Площадь мосфильма. Необычные места и памятники. Сердце киностудии - конечно же, съемочные площадки. Во время экскурсии можно увидеть, как павильоны «Мосфильма» готовят к съемкам

Экскурсия по «Мосфильму» обычно начинается в ангаре. Там среди раритетных автомобилей много кинозвезд:

  • «Мерседес-Бенц» 1938 года выпуска, на котором Штирлиц ездил в «Семнадцати мгновений весны»
  • автобус ЗИС из фильма «Место встречи изменить нельзя»
  • велосипед Ленина, который участвовал в фильмах про Владимира Ильича
  • фаэтон «Пежо» 1913 года
  • кабриолет «Роллс-Ройс» 1913 года
  • «Руссо-Балт» 1913 года
  • «Бьюик-Эйт» 1941 года, который принадлежал императору Маньчжурии Генри Пу И
  • «Паккард» 1937 года, который служил советской номенклатуре.

Некоторые автомобили из коллекции «Мосфильма» существуют в России в единственном экземпляре. Но все они на ходу и готовы к съемкам. А некоторые автомобили имеют длинный список ролей. Например, одну и ту же «Волгу» зрители могли видеть в фильмах «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе» и «Бриллиантовая рука». Когда придет время, ее перекрасят и вновь отправят на съемочную площадку.

На «Мосфильме» также можно увидеть грузовики, автобусы и военную технику времен Первой и Второй Мировых войн. И даже самолет, который в советском фильме-катастрофе «Экипаж» развалился на части, сохранился в музее. На самом деле это небольшой игрушечный самолет. Но в кино этого не вино, также как незаметно и то, что лаву вулкана в «Экипаже» сделали из подкрашенного теста.

Коллекция костюмов и декораций в музее «Мосфильма» также необычна.

Например, фонтан из старого Копенгагена создали для фильма Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». И хотя это пластиковый муляж, посетители кидают туда монетки. Очень характерны костюмы из фильма Карена Шахназарова «Яды или Всемирная история отравлений». Также в музее можно увидеть муляж туши огромного быка, в чье разрезанное чрево, по сюжету, лекари уложили отравленного Чезаре Борджиа.

Здесь же платье Элен из фильма «Война и мир» Сергея Бондарчука, сказочные костюмы из «Сказки о царе Салтане» Александра Птушко, царский костюм из картины Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», доспехи рыцарей из киноленты «Александр Невский» и еще много костюмов, создающих образы на экране.

Многим будет знакома старинная почтовая карета из фильма «Гардемарины, вперед!». На съемках ее сильно потрепали, поэтому мастерам «Мосфильма» пришлось делать новую. Рядом - карета из сериала «Институт благородных девиц».

А в гримерном цехе можно узнать, как мастера «Мосфильма» до неузнаваемости изменяют внешность актеров, имитируют ранения и даже «старят» героя на протяжении фильма. Здесь на полках разложены уши, носы, подбородки, маски чудовищ, отрубленные человеческие головы с выпученными глазами и конечности с торчащими костями. Также в коллекции хранятся слепки лиц известных киноактеров.

Сердце киностудии - конечно же, съемочные площадки. Во время экскурсии можно увидеть, как павильоны «Мосфильма» готовят к съемкам.

Наиболее интересный объект - 3 натурных площадки под открытым небом. Это огромные декорации, где может вырасти целый город. Например, на «Мосфильме» создали Галерад из фильма «Волкодав из рода серых псов». Дерево для его строительства собирали по всем окрестным деревням. Но это муляж, где зайти можно было только в 2 здания. Остальные были закрытыми или состояли из 1-2 фальш-стен.

Наиболее популярная съемочная площадка «Мосфильма» - декорация «Старая Москва». Ей уже более 10 лет. Она была Берлином, Парижем, Брюсселем, Копенгагеном - для этого перекрашивали дома и меняли вывески, лишь иногда достраивали новые декорации. В «Старой Москве» снимали «Институт благородных девиц», «Андерсена» и еще сотню фильмов. Сделаны декорации из пластика, папье-маше и дерева. То есть конструкции очень легкие, и в ветреную погоду можно увидеть, как на колокольне раскачиваются колокола. Здания также необитаемы - несколько фальш-стен и полное отсутствие отделки.

