Композитор верстовский биография. А. Н. Верстовский - биография. русский композитор и театральный деятель

Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор.

Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах.

Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести.

Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом.

Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки.

Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета.

Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра.

Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды.

Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный.

Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества.

Их распевали всюду, даже в цыганских таборах.

Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским.

Музыка указывает на сильное влияние Вебера.

Преобладающая форма в этой опере - куплетная.

Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует.

Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева.

Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки.

Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе.

Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики.

В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом.

Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита.

Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития.

Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу.

Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей.

Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах.

Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250). H. Соловьев. {Брокгауз} Верстовский, Алексей Николаевич - композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве.

В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой).

В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества.

В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался.

Могила его находится на Ваганьковском кладбище.

Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно).

Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна.

Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки.

Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта.

В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения.

Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем. (Э.). {Риман} Верстовский, Алексей Николаевич с. с., композитор, директор музыки моск. театров; р. 18 февр. 1799, † 5 нояб. 1866 г. Дополнение: Верстовский, Ал. Николаев., † 5 нояб. 1862 г. {Половцов} Верстовский, Алексей Николаевич (1799-1862) - русский композитор.

В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда, по скрипке и гармонии у Л. Маурера.

В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом.

В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой.

Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству.

Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек).

Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех. Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл.

Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899. З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич (род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель.

Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров.

В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве.

Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.

Алексей Николаевич Верстовский

Алексея Верстовского называют «соперником Глинки». Они, действительно, жили и творили в одно время. Возможно, немножко и соперничали, хотя это никак не проявлялось. Но важнее то, что они внесли огромный вклад в создание профессиональной русской музыки.

Алексей Николаевич Верстовский родился в Тамбовской губернии, в имении Селиверстово, 18 февраля (1 марта) 1799 года. Дед Верстовского - генерал Селиверстов - привез из военной кампании «пленную» турчанку. Екатерина Вторая разрешила брак при условии «прекращения фамилии». Так Селивестровы превратились в Верстовских (количество букв осталось то же).

Отец Верстовского был уже служащий, но мог держать собственный оркестр. Все дети в семье играли на музыкальных инструментах и учились. Затем семья переехала в Уфу, там Алексей Верстовский уже стал выступать, обнаружив ранний талант. Потом он уехал в Санкт-Петербург, где учился в Институте инженеров путей сообщения. Несмотря на полученную профессию, он продолжал брать уроки музыки - у Джона Филда в том числе. В дальнейшем жизнь Верстовского была связана с деятельностью по управлению театрами (о нем очень высоко отзывался драматург А. Островский) и, конечно же, сочинением музыки. Умер Алексей Верстовский 5 (17) ноября 1862 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Аскольдова могила

Так выглядит Аскольдова могила сейчас

Перу А. Верстовского принадлежат оперы (например, «Пан Твардовский»), водевили («Кто брат, кто сестра» на текст Грибоедова и Вяземского, несколько лет назад поставлен Романом Виктюком) и баллады. Всемирно знаменитая опера - «Аскольдова могила» (либретто по роману М. Загоскина). Есть в Киеве примечательное место - Аскольдова могила. О самом древнем урочище, витязе Аскольде, о монастыре и церкви пусть лучше расскажут киевляне, а я ограничусь оперой Верстовского.

В старину живали деды,

Веселей своих внучат;

Как простую пили воду

Мед и крепкое вино;

Веселились, потешались,

Пировали круглый год!

Вот как жили при Аскольде

Наши деды и отцы!







Желающие могут посмотреть, какой огромный раздел посвящен этой опере в английской Википедии - даже со звуковыми и нотными примерами. Итак, действие происходит в Xвеке, в Киеве, на берегу Днепра. В опере есть все: и любовь язычника к христианке,



и таинственный Незнакомец, открывающий отроку Всеславу, что тот - потомок Аскольда, следовательно, может претендовать на место князя. Там есть и похищение невесты, и отказ от предательства, и буря, и гибель Неизвестного в челноке.



