Презентация на тему: Экология и мы. Экология начинается с семьи Презентация на тему: Экология и мы














1 из 13

Презентация на тему: Экология и мы

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Большинство из нас уже давно стало городскими жителями и воспринимает природу как место для отдыха. А ведь мы не просто часть природы, она все больше зависит от нас и страдает от нашей неумной, а то и просто преступной деятельности. Не стоит забывать, что вред природе наносят не только вредные выбросы производства, горы мусора, загрязнения рек и морей, вырубки лесов, уничтожение животных и растений, но и наши поездки в выходные дни на шашлыки или за грибами. Естественно, что вред, наносимый разведенным нами костром, несоизмерим с тем, что «дарит» природе химкомбинат или полигон для бытовых отходов, но он все же ощутим.

№ слайда 3

Описание слайда:

Вы никогда не обращали внимание, как мамаша, гуляя с ребенком в парке, вдруг с возгласом «фу, какая гадость» что-то старательно давит ногой? Ребенок восприимчив и быстро усвоит, что порхающая на полянке бабочка – это мило и красиво, а то, что ползает под ногами, – мерзко и жизни не достойно. Урок, усвоенный в детстве, останется на всю жизнь: «Я сам определяю, что и кто достойны жить и расти на этой земле».

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Не будем углубляться в научные дебри, суть экологии можно сформулировать одной короткой фразой – «человек, не навреди». Но, к сожалению, вредим мы много и изощренно, нанося природе невосполнимый вред. Мы уже привыкли, что каждое лето телевидение показывает массу пожаров, уничтожающих тысячи гектаров лесов. И большая часть пожаров – дело рук человека.Непотушенный окурок или уголек, бутылка из прозрачного стекла, брошенная на сухую траву (эффект увеличительного стекла) в сухую ветреную погоду могут за несколько минут превратить спокойный зеленый лес в огненный ад, в котором погибнет масса живого.

№ слайда 6

Описание слайда:

Ученые подсчитали, что 1 гектар леса поглощает не меньше 5 тонн углекислого газа в год, выделяя за это же время 10 тонн кислорода. Для примера, за один час гектар леса поглотит весь углекислый газ, выделяющийся при дыхании 200 человек. Убедительные цифры, не правда ли? И подобных примеров можно привести множество.Не забывайте, что в городских парках и скверах живых существ может быть не намного меньше, чем в диком лесу, но они значительно уязвимее и всецело зависят от людской прихоти. Наши предки давно уже сформулировали основные принципы поведения человека по отношению к природе. Давайте и мы будем им следовать.

№ слайда 7

Описание слайда:

Старайтесь не держать дома диких животных. Превратить их в домашних в большинстве случаев не получится. Чаще всего ваша неумелая «забота» для них гибельна. Если решите помочь дикому животному, подумайте, а сможете ли вы это сделать, не навредив ему. Ни в коем случае не надо приносить из леса подросших птенцов или детенышей животных. В подавляющем большинстве случаев они не брошены родителями, родители просто заняты поиском корма.

№ слайда 8

Описание слайда:

Не следует приближаться к звериным норам и птичьим гнездам, если в них есть молодняк, который обычно выдает себя писком. Если ваша собака плохо воспитана, весной и в начале лета не спускайте её с поводка в парке, лесу, на пустырях, где могут быть птичьи гнезда или молодняк диких животных. Старайтесь не создавать в этот период лишний шум, который отпугивает птиц и животных. Детеныши, не успевшие убежать вслед за взрослыми, могут потеряться и погибнуть.

№ слайда 9

Описание слайда:

Бережно относитесь и к самым маленьким обитателям леса. Не обрывайте паутины, просто их обойдите. Не разрушайте муравейники и не наступайте на муравьиные тропы. Без необходимости не переворачивайте камни, коряги, старые бревна, не ломайте замшелые пни. Под ними и в них живет большое количество живых существ. Захотите в этом убедиться, присядьте ненадолго в сторонке. Вызванная вашими шагами тревога стихнет, и на пни выползут ящерицы, заспешат по своим делам многоножки, появятся жуки, засуетятся птицы, вылезет из норки мышь – лес заживет своей обычной жизнью. Для природы все живые существа важны и нужны, у всех своя ниша и сложные взаимосвязи с другими. Среди них нет «мерзких и противных», поэтому не надо никого давить, ни на кого наступать. Страшноватая на вид волосатая гусеница завтра превратится в красавицу-бабочку и будет опылять цветы.

№ слайда 10

Описание слайда:

Старайтесь без нужды не нарушать лесную почву. Не забывайте, что проезжающий автомобиль колесами уплотняет ее, приводя к гибели многих живых существ. Не приносят лесу пользы и выхлопные газы. Ходить по лесу желательно по уже имеющимся тропинкам, не прокладывая без нужды новые. Если идете по бездорожью, старайтесь не ломать и не вытаптывать растения. Нет необходимости срывать растения, чтобы просто ими полюбоваться. Для этого достаточно наклониться к цветку, который в естественной среде всегда будет выглядеть лучше, чем у вас в руках. Если же есть необходимость растения сорвать – например, при сборе лекарственных трав, не устраивайте «тотальную прополку», срывайте их понемногу в разных местах, стараясь не причинять вред другим растениям.