Если площадка несколько месяцев будет невостребованной, то декорации демонтируют и заменят новыми. Но пока «Старую Москву» активно снимают и в кино, и музыкальных клипах.

Во время экскурсии можно увидеть и другие достопримечательности «Мосфильма»: памятник Василию Шукшину, памятник Сергею Бондарчуку, скульптуру «Девушка с хлопушкой», скульптуру «Неизвестный оператор», памятник работникам киностудии, погибшим в Великую Отечественную войну, площадь Леонида Гайдая.

Киноконцерн «Мосфильм» - одна из крупнейших киностудий Европы. Тут производят почти всю отечественную кино-, теле- и видеопродукцию.

Например, почти все сериалы телеканала СТС снимают в его павильонах, а новогодние «голубые огоньки» перекочевали сюда с Шаболовки еще много лет назад.

Днем рождения «Мосфильма» принято считать 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первого полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь». Киностудию создали на базе двух национализированных кинофабрик А.А. Ханжонкова и И.Н. Ермольева в ноябре 1923 года. Тогда же решили строить киногородок. Здания кинофабрики заложили 20 ноября 1927 года на Ленинских горах. Тогда там стояли деревенские домики с садами и огородами. А 9 февраля 1931 года на их месте открылась кинофабрика «Союзкино».

Название «Мосфильм» киностудия получила в 1935 году, а в 1947 ее эмблемой стала скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. Впервые она появилась в качестве экранной марки «Мосфильма» в художественном фильме «Весна» Григория Александрова.

Говорят, что... ...в фильме «Яды или Всемирная история отравлений» снимали настоящего быка. При этом наверху сидели снайперы, чтобы в экстренной ситуации усыпить животное, но это не понадобилось.
...когда Леонид Гайдай пригласил юную актрису Наталью Селезневу на съемки в «Операция Ы и другие приключения Шурика», возникла проблема со съемками сцены, где при подготовке к экзамену по физике актрисе предстояло раздеться до купальника. Режиссер сказал, что в кадре актрисе нужно будет раздеться.
- Но у вас, возможно, не очень хорошая фигура, - как бы засомневавшись, добавил он.
- Как это не очень хорошая! - возмутилась Селезнева и одним движением скинула с себя платье.
Проблема была решена.

24 января 1924 года – день рождения Мосфильма
На месте современной Мосфильмовской улицы издревле находилось село Троицкое-Голенищево, находившегося тогда за пределами городской территории.К началу XX века Троицкое-Голенищево было самым крупным селением в округе – в нем значился 771 житель. В конце 20-х годов XX века с юго-восточной стороны села начали возводить кинофабрику, советский Голливуд. По элегантному замыслу строителей московская кинофабрика воздвигалась с таким расчетом, чтобы до нее было как можно труднее добраться.
Днем рождения Мосфильма считается 24 января 1924 года - в этот день состоялась премьера фильма Б.Михина "На крыльях ввысь". Это была первая картина, снятая на базе киноателье Ханжонкова и Ермольева, результатом объединения которых и стал Мосфильм.
Название "Мосфильм" появилось только в 1936 году, а до этого киностудию неоднократно переименовывали - "Совкино", "Союзкино", "Росфильм", "Союзфильм" и даже "Москинокомбинат".
В 1947 году в фильме режиссера Александрова «Весна» над словом Мосфильм появилась скульптура «Рабочий и колхозница» на фоне Спасской башни, с тех пор это неотъемлемый символ московской киностудии.
Киностудия занимает довольно большую территорию - 34,5га, являясь одной из крупнейших киностудий Европы. Здесь выстроен целый "ретро-город", в котором происходили и происходят съемки различных исторических фильмов.
На территории Мосфильма расположено несколько интересных памятников: оператору с кинокамерой, В.М.Шукшину, "Девушке с хлопушкой", в небольшом скверике в траве притаился крокодил, тут же недалеко - Царевна-лягушка, а на валуне греется ящерица.
В период Великой Отечественной войны студию эвакуировали в Алма-Ату. Из тысячи работников студии, отправившихся на фронт, 146 не вернулись. Всего на Мосфильме более чем за 90 лет снято более 1700 картин, то есть примерно каждая 6-ая лента отечественного производства.
Кроме отечественных, на Мосфильме в разные годы снимали свои картины многие зарубежные режиссеры - например, Джузеппе Де Сантис, Витторио Де Сика, Акира Куросава.
Из четырех отечественных фильмов, удостоившихся премии "Оскар", три были сняты на Мосфильме: "Война и мир", "Дерсу Узала", "Москва слезам не верит". Также там были созданы и две наших картины, получивших "Золотого медведя" на Берлинском кинофестивале: "Восхождение" и "Тема". Здесь же был снят единственный советский фильм, награжденный "Золотой пальмовой ветвью" в Каннах – "Летят журавли". Кроме того, первый из четырех отечественных победителей кинофестиваля в Венеции - "Иваново детство", - тоже сделан на Мосфильме.
Я посетила экскурсию на Мосфильм, которая включает в себя обзор съемочных студий и павильонов, музей ретро-автомобилей, посещение гримерного цеха и осмотр различных экспонатов. Она мне очень понравилась, советую всем посетить её.