Есть и важный герой - гудочник Торопка Голован. То есть присутствуют все черты романтической оперы. Но там есть еще и просто хорошая музыка.

Интересно, что цензура велела немного подвинуть «время действия», а также произвести хэппи-энд (героев князь простил).

Опера имела большой успех во всем мире («Мы слышали... что шарманки Лондона, Парижа, Берлина, Вены, частенько наигрывают «Гой ты, Днепр» или «Ах, подруженьки, как грустно», равно как и другие мотивы...»). Опера записывается и сейчас, хотя и нечасто, зато многие номера звучат с концертных площадок.

Старый муж, грозный муж!

Старый муж, грозный муж!

Режь меня, жги меня!

Я тверда, не боюсь

Ни ножа, ни огня!.

Эта знаменитая цыганская песня полна страсти и решимости. Стихи Верстовскому передал сам автор - А. Пушкин. Они дружили, Верстовский даже был на мальчишнике, который Пушкин устроил перед женитьбой.



Многие баллады Верстовского написаны на стихи Пушкина (например, знаменитая «Черная шаль»). Алексея Верстовского всегда тянуло к миру старины, преданий и легенд, а также к миру человеческих страстей - но так и положено романтику. А его насыщенные мелодии - родом из славянского фольклора, отчасти - цыганского, что слышно по этой песне.





Алексей Верстовский - выдающийся представитель отечественного искусства первой половины 19 века.



Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).

H. Соловьев.

{Брокгауз}

Верстовский, Алексей Николаевич

Композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве. В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой). В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества. В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался. Могила его находится на Ваганьковском кладбище. Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно). Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна. Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки. Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта. В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения. Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем.

(Э. ).

Верстовский, Алексей Николаевич

{Половцов}

Верстовский, Алексей Николаевич

(1799-1862) - русский композитор. В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда , по скрипке и гармонии у Л. Маурера. В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом. В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой. Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству. Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек). Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех.

Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл. Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899.

З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич

(род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель. Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров. В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве. Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.

Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские годы он провел в родительской усадьбе, где очень часто силами крепостных музыкантов устраивались концерты, на которых звучала музыка Гайдна, Моцарта, а также произведения русских композиторов и обработки народных песен. В такой обстановке, в буквальном смысле насыщенной музыкой, быстро развивались музыкальные способности мальчика.

В молодые годы Верстовский некоторое время учился в Петербургском институте инженеров путей сообщения, после чего посвятил себя искусству. Он становится учеником замечательного пианиста Дж. Фильда. Кроме того, прилежно изучает теорию музыки, пробует свои силы в пении и игре на скрипке. В то же время будущий композитор знакомится с кружком литераторов, актеров и музыкантов, признанным лидером которого являлся А. Шаховский. Связь Верстовского с группой передовых людей той эпохи отразилась на его собственной творческой деятельности: он начал выступать как переводчик пьес, певец и актер в любительских спектаклях, а главное – как автор музыки к театральным постановкам. Вскоре он приобрел популярность как водевильный композитор.

Алексей Николаевич Верстовский

В 1823 году Верстовский, служивший чиновником в одном из петербургских департаментов, был переведен в Москву. Здесь он познакомился с рядом известных деятелей русского искусства, написал музыку к водевилю Грибоедова и Вяземского «Кто брат, кто сестра», в содружестве с Алябьевым и другими композиторами сочинил музыку к водевилям А. Писарева.

В 1825 году Верстовский поступил на работу в один из московских театров в качестве инспектора музыки. Непосредственная близость к театру натолкнула его на мысль о создании оперы, тем более что его желание было горячо поддержано кружком друзей – московских литераторов, в число которых входили такие известные писатели, как С. Аксаков и М. Загоскин.

Несколько лет упорного труда завершились наконец постановкой в 1828 году на сцене Московского Большого театра первой оперы Верстовского под названием «Пан Твардовский», созданной по мотивам старинной польской легенды. А вскоре состоялась премьера и другой оперы – «Вадим», основанной на фантастическом сюжете известной баллады Жуковского.

