Комплексный и системный подходы в отечественной психологии. Деятельностный подход в психологии

Деятельность представляет собой активное взаимодействие человека со средой, в котором он достигает сознательно поставленную цель, возникшую в результате появления у него определенной потребности. Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности:

1. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель;

2. Операцией именуют способ осуществления действия.

Структуру деятельности можно представить на рисунке:

Структура деятельности

Стоит отметить, что деятельность человека имеет внутренние и внешние компоненты:

1. Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью человека со стороны ЦНС, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности;

2. Внешние: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности

Соотношение этих компонентов не константно.

Основные этапы, из которых состоит деятельность человека можно представить в виде следующей последовательности:

Мотив – цель – интерес – потребность – объект – способы – действия – результат.

Первой фазой или первым этапом деятельности является ее мотивация, продуктом которой выступает интенция (намерение) и соответствующая установка. Вторая фаза акта деятельности - ориентировочные действия. Третья фаза - планирование деятельности. Четвертая фаза - исполнительная, это реализация плана. Наконец, последняя, пятая фаза - это фаза контроля.

В контексте деятельностного подхода к изучению психических явлений и личности человека предлагается следующее определение категории «деятельность»: деятельность представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности. Исторически для психологии характерны два следующих момента: а) введение положения о единстве психики и деятельности, исходно противопоставившего советскую психологию как различным вариантам психологии сознания, изучавшим «психику вне поведения», так и разным натуралистическим течениям поведенческой психологии, изучавшим «поведения вне психики»; б) введение принципов развития и историзма, воплощение которых в конкретных исследованиях эволюции психики и общественно-исторической природы психики человека необходимо предполагает обращение к деятельности как движущей силе развития психики человека и его личности.

Деятельностный подход является основным подходом к изучению закономерностей развития сознания и личности человека в отечественной психологии. Существенный вклад в разработку одной из фундаментальных проблем в психологии, проблемы деятельности внесли многие ученые и исследователи. Традиции в изучении проблемы деятельности заложены в работах С. Л. Рубинштейна и А. Н. Леонтьева.

Условно можно выделить три направления исследований, в которых заложены контуры деятельностного подхода в психологии:

1) знаково-символическое направление в развитии психики (разрабатывалось Л. С. Выготским);

2) личностное направление: личность формируется в деятельности (разрабатывалось С. Л. Рубинштейном);

3) деятельность как самостоятельный предмет исследования (разрабатывалось А. Н. Леонтьевым).

Приоритет переноса философской категории «деятельность» на психологическую почву принадлежит С. Л. Рубинштейну. Именно С.Л.Рубинштейн впервые выделил предметную деятельность как предмет психологической науки. Он обратил внимание на тот аспект, что формирование идеального плана может осуществляться в самодеятельности человека, результатом которой являются его развивающиеся психические свойства.

А. Н. Леонтьев обратился к проблематике деятельности значительно позже С. Л. Рубинштейна. Но именно ему принадлежит развернутая общепсихологическая теория деятельности.

Разработан А. Н. Леонтьевым.

Главный тезис : деятельность порождает все психические феномены, качества, особенности, процессы и состояния. В отличие от индивида личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (бытие определяет сознание).

1) В основе представлений о личности лежит учение о деятельности , ее строении, ее развитии и ее преобразованиях, о различных ее видах и формах. Из всех этих разновидностей в качестве главной выделяется предметная деятельность . Исходными единицами психологического анализа личности являются деятельности субъекта , а не действия, не операции, не психофизиологические функции или блоки этих функций.

2)Личность выступает, с одной стороны, как условие деятельности, а, с другой - как ее продукт.

3)Для понимания структуры личности важной представляется мысль Леонтьева об иерархическом отношении деятельностей . Соподчинение деятельностей, порождаемых ходом их развития, лежит в основании личности.

4)Иерархия уровней деятельности:

Особые виды деятельности (управляются мотивами)

Действия (управляются целями) - они сознательны

Операции (определяются условиями)

Психофизиологические функции

5) Признаком деятельности является наличие мотива (направленности).Таким образом, за иерархией деятельностей личности лежит иерархия ее мотивов , а также иерархия соответствующих импотребностей (исходных форм активности). Иерархические связи мотивов образуют ядро личности. Также мотивационной сферой определяется масштаб личности.

