Кондратий Петрович Белов – художник из Пачи Яшкинского района. Кондратий Петрович Белов: биография Самым счастливым временем для него была Пасхальная неделя, когда всех пускали на колокольню деревенской церкви: «Я каждый день уходил звонить и целую неделю

, Пермская губерния , Российская Империя - 4 мая 1988, Омск , РСФСР , СССР ) - сибирский художник, эпический пейзажист, член СХ СССР , Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964), Народный художник РСФСР (1976). Участник Гражданской войны в Сибири .

Биография

Родился на Урале в русской крестьянской семье. Вскоре родители переселились в Сибирь, в Томский уезд . Здесь, в селе Пача (ныне - Яшкинский район ), на берегу реки Томи прошло детство Кондратия Белова. В его память впечатались яркие картины того детства, яркие и разнообразные: величественную тайгу с рекою, которые для села были всем - кормилицей, дорогой, отдыхом; ежегодные ярмарки, шумные, крикливые, с разухабистым весельем, мошенничеством, слезами. Запомнились образы людей - то суровых и замкнутых, то богомольных и благообразных, то жадных, завистливых, то лицемерных, но строго соблюдавших в своих домах-крепостях принцип невмешательства: две собаки дерутся, третья - не суйся.

Путеводная звезда появилась. Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение . Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Кондратия Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шёл 1911 год) Томского Общества поощрения художников . Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Если все в деревне будут учёными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал уездный землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы. Но вместо художественной школы отец отдал Кондратия в мальчики - так тогда называли прислужников у состоятельных сельчан. Прислуживать довелось местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы для дальнейшей церковной службы. Но отец рассчитывал на иной вариант судьбы Кондратия, решил женить его на одной состоятельной девице. Про неё говорили: «В двери не войдёт, но зато племянница местной купчихи». Расчёт отца выбиться в люди приобретал ясные очертания, но они не совпадали никак с представлениями о жизни молодого парня.

В 17 лет (весна 1917 года), с благословения матери, Кондратий убежал от женитьбы на заработки в Томск . Мать дала 2 рубля и со слезами благословила. Губернский столичный Томск поразил и потряс молодого человека. Позднее он вспоминал:

С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской . В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади - митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут: опять зрелище. Близ города - пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника…

Так начались жизненные университеты К.П. Белова, которые ввергли его в томские ночлежки с их романтикой и грязью «дна» жизни. Через некоторое время Кондратий завербовался на строительство Мурманской железной дороги и уехал на Русский Север. На строительстве познал лишения, пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, избежал убиения грабителями, заболел тиф ом. Возвращается в 1918 году в охваченную революцией Сибирь, в Томск и полгода восстанавливал здоровье.

В мае 1919 года попал под колчаковскую мобилизацию в Сибирскую армию . Служить отправлен рядовым в 43-м строевом полку, расквартированном в городе Омск е, столице колчаковского режима. Близость к начальству вылились в неимоверную муштру солдат и жёсткий для них казарменный режим. Осенью часть была направлена на усиление частей, участвовавших в походе против алтайских краснопартизанских армий. Поход закончился разгромом колчаковских частей в боях в Барнаульском уезде, во время которых Кондратий Белов с группой других солдат крестьянского происхождения перешли на сторону красных. Был проверен контрразведкой ВЧК и затем зачислен в ряды 5-й Красной Армии , которая стремительно продвигалась на восток. После взятия Верхноудинска наступательное продвижение прекратилось - за Байкал ом была создана буферная Дальне-Восточная Республика . Кондратий Белов служил в Иркутске в 48-м стрелковом полку 5-й РККА . Здесь впервые получил признание рисовальческий талант молодого 20-летнего красноармейца.

Белов весьма реалистично рисует простым химическим карандашом на стене казармы обнажённую женщину. Этот импровизированный эскиз понравился командованию и комиссару части, после чего Кондратия направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов. Это был проницательный человек и земляк, когда-то служил волостным писарем, жил некоторое время в Паче . он сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. К счастью, три сумасшедших года, когда жизнь не стоила ничего, а смерть была постоянно рядом, не лишили сибиряка впечатлительности. Он достойно завершил занятия в студии и по ходатайству всё того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при Политуправлении 5-й Армии. Это была удача, поскольку студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников (их было 20, 9 военных, остальные - вольнослушатели) был и К. Белов.