№ слайда 11

Описание слайда:

Собирая грибы, ягоды, орехи, старайся не причинять природе лишнего вреда. Не крушите все вокруг, чтобы пробраться к вожделенному грибу или ягодной кисти. Не срывайте все ягоды и орехи до единого, кроме вас, на них еще много кто имеет виды. Не забывайте, что в природе все растения нужны, это относится и к мухоморам, и к бледным поганкам, и к различным грибам-трутовикам.Кстати, сбор любимого нами березового сока отнюдь не безвреден для деревьев. Отказаться от этого лакомства трудно, но не переусердствуйте, а ранки на березах обязательно замазывайте, лучше всего садовым варом, можно и обычным пластилином.

№ слайда 12

Описание слайда:

Понятно, что вред, который может нанести природе конкретный турист, охотник или грибник, обычно невелик, но по возможности надо стараться его минимизировать до предела. Природа щедро делится с нами своими дарами, но ждет и к себе бережного отношения и заботы. Не забывайте слова Антуана де Сент-Экзюпери:

№ слайда 13

Описание слайда:

"Мы все... на одной и той же планете - мы все экипаж одного корабля!"









Октябрь 1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. 2. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу». 3. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче). 4. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня». 5. Оформить фото стенды в группах «Природа нашего города». 6. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы. ноябрь 1. Провести консультацию «Мусор-проблема 1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу. 2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п. 3. провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу. 4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки. декабрь 1.«Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика. 2. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов 3. Cовместное проведение Новогоднего утренника. январь 1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов. 2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!» 3.«Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».


Февраль 1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр. 2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей. 3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу». 4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.). март 1.«Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий? 2.«Экологический десант» -привлечь родителей к сбору пластиковых отходов. 3. Провести совместно с родителями экологические прогулки по городу. 4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы. 5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!» апрель 1.Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?» 2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать. 3.«Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада. 4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...»(Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик). май 1. Провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д. 2. Акция «Посади дерево»– провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада. 3. Изготовить фото стенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!». 4. Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.








Родители вместе с детьми Походы, экскурсии, Походы, экскурсии, праздники Обследование собственного дома Выполнение домашних заданий Сочинение экологических сказок Совместный уход за животными и растениями Участие в природоохранных акциях Выставки совместных работ Сбор природного материала

Проект «Чистота природы начинается с меня» разработан на основании Программы экологического образования в Частных образовательных учреждениях ОАО « РЖД». В результате экологической работы по данному Проекту была составлена Программа: «Чистота природы начинается с меня» и организованна работа школьного экологического объединения «Родник» с обучающимися 5–11 классов.

Актуальность проекта.

Человек – это элемент экологической системы, называемой биосферой. Все жизненные ресурсы – воздух, пищу, воду и значительную часть энергетических и строительных ресурсов – он получает из биосферы. В экологическую систему же человек сбрасывает отходы – бытовые и промышленные. Долгое время такой тип человеческой деятельности не нарушал равновесия биосферы. Однако в последнее два столетия, расширяя промышленную деятельность, человечество активно вторглось в живой мир Земли.

Человек воздействует на биосферу локально – в сотнях миллионов мест выбрасываются загрязняющие вещества в реки и воздух, сносится плодородный слой почвы, вырубаются леса, разрушаются местообитания растений и животных. Однако биосфера – единая система, охваченная круговоротами веществ, и миллионы локальных воздействий на первый взгляд не опасные, такие как, например использование: спреев с фреоном, химических моющих средств, сжигание мусора в производстве и быту, сливаясь, и усиливая друг друга, вызывают глобальные изменения во всех компонентах биосферы. Реки текут в моря и океаны и вносят туда загрязнения, сброшенные промышленностью и сельским хозяйством на всем пути водотоков. Вырубка лесов и деградация почв ведут к климатическим изменениям, утрате почвенного плодородия и разрушению природных экосистем на всей планете. Загрязнения, выброшенные в воздух в одной точке, немедленно распространяются на тысячи километров.

Насколько быстро совершаются атмосферные переносы, мы знаем на личном опыте. В нашем регионе в г.Братске существуют предприятия «Братский лесоперерабатывающий комплекс» - БЛПК, «Братский алюминиевый завод» - БРАЗ которые с периодичностью выбрасывают отходы в атмосферу. Выбросы, в течение часа легко преодолевая десятки километров безлесных территорий, опускаются ядовитой дымкой в «чашу» нашего маленького города Вихоревка. На сутки, а то и более в безветренную погоду лишая жителей дышать свободно.