Источники

1.https://yandex.ru/images/search?p=3&text=%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F&img_url=https%3A%2F%2Fimg08.rl0.ru%2Fa364b7b99fc07751ba631dcc3cc3404b%2Fc1024x768q51%2Frimg08.rl0.ru%2Fob%2F9e%2Fef%2F9eefcde395ebc6412d98d4deb7f26e5f_large.jpg&pos=94&rpt=simage 2.http://www.pro-n.ru/articles/448.html 3. http://www.novostroy-m.ru/statyi/starostroy_m_fabrika_grez_i 4. http://abos.ru/?p=27565 5. http://www.yourmoscow.ru/city/street/mosfilmovskay_street 6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%81%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B0

01. Основание

Днем рождения «Мосфильма» принято считать 24 января 1924 года, поскольку в этот день состоялась премьера фильма Бориса Михина «На крыльях ввысь». Это была первая картина, снятая на базе киноателье Ханжонкова и Ермольева, результатом объединения которых и был «Мосфильм».

02. Названия
До того, как в 1936 году за киностудией окончательно закрепилось название «Мосфильм», ее неоднократно переименовывали. Студию называли «Совкино», «Союзкино», «Росфильм», «Союзфильм» и даже «Москинокомбинат».

03. Война
В период Великой Отечественной войны «Мосфильм» был эвакуирован в Алма-Ату. Из тысячи работников студии, отправившихся на фронт, 146 не вернулись.

04. Символ «Мосфильма»

Всем известный символ «Мосфильма», скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», в качестве заставки впервые появилась в картине «Весна» 1947 года. При этом использовалась не оригинальная скульптура, а ее метровая копия.

05. Директора «Мосфильма»

В разные годы среди директоров «Мосфильма» были такие режиссеры как Михаил Калатозов, Иван Пырьев, Владимир Досталь и ныне управляющий студией Карен Шахназаров.

06. Фильмы
Всего на «Мосфильме» за 90 лет снято более 1700 картин, то есть примерно каждая 6-ая лента отечественного производства.

07. Режиссеры

Именно на «Мосфильме» свои лучшие фильмы сняли такие режиссеры как Сергей Эйзенштейн, Григорий Александров, Михаил Ромм, Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Андрей Кончаловский, Элем Климов, Марлен Хуциев, Эльдар Рязанов, Леонид Гайдай, Георгий Данелия, Александр Митта, Сергей Соловьев, Владимир Меньшов и многие другие.

08. Иностранцы

Среди зарубежных режиссеров, в разные годы снимавших свои картины на «Мосфильме», были Джузеппе Де Сантис, Витторио Де Сика и Акира Куросава.

09. Награды

Из четырех отечественных фильмов, удостоившихся премии «Оскар», три были сняты «Мосфильмом»: «Война и мир», «Дерсу Узала» и «Москва слезам не верит». Также именно на «Мосфильме» были созданы две наших картины, получивших «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля: «Восхождение» и «Тема». Здесь же был снят единственный советский фильм, награжденный «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля - «Летят журавли». Кроме того, первый из четырех отечественных победителей кинофестиваля в Венеции, фильм «Иваново детство», тоже произведен на «Мосфильме».

