Кто правил в золотой век. Золотой век истории земли. Пророчества Иоганна Иерусалимского о счастливых временах и Золотом веке

Золотой век — это метафора, т. к., во-первых, обозначает промежуток времени совсем не обязательно равный ста годам, а во-вторых, благородный металл здесь является лишь поэтической фигурой, показывающей особо высокую ценность, качество, выделенность чего-либо (как золотые руки, золотая молодёжь, золотая середина, золотое сечение, золотая свадьба).

С античных времён в культурах многих народов присутствует миф о существовании в далёком прошлом периода, когда люди жили в гармонии с природой и друг с другом, не было ни войн, ни болезней, ни тяжёлого труда, земля сама давала человеку всё необходимое, не было необходимости в законах, наказаниях, т. к. не совершались никакие преступления и был всеобщий достаток. Это незапамятное блаженное время получило название золотого века.

Представление о золотом веке культурологически прослеживается от поэмы «Труды и дни» древнегреческого поэта Гесиода (примерно 700 год до нашей эры), хотя самого термина «золотой век» ещё не было. Гесиод говорит о «золотом роде» или «золотом поколении» человечества, после которого пришёл серебряный род, потом бронзовый (или медный) и, наконец, железный. Сменам поколений соотвествует смена эпох в порядке ухудшения. Историю Гесиод интерптретирует как регрессивный процесс.

Термин «золотой век» впервые встречается во второй половине первого века до н. э. в поэме «Энеида» древнеримского поэта Вергилия.

В христианстве и других авраамических религиях существует то же самое понятие о золотом веке — потерянном рае, жизни до грехопадения.

По всей видимости, представление о золотом веке не чисто мифологическое, а имеет под собой некоторые реальные основания. Как полагают историки, первобытное общество было бесклассовым, не было ни государства, ни частной собственности, люди занимались собирательством и охотой, потребности людей были таковыми, что всё необходимое можно было получать минимальными усилиями. Не зря классики обществоведения назвали экономическое устройство того общества первобытным коммунизмом. Лишь в эпоху неолитической революции не позднее 10 тыс. лет назад произошёл переход к производящей экономике — возникли земледелие и животноводство, разделение труда, социальное неравенство.

Вряд ли историческая память человечества могла донести о том далёком времени хоть какие-то воспоминания, которые якобы дополнились впоследствии утопическими представлениями людей о счастливом идеальном обществе и художественно выразились в понятии «золотого века». Скорее всего, возникновение (и существование до сих пор) понятия золотого века объясняется образом «мышления» большой части людей — констатирующе-описательным, чувственно-интуитивным, для которого характерны догматизм, метафизичность, бездоказательность, отсутствие диалектического подхода, вера в незыблемость давным-давно установленного порядка, изначально сообщённую людям истину в какой-либо священной книге или учениях пророков, консерватизм (в отличие от противоположного типа мышления - рационального, критического, сомневающегося, самостоятельно и упорно эту истину ищущего, не верящего ни в какие авторитеты, священные книги и тайные эзотерические знания). Вместо видения истории как последовательного совершенствования общества, т. е. прогресса, в головах таких людей присутствует представление о существовании идеала в прошлом, а история для них есть регресс — последовательный отход от совершенства, скатывание в пропасть. Из философов, исповедующих данный взгляд, можно назвать Ж. Ж. Руссо, который видел историю, как процесс уклонения от естественного блаженного и непорочного состояния. Противоположный пример — Анри Сен-Симон, который считал, что золотой век не в прошлом, а в будущем.

Появлению представления о золотом веке способствовало, по всей видимости, отношение каждого человека к своему детству, как самому беззаботному периоду жизни. Человечество в представлении людей с чувственно-эмоциональным взглядом на действительность метафорически уподобляется человеку, проходящему разные периоды своего развития. Золотой век, таким образом, есть детство человечества.

