Преображающая сила музыки: чем мозг музыкантов отличается от обычного. Музыкант - это кто? Тонкости и особенности профессии Музыкант - это кто

В мае минским уличным музыкантам предоставят 12 официальных площадок для выступлений в подземных переходах в рамках проекта «Музыкальная карта Минска». Мы решили спросить у профессиональных музыкантов, что они думают об уличной музыке и музыкантах.

АННА
скрипачка

Я начала заниматься музыкой очень рано. Мама тоже скрипачка - она была моей первой учительницей. В пять лет я уже выступала на сцене. Потом училась в Могилеве, а потом уехала в Питер, где oкончила консерваторию. А сейчас я решила поменять свою жизнь и переехала жить в Европу. Здесь я живу и занимаюсь музыкой.

К уличным музыкантам я отношусь хорошо, особенно если это профессионалы. Конечно, есть разные исполнители, кто-то настоящий мастер своего дела и не важно, где он играет, а кто-то просто пытается подзаработать. Хотя это в любом случае не вызывает у меня негатива.

Я слышала, что даже консерватория устраивает иногда небольшие концерты в переходах. Я, правда, не знаю, с чем это связано - возможно, так они продвигают музыку, а может, просто нет возможности выступлений на сцене для всех студентов. Чем больше ты играешь на публике, чем больше взаимодействуешь со слушателями, тем лучше. Для некоторых музыкантов это большая проблема, и любые выступления на публике помогают им развиваться.

Иногда говорят, что профессиональным музыкантам вредно играть на улице, и это действительно так, но только когда на улице холодно - можно испортить руки. Потому что перепад температуры не очень хорошо влияет на способность играть. И иногда это бывает опасно: инструмент могут украсть, а у всех они разные - у кого-то очень дорогие. Еще важно, в какую пору года ты выступаешь на улице. У меня вот, например, деревянная скрипка, и мне ее жалко - от сырой погоды она может испортиться.

Но мне все равно кажется, что уличные музыканты привносят что-то хорошее. Даже если ты занят своими делами, куда-то бежишь и слышишь знакомую мелодию, на какую-то минутку ты все равно останавливаешься, отвлекаешься, вспоминаешь что-то хорошее.

Для молодых развивающихся музыкантов уличные выступления вообще спасение - они мало где могут получить такой отклик, как от людей на улице. Для них это какой-то толчок вперед, какая-то площадка для исполнения.

Говорят, что в Европе для уличных музыкантов больше пространства и уличная музыка больше развита, но это не всегда так. Например, в Германии нужно получить лицензию на место для игры, там за этим строго следят. Просто так ты не придешь в переход и не начнешь там играть.

Когда я была маленькая, то сама часто ездила в Европу с разными музыкантами, которые сейчас очень знамениты, - у нас были маленькие площадки прямо на улице. Мы играли только в хорошую погоду, и это было очень здорово. Ты получаешь большой заряд эмоций от проходящих людей, все останавливаются, слушают, аплодируют. В более взрослом возрасте мне уже не приходилось играть на улице, я выступаю только с оркестрами или сольно в залах. Но это был очень полезный опыт.

ЮРИЙ
контрабас, бас-гитара

Музыкой я занимаюсь с шести лет. Родители отдали меня на фортепиано, но у меня были недопонимания с преподавателем, и я начал заниматься фортепиано на дому. Потом как-то в одночасье все забросил, но начал увлекаться рок-музыкой - отец предложил мне опять поступить в музыкальную школу, но уже по классу гитары. Я пришел, сдал экзамены, а меня взяли на контрабас. Но преподаватель у меня был интересный - он сам гитарист, бас-гитарист и контрабасист, поэтому обучал меня игре на этих трех инструментах. После музыкальной школы я поступил в колледж и начал играть в разных группах. А потом поступил в Институт культуры на джазовое отделение по классу бас-гитары - и вот до сих пор занимаюсь музыкой, играю сольно и в разных группах.