10. Киногород

«Мосфильм» является одной из крупнейших киностудий Европы. Всего он занимает территорию в 34,5 га, на которой расположено 15 павильонов.

Киностудия (или, по-современному - киноконцерн) "Мосфильм" – крупнейшая производственный кинокомплекс в Европе. На сегодняшний день это единственная киностудия в России, которая полностью соответствует мировым стандартам и осуществляет полный цикл производства: от написания сценария, постройки декораций, пошива костюмов, до съёмки, монтажа, озвучивания и т.д. Площадь киностудии 34,5 гектар. На территории расположено 15 съёмочных павильонов, тон-студия, яблоневый сад, двухуровневые пруды, лесопарк, музей, комплекс открытых натурных декораций "Старая Москва", гостиница и... много чего ещё.

Днём рождения "Мосфильма" считается 30 января 1924 года, когда состоялась премьера первого полнометражного немого фильма «На крыльях ввысь» режиссёра Бориса Михина. Сегодня Киноконцерн «Мосфильм» - это федеральное государственное унитарное предприятие. По словам генерального директора Карена Шахназарова, предприятие не получает никаких бюджетных средств, его реконструкция и модернизация производились на собственные деньги. Оно платит приличные налоги. В частности, за прошлый 2013 год киноконцерн заплатил налогов на триста миллионов рублей. Здесь работает более 1200 человек, а производственная мощность студии - более ста картин в год. За всю историю существования на "Мосфильме" было создано около полутора тысяч (!) полнометражных фильмов.


"Мосфильм" был создан на базе двух национализированных кинофабрик А. А. Ханжонкова и И. Н. Ермольева в ноябре 1923 года, когда на вновь созданном предприятии началась работа над фильмом режиссёра Бориса Михина «На крыльях ввысь», вышедшем на экраны Советского Союза 30 января 1924 года. Именно эта дата официально считается датой рождения киностудии «Мосфильм». Первоначально киностудия называлась «Москинокомбинат». Своё нынешнее название она получила в 1935 году. Эмблемой киностудии «Мосфильм» является скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной, появившаяся в 1947 году в качестве экранной марки «Мосфильма» в художественном фильме «Весна» режиссёра Григория Александрова.

1. Адрес "Мосфильма", как не сложно догадаться - ул. Мосфильмовская, дом 1. А аккурат напротив ныне возвышается футуристичный "Дом на Мосфильмовской". Перед главным входом на киностудию красуется эмблема, выполненная знаменитым шрифтом.

2. Первое здание, которое видишь, попав внутрь - административное. Кстати, большинство строений окрашено в такой вот песочный цвет.

3.

4.

5. Территория "Мосфильма огромна, это как бы город в городе со своими улицами и правилами дорожного движения. Видите, сколько знаков "остановка запрещена". Киностудия следует последней московской моде. Интересно, здесь так же интенсивно эвакуируют автомобили?

6.

7. Какие-то ангары.

8. Настенное творчество.

9.

10. И мойка и шиномонтаж - всё здесь есть.

11.

12. Дом на Мосфильмовской виден отовсюду.

13.

14. А в недрах этого, похожего на крематорий здания, располагается знаменитая тон-студия, а точнее, комплекс из более чем десятка студий, включая оркестровую. Здесь производится запись музыки, озвучание и прочее-прочее.

15. Кирпич и просто камень.

16. Курить на "Мосфильме" можно только в специально отведённых местах.

17. Заглянем внутрь.

18.

19. Внутри сложная коридорная система и впервые попавший сюда человек, несмотря на обилие указателей, может легко заблудиться.

20.

21.

22.

23. Один из съёмочных павильонов занят декорациями храма.

24. Монтаж и демонтаж конструкций осуществляется специальными кранами, расположенными сверху.

25.

26.

27.

28. Кто-то снимает клип.

29. Здесь даже прачечная есть. А может и не одна.

30. Слепки лиц актёров для нанесения пластического грима.

31.

32. Парики.

33. Отдельно на территории "Мосфильма" находится площадка натурных исторических съёмок "Москва, XIX век", созданная когда-то специально для фильма Шахназарова "Всадник по имени Смерть".

34. В этом историческом оазисе все дома сооружены из фанеры, а сверху покрыты гипсом. При этом внутри они пустые и держатся на каркасе из строительных лесов.