В 1835 году была поставлена «Аскольдова могила» – лучшая опера Верстовского, написанная на сюжет одноименного романа М. Загоскина и на долгие годы завоевавшая симпатии слушателей. Действие оперы происходит в Древней Руси, но реальные исторические события, как и в романе Загоскина, переплетаются с вымыслом, а бытовые сцены чередуются с фантастическими эпизодами. Краткое содержание оперы «Аскольдова могила» таково: от Неизвестного юный Всеслав узнает, что он – потомок Аскольда, который в свое время был убит предками ныне правящего князя Святослава. Неизвестный призывает Всеслава к мести и к борьбе за княжеский престол. Чтобы вызвать у него ненависть к Святославу, Неизвестный помогает людям князя похитить Надежду, возлюбленную Всеслава. С помощью своего друга, песельника Торопа, Всеслав освобождает Надежду и бежит вместе с ней. Колдунья Вахромеевна обнаруживает убежище беглецов, после чего начинается их преследование. Однако вскоре приходит весть о милости князя, который разрешает Все-славу и Надежде вступить в законный брак. Всеслав мирится со Святославом, а Неизвестный тонет в волнах Днепра.

Как видно, сюжет оперы не отличается особой замысловатостью, но занимательность интриги, романтическая таинственность и драматизм отдельных сцен сделали ее одним из любимейших репертуарных произведений русской сцены. Основная же причина популярности оперы кроется в особенностях музыкальной драматургии. Выдающийся русский критик Серов писал: «В Верстовском есть легкость, веселость, живость, разнообразие, ловкость распоряжаться сценой».

Отрывок из хора рыбаков «Гой ты, Днепр» из оперы «Аскольдова могила» А. Н. Верстовского

Воспроизводя отдаленную эпоху, Верстовский не стремился придать музыке оттенок древности. Напротив, он целиком опирался на современные виды музыкального искусства. В «Аскольдовой могиле» звучат и лирический романс, и баллада, и застольная песня.

Это произведение знаменует собой значительный шаг вперед по сравнению с комическими операми XVIII века. Несмотря на то что здесь еще сохранен принцип чередования музыкальных номеров с разговорными диалогами, сами музыкальные номера под влиянием тех изменений, которые произошли в русской музыке со времени появления первых опер, стали уже другими. Встречаются не только большие, развернутые арии и ансамбли, но и целые музыкальные сцены со сквозным действием. Возросла и роль оркестра. Умелое использование разнообразных инструментальных красок дало возможность Верстовскому создать несколько ярких образов и усилить выразительность музыки.

В первом действии оперы наибольшее внимание привлекает к себе хор рыбаков «Гой ты, Днепр», написанный композитором a capella. Здесь сочетаются широкий распев и мерная маршевая поступь, элементы народного многоголосья и суровые унисонные ходы с аккордовым складом.

Второй хор рыбаков «Ну-те, братцы, поскорее» (также из первого действия) звучит энергично, в равномерном ритме. При этом мелодия верхнего голоса напоминает протяжную песню.

Первое действие содержит также народно-игровую сцену, хоры которой отличаются легкостью, живостью, изяществом мелодической линии. Основаны они на трехдольных танцевальных ритмах, часто встречающихся в польской музыке.

Александр Николаевич Серов

Примечательна ария Неизвестного «Скоро, скоро месяц ясный» из второго действия, т. к. она является одним из самых ранних примеров большой драматической арии в русской опере. Оркестровая и хоровая звучность помогают композитору нарисовать яркую картину обстановки, в которой происходит действие. Вторая часть арии – стремительное аллегро, заканчивающееся развернутой кодой, – резко противостоит суровой сосредоточенности вступления.

Хор девушек «Ах, подруженьки» (третье действие) интересен сочетанием русских и польских национальных элементов. В вокальной партии звучат интонации городского романса, в то время как аккомпанемент выдержан в ритме полонеза.