В 1946 году Кондратию Белову возвращают звание члена Союза художников России , восстанавливают в рядах членов ВКП(б) . К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щёкотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по сибирскому северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году ему присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР . В 1976 году - присвоено звание Народного художника России . Признание к художнику пришло в 1960-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

В послевоенный период работы К.П. Белова были в основном посвящены теме революционных лет в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик Омска таким, каким он застал его в молодости. К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».


художник

Любовь к родному краю в пейзажах омского художника К. П. Белова Любовь к отечеству начинается с любви к родному городу, родному краю. Старейший омский художник К.П. Белов, как ни кто другой, чувствовал свою родину, умел видеть в ней все самое прекрасное и все свои картины посвятил Сибири . Его пейзажи показывают Сибирь как красивый и бескрайний край, открывают нам страницы прошлого и показывают то, что было безвозвратно утеряно.

Родился будущий художник на Северном Урале, вырос в Сибири, на берегу полноводной и мощной реки Томи в селе Пача. В его памяти сохранились яркие и разнообразные впечатления детства, связанные с природой и традициями родного края.

В 17 лет Кондратий Петрович, волею судьбы, оказался в Томске , который поразил его: «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно… ». Именно в Томске начались жизненные университеты Белова, а потом продолжались уже в Сибири.

В 1922 году первая живописная работа Белова "Широкая масленица" появилась в экспозиции весенней выставки иркутских художников.

Пейзаж "Лесосплав на Иртыше" (1948) - важнейший этап в творчестве художника. Некоторые искусствоведы в порыве энтузиазма назвали его первым полным и выразительным портретом Сибири. В этой работе живописец открыл не только новый жанр, который станет для него своим, родным, здесь раскрываются новые грани дарования художника, его мироощущение, его мировосприятие. В "Лесосплаве" определились возможности живописца-пейзажиста . Он заявляет о себе как о художнике эпического склада, сурового и мужественного. Появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, бесконечные просторы, находится и излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Этот мотив будет потом варьироваться, но не превратится в штамп, облегчающий художнику контакт с натурой, а явится результатом осмысления природы Сибири, стремления выразить ее суть в самых широких, только ей присущих категориях.

Почему же Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. В то время пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж . Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог и т.д. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

Белов воспринимает природу по-другому. Он представляет эпический пейзаж - направление, редко встречавшееся в русской пейзажной живописи, где традиционно доминировали лирический и декоративно-синтетический пейзажи. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, частью которого является человек. К.П. Белов стремится видеть природу, чувствовать жизнь окружающего мира, ее темперамент. В его пейзажах нет разделения на основной мотив и фон, нет четко выраженного композиционного центра. Каждая часть природы, независимо от того, ближе она или дальше, не может играть подчиненную роль. В этом принципиальное отличие эпического пейзажа от лирического. Все это в полной мере придет позже, но началось все именно с «Лесосплава».

Следующая работа «Половодье на Иртыше» (1949), продолжая обозначившуюся линию, как бы суммирует все лучшее из того, что в то время мог сказать художник. Остается высокая точка зрения, остается глубина пространства. Но восприятие природы концентрируется, спрессовывается. Исчезает повествовательность, нет места мелким развлекательным подробностям, но начинается предыдущая картина (фигурки людей, лошади, детали домиков). Композиция приобрела строгость, собранность, цельность.

Более свободным, эмоциональным, раскованным Белов становится в небольших картинах конца 1950-х годов. В свое время их не оценили по достоинству. Слишком резко они контрастировали с господствовавшей тогда лакировочной живописью. Две из них художник сделал на картоне для себя как эскизы будущих работ о своей родине - деревне Пача, которую он продолжал любить всегда. В этих картинах эпическое начало заметно уменьшается, хотя все внешние параметры эпики сохраняются - высокая точка зрения, глубина пространства, свободная композиция. Однако в эпическую структуру вторгается романтическое содержание, здесь много личностного, эмоционального, выраженного языком пластики и цвета.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Здесь впервые легко угадывается меланхолический темперамент самого художника, ностальгическое состояние его души.