35. Здесь снимали фильмы «Статский советник», «Бедная Настя», «Гибель Империи», «Господа офицеры», «Доктор Живаго», «Азазель» и многие другие.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47. Немного мосфильмовского музея. Интересен он прежде всего своим автопарком. Каждый из представленных здесь автомобилей снимался в каком-нибудь фильме, а зачастую, в нескольких. Вот, например, сталинский ЗиС-110.

48. ЗиМ.

49. "Волга" из фильма "Берегись автомобиля".

50. А это та самая инвалидка троицы Никулин-Моргунов-Вицин. "Не шуми! Я инвалид!" помните?

51. Опель 1934 года издания. Кстати, все машины на ходу, хоть сейчас на съёмки.

52. Огромный "Роллс-Ройс".

53. Узнали? Автобус бригады Глеба Жеглова.

Кинопроизводство в России
Кинопроизводство в России появилось практически сразу после изобретения кинематографа (первые фильмы братьев Люмьер вышли на экран в Париже в 1895 году, Россия же познакомилась с кинематографом уже в 1896 году, и в том же году был снят первый российский фильм). Синематограф, как тогда называли кино, очень нравился царю Николаю II, и благодаря его протекции новинка получила в России быстрое распространение.
Уже в первые десятилетия ХХ века в России работало несколько киноателье, среди которых самыми известными были ателье Александра Ханжонкова и Иосифа Ермольева.

«Развитие собственного производства картин поглотило все мое внимание, все помыслы, мечты и думы. Я купил на Житной улице участок земли, со старыми домишками, которые можно было расценивать только как строительный материал. На этот участок я перенес ателье из Крылатского, чтобы отныне работать круглый год. Работы начались весной, велись усиленным темпом и в июне 1912 года были уже закончены», так вспоминал о начале своей работы Ханжонков. Именно его ателье на Житной (площадью всего 400 кв.м) и стало впоследствии основой будущего Мосфильма.

После революции, правительство Советской России быстро оценило роль кино как мощного орудия пропаганды, и в 1919 году специальным указом национализировало все существовавшие киноателье. В 1923 году после национализации и капитального ремонта киноателье Ханжонкова превратилось в Первую фабрику Госкино. Другая, фабрика - Третья, разместилась в бывшем ателье Ермольева в Брянском переулке, недалеко от Киевского вокзала. Их объединение в 1923 году положило основу будущему «Мосфильму». В ноябре 1923 года работа на новом предприятии началась со съемок фильма режиссера Бориса Михина «На крыльях ввысь». На экраны фильм вышел в январе 1924 года. С этого времени студия начала работать как сложившийся творческий коллектив и именно эту дату и считают сегодня днем рождением студии.

«Я пришел туда в 1924 году, - вспоминал известный режиссер Мосфильма Абрам Матвеевич Роом. - Все только еще складывалось. Это было деревянное здание, очень наивное, очень старинное - не в музейном смысле, а просто старое. В нем было тесновато, не всегда удобно, но уютно. Без приглашений, без зарплаты, как на работу, приходили Бабель, Шкловский. Асеев, Брик, брались за все, помогали делать надписи, делились идеями, критиковали беззастенчиво. Это был наш дом на Житной; названия менялись каждые два года, а мы все звали его просто «Житная», и долгие годы потом вспоминали этот неповторимый аромат начала, юности искусства. Мы были молоды. И молодо было само искусство кино, которому все на Житной отдавали себя целиком, не заботясь о времени. Аппаратура еле дышала, не было транспорта, но именно там, на Житной, сделаны фильмы, послужившие основой для нашего кино. Мы все очень дружили. Ругались, спорили, ссорились даже, но дружили. Маленький просмотровый зал был поделен ситцевой занавеской на две части, в одной половине я монтировал «Бухту смерти», за занавеской работал Эйзенштейн. Время от времени мы отбрасывали занавеску и смотрели друг на друга, что получается. Споры при этом начинались невообразимые.

Механики, лаборанты принимали во всем этом горячее участие. Мы приходили в тесную лабораторию, проявщик доставал из воды раму с мокрой пленкой, волнуясь не меньше нас. Все было кустарно, все делалось руками, и, может быть, поэтому в старых картинах я до сих пор ощущаю теплоту этих рук.

