Как нарисовать человека из геометрических фигур поэтапно. Конспект занятия «Человечек из геометрических фигур. VII тип – эмотивный

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологический различий. |Инструкция: "Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.
Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в табл.1.
Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить восемь основных типов, по которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.
Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".
Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Типы:

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".
Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.
Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно- 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631,640.
Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.
II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.
Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.
III тип - "тревожно-мнительный" - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.
Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.
Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.
IV тип - "ученый". Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.
Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.
Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.
V тип - "интуитивный". Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.
Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.
Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.
VI тип - "изобретатель, конструктор, художник". Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.
Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046.
Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.
VII тип - "эмотивный". Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.
Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154,163,172,181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.
VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.
Формулы рисунков: 901, 802, 703,604, 505,406,307,208,109.

Перед Вами 8 типов рисунка человека, составленных из простых геометрических фигур: треугольника, круга и квадрата. Выбирайте рисунок, с которым вы себя больше всего ассоциируете и смотрите ответ о своих сильных сторонах и о своем типе личности.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

1 тип – «руководитель»

Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

2 тип – «ответственный исполнитель»

Обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

3 тип – «тревожно-мнительный»

Характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

4 тип – «ученый»

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение. Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

5 тип – «интуитивный»

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

6 тип – «изобретатель, конструктор, художник»

Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

7 тип – «эмотивный»

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

8 тип – «нечувствительный к переживаниям других»

Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Тесты

Все, что вам нужно для этого интересного теста личности – это чистый лист бумаги и карандаш.

С помощью треугольников, кругов и квадратов нарисуйте человека, состоящего из десяти элементов.

    Вам нужно использовать только три заданные геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат.

    В вашем рисунке человека каждая фигура должна присутствовать хотя бы 1 раз.

    Вы можете менять размер фигур по своему желанию.

Не нужно много думать, чтобы нарисовать человека, старайтесь рисовать первое, что вам придет в голову. Помните, что всего в фигуре человека должно быть 10 элементов .

После того, как вы сделали рисунок, посчитайте количество треугольников, кругов и квадратов, которые вы использовали в рисунке.

Напишите свой результат в виде цифр . Первая цифра – это число треугольников (например, 3), вторая цифра – число кругов (например, 2), и третья – число квадратов (например, 5).

У вас должно получиться трехзначное число. Например, 325 (3 треугольника, 2 круга, 5 квадратов).


Готово? Вот, что означает ваше число.

Данный психографический тест "Конструктивный рисунок человека из геометрических форм" был разработан российскими психологами Либинами.

Тест: Человек из геометрических фигур

1 тип – Руководитель (811, 712, 721, 613, 622, 631)

Это легко приспосабливающиеся личности, готовые руководить и заниматься организацией любой деятельности. Как правило, это прекрасные рассказчики, красноречивые и умеющие поддержать разговор. Любят доминировать, но стараются себя контролировать и не переходить границы с другими.

Довольно активные, не любят сидеть без дела. Придают значение не только результату, но и самому процессу достижения цели. Могут преувеличивать свои успехи и неудачи, и нетерпимы, сталкиваясь с препятствиями на своем пути.

В отношениях они предпочитают занимать главенствующую роль, а в случае конфликта проявляют соперничество.

Любят быть в центре внимания и жаждут признания. В то же время этот тип личности берет ответственность на себя и хочет оправдать ожидания окружающих.

Для них характерна импульсивность, и при принятии решения они действуют в зависимости от настроения. Это может привести к необдуманным решениям и неприятным последствиям.

2 тип – Ответственный исполнитель (514, 523, 532, 541)

Этот тип личности в первую очередь нацелен на совершенствование своих навыков и достижение профессионализма. Такой человек ответственный, может проявлять требовательность, как к себе, так и к другим.

У человека развитое чувство справедливости и стремление к правде. Хотя у него есть хорошие организаторские способности, может сомневаться, если нужно принять важное решение.