В печальном событии картины «Старая мельница» (1960) художник также видит свою красоту. Неторопливо течет вода, она давно уже преодолела запруду и постепенно затопила некогда жилое пространство, заборы, сараи, дома. Над водной гладью возвышается только забытая старая мельница с заколоченными окнами и дверью, ставшая прибежищем птиц. Когда-то добротная постройка уже начинает разрушаться. Живописец не делает из этого трагедии. Основная тема картины - какая-то скептическая элегичность («все течет...»). Она и определяет композиционный строй полотна. Старые бревна и доски от влажности и времени приобретают красивый серебристый оттенок, клубятся облака, солнечные зайчики затейливо играют на поверхности воды. Природа живет своей жизнью. В произведениях К. П. Белова природа одухотворяется. Все, что есть на холсте, - это проявление ее жизни, активной, напряженной, динамичной. Понятно, что индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, подчиняет индивидуальному состоянию природы. В его картинах не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

Исключением из этого правила (и то с оговорками) является для художника город Тобольск, который он любил и в котором всегда чувствовал подъем творческих сил. В бывшей столице сибирского края он находит основательность, эпичность, свойственные всей природе Сибири. В пейзажах, посвященных Тобольску, живописец активно включает в характеристику города воду и небо, хотя сам город занимает здесь значительно больше места, чем в других подобных работах.

В картине «Окраина Тобольска» (1971) голубоватые холодные тона разливающейся реки определяют всё колористическое решение холста - стихия победила, и дома, как небольшие островки, теряют самостоятельное значение в этом необъятном просторе воды.

В пейзаже «Тобольский кремль» (1964) стихия и город живут в полном согласии. Небо по-прежнему является цветовым камертоном картины, но оно отходит на задний план, как бы уступая место громаде кремля. Поэтому появляется ощущение, что источник теплого вечернего тона закатного неба - сам кремль, который композиционно доминирует в работе, будто охраняет покой соседних небольших уютных домиков.

Вообще небо играет важную роль в композиционном строе произведений Белова. Любой этюд, любую картину, по его утверждению, он начинает писать с неба. Состояние неба - это и есть настроение его будущего произведения, та «тональность», в которой будет закончена работа.

С середины 1960-х годов Белов возвращается к жанру эпического пейзажа. Возвращается на новом уровне, обогатив свой изобразительный язык новыми живописно-пластическими решениями. Романтическая концепция пейзажа, элементы которой и раньше проявлялись в его произведениях, теперь определяет структуру его работ. Романтические тенденции наиболее отчетливо проявляются в эпических произведениях К. П. Белова («Родина», 1978; «Устье Тобола», 1980) - собирательных образах родины - Сибири. Все они возникли на основе десятков этюдов и картин.

Белову лучше всего удаются пейзажи тех мест, которые он хорошо знает и любит, что связаны с его детством, юностью, молодостью. Это река Томь, где он вырос; Прииртышье, где он формировался как художник; Алтай, Северный Урал, тюменский Север, где он часто бывал. Работы, изображающие эти места, подкупают неповторимостью личной интонации живописца.

К. П. Белов обладает прекрасной художественной памятью, может с доскональной точностью воспроизвести события жизни, знакомые места. Часто и с нежностью художник пишет свою родину. Это темная река, на которой приютилось село, церковь, мельница, с которыми связано так много воспоминаний детства, запутанные, но такие знакомые деревенские улочки («Улица моя», 1968; «Родина», 1973; «Воспоминания детства», 1974).

Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири, но и здесь он обращается к пейзажу, природе. Природа - то главное действующее лицо, то деликатно отступает в глубину, давая возможность развиваться событиям. В работе «Крах колчаковской армии» (1968) отступление колчаковских войск из Омска - их бывшей столицы - трактуется буднично, просто, без элементов нажима, шаржа. Фон отступления - мост через реку Омь, Пророко - Ильинская церковь, Никольский собор, часовня, дома - документально восстанавливает облик Омска 1919 года. Но одновременно пейзаж (вот где проявляются и такт, и мастерство художника) создает и образное решение темы. Соборы, которые художник любит как олицетворение души народа, его извечного стремления к красоте, стоят величественные, гордые, провожая еще одно временное явление, претендовавшее на устойчивость и так буднично и обыденно заканчивающее свое существование. Лист «Митинг. Канун Октября» (1968) возвращает зрителя к событиям 1917 года в Омске . Октябрьская осень, ясный день. Спокойно плывут облака. На площади перед Успенским кафедральным собором собралась толпа. Что-то на трибуне энергично вещает агитатор. Кто-то его слушает, кто-то нет. Одни отдыхают, другие прогуливаются. Но это не важно. Вся толпа - стаффаж, то есть второстепенный элемент композиции, оживляющий изображение. Главный персонаж - величественный собор. На дальнем плане - освещенная солнцем Крестовоздвиженская церковь. Рассматривая все работы, посвященные революционному Омску, нетрудно убедиться, что в композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры. Одна из причин многочисленных обращений художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием, восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко - Ильинскую церковь, Серафимо - Алексеевскую часовню, Тарские ворота, восстановленные уже после смерти живописца. Название одной работы об этом говорит безапелляционно - «Омск исторический» (1979). Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины». Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». (Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя»). Произведения омского художника К. П. Белова – живое, впечатляющее повествование о любви к родному краю, к его красоте, к его истории, представляющие интерес для самого широкого круга всех тех, кто не может быть равнодушным к прошлому и настоящему своей Родины.

Эпический пейзажист, народный художник РСФСР Кондратий Петрович Белов родился 23 марта 1900 года в деревне Верхние Усы Пермской губернии). Однако, всё его детство прошло в селе Пача на живописном берегу сибирской реки Томи. Рисовать он начал с семи лет.

Рисовал он с увлечением, хотя это было небезопасно. Его отец-крестьянин, подрабатывавший тем, что клал фигурные печи с орнаментом, жестоко пресекал пустое и вредное времяпрепровождение. Но мир не без добрых людей. В церковно-приходской школе способности юного художника оценил волостной писарь Пазилов, отбывавший в этих местах ссылку. Он даже добился разрешения принять Белова в только что открывшиеся рисовальные классы (шел 1911 год) Томского Общества поощрения художников. Но отец был непреклонен: «Писать тебя научили, читать, считать тоже. Вот тебе и вся наука. Все будут учеными, кто будет хлеб сеять?» Не помогло даже то, что творческие способности неожиданно принесли прибыль. В Пачу приехал землемер распределять участки среди крестьян. Узнав, что Кондрат умеет рисовать, он поручил ему писать на колышках номера участков и платил по 1 рублю за день работы.

Вместо художественной школы Белова отдали прислужником и работником местному священнику, который через некоторое время обратил внимание на прозревший баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. Белова отдали прислужником и работником к местному священнику, который обратил внимание на баритон и музыкальные данные нового помощника и предложил отцу готовить его сына в иподиаконы. А отец решил женить его на племяннице местной купчихи.

В 17 лет Кондрат с благословения матери убежал от женитьбы в Томск. Томск его поразил. «С раннего детства я был мальчиком впечатлительным. Кроме своей и некоторых окрестных деревень я нигде не был. В Томске мне было страшно и в то же время радостно. Сплошные магазины на Почтамтской. В гостинице Второва окна в три человеческих роста из толстого зеркального стекла, за окнами чудеса, не мог насмотреться. На площади митинги, люди кричат, хрипят, неистовствуют, аплодируют, хохочут - опять зрелище. Пожары в тайге, горят дома, магазины. В воздухе висело марево дыма, солнце зловеще красное - страшно. Преступность, беспорядок, паника...»

Потом он завербовался на строительство Мурманской железной дороги. На строительстве познал лишения пережил множество приключений и бедствий: чудом спасался от самосуда толпы, грабителей, тифа. И возвратился в Сибирь. В мае 1919 года был мобилизован в колчаковская армию. Служил в Омске в 43-м строевом полку, где процветали муштра и казарменный режим. Участвовал в неудачном походе против алтайских партизан. После этого перешел в Красную Армию. И служил уже в Иркутске, в 48-м стрелковом полку.

Однажды солдат Белов нарисовал химическим карандашом на стене казармы обнаженную женщину. Его талант был замечен, после чего его направляют в художественную студию полка, которой руководил Георгий Мануйлов.

Руководитель студии, когда-то волостной писарь в Паче, сразу оценил художественные данные Белова и взял его к себе на трёхмесячные курсы. Кондрат Белов достойно завершил занятия в студии и по ходатайству того же Г. Мануйлова, единственный из его выпускников, был откомандирован в годичную художественную студию при политуправлении 5-й Армии. Студия просуществовала только год и сделала единственный выпуск. Среди выпускников, которых всего было 20: 9 военных, остальные - вольнослушатели, - был и К. Белов.

