Художественный замысел и значение "повести о житии александра невского". Старт в науке Какой теме посвящена повесть житие александра невского

  • Подготовила: учитель русского языка и литературы СОШ

  • Мезенцева Т.С

Беседа по вопросам к статье «Из древнерусской литературы».

  • Какие темы привлекали внимание авторов древнерусской литературы?

  • - Какие произведения древнерусской литературы вы помните?

  • - Какие жанры древнерусской литературы вы знаете?

  • - В чем заключаются жанровые особенности «Повести о Петре и Февронии Муромских»?


Житие

  • - Какие признак жанра жития вы помните?

  • Житие - описание жизни святого. В древнерусской литературе

  • образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через целый ряд испытаний.



    Житие святого - повествование о жизни святого, которое обязательно сопровождает официальное признание его святости (канонизацию). Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса).



    Жития святых пишутся по особым правилам (канонам). Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребенка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их). Чаще всего святой с ранних лет ведет строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская). В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их. Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал ее. После смерти его тело оставалось нетленным.


«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского».


Чтение произведения и его анализ

  • - Какой теме посвящена повесть?

  • - Какие чувства вызывает у вас повесть?

  • - Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим?

  • - Как он говорит о том, что был современником Александра?


  • - До знакомства с князем Александром Невским автор «Жития. ..» включает в повествование слова ветхозаветного пророка Исайи: «Так говорит Господь: «Князей Я ставлю, священны ибо они, и Я их веду».И воистину - не без Божьего повеления было княжение его». С какой целью автор приводит эти слова?

  • (Слова пророка Исайи говорят о богоизбранности Александра Невского, о том, что рождение князя Александра было предопределено, а это должно было сказаться на его личности.)


- Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание?

  • (Автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями: Иосифом, Самсоном, Соломоном. В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость.)

  • - Какими еще способами автор подчеркивает избранность князя Александра?

  • (Автор ссылается на высказывание авторитетного, но постороннего человека, что должно подтвердить необыкновенные достоинства князя.)


  • - Каковы жанровые особенности «Жития... Александра Невского»?

  • ( Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития...» включает жанр плача).

  • - Ответим на вопросы учебника из разделов «Поразмышляем над прочитанным» (№ 2, 3), «Будьте внимательны к слову» (№ 1-3).


Устное описание репродукций

  • Подготовить устное описание репродукции картины, посвященной Александру Невскому.


Характеристика Александра Невского

  • - Каким вы представили князя Александра?

  • - Опишите его личность.

  • - Что вас удивило в личности Александра Невского? При характеристике можете использовать репродукции картин, посвященных Александру Невскому.


Александр Невский

  • бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской.


Выразительное чтение стихотворения А. Майкова «Кончина Александра Невского»

  • Ночь на дворе и мороз.

  • Месяц - два радужных светлых венца вкруг него...

  • По небу словно идет торжество.

  • В келье игуменской - зрелище скорби и слез...

  • Тихо игумен пред ним на молитве стоит.

  • Тихо бояре стоят по углам.

  • Тих и недвижим лежит головой к образам

  • Князь Александр, черной схимой покрыт...

  • Тихо лампада пред образом Спаса горит...

  • Князь неподвижно во тьму, в беспредельность

  • глядит...


  • Там, где завеса раздвинулась вдруг перед ним,

  • Видит он: облитый словно лучом золотым,

  • Берег Невы, где разил он врага...

  • Вдруг возникает там город!.. народом кишат берега,

  • Флагами веют цветными кругом корабли...

  • Гроб с корабля поднимают, ко храму несут,

  • Звон раздается, священные гимны Поют...

  • Крышку открыли... Царь что-то там говорит...

  • Вот перед гробом земные поклоны творят,

  • Следом все люди идут приложиться к мощам.

  • В гробе ж - князь видит - он сам.

  • Тихо лампада пред образом Спаса горит.

  • Князь неподвижен лежит...

  • Чудной лицо озарилось красой.

  • Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой

  • Сердце ощупал его и чело -

  • И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»


В эпоху начала монголо-татарского нашествия на Русь развивался такой древнейший литературный жанр, как житие. Изменения, которые наблюдались в нем в это время, были связаны в первую очередь с новыми явлениями действительности. Героями произведений житийного жанра становились не только равноапостолы, мученики, преподобные, но и люди, защищавшие Русь и веру христианскую от врагов-иноверцев. Признание значимости и духовного, и материального подвига во имя Родины достойным изображения привело в произведения житийного жанра приемы и средства, характерные для народного творчества и воинской повести.

