Марлен хуциев биография личная жизнь. Так рождался легендарный фильм Марлена Хуциева «Застава Ильича. От послесловия до бесконечности: как в кино, так и в жизни

Марлен Хуциев вошёл в историю отечественного кинематографа ещё в незапамятные советские времена и по сей день остаётся в ней одним из главнейших столпов, на которых держится настоящее искусство. Его картины о войне и быте, несмотря на популярную для тех послевоенных лет тематику, всё же внесли струю свежего воздуха, поскольку поднимали вопросы, до этого редко появляющиеся на экранах. Помимо того, что картины Марлена Хуциева позволяют нам окунуться в тот далёкий и бесследно ушедший мир (а некоторым — поностальгировать за теми временами), они также заставляют зрителей думать и анализировать. Видимо, именно в этом и состоит достоинство его фильмов. Вся личная жизнь Марлена Хуциева неразрывно многие десятилетия была связана с кино.

Сегодня мэтру отечественного кинематографа уже 90, однако он по-прежнему живёт творчеством, а в голове у него — планы и сценарии, требующие реализации. Началась биография Марлена Хуциева в нынешнем Тбилиси. Его родители — коммунист-революционер и актриса. Видимо, именно от матери в режиссёре столько понимания прекрасного, любви к созерцанию и воспроизведению своих впечатлений и раздумий на экране или на сцене. Окончив школу в Тбилиси, будущий режиссёр хотел учиться дальше в местной Академии художеств, но не сумел пройти конкурс. В военные годы из-за проблем со здоровьем Марлену Хуциеву не удалось послужить в армии. В 1944 году в биографии Марлена Хуциева началось кино, которое продолжается в его жизни до сих пор. Первая его должность — ассистент художника комбинированных съёмок, ведь специального образования у режиссёра на тот момент всё ещё не было. Только в следующем году он становится студентом режиссёрского отделения ВГИКа. Дипломная работа — короткометражная картина "Градостроители". Самый нашумевший и по сей день один из самых любимых зрителями фильмов Марлена Хуциева — "Весна на Заречной улице" — увидел свет лишь через 6 лет после окончания вуза, в 1956 году. Дальнейшие работы режиссёра также высоко оценены как зрителями, так и профессионалами. Не даром Марлен Хуциев — обладатель множества почётных званий, наград и премий.

Вот уже 37 лет режиссёр занимается преподавательской деятельностью в родном ВГИКе. В различных публикациях, посвящённых Марлену Хуциеву, неоднократно подчёркивается, что вся личная жизнь режиссёра — это кино. Однако это не полностью так. Наиболее характерная черта характера этого человека — это созерцание. Именно этим более всего любит заниматься Марлен Хуциев, прогуливаясь по улочкам родного города или общаясь с друзьями и близкими. В семейной жизни режиссёр проявил верность и преданность, присущие, наверное, лишь представителям искусства этой эпохи, долгие живя в счастливом браке с Ириной Соловьёвой. Свою вторую половинку Марлен Хуциев встретил, ещё будучи студентом ВГИКа, и с тех пор не отпускал. Жена подарила ему сына и наследника Игоря, который продолжает любимое дело отца, став режиссёром. У супругов есть также внучка Нина, которая, впрочем, не пошла по стопам родных, а окончив МГУ, уехала работать в Шанхай. Свой 90-летний юбилей Марлен Хуциев отпраздновал в Пятигорске в кругу родных и близких. К сожалению, почтенный возраст режиссёра иногда напоминает о себе, заставляя болезненно сжиматься сердца всех тех, кто вырос на его картинах.

Марлен Мартынович Хуциев. Родился 4 октября 1925 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) - умер 19 марта 2019 года в Москве. Советский и российский режиссер, сценарист, актер, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист РСФСР (1977). Народный артист СССР (1986). Лауреат Государственной премии РФ (1993).

Отец - Мартын Леванович Хуциев (Хуцишвили) (1900-1937), коммунист с дореволюционным стажем, служил комиссаром Четвёртой гаубичной дивизии, затем был заместителем наркома внутренней и внешней торговли СССР, в годы репрессий был осужден и расстрелян.

Мать - Нина Михайловна Утенелишвили (1905-1957), актриса, имела дворянские корни.

Его имя - производное от Маркс и Ленин. Его придумал отец, у которого на столе стояли бюсты Маркса и Ленина. "Я считаюсь самым первым Марленом", - говорил он.

Его родители развелись, когда ему было 3 года. Марлен с мамой уехал в Москву. Позже отец забрал его в свою семью и он жил с ним и новой супругой отца. В конце 1936 года отца арестовали.