К отношениям подходит осмотрительно, проявляет тактичность. Не может отказать, если его о чем-то попросили. Иногда может браться за несколько дел одновременно, полагаясь только на себя, но не всегда верно рассчитывает свои силы. Предпочитает выполнять работу сам, не перепоручая ее другим. Тяжело переживает неудачи.

Эти люди отличаются трудолюбием и требовательны к себе, ожидая того же от остальных. В работу включаются постепенно, устойчивы при сильном умственном напряжении, но могут утомляться при высоком темпе работы. Придают большее значение результату, а не процессу деятельности. Всегда стремятся завершить дела.

Внешне такие люди более сдержанны, но могут эмоционально реагировать при изменениях внешних факторов. Им нужно быть острожными, так как из-за перенапряжения есть опасность развития заболеваний нервного характера.


3 тип – Инициатор (433, 343, 334)

Этот человек обладает философским мышлением, может быть оторван от реальности. Бывает отчужденным, и ему кажется, что он не похож на остальных. В случае трудностей склонны уходить в свой мир фантазий.

Хотя им не составляет труда установить контакт с другими людьми, они склонны держать определенную дистанцию в общении. Сталкиваясь с конфликтной ситуацией, могут замыкаться в себе, но внешне остаются невозмутимыми.

Отличаются способностями в различных областях, не любят монотонности и избегают рутинной работы. Воодушевляются при смене деятельности и появлении новых возможностей. Стремятся к новизне и могут неожиданно поменять профессию. Этот тип распространен у людей искусства, занимающихся творческой деятельностью, работающих в области рекламы и дизайна.

4 тип – Эмотивный (181, 271, 172, 361, 262, 163)

Этот тип обладает развитой способностью сопереживать другим. Жизненные трудности и даже драматические фильмы могут вызвать у них сильные переживания.

Участливы и неравнодушны к проблемам окружающих. Часто чужие проблемы ставят на первое место, отодвигая на задний план свои потребности. Могут быть импульсивны и действовать под влиянием эмоций. Хотя у них есть способности в разных видах деятельности, лучше всего могут реализоваться, если выбрать какое-то одно направление.

В отношениях проявляют чувствительность, тяжело переживают неурядицы и разрывы отношений.

Отношения с окружающими в целом строят легко и не выходят за рамки принятых норм поведения. Им важно, как их самих и их деятельность оценивают окружающие.

Тест: Человек из 10 фигур

5 тип – интуитивный (451, 352, 154, 253, 154)

Этот тип отличается чувствительной нервной системой и эмоциональной изменчивостью. Довольно быстро истощаются. Лучше работают, если есть возможность переключаться на разные виды деятельности. В случае неудачи могут долго переживать. Могут действовать импульсивно или долго проявляют нерешительность в определенных вопросах.

Трудности в основном связаны с тем, что им сложно сразу переварить большой объем информации, из-за чего они порой не могут четко выразить свои чувства и мысли.

Искренние и простосердечные в словах, не утаивают ничего за душой, предпочитая говорить правду. Иногда это может приводить к сложностям во взаимопонимании с окружающими. Привыкли следовать собственным нормам поведения и поддерживают контакт с узким кругом людей. Порой могут брать на себя неявную лидерскую роль, но неуверенность в себе может препятствовать воплощению этого желания.

Им свойственно анализировать собственные поступки и действия, но на свою точку зрения не дают повлиять. Ощущают потребность контролировать обстоятельства, чтобы избежать неожиданных неприятностей.

Не любят когда их в чем-то ограничивают, могут быть ранимы или склонны сомневаться в себе.


Примеры рисунков человека из геометрических фигур

6 тип – Независимый (442, 424, 244)

Это тип свободного художника с развитым воображением и прекрасным видением пространства. Им близки различные виды творчества, включая художественные и интеллектуальные. Чаще встречается среди интровертов. Придерживаются собственных норм поведения и на них сложно оказать давление извне.

Часто увлекаются необычными идеями, и способны активно работать, даже когда растет напряжение. Трудности заставляют их еще лучше собраться.