Мне кажется, что наши музыканты еще далеки от уличной музыки. В Европе на улице играют музыканты высокого уровня, которые показывают свое мастерство, а у нас такое нечасто встречается. Хотя иногда я слышу в переходах действительно профессиональных музыкантов. Но в основном в переходах у нас играют на гитаре плохо поющие подростки - и еще хотят, чтобы за это им платили. Людям, наверное, не хватает внимания, и они хотят кому-то что-то показать. Но этим сейчас можно заниматься в интернете.

Если бы все уличные музыканты у нас были хорошие, то я был бы очень рад и с удовольствием слушал бы их. Почему бы нет, если ты идешь по улице в жаркую погоду и какие-нибудь музыканты играют регги, а рядом кто-то играет скейт-панк, а кто-нибудь еще - альтернативную музыку? По-моему, это весело. Вообще, не важен стиль, если музыка качественная. На площади Победы часто играют ребята из консерватории, их приятно послушать. Или летом в Верхнем городе тоже играют хорошие музыканты.

Насчет того, что профессиональным музыкантам нельзя играть в переходах, - по-моему, это глупости. Да, может быть проблематично после акустического звучания в переходе привыкнуть к звуку в каком-нибудь другом месте. Но в какой зал ни приходишь, тебе все равно надо привыкнуть к звуку, он везде разный. Для этого и существуют саундчеки, чтобы музыкант привык к новому звучанию. Но чтобы музыкант поиграл недельку в переходе, а потом пришел в филармонию и у него нарушился слух - такого не бывает.

Единственное, если ты зимой играешь в переходе, это влияет на сухожилия. Не знаю, как это возможно, но говорят, что можно потянуть или повредить сухожилия, и потом сложнее будет играть.

С инструментом тоже вряд ли что-то произойдет. Разве что это новый инструмент, то может «повести» гриф у гитары, а скрипка может рассохнуться. А если старый, то он уже «севший» как положено, и только от резких перепадов температуры может что-то произойти.

ФИЛИПП
фаготист

Мой отец музыкант, так что с музыкой связана вся моя жизнь, с самого детства. Родители отдали меня в музыкальный лицей при консерватории. Сначала я четыре года был хоровиком, потом год играл на трубе, а с шестого класса перешел на фагот - с тех пор это мой основной инструмент. После колледжа я отучился в минской консерватории, а затем поступил в Кельн, где учусь и сейчас. У меня более педагогическая направленность - кроме учебы я здесь в музыкальной школе преподаю фагот. У нас в Беларуси играть на фаготе обучают только с одиннадцати-двенадцати лет, потому что фагот сам по себе довольно большой, а в Германии дети с пяти-шести лет обучаются на фаготино - это как фагот, только в два раза меньше. В Германии вообще лучше ситуация для музыкантов - тут много музыкальных школ, родители отдают детей в музыку с раннего возраста, все интересуются музыкой, во всех церквях есть маленькие оркестры и постоянно проходят какие-то концерты.

В Германии много уличных музыкантов - это очень здорово. Ты идешь по пешеходной улице, на которой играет несколько ансамблей или соло-исполнителей, и это создает особую позитивную атмосферу. Здесь каждый день появляются какие-то новые исполнители. Нам в Беларуси этого очень не хватает - и в первую очередь нам не хватает пешеходной улицы. Я видел у нас тоже много талантливых ребят в переходах, но им не хватает места, каких-то специальных площадок.

В Европе в некоторых больших городах можно играть без лицензии, но вообще, насколько я знаю, ее довольно легко получить - нужно заплатить какой-то небольшой взнос, и тебе просто дают разрешение. Еще здесь, в Германии, запрещено играть музыку с усилителями, только живой звук, чтобы не мешать жителям.

У меня есть друг, который периодически играет здесь на улицах: в хороший день он за полчаса зарабатывал тридцать евро. То есть если простоять целый день, то можно заработать нормальные деньги. В Беларуси тоже, мне кажется, если постараться и придумать что-то уникальное, можно этим и на жизнь зарабатывать.