Идеи рождались незапланированно, приходили из жизни, может быть, потому, что маленькая студия не была в этой жизни обособленным островком. Токи времени пронизывали ее, словно лучи Рентгена, и в ответ на вопросы, которые задавало время, приходили фильмы...».

В середине 20-х, наряду со знаменитым «Броненосцем «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, впервые прозвучали имена режиссеров Фабрики Госкино, ставших вскоре широко известными, - Льва Кулешова, Абрама Роома, Всеволода Пудовкина.

Кино стало самым действенным подтверждением новой жизни Советской России. Но производить фильмы становилось все труднее. «Крошечное ателье на Житной улице, своими стеклянными боками с фиолетовыми занавесками скорее походило на старое фотоателье», - вспоминал Эйзенштейн. При этом многие работы по выпуску фильма производились в других местах – печать пленок, пошив костюмов и другое – осуществлялись в разных районах Москвы.

Новые горизонты требовали нового размаха

И тогда было принято решение о строительстве не просто новой студии, но принципиально нового киногорода, где будут собраны все этапы кинопроизводства, чтобы все необходимые работы производить без потери времени, где удобно, компактно и целесообразно должны были разместиться все службы, и было бы возможно подготовить все необходимое для съемки - осуществить постановку кинокартины, провести монтажные и тонировочные работы, проявку и печать пленки, вплоть до выпуска тиража фильма в прокат. Такого Европа еще не знала. В некотором смысле аналогом такого киногорода был Голливуд, с которым познакомились молодые режиссеры Эйзенштейн, Александров и оператор Тиссэ во время поездки в США в 20-е годы.

Неоспоримое преимущество такого принципа сделало проект застройки Мосфильма образцом для архитектурных проектов других киностудий СССР. Этот же принцип отличает Мосфильм до сих пор – внедрение новейших разработок по всех неразрывной технологической цепочке прочно удерживают за нашей студией место передового предприятия российской киноиндустрии.
20 ноября 1927 года на Ленинских горах (близ хутора Потылиха) состоялась торжественная закладка новой кинофабрики. На пригласительном билете было подробно описано, как проехать и пройти к месту, где спустя несколько лет поднимутся корпуса киностудии «Мосфильм». Там заканчивался город и начиналось деревенское Подмосковье - с маленькими деревянными домиками, садами и огородами. На Воробьевых горах еще стоял летний павильон, куда москвичи приезжали отдыхать в выходные дни и пить чай из самовара, любуясь деревенскими околицами Лужников, за которыми от заставы к заставе зажигались в синей вечерней мгле электрические огни...

К концу января 1931 года в далеко еще не полностью отстроенное здание началось переселение Первой и Третьей кинофабрик «Союзкино». 9 февраля 1931 года состоялось торжественное открытие новой кинофабрики. Уже в марте она была объединена с Московской звуковой фабрикой на Лесной улице и получила название Московская объединенная фабрика «Союзкино» имени Десятилетия Октября.

Несмотря на то, что фабрика в это время представляла лишь на одну треть построенную и на две трети строящуюся громаду, в которой, казалось, не могло быть и речи о каких бы то ни было съемках, работа здесь началась сразу же.

Однако кинопроизводству пришлось столкнуться с неожиданной проблемой - кино становилось звуковым, но проект, по которому строился «Мосфильм», был разработанн еще в 20-е годы, когда фильмы были еще немыми. Поэтому построенные павильоны не были приспособлены для синхронных со звуком съемок, и производство звуковых картин в этих условиях стоило работникам студии немало труда. Серьезные работы по акустической отделке и звукоизоляции первый четырех съемочных павильонов удалось осуществить только после войны.

