Переборы на гитаре для начинающих. Виды и схемы переборов на гитаре. Медиатор, бой и перебор: особенности гитарной техники Бой или перебор

Начинающие гитаристы обычно задаются вопросом для: каким боем играть песню? Вопрос простой. На сайте , на странице с каждой песне показан
рекомендуемый
,

которым можно исполнять.
А если рисунок не показан?
Давайте для начала проделаем разбор песни по аккордам. Как это делается.
Просто играем каждый аккорд песни по одному разу, то есть проводим по струнам сверху вниз, от шестой к первой, в том порядке, как они написаны над словами. Получается такая цепочка или, как говорят музыканты, последовательность аккордов . В самых легких, простых песнях в ней всего 3-4 аккорда. В большинстве песен акордов 6-8.

Вот эту последовательность аккордов песни и нужно сначала разучить. Просто без ритмического рисунка (гитарного боя), арпеджио (перебора). По одному разу играем каждый аккорд. Не надо торопится, плавно. Все звуки должны звучать ровно и красиво. Пока пальцы не освоятся и не будут точно переходить с аккорда на аккорд.

А затем переходим уже к словам. Следующий этап разбора ещё без ритмического рисунка. Только проговариваем или не спеша напеваем слова песни, играя разученную цепочку аккордов. Каждый аккорд по одному разу, где он написан над текстом на ударном слоге или между словами.

Вот такое напевание с исполнением аккордов по одному разу, без рисунка и называется у музыкантов – разбор песни .

А теперь радостная новость: некоторые песни, особенно напевные, лирические, народные так и исполняются, как разбор. Например известные с детства и .

Вторая радостная новость в том, что вообще любую песню можно играть любым гитарным боем или ритмическим рисунком, или арпеджио, или перебором. Каждый, кто освоил несколько рисунков, можете это попробовать с теми, которые знает, проиграть любую песню. А потом выбрать какой нравится.

Главное поймать ритм, а для этого нужн, правильно начать ритмический рисунок. Счет РАЗ, начало каждого рисунка или перебора, на ударном слоге с аккордом подписанным над ним, как в разборе песни.

В данной статье мы разберем что такое гитарный бой, как его правильно играть, какие бывают виды боев и многое-многое другое.

Я подробнее расскажу про:

Бой шестерка

Бой шестерка - самый популярный бой на гитаре. Состоит из шести движений и звучит он примерно так:

Конкретно эта запись - часть песни из песни "Перевал" , которая как раз играется этим боем.

Бой четверка: схема, как играть

Бой четверка тоже относят к Цоевскому бою, потому что используется в некоторых его песнях.

как он звучит

В записи я играю боем четверка песню Кино "Пачка сигарет" .

Схема боя выглядит так:

Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

  1. проводим большим пальцем вниз;
  2. большим или указательным пальцем вверх;
  3. указательным пальцем вниз (ногтем);
  4. большим или указательным пальцем вверх.

Цоевский бой: схемы, виды боя

Цоевский бой на самом деле совсем не один, их как минимум 3 штуки, один из них - бой четверка, который вы видите выше. Но есть и другие виды, и звучат они так:

первый бой из шести движений

Здесь 6 основных движений и должна быть большая скорость.

Б - большой палец, У - указательный

В самом начале играем с конца: вниз Б - вниз Б - вверх Б - вниз У

Потом все время играем: вниз Б - вверх Б - вниз Б >>>>> вниз Б - вверх Б - вниз У

другой бой Цоя состоит из 7 движений:

вниз Б - вверх Б - заглушка - вверх Б - вниз Б - вверх Б - заглушка

Блатной бой: схема, как играть

Честно говоря, про блатной бой на гитаре я узнал совсем недавно, когда начал готовить эту статью:) Суть этого боя в том, что при игре меняются басовые струны . То есть, сначала мы дергаем одну струну, потом проводим по всем струнам, а потом дергаем другую струну - и снова проводим по всем струнам.

звучит так

Дергаем Б струну > вниз указательным пальцем > дергаем другую струну (не басовую) > вниз указательным пальцем.

схема блатного боя

Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

Можно оба раза дергать басовую струну, чтобы не путаться.

Бой восьмерка: схема, как играть

Бой восьмерка состоит из восьми движений и звучит примерно так:

Конкретно этот кусочек вырезан из песни Баста "Сансара" , в этой песне используется как раз-таки бой восьмерка.