После того, как отец был репрессирован, мальчик вновь стал жить с мамой, они вернулись в Грузию.

Окончил в Тбилиси среднюю школу №43.

После окончания школы пытался стать художником, ходил на подготовительные курсы, чтоб поступить в академию художеств. Однако поступить не смог. Некоторое время работал на Тбилисской киностудии в павильоне комбинированных съемок помощником декоратора, делал дорисовку к фильмам.

В 1952 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская режиссера Игоря Андреевича Савченко (автор фильмов «Дума про казака Голоту», «Богдан Хмельницкий», «Тарас Шевченко»). О последнем Марлен Хуциев отзывался очень тепло, как о человеке, который сделал из него режиссера: "Учитель не натаскивал нас, но являл пример служения искусству, и это, пожалуй, самое главное".

В 1953-1958 годах работал режиссёром на Одесской киностудии.

С 1959 года работал на киностудии им. Горького.

С 1965 года - режиссер на киностудии «Мосфильм».

В 1967 году Хуциев поставил в театре «Современник» спектакль «Случай в Виши» по пьесе Артура Миллера.

В 1968-1971 годах - художественный руководитель ТО «Экран» Центрального телевидения.

В ряде своих фильмов Марлен Хуциев выступал как автор или соавтор сценариев.

Первые же фильмы Марлена Хуциева - «Весна на Заречной улице» (1956) и «Два Федора» (1958) стали широко популярны у зрителей и были лидерами проката. Картину «Весна на Заречной улице» в первый же год посмотрело более 30 млн зрителей.

В 1962-1964 годах снял фильм «Мне двадцать лет» , который первоначально вышел на экраны в 1965-м как «Застава Ильча» (его первоначальный вариант был показан лишь в 1988 году). Авторы сценария - Марлен Хуциев и .

В этом фильме, рассказавшем о молодежи 1960-х, использовались документальные кадры вечеров поэзии в Политехническом музее, где участвуют поэты , (с песней «Сентиментальный марш», про «комиссаров в пыльных шлемах», и весь зал подпевает), Григорий Поженян, Михаил Светлов, Римма Казакова и др.

В 1963 году на совещании с деятелями культуры в Кремле об этом фильме, о финальном эпизоде - беседе погибшего отца с двадцатилетним сыном - высказался сам : «Даже наиболее положительные из персонажей фильма - трое рабочих парней - не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развернутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии! И вы хотите, чтобы мы поверили в правдивость такого эпизода? Никто не поверит! Все знают, что даже животные не бросают своих детенышей. Если щенка возьмут от собаки и бросят в воду, она сейчас же кинется его спасать, рискуя жизнью. Можно ли представить себе, чтобы отец не ответил на вопрос сына и не помог ему советом, как найти правильный путь в жизни? Вы что, хотите восстановить молодежь против старших поколений, поссорить их друг с другом, внести разлад в дружную советскую семью?..».

В связи с резкой критикой Первым секретарем ЦК КПСС фильм был подвержен значительному цензурному редактированию - сокращению эпизодов, изменению ключевых сцен, правке текстов. Марлен Хуциев вспоминал: «Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены». Ему пришлось переделывать фильм, он рассказывал: «Если уже так говорить о компромиссах, я на них не шел. Я вот когда переделывал "Заставу", приходилось, я старался чтобы картина не потеряла своей сути. Почему я переделываю? Потому что если я не переделаю, или не стану её переделывать, этим занялись бы другие люди, абсолютно точно и что бы они из этой картины сделали бы, одному Богу известно, а я старался так делать поправки, чтобы сохранить суть картины, но я сначала был расстроен этим».

Как режиссер Марлен Хуциев часто открывал звезд. Так, лента «Два Федора» стала актерским кинодебютом . Кроме того, Марлен Хуциев явил зрителю и такого дебютанта как - он сырал роль Николая Фокина в фильме Хуциева «Мне двадцать лет».

В 1966 году подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС против реабилитации .

С 1968 года снимался как актер, сыграл в кино несколько небольших ролей. Его можно видеть в картинах «Интервенция» (Главнокомандующий), «Гори, гори моя звезда» (князь), «В день праздника» (Рамзес), «Карл Маркс. Молодые годы» (Луи Блан).

Марлен Хуциев в фильме "Интервенция"

Марлен Хуциев в фильме "Гори, гори моя звезда"

Событием в мире кино стала лента Марлена Хуциева «Был месяц май» по мотивам рассказа Григория Бакланова «Почем фунт лиха», вышедшая в 1970 году. Она встала в ряд шедевров, посвященных Великой Отечественной войне. Действие фильма происходит в 1945-м на немецком хуторе, где расквартирована небольшая группа советских военнослужащих.