Примером, обнаруживающим присутствие новых явлений в житийном жанре, может служить «Повесть о житии Александра Невского».

Данный памятник дошел до нас в большом числе списков, разделенных современными исследователями на 9 редакцией XIII—XVI вв.; выявлены и более поздние редакции. Многие вопросы истории текста остаются невыясненными. Большинство ученых признает, что первоначальная редакция произведения была написана в 80-е гг. XIII в. в монастыре Рождества Богородицы во Владимире по инициативе митрополита Кирилла и сына героя жития — Дмитрия Александровича, возможно, автором-галичанином. Эта редакция вошла в состав Лаврентьевской и Псковской II летописей как самостоятельное произведение.

Жанровые особенности «Повести о житии Александра Невского»

По своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Веспасиана. Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.

Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.

Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».

Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.

Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.

Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.

Система образов

Несомненно, соединение традиций двух жанров отразилось и на системе образов, и на характеристике главного персонажа. Центральный герой, как и в любом житии, один. Но наряду с ним появляется ряд персонажей, выполняющих служебные функции по отношению к нему: Андрейяш и Батый, признающие превосходство героя над другими властителями; шведский король, испытывающий его военное искусство и силу; враги-немцы, захватывающие русские земли, которых побеждает Александр; послы из Рима, искушающие его принятием иной веры и оказывающиеся посрамленными мудростью героя; митрополит Кирилл и суздальцы, оплакивающие гибель князя как личное горе. Особое место занимают шестеро воинов-новгородцев, отличившихся в Невской битве. Их подвиги служат подтверждением мысли о полководческом даре князя и могуществе русского войска, малыми силами побеждающего врага. Многие из упомянутых персонажей уместны более в воинской повести, чем в житии, поскольку они подчеркивают мирские, а не религиозные добродетели Александра: мужество, решительность, полководческий дар, силу и храбрость в бою, заботу о своих людях — и лишь затем упование на помощь высших сил, верность православию. Иначе говоря, главный герой жития приобретает черты, свойственные образу положительного героя-князя в воинских повестях, в то же время главным способом его изображения остается идеализация, характерная для жития.

Образ автора

Особое место занимает в произведении образ повествователя. Как и во многих житиях, рассказчик начинает произведение с самоуничижения и заверения в своей искренности, ибо «во злохитру душу не внидет премудрость», сообщает об источниках повествования, которыми послужили для него рассказы "своих отецъ" и собственные воспоминания, поскольку автор "самовидець есмь возраста" Александра, т. е. знал его взрослым человеком. В произведении постоянно ощущается восхищение повествователя личностью и деяниями героя, проявляющееся через оценочные эпитеты, сопоставления с библейскими персонажами, эмоциональные отступления (например, обращение к псковичам с призывом помнить подвиги Александра и плач автора, сожалеющего о смерти князя). Таким образом, повествователь в произведении сходен с житийным образом рассказчика.

Стилистика произведения

Своеобразна стилистика памятника, тесно связанная с традициями, легшими в его основу. Бесспорно, ведущим оказывается житийное начало, проявлявшееся в широком использовании церковнославянизмов, цитат из Библии, ретроспективной исторической аналогии. В то же время, несомненно и влияние воинской стилистики, обнаруживающееся в воинских формулах, использованных в картинах битв. Наибольшее сходство было обнаружено Д.С. Лихачевым с описанием военных действий в Галицкой летописи, что дало повод говорить о западнорусском происхождении автора "Повести о житии Александра Невского", который был весьма образованным книжником и хорошо знал, кроме воинской и агиографической традиций, переводные произведения ("Девгениево деяние", "Александрию", "Историю иудейской войны" И. Флавия и др.).

Создавая биографию своего современника задолго до его канонизации, автор "Повести о житии Александра Невского" воспользовался как образцом традицией житий — единственного древнерусского жанра, дававшего жизнеописание героя. Но реальная жизнь, которую он описывал, требовала привлечения литературных форм и средств, свойственных распространенному и хорошо известному автору жанру — воинской повести. Соединение двух жанровых традиций при сохранении ведущей роли признаков жития привело к созданию новой агиографической разновидности — жития князя-воина, в дальнейшем воплощенной также в "Слове о житии и преставлении Дмитрия Ивановича, царя русского" и «Житии Довмонта Псковского».