Из действующих лиц оперы в первую очередь необходимо обратить внимание на песельника Торопа, наделенного замечательной музыкальной характеристикой. Например, его песня «Близко города Славянска» из третьего действия представляет собой балладу, написанную в сквозной форме. Начинается она в спокойно-повествовательном тоне, но после двукратного повторения основного куплета мажор сменяется минором, а широкая, плавная мелодия – речитативом. В аккомпанементе возникает ритм конского топота и другие изобразительные элементы. Кульминацию сценического действия композитор отмечает «мелодрамой», т. е. говором на фоне инструментального сопровождения. Возвращение вслед за тем основной мелодии дает понять, что музыкальное повествование окончено.

Антракт и хор «Варись, зелье» из четвертого действия созданы в традиции романтической оперы. Музыке антракта композитор старался придать жутковато-фантастический колорит. Сумрачна тональность си-бемоль-минор. Мощное нарастание звучности приводит к тремоло. Неоднократно происходит сопоставление различных регистров, то и дело появляются причудливо звучащие гармонии.

У хора, олицетворяющего нечистую силу, отсутствует самостоятельная партия, и его фактура состоит сплошь из аккордов, дублирующих оркестровые голоса. Каждой фразе хора соответствует мелодия оркестра. При этом отмечается непрерывное нарастание звучности.

Музыка «Аскольдовой могилы» типична для музыкальной практики того времени. Но так как широко распространенный в быту музыкальный материал стал здесь основой для оперных форм нового типа, оперу можно рассматривать как принципиально новый этап в развитии русской оперной драматургии.

После 1835 года Верстовский создал еще три оперы, но они не идут ни в какое сравнение с «Аскольдовой могилой». Появившиеся уже после гениальных творений Глинки, в период расцвета русской классической оперы, они не оказали большого влияния на жизнь русского театра.

Верстовский проявил себя не только как талантливый композитор, но и как театральный деятель, фактически осуществлявший руководство музыкально-театральной жизнью Москвы, а также как режиссер и педагог. Благодаря его усилиям при дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, где готовили музыкантов для оркестра. Верстовский умер в 1862 году. Он внес неоценимый вклад в развитие национального театра.

Из книги Энциклопедический словарь (В) автора Брокгауз Ф. А.

Верстовский Алексей Николаевич Верстовский Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности, и как исполнитель, и как компознтор. Считаясь

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Бах Алексей Николаевич Бах Алексей Николаевич , советский учёный и революционный деятель, академик АН СССР (1929), Герой Социалистического Труда (1945). Основатель школы советских биохимиков. Родился в семье техника. С

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВЫ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

Из книги Популярная история музыки автора Горбачева Екатерина Геннадьевна

Из книги 100 знаменитых харьковчан автора Карнацевич Владислав Леонидович

Из книги Словарь афоризмов русских писателей автора Тихонов Александр Николаевич

Алексей Николаевич Верстовский Верстовский по праву считается одним из выдающихся композиторов первой половины XIX века. Он был ярким представителем романтического направления в музыке, создателем русской романтической оперы.Родился Верстовский в 1799 году. Свои детские

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Бекетов Алексей Николаевич (род. в 1862 г. - ум. в 1941 г.)Архитектор. Создатель ряда зданий, определяющих лицо Харькова.Не потому ли в Харькове не установлен памятник самому, пожалуй, известному зодчему города, что монументальных напоминаний о его делах и так хватает. Что

Из книги автора

ТОЛСТОЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Алексей Николаевич Толстой (1882–1945). Русский писатель, лауреат Государственных премий СССР. Автор научно-фантастических романов «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина»; исторического романа «Петр I», трилогии «Хождение по мукам»; романов

Из книги автора

АПУХТИН, Алексей Николаевич (1840–1893), поэт 250 День ли царит, тишина ли ночная. «День ли царит, тишина ли ночная…» (1880?); муз. П. И. Чайковского (1880) ? Апухтин, с. 217 251 Всё для тебя! «День ли царит, тишина ли ночная…» ? Апухтин, с. 217 252 Ночи безумные, ночи бессонные, Речи несвязные,