В 1991 году он представил картину «Бесконечность» , которую критики назвали философской притчей - «то ли историческая хроника, то ли фильм-эссе, размышление о России в потоке времени». Фильм выпадает из ряда постсоветского кинематографа времен распада и разложения, чернухи и тошноты.

В целом снял немного фильмов. Сам Марлен Мартынович так пояснял это: «Режиссеры примеряют свои профессиональные качества к материалу. Я же, скорее, дилетант. Я занимаюсь этим любя, а не стремясь применить профессиональность. Сравнил бы свой процесс с работой писателя, который задумывает, вынашивает идею. Ищу, нахожу, на это уходит время. Я не страдаю от того, что снял мало».

Хуциев запомнился как мастер деликатного поэтичного кино, способный языком кинематографической пластики передавать тончайшие движения человеческой души.

В 1965-1986 годах - секретарь правления СК СССР. С 1998 года - председатель Комитета по игровому кино Союза кинематографистов России. С 1989 года - Президент Гильдии кинорежиссёров России.

Проявил себя как педагог. С 1978 года руководил мастерской режиссуры художественного кино во ВГИКе. С 1987 года - заведующий кафедрой режиссуры художественного фильма ВГИКа, профессор. В августе 2009 года под сильным давлением режиссёр был вынужден подписать заявление с просьбой об освобождении от этой обязанности. О работе со студентами Хуциев говорил: «Когда набираешь ребят на курс, стараешься живых людей выбрать: не начетчиков, а чтобы живость ощущалась в человеке и непосредственность. А дальше нужно осторожно его направлять, не навязывая ремесленных приемов, вообще ничего не навязывая. Он должен развиваться самостоятельно. Нужно только постараться внушить будущему режиссеру, что его работа должна быть серьезной, не на потребу зрителя. И нужно создать выгодные условия, в которых то, что заложено в человека природой, как растение распустится. Иногда что-то подрезать, иногда добавить в почву питательные вещества. У меня учились на курсе очень талантливые ребята. Но, скажем, мой первый выпуск пришелся на такое время, когда делать было нечего в профессии».

В 1994-1995 годах - президент кинофестиваля «Окно в Европу».

19 декабря 2008 года был избран председателем Союза кинематографистов России. 17 марта 2009 года Пресненский суд Москвы признал итоги VII съезда СК, на котором Хуциев был избран председателем, незаконными.

Почётный член Российской академии художеств.

В 2018 году снял фильм «Невечерняя» - фильм-диалог двух великих писателей, Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого, по всем главным русским вопросам. У картины получилась непростая судьба, прежде всего, из-за проблем с финансами. Сам режиссер говорил: «Сначала деньги по крохам выбивали, чиновники помогали, но потом восемь лет - никаких средств (как-то не находилось людей, для которых Чехов и Толстой представляли бы интерес). И я не знал, приступлю ли вновь к работе. Благодаря моему интервью один человек узнал о сложной ситуации и попросил прикинуть смету. Выделил сумму. Я со временем обязательно назову этого человека, выражу ему признательность».

«Невечерняя» - необычная картина: она конструируется не вокруг сюжета, а на внутренних смыслах. Сюжет основан на визитах Толстого к Чехову и Чехова к Толстому. Картина состоит из двух частей. Первая условно называется «Визит к больному в палату № 16», вторая - «Невечерняя».

В конце декабря 2018 года в тяжелом состоянии вместе с женой. Все начало 2019-го режиссер провел в больнице. СМИ регулярно сообщали об ухудшении его состояния.

21 марта . Режиссера похоронили с военными почестями, церемония проходила при участии Росгвардии.

Личная жизнь Марлена Хуциева:

Жена - Ирина Семеновна Соловьева, выпускница ВГИК, работала членом сценарной редколлегии киностудии имени Горького. Ирина Соловьева скончалась 4 января 2019 года в больнице, где находилась на лечении вместе с мужем.

Сын - Игорь Марленович Хуциев (родился 31 августа 1952 года), окончил режиссерский факультет ВГИКа, учился у М. Ромма и Л. Кулиджанова.

Внучка - Нина Хуциева, окончила китайское отделение МГУ.