Урок литературы

Повесть о житии и о храбрости благородного и Великого Князя Александра Невского» (2 часа)

Образовательные:

· Дать представление об Александре Невском как исторической личности и герое художественного произведения;

· Формировать литературные понятия: житие, агиография, личность, благоверный.

Развивающие:

· Совершенствовать умение анализировать художественный текст и на основе анализа делать выводы;

· Совершенствовать умение выразительного чтения, связного высказывания;

· Отрабатывать умение сравнительного анализа исторического материала и художественного произведения;

· Формировать навык работы с различными источниками информации с целью поиска и отбора необходимого материала;

· Формировать самостоятельность мышления.

Воспитательные:

· Воспитывать в процессе обучения такие нравственные качества: честность, доброта, справедливость, чувство долга, милосердие;

· Прививать любовь к литературе и истории своей Родины.

Оборудование: видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу. Своих царей великих почитают За их труды, за славу, за добро… А.С. Пушкин

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

IІІ. Изучение новой темы.

1. «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» (Ал-р Невский ок. 1220-1263).

Житие - описание жизни святого. В древнерусской л - ре образ Христа выдвигался как образец поведения человека. Герой жития в своей жизни следует этому образцу. Житие, как правило, описывает, как святой становится таковым, проходя через ряд испытаний.

Как правило, в житии сообщается

· об основных событиях жизни святого,

· его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была),

· а также особых свидетельствах божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся пожизненные и посмертные чудеса)

Жития святых пишутся по особым правилам (канонам):

o так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их)

o Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например, св. Мария Египетская)

o В процессе своей жизни святой набирается мудрости, проходит через ряд искушений и побеждает их.

o Святой мог предсказать свою смерть, так как чувствовал её.

o После смерти его тело оставалось нетленным .

V. Чтение вступительной статьи к «Повести о житии…» на стр. 18 - 19.

В 1237-1240 гг. на ослабевшие от внешних и внутренних войн русские княжества обрушилось монголо-татарское нашествие. Развитие русской литературы было задержано и ослаблено. В летописных повестях об этом нашествии усилились религиозные мотивы: события понимались как «гнев божий» за «грехи».

В самом начале монголо-татарского завоевания, немецкой и шведской агрессии в русской литературе возникает стремление пробудить патриотические чувства читателей. Этой теме посвящаются в Северо-Восточной Руси «Слово о погибели Русской земли» и «Житие Александра Невского», о котором у нас и пойдет сегодня речь на уроке.

1) Когда была написана «Повесть о житии …Ал - ра Невского»? (в 80-х гг. ЧІІІ в.) Само заглавие произведения дает определение его специфики: "Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" - рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги "храбрости". - Какова цель данного жития? (Прославить мужество и храбрость Александра, дать образ идеального воина-христианина, защитника Русской земли). 2) Кем была написана? (Книжником монастыря Рождества Богородицы во Владимире)

3) Где было погребено тело князя А. Невского? (здесь же)

6) О каких подвига А. Невского он рассказал? (о 3-х подвигах:

Битве на Неве со шведами (1240 г.),

О Ледовом побоище (с немцами на Чудском озере (1242 г.),

О поездке в Орду.

7) Чем отличаются 2 первых подвига от 3-го? (1-3 - бранные. 3-й самопожертвования)

8) Зачем А. Невский поехал к хану? (отмолить, чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу)

9) Каково значение «Повести…» в развитии русской л - ры?

Ей подражали, следовали как лит. образцу,

Её влияние сказывается во многих других княжеских житиях и воинских повестях.

А каково значение слова «благоверный»?

Благо - это что? (Добро, благополучие)

Благой - это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы).

Значит, благоверный - это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.)

А почему Александр назван Невским?

(Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году).

ІІ. Анализ текста «Повесть о житии… Ал - ра Невского» Выразительное чтение по ролям фрагментов «Повести о житии... Александра Невского».

Работа по р/р: Проверка словариков: чтение слов и выражений (по цепочке), характерных для данного текста слов, которые можно использовать сегодня и которые «ушли в прошлое» и их объяснений.

(Деяния - (высок.) - действия, поступок.

Сеча (стар.) - сражение.

Распря (устар.) - ссоры, раздоры.)

