Памятники петровской эпохи. Памятники петровской эпохи Ipb выдающийся памятник архитектуры петровской эпохи

В состав музея входят бывший жилой дом сторожа и церковь Апостола Петра. В небольшом крестьянском доме, построенном в 1830-е гг. и неоднократно реставрировавшемся, размещена экспозиция, рассказывающая об истории открытого в петровскую эпоху первого бальнеологического курорта страны.
Церковь Апостола Петра построена в 1721 году по распоряжению Петра I. Она неоднократно реставрировалась, но в целом сохранила свой первоначальный облик.
После второй поездки на олонецкий источник и успешного лечения царь принимает решение о продолжении строительных работ на марциальных водах. Возможно, по рисунку самого Петра I и начато было в июле 1720 года ландратом Г.Муравьевым строительство деревянного храма.
Крестообразный в плане, с колокольней и двумя восьмигранными куполами, завершающимися высокими шпилями, храм, по мнению историков русской архитектуры, является одним из первых образцов культового деревянного зодчества, выполненных в новых формах петровского барокко.
Архивные, а также краеведческие материалы ХIХ века свидетельствуют, что утварь для новой церкви была перевезена из небольшого деревянного храма Апостола Петра, построенного в 1702 году на Лодейнопольской верфи. В свою очередь на верфь многое из утвари поступило по приказу царя из Александро-Свирского монастыря. Кроме утвари на курорт в 1721 году были доставлены из Лодейнопольской церкви и иконы (возможно, весь иконостас полностью, включая декоративное убранство).
Посещавшие источник представители царской семьи дарили в церковь изготовленные собственными руками вещи: Екатерина I - вышитые поручи, Петр I - резные токарной работы изделия и т.д. Перед иконой "Тайная Вечеря" висело костяное паникадило работы царя, вывезенное, как и другие ценные памятники, в 1730 году по приказу Анны Иоанновны с курорта в Петербург (по некоторым данным паникадило хранилось в Петропавловском соборе).
При дворце Петра I на олонецких водах имелась токарня, где царь с помощниками, среди которых были и местные крестьяне, занимался изготовлением мебели (некоторые из стульев его работы сохранились до настоящего времени). Находящиеся в церкви пять деревянных подсвечников также изготовлены в этой токарне.
Возможно, именно Петром I был изготовлен и хранящийся в алтаре резной деревянный крест. Аналогичный крест в середине ХIХ века был в Старицком Успенском монастыре и имел надпись, свидетельствующую о том, что он изготовлен Петром I во время лечения на олонецких водах.
В описи убранства церкви, сделанной в 1731 году при передачи имущества курортного комплекса из Адмиралтейств-коллегии в Берг-коллегию, кроме культовых предметов, упоминаются три чугунные литые печки, одна из которых находилась в алтаре. Небольшие чугунные печи отливались с 1718 года на олонецких петровских заводах специально для сооружений курорта и являются редкими образцами чугунного художественного литья петровской эпохи. Более простые, цилиндрической формы печи были установлены во дворцах, а в форме ваз - в церковном здании. Две из печей сохранились до настоящего времени в интерьере церкви.
Большой историко-художественной ценностью обладает иконостас - один из редких образцов сохранившегося в комплексе (как архитектурно-декоративное оформление, так и живопись) памятника искусства петровской эпохи.
Как и во многих других деревянных церквях этого времени, иконостас небольшой, двухярусный и имеет местный и праздничный ряды икон. Часть икон выполнена в традиционной темперной технике (местный ряд), иконы второго яруса написаны на холсте масляными красками.
Иконографические особенности иконописи иконостаса указывают на знакомство исполнителей с западноевропейскими образцами религиозной живописи. Возможно, заказ для Лодейнопольской церкви в начале ХVIII века был выполнен мастерами Оружейной палаты. Немало иконописцев и резчиков в эти годы трудилось над украшением кораблей, в том числе такие были и на Олонецкой верфи.
Особый интерес представляют иконы местного ряда, среди которых находится храмовая икона Св. Петра. Икона воспринимается как картина с двумя сюжетами: "Христос, передающий ключи от Рая Апостолу Петру" и "Хождение по водам". Трактовка обоих сюжетов подчеркивает связь образа Петра и темой моря и флота.
Тема чудесного исцеления (к чему так стремился царь) в лодейнопольской церкви начала ХVIII века не могла найти отражения. В марциальноводском храме эта тема звучала в дополнившей иконостас иконе "Богоматерь Всех скорбящих радости" (была перенесена из дворца царя в церковь в XVIII веке), и, видимо, утрачена в годы Великой Отечественной войны.
Архитектурно-декоративное убранство иконостаса отражает новые барочные тенденции, складывающиеся в церковном искусстве в первой четверти XVIII века. Иконостас насыщен резьбой - плоскорельефной орнаментальной и скульптурными деталями.
В ХIХ веке из интерьера были изъяты и с разрешения Синода переданы в Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей несколько памятников декоративно-прикладного искусства, к сожалению, к настоящему времени утраченных.
В исторической части экспозиции наибольшей ценностью обладают подлинные памятники петровского времени: стул, изготовленный в токарне царя, чугунная памятная доска, отлитая на Петровском заводе в 1722 году по рисунку одного из крупнейших деятелей горного дела России первой половины XVIII века В.Геннина.