6) Личностный смысл есть отношение мотива к цели (мотив/цель ) - это особое сверхчувственное качество личности, т.е. переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или события. Мотив может быть не осознанным, а цель (образ желаемого результата) всегда осознана. Мотив раскрывается в эмоциональной окрашенности действий.

7) Личность не только биологически детерминирована, но изначально задана в системе социальных связей.

В концепции Леонтьева категории личность, сознание, деятельность выступают в своем диалектическом взаимодействии, триединстве. Это триединство отражено и в названии его последней книги: «Деятельность. Сознание. Личность».

Наиболее полная реализация деятельностного подхода в социальной психологии личности представлена в концепции деятельностного опосредования межличностных отношений , разработанной А. В. Петровским . Социально-психологический акцент этой концепции состоит в том, что основополагающими категориями в ней являются: личность, деятельность и коллектив. Важность этих категорий вынесена в название его книги «Личность. Деятельность Коллектив». Суть концепции деятельностного опосредования сводится к следующему:

1) Межличностные отношения в группе опосредованы содержанием и ценностями группы.

2) Спецификация деятельности определяется тем, что эта деятельность совместная, социально детерминированная.

3) Социально-психологические явления в группе определяются содержанием этой деятельности, многоуровневой структурой групповой активности, уровнем развития групп.

4) Вектор этого развития - от диффузной группы до развития коллектива.

Анализ сложной диалектики личности и группы привел Петровского к важному для социальной психологии личности выводу «личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников».

Выделение главного в личности дало Петровскому основание обозначить свою концепцию личности как концепцию личности в коллективе, в группе, в системе межличностных отношений.

Одной из самых главных особенностей человека является то, что он способен трудиться, а любой вид труда является деятельностью. Деятельность - это динамическая система взаимодействия субъекта с миром. Любой простейший акт деятельности является формой проявления активности субъекта, а это означает, что любая деятельность имеет побудительные причины и направлена на достижение определенных результатов.

Теория деятельности была создана в советский период, являлась центральной психологической теорией и развивалась на протяжении более 50 лет. Разработка и развитие данной теории связана с именами таких известных отечественных психологов, как Выготский, Рубинштейн, Леонтьев, Лурия, Запорожец, Гальперин и др.

Побудительными причинами деятельности человека являются мотивы - совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. Именно мотив, побуждая к деятельности, определяет ее направленность, т.е. определяет ее цели и задачи.

Выделяются такие виды деятельности как ИГРА, УЧЕНИЕ и ТРУД.

В осуществлении деятельности задействованы все компоненты иерархической структуры человека: физиологический, психический и социальный. Кратко структурную схему деятельности можно представить в следующем виде:

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень - это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним - уровень операций, и самый низкий - уровень психофизиологических функций.

Центральное место занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие - это процесс, направленный на реализацию цели. Можно сказать, что действие - это сознательное проявление активности человека. Исключениями являются случаи, когда у человека в силу определенных причин или обстоятельств нарушена адекватность психической регуляции поведения, например при болезни или в состоянии аффекта. Само по себе действие не может рассматриваться как тот элемент начального уровня, из которого формируется деятельность. Действие - это сложный элемент, который часто сам состоит из многих более мелких. Такое положение объясняется тем, что каждое действие обусловлено целью. Каждое действие может быть выполнено по-разному, т.е. с помощью различных способов. Способ выполнения действия называется операцией. Главное свойство операций состоит в том, что они мало осознаются. Этим операции отличаются от действий, которые предполагают и сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Самый нижний уровень структуры деятельности - психофизиологические функции (физиологические механизмы обеспечения психических процессов).

Рассмотрев операционно-технические аспекты деятельности, мы должны задать себе вопрос о том, почему совершается то или иное действие, откуда берутся цели? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к таким понятиям, как потребности и мотивы.

Изначально потребность для субъекта оказывается «не расшифрована». Человек может испытывать чувство напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояние вызвано. В ходе поисковой деятельности происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности. В акте опредмечивания рождается мотив. Мотив и определяется как опредмеченная потребность. Именно через мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту. Вслед за опредмечиванием потребности и появлением мотива поведение человека меняется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получает свое направление. Как правило, ради чего-то человек совершает много отдельных действий. И вот эта совокупность действий, вызванных одним мотивом, и называется деятельностью.