Положение усугубляется варварским отношением жителей к природе своей местности: в погоне за лучшей жизнь, экономией средств люди нарушают законы РФ и предписания города. Страшно, что подрастающее поколение становится свидетелем, а иногда и соучастником данных действий. Не законная вырубка леса в прилежащих лесных массивах, стихийные свалки на лесных, дачных и даже городских территориях вблизи организованных мусорных площадках. Сжигание ТБО (твердых бытовых отходов) в бочках, захламленные улицы, места отдыха на реках и Братском водохранилище свидетельствуют о безразличии и низкой культуре экологического воспитания некоторых жителей.

Ухудшающаяся экологическая обстановка вызывает огромную тревогу и беспокойство у всего человечества и у нас в частности. Большую роль в улучшении экологической обстановки может сыграть образовательное учреждение, обучающиеся которой могут активно участвовать в природоохранной деятельности, изучении состояния окружающей среды, организации экологического мониторинга. Повышение экологической культуру и грамотности жителей и всего населения – это один из путей выхода из сложившегося экологического кризиса.
Школьное экологическое воспитание и образование обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний.

Учить детей понимать и любить природу, значит, воспитывать их людьми нравственными, для которых трудовая и производственная деятельность будет связана с ответственностью за ее экологические последствия. Формирование экологического сознания, бережного отношения ко всему живому – одна из самых насущных задач современного воспитания, и наш проект предлагает решать ее путем вовлечения детей и подростков в практическую природоохранную деятельность.

Проект направлен на осмысление ребенком себя как частицы окружающего мира, осознание гражданской ответственности за свои действия, понимание ценности человеческой жизни как величайшего дара природы. Проект сориентирована на то, чтобы человек захотел сделать свой дом, участок, двор, улицу, город чистыми, ухоженными и по возможности экологически безопасными, чтобы человек был убежден в том, что он и его семья заслуживают чистой, красивой и здоровой жизни.

Таким образом, проект « Чистота природы начинается с меня» актуален для нашего времени и нашего города.

В последнее время возникает проблема : как сделать экологическую, в том числе и исследовательско-поисковую работу более интересной и привлекательной для современного подростка. Поэтому становится актуальным использование современного оборудования и компьютерных технологий в данном направлении.

Сегодня в школах отсутствует преподавание отдельного предмета экология, система знаний формируется на уроках биологии, химии, физики и географии и во внеурочной деятельности. Отсутствие современного учебного оборудования для экологического полевого практикума не позволяет осуществить мониторинг на местности. В нашем объединении «Родник» отсутствуют цветной ксерокс - принтер, цифровой фотоаппарат - видеокамера и комплексная лаборатория по экологии для полевых работ. Все это создает трудности в полевой работе по экологии.

Важно сформировать не только знания, но и эколого практические умения у современного поколения. В последнее время профессия «эколог», становится все более востребованной и необходимой, в современном обществе.

Цель проекта : Экологическое образование и формирование экологической культуры поведения обучающихся на основе трудового, духовно-нравственного развития личности через совместную деятельность обучающихся, педагогов и жителей города.

Задачи проекта:

  • Сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
  • Содействовать нравственно – экологическому, эстетическому и трудовому воспитанию.
  • Исследование экологической обстановки в мире в стране и нашем городе.
  • Координация практической деятельности детей по изучению и оценке состояния окружающей среды на примере нашего города и вблизи расположенных окрестностях.
  • Воспитание чувства личной ответственности за состояние окружающей среды.
  • Развитие инициативы и творчества, обучающихся через организацию социально значимой деятельности.
  • Распространять экологические знания не только среди воспитанников интерната, но и среди местного населения, используя различные виды деятельности и формы работы.
  • Выращивание рассады и озеленение школьной территории.
  • Выявлять одаренных детей, склонных к научно-исследовательской работе, предоставлять им возможности для реализации своих способностей.

Участники проекта:

  • Обучающиеся, родители, педагогический коллектив и администрация школы;
  • Сотрудники школы и ОАО «РЖД»;
  • Сотрудники Дома культуры
  • Сотрудники Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Сотрудники Эколого – биологического Центра г. Братска
  • Сотрудники водозабора г. Вихоревка;
  • Сотрудники очистных станций г. Вихоревка и г. Братска
  • Работники лесничества города и района;
  • Сотрудники «Братского лесоперерабатывающего комплекса» БЛПК, «Братского алюминиевого завода» - БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК»
  • Сотрудники Дома рыбака;
  • Жители города Вихоревка и Братского района.

Механизм реализации проекта.

  • Сбор информации по теме проекта.
  • Поиск партнеров по совместной реализации проекта.
  • Разработка направлений плана деятельности с учреждениями и организациями города, привлечение их к работе по экологическому воспитанию.
  • Поиск адресов позитивного опыта по теме проектной деятельности.
  • Разработка модели управления проектной деятельностью.
  • Подготовка методического материала для проведения консультаций, мероприятий в рамках проекта.
  • Разработка программы.
  • Проведение исследований в соответствии с программой.
  • Общая работа (Проект реализуется через запланированные мероприятия по темам.)
  • Проведение экологических десантов на территории школы, города и родника.
  • Проведение мастер классов по комнатному и декоративному цветоводству.
  • Выращивание рассады, озеленение территории школы.
  • Подготовка обучающихся к участию в Байкальской Международной Школе и всероссийских олимпиадах по экологии.
  • Подготовка аналитического материала по итогам проведенной работы исследований.
  • Презентация итоговых результатов