Каждое уходящее поколение (некоторые, хотя и многочисленные его представители) ругает новые времена, говоря, что раньше было лучше. Это объясняется психологически субъективным изменением восприятия мира с возрастом, когда детская беззаботность, юношеские надежды, вера в лучшее будущее сменяются болезнями, разочарованием, боязнью приближающейся смерти. Люди с недиалектическим мышлением склонны своим чувствам придавать большое значение, распространять свои внутренние переживания на объективный мир, считая что это весь мир становится хуже, а не их психологическое его восприятие. Кроме того, для таких людей характерен консерватизм, неприятие всего нового. Всё новое им кажется плохим только потому, что оно отличается от старого.

Необходимо заметить, что религиозная вера является идеальной иллюстрацией догматического, метафизического взгляда на жизнь: мир сразу был создан идеальным (Бог не может создать несовершенный мир), потом произошло грехопадение, в дальнейшем не стоит ждать ничего хорошего, будет только хуже и неизбежен конец света, Армагеддон («Откровение Иооанна Богослова» или «Апокалипсис»). Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о необходимости адекватного представления о реальности вообще и вреде подобных воззрений в частности, из которых логически следует смирение с существующим положением вещей и бесполезность любых действий по изменению жизни человечества к лучшему.

С течением времени выражение «золотой век» приобрело ещё один смысл. Золотым веком стали называть вообще любой период истории, в течение которого в искусстве, науке, культуре, других видах человеческой деятельности были достигнуты наивысшие результаты: золотой век русской поэзии, золотой век голландской живописи и т. д.

Впервые встречается у древнегреческого Поэта Гесиода (VIII VII вв. до н. э.) в поэме «Дела и дни». Как пишет Гесиод, было некогда такое время, когда люди жили без забот, без войн, без страданий. И это время он называет «золотым веком»: Жили те… … Словарь крылатых слов и выражений

Мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчётливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду (Hes.… … Энциклопедия мифологии

Подъем, вершина, процветание, лучшая пора, расцвет, пик, век астреи Словарь русских синонимов. золотой век век Астреи (устар. книжн.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

ЗОЛОТОЙ\ ВЕК Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

ЗОЛОТОЙ ВЕК - Золотой век, наряду с серебряным, бронзовым и железным, – один из четырех периодов развития человечества. Именно так, в виде последовательного чередования этих четырех эпох, описывает греческий поэт Гесиод в своей поэме «Труды и дни» современные… … Список древнегреческих имен

Современная энциклопедия

В представлениях многих древних народов самая ранняя пора человеческого существования, когда люди оставались вечно юными, не знали забот и огорчений, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон (описан в Трудах и… … Большой Энциклопедический словарь

Золотой век - ЗОЛОТОЙ ВЕК, в представлениях многих древних народов счастливая ранняя пора человечества, когда люди оставались вечно юными, не знали забот, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон. В переносном смысле время… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЗОЛОТОЙ ВЕК - что [чего, чей] Наилучший, беззаботный период жизни, время благоденствия. Имеется в виду, что какой л. временно/й период (Р) в истории народа, страны, социальной группы (Y), в развитии цивилизации, науки, культуры, какой л. деятельности (Q)… … Фразеологический словарь русского языка

Золотой век - согласно представлениям древних, период, когда люди вели счастливую жизнь без раздоров, войн и тяжелого труда. Легенда возникла в Элладе в период становления классового общества, когда жизнь части общинников ухудшилась: они должны были… … Античный мир. Словарь-справочник.

Книги

  • Золотой век , Аксенов Василий Иванович. Сборник рассказов и повестей "Золотой век" возвращает читателя в мир далекой сибирской Ялани, уже знакомой ему по романам Василия Ивановича Аксёнова" Десять посещений моей возлюбленной",…
  • Золотой век , Аксенов В.. Сборник рассказов и повестей "Золотой век" возвращает читателя в мир далекой сибирской Ялани, уже знакомой ему по романам Василия Ивановича Аксёнова" Десять посещений моей возлюбленной",…

Халдейская сивилла Самбета так предсказывала наступление Золотого века: «После катастроф и войн вскоре вновь расцветет новый век, Первый и лучший, золотое время. Божественный век, поскольку всеми делами заботливо будет руководить Бог. Земля еще раз одарит обилием плодов, которые будут расти сами по себе. Люди перестанут болеть, и больше не будут стареть. Счастливы они будут даже тогда, когда по собственной воле отправятся в царство Гадеса».