Конечно, есть факт того, что для некоторых инструментов игра на улице - не самый лучший вариант. С деревянными духовыми инструментами нельзя вот так просто выйти и играть на улицах: дерево может треснуть, и инструмент может испортиться. Проще всего людям, которые играют на медных духовых инструментах, - они постоянно играют на улицах, и никаких проблем нет.

АЛЕКСАНДРА
скрипачка

Я родилась в творческой семье, моя мама скрипачка, отец работает в театре, поэтому с самого детства я была погружена в атмосферу классической музыки и сама захотела пойти в музыкальную школу. Родители не настаивали.

К уличным музыкантам у меня неоднозначное отношение. Я знаю ребят, которые устраивают великолепные шоу. Они дарят прохожим хорошее настроение, вокруг них собирается толпа людей, которые могут послушать академическую или джазовую музыку в качественном и, главное, профессиональном исполнении, при этом совершенно бесплатно - здесь уже решать зрителю, сколько денег кидать в футляр и кидать ли вообще. Я сама, являясь профессиональным музыкантом с консерваторским образованием, никогда не прохожу мимо уличных музыкантов, которые делают свое дело на высоком уровне, и всегда поддерживаю их материально - не из солидарности, а потому что отношусь к их исполнению как к походу на концерт, а за билеты на концерты нужно платить.

С другой стороны, бывают уличные музыканты, которые не вызывают никаких чувств, кроме жалости. Как правило, они прячутся по переходам с расстроенными гитарами, в грязной одежде, и, проходя мимо них, я понимаю, что все заработанные деньги они спустят на выпивку. Такие музыканты ничем не отличаются от обычных попрошаек. И я прохожу мимо, да еще и музыку в наушниках делаю погромче.

У меня был опыт игры на улице, но я подходила к таким «выступлениям» не менее ответственно, чем к более традиционным концертам. У нас с коллегой есть дуэт, две скрипки. Играем под «минус». Репертуар - от Вивальди до Пьяццоллы. Прежде чем играть на улице, мы репетировали, потому что не можем позволить себе «халтурить». Те, кто думают, что игра на улице, - это легкие деньги, глубоко заблуждаются. Это тяжелый физический труд, да и морально устаешь не меньше - ты артист, люди останавливаются, слушают тебя, тебе нужно быть в приподнятом настроении и заряжать им своих слушателей. Я играла на улице в начале студенчества, потому что сложно было устроиться на работу в силу возраста и большой загруженности на учебе. Но сейчас я уже не занимаюсь подобными вещами, так как имею постоянную работу по специальности, ради которой я почти двадцать лет ежедневно занималась на скрипке, и я довольна своей работой.

Профессиональным музыкантам можно играть в переходе, но, если это является твоим единственным видом работы - это печально. Разве ради этого человек кладет всю свою жизнь на ежедневные многочасовые занятия на своем инструменте, получает высшее образование? Плюс от постоянной игры в переходе страдает все твое профессиональное существо - от гула и шума засоряется твой слух, на погодные условия чутко реагирует инструмент и, как я уже говорила, физически это совсем не просто - попробуйте постоять часов шесть, да еще и играя на скрипке, пританцовывая и улыбаясь прохожим. Возможно, такой заработок идеален для студентов, но нельзя довольствоваться таким образом жизни. Каждый уважающий себя музыкант хочет построить сольную карьеру или сесть в оркестр (академический, джазовый, при театре, эстрадный - не важно).

Обретая такую работу, ты понимаешь, что все твои усилия не напрасны. Ты получаешь возможность играть прекрасную музыку в замечательных концертных залах, работать в большом коллективе, где все становятся твоей второй семьей, ездить с гастролями по всему миру, знакомиться с блестящими исполнителями и дирижерами, участвовать в куче интересных проектов. Ты развиваешься с каждым днем, чувствуешь вдохновение и желание совершенствоваться в своем деле, потому что область музыки неисчерпаема.