Схема боя восьмерка

Вниз - Вниз с заглушкой - Вверх - Вверх - 3 раза подряд вниз с заглушкой - Вверх

3 вида боя, которые должен знать КАЖДЫЙ гитарист видео

Что такое гитарный бой

Я обещал, что не буду использовать непонятных слов, поэтому...

Что такое бой? Бой - это цикл повторяющихся движений правой рукой около резонаторного отверстия (читай: строение гитары). Короче, грубо говоря - это то, что вы делаете правой рукой по струнам, а если поточнее - это действия, когда бьешь сразу по нескольким струнам.

Не стоит бой путать с переборами на гитаре . Перебор - это тоже цикл повторяющихся движений правой рукой, но здесь имеются в виду пальцы. То есть, повторяющиеся движения пальцами. Каждой струне соответствует свой палец. А в бое мы используем всю ладонь , и даже сжимаем ладонь в кулак и прочие движения.

Как играть бой на гитаре

Как играть бой на гитаре? Вопрос спорный и не имеет однозначного ответа. Есть много видов боев на гитаре - и все они играются по-разному. Нет таких единых движений для всех боев, каждый из них уникальный.

Есть лишь небольшой список движений по струнам, из которых обычно и составляют бой:

  • проведение большим пальцем вниз по струнам;
  • проведение большим пальцем вверх по струнам;
  • заглушка;
  • открытый удар по струнам (похож на заглушку, только без глушения).

Новичкам будет полезно ознакомиться с данным материалом для общего понимания.

Для себя я уже давно решил, что самостоятельный разбор песен - это самый быстрый и в то же время сложный путь к развитию музыкального слуха. Поэтому, стараюсь чаще отталкиваться от своего мнения и личного восприятия музыки. Без ошибок, конечно же не обойтись, но оно того стоит.

На личном опыте - набитых шишках, свежих шрамах оставшихся от общения с другими гитаристами вывел следующие 4 пункта, которые помогут внести ясность в этом интересном и полезном занятии.

Как самому разобрать песню под гитару?

1. Проверка правильной настройки гитары.

Многие скажут, что это банально, но бывает зачастую так, что самые простые и примитивные вещи незаметно уходят на второй план. Более того, от правильной настройки гитары напрямую зависит качество разбора.

2. Игра под звучащую необходимую композицию.

Пожалуй, это самый интересный и емкий пункт. И конечно же, тут все основано на качестве музыкального слуха. Результат здесь зависит только от того, на сколько часто гитарист занимается разборами песен, а где-то и от упрямства характера. Одно вытекает из другого. Некий замкнутый круг. Получается, что нужно молча брать и делать!

Как правило все музыканты настраивают свои инструменты под камертон - нота ми (E ) на фортепиано (не помню какой октавы ), собственно для этого и нужно настраивать правильно свою гитару ().

Когда она звучит в унисон с воспроизводимой через динамики композицией, то гораздо легче снять аккорды, а также подобрать более точный способ извлечения струн.

а) Находим тональность песни, перебирая под первую строчку песни. Найдя ее, можно быстрее выстроить всю цепочку аккордов композиции, т.к. любая тональность состоит из определенных аккордов. Тот, кто уже разобрал пару десятков песен, тот наверняка заметил это и без нудной теории.

Также проще услышать существующий переход () из одной тональности в другую.
Например, через разбор композиции можно научиться это слышать и в других песнях.

б) Определяем темп и ритм композиции. Ритм нужен для подбора гитарного перебора или боя. Темп - для необходимой скорости игры.

  • Как подобрать гитарный бой, перебор?

Находим сильные доли песни отбивая невидимый барабан, тем самым определяем границы ритма. И учимся находить акценты. На сильных долях они в любом случае есть, но бывают и на слабых. Отлично в этом помогают хорошо слышимые басовые партии гитары и ритм ударных (если есть).

Как говорилось выше, сначала следует определить . Для этого нужно понять под какой устный счет звучит композиция, который должен находиться между сильными долями. Но как показывает личный опыт, все постигается на практике! Я конечно объясняю все "на пальцах" - без углубленной , в которой необходимо знать и учитывать размеры (такты) и длительности ударов... Для лучшего восприятия добавил примеры песен.

Для начала возьмем такой равномерный счет: раз-два- и повтор... (если выразиться еще проще: т ум-ба -тум-ба...)