Условия реализации проекта

Для реализации данного проекта имеются следующие условия:

  • Общешкольным планом учебно-воспитательной работы Школы-интерната №25
  • Разработана и реализуется Программа экологического образования и воспитания учащихся « Чистота природы начинается с меня»;
  • Разработана и реализована рабочая программа элективного курса: «Основы экологической культуры» 10 класс на основе авторской программы «Основы экологической культуры» для 10 -11 классов Л.Н Харченко, Дрофа 2012 г
  • Положение об «Экологической дружине» от 15.09.2014 г ОАО «РЖД»
  • Работа экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа учащихся 11 класса победителей IV Летнего Межрегионального тура конференции Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского: «Повышая уровень экологической культуры, решаем проблему твердых бытовых отходов в г. Вихоревка».

Механизм отслеживания результатов работы осуществляется:

Путем сравнивания активности обучающихся в течение года. Проверка знаний проводится в форме игр, викторин, конкурсов;

  • через наблюдения;
  • путем опроса;
  • интерес к поисковой работе;
  • активность в деятельности экологической дружины «Родник»;
  • востребованность к консультациям и элективным курсам по экологии и биологии.

Принципы организации экологического воспитания и образования:

  • Принцип целостности окружающей среды, формирующий у учащихся понимание единства окружающего мира.
  • Принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира.
  • Принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период.
  • Принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению обучающихся в практическую деятельность.
  • Принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.

Реализация проекта осуществляется по основным направлениям:

  • Организация деятельности школьного экологического объединения «Родник»
  • Исследовательская работа по следующим направлениям:
    • Климат и человек
    • Химия и окружающая среда
    • Полевая экология
    • Лесной мониторинг
    • Окружающая среда и человек
    • Комплексный мониторинг естественных и антропогенных систем
  • Эколого-просветительская деятельность:
    • Проведение экологических уроков, классных часов, мероприятий в школе (выставки, конкурсы).
    • Организация и проведение городских акций
    • Создание: информационных щитов, газет, буклетов
    • Разработка и реализация школьных экологических проектов.
  • Эколого-практическая деятельность:
    • Озеленение территории школы и города
    • Экологический десант
    • Экологический мониторинг
    • Экскурсии на предприятия
    • Забота о птицах.
  • Организация работы по формированию здорового образа жизни
    • Школьный туристический слет
    • Тематические классные часы.

Реализация проекта осуществляется через разные формы деятельности :

  • Беседы и наблюдения.
  • Викторины эколого-биологического содержания.
  • Конкурсы рисунков, плакатов, презентаций, буклетов.
  • Конкурсы стихотворений, сочинений, рассказов, сказок на экологическую тему.
  • Выставки поделок из бросового материала, кормушек, даров осени.
  • Тематические дни: День Земли (22 апреля), День защиты окружающей среды (5 июня), Всемирный день защиты животных (4 октября), Всемирный день воды (22 марта), День Птиц (1 апреля) и т.д.
  • Выпуск экологических листовок, газет, буклетов.
  • Знакомство с видеоматериалами о жизни растений и животных.
  • Экологические турниры, КВН, брейн-ринги,интеллектуальные игры эколого-биологического содержания.
  • Посещение экологического и гидрометеорологическогоцентровг. Братска.
  • Экологические походы по изучению флоры, фауны, природных особенностей края, экологического состояния водоемов, их берегов, прибрежной растительности.
  • Операция «Родник»
    • Изучение экологической обстановки на территории города и поиск путей улучшения экологической ситуации.
    • Экскурсии на предприятия г. Братска и г. Вихоревки с целью изучения влияния деятельности человека на природу.
    • Сотрудничество по вопросам благоустройства города с администрацией города.
    • Озеленение и благоустройство школы и города.

Социальные партнеры:

Для реализации проекта и успешного претворения в жизнь проекта школы-интерната № 25 г Вихоревка будет продолжать тесно сотрудничать со следующими организациями:

  • Братским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Детским экологическим центром в г. Братске;
  • С Байкальской Международной Школе п. Танхой;
  • Администрацией Вихоревского городского поселения;
  • Общеобразовательными школами;
  • Промышленными предприятиями БЛПК, БрАЗ ОАО «РУСАЛ БРАТСК» г. Братска.
  • С организациями ЖКХ г. Вихоревка: очистные, водозабор;
  • Городским радиоузлом;
  • СМИ и сайт школы;
  • Образовательными учреждениями: ФГБОУ ВО «Братский государственный университет» (Фабрика проектов)

Информационное обеспечение включает в себя:

  • библиотечные ресурсы,
  • интернет-ресурсы,
  • информационные ресурсы экологического центра, Братского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • экскурсии на предприятия
  • встречи с сотрудниками предприятий, ЖКХ, жителями города.

Техническое оснащение:

  • Кабинет
  • Черно белый принтер - ксерокс
  • Компьютер
  • ТВ плазма
    Подключение к сети Интернет.