1) Чтение вступления

§ Как называет себя рассказчик и что хочет подчеркнуть этим? Как он говорит о том, что был современником Александра?

«Житие» прославляет Александра как полководца и воина, правителя и дипломата. Оно открывается «славой» герою, которая уподобляется славе всех всемирно известных героев древности.

§ Прочитайте описание внешности князя и его характеристику. Какое значение имеет это описание? (автор не только показывает физическое совершенство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение.

§ Вопрос 2 (стр. 26) Каким героям уподобляет рассказчик князя? Новгородский герой был одноименен Александру Македонскому, подобен «царю» Ахиллесу , а также библейским героям Иосифу , Самсону, Соломону, римскому императору Веспасиану . В князе нашли отражение все лучшие качества человека: сила, красота, мудрость, храбрость).

§ До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент:

«О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…»

Как автор описывает Землю Русскую? Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений). Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера.

2) Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? Вопрос 3 (стр. 26) О каких его подвигах рассказывает?

3) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (1-я часть)

4) Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой - праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем.

В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим». Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце.

5) Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою - если можешь, обороняйся».

А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю.

6) Следующий эпизод: Некто Пелгусий, старейшина земли Ижорской, рассказал князю дивное видение. (Слайд: Святые Борис и Глеб). Александр просил о том никому не говорить (мудрый правитель) «И решил он напасть на врагов в шестом часу дня. И была крепкая сеча с римлянами; побил он бесчисленное множество врагов и самого короля ранил в лицо острым своим копьём». В этом эпизоде князь - опытный полководец. Он решителен, сметлив, ловок. У такого князя и воины - чудо-богатыри. Взаимопонимание и сплочённость приводят русичей к победе.

7) подчеркивается доблесть князя, который «самому королю [шведскому королевичу Леспе] возложи печать на лице острымь своимь копиемь» - стр. 22.

8) «Житие» выделяет основные моменты биографии Александра, связывая их с победоносными битвами и библейские реминисценции (воспоминания) сочетаются здесь с русским историческим преданием, литературные традиции - с реальными наблюдениями над битвой: «восходящу солнцу, и ступишася обои. И бысть сеча зла и труск от копий ломления и звук от сечения мечного, якоже и езеру померзъшю двигнуться; и не бе видети леду, покры бо ся кровию» - «Когда всходило солнце, сошлись обе стороны. И была сеча злая, и треск от ломления копий, и звук от сечения мечей, словно замёрзшее озеро тдвинулось. И не видно было льда, ибо покрылся кровью» - стр. 23, внизу.

9) Стр. 26 «Поразмышляем над прочитанным», вопрос 3: Какие картины видятся вам за словами рассказчика: «Словно замёрзшее озеро двинулось»?

10) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (ч. 2-я) Кого Александр называет народом «высокомерным» и кто похвалялся: «Посрамим народ славянский», «Возьмем Александра руками» (города немецкие) - стр. 23)?

11) Стр. 26 «Будьте внимательны к слову», вопрос 1 (часть 2-я). Стр. 22. Подвиги шести мужей, «храбрых и сильных» (Гаврилы Алексича, Збыслова Якуновича и др.) составляют взаимосвязанные эпизоды, имеющие характер пересказа эпической песни, сложившейся в княжеско-дружинной среде вскоре после битвы и, очевидно, по инициативе самого князя («всё это я слышал от господина своего великого князя Александра и от других, кто был тогда в той сече» - стр. 22, предпоследний абзац).

12) каков последний подвиг Александра? Зачем он пошел к царю? Как об этом говорится в повести? «Отмолить людей от беды той», чтоб татары не заставляли русских людей нести воинскую службу.

13) Какими словами и от чьего лица автор описывает горе от утраты, понесенной землей Суздальской со смертью Александра? (с. 25, от слов «О, горе тебе, бедный человек!..» и до слов «Разумейте, зашло солнце земли Суздальской».) Произнесите слова вслух и объясните их смысл.

14) Произведение соединяет черты жития и воинской повести. Кроме того, заключительная часть «Жития…» включает жанр плача. «Житие» восприняло лучшие «воинские» образцы оригинальных и переводных памятников Киевской Руси, продолжив также стилистические традиции галицкой литературы. Оно повлияло в дальнейшем на «Слово о житии и о преставлении князя Дмитрия Донского» летописную повесть «О Мамаевом побоище».

15) Чтение материала учебника (с. 25-26).