Л.Капуста, научный сотрудник
Карельского государственного
краеведческого музея

В результате освоения материала данной главы обучающийся должен:

знать

  • основные направления развития русской архитектуры;
  • творчество ведущих архитекторов петровского времени; важнейшие комплексы и памятники архитектуры первой трети XVIII в.:

уметь

Выделять композиционные приемы, как унаследованные архитекторами петровского времени от русского зодчества XVII в., так и привнесенные европейскими мастерами;

владеть

Навыками самостоятельного стилистического анализа произведений архитектуры начала XVIII в.

Изменения, затронувшие все сферы жизни русского общества XVII is., потребовали нового художественного языка во всех видах искусства. Новая конструктивная система утверждалась и в архитектуре, причем именно на материале архитектуре ярче всего видны размах и смелость петровских перемен.

Тем не менее новая европеизированная архитектура во многом стоит "на плечах" древнерусского зодчества и традиций, заложенных в московском строительстве во второй половине XVII в. Особенно отчетливо это проявляется в переходный период, который для России (за исключением Петербурга и отчасти Москвы) занял всю первую половину века.

Раннепетровское зодчество в конце XVII века

Московский, или нарышкинский, стиль (названный по основному кругу заказчиков, близкому ко второй жене царя Алексея Михайловича, матери Петра I Наталье Кирилловне Нарышкиной) получил распространение в столице и окрестных боярских вотчинах в последние два десятилетия XVII в. (правление царевны Софьи и раннепетровское время). Представленный наиболее ярко в храмовой архитектуре он характеризовался выразительностью силуэтов ярусных церквей "иже под колоколы" (т.е. увенчанных по центру звонницей, а не куполом), поставленных на высокое основание и окруженных открытыми галереями-гульбищами; дорогим белокаменным декором, который в изобилии обрамляет окна, кружевом ложится на карнизы ярусов, резными колонками подчеркивает грани объемов. Этот стиль в своем богатстве и разнообразии объемно-пространственных и пластических решений соединил в себе композиционные приемы польско-украинского зодчества (после включения Украины в состав Московского царства и заключения Вечного мира с Польшей начались особенно интенсивные художественные контакты; в частности, белорусские резчики иконостасов много работали в России), северного маньеризма (орнаментальный декор, заимствованный из иллюстрированных голландских изданий) и, конечно, русского "дивного узорочья" середины века.