Фильмография Марлена Хуциева:

1968 - Интервенция - Главнокомандующий
1968 - Золотой телёнок - Гигиенишвили (в фильм не попал)
1969 - Гори, гори моя звезда - князь
1978 - В день праздника - Рамзес, друг и коллега Кати
1980 - Карл Маркс. Молодые годы (Karl Marx - die jungen Jahre) - Луи Блан
1979 - ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
1984 - Мои современники (документальный)
1985 - Алов (документальный)
1988 - Жил человек...Василий Макарович Шукшин (документальный)
1996 - Чтобы помнили. Николай Рыбников (документальный)
1998 - Чтобы помнили. Евгения Козырева (документальный)
1999 - Шукшин (документальный)
1999 - Жизнь замечательных людей. Марлен Хуциев. История одного замысла... (документальный)
2002 - Чтобы помнили. Ростислав Плятт (документальный)
2003 - Кинорежиссёр: профессия и судьба (документальный)
2003 - Братья Васильевы
2003 - Кино, которое было. Марлен. Прощание с шестидесятыми (документальный)
2005 - Долгие встречи (документальный)
2006 - Поэт Николай Рубцов (документальный)
2006 - Борис Барнет. Легенда о режиссере (документальный)
2006 - Алла на шее (документальный)
2007 - Фильм про фильм. Весна на Заречной улице. Неоконченный рассказ... (документальный)
2007 - Ростислав Плятт. Что сказали звёзды? (документальный)
2008 - Фильм о фильме. Застава Ильича: Коллективный портрет Оттепели (документальный)
2008 - Игра для уха. Мастера радиотеатра (документальный)
2008 - Острова. Ростислав Плятт - мудрец и клоун (документальный)
2009 - Он сражался за Родину. Василий Шукшин (документальный)
2010 - В огнедышащей лаве любви. Светлана Светличная (документальный)
2010 - Владимир Венгеров. Против инерции (документальный)
2010 - Виктор Некрасов. Вся жизнь в окопах (документальный)
2010 - Острова. Марлен Хуциев (документальный)
2010 - Острова. Юрий Визбор (документальный)
2012 - Острова. Алексей Коренев. Незнакомый режиссёр знакомых фильмов (документальный)
2013 - Тамара Сёмина. Всегда наоборот (документальный)

Озвучивание Марлена Хуциева:

2001 - Люди 1941 года (документальный) (нет в титрах)

Режиссерские работы Марлена Хуциева:

1956 - Весна на Заречной улице
1958 - Два Фёдора
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1970 - Был месяц май
1971 - Алый парус Парижа (документальный)
1972 - И все-таки я верю (документальный)
1983 - Послесловие
1991 - Бесконечность

2018 - Невечерняя

Сценарии Марлена Хуциева:

1958 - Улица молодости
1962-1964 - Мне двадцать лет
1966 - Июльский дождь
1983 - Послесловие
1985 - Джура - охотник из Мин-Архара (в титрах - М.Имреков)
1991 - Бесконечность
2001 - Люди 1941 года (документальный)
2018 - Невечерняя

Награды и звания Марлена Хуциева:

Заслуженный деятель искусств РСФСР (26 ноября 1965 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист РСФСР (7 января 1977 года) - за заслуги в области советского киноискусства;
- Народный артист СССР (1986);
- Государственная премия Российской Федерации (7 декабря 1993 года);
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 мая 2006 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 декабря 2000 года) - за большой вклад в развитие киноискусства;
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (9 апреля 1996 года) - за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства;
- Орден Почёта (5 октября 2010 года) - за большой вклад в развитие отечественного кинематографического искусства и многолетнюю творческую деятельность;
- Орден Дружбы (26 октября 2016 года) - за большие заслуги в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность;
- Орден «Знак Почёта» (3 октября 1975 года);
- Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970 год);
- МКФ в Венеции (1965, Специальный приз жюри, фильм «Застава Ильича»);
- МКФ европейского кино в Риме (1965, «Золотая пластина», фильм «Застава Ильича»);
- МТФ «Злата Прага» в Праге (1970, Премия Интервидения, Премия за режиссуру, фильм «Был месяц май»);
- МКФ в Берлине (1992, Приз А. Бауэра, Приз экуменического жюри, фильм «Бесконечность»);
- Премия «Золотой овен» (победитель в номинации «Человек кинематографического года», 1995 год);
- V КФ «Виват кино России!» (Приз города Санкт-Петербурга «Живая легенда отечественного кино», 1997 год);
- ОРКФ в Сочи «Кинотавр» (Специальный приз Президента Российской Федерации, 12 июня 1999 года) - за выдающийся вклад в развитие российского кино;
- Специальный приз Президента Российской Федерации «За выдающийся вклад в развитие российского кино» (12 июня 1999 года);
- Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области просветительской деятельности) (20 августа 1999 года) - за уникальный вклад в развитие культуры Москвы;
- Национальная премия в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» за 2002 год в категории за вклад в кинолетопись;
- МФ фильмов о правах человека «Сталкер» в Москве (2003, Приз «Киногерой года "Сталкер" - За права человека», фильм «Марлен. Прощание с шестидесятыми»);
- Премия «Триумф» (2004);
- Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2005);
- Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России;
- Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника»;
- Академик Независимой академии эстетики и свободных искусств (Москва);
- «Почетный Леопард» за вклад в киноискусство на Международном кинофестивале в Локарно (2015).