В 1921 году в Иркутске было неспокойно, банды держали город в постоянном напряжении. Служба и обучение проходили параллельно. Педагогами Белова были известные иркутские художники К.И. Померанцев и С.Н. Соколов, любимец студийцев будущий московский график С.Д. Бигос, он был старше Белова только на 5 лет, читинский скульптор Иннокентий Жуков.

Первая живописная работа Белова «Широкая масленица» вызвала у преподавателей разноречивые мнения, но её активно защищал Бигос. В следующем, 1922 году она экспонируется вместе с несколькими новыми работами на весенней выставке иркутских художников.

В 1924 году Кондрат поступил в Омский художественно-промышленный техникум имени М.А. Врубеля. В техникум его приняли условно, без стипендии, поскольку для поступления требовалось 7 классов школы, а он окончил только начальную церковно-приходскую школу. Не было проблем со специальными предметами, но трудно давались математика, физика.

Приходилось и подрабатывать - истопником в бывшем Кадетском корпусе, работа требовала много времени и давала мало денег. В Худпроме он заканчивает полиграфическое отделение, которое при тогдашней безработице давало большие возможности найти работу по профессии. В 1929 году, через год после окончания техникума, он устраивается литографом на геокартографическую фабрику при военно-топографическом отделе Сибирского военного округа.

В 1924 году Белов становится членом Омского филиала самой многочисленной тогда художественной группировки АХР (Ассоциация художников революции). В Омске был организован филиал АХРа москвичом Н.Г. Котовым. К этому времени ахровцы заняли ведущее положение в художественной жизни города, в отличие от других сибирских городов, где доминировало объединение «Новая Сибирь». Под воздействием Декларации Ассоциации, все художники-ахровцы пытались дать народу понятное, идеологически активное искусство, не углубляясь в проблемы формообразования.

В 1932 году Кондратий Белов был принят в члены только что образовавшегося Союза художников СССР. В этом же году он заболел туберкулезом легких, врачи запретили ему работать в литографской мастерской. И он устроился художником в Дом Красной Армии. Там он сначала оформлял спектакли, затем, начал играть в них. Первые его увлечения театром начались ещё во время службы в колчаковской армии.

К. Белов увлекся театром серьёзно. В 1934 году устроился в клуб мелькомбината, где стал актером, художником и режиссёром. В этом же году его командировали на север Омского района для контроля за уборкой урожая. Из этой поездки художник привез 140 графических портретов ударников труда. Эти портреты, выставленные в драмтеатре, составили его первую персональную выставку.

В 1937 году Белова по доносу исключили из рядов ВКП(б) как активного белогвардейца. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске стал «годом охоты» на художников. Были арестованы и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В этот тяжелый год Белову во многом помог новый председатель товарищества, организатор Омского отделения Союза художников, талантливый администратор и тонкий пейзажист Дмитрий Степанович Суслов. Он принял опального художника в товарищество, дал ему крупный заказ в духе времени к 20-летию Октября (тогда и позже, буквально до недавнего времени, большинство художников зарабатывало на жизнь юбилейными заказами) на громадный барельеф (3х5 м) для краеведческого музея, где из глины и папье-маше нужно было изобразить 5 фигур идущих рабочих с отбойными молотками. Заказ был срочный, времени мало, а главное, было холодно, просушить глину не удалось.

Снова раздались обвинения во вредительстве. Суслов снова поручился за Белова и посоветовал ему написать живописное панно под старую бронзу с тем же содержанием и такого же размера. Трудно себе представить, как это все было сделано, если учесть, что до появления приемной комиссии оставались только сутки. Снова придется повторить: мир не без добрых людей. Короче говоря, все было готово в нужный момент. Работа была принята с хорошей оценкой.

После этих драматических событий Суслов полностью поверил в Белова-живописца. По его предложению (или по заказу) для 2-й областной выставки 1938 года художник пишет большую работу, естественно, на юбилейную тему «Освобождение политзаключенных из Омской тюрьмы». Картина продолжает те тенденции, которые наметились еще в холсте 1929 года «Последний парад Колчака». Сохраняется многофигурная композиция с достаточно конкретно разработанными персонажами первого плана. Колористический строй полотна строится на традиционном для того времени цветовом контрасте. Мрачный фон тюрьмы заостряет атмосферу радости, счастья людей, получивших свободу.

Пять лет он будет доказывать, что он советский художник. Нервное напряжение и иждивенческая карточка ослабили организм и обострили болезнь. Но он постоянно работает, пишет картины, проводит беседы об изобразительном искусстве в госпиталях, школах. Если судить по названиям его картин ("Павлик Морозов", 1940; "Возвращение партизан в родное село", 1942; "Клуб фронта", 1943; "Пленные немцы", 1944; "Хлеб фронту", 1944; "Лиза Чайкина", 1945 и т. д.), можно подумать, что это обыкновенная конъюнктура. Зерно истины здесь есть, но это не все. Белов учится живописи, в сущности, он восполняет то, что не сделал в 1930-х годах. Люди идут к искусству разными путями.

Живопись сохранившегося эскиза к картине "Дума про Ковпака" (1944) выгодно отличает работу от многих картин других художников этого времени. Холст привлекателен редкой по тем временам цветовой выразительностью. В нем несложно обнаружить некоторые композиционные просчеты, но все это с лихвой перекрывает его колористическая собранность, цельность. Работа не случайно называется думой. Весь ее живописно-пластический строй создает особый ритм, своеобразную мелодическую певучесть, внутреннее эмоциональное напряжение, которое и ассоциируется именно с думой. Повествовательность, так характерная и для художника, и для времени, сводится к минимуму. Главными средствами выражения идеи становятся живописно-пластические. Образный строй произведения художника сближается с романтической концепцией картины, где среда подчиняет себе предметное начало. Позже эта концепция более полно реализуется в его пейзажах.

В годы Великой Отечественной войны художник работает постоянно. И в 1945 году его наградили медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников, восстанавливают в партии. К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, их отмечают на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства при Совете Министров РСФСР присудил дипломы за лучшие произведения К.П. Белову, В.Р. Волкову, А.Н. Либерову, П.С. Мухину, К.Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948г.) и «Половодье на Иртыше» (1949г.) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К.П. Белов совершает поездки по Северу. Как результат осмысления увиденного - в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К.П. Белов пишет не только пейзажи. Многие его работы посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств, 1976-м -народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Он выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разных уголках страны.

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» стал его этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства, экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым.

Естественно возникает вопрос, почему Белов обратился к пейзажу на 49-м году жизни, а не раньше? Он вырос в природе, всегда чувствовал ее, умел ее видеть. Может быть, то, что в человеке естественно заложено, кажется ему слишком простым. Часто мы доверяем больше другим, чем самим себе. Себя тоже нужно найти. К тому же в советском изобразительном искусстве существовала строгая иерархия жанров. Слишком многое в нем определяла тематика. Историко-революционная тема, современная, но социалистическая тематика всячески поощрялись - для них всегда горел зеленый свет. Пейзаж был жанром второстепенным, но и здесь на первый план выходил индустриальный пейзаж. Изображения фабрик, заводов, строек, железных дорог, буровых уже гарантировали внимание выставкомов. Ценилась природа не сама по себе, а преобразованная, подчиненная человеку.

К.П. Белов же проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам - лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек - только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально, температуру. Но и это только часть чего-то большего - космоса.

По мироощущению Белов - пантеист, проповедующий своим искусством философское учение, объединяющее и иногда отождествляющее Бога и мир.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организацию динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией.

Пейзаж «Родные поля» (1958) пронизан чувством любви к этому более чем скромному уголку сибирской природы. Мягкое предвечернее освещение привносит в картину тихую поэзию. Догорающий луч света высвечивает часть сжатого поля, его золотистые оттенки наполняют атмосферу произведения удивительной теплотой. Только затененный первый план и темная полоса леса с тяжелыми облаками несколько сжимают пространство картины, создавая ненавязчивое ощущение настороженной тишины. Богата фактура картона. Художник использует кисть, мастихин, лессировки, процарапывание живописного слоя. Разнообразные мазки, вертикальные, диагональные, в сочетании с пятнами создают внутреннее движение и напряжение живописной поверхности картины.

Позднее Белов любил повторять, что у холста надо жить, танцевать танец, соответствующий картине. Здесь, может быть, впервые легко угадывается меланхолический темперамент пишущего художника, ностальгическое состояние его души.