Фото: архив героев, unsplash.org.

Музыкант - это что за профессия? Данный вопрос интересует многих людей. В нашей статье подробно описаны всё нюансы и особенности этого вида деятельности. Если вам действительно интересна данная тематика, то оставайтесь с нами!

Музыкант - это кто?

Перед тем как приступить к разбору особенностей музыкальной профессии, необходимо понять, что вообще означаете слово "музыкант".

На самом деле, мы не скажем ничего удивительного и сверхъестественного. Если говорить максимально кратко, опираясь на объяснения из толковых словарей, то музыкант - это человек, который либо профессионально занимается музыкой, либо играет на музыкальных инструментах. Разобрались? Поехали дальше.

Образование музыканта

Музыкальное образование является важной составляющей в жизни любого артиста, решившего связать свою жизнь с пением или игрой на каком-нибудь инструменте. Чтобы добиться успехов в данной сфере, при этом не прибегая к специализированному обучению, необходимо быть настоящим уникумом и самородком.

Музыкальное воспитание - это процесс получения знаний, опыта и навыков в области музыки, которые необходимы в профессиональной деятельности. Суть музыкального образования заключается в обучении под руководством педагога и воспитателя.

Первая ступень

Людям, которые хотят связать свою жизнь с музыкой, важно помнить одно простое правило: "чем раньше, тем лучше". В идеале лучше начинать заниматься музыкой ещё в юном возрасте. В таком случае лучше всего подойдут два учебных заведения: Детская музыкальная школа и Детская школа искусств. Первое специализируется только на музыке, а во втором, кроме нее, обучают театральному мастерству, танцам и т. д.

В Детской музыкальной школе и Детской школе искусств учат игре на различных музыкальных инструментах, дирижированию, хоровому и сольному вокалу. Также существуют музыкально-театральная и музыкально-теоретическая специальности.

В такого рода заведения принимают учиться детей от 6-7 лет. Но бывают классы и для тех, кто постарше. Срок учёбы длится от 3 до 8 лет (в зависимости от выбранной специальности). Когда юный музыкант оканчивает учёбу, ему выдают специальное свидетельство об успеваемости.

Вторая стадия

Следующим этапом обучения, который должны пройти будущие композиторы и музыканты, является среднее специальноеобразование. Его можно получить либо в профильном колледже, либо в училище. Специальности и форма обучения там примерно такие же, как и в детских школах, но со своими нюансами при отборе и поступлении.

В колледжи и училища принимают учеников в среднем от 15 до 35 лет. Общий срок получения необходимого образования длится 4 года. После окончания выпускнику дают специальный диплом с присвоением той квалификации, на которую он учился.

Финал

Высшее музыкальное образование - третий и завершающий этап. Его можно получить в вузе, консерватории или академии. Процесс обучения длится на протяжении 5 лет. Окончив одно из перечисленных заведений, музыкант получает диплом о высшем профессиональном музыкальном образовании.

Уличные музыканты

Когда речь заходит о музыкантах как таковых, нельзя обойти вниманием представителей этой профессии, зарабатывающих себе на хлеб в переходах и на городских улочках. Один уличный музыкант однажды дал интервью изданию The Village, в котором в полной мере описал все особенности данного вида заработка, а также трудности, с которыми сталкиваются он и его коллеги.

Так, на вопрос - почему музыканты, получившие полное образование в названной сфере, начинают выступать на улице - он ответил, что, как правило, в этом повинна маленькая зарплата. Как бы странно это не звучало, но многие музыканты могут получить гораздо больше денег, играя в переходах и на площадях, чем, к примеру, в оркестре или консерватории.

Многих интересует и то, каковы особенности работы уличным музыкантом. Это опасно или нет? К сведению, в некоторых крупных городах для того, чтобы работать в названной сфере официально, необходимо иметь специальную лицензию. И так уж сложилось, что её мало кто оформляет, поскольку на это уходит много времени и сил. Также к трудностям этой работы можно причислить проблемы с правоохранительными органами.