Картины, снятые Марленом Хуциевым, вошли в копилку лучших произведений отечественного кинематографа, чего стоят только «Весна на Заречной улице» и «Два Федора». Фильмов этого режиссера не так много, и это связано не только с советской цензурой и чиновничьими препонами, но и с тем, что в каждую свою работу режиссер вкладывал душу и оттачивал ее до совершенства.

Так же ответственно он относился и ко всему, что не было связано с его работой. Личная жизнь Марлена Хуциева всегда оставалась за кадром - он не посвящал в ее подробности посторонних.

Со своей супругой он познакомился, когда был студентом, и с тех пор они вместе делили радости и неурядицы, которые преподносила им судьба. Жена Марлена Хуциева Ирина Семеновна Соловьева прожила с ним долгую жизнь. В свое время она входила в состав сценарной редколлегии киностудии им. Горького и работала вместе с мужем.

В семье режиссера не было много детей - Марлен Мартынович и Ирина Семеновна вырастили и воспитали сына Игоря, который пошел по стопам отца и тоже стал режиссером, а его учителями во ВГИКе были Кулиджанов и Ромм. Игорь Марленович за свою карьеру снял один фильм и написал сценарии к шести, а над одной из картин «Невечерняя» работал вместе со своим отцом.

Сценарий фильма родился из пьесы о Чехове и Толстом, которую отец и сын Хуциевы начали писать в середине двухтысячного года.

Работа над этой картиной была начата в 2007 году и продолжается по сей день, а ее выход на экраны планируется в этом году.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого сложилась удачно, счастлив, что и у его сына есть семья, дочь Нина, которая, правда, не захотела продолжить семейную традицию и окончила китайское отделение МГУ, после чего уехала работать в Шанхай.

Творческая биография Марлена Хуциева началась в годы Великой Отечественной войны, воевать на фронтах которой режиссеру не пришлось - по состоянию здоровья его не взяли в армию.

Почти перед самым окончанием войны он пришел работать на киностудию Тбилиси ассистентом режиссера, а в сорок пятом поступил на факультет режиссуры ВГИКа.

После его окончания Марлен Хуциев работал на Центральной киностудии им. Горького помощником режиссера дубляжа, а в пятьдесят пятом году режиссер Барнетт, у которого Хуциев еще в студенческие годы проходил производственную практику, пригласил его в качестве второго режиссера на картину «Ляна».

Свой первый полнометражный фильм, ставший суперпопулярным у советского зрителя, Марлен Мартынович снял совместно с режиссером Миронером.

«Весна на Заречной улице» моментально стала самой любимой картиной миллионов зрителей, не менее успешным стал и второй фильм режиссера - «Два Федора», в котором Хуциев снял никому тогда еще не известного Василия Шукшина, только начинавшего свою актерскую карьеру.

Эти фильмы Хуциев снимал на одесской киностудии, а потом он вновь вернулся в Москву на киностудию им. Горького ассистентом режиссера, где начал долгую и трудную работу над символичным для поколения «шестидесятников» фильмом «Застава Ильича».

В картину вошли кадры поэтического вечера в Политехническом музее, на котором выступали тогда еще молодые, а в будущем известные поэты Евтушенко, Ахмадулина, Вознесенский.

Путь фильма на экраны оказался непростым - Хрущев раскритиковал «Заставу Ильича», и поэтому зрители увидели фильм в сильно измененном варианте, после того, как из него были вырезаны многие сцены. Только спустя более двух десятков лет картина вышла в первоначальном варианте, но уже под другим названием - «Мне двадцать лет».

В шестьдесят пятом году Марлен Мартынович перешел на «Мосфильм», режиссером которого он оставался долгие годы. Попробовал свои силы и в качества актера, снявшись в «Золотом теленке» и в «Интервенции», правда, зрители его смогли увидеть только во втором фильме, поскольку из первого сцена с его участием была вырезана.

В картине «Гори, гори моя звезда» режиссер сыграл кавказского князя, который в рядах белогвардейской армии сражался с красноармейцами.