Уже в первые десятилетия были сняты фильмы, которые мы с удовольствием смотрим и до сих пор. Вслед за «Веселыми ребятами» Григорий Александров выпустил такие замечательные комедии как «Цирк», «Волга-Волга», в которых блистала всенародно любимая актриса Любовь Орлова. В эти же годы Иван Пырьев снимал комедии «Трактористы» и «Свинарка и пастух», в которых главные роли исполняла другая звезда советского экрана 30-х годов - Марина Ладынина. В фильме Константина Юдина «Девушка с характером» зрителей покорила Валентина Серова, а блистательной ролью Фаины Раневской в картине Татьяны Лукашевич «Подкидыш» мы восхищаемся и сегодня.
Все изменила война
В сентябре 1941 года, когда немцы наступали в сторону Москвы, все киностудии по решению правительства были эвакуированы на восток в Алма-Ату. 950 сотрудников Мосфильма, отказавшись от брони, ушли добровольцами в дивизии народного ополчения и в Особую 3-ю Московскую Коммунистическую стрелковую дивизию. 685 работников студии были награждены орденами и медалями, 146 мосфильмовцев не вернулись с фронта…

В зданиях на Воробьевых горах остался работать лишь один цех специального назначения, в котором группа мастеров, инженеров и сотня подростков выполняли военные заказы - изготавливали детали реактивных снарядов и десантных лодок.

В конце 1941 года на базе местной Алма-Атинской студии художественных фильмов и эвакуированных «Мосфильма» и «Ленфильма» - возникла Центральная Объединенная Киностудия художественных фильмов (ЦОКС). В трудных условиях было быстро налажено производство фильмов - вместо павильонов использовался цирк «шапито», под его громадным куполом размещались крупные макеты и фоны, картины снимались в плохо приспособленных помещениях, при острой нехватке актеров, технических работников, в условиях жесточайшего дефицита пленки, аппаратуры и т. д.

В этот период встал вопрос, что делать с незаконченными фильмами, начатыми еще в мирное время - как например «Свинарка и пастух». Режиссер Иван Пырьев вспоминал: «Я решил, что продолжать съемки нашего сугубо мирного фильма нет никакого смысла. Многие члены нашей съемочной группы подали заявления о вступлении в ряды армии, получил повестку явиться в военкомат и я. Поставив об этом в известность директора студии, я на другой день утром уже был на сборном пункте. Однако, когда нас, «запасных», осмотрели, зарегистрировали и построили, чтобы отвести в казармы, во двор въехала легковая машина студии... меня тут же «извлекли» из строя, посадили в машину и увезли обратно. Оказывается, было получено указание съемки «Свинарки» во что бы то ни стало продолжить, а меня на время съемок забронировать. Четыре месяца, в период вражеских налетов на Москву, мы снимали наш фильм... 12 октября мы сдали «Свинарку» руководству Комитета, а 14-го срочно вместе со студией вынуждены были эвакуироваться в Казахстан».

В тяжелейших фронтовых условиях людям гораздо больше, чем в мирное время требовался отдых. Именно поэтому во время войны кинопроизводство было приравнено к военному – несмотря ни на что в эти годы продолжали сниматься искрометные комедии или фильмы, поддерживающие общий боевой дух, а многие популярные актеры выезжали на фронт в составе особых фронтовых бригад.

Уже в конце 1942 года, как только стало возможно, было приняло решение о восстановлении киностудии «Мосфильм». Необходимо было возобновить работу всех производственно-технических и подсобных цехов, и из Алма-Аты стали возвращаться творческие работники и инженерно-технический персонал. На студию командировались демобилизованные из армии после ранений старые работники. Кроме того, на Мосфильме было организовано небольшое художественно-ремесленное училище для подготовки новых кадров. И уже к концу 1943 года все основные цеха студии работали с полной загрузкой. Всего за военные годы на «Мосфильме» было создано около двадцати полнометражных картин, в том числе и знаменитые картины «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна, «Нашествие» Абрама Роома и др.

На центральной площади "Мосфильма" перед Главным корпусом к 20-летию Победы был открыт обелиск в память погибших работников студии. Отсюда они ушли на защиту Москвы и 146 человек отдали свою жизнь за свободу Родины. В майские дни здесь ежегодно проходят торжественные митинги, где чествуют ветеранов Великой Отечественной войны. Рядом расположен монумент – специально сделанный для съемок картины «Оптимистическая трагедия», он навсегда остался стоять на площади как символ несокрушимого мужества.

Несмотря на трудные годы войны кинопроизводство продолжало развиваться, и в в 1944 году на специально созданной на студии аппаратуре был снят один из первых цветных фильмов – «Иван Никулин – русский матрос» (реж. И.Савченко). А уже в 1946 году картина режиссера Александра Птушко «Каменный цветок» получила Международную премию на Каннском фестивале за лучшее использование цвета.