На гитаре играется либо щипком струн: бас- (3+2+1) - повтор... Например:

Можно и боем: вниз- вниз- ... (первый удар по верхним струнам - больши м пальцем, второй по нижним - указательным ). На примере:

похожий счет: раз(в акценте)-два- три(в акценте) - повтор... В роде бы те же 3 стука, но акцент на третьем дает нам ритм конного забега (ты-га-дын--ты-га-дын ...).

Подходит уже следующий бой: вниз(в акценте)-вверх(быстро)- вниз(в акценте) - повтор...

Примеры песен:

Счет: раз(в акценте)-два -три -четыре - повтор... (Точный ритм. стук под каждое движение боя: пам--па-пам--па-па-пам - повтор...)

Тут лучше всего идет бой с народным названием "шестерка"

вниз(в акценте)- глушить -вверх -вверх-глушить-вверх- ... ().

Или перебор "восьмерка": бас-3-2-3- 1-3 -2-3- . .. (за 1 стук счета - играется 2 звука перебора):

Встречается и такой: бас- 3- (2+1) -3- ... Подходящая композиция:

Под него идет еще 1 распространенный бой - "четверка":

вверх(в акценте)-вверх- глушить -вверх - -.. . Примеры песен:

А вот например эти песни:

Склоняются к такому ритму: пам--па-рам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра - повтор.... Под него нужно играть более сложным боем:

вниз--вверх-вниз--вниз-вверх-вверх--вниз-вверх-вниз-вверх-...

Похожий ритм и в песне:

Только некоторые движения боя имеют другое направление:

вниз- вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз-вверх-вниз-вверх- повтор...

может встретиться ритм еще сложнее:

пам--па-рам-пам--па-рам-пам--па-ра-ру-ра-ру-

вниз--вверх-вниз-вверх--вниз-вверх-вверх--вниз-вниз-вверх-вниз-вверх-...

Бывает так, что композиция играется в довольно быстром темпе и может показаться, что звучит под счет: раз-два- , а количество движений боя почему-то слышится больше, чем хотелось... На сам деле она идет под быстрый ритм:пам--па-пам--па-па-пам- ... и играется под бой - "шестерку" без глушения в быстром темпе... Примеры таких песен.

Аннотация: Перебор - это очень красивый и простой метод игры на гитаре. В отличие от боя, где что бы извлечь из гитары звук, нам необходимо бить по струнам, при игре переборам струны щипаются (дергаются)

Перебор – это еще один способ игры на гитаре. Отличается от он тем, что вместо того, что бы ударять по струнам их необходимо щипать (дергать).

Метод не сложен и требует лишь набитые пальцы правой руки для перебора и естественно пальцы левой, для зажатия аккордов. Давайте посмотрим, как записывается и читается перебор.

Учимся читать переборы

Переборы могут записывать несколькими способами, давайте их рассмотрим.

Первый способ записи перебора : Самым простым способом записи является запись цифр струн, которые необходимо щипать при игре .

Пример: 4-3-2-1-2-3 (часто таким перебором играются ). Давайте рассмотрим, как это играется:
Сначала вы дергаете четвертую струну (бас), после третью, следующая – вторая и конечно первая. После, мы идем вверх – дергаем вторую, а следом третью. Попробуйте сыграть данный перебор на своей гитаре.

Второй способ записи перебора : отличается от первого тем, что к перебору добавляется .

Пример: Am(4-3-2-1-2-3), Dm (5-3-2-1-2-3).

Давайте разберем, как это играется. Ставим аккорд Am и играем на нем перебор (как играется подобный перебор, Вы уже знаете по первому способу записи), после переходим на следующий аккорд (в нашем случае – это аккорд Dm) и играет на нем не много другой перебор.

Как мы видим, ничего сложного в это нет.

Так же, запись может иметь такой вид: 4-3-2+1-2+1.
Рассмотрим, как играется такой перебор. Сначала щипаем четвертую струну, после третью. Далее идет запись в виде 2+1, т. е нам необходимо щипать одновременно две струны – вторую и первую и т.д.

Уяснили? Отлично, а теперь, давайте попробуем поиграть перебором.

Учимся играть перебором – первые шаги

В первую очередь, давайте выберем перебор, по которому мы будем учиться играть. Я бы предложил Вам такой вид: 4-3-2-1, это на мой взгляд самый простой перебор, к тому же, пальцы рук привыкают к нему очень быстро.

Берем гитару, и пробуем играть (для начала, играем без аккордов). Дергаем четвертую струну, после третьи, вторую и первую. Делаем это несколько раз, дабы пальцы правой руки немного привыкли.