Сроки реализации проекта: 2016-2017 гг.

Результаты реализации проекта:

В результате реализации проекта «Чистота начинается с меня» была создана комплексная целевая программа по экологическому воспитанию подрастающего поколения, которая позволит:

  • Сохранить экологическое направление, как одно из направлений, в воспитательной работе школы и повысить уровень экологической культуры обучающихся, школьного коллектива и жителей нашего города.
  • Решать задачи государственной политики в области экологического воспитания молодежи.
  • Повысить уровень экологической культуры.
  • Развивать творческие и организаторские способности.
  • Повысить интерес учащихся к изучению экологии, района, города, страны, через систему творческого, практического участия в запланированных экологических мероприятиях, акциях:
    • Благоустройство лесного родника
    • Выращивание рассады
    • Озеленение школьной территории и т. д.
  • Сформировать сознание личной ответственности и активную гражданскую позицию в защите, и сохранение природной среды.
  • Повысить эффективность работы экологической дружины «Родник» за счет использования инновационных форм и практических методов для решения воспитательных задач.
  • Повышать познавательную активность учащихся посредством внедрения в образовательный процесс научно – исследовательской и практической деятельности.
  • Обеспечить повышение мотивации к изучению не только экологии, но и предметов естественнонаучного цикла.
  • Формировать социальный опыт школьника, который позволит применять полученные знания в нестандартных и новых ситуациях.

Литература.

  • Бианки В.В. Лесная газета. Л.: Детская литература, 1983г.
  • Красная Книга Иркутской области. Иркутск: «Время странствий», 2010 г.- 453с
  • Криксунов Е.А., Пасечник В.В.Экология. 10(11) класс: Учеб. для общеобразоват. Учеб.заведений. М.: Дрофа,2001
  • Литвинова Л.С., Жиренко О.Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников 5-11 класс. Москва: «5 за знания», 2007. - 204с.
  • Научно-методический журнал «Классный руководитель». №3.-Москва 2008г
  • Руководство по определителю показателей качества воды полевым методом. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2004 г.
  • Фото определитель. Редкие виды растений Южного Прибайкалья. Улан-Удэ, 2011 -72с.
  • Экологический практикум. Муравьев А.Г. Санкт-Петербург 2003 г.
  • Экологический словарь. Литвинов Н.И. Иркутская ГСХА 2003 г.
  • Фонды эколого-гидрометеорологического центра г. Братска.
  • Интернет ресурсы содержащие:
    • Указы: Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» (1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
    • Экологическая доктрина Российской Федерации (2002);
    • Федеральный законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
    • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (2009);
    • Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
    • Образовательный портал (edu.wladimir.ru) в открытом доступе для широкого обсуждения.

Презентация опыта семьи Сороковых «Природа дарит нам здоровье» Проект «Экология начинается с семьи»

(долгосрочный)

Задачи:

Развивающая: развитие познавательных интересов в семье и детском саду у воспитанников, культуры поведения в природе;

Обучающая: обогащение знаний по экологическому воспитанию, формирование ответственного отношения к природе, расширение представлений о природе родного края и целебной силе некоторых растений и овощных культур.

Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к окружающей среде.

План мероприятий в рамках проекта « Экология начинается с семьи»

Мероприятия

Время проведения

Ответственные

Привлечение других взрослых

Мастер-класс для родителей и сотрудников по теме «Лекарства вокруг нас»

октябрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евтсропова А.В.

Родители, сотрудники ДОУ

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы «Откуда лекарства пришли»

ноябрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Развлечение « В гостях у самовара»

январь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Музыкальный руководитель Коткова С.Ю.

Прогулка в природу

март

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Воспитатель Рожнова Л.А.

Чтение экологических сказок

В течение года

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Посадка лекарственных растений «Огород на окошке»

Март, май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Воспитатель Крючкова Е.А.

Родители воспитанников

Совместная деятельность с детьми «Лесная аптека на службе человека»

май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Экспериментальная деятельность с детьми «Травку в чашку положи,

кипяточком завари,

что получится-смотри»

февраль

Мама воспитанника Евтсропова А.В.

Воспитатель Рожнова Л.А.

Создание «Чайной энциклопедии»

январь-февраль

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Презентация книжки-малышки с экологическими сказками

апрель

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители,сотрудники, дети

Экологическая тропа «В гости к березке»

Май, июнь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Экологическая тропа «Растения, которые нужно охранять»

июль

Воспитатель Рожнова Л.А.

Мама воспитанника Евстропова А.В.

Родители воспитанников

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы « Откуда лекарства пришли»

Цель: развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни. Формировать умение собирать лекарственные растения. Развивать экологическое мышление. Развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры. Формировать умение беречь и защищать природу.

Ход деятельности.

Воспитатель.

Ребята, посмотрите. Куда нас привела лесная тропинка. Мы с вами окfзались в царстве лекарственных растений. А кто знает, как они называются?(воспитатель показывает на лекарственные растения, дети отгадывают, при затруднении воспитатель помогает.)

Анна Владимировна.

Издавна люди заметили, что больные животные уходят из дома, чтобы съесть какую-то травку, съев которую, они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений. Наши предки знали полезные свойства многих цветов и трав: больных и раненых лечили травяными настоями, пили чай из разных трав.

Посмотрите на это растение, его можно встретить на лугах и лесных опушках, это-тысячелистник. А почему его так назвалт?(Ответы детей.) Это лекарственное растение. Издавна люди его использовали для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.

Входит ребенок в костюме медвежонка, хромая и плача.

Воспитатель.

Медвежонок, что с тобой случилось, почему ты плачешь?

Медвежонок.

Я упал и разбил коленку.

Анна Владимировна.

Не беда, малыш, мы тебе сможем помочь, правда, ребята? А поможет твоей беде вот эта травка(дети называют подорожник). Но прежде чем наложить его на ранку, его нужно помыть, затем немного поцарапать и приложить к ранке. Ну как, медвежонок лучше тебе стало?

Медвежонок.

Большое вам спасибо, мне действительно стало лучше. Побегу скорее в лес и расскажу своим друзьям о чудо растении.

Воспитатель.

А о каком растении говорят, что оно жжет? Правильно, это крапива. Из крапивы готовят щи. Листья богаты витаминами, в ней содержатся вещества убивающие микробов. Она хорошо останавливает кровь.

Анна Владимировна.

Если заболит горло на помощь нам придет ромашка. Сейчас я вам покажу. как отличить аптечную ромашку(показ).

Воспитатель.

Ну вот мы с вами и узнали, какие лекарства окружают нас. А как часто вы рвали эти растенияи потом выбрасывали их. А ведь они могли кому-нибудь помочь. Давайте больше не будем без надобности рвать растения.

Аутотренинг.

Звучит запись «Одинокий пастух» в исполнении оркестра под руководством П.Мориа.

Воспитатель читает строки стихотворения, дети с Анной Владимировной имитируют движения.

Дует легкий ветерок.

Я вдыхаю его чистый, свежий воздух.

Колышатся травы луга.

Надо мною гордо кружатся птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я очень рада, что встретилась с Удивительным миром природы

Я хочу жить в мире с природой.

Я буду другом и защитником всему живому.

Анна Владимировна вместе с детьми приготавливают фиточай. Чаепитие.

Мастер-класс для родителей и сотрудников «Лекарства вокруг нас»

Цель : познакомить слушателей с лекарственными растениямии их пользой,правилами использования. Обратить внимание на бережное и рациональное использование природных ресурсов родного края.

Форма проведения: круглый стол.

Ход.

Анна Владимировна.

У природы для всех хватает доброты.

И мы живем, запечатлев навеки,

в душе ее прекрасные черты-

поля, луга, моря и реки.

Сегодня я хочу вас познакомить с лекарственными растениями, с их использованием. А помогут нам в этом дети. Что такое лекарственные растения?

Дети.

Травы жизни.

Растения-целители.

Живая сила.

Растения, дарящие бодрость.

Кладовая витаминов.

Творение природы.

Удивительные помощники здоровья.

Анна Владимировна.

Как вы точно, метко сказали о лекарственных растениях! А теперь, уважаемые взрослые попробуйте отгадать загадки и назвать нам лекарственные растения.

Дети загадывают загадки.

*до поздней осени на нас бросает взгляды смелые

ее веселый желтый глаз через ресницы белые...

(ромашка)

*на кусточки под листочком кто-то бусы бросил-

все поляны в синих точках у зеленых сосен.

(черника)

*красная свечка, белое сердечко,

чаем ароматным напоит, от ангины исцелит.

(малина)

*был цветок, как медок молодым, а когда постарел, стал, как дым.

(одуванчик)

*лекарь у дороги-он больные лечит ноги.

(подорожник)

*сердечко песочное, лепестки молочные

(ромашка)

*белые горошины на зеленой ножке

(Ландыш)

*растет в траве Аленка в красной рубашонке

(земляника)

*полезен, приятен и ароматен чай,

конечно, не с ватой, а с....(мятой)

*кто не пройдет, всяк поклон отдает(земляника)

*была зеленой, маленькой, а потом стала аленькой.

На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.

(смородина)

Словесная иллюстрация «Покажи и опиши».

А.В . Загадки вы отгадали. А вот теперь попробуйте отгадать растение по картинке и опишите его.

Игра проводится с родителями.

Сюжетно-ролевая игра «Поможем тому, кто в этом нуждается»

Звонит телефон.

А.В . Обращается к воспитателю.

Послушайте, пожалуйста,нам кто-то звонит.

Воспитатель. Это звонят дети. Они говорят, что они больны и им срочно нужна помощь.

А.В. Зовите их скорее к нам, мы им постараемся помочь.

Выходят двое детей вялые, уставшие.

Воспитатель . Что случилось?(Дети стонут) Ой, да вы с ног валитесь...(проверяет пульс) Да у вас упадок сил, вы переутомились, наверное... надо немедленно напоить вас витаминным чаем.