Ливийская сивилла: «Разразится всемирная война в конце времен. Но эта война, несущая голод, эпидемии и гибель людей, сменится эпохой мира, духовности, свободы, справедливости и плодородия. Начало этого Золотого века. Всевышний отметит большим небесным знамением».

Сивилла Эритрейская.

Люди в ту пору начнут по всему бесконечному миру

Гибель друг другу нести, и к этой смуте ужасной

Бог пошлет им еще чуму, перуны и голод,

Так за неправедный суд карая людей нечестивых.

В мире число людей тогда сократится настолько,

Что если кто-то увидит ноги только след человечьей,

То подивится немало. Но Бог, в эфире живущий,

Всем справедливым мужам опять избавителем станет.

И на земле воцарятся надежный мир и согласье,

Вновь будет почва рождать и плод принесет изобильный,

Ибо делить перестанут и мучить ее как рабыню.

Всякая пристань и порт откроются людям свободно,

Как это было и прежде, бесстыдство же вовсе исчезнет.

После на небе Господь великое знаменье явит:

Люди созвездие узрят – венку оно будет подобно,

Ярким сияньем своим небеса озарит и надолго

Так сохранится. И люди поймут, что грядет состязанье,

И за вот этот венок зовет их бороться Бессмертный.

Ибо наступит затем триумфа великого время

В граде небесном: сюда весь мир сойдется обширный,

Стать можно каждому будет причастным славе нетленной.

Все народы тогда в бессмертных ристаньях к победе,

Коей прекраснее нет, устремятся; и грешник не сможет

Там победный венок купить за деньги бесстыдно.

И справедливо раздаст награжденья Спаситель блаженный.

Верных Он увенчает, а тем, кто мучения принял,

Смертью окончив борьбу, бессмертная будет награда.

Тем, кто девство храня, к победе нетленной стремился,

Он по заслугам воздаст, и тем, кто берег справедливость,

И никого не забудет Он даже из дальних народов,

Если праведно жили и знали единого Бога.

Те, кто брак почитал, позорный блуд отвергая,

Дар получат богатый, вовек не умрет в них надежда.

Ибо любая душа человечья – даяние Бога.

Песнь 2, 21 -54.

Всем справедливым мужам опять избавителем станет – в очередной раз Всевышний пожалеет людей и одиннадцатое поколение праведников будут жить во времена Золотого века.

Люди пред Господом Богом, великим и вечным, колена

Белые тут преклонят, опустясь на кормилицу-землю.

Рухнут и сгинут в пожаре творения рук человечьих;

Но получат взамен от Бога великую радость

Смертные, ибо земля, деревья и пастбища будут

Истинный плод приносить, и тогда появится вдоволь

Сладкого меда, вина, молока белоснежного, хлеба –

Главное, хлеба, ведь он – наивысшее благо для смертных.

Только медлить не смей, злонравный и суетный смертный,

Но обратись покаянно, моли прощенья у Бога!

В жертву Ему приноси козлят и ягнят первородных,

Сотни быков приноси, пока сменяются годы.

Господа ты умоляй снизойти и явить Свою милость,

Ибо единый Он Бог, и быть другого не может.

Чти справедливость всегда, никому не делай обиды –

Но берегись пробужденья всевышнего Божьего гнева

Песнь 3, 616-632.

В жертву Ему приноси козлят и ягнят первородных, сотни быков приноси пока сменяются годы – трудные для толкования строки, так как явно речь идет о языческих обрядах.

Суд Бессмертного Бога в тот день настанет для смертных.

Власть Господня в тот день на добрых людей обратится.

Плод наилучший земля, которая все порождает,

Смертным даст – изобилье пшеницы, вина и оливок.

Множество сладкого меда пошлют небеса человеку,

Будет древесных плодов в достатке и тучной скотины:

Коз, и коров, и овец с ягнятами малыми вместе.

Вырвутся из-под земли молока белоснежного струи.