В это время на студии работали такие мастера как Александр Довженко, Иван Пырьев, Юлий Райзман, Сергей Юткевич, Борис Барнет, Лео Арнштам, Александр Птушко, Александр Зархи, Михаил Калатозов и другие. Несмотря на то, что в первое послевоенное десятилетие, как и в годы войны Мосфильм, как и весь советский кинематограф, не имел притока молодой режиссуры, ситуация резко изменилась в середине 50-х и начале 60-х, ставших эпохой открытия новых талантов. В эти годы Григорий Чухрай покорил зрителей фильмами «Сорок первый» и «Баллада о солдате», Сергей Бондарчук на первом Московском кинофестивале получил награду за фильм «Судьба человека», «Летят журавли» Михаила Калатозова были удостоены Золотой пальмовой ветви на XI Международном кинофестивале в Канне, Эльдар Рязанов стал популярен после фильмов «Карнавальная ночь» и «Берегись автомобиля», Георгий Данелия и Игорь Таланкин выпустили свою первую картину «Сережа».

60-е годы привнесли еще больше новых режиссерских имен: Тарковский снял «Иваново детство» и по новому посмотрел на русскую историю в «Андрее Рублеве», Андрон Михалков-Кончаловский обратился к внутренним проблемам русской деревни в «Асином счастье», Элем Климов выпустил блистательную картину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Марлен Хуциев снял ставший хрестоматийном «Июльский дождь», Владимир Мотыль практически создал новый жанр отечественного «истерна» фильмом «Белое солнце пустыни», Леонид Гайдай покорил миллионы зрителей знаменитыми комедиями «Кавказская пленница» и «Операция «Ы», а Сергей Бондарчук - эпопеей «Война и мир» - одной из самых сложных в постановочном отношении картин в мировом киноискусстве. В эти годы на студии работали Александр Алов и Владимир Наумов, Лариса Шепитько, Владимир Басов, Юрий Озеров, Александр Митта, Ролан Быков и многие другие. Одновременно с молодыми режиссерами продолжали успешно работать мастера старшего поколения - Михаил Ромм снял «Девять дней одного года», Александр Зархи - «Высоту».
В 60-е годы на «Мосфильме» было создано первое в стране телевизионное объединение, где появилось ставшее популярным многосерийное кино. Именно здесь в в 60-80 годы снимались многие известные телефильмы, такие как «Вызываем огонь на себя» и «Операция «Трест» режиссера Сергея Колосова, «Адъютант его превосходительства» Евгения Ташкова, «Маленькие трагедии» Михаила Швейцера, «Михайло Ломоносов» Александра Прошкина.

В 70-е годы Мосфильм был прославлен картинами «Ирония судьбы или С легким паром!» и «Служебный роман» Эльдара Рязанова, «Калина красная» Василия Шукшина, «Сто дней после детства» Сергея Соловьева, «Бег» Александра Алова и Владимира Наумова, «Свой среди чужих, чужой среди своих» Никиты Михалкова и многие другие.

Каждое последующее десятилетие на студии появлялись новые замечательные картины - «Остановился поезд» Вадима Абдрашитова, «Иди и смотри» Элема Климова, «Мы из джаза» и «Курьер» Карена Шахназарова, «Чучело» Ролана Быкова, «Осенний марафон» и «Кин-дза-дза!» Георгия Данелии, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова. В сложное перестроечное время студия смогла пережить хаос и всеобщую разруху, здесь все так же продолжали снимать фильмы, самые значительные из которых «Гардемарины» Светланы Дружининой, «Ширли-Мырли» Владимира Меньшова, «Звезда» Николая Лебедева и др.

На протяжении многих лет на технической базе студии велись крупные научно-исследовательские и экспериментально-производственные работы, в результате которых в отечественное кинопоризводство были внедрены новые технологии и образцы новой техники, студия имеет большое количество зарегистрированных патентов на серьезные изобретения. Успехи, достигнутые киностудией, способствовали тому, что и новинки широко внедрялись и на других студиях нашей страны. Сегодня Киноконцерн Мосфильм после серьезной модернизации, так же как и всегда, открыт для творческого сотрудничества, прочно удерживая место ведущего кинопредприятия России.