Обладают независимым мышлением и знают, как защитить свое мнение. Замечания других людей вызывают у них заметную эмоциональную реакцию, тяжело реагирую на критику. Им сложно смириться с собственными промахами.

Не спешат идти на контакт, часто прячут свои истинные чувства внутри, пытаясь казаться более непринужденными, чем на самом деле. Осторожно открываются в новых отношениях, и хотя им сложно довериться другому человеку, когда это происходит, отношения бывают прочными и длительными.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР" МЕТОДИКА

Обзор

Проективная графическая методика исследования личности. Предназначена для выявления индивидуально-типологический различий.

Испытуемому предлагается последовательно трижды (на отдельных листах) нарисовать фигуру человека, каждый раз составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10 в каждом рисунке.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".

Выделяется восемь основных типов личностей:

1. "Руководитель".

2. "Ответственный исполнитель.

3. "Тревожно-мнительный"

4. "Ученый".

5. "Интуитивный".

6. "Изобретатель, конструктор, художник".

7. "Эмотивный".

8. Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу.

Данная методика используется в отечественной психодиагностике. Наиболее полные данные получены в исследованиях Е.С. Романовой. Проведенные ей собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Она считает, что возможен более тонкий анализ получаемых данных, позволяющий выделить типологию «второго уровня», в которой выделяются 63 подтипа с соответствующими им психологическими характеристиками. Полученные результаты сопоставлялись Е.С. Романовой с показателями Люшера цвета выбора тестом , показателями темперамента по опросникам Г.Айзенка, В.М. Русалова (см.темперамента опросник Русалова ) и с данными теста «Дерево».

Инструкция

Особенности проведения процедуры тестирования:

Материал:

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Инструкция:

"Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".

Пострисуночная беседа:

Методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

при наличии шеи - "Являетесь ли Вы ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?"

ушей - "Вас считают человеком, умеющим слушать?"

кармашка на теле человеке: "У Вас есть дети?"

на голове "шляпы" в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: "Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?"; при наличии "шляпы" во всех трех изображениях: "Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете "полосу скованного положения?"

полностью прорисованного лица: "Считаете ли Вы себя общительным человеком?"

одного рта на лице: "Любите ли Вы поговорить?"

одного лишь носа: "Чутко ли Вы улавливаете запахи, любите ли духи?"

изображение кружка на теле: "В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?".

Ключи

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Типы:

I тип - "руководитель".

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

II тип - "ответственный исполнитель.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460.

IV тип - "ученый" .

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

V тип - "интуитивный" .

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

VII тип - "эмотивный" .

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Анализ

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

Типы:

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".

Формулы рисунков: 901,910, 802,811, 820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - "тревожно-мнительный " - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.

Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - "ученый" . Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - "интуитивный" . Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - "изобретатель, конструктор, художник" . Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - "эмотивный" . Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154, 163,172,181,190,055, 064,073,082,091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу . Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406,307,208,109.

Шкалы: типы личности – руководитель, ответственный исполнитель, тревожно-мнительный, ученый, интуитивный, изобретатель, эмотивный, нечувствительный к переживаниям других

Назначение теста

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Тест

Материал: испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка и интерпретация результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

. сотни обозначают количество треугольников,
. десятки - количество кругов,
. единицы -количество квадратов.

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности

I тип - «руководитель ». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

Подтипы:

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
. ситуативно -у 703, 712, 721, 730;
. при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или «преподавательский подтип» - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - «ответственный исполнитель » обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - «тревожно-мнительный » -характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

Подтипы:

415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
. 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - «ученый ». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

Подтипы:

316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
. 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - «интуитивный ». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Подтипы:

235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
. 244 - обладает способностью литературного творчества,
. 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности;
. 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - «изобретатель, конструктор, художник ». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

Подтипы

019 - встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
. 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - «эмотивный». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип - «нечувствительный к переживаниям других ». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.