Из книги автора

БУДИЩЕВ, Алексей Николаевич (1866–1916), поэт 1392 * Отвори потихоньку калитку И войди в тихий садик, как тень, Не забудь потемнее накидку, Кружева на головку надень. «Калитка», муз. Бюкли (1909) Это песенный вариант стихотворения Будищева «Только вечер затеплится синий…» (1897). В

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822); "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе Скобелева "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова, Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто Загоскина), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора С.П. Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858; либретто Д. Ленского по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817; "Гезиод и Олаф", 1827); кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них "Черная шаль" (Пушкин) и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов. Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки, в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен, "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, ¦ 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1799-1862) российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. "Аскольдова могила" (1835); романсы, баллада …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Алексей Николаевич , русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1799 - 1862), композитор и театральный деятель, представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе "Аскольдова могила" (1835) романсы, …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (V век) один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378) русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ВЕРСТОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении …
  • АЛЕКСЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Алексей Петрович, царевич - старший сын Петра Великого от первого егобрака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., …
  • ВЕРСТОВСКИЙ
    ВЕРСТ́ОВСКИЙ Ал. Ник. (1799-1862), композитор и театральный деятель. Предст. романтизма в рус. музыке. Оперы, в т.ч. "Аскольдова могила" (1835); романсы, …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690-1718), рус. царевич, ст. сын Петра I и его первой жены Е.Ф. Лопухиной. Стал участником оппозиции реформам Петра …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1904-18), вел. князь, сын имп. Николая II, наследник рос. престола. Страдал врождённой наследств. гемофилией. После Февр. рев-ции 1917 …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76), рус. царь с 1645. Сын царя Михаила Фёдоровича. В правление А.М. усилилась центр. власть и оформилось крепостное …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1850-1908), вел. князь, ген.-адмирал (1883), ген.-адъютант (1880), сын Александра II, брат Александра III. Участник ряда дальних мор. походов. …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ I Комнин (ок. 1048-1118), визант. император с 1081. Основатель династии Комнинов. Захватил престол, опираясь на воен. знать. Отразил натиск …
  • НИКОЛАЕВИЧ
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ВЕРСТОВСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Алексей Николаевич) ? один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в …
  • АЛЕКСЕЙ
    Венецианов, Леонов, …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АЛЕКСЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    алексий, …
  • АЛЕКСЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Алексей, (Алексеевич, …
  • ВЕРСТОВСКИЙ
    Алексей Николаевич (1799-1862) , российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. «Аскольдова могила» …
  • АЛЕКСЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378), русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • ТОВТ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексей Товт (1854 - 1909), протопресвитер, "отец американского Православия", святой. Память 24 апреля …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПОРФИРЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Порфирьев Алексей Александрович (1856 - 1918), протоиерей, священномученик. Память 24 октября и в …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Глаголев Алексей Александрович (1901 - 1972), священник. Родился 2 июня 1901 года в …
  • ВАСИЛЕВСКИЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • АЛЕКСЕЙ IV
    АНГЕЛ - Византийский император в 1203- 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г.После низложения и …
  • АЛЕКСЕЙ III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АНГЕЛ - Византийский император в 1195- 1203 гг.Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с …
  • АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1203— 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г. После низложения и ослепления …
  • АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1195— 1203 гг. Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с братьями …
  • АЛЕКСЕЙ I КОМНИН в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1081 — 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г. Алексей происходил из богатого …
  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ)
    Николай Николаевич (в отличие от одноименного сына своего, именовавшийся Старшим) - великий князь, третий сын императора Николая I . Родился …
  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Николаевич - великий князь, второй сын императора Николая Павловича (1827 - 1892). Император Николай с детства предназначил его для …
  • СЕВЕРЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский биолог, академик АН СССР (1920) и АН УССР (1925). Сын Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Петр Николаевич , русский физик. Родился в купеческой семье. В 1887-91 работал в Страсбурге и …
  • КРЫЛОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент …