Романтическое будущее в пьесе вишневый сад раневская. Новое поколение, молодая россия в пьесе. Будущее как основная тема пьесы

Эпоха наибольшего обострения социальных отношений, бурного общественного движения, подготовки первой русской революции нашла отчетливое отражение в последнем крупном произведении писателя - пьесе «Вишневый сад». Чехов видел рост революционного сознания народа, его недовольство самодержавным режимом. Общедемократическая позиция Чехова сказалась в «Вишневом саде»: персонажи пьесы, находясь в больших идейных столкновениях и противоречиях, до открытой вражды не доходят. Однако в пьесе в резко критическом плане показан мир дворянско-буржуазный и в светлых тонах обрисованы люди, стремящиеся к новой жизни.

Чехов откликается на самые злободневные запросы времени. Пьеса «Вишневый сад», являясь завершением русского критического реализма, поразила современников своей необычной правдивостью и выпуклостью изображения.

Хотя «Вишневый сад» основан целиком на бытовом материале, в нем быт имеет обобщающее, символическое значение. Это достигнуто драматургом благодаря использованию «подводного течения». Не сам по себе вишневый сад в центре внимания Чехова: символический сад - это вся родина («вся Россия - наш сад»)- Поэтому темой пьесы является судьба родины, ее будущее. Уходят со сцены старые хозяева ее - дворяне Раневские и Гаевы, приходят на смену капиталисты Лопахины. Но их господство недолговечно, ибо они - разрушители красоты.

Придут настоящие хозяева жизни, и они-то превратят Россию в цветущий сад. Идейный пафос пьесы - в отрицании дворянско-помещичьего строя как изжившего себя. Вместе с тем писатель утверждает, что буржуазия, приходящая на смену дворянству, несмотря на ее жизнеспособность, несет с собой разрушение и угнетение. Чехов верит, что придут новые силы, которые перестроят жизнь на основах справедливости и гуманности. Прощание новой, молодой, завтрашней России с прошлым, отжившим, обреченным на скорый конец, устремление к завтрашнему дню родины - в этом и заключается содержание «Вишневого сада».

Особенность пьесы в том, что она основана на показе столкновений людей, являющихся представителями разных социальных слоев - дворян, капиталистов, разночинцев и народа, но столкновения их не являются враждебными. Главное здесь не в противоречиях имущественного порядка, а в глубоком раскрытии душевных переживаний персонажей. Раневская, Гаев и Симеонов-Пищик составляют группу поместных дворян. Работу драматурга осложнило то, что в этих героях надо было показать и положительные качества. Гаев и Пищик добры, честны и просты, а Раневская наделена и эстетическими чувствами (любовью к музыке и природе}. Но вместе с тем все они безвольны, бездеятельны, неспособны к практическим делам.

Раневская и Гаев - хозяева имения, «прекраснее которого нет ничего на свете», как говорит один из героев пьесы, Лопахин, - восхитительного имения, красота которого заключена в поэтическом вишневом саде. «Хозяева» довели имение своим легкомыслием, полнейшим непониманием реальной жизни до жалкого состояния, предстоит продажа имения с торгов. Разбогатевший крестьянский сын, купец Лопахин, друг семьи, предупреждает хозяев о предстоящей катастрофе, предлагает им свои проекты спасения, призывает думать о грозящей беде. Но Раневская и Гаев живут иллюзорными представленииями. Оба проливают множество слез о потере своего вишневого сада, без которого, как они уверены, не смогут жить. Но дело идет своим чередом, происходят торги, и Лопахин сам: покупает имение.

Когда беда свершилась, выясняется, что никакой особенной драмы для Раневской и Гаева не происходит. Раневская возвращается в Париж, к своей нелепой «любви», к которой она и без того вернулась бы, несмотря на все ее слова, о том, что она не может жить без родины и без вишневого сада. Гаев тоже примиряется с происшедшим. «Ужасная драма», которая для ее героев, однако, вовсе не оказалась драмой по той простой причине, что у них вообще не может быть ничего серьезного, ничего драматического. Купец Лопахин олицетворяет собой вторую группу образов. Ему особое значение придавал Чехов: «…роль Лопахина центральная. Если она не удастся, то значит и пьеса вся провалится».

Лопахин приходит на смену Раневским и Гаевым. Относительную прогрессивность этого буржуа драматург настойчиво подчеркивает. Он энергичен, деловит, умен и предприимчив; он работает «с утра до вечера». Его практические советы, если бы Раневская приняла их, спасли бы имение. У Лопахина «тонкая, нежная душа», тонкие пальцы, как у артиста. Однако он признает лишь утилитарную красоту. Преследуя цели обогащения, Лопахин уничтожает красоту - вырубает вишневый сад.

Господство Лопахиных преходяще. Им на сцену придут новые люди - Трофимов и Аня, составляющие третью группу персонажей. В них воплощается будущее. Именно Трофимов произносит приговор «дворянским гнездам». «Продано ли сегодня имение, - говорит он Раневской, - или не продано - не все ли равно? С ним давно уже покончено, нет поворота назад…»

В Трофимове Чехов воплотил устремленность в будущее и преданность общественному долгу. Это он, Трофимов, прославляет труд и призывает трудиться: «Человечество идет вперед, совершенствуя свои силы. Все, что недосягаемо для него теперь, когда-нибудь станет близким, понятным, только вот надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину».

Правда, конкретные пути к изменению общественного устройства Трофимову не ясны. Он лишь декларативно зовет к будущему. И драматург наделил его чертами чудаковатости (вспомним эпизоды поисков калош и падения с лестницы). Но все же его служение общественным интересам, его призывы пробуждали окружающих людей и заставляли смотреть вперед.

Трофимова поддерживает Аня Раневская, девушка поэтичная и восторженная. Петя Трофимов призывает Аню перевернуть жизнь. Связи Ани с простыми людьми, ее размышления помогли ей подметить несуразность, нескладицу того, что она наблюдала вокруг. Беседы с Петей Трофимовым уяснили ей несправедливость окружающей ее жизни.

Под влиянием бесед с Петей Трофимовым Аня пришла к выводу, что родовое поместье ее матери принадлежит народу, что владеть им несправедливо, что нужно жить трудом и работать на благо обездоленного люда.

Восторженную Аню захватили и увлекли романтически-приподнятые речи Трофимова о новой жизни, о будущем, и она стала сторонницей его верований и мечтаний. Аня Раневская - одна из тех, которые, поверив в правду трудовой жизни, расстались со своим классом. Ей не жаль вишневого сада, она уже не любит его, как прежде; она поняла, что за ним стоят укоряющие глаза людей, насадивших и взрастивших его.

Умная, честная, кристально чистая в своих помыслах и желаниях, Аня с радостью покидает вишневый сад, старый барский дом, в котором провела детство, отрочество и юность. Она с восторгом произносит: «Прощай, дом! Прощай, старая жизнь!» Но представления Ани о новой жизни не только туманны, но и наивны. Обращаясь к матери, она говорит: «Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир…»

Путь Ани к новой жизни будет до крайности трудным. Ведь она практически беспомощна: привыкла жить, приказывая многочисленной прислуге, в полном изобилии, беззаботно, не думая о насущном хлебе, о завтрашнем дне. Она не обучена никакой профессии, не приготовлена к постоянному, упорному труду и к повседневным лишениям в самом необходимом. Устремленная к новой жизни, она по образу жизни и привычкам осталась барышней дворянско-поместного круга.

Возможно, что Аня не выдержит искуса новой жизни и отступит перед ее испытаниями. Но если она найдет в себе необходимые силы, то ее новая жизнь будет в учебе, в просвещении народа и, может быть (кто знает!), в политической борьбе за его интересы. Ведь она поняла и запомнила слова Трофимова, что искупить прошлое, покончить с ним «можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом».

Предреволюционная политизированная атмосфера, в которой жило общество, не могла не отразиться на восприятии пьесы. «Вишневый сад» сразу же был понят как самая социальная пьеса Чехова, воплотившая в себе судьбы целых классов: уходящего дворянства, пришедшего ему на смену капитализма и уже живущих и действующих людей будущего. Этот поверхностный подход к пьесе был подхвачен и развит литературоведением советского периода.

Однако пьеса оказалась намного выше тех политических страстей, которые разгорелись вокруг нее. Уже современники отмечали философскую глубину пьесы, отметая ее социологическое прочтение. Издатель и журналист А. С. Суворин утверждал, что автор «Вишневого сада» сознает, что «разрушается нечто очень важное, разрушается, может быть, по исторической необходимости, но все-таки это трагедия русской жизни».

Каждый из нас желает себе и своим близким лучшую жизнь, светлое будущее без забот и переживаний. В пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад» само название настраивает читателя на положительные эмоции, невольно возникающие при созерцании красоты цветущего сада. События комедии разворачиваются вокруг старинного дворянского имения и его жителей, отображая их характеры и формируя судьбы. Наблюдая за поведением героев, невольно начинаешь размышлять о более глобальных вещах, не просто о будущем конкретной семьи, а о будущем целого государства. Но мысли о будущем неотделимо связаны с анализом прошлого и настоящего. Мы наблюдаем помещичью усадьбу, которая отображает прошлую горечь крепостных рабов, которые, по словам Пети Трофимова, смотрят с каждого листа этого прекрасного цветущего сада. Также мы невольно представляем себе беззаботную жизнь дворянских семей, которые на протяжении многих поколений существовало за счет труда бесправных людей.

Благодаря жизни, лишенной забот, дворяне позволяют себе проводить свободное время за поэзией, искусством, формируя в обществе прослойку высокообразованных, интеллектуальных и культурных людей. Однако подобное существование делает из них безвольных, бесхарактерных, не умеющих приспосабливаться к жизненным реалиям людей, неспособных к проявлению чуткости, сострадания и внимания к окружающим.

Данными качествами в пьесе обладают Раневская и Гаев, которые, находясь на грани разорения, вынуждены продавать собственное родовое имение, с которым у них связаны все самые светлые и трогательные воспоминания жизни. На лицо кризис дворянского сословия, которое потеряло не только экономическое, но и общественное положение, так как не способно влиять на будущее развитие страны. Эти милые и честные люди понимают собственную жизненную неприспособленность, поэтому сами отдают вишневый сад новому владельцу.

Даже высокая образованность, культура, эрудиция не могут стать спасательным кругом для дворянства, которое теряет собственное духовное наследие. Ведь они не могут похвастаться ни должным отношением к жизни, ни волей, ни трудолюбием, ни жизнестойкостью. Данные качества Чехов воплощает в Ермолае Лопахине, который становится новым владельцем прекрасного сада. Лопахин становится той общественной силой, которая призвана сменить дворянство, то есть он олицетворяет зарождающуюся буржуазию. Он достиг всего сам, с помощью тяжелого труда и настойчивости пробился из бедности к материальному благополучию, научился противостоять жизненным неурядицам. Однако стоит отметить, что прошлая жизнь крепостного человека не дала возможности Лопахину развить умственные способности, поэтому в молодом человеке отсутствуют такое важное качество как культура.

Люди подобные Лопахину, тратя собственные силы на экономическое развитие страны, вряд ли смогут искоренить такие пороки русской жизни, как нищета, бескультурье, несправедливость. Ведь на первом плане у них всегда находятся интересы наживы, а мысли сосредоточены на практической и хозяйственной сферах деятельности. Именно по этой причине лопахинские идеи не привлекательны для молодых героев пьесы, которые видят свое будущее немного иным.

Идеальное будущее для страны базируется на монологах «вечного студента» Пети Трофимова, который верит в новую жизнь, в которой будет место справедливости, гуманным законам и творческому труду. Буржуазия, по его мнению, способна стать толчком экономическому развитию государства, однако она не способна сотворить и созидать новую жизнь. Петя Трофимов не верит в то, что лопахины сумеют кардинально поменять жизнь, выстроив ее на разумных и справедливых началах.

Что касается Ани, то связывать будущее с юной семнадцатилетней девушкой, на мой взгляд, тоже не очень правильно, ведь все, что она знает, почерпнуто из книг. Она чиста, наивна и непосредственна, за свою жизнь еще не разу не встретилась с жизненными реалиями. Поэтому непонятно, хватит ли у нее духовных сил, стойкости и мужественности, чтобы что-то изменить в этом мире.

А.П.Чехов на пороге двадцатого века смотрел с надеждой в будущее, однако через столетие мы продолжаем мечтать о своем вишневом саде и о тех, кто сумеет вырастить его. Однако стоит помнить, что деревья не растут без корней, то есть без прошлого и настоящего. Для того, чтобы наши мечты осуществились, необходимо чтобы в людях сосуществовали такие качества как культура, образованность, воля, настойчивость, трудолюбие, все лучшее, что мы можем найти в чеховских героях.

Пьесу «Вишневый сад», последнее драматическое произведение Антона Павловича Чехова, можно считать своеобразным завещанием писателя, в котором нашли свое отражение заветные мысли Чехова, его раздумья о прошлом, настоящем и будущем России.

В основе сюжета пьесы лежит история дворянского поместья. В результате происходящих в русском обществе перемен прежние владельцы поместья вынуждены уступить место новым. Эта сюжетная канва очень символична, она отражает важные этапы общественно-исторического развития России. Судьбы чеховских персонажей оказываются связаны с вишневым садом, в образе которого пересекаются прошлое, настоящее и будущее. Герои вспоминают о прошлом усадьбы, о тех временах, когда вишневый сад, обрабатывающийся крепостными, еще приносил доход. Этот период совпал с детством и юностью Раневской и Гаева, и об этих счастливых, беззаботных годах они вспоминают с невольной ностальгией. Но крепостное право давно отменено, усадьба постепенно приходит в упадок, вишневый сад перестает быть рентабельным. Наступает время телеграфов и железных дорог, эпоха деловых людей и предпринимателей.

Представителем этой новой формации выступает в чеховской пьесе Лопахин, ведущий свое происхождение из семьи бывших крепостных Раневской. Его воспоминания о прошлом носят совсем другой характер, его предки были рабами в том самом поместье, хозяином которого он теперь становится.

Разговоры, воспоминания, споры, конфликты - все внешнее действие чеховской пьесы сосредоточено вокруг судьбы поместья и вишневого сада. Сразу после приезда Раневской начинаются разговоры о том, как можно спасти заложенное и перезаложенное имение от торгов. По ходу действия пьесы эта проблема будет приобретать все большую остроту.

Но, как это чаще всего и бывает у Чехова, настоящей борьбы, настоящего столкновения бывших и будущих хозяев вишневого сада в пьесе нет. Как раз наоборот. Лопахин делает все возможное, чтобы помочь Раневской спасти поместье от продажи, однако полное отсутствие деловых навыков мешает незадачливым хозяевам усадьбы воспользоваться полезными советами; их хватает только на сетования и пустые разглагольствования. Вовсе не борьба между нарождающейся буржуазией и уступающим ей свое место дворянством интересует Чехова, гораздо важнее для него судьбы конкретных людей, судьба всей России.