А.В. (Обращается к взрослым).

Им нужен витаминный чай. Да вот беда-принесли нам чай в коробочках, а подписать забыли. Придется вам, уважаемые взрослые, самим найти и разобрать целебные травы, а я вам в этом помогу.

Родители отбирают нужные коробочки.

Воспитатель. Чай-такая приятная церемония! Не пора ли нам почаевничать, да ребяток наших подлечить.

Детей и взрослых приглашают в фитобар отведать различные фиточаи.

Ребенок.

Дерево, трава, цветок и птица

не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

на планете мы останемся одни.

В.Берестов.

А.В.

Как вы думаете, какие правила надо знать, чтобы сохранились природные сокровища-леса, поля, реки, дары природы и живые ее обитатели?

Дети помогают взрослым составить памятку поведения в природе.

*в природе, в лесу, на лугу нужно стараться ходить по тропинкам так, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

*нельзя срывать растения для букетов.

*букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

*собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много, но обязательно нужно оставлять их в природе, чтобы они размножались.

*есть редкие растения, их срывать совсем нельзя-это ландыши, валериана, первоцвет.

*охранять надо не только растения, но и насекомых, птиц, животных, потому что все в природе взаимосвязано.

Воспитатель. Величава, богата, могущественна природа нашей Родины. Но и зеленый лес-великан, и речка за околицей, и муравейник в апрке нуждаются в нашей защите.

Ребенок.

Есть одна планета-сад-

в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

птиц скликая прелетных.

Ребенок.

Лишь на ней одной увидишь

ландыши в траве зеленой.

И стрекозы только тут

в реку смотрят удивленно...

Вместе. Берегите свою планету.

Ведь другой на свете нету!

А.В .

Спасибо всем за участие,за ваше чуткое и бережное отношение к природе. Я хочу предложить вам принять участие в создании чайной энциклопедии, где будут собраны рецепты фиточая из растений, произрастающих в наше полосе.

Экологическая тропа «В гости к березке».

Цель: расширять представления детей о сезонных изменениях в природе. Показать объекты экологической тропы весной. Формировать бережное отношение к окружающей природе. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы.

Ход.

Воспитатель .

Ребята, сегодня мы с вами пройдем по экологической тропе нашего детского сада.

Дети выходят на улицу, их встречает Анна Владимировна.

А.В.

Здравствуйте,дети! А кто мне скажет, какое сейчас время года?(весна) А как вы узнали, что весна?(ответы детей)

Обратите внимание вот на это дерево, вы его узнали? Правильно, это береза. У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою секрет-через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички».

Воспитатель. Спасибо,А.В., мы и не знали, что они называются «чечевички».

А.В. Ребята, а как вы думаете, береза любит солнце? Да, березы очень любят солнце и растут на полянках, где много света.

Воспитатель . Березы украшают наши города. Это красивое дерево является символом нашей страны России. Про березку написано очень много стихов и одно я вам сейчас прочту.

Люблю березку русскую,

То светлую, то грустную,

В светлом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красными застежками,

С зелеными сережками.

Люблю ее нарядную,

Родную, ненаглядную,

То юную,кипучую,

То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую,

Она всегда с подружками.

Под ветром низко клонится

И гнется, да ломится!

А.В. В лесу береза приносит много пользы человеку, животным и другим растениям. А вы знаете, как люди используют березу?

Воспитатель обобщает ответы дете й(люди заготавливают березовые дрова для печек,делают из коры-бересты-красивые изделия, из древесины делают красивую мебель.)

А.В. Ребята, а вы пробовали березовый сок? Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят этот сок, а сколько насекомых можно увидеть на стволе березы во время сокодвижения. В детском саду деревья украшают участки, в солнечную погоду они нас прячут от солнышка. А как вы думаете, надо охранять эти деревья? А что значит беречь деревья?

Воспитатель обобщает ответы детей:березкой нужно любоваться. Поливать ее, не топтать землю возле корня и не ломать веточки. Тогда березка будет долго радовать нас своей красотой.

А.В. Ребята, вы сегодня так хорошо отвечали на все наши вопросы, что я хочу вам подарить вот эту банку березового сока. Этот сок очень полезен, я его набрала для вас в лесу. Движение сока начинается еще до появления почек. Только в лесу можно собирать березовый сок, и делать это нужно умело, не нанося вреда дереву. В группе вы попробуете сок.

Презентация опыта семьи Парфеновых

«Чистый город-забота каждого»

Проект «Экология начинается с семьи»

(долгосрочный)

Время проведения проекта:2012-2013уч.год.

Цель: активизация работы по воспитанию экологической культуры в семье и в образовательном учреждении, презентация передового опыта родителей.

Задачи.

Развивающая : развитие познавательных интересов в семье и детском саду у воспитанников, культуры поведения в природе;

Обучающая : обогащение знаний по экологическому воспитанию, формирование ответственного отношения к природе;

Воспитывающая: воспитание гуманного отношения к окружающей среде,ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, воспитывать в каждом человеке осознание своей роли в природе и чувство ответственности за свое поведениев ней.