Марлен Хуциев – кинорежиссер и сценарист, педагог и актер, Народный артист СССР и Лауреат Государственной премии Российской Федерации, президент Гильдии кинорежиссеров России со дня ее основания, Председатель Союза кинематографистов,Почетный член Ученого совета ВГИКа, получивший наибольшую известность благодаря работе над фильмами «Весна на Заречной улице», «Застава Ильича», «Был месяц май», «Послесловие» и «Бесконечность»,

Главные фильмы режиссера Марлена Хуциева

  • Краткая биография

    Марлен родился 4 октября 1925 года в Тифлисе. После рождения сына семья на некоторое время переехала в Москву. Но отец мальчика Мартын Леванович Хуциев погиб в тяжелые годы политических репрессий, когда Марлену едва исполнилось двенадцать лет. Его мать Нина Михайловна Утенелишвили была актрисой. Мальчик пошел по пути матери, избрав сферу кино своей профессиональной стезей. После происшествия с отцом обучение, начатое в московской школе, пришлось прервать. Нина Михайловна забрала сына, и вернулась в родной город Тбилиси. Получив среднее образование, Марлен пробовал поступить в Тбилисскую академию художеств, но во всписки принятых на курс не вошел. Примерно в это время начался тяжелый военный период. По состоянию здоровья Хуциев не был призван на фронт. Приняв решение не терять времени даром, Марлен продолжил развивать свой творческий потенциал. В 1944 году молодой человек был принят на должность ассистента художника комбинированных съемок на Тбилисской киностудии. Еще через год Хуциев принял важное решение о переезде в Москву с целью получить высшее профессиональное образование в сфере кинематографии. Он поступил на режиссерский факультет ВГИКа, который блестяще закончил под руководством И.Савченко в начале пятидесятых годов. Выпускной дипломной работой стал короткометражный фильм «Градостроители», который Марлен создал совместно с однокурсником Феликсом Миронером.

    После окончания обучения Хуциев получил работу на Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени Максима Горького. Там он проработал порядка пяти лет в качестве помощника режиссера дубляжа. В 1955 году Хуциев был приглашен известным советским режиссером Борисом Барнетом в его новый проект комедию «Ляна». В качестве режиссера-практиканта вместе с Марленом над картиной работал Леонид Гайдай. В это же время Хуциев оставил киностудию имени Горького и перешел на должность режиссера-постановщика Одесской киностудии. Уже через год свет увидела первая полнометражная кинолента режиссера, как и дипломная работа, созданная в партнерстве с бывшим однокурсником Феликсом Миронером. Мелодрама «Весна на Заречной улице» мгновенно покорила сердца зрителей, и стала одним из самых популярных фильмов того времени. Главные роли в картине исполнили начинающие актеры Николай Рыбников, Юрий Белов и Геннадий Юхтин, а главную женскую роль на экране воплотила актриса, не имеющая профессионального актерского образования, Нина Иванова.Она попала в кинематограф по воле случая, когда однажды знакомый студент ВГИКа попросил девушку принять участие в съемках его дипломной работы, и эту работу позднее увидел режиссер Хуциев. Такой успешный дебют сразу же вывел Марлена на место перспективного новичка. Через два года зрители увидели вторую режиссерскую работу Хуциева мелодраму «Два Федора», главную роль в которой исполнил начинающий актер Василий Шукшин. Через четыре года была создана драма «Застава Ильича». Эта работа долгое время подвергалась жесткой критике чиновников от кинематографа, и претерпела множество вынужденных корректировок со стороны режиссера. Спустя три года зрители увидели эту ленту под другим названием «Мне двадцать лет», но первоначальный полный авторский вариант все-таки дошел до аудитории только в конце восьмидесятых годов. Эта работа была представлена на Венецианском кинофестивале, где совместно с картиной Луиса Бунюэля, получила специальную премию жюри. В 1965 году Хуциев стал режиссером киностудии «Мосфильм». В 2006 году он был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, аспустя два года был избран Председателем Союза кинематографистов России.

Этого человека знают если не все, то очень многие, особенно те, кто уважает и обожает советские фильмы. Ведь в жизни Марлена Хуциевасамым главным увлечением всегда было кино. Он практически постоянно занят: несмотря на довольно преклонный возраст, он и сейчас много работает. Когда у него выпадает свободное время, Марлен Мартынович, прекрасно зная топографию родного города, любит побродить по улицам. Если коснуться его музыкальных пристрастий, то это русские и грузинские песни как довоенных, так и военных лет, джаз и классическая музыка. Хорошие книги и общение с верными друзьями для него - не просто увлечение, а его настоящая, искренняя жизнь.