Совсем иное впечатление вызывает его пейзаж «Родное село» (1959). Сюжета здесь нет, как и в предыдущей работе, есть мироощущение, но оно обнаженно драматическое. Живопись экспрессивна, все построено на контрасте темного и светлого, холодного и теплого. Экспрессивен мазок. Создается ощущение, что не подающая никаких признаков жизни деревня на берегу крутого обрыва вжалась в землю, предчувствуя, как и замершая река, какие-то катаклизмы в природе. Над всем возвышается только заброшенная колокольня старой церкви с темными провалами арочных проемов и обрубленным крестом.

Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960г., «Усть-Ишим», 1960г., «У Тобольска», 1960г., «Березовский мыс», 1960г., «У Салехарда», 1960г., «Салехард», 1961г., «Ханты-Мансийск», 1961г., «Тобольский центр», 1961г.

Живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы, уголок, подобный написанному в одном, месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К.П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

В послевоенный период работы К.П. Белова посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири («Выступление Красной Армии в Омске», «Последний парад Колчака», «Дружина святого креста», «Крах колчаковской армии»). Выполнены они чаще всего гуашью, иногда маслом. Они не несут в себе глубоких социальных исследований, не претендуют на философское обобщение исторических событий. В композициях большинства из них значительную роль играют памятники архитектуры.

Возможно, причина обращения художника к историко-революционной тематике Омска связана с желанием восстановить облик города таким, каким он застал его в молодости…

К.П. Белов постоянно пишет исчезнувшие соборы, церкви, часовни, жилые дома - Успенский кафедральный и Воскресенский соборы, Пророко-Ильинскую церковь, Серафимо-Алексеевскую часовню, Тарские ворота. Сам он утверждал: «Мои картины - это личная охрана памятников старины».

Пача и Омск - два главных лейтмотива творчества художника. Его последняя работа - большой холст «Село моей юности». Как тут не вспомнить самого Белова: «Нет реки без истока, так и в судьбе моей ты - то единственное место, куда устремляется душа моя».

Признание Белова состоялось давно. Слава пришла к нему еще раньше. Он был действительно народным художником, прошел свой путь в гуще многих событий, стремился быть понятным в своем творчестве всем. Взрослым и детям, колхозникам и студентам, рабочим и художникам. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения «беловский колорит», «кондратовское небо»... По количеству анекдотов о Белове вряд ли кто-либо сравнится с ним. Анекдотов веселых и добрых, каким он был сам.

Надо сказать, что у Кондратия Петровича был еще один титул - неофициальный. Его называли патриархом сибирской живописи. И, заметим, ему этот титул очень шел - смелому, крепкому, красивому, раскованному человеку с гордо посаженной головой, с роскошными усами, с проницательными, умными глазами и добрым сердцем.

Стоит ли сомневаться, была ли у него своя звезда?...

В 1937 году по доносу он был исключен из рядов ВКП(б) как активный белогвардеец. Под предлогом сокращения штатов его уволили из клуба, сняли с воинского учета за невозможностью использовать в РККА. 1937 год в Омске был годом охоты на художников. Арестованы были и погибли в лагерях и тюрьмах Ян Янович Авотин, Илья Васильевич Волков, Михаил Михайлович Орешников, Самуил Яковлевич Фельдман - ядро омского отделения товарищества «Всекохудожник», которое возникло в 1932 году на базе местного отделения АХРа.

В годы войны художник постоянно работает. В 1945 г. награждён медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В 1946 году Белову возвращают звание члена Союза художников России, восстанавливают в ВКП(б). К концу 1940-х годов омские художники весьма заметны в художественной жизни России. О работах омичей лестно отзывается центральная пресса, они отмечаются на республиканских и всесоюзных выставках. В 1949 году Комитет по делам искусства присудил дипломы за лучшие произведения К. П. Белову, В. Р. Волкову, А. Н. Либерову, П. С. Мухину, К. Н. Щекотову.

