываются удовлетворены телезрители - риторический вопрос. Но то, что канал сумел выстоять в конкурентной борьбе, остаться на плаву, сохранить рейтинги и продолжает подогревать к себе интерес - это неоспоримый факт.