16) Рассматривание иллюстрации П. Корина «Александр Невский».

(Триптих - (гр. triptychos сложенный втрое) - 1) складная икона, имеющая три створки; 2) произведение искусства из трех картин, рельефов, рисунков и т. д., объединенных одной идеей, темой, сюжетом.)

Обратите внимание на центральную часть триптиха. Сопоставляем житие и иконописное изображение.

Так ли вы представляли себе Александра Невского, когда читали повесть о нем? Найдите цитаты из «Повести...», рисующие Александра. («Рост его был больше других людей», «лицо же его как лицо Иосифа».) Герой изображён монументально, в полный рост, с мечом).

Во что одет князь? Перед нами князь-воин и князь-правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи , поверх которых накинута мантия .

Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина .

Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Это бесстрашный и опытный воин - переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина .

Как изображены глаза Александра? Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека.

Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра.

17) Рассматривание картин Г. Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов», стр. 27.

o Какую роль на картине играют детали? Самая важная деталь - хоругвь с изображением Христа, которая находится в центре верхней части картины. Она несёт идейную нагрузку: Александр твёрд в своей вере.

18) В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища», стр. 28. Фигура Александра в центре , но не отделяется от фигур др. людей, устремившихся к нему в порыве восторга и благодарности. Все лица обращены к победителю, народному освободителю. Александр Невский - это герой из народа и с народом.

I. Подведение итогов урока.

Характеристика А. Невского

§ Каким Вы представили князя Александра?

§ Опишите его личность.

§ Что вас удивило в личности А. Невскго? При характеристике можете использовать репродукции картин, посвящённых А. Невскому.

§ Сделаем записи в тетрадях: А. Невский бесстрашный, храбрый, справедливый правитель, великий полководец, живущий по христианским заповедям, тихий, приветливый, мудрый праведник, человек высокой духовности, подлинный защитник земли Русской. Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник».

Как вы считаете, какие произведения Древней Руси были особенно близки и дороги их современникам? Почему они оказывали предпочтение житиям?

Стоит ли перечитывать произведения древности? Живы ли они?

Итак, каков же художественный мир литературы Древней Руси, ее интонации, образы, краски?

Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…».

Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос:

Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»?

Кончина Александра Невского. (слайд № (икона (фреска)

Ночь на дворе и мороз. Месяц - два радужных светлых венца вкруг него… По небу словно идёт торжество. В келье ж игуменской - зрелище скорби и слёз… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Тихо игумен пред ним на молитве стоит. Тихо бояре стоят по углам. Тих и недвижим лежит головой к образам Князь Александр, чёрной схимой покрыт… Тихо лампада пред образом Спаса горит… Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит… Там, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним… Видит он: облитый словно лучом золотым, Берег Невы, где разил он врага… Вдруг возникает там город… народом кишат берега, Флагами веют цветными кругом корабли… Гроб с корабля поднимают, ко храму несут, звон раздаётся, священные гимны поют… Крышку открыли… Царь что-то там говорит… Вот перед гробом земные поклоны творят, Следом все люди идут приложиться к мощам. В гробе ж - князь видит - он сам. Тихо лампада пред образом Спаса горит. Князь неподвижен лежит… Чудной лицо озарилось красой. Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой Сердце ощупал его и чело - И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А. Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач (цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!»

Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!»

Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно…

5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках.

Прошли века… 13 век- 20 век… более 700 лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский»)

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр?

Накануне какого события он был создан? Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами»

Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941 году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд Орден Александра Невского)

Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2011 год…

На экранах телевизоров был проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой - звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский - это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему.

Индивидуальное задание: подготовить выразительное чтение «Повести о Шемякином суде».

Работа (самостоятельная) по вариантам.

1-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение воинской повести.

2. Как звали шестерых мужей храбрых, которые «вместе с ним [Александром] крепко сражались»? С чем сравнивает автор сердца «мужей Александровых»?

2-й вариант.

1. Назовите жанры древнерусской литературы. Дайте определение житиям.

2. Какими словами Александр укрепляет «дух дружины своей»? Как вы их понимаете? С помощью каких средств создается образ героя?

Как отразилась русская история в картинах.

«Найдите достаточно точные слова-определения художественного мира литературы Древней Руси и запишите их, соотнеся с изученными произведениями (в том числе с "Повестью о житии... Александра Невского")».