После совмещаем игру с аккордом. Предлагаю взять аккорд Am. Зажимаем аккорд левой рукой и играем перебор правой. Аккорд необходимо зажимать очень хорошо (звук не должен быть глухим).

Переставлять и одновременно играть боем для начала немного сложно, но посидев часок другой с гитарой, Ваши руки привыкнут, и Вы без проблем будете играть перебором!

Наиболее распространенными и доступными среди способов извлечения звуков при игре на гитаре являются бой и перебор

В первом случае звук извлекается с помощью ритмичных ударов по струнам, во втором их задевают в определенной последовательности. Для начинающих музыкантов второй способ является наиболее сложным. Но, освоив его, можно повысить уровень мастерства и расширить репертуар романсами и балладами.

Чтобы освоить технику и играть переборами, не обязательно посещать музыкальную школу, разобраться можно самостоятельно. Главное научиться читать существующие варианты записей последовательностей и воспроизводить их должным образом.

Ниже речь пойдет о том, как н ачинающим гитаристам научиться играть перебором.

Чтение и воспроизведение записанных последовательностей

В учебных пособиях редко пишут «сделайте сначала это, затем это». Какой бы урок или самоучитель вы ни открыли, вы столкнетесь с упрощенным способом записи очередности действий. Подобные схемы нужно научиться понимать.

Вариантов существует много, ниже рассмотрены четыре популярных вида записи.

Первый вариант

Самым распространенным видом считается перечень номеров струн, которые нужно играть.

Схема изображается примерно так: (бас) 3 2 1 2 3

Басовая струна как правило соответствует ноте аккорда. К примеру, для аккорда Ми минор (Em) басовая струна будет шестой (ми), для Ля минора пята струна (Am) а для аккорда Ре минор (Dm) басовой струной будет четвертая. Это самые частые сочетания.

Таким перебором исполняют армейские или лирические песни. Он простой, освоить его может каждый желающий.


Нумерация струн производится снизу-вверх по мере их расположения на гитаре. Нижняя – первая, верхняя – шестая.

Чтобы воспроизвести запись, нужно дернуть басовую струну, потом третью, вторую и первую, а затем снова вторую и третью. Эти действия выполняются разными пальцами, а не одним, иначе игра получится отрывистой и некрасивой. О том, какие пальцы следует задействовать, будет написано ниже в этой статье.

Второй вариант

Иногда последовательность струн записывается в скобках, а перед ними указывается аккорд, который нужно играть в определенный момент. Так расписывают целую гитарную партию.

Описание может выглядеть так: Am (5 4 3 2 3 4), D (4 3 2 1 2 3), E (5 4 3 2 3 4).

Последовательность выполняется таким же перебором, как и в прошлом примере. Перед каждым циклом действий для правой руки ставится указанный перед скобками аккорд.


Из схемы можно узнать, по сколько раз нужно проигрывать тот или иной аккорд.

Третий Вариант

Третий вид записи включает в себя не только номера и дефисы между ними, но и плюсы, обозначающие одновременное проигрывание двух или более струн: 4 3 2+1 3 1 3 2 3.

Игра по такой инструкции выглядит следующим образом. Берется сначала четвертая струна, затем третья. После этого одновременно нужно дернуть вторую и первую, потому что в записи между номерами стоит плюс. Далее все по обозначенному порядку: третья струна, первая, снова третья, вторая, третья.

Эта последовательность не самая простая для начинающих, она приведена здесь для примера.

В некоторых учебниках встречаются такие обозначения: 5 (23) (23).

При этом цепляется сначала пятая струна, а потом два раза вместе проигрываются вторая и третья. Об одновременности воспроизведения говорят скобки. Научиться аккомпанировать на гитаре не так уж сложно, но умение читать инструкции – это далеко не все. Пора переходить от теории к практике.

Сидеть нужно правильно

Даже самый опытный музыкант должен стараться занять удобное положение. Если сесть неправильно, будет неудобно, звук получится не чистый, спина и руки быстро устанут. Нужно позволить гитаре свободно, но надежно лежать на положенном ей месте, не зажимая ее слишком сильно.

Ученики не уделяют посадке должного внимания, в то время как правильная поза способна улучшить их технику в несколько раз.