Отечественная психология выдвинула принципиально новый подход к изучению психики человека, основанный на категории предметной деятельности.

К сожалению, вопрос о приоритете и значимости вклада в эту проблему тех или иных психологов дискутируется до сих пор. Чаще всего с разработкой деятельностного подхода связывают имена М. Басова, Л. Выготского, С. Рубинштейна, А. Леонтьева. Вот два высказывания известных психологов, в которых отражается противоречие. «В 1930 году Л. С. Выготский бесспорно приходит к созданию теории деятельности». «На всех этапах своего творческого пути и при всех своих достижениях в области психологической науки Выготский был далек от деятельностного подхода (хотя слово «деятельность» он использовал довольно часто, но не в качестве понятия и термина в вышеуказанном значении (психологическом. - Лет.))». По-видимому, необходимы специальные исследования по данному вопросу, основанные на методах дискурс-ного анализа^ , которые еще не нашли достойного применения в отечественной психологии. Текущий же момент позволяет лишь подчеркнуть очевидный факт, что в работах С. Рубинштейна и А. Леонтьева деятельностный подход получил свои четкие методологические и методические очертания.

В начале 30-х годов прошлого столетия С. Рубинштейн сформулировал методологический принцип единства сознания и деятельности, получивший впоследствии в психологии название «деятельностный подход». В самом общем виде его можно сформулировать так: психика человека формируется и проявляется в его практической деятельности и, следовательно, подлежит исследованию именно в процессе деятельности. Изучая психологические аспекты деятельности человека, мы изучаем его психологию личности. При этом изучению подлежит, по выражению С. Рубинштейна, не психика и деятельность, а психика в деятельности.

Дальнейшую разработку деятельностного подхода осуществил А. Леонтьев. В его общепсихологической концепции деятельности подчеркивается, что человеческая жизнь есть совокупность, а точнее, система сменяющих друг друга деятельностей. На психологическом уровне деятельность есть единица жизни, включенная в систему отношений данного общества. Эволюционный процесс развития психики есть развитие предметного содержания деятельности. Предметный мир все более и более включался в деятельность, расширяя сферу знания человека. Знание же в свою очередь все более изменяло его предметный мир.

По А. Леонтьеву, в макроструктуре общего потока любой предметной деятельности можно выделить два тесно взаимосвязанных уровневым взаимодействием блока:

Операциональный (отдельная, особенная деятельность - действия - операции - психофизиологические функции);

Мотивационный (мотив - цель - условие).

На высшем уровне этого функционального взаимодействия отдельная (особенная) деятельность опосредствуется (т. е. выражается «через») мотивом, т. е побуждается и направляется мотивом. На среднем уровне действие подчиняется сознательной цели (по аналогии соотношению «отдельная деятельность -мотив»). На нижнем уровне операция определяется способами ее осуществления.

Итак, в рамках деятельностного подхода психология рассматривается как наука о порождении, функционировании и структуре психического отражения объективной реальности в процессах деятельности людей. Исходные положения данного подхода заключены в следующем.

Реальная жизнь человека есть чередование во времени различных видов его деятельности.

Психика и деятельность тесно связаны друг с другом. Психику нельзя рассматривать в отрыве от деятельности, а деятельность - в отрыве от психики.

Решающая роль в происхождении сознания и развитии психики человека принадлежит трудовой деятельности. Другими словами, не сознание определяет бытие (деятельность) человека, а бытие (деятельность) определяет сознание.

Именно в деятельности проявляются психические феномены человека. Индивида можно познать лишь в процессе его деятельности.

Деятельность в существенной мере определяет мотивы и ценности индивида, т. е. его общую направленность.

Через деятельность может изучаться не только психика человека в целом, но и отдельные психические процессы. Действительно, любому осознанному психическому процессу соответствует какая-то цель и своя структура. Так, например, целенаправленный процесс обнаружения сигнала слабой интенсивности включает в себя действия различения, выделения сравнения, узнавания.