Вспомним классический памятник нарышкинского стиля – обетную церковь Покрова Богородицы в Филях (1690–1694), построенную любимым дядей Петра I Львом Кирилловичем Нарышкиным, возглавлявшим тогда Посольский приказ и имевшим почти неограниченные возможности. Прежде она была частью большой усадьбы с одним из первых регулярных садов в России, ступенями спускающимся к реке (подробнее см.: Мерзлютина Н. А. Церковь Покрова в Филях // Архитектура, строительство, дизайн. 2003. № 29). "Центрическая композиция храма с четырехлепестковым планом восходит к архитектурным решениям ренессанса (церкви в Тоди, Лоди), многие мотивы декора иконостаса (разорванные фронтоны, картуши и увитые лозой колонки) типичны для барокко, а картуши, обрамляющие клейма икон местного ряда иконостаса, несомненно, скопированы с маньеристических гравюр" (Бусева-Давыдова И. Л. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании // Архитектурное наследство. Вып. 38. М., 1995. С. 111).

План в виде квадрифолия (четырехлистника) обычно сочетался с башнеобразным объемом в центре, который мог быть дополнен главами на пониженных боковых объемах (церковь Спаса Нерукотворного в селе Уборы (1690–1696); построена II. В. Шереметевым). Уникальна по своему каменному убранству и церковь Знамения Богородицы в Дубровицах (1690–1704), в усадьбе воспитателя Петра I Б. А. Голицына, несомненно, строившаяся и оформлявшаяся европейскими мастерами (предполагается участие итальянских, голландских и немецких мастеров лепщиков, штукатуров и пр.: Алемано, Г. Квадри, К. Оснер Старший, Д. М. Фонтана, Д. Руска и др.).

Восьмилепестковая форма плана, повторяющая тему собора Высоко-Петровского монастыря – родовой усыпальницы Нарышкиных, – применена в храме Знамения в Перово (1690–1705), в Никольской церкви села Руднево Тульской области и др.

Среди около двух десятков церквей нарышкинского стиля следует упомянуть храмы Троицы в Троице-Лыкове (1690–1696; построена М. К. Нарышкиным, мастер Яков Бухвостов), Иконы Смоленской Богоматери в Сафарино (1691 – 1694; построена Ф. П. Салтыковым, отцом Прасковьи Федоровны, жены брата

Петра I царя Ивана, матери Анны Иоанновны), роскошнейшую, уничтоженную в советское время церковь Успения на Покровке (1696–1705; построена И. М. Сверчковым, мастер Петр Потапов). В них получил распространение тип композиции "кораблем", когда основные объемы (алтарь, храм, трапезная, колокольня) располагались на одной оси, "в линию".

Другая композиция, пришедшая уже из Малороссии, – "трехбанная" (трехчастная, трехглавая) отличалась тем, что пониженные части по сторонам (к востоку и западу) от главного объема завершались грушевидными главами – "банями". При этом обычно следовали традиционной конструктивной схеме: на нижний кубический объем ("четверик") ставился восьмигранный ("восьмерик"). Далее могли быть варианты: венчание сводом (различной конфигурации) или постановка нескольких уменьшающихся кверху "восьмериков" в колокольнях (или церквях "иже под колоколы")

В нарышкинских храмах тяготение к центричности композиции, иерархии объемов, сочетавшееся с внутренним хорошо освещенным стопообразным пространством, во многом было унаследовано от шатрового государева строительства XVI–XVII вв., столь блистательно завершенного великолепным световым шатром патриаршего Ново-Иерусалимского монастыря (1658–1685).

Наряду с бесстолпными, продолжали строиться крестово-купольные храмы с опорами, на которые опирался центральный купол, – четырехстолпные и большие шестистолпные соборы, получавшие убранство в духе нарышкинского стиля.

Храмы строились профессиональными артелями по подряду (например, известно, что таким подрядчиком был Я. Г. Бухвостов). В Москве подобных бригад было много: одни специализировались на кирпичной кладке, другие на белокаменном или изразцовом декоре, третьи на деревянной резьбе и т.д. Они могли часто меняться даже на одном объекте, поэтому решающая роль принадлежала заказчику, который выбирал конкретный храм для образца, и далее строительство велось не по архитекторскому чертежу, а по традиции, когда приемы и методы передавались изустно.