А доход уличных музыкантов, по их же мнению, сложно назвать стабильным. Так, в один месяц они могут заработать 150 тысяч рублей, а в другой - в два раза меньше. На итоговый заработок влияет множество факторов. К примеру, если выступать всё время в одной и той же точке, исполняя одни и те же композиции, то со временем слушателям это надоедает, что, в свою очередь, негативно отражается на доходах.

Интересно, что, по наблюдению социологов, чаще всего им оставляют деньги взрослые люди с детьми, затем пенсионеры и только уже тинейджеры. Хотя у последних отклик на музыку кажется наиболее ожидаемым.

Для тех же, кто хотел бы испробовать свои силы на описываемом поприще, артисты советуют как можно чаще улыбаться и стараться всегда быть в хорошем настроении, чтобы заряжать других людей своей позитивной энергетикой.

Музыканты без музыкального образования

Кто такие музыканты-самоучки? Этот вопрос тоже интересует многих интернет-пользователей. Ответ на него прост, как дважды два, поскольку кроется он в слове "самоучка", обозначающем человека, который научился чему-либо сам, без профессионального обучения.

Надеемся, теперь вы знаете о многих тонкостях официальной и неофициальной музыкальной профессии, а также том, кто такие музыканты. Эта статья призвана была помочь людям найти ответы на интересующие их вопросы, и мы надеемся, что эта задача была выполнена.

Марина Никитина

Цель : расширять представление детей о музыкальных инструментах и способах игры на них.

Задачи :

1. Закрепить знания детей о музыкальных инструментах , их внешнем виде, названиях;

2. Заострить внимание детей на том, что на каждом музыкальном инструменте исполняют музыку соответствующего стиля;

3. Обратить внимание детей на то, что при игре на разных музыкальных инструментах поза музыканта меняется .

На создание этой игры меня вдохновила игра В . В. Воскобовича «Нетающие льдинки» . Привлекло меня то, что при использовании в дидактических играх прозрачных элементов возникает множество интересных возможностей.

Игра представлена набором карточек с изображением музыкантов в момент игры на различных музыкальных инструментах . У всех музыкантов характерные позы , жесты и костюмы, но инструментов в руках у музыкантов нет .



Также в комплект данной игры входят прозрачные карточки с изображением музыкальных инструментов .


Играющий должен определить , на каком инструменте играет музыкант .

Ребенок может подбирать нужный инструмент путём накладывания прозрачной карточки на изображение музыканта . При правильном решении инструмент «волшебным» образом оказывается в руках музыканта .


Дети старшего дошкольного возраста способны определить нужный инструмент по характерной позе музыканта или по его костюму . Например, ясно, что музыкант в народном костюме не может сидеть за ударной установкой, а музыкант во фраке – играть на ложках или балалайке.




Для изготовления игры я использовала белый картон (для изображения музыкантов ) и прозрачные обложки пластиковых папок-скоросшивателей (для элементов с изображением музыкальных инструментов ) . На прозрачных карточках рисовала несмываемым маркером.

В эту игру дети играют с большим интересом , ведь это непросто – правильно расположить в руках музыкантов нужный инструмент ! Но уж если получилось, перед глазами возникает практически «живой» образ, и оживил его сам ребенок!

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Кто помощник?»Цель: Формировать умение классифицировать проблемные ситуации, отраженные в произведениях художественной.

Сделано:из спичечных коробков обклеенных цветной бумагой, цветные картинки вырезаны и наклеены клеем. [i] Цель:познакомить детей с дикими.

Зайка завтракал на грядке, Как же овощи здесь сладки! Уплетал зайчишка ловко И капустку, и морковку. (Людмила Громова) Ежик по лесу гулял,.

Дидактическая игра «Кто, где обитает» Описание игры: 4 картинок на каждой из которой изображен (лес, море, савана, пустыня). Картинки с.