Будут полны богатств города, а поля плодоносны;

Шум боевой и резня ужасная вовсе исчезнут,

С тяжким стоном земля уж больше не содрогнется,

Войны и засуха миру угрозою быть перестанут,

С ними же голод и град, что бьет урожай, упразднятся.

Мир на землю сойдет великий, неведомый прежде,

Станут друзьями теперь цари до скончания века,

Люди по всей земле одним жить будут законом,

Что установит Господь, на небе правящий звездном;

Этим законом Бессмертный дела людские измерит,

Ибо единый Он Бог, и быть другого не может,

И сожжет Он огнем человеческий род нечестивый.

Так поспешите же, люди, слова мои сердцем усвоить:

Идолов мерзких оставьте, живому Богу служите;

Остерегайтеся блуда и грязного ложа мужского,

Если дети родятся, растите их, не убивайте –

Все прегрешения эти влекут Божий гнев за собою.

Бог ниспошлет наконец всем людям вечное царство:

Дав священный закон Его почитавшим как должно,

Пообещал Он, что мир и землю для них Он откроет

И распахнет им врата блаженства – великая радость,

Вечно здравый рассудок и мысли светлые станут

Их достояньем. Тогда к жилищу великого Бога

С целого света дары принесут и ладан воскурят.

Люди не спросят уже к другому дому дороги,

Сыном великого Бога те люди его называют.

Все пути по равнинам и все обрывы крутые,

Горные выси и волны, что на море дико бушуют, –

Станет все в эти дни легко человеку доступным.

Ибо у добрых людей покой и мир воцарятся,

Меч упразднят пророки великого Бога, и сами

Смертных станут они судить и царить справедливо.

Праведным станет тогда и все богатство людское.

Вот каковы будут суд и власть Всевышнего Бога.

Возвеселись и ликуй, о дева! Вечную радость

Тот даровал тебе, Кто создал небо и землю.

Он, в тебе поселившись, твоим станет светом бессмертным.

Овцы вместе с волками в горах травою питаться

Будут, а дикие барсы – пастись с козлятами вместе.

Сможет теленок с медведем в загоне быть безопасно,

Лев плотоядный мякиной, как вол, насытится в яслях;

Малые дети его, связав, поведут за собою,

верь этот станет ручным по воле великого Бога.

Змей с младенцем уснет в одной постели спокойно

И не сделает зла – Господня рука не позволит.

Песнь 3, 742-795.

Бог ниспошлет наконец всем людям вечное царство – согласно предсказаниям других пророков, Золотой век будет продолжаться недолго, но люди будут жить вечно.

Смертные люди и чтить не забудут земли порожденья –

Коршунов, также собак, которых дал миру Египет,

Суетно превозносить, утруждая глупые губы.

Родина благочестивых, святая земля принесет им

Струи медовые, что из скал и источников льются.

К чистым душою тогда притечет молоко неземное –

К тем, что надежды свои на Творца одного возложили,

Вышнего Бога, Ему принеся почитанье и веру.

Песнь 5, 278-285.

Тем нетленным путем, что Богом проложен Великим,

Где три источника бьют – медовый, винный и млечный.

Общею станет земля; перестав уже быть разделенной

Стенами и рубежами, сама даст плод изобильный;

Вместе все заживут, нужды не имея в богатстве.

Ни рабом, ни тираном, ни малым и ни великим;

Нет ни царей, ни вождей – все люди равны меж собою.

Больше не скажет никто: «наступила ночь», или «завтра»,

Или «вчера это было», и дней, заботами полных,

Также не станет; исчезнут четыре времени года,

Смерть и брачный союз; покупка вещей и продажа;

Даже Запад с Востоком – все в долгий день превратится,

Те, кто был праведной жизни, к Нему с мольбой обратятся,

Чтобы грешных Он спас от огня и от мук непрерывных, –

Просьбы услышит Господь, и все это так совершится:

Он невредимыми всех из огня неусыпного вынет

И через Свой народ в иные пошлет их угодья,

И для жизни иной, нетленной в полях Елисейских,

Там, где широко простер свои воды поток Ахеронта,

Озером став глубочайшим, которое вечно пребудет.