Начало жизненного пути

Будущий советский и российский кинорежиссер, классик отечественного кинематографа, актер, сценарист, педагог родился в начале октября 1925 года в одном из самых красивых городов планеты — Тбилиси. Его родителями были Мартын Леванович Хуциев, погибший в годы репрессий в возрасте 37 лет коммунист с порядочным дореволюционным стажем, и актриса Нина Михайловна Утенелишвили.

Его школьные годы прошли в столице, в Москве. Возможно, так бы семья жила и дальше, но в тяжелом 1937-м репрессировали папу, поэтому им с мамой пришлось вернуться в родной город — Тбилиси.

После получения школьного аттестата у юного Марлена Хуциева были попытки поступления в Тбилисскую академию художеств, но, к сожалению, он не прошел конкурс. После начала Великой Отечественной войны паренек очень хотел защищать свою Родину, но по состоянию здоровья его не взяли.

Театральный вуз

Кинокарьера Марлена Хуциева началась в 1944 году, за год до окончания войны. Его взяли на работу на Тбилисскую киностудию. Его карьера началась с должности помощника художника комбинированных съемок. А уже после того, как завершилась одно из самых страшных войн в истории человечества, паренек принял важное решение о поступлении на режиссера во ВГИК. Когда он приехал в Москву, в театральном вузе ему сказали, что уже все студенты зачислены, набора на этот год больше нет. И все же экзаменационная комиссия благосклонно позволила ему сдать вступительные экзамены. В порядке исключения. Так Марлен Хуциев, биография которого свидетельствует, что именно ему принадлежат одни из лучших работ в советском кинематографе, получил неожиданный и счастливый подарок от судьбы.

Его однокурсниками были Сергей Параджанов, Александр Алов, Юрий Озеров... Когда Хуциев готовил дипломную работу, он снял короткометражку «Градостроители».

Первые шаги в самостоятельной жизни

После окончания института в 1950 году Хуциев Марлен Мартынович несколько лет работал помощником режиссера, а спустя всего пять лет его приглашают вторым режиссером для работы в съемках картины Бориса Барнета «Ляна» (именно у него Марлен Мартынович проходил практику, еще будучи студентом).

Наступает 1955 год. Хуциев начинает работать на знаменитой Одесской киностудии в качестве режиссера-постановщика. Он гордится тем, что может вносить свою лепту в огромный мир советского кинематографа.

Первая честная картина

Уже в следующем году он, в тандеме со своим бывшим однокурсником Феликсом Миронером, снимает свою первую полнометражку - «Весна на Заречной улице». Этот фильм отличается от большинства картин того времени неповторимой поэтической интонацией и очень тонкой, аккуратной манерой сопереживания героям. «Весна» была первой картиной о простых рабочих, которую снимали, исключая такие модные в то время вопросы морализации и надуманного пафоса. Ведь именно поэтому более полувека эту картину смотрят зрители абсолютно разного возраста. Многие на ней выросли, многие хотели подражать главным героям. Многие мечтали испытать такое же сильное чувство. И очень важно, что эта лирическая лента любима миллионами.

История трогательных отношений учительницы русского языка и литературы из школы рабочей молодежи Татьяны Сергеевны Левченко и простого сталевара Саши Савченко (их сыграли замечательные актеры Нина Иванова и Николай Рыбников) имела потрясающе оглушительный успех: фильм посмотрели свыше тридцати миллионов зрителей.

О Федорах...

Вышедшая два года спустя драма «Два Федора» сумела закрепить успех первой картины. Фильмография Марлена Хуциева с этого времени пополняется работами, которые составляют Золотой фонд отечественного кинематографа. Новая картина повествует о вернувшемся домой с фронта солдате. Это была одна из первых (а, возможно, и первая) лент о послевоенной жизни. Именно в этом фильме состоялся дебют тогда еще никому не известного Василия Шукшина.

И здесь великий Хуциев не стал идеализировать главного героя, показывая его как самого-самого-самого... Он дал возможность зрителю увидеть его в повседневной жизни, где главенствует и верховодит власть обычных привычек, из-за чего отношения между людьми становятся более простыми и максимально открытыми.

Нельзя забыть тот месяц май

Фильмы, о которых пойдет речь ниже, не просто интересные истории жизни или истории чего-то происходящего. Они заставляют задуматься о бренности жития, о душевых ценностях, о правильности осуществляемого выбора.