Насколько бы простой или сложный перебор не был выбран, приступать к отработке техники нужно после того, как будут выполнены следующие требования:

  • сидеть нужно на устойчивом стуле, подходящем по своей высоте под рост музыканта;
  • выемка обечайки (изгиб гитары) должна подпираться левым коленом;
  • играть следует слегка касаясь грудью корпуса гитары в самой высокой его точке;
  • под ступней левой ноги должна находиться невысокая подставка (стопка книг или коробка высотой 15-25 сантиметров).


Если приучиться выполнять эти условия с самого начала, игра всегда будет доставлять удовольствие, а звуки будет красивым и чистым.

Постановка правой руки

Простые и сложные переборы требуют правильного расположения кисти руки. Также необходимо приучить пальцы находиться на своих местах, чтобы при необходимости каждый из них был готов сделать нужное действие.

Играть принято четырьмя пальцами: большим (p), указательным (i), средним (m) и безымянным (a).

Указанными в скобках буквами обозначают пальцы в учебниках. Это начальные литеры названий соответствующих пальцев (по-испански):

  • Pulgar (большой палец)
  • Indice (указательный палец)
  • Medio (средний палец)
  • Anular безымянный палец

Расположите пальцы на струнах в соответствии с указаниями этой схемы :

  • p – шестая струна;
  • i – третья;
  • m – вторая;
  • a – первая.


Учитесь сразу играть разными пальцами, не допуская игры одним пальцем! Это очень важно, так как от этого зависит дальнейшая техника игры, а также четкость и качество звучания. Если требуется сыграть два, три или восемь раз одну струну, то ее играют по очереди тремя пальцами (i. m. a.), чередуя их последовательность

Каждый палец должен выполнять максимально простые движения. Если он описывает неестественную траекторию, значит, рука поставлена неправильно.

Чтобы игра была точной, необходимо также привыкнуть к выполнению движений правильными суставами. При извлечении звука большим пальцем (P) должен работать только пястный сустав, кисть же должна оставаться неподвижной.

Палец поддевает струну и описывает дугообразную траекторию, возвращаясь в исходное положение. Если следующий цикл должен начаться с пятой струны, то палец P остается на ней.

Правильная игра требует расположения пальцев p и i крест-накрест, если смотреть на них сверху.


Извлекать звук можно одним из двух приемов:

  1. Apoyando (с опорой на расположенную рядом струну).
  2. Tirando (без опоры).

Извлечение звуков с помощью ногтей

Переборы звучат отчетливее и мелодичнее, если использовать для извлечения звуков края ногтей. На правой руке их не следует коротко стричь, в отличие от левой, которой берутся аккорды.

Для более яркого звучания, в дальнейшем используйте специальные медиаторы которые одеваются на пальцы (когти). Как правило они есть в любом музыкальном магазине, а их цена достаточно низкая примерно 60 рублей или 0,9 доллара за единицу. Всего Вам потребуется 4 медиатора.

Популярный простой способ звукоизвлечения с помощью ногтей описывал в своей музыкальной школе мадридский гитарист Дионисио Агуадо.

По методике знаменитого испанца нужно:

  • Захватить струну мягкой стороной фаланги;
  • Большой палец должен быть немного более выпрямлен, чем когда музыканту приходится играть обычным способом;
  • Ноготь соскальзывает на струну, извлекая звук.

Агуадо считается одним из первых, кто советовал использовать данную технику при игре на гитаре. Так звук получается более глубоким и сильным. Он становится не таким мягким, но выигрывает в контрастности и блеске.


Способ подходит для начинающих и опытных гитаристов.

Практика практика и еще раз практика

Ниже перечислены распространенные переборы и их описания. Выберите один из них, лучше тот, что проще. Простым вариантом является «шестерка». Такую последовательность легко воспроизвести на гитаре, к ней быстро привыкают пальцы.

Освоение техники должно проходить в три этапа:

  1. Оттачивание гитаристом правильной посадки, постановки запястья, техники движений правой руки. Уделите внимание каждому нюансу, старайтесь сидеть и держать гитару правильно. Как можно дольше пробуйте играть, поочередно задевая струны в выбранной последовательности. Чем дольше и чаще вы будете выполнять это упражнение, тем быстрее привыкнете делать его так, как нужно.
  2. Далее тренируется игра с одним аккордом. На этом этапе пальцы левой руки привыкают к зажиманию струн на нужных ладах. К следующему этапу можно переходить тогда, когда аккорд звучит чисто, без глухих нот.
  3. Затем нужно научиться чередовать комбинации нот, не прекращая выполнять действия правой рукой. Для такой тренировки лучше подойдут простые аккорды, например, Am, Dm, E.

Разновидности переборов