Орнаментика, излюбленными приемами которой являлись колонки ордера Иерусалимского храма, перевитые виноградной лозой, могла воспроизводиться в разных техниках – каменной резьбы, изразцах или красочной росписи. Система декора распространялась не только на храмовое зодчество (Трапезная палата Троице-Сергиева монастыря, 1685–1692; Крутицкий теремок, 1693–1694). Нарядные проездные арки Земского приказа, Крутицкого подворья, Сухаревой башни предвосхищают триумфальные "порты" петровской эпохи. Сухарева башня, в 1698–1701 гг. завершенная высокой ярусной башей с шатровым завершением, пад которым высился двуглавый орел государственного герба, стала первой архитектурной доминантой Москвы нового века. В ней размещалась Школа математических и навигацких наук и первая в России астрономическая обсерватория Якова Брюса. Ее архитектурный образ имеет ряд параллелей с ратушами Северной Европы. Ярусной башней со шпилем завершалось и здание Земского приказа на Красной площади.

Узнаваемый набор декоративных белокаменными мотивов: колонки большого ордера (т.е. с пьедесталами), фигурные аттики в виде петушьих гребней, разорванные фронтоны, гермовидные пилястры, раковины-пальметты, фиалы с бобышками – все это наряду с композиционными схемами получит широкое распространение в провинции уже в XVIII в.

Что касается искусства усадьбы, то оно зарождается на рубеже XVII–XVIII вв. Государевы подмосковные резиденции Измайлово, Алексеевское, Братовщина представляли собой обширные имения с богатейшей хозяйственной деятельностью и разнообразными садами ("ветроградами"), прудами, огородами и примыкающими к ним охотничьими угодьями. Центром усадьбы обычно были хоромы и церковь при них. Принципиально отличные усадьбы нового типа как сочетание дворца и регулярного сада возникали в Немецкой слободе. Например, усадьба Франца Лефорта после его смерти перешла к Ф. А. Головину, который к 1703 г. устроил в ней сад с каналами на голландский манер. В 1722 г. Петр I решает разместить здесь свою резиденцию и приглашает для ее обустройства голландского врача, будущего лейб-медика Николаса Бидлоо, успешно завершившего строительство имения по собственному проекту. Регулярный сад с Крестовым прудом, "ермитажами", каскадами, фонтанами и статуями был дополнен соседними участками – так сформировался самый большой в Москве ансамбль ландшафтного искусства переходного типа.

Конец XVII в., несмотря на многие его новшества в архитектуре и живописи, стал последней, можно сказать маньеристической стадией в рамках средневекового искусства. Именно это обстоятельство, по мнению О. С. Евангуловой, ограничивает характер использования в нем приемов западноевропейского барокко, стиля Нового времени, позволяя говорить не о реализации его принципов, а скорее об их проекции на иное по своему содержанию искусство позднего Средневековья. Недаром эти памятники включены в курс еще древнерусской архитектуры как в Московском, так и в Санкт-Петербургском университетах. По сути, еще в том же русле развивается архитектура провинции первой половины XVIII в.

Здесь хорошо просматривается продуманная регулярность общей застройки, удивительная соразмерность всех городских ансамблей и гармоничность в стилевом многоголосии, несмотря на неброское природное окружение. Именно этим и ценны для мирового искусства архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Архитектура зданий города насчитывает до пятнадцати разных стилей. Но среди этого многообразия архитектурных стилей можно выделить основные: барокко - петровское и елизаветинское, классицизм, ампир, эклектику, модерн и конструктивизм.

*Барокко

С 16 до 18 века - расцвет времени абсолютизма и итальянского барокко. В нём торжествуют сложная криво линейность, динамика, пышность и причудливость. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга представляют этот стиль весьма разнообразно. До Петра Первого архитектура на Руси называлась «русским узорочьем» и воплощалась чаще всего с византийской традицией в храмовом строительстве. Русское барокко - слияние двух этих стилей. Однако и московское, и петровское барокко отличаются не только друг от друга, но и в большей степени - от западноевропейского. В этом можно убедиться, если сравнить архитектурные памятники Санкт-Петербурга петровской эпохи с центром любого старинного итальянского или французского города.