Работы «Лесосплав на Иртыше» (1948) и «Половодье на Иртыше» (1949) - начало пейзажной линии в живописи художника. Но ещё более свободным, эмоциональным, раскованным он становится в небольших картинах конца 1950-х годов. Конец 1950-х - начало 1960-х годов К. П. Белов совершает поездки по северу. Как результат осмысления увиденного в начале 1960-х годов появляется серия пейзажей, которые проявляют новые черты в творчестве живописца. Эпический масштаб восприятия здесь почти исчезает, но тема остается все та же - жизнь природы.

В послевоенный период К. П. Белов пишет не только пейзажи. Многие работы художника посвящены теме революции, гражданской войне в Сибири. В 1964 году он стал заслуженным деятелем искусств. 1976 - народным художником России. Признание к художнику пришло в 60-е годы. Выступал перед любой аудиторией, устраивал персональные выставки в самых разнообразных уголках России. Среди сибирских художников давно уже стали расхожими выражения - «беловский колорит», «кондратовское небо».

Творчество

Пейзаж «Лесосплав на Иртыше» (1948) стал этапной и программной работой. В 1949 году пейзаж включен в состав выставки советского искусства экспонировавшейся в ряде зарубежных стран. Искусствоведы называли его первым полным и выразительным портретом Сибири. Этой работой живописец открывает новый жанр, который станет для него любимым. К. П. Белов проявляется как эпический пейзажист, во многом противопоставляясь традиционным русским пейзажам лирическому (левитано-саврасовская линия) и декоративно-синтетическому (Куинджи). Сама природа Сибири требовала иных выразительных средств, иных акцентов. В этой работе появляются высокая точка зрения, которая станет потом традиционной, подчеркнутые композицией бесконечные просторы; находится излюбленный мотив - небо и река, отражения облаков в воде, холодный ветер, приводящий все в движение. Для него природа - не красивые куски ландшафта, а одушевленный живой мир, и человек только часть его. Художник видит полноту природы её темперамент, буквально температуру, но и это только часть чего-то большего - космоса. По мироощущению Белов - пантеист.

После поездок 1960-х годов появляются новые черты в беловском пейзаже. В этой серии работ художник отошел от панорамности и масштабности, повествовательную организация динамики сменила внутренняя динамика натуры, выраженная формальными художественными приемами: ритмикой и подвижностью мазка, экспрессией. Природа ещё в большей степени становится соавтором художника. Хотя большинство работ названы по местам, которым они посвящены («Тевриз», 1960, «Усть-Ишим», 1960, «У Тобольска», 1960, «Березовский мыс», 1960, «У Салехарда», 1960, «Салехард», 1961, «Ханты-Мансийск», 1961, «Тобольский центр», 1961) живописец не создает масштабных образов старинных сибирских городов, экскурсионный подход отсутствует напрочь. Казалось бы уголок подобный написанному в одном месте мог бы оказаться в другом, но эта предельная подлинность природы. Индивидуальность облика городов и поселков представляет для живописца частный случай, хотя эту индивидуальность он легко улавливает, но не делает на ней акцент, а подчиняет индивидуальному состоянию природы. В картинах К. П. Белова не только маленькие поселки, но и большие города превращаются в детали пейзажа, в тихие, иногда несколько шумные островки человеческой жизни среди величавой природы.

П. П. Ершов. "Конек-горбунок".

Русская сказка в трех частях.

Омское книжное издательство. 1959.

Это самая большая по объему и, пожалуй, самая значительная по художественному результату работа К. П. Белова в области книжной графики. Им выполнены обложка, титульный лист, шмуцтитулы, заставки, концовки, инициалы (буквицы) и 20 страничных иллюстраций. На нижнем поле, под изображением, на каждом рисунке графитным карандашом рукой художника написана цитата из текста сказки. Эти фразы и приняты музеем как названия иллюстраций.

В марте 1991 года в старинном доме - памятнике деревянного зодчества, известном среди омичей как «дом с мезонином», открылся музей народного художника РСФСР Кондратия Петровича Белова(1900-1988)


Поначалу он считался филиалом Омского музея изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, но с 1992 года получил полную самостоятельност ь. Основой для музейной коллекции стали произведения старого Мастера - живописные и графические - переданные городу семьёй художника: вдовой и детьми.

К. П. Белов. 1980-е годы.

В одной из комнат воссоздана мастерская художника: по стенам развешаны семейные фотографии, в шкафу - любимые книги, на вешалке - пальто, шляпа и трость Кондратия Петровича, на мольберте - оставшаяся незавершенной работа мастера.