БИЛЕТ № 6

Виды, свойства, закономерности ощущений

Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств. Выделяют такие виды ощущений:

    Зрительные

    Слуховые

  • Обонятельные

    Осязательные

    Вкусовые

    Температурные

  • Кинестезические

    Интероцептивные

Мы приступаем к изучению познавательных психических процессов, простей¬шим из которых является ощущение. Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувств различных материальных факторов, которые назы¬ваются раздражителями, а сам процесс этого воздействия - раздражением. В свою очередь, раздражение вызывает еще один процесс - возбуждение, которое по цен¬тростремительным, или а4>ферентиым, нервам переходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. Таким образом, ощущение является чувственным ото¬бражением объективной реальности.

. Виды ощущений

Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавна приня­то различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений: обо­няние, вкус, осязание, зрение и слух .

Рассмотрим систематическую классификацию ощущений (рис. 7.1). Данная классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные и существенные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные, проприоцептивпые и экстероцептив-ные ощущения. Первые объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положении тела в простран­стве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию на­ших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов из внешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения.

К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность и пространственную локализацию, абсолютный и относи­тельный пороги ощущений.

Качество - это свойство, характеризующее основную информацию, отобра­жаемую данным ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьи­рующую в пределах данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения пре­доставляют информацию о некоторых химических характеристиках предмета:

сладкий или кислый, горький или соленый. Обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах сероводорода и др.

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния ре­цептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.

Длительность ощущения - это временная характеристика возникшего ощу­щения. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом - временем действия раздражителя и его интенсивностью.

И наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздра­жителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т. е. мы можем сказать, откуда падает свет, идет теп­ло или на какой участок тела воздействует раздражитель.

БИЛЕТ № 7

Характеристика, свойства, виды восприятия.

Общая характеристика восприятия. Понятие о восприятии. Взаимосвязь ощущения и вос¬приятия. Восприятие как целостное отражение предметов. Теории распознавания образов. Вос¬приятие как сложный перцептивный процесс.

Физиологические основы восприятия. Физиологические механизмы восприятия. Рефлек¬торная основа И01 приятия но И. П. Павлову.

Основные свойства и виды восприятия. Основные свойства восприятия: предметность, це¬лостность, константность, структурность, осмысленность, апперцепция, активность. Явление апперцепции. Понятие об иллюзии восприятия. Осмысленность восприятия. Основные класси¬фикации восприятия. Классификация по модальности. Классификация по форме существова¬ния материи: пространство, время, движение.

Индивидуальные различия в восприятии и его развитие у детей. Индивидуальные типы восприятия. Синтетический и аналитический типы восприятия. Описательный и объяснитель-ный тины восприятия. Объективные и субъективные типы восприятия. Наблюдательность. Эта¬пы развития восприятия у детей. Работы Б. М. Теплова, А. Н. Запорожца.

Предмет и фон в восприятии. Соотношение объекта и фона. Условия выделения предмета из фона. Легкость выделения предмета из фона.

Взаимоотношение целого и части в восприятии. Особенности восприятия целого и части. Опознавательные признаки предмета. Индивидуальные различия и этапы восприятия.

Восприятие пространства. Пространственные свойства предметов: величина, форма пред¬метов, положение в пространстве. Факторы, влияющие на особенности восприятия величины предмета. Константность и контрастность предметов. Перенесение свойства целого на его от¬дельные части. Особенности восприятия формы предмета. Механизмы бинокулярного зрения. Восприятие трехмерного пространства и его физиологические механизмы. Понятие о конвер¬генции и дивергенции глаз. Механизмы ориентации в пространстве.

Восприятие движения и времени. Механизмы восприятия движения. Опыты Э. Маха. Ос-новные теории восприятия движения. Теория В. Вундта. Фн-феномен М. Вертгеймера. Теория восприятия в гештальтпсихологни. Механизмы восприятия времени. Понятие о временных от¬резках. Факторы, определяющие особенности восприятия времени.

8.1. Общая характеристика восприятия

Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни¬кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.Восприятие- целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Оно является результатом деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных и одновременное отвлечение о несущественных.

Свойства восприятия:

    Целостность. Означает, что восприятие всегда схватывает целостный образ предмета. Однако такая зрительная способность не врождённая. На это указывают данные о восприятии людей, ослепших в младенчестве, которым вернули зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не предметы, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики; это система перцептивных действий. Которым надо овладеть.

    Константность- благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание восприни¬мать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприя¬тии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в дан¬ном случае желание).