Горе мне, горе, несчастной! В тот день что будет со мною?!

Я ведь стремилась в грехе превзойти всех людей безрассудно.

И о супруге своем, и о здравом уме позабывши.

Но во дворце я жила моего богатого мужа,

Бедных туда не пускала; и зная, что зло совершаю,

На беззакония шла. Спаситель, меня от мучений,

Наглую псицу, избавь, и все бесстыдства прости мне.

Также молю Тебя: дай этой песне немного покоя,

347 Манны Податель благой, Владыка великого Царства!

Песнь 2, 317-347.

Елисейские поля (Эллизиум) - в греческой мифологии обитель блаженных, загробный мир для праведников.

Пророчества Иоганна Иерусалимского о счастливых временах и Золотом веке:

31. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед,
люди, наконец, откроют глаза, вырвутся из плена своих голов и городов, смогут видеть с одного края земли до другого и понимать друг друга. Они поймут: ударив одного, боль причинишь другому. Люди станут единым телом, каждый из них - крохотной частью его. Вместе они - будут сердцем. И возникнет наречие, понятное всем, нечто родится - Великий Человек.

32. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, человек одолеет небо, создаст он звезды в большом и темном море, отправится в свой путь в блестящем корабле, как новый Одиссей, друг солнца, в одиссею
небесную свою. И станет он господином воды, построит города в морских пучинах, кормящиеся плодами моря. Он будет жить во всех местах большого
государства, и все будет позволено ему.

33. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, люди научатся плыть под волнами, их тело обновится, и рыбами станут. Другие будут летать выше птиц, когда сумеют не падать как камень на землю. Они будут общаться друг с другом, откроется дух их для всех, посланья других он сможет принять. И будут они делиться мечтами друг с другом, и будут жить так долго, как самый старый из людей - как тот, о ком Священное писанье.

34. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, познает человек дух всех вещей: познает камень, воду и живого сущность, на взгляд другого человека; проникнет в тайны, хранимые древнейшими богами, и станет раскрывать он дверь за дверью в том лабиринте новой жизни. Творцом он станет, мощным и неукротимым, как источник. Он всех людей одарит знанием, а дети его и землю, и небо познают лучше, чем кто-то до них, и тело его найдет совершенство, а дух объемлет веши все и завладеет ими.

35. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, мужчина утратит безраздельное царство. С ним рядом женщина поднимет скипетр и станет госпожою будущих времен. Задумав нечто, она мужчин подвигнет сотворить и станет матерью того тысячелетья, пришедшего за нынешним вослед. И истекать будет нежной сладостью матери после дней, когда хозяйничал дьявол и красою станет в дни, пришедшие за варварскими днями. Тысячелетие, пришедшее за нынешним вослед, вдруг станет легким. И люди снова будут любить, и плодиться, и снова будут мечтать. И мечты их в явь воплотятся.

36. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, человеку дано будет второе рождение: дух овладеет всем стадом людей, и каждый один станет братом для всех - тогда и варварства срок истечет. Это будет время новой жизни и веры, после черных дней в начале того тысячелетья, пришедшего за нынешним вослед. Начнутся счастливые дни. Человек вновь станет на путь достойный его. Земля вновь познает порядок.

37. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, будут пути от конца земли и неба вести к другим, леса зарастут и станут лесами, пустыни оросятся водою, обретшей снова чистоту. Земля станет садом, человек почтит все то, что живо, начнет он чистить все, что сам испортил, своею родиной он Землю посчитает, и будет мудро думать о грядущем дне.

38. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, то каждый будет жить с другими в унисон, все будет знать о мире и о теле, лечить болезни до их появленья, и каждый станет лекарем себе и всем другим. Поймет, что нужно помогать, чтобы идти всем вместе, и после времени, где были замкнутость и скупость, откроет он и сердце, и карман для неимущих Себя он осознает как хранителя всего порядка для людей, и вот тогда придет другое время.

39. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, постигнет науку давать и делить человек, забудутся горькие дни одиночества, и снова поверит он в Дух, и прежнее варварство будет презираемо всеми. Но понимание это после войн и пожаров придет из обгоревших остовов башен Вавилонских. И железный кулак будет нужен, однако чтоб в хаосе воздвигся порядок. И тогда найдет человек единственно правильный путь.

40. Когда придет к концу тысячелетье, пришедшее за нынешним вослед, познает человек, что сущее - носитель Света и каждая тварь его уважения ждет.
Построит человек на небе, на земле и в море города. Память его сохранит, что с ним когда-то случилось, и он будет знать, что дальше с ним будет. Не станет бояться собственной смерти - его жизнь будет несколько жизней, и он будет знать, что свет никогда не погаснет.

Евангелие от Иоанна (Евангелие Мира): «И затем будут сыновья Людей, подобно истинным братьям, дарить друг другу любовь, которую они получили от их Небесного Отца и Земной Матери, и они все станут утешителями друг для друга. И тогда исчезнет с Земли все зло и все горе, и тогда на земле будет любовь и радость. И тогда будет Земля подобна небесам и наступит Царствие Божие».

Ясновидящая Регина (XII век) о будущем человечества: «Странное поколение людей обретается ныне на этой Земле. Нет у него никакого стремления к духовному возвышению; обуяло его лишь странное желание истребить весь род человеческий. И однажды, когда-нибудь в будущем, люди скажут: «Давным-давно жил на свете народ – британцы, франки или германцы, - извечно соблюдающий древний закон, который и свел его в могилу». Роют эти люди могилу и для собственных душ. Британцы, франки, германцы или другие народы, - где бы они ни жили, всех их объединяет древний закон, который, в конце концов, приведет к тому, что все они зачахнут и угаснут. А когда солнце вновь во славе золотой взойдет над могилами, со временем народится новое поколение людей и появится новое человечество».

Святая Биргитта (Швеция, XIV век): «Придет время, когда язычники будут столь набожны, что христиане будут их скромными слугами, а Святые Писания будут выполнены - будет одно стадо и Один Пастух, одна вера и одно четкое знание Бога. Многие, кого позовут, будут непригодными, а пустыня будет цвести, и язычники будут петь: Слава Отцу и Сыну и Святому духу!»

Мюльхиазль , Лесной пророк из Баварии. (1750-1825). «Чтобы предотвратить беду, люди должны насторожиться при проявлении тщеславия и высокомерия, потому что и то, и другое приведет к несчастью…. После крушения мира настанет прекрасное время. Вернутся проповедники и святые, творящие чудо. И люди опять обратятся к вере».

Согласно предсказаниям Парацельса , Золотой век на Земле будет кратковременным и продлится всего 50 лет. Филипп Теофаст Бомбаст фон Гогенгейм (1493-1541) - врач, естествоиспытатель, алхимик и астролог, который больше известен под именем Парацельс. Написал книгу «Оракулы», где описывает события будущего до конца XXII века. Пророчества Парацельса о Золотом веке: «На срок равный 50-ти годам Второго царства Сатурна, который наступит через 500 лет после смерти Парацельса, снова придет Золотой век, но продлится он всего лишь 50 лет».


Второе царство Сатурна – согласно теории хронократов, изложенной в труде Liber Rationum (XII век) еврейским ученым Абрахамом Аванейзра, периоды мировой истории подразделяются на циклы с периодом 354 года и 4 месяца. Они расположены в порядке обратном дням недели: Сатурн, Венера, Юпитер, Меркурий, Марс, Луна, Солнце. Средневековые астрологи принимали за отправную точку циклов - 5200 год до н.э., то есть год сотворения мира по Евсевию Кесарийскому. Мы с Вами живем в эпоху Солнца. Следующий цикл («второе царство Сатурна ») начнется в 2242 году. Неизвестно какой точкой отчета пользовался Парацельс, но согласно его предсказаниям, цикл Сатурна начнется в 2041 году и продлится до 2395 года (2041 + 354 = 2395). В этот период времени наступит кратковременный Золотой век.