* Петровское барокко

Царь Пётр 1 активно приглашал архитекторов с Запада, и в результате немецко-голландско-итальянско-французского совместного творчества возник феномен этого петербургского стиля. Шла Северная война, жилые здания капитально почти не возводились, только строились времянки из дерева на скорую руку. Зато уже тогда появились сооружения, которые мы знаем: верфь, порт, крепость - с простой, немногословной, рациональной и сдержанной архитектурой, созданной под значительным влиянием голландцев и немцев.

Лепнины, портиков и колоннад не было, но фасады часто имели фронтоны, волюты, пилястры, а крыши - шпили, что подчёркивало все вертикали и горизонтали. Внутри здания чаще всего планировались с анфиладой. Уже тогда в зданиях обустраивались смывные туалеты и водопровод.

Храмовая и фортификационная архитектура была проста, но изящна: колокольня Петропавловского собора, храм Святого Пантелеймона, Петропавловская крепость с её Петровскими воротами, Летний дворец Петра Первого, Меньшиковский дворец, Двенадцать коллегий, Кикины палаты, Кунсткамера, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец в Кронштадте.

Архитекторы той поры: М.Г. Земцов, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Дж.М. Фонтана.

*Елизаветинское барокко

Елизавета Петровна - дочь Петра Великого была далека от отцовских строительных устремлений. Вся её эпоха применяла идеи западноевропейского барокко в более чистом его виде, поскольку империя под её руководством желала пышности, парадности и величия.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга 18 века наиболее ярко характеризуют общий стиль города. Возводились крупные соборы, храмы, усадьбы, дворцы, - всё более декоративно живописные и пластичные, с широкими парадными лестницами внутри, с двухсветными залами и анфиладами. Интерьеры того времени были фантастически причудливы, с обилием лепки, резных украшений, с узорчатым паркетом и зеркалами. Усиленная барочная цветовая гамма сочеталась с ордерными вставками. Возобновилось строительство пятиглавых церквей, вернулись традиции резных золочёных иконостасов и русских храмовых убранств по византийским канонам. И теперь мы можем приобщиться к пышности стиля, который хранят архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Эту эпоху венчает, конечно же, архитектор Б. Растрелли, но рядом творили и Ф.С. Аргунов, и С.И. Чевакинский, и А.В. Квасов, а также П. Трезини и А.Ф. Вист.

За двадцать лет до 1760 года в стиле елизаветинского барокко были построены Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Большой Петергофский, Морской собор и многое другое.

*Ранний классицизм

В эпоху Екатерины Великой в следующие двадцать лет петербургское строительство шло под знаком просвещённого абсолютизма и в стиле раннего классицизма. Здания получались гармонически упорядоченные, с поступательным развитием простоты и величия одновременно - как визитная карточка необозримой страны. Внешние проявления - античные ордера, монументальность, сдержанность, всё это содержат в классицистских постройках архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Теперешний Административный корпус РГПУ на набережной Мойки - бывший дворец графа Разумовского, который построили А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, явился одним из первых ранне-классицистских зданий. В его архитектуре просматриваются элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, но влияние барокко ещё заметно. Парадный двор с монументальными воротами и высокой оградой подчёркивает торжественность здания.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, список которых чрезвычайно длинен, представлены и другими творениями этих талантливых мастеров. Это институт имени Репина на Университетской набережной, дом 17, а ранее здесь находилась Императорская академия художеств; корпус СПбГУ на Университетской набережной, дом 9, ранее - корпус для игры в мяч; Юсуповский дворец. Валлен-Деламот возвёл Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа. Юрий Фельтен, ученик Растрелли, построил Училище для мещанских девиц, Большой Эрмитаж, Армянскую церковь, лютеранские церкви на Васильевском острове и храм Святой Анны на Кирочной, дом 8.