План мероприятий в рамках проекта «Экология начинается с семьи»

Мероприятия

Сроки проведения

Ответственные

Привлечение других взрослых

Изготовление кормушек

ноябрь

Родители, воспитатели

Трудовая деятельность с детьми на прогулке «Сделаем наш детский сад чище»

декабрь

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Сотрудники ДОУ

Непосредственно-образовательная деятельность «Мой край родной»

март

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Экологическая тропа «Найдем предметы, которые загрязняют наши улицы»

апрель

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенво А.Н.

Родители воспитанников ДОУ,сотрудники ДОУ

Участие в ежегодном субботнике « Чистый город-забота каждого»

апрель-май

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Сотрудники ДОУ, родители

Благоустройство участка детского сада

апрель-май

Воспитатель Рожнова Л.А.

Папа воспитанницы Парфенов А.Н.

Родители группы

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми сред н ей группы « Мой край родной».

Цель :активизировать и закреплять знания о родном крае и его обитателях; пробуждать добрые чувства по отношению к природе; формировать заботливое отношение к ней, восхищение ее красотой;вызвать желание у детей поддерживать чистоту родного края.

Ход деятельности.

Выходит папа воспитанницы группы Парфенов А.Н .

Здесь знает каждый, ты и я,

природу обижать нельзя!

Наша с вами Земля-прекрасная планета, полная чудес и загадок. Нас окружает великолепная природа. В наших лесах, лугах, реках живут удивительные растения, животные, птицы, рыбы, насекомые, всем им должно быть хорошо, а мы с вами должны заботиться о них. Но, к сожалению,мы не всегда замечаем красоту, окружающую нас, не всегда заботимся о природе и, что еще хуже, наносим ей непоправимый вред! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие, в котором я покажу вам, как красива природа, окружающая нас.

Воспитатель.

Домик их злвут гнездом.

Это настоящий дом.

Они чирикают, кричат,

Поют, щебечут и свистят.

У них на завтрак вместо кашки

Червячки и таракашки.

Им бы зерен поклевать,

Им бы в небе полетать.

Полетят-полетят-

На деревьях посидят.

На земле им не сидится,

А зовут их просто.....(птицы)

Молодцы! Мы оказались с вами на поляне птиц. А каких птиц вы знаете? (ответы детей) А какие птицы зимуют вместе с нами?

А.Н.

А теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Коршун и наседка »

Воспитатель.

Хорошо поиграли. А сейчас я проверю какие вы внимательные. Я буду называть птиц, а вы, как только услышите, что я ошиблась,будете хлопать и топать.

Прилетели птицы:

голуби,синицы,

Мухи и стрижи....

что неправильно?

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны....

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Галки и стрижи,

Комары, чижи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, стрижи,

Галки и чижы!

А.Н.

Молодцы, ребята, а скажите мне, вы любите птиц? Не обижаете их? Подкармливаете зимой? А кормушки для птиц делаете? Ну что же отправляемся дальше.

Воспитатель.

Отгадайте загадку.

Весной одевается

Осенью раздевается.(лес)

Мы приехали на лесную поляну.

Здравствуй, лес, прекрасный лес(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!(повороты вправо-влево)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?(руки подняты вверх)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь, какая птица?(дети всматриваются вдаль, держа округленные ладони над бровями)

Все открой- не утаи!(широко развести руки)

Ты же видишь(прижать ладони к груди)

Мы-свои(широко развести руки в стороны)

А.Н.

А кто в лесу живет?(ответы детей) Давайте попробуем по следам определить, кто здесь был до нас.

Игра «Чей след»

А.Н.

А вы знаете,как нужно вести себя в лесу?

Сейчас я проверю. Игра на внимание: я буду называть свои действия, а вы мне говорите хорошо это или плохо.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?(нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку?(нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю?(да)

Если ветку подвяжу,

Колышек поставлю?(да)

Если разведу костер,

А тушить не буду?(нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду?(нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю?(да)

Я люблю свою природу

Я ей помогаю!(да)

Посмотрите-ка, ребята, что это тут такое?(ручеек) А откуда он взялся?(ответы детей)

Да, он такой маленький,но когда он подружится с другим ручейком, а потом еще с одним, вот тогда он превратиться в большой могучий ручей и доплывет до речки, а потом и до моря. Давайте пожелаем ему счастливого пути, пусть он передаст наш привет в далекие страны.

Воспитатель .

Наша планета Земля

Очень шедра и богата:

Горы, леса и поля-

Дом наш родимый,ребята!

Давайте будем беречь планету!

Другой такой на свете нету.

Развеем над нею и тучи, и дым,

В обиду ее никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,

От этого станем мы только добрей.

Украсим всю Землю садами, цветами-

Такая планета нужна нам с вами!

Мы много сегодня путешествовали по нашему родному краю, много узнали и вспомнили. Осталось еще одно. Давайте нарисуем обитателей нашего края.

А.Н . Ну что же садитесь в автобус, отправляемся в группу рисовать картину.