мифологическое представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беззаботном состоянии первобытного человечества. Отчётливее всего это представление выражено в поэме «Труды и дни» Гесиода и в «Метаморфозах» Овидия. По Гесиоду (Hes. Орр. 104-201), первое поколение людей в правление верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством. «Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов. И печальная старость к ним приближаться не смела... А умирали как будто объятые сном... Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...». Умершие люди З. в. существуют и теперь в виде добрых «демонов», охраняющих порядок на земле. Но за З. в. наступил серебряный, затем медный, - каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвёртым был век героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний - железный век, испорченный и жестокий, когда «ни днём не прекращаются труды и печали, ни ночью».
Сходно рисует картину З. в. римский поэт Овидий (Met. I 89-162), очевидно, заимствовав её из греческого мифа: «Первым посеян был век золотой, не знавший возмездья. Сам соблюдавший всегда, без законов, и правду и верность. Не было шлемов, мечей, упражнений военных не зная, Сладкий вкушали покой безопасно живущие люди. Также, от дани вольна, не тронута острой мотыгой, Плугом не ранена, всё земля им сама приносила. ...Вечно стояла весна; приятный прохладным дыханьем, Ласково нежил эфир цветы, не знавшие сева. Боле того: урожай без распашки земля приносила; Не отдыхая, поля золотились в тяжёлых колосьях, Реки текли молока, струились и нектара реки, Капал и мёд золотой, сочась из зелёного дуба...». За З. в. у Овидия, как и у Гесиода, следовали в порядке постепенного регресса серебряный, затем медный, наконец (минуя «век героев»), - железный, худший и тяжелейший из всех.
Но наряду с мифом о З. в. народы античности знали и более реалистическое, хотя и облечённое в мифологическую форму, представление о «ранних временах» творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей.
В основе дошедшей до нас античной версии мифа о З. в. лежат народные мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о «предках», живших лучше, чем теперешние люди, и наделённых особыми чудесными способностями. Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось двойственное представление о «предках»: с одной стороны, они изображаются как бесформенные и беспомощные, «недоделанные» существа, а с другой - некоторые из «предков» обладают особыми способностями: опускаться под землю, восходить на небо и пр. В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический мотив - «от противного» (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как правило, - лучше), который и лёг в основу развития мифологемы З. в. Этот мотив, видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно было, по контрасту с жестокой действительностью «железного века», казаться людям беззаботной, счастливой порой. Как своего рода З. в. характеризуется заря мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворённый мир гармоничен, асы радостны, всё из золота и т. д.); конец ему кладёт «первая война» (асов и ванов). В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора - это время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в существование райской страны Тильмун, «страны живых», не знающей ни болезней, ни смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т. е. обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.
Представления о З. в. можно встретить и в развитых религиозно-мифологических системах. Так, парсы описывают счастливое правление царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь, например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь, спрашивали, какая она - белая, чёрная или голубая. Человеческая жизнь становилась короче и короче.
Представление о З. в. имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых других мифологиях.
Своеобразный вариант мифа о З. в. составляет библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны богом за ослушание (Быт. 1-З). Перейдя позже в христианское вероучение, этот библейский миф получил в нём совершенно исключительное значение, превратившись в один из важнейших догматов всей христианской религии: « грехопадение» первых людей, как основная причина греховности всего человечества, - отсюда и потеря рая, и всё мировое зло.
Изображения жизни первых людей в раю очень часты в средневековой христианской иконографии.
Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о З. в. оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени. Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем, не знавшими классового гнёта, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение знакомой картины библейского рая - З. в. Отсюда идея о «добром дикаре», живущем по разумным законам природы. Эта идея часто встречается в литературе 16 в. (П. Мартир, М. Монтень и др.), в 17 в. (Ж. дю Тертр), 18 в. (Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, И. Г. Гердер) и даже у учёных 19 в., склонных идеализировать «естественное» состояние древнего человечества (Л. Морган, Н. Зибер и др.). В противовес этой идеализации, В. И. Ленин писал: «Никакого золотого века позади нас не было, и первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с Природой».
С. А. Токарев./>/>/>/>/>/>/>/>/>