* Строгий классицизм

Полностью лишенные черт барокко здания, построенные после 1780 года, тоже относятся к екатерининскому классицизму. Они строго следуют классическим ордерам из Витрувия или Палладио - с прямоугольными симметричными компоновками, широким применением аркад, колоннад, фронтонов, портиков. Интерьеры украшали копии античных скульптур и многие элементы древних цивилизаций.

Первопроходцем этого петербургского стиля стал Ч. Камерон, тогда же творили В.И. Баженов, Д. Кварнеги, И.Е. Старов, Н.А. Львов. В их работах - гармония и композиционная завершённость, лаконичность и пропорциональность форм. Яркий пример - Таврический дворец.

*Павловский классицизм

Этот пятилетний период до 1801 года предъявляет слегка романтический вариант классицистской архитектуры, на которую явно повлиял готический стиль. Это, прежде всего Чесменский дворец архитектора Ю.М. Фельтена - треугольной формы с готическими элементами в виде башенок, стрельчатых окон и зубчатых парапетов. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга пополнились и южноевропейского вида Инженерным замком, где чистый классицизм - это главный и южный фасады с частью интерьеров. Выглядит замок воинственно, мужественно, тяжёлые карнизы северного фасада напоминают рыцарские шлемы.

*Александровский классицизм

Предшественником русского ампира стал александровский классицизм, который часто с ампиром даже отождествляют. Александр Первый тоже часто приглашал иностранных архитекторов, особенно французских. Поэтому здания этого периода отличают строжайшие дорические или тосканские ордеры и тяжёлые колонны. Появляются сфинксы и другие элементы египтизирующего стиля. Сохраняются строгость линий, величественность, монументальность образа при простоте и ясности силуэта.

*Первый виток ампира

В этом стиле архитектурные памятники Санкт-Петербурга представлены зданием Горного института на Васильевском острове, выполненного по чертежам А.Н. Ворохнина. Каннелюры на дорических колоннах особенно хорошо подчёркивают стиль, похожий на античные храмы, во всяком случае, статуи Антея, Прозерпины и Геракла там присутствуют. Ещё более знаменитое творение этого мастера - Казанский собор. Император Павел, который его задумал, хотел повторить ватиканский Собор Святого Петра, и в некоторых деталях сходство просматривается: в общей компоновке, в мощном центральном куполе, в вытянутой базилике и в отсутствии колокольни. Во всяком случае, это настоящее украшение Невского проспекта.

* Высокий классицизм - поздний

Более всего в этом стиле поработал Том де Томон: здание Большого театра (к сожалению, сохранилось не полностью), дом графини Лаваль, Новая биржа и комплекс стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны тоже). Можно убедиться, что именно широко расставленные колонны здания Биржи добавляют пространства и гармонизуют композицию с невским простором. И само здание, и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры. В тот же период вознеслось величественное здание Адмиралтейства - символ города на Неве - архитектора А.Д. Захарова. Оно было достроено к предыдущему сооружению, от которого осталась только центральная часть со знаменитым шпилем архитектора И.К. Коробова. Фасады получились разнообразными, но очень ритмичными за счёт выступающих портиков и тосканских колонн (кстати, по центру колонны так и остались ионическими). Таким образом, выстраивался ансамбль из Сенатской, Исаакиевской и Дворцовой площадей и Александровского сада. В то же самое время архитектор Кваренги построил Смольный институт - тоже в стиле высокого классицизма.

* Русский ампир

Приметы русского ампира - торжество победы над Бонапартом: при классических ордерных системах и прежней лаконичности форм появляются памятные колонны, триумфальные арки, архитектура вбирает в себя всё больше скульптуры, здания украшают орлы, лавровые венки, доспехи и прочая милитаристская символика. Самые знаменитые мастера этого направления - В.П. Стасов и К.И. Росси. Последний очень смело преобразил городское пространство, выстроив ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади с Синодом и Сенатом, Александрийскую площадь с театром.

фото из интернета