Фильм Марлена Хуциева «Был месяц май» рассказывает о том, что спустя столько лет решены не все вопросы, которая задала когда-то людям война, далеко не на все вопросы найдены ответы. Эта картина была о некоем столкновении двух понятий — Памяти и Забвения. В кинематографе такое было впервые. Да и многое из того, что делал тогда Марлен Мартынович, придумывалось, режиссировалось и снималось впервые. Действительно, он затронул тогда очень важный вопрос, ведь, как бы ни менялась жизнь, ее условия, войну забыть нельзя и невозможно.

Вопросы, на которые нужно искать ответы

Еще одним важным открытием стал фильм «Июльский дождь». Сколько уже прошло лет с момента выхода этой картины? Да целая жизнь! И тем не менее лента не становится старше, напротив, она как бы осовременивается, ведь в ней столько всего предсказано о той жизни, которая продолжается сейчас. Да, фильм достаточно неторопливый, но обществу в нем поставлен конкретный вопрос: «Что же происходит с людьми?» Если очень постараться, можно хотя бы попытаться найти на него ответ.

А после этого была лента «Застава Ильича». Эта работа Хуциева очень аккуратно подняла тогда стандартный молодежный вопрос о том, как жить.

От послесловия до бесконечности: как в кино, так и в жизни

Одним из наиболее горьких и пророческих фильмов Марлена Хуциева стала картина «Послесловие». В нем очень аккуратно и ненавязчиво, но очень сильно, прозвучала тема отчуждения. Благодаря этой картине можно было ненароком заглянуть в будущее. Одну из своих самых интересных, лучших и ярких ролей в ней сыграл Ростислав Плятт.

О «Бесконечности» можно говорить именно бесконечно. В свое время фильм очень долго толковали, разбирали и анализировали. Эта картина стала неким учебником кинорежиссуры, который Хуциев так и не написал. Нить повествования построена очень сложно, она длинная. И вот вдруг, как бы ниоткуда, перед зрителями возникает образ Надежды, который так необходим каждому человеку. Удивительно тонко написан финал. Мудрый мастер делится со зрителями философским взглядом на жизнь, которая, увы, не так длинна, как хотелось бы.

Марлен Хуциев, личная жизнь которого никогда не выставлялась на всеобщее обозрение, создавал каждый фильм как отдельную симфонию или кантату. Каждый кадр был очень сложным аккордом, без которого не сложилось бы ни одно музыкальное произведение. В этих аккордах каждый инструмент создавал свою, неповторимую нить мелодии, а все вместе они очень изящно создавали такую необходимую и легко узнаваемую хуциевскую гармонию. Причем в каждой своей работе режиссер одинаково внимательно относился как к главным персонажам, так и к тем, которые появлялись в фильмах на несколько секунд.

Герои его кинопроизведений обычно не находятся в состоянии спокойствия. Они все время ищут себя, свое предназначение. А это дается им не так уж и просто, приводя к некой несозвучности с окружающей их действительностью. И все же мир его картин всегда очень гармоничный, в нем всегда все разложено по своим полочкам и никогда не перемешивается. Здесь все имеет свой смысл и свое значение — будь то небольшая реплика, шумовая или цветовая палитра либо выбранное место действия.

Марлен Хуциев (национальность его - осетин) подарил миллионам зрителей свои киношные открытия, которые, оказавшись органичными и легкими, несколько десятилетий притягивают к экранам поклонников его творчества. А кинокритики и киноведы пытаются найти главный секрет его картин, постоянно их анализируя.

И все же главное заключается в том, что работы Хуциев зритель полюбил. Причем настолько, что многие фильмы пересматриваются по много раз, и постоянно в них можно найти для себя нечто новое. Эти труды абсолютно честно завоевали признание за искренность, внимание к людям, доброту и возможностью задуматься. За то, что режиссер до сих пор старается отстаивать высокие нравственные принципы.

Личная жизнь великого мастера

Действительно одним из самых талантливых режиссеров и сценаристов современности является Марлен Хуциев. Биография, личная жизнь талантливого человека обычно более всего интересуют обывателя. Зато далеко не всем известно о том, что среди его наград есть ордена, медали и лавровые ветви как признание его труда на протяжении почти семи десятков лет. А ведь это тоже немаловажно.

И все же в заключение - несколько слов о семье этого великого человека. Его супруга Ирина Соловьева — член сценарной редколлегии киностудии им. Горького, окончившая ВГИК. Много лет она проработала на киностудии имени Горького. Сын Марлена Мартыновича Игорь Хуциев получил образование на режиссерском факультете ВГИКа, будучи студентом Льва Кулиджанова и Михаила Ромма. Внучка Ниночка решила избрать иной путь, нежели папа и дед. Она окончила китайское отделение МГУ им. Ломоносова.