Раневская и Гаев обречены потерять поместье, которое им так дорого и с которым связано

столько воспоминаний, и причина этого заключается не только в их неспособности внять дельным советам Лопахина. Наступает время платить по старым счетам, а долг их предков, долг их рода, историческая вина всего их сословия еще не искуплены. Настоящее проистекает из прошлого, их связь очевидна, не зря же снится Любови Андреевне в цветущем саду покойная мать в белом платье. Это напоминает о себе само прошлое. Очень символично, что Раневская и Гаев, отцы и деды которых не пускали тех, за счет которых они кормились и жили, даже на кухню, теперь сами всецело зависят от выбившегося в богачи Лопахина. В этом Чехов видит возмездие и показывает, что барский уклад жизни, хоть он и овеян поэтической дымкой прекрасного, растлевает людей, губит души тех, кто к нему причастен. Таков, например, Фирс. Для него отмена крепостного права - страшное несчастье, в результате которого он, никому не нужный и всеми забытый, останется один в опустевшем доме... Этим же барским укладом порожден и лакей Яша. В нем уже нет преданности господам, отличающей старика Фирса, зато он без зазрения совести пользуется всеми благами и удобствами, которые может извлечь из своего житья под крылышком добрейшей Раневской.

Лопахин же - человек другого склада и другой формации. Он деловит, имеет крепкую хватку и твердо знает, что и как нужно сегодня делать. Именно он дает конкретные советы о том, как спасти имение. Однако, будучи человеком деловым и практическим и выгодно отличаясь этим от Раневской и Гаева, Лопахин начисто лишен духовности, способности воспринимать прекрасное. Великолепный вишневый сад интересен для него лишь как вложение капитала, он замечателен лишь тем, что «очень большой»; и исходя из чисто практических соображений, Лопахин предлагает вырубить его, чтобы отдать землю в аренду под дачные участки, - это выгоднее. Не считаясь с чувствами Раневской и Гаева (не по злобе, нет, а просто из-за отсутствия душевной тонкости), он приказывает начинать вырубать сад, не дожидаясь отъезда бывших хозяев.

Примечательно, что в пьесе Чехова нет ни одного счастливого человека. Раневская, приехавшая из Парижа, чтобы покаяться в совершенных грехах и найти покой в родовом поместье, вынуждена возвращаться обратно со старыми грехами и проблемами, так как поместье продают с молотка, а сад вырубают. Верный слуга Фирс заживо похоронен в заколоченном доме, где прослужил всю свою жизнь. Будущее Шарлотты неизвестно; годы проходят, не принося радости, а мечты о любви и материнстве так и не реализуются. Варя, не дождавшаяся предложения Лопахина, нанимается к каким-то Рагулиным. Быть может, чуть лучше складывается судьба Гаева - он получает место в банке, но едва ли из него получится преуспевающий финансист.

С вишневым садом, в котором так причудливо скрестились прошлое и настоящее, связаны и размышления о будущем.

Завтрашний день, который, по мысли Чехова, должен быть лучше дня сегодняшнего, олицетворяют в пьесе Аня и Петя Трофимов. Правда, Петя, этот тридцатилетний «вечный студент», едва ли способен на реальные дела и поступки; он лишь умеет много и красиво говорить. Другое дело - Аня. Осознавая красоту вишневого сада, она в тоже время понимает, что сад обречен, как обречена и прошлая рабская жизнь, как обречено и настоящее, полное бездуховного практицизма. Но в будущем, уверена Аня, должно наступить торжество справедливости и красоты. В ее словах: «Мы посадим новый сад, роскошнее этого» не только желание утешить мать, но и попытка представить новую, будущую жизнь. Наследуя от Раневской душевную чуткость и восприимчивость к прекрасному, Аня в то же время полна искреннего желания изменить, переделать жизнь. Она устремлена в будущее, готова трудиться и даже жертвовать во имя его; она мечтает о том времени, когда переменится весь уклад жизни, когда она превратится в цветущий сад, дарящий людям радость и счастье.

Как устроить такую жизнь? Рецептов на этот счет Чехов не дает. Да их и не может быть, ведь важно, чтобы каждый человек, испытав неудовлетворенность тем, что есть, загорелся мечтой о прекрасном, чтоб он сам искал пути к новой жизни.

«Вся Россия - наш сад» - эти знаменательные слова неоднократно звучат в пьесе, превращая историю разорения поместья и гибели сада в емкий символ. Пьеса полна мыслей о жизни, ее ценностях, подлинных и мнимых, об ответственности каждого человека за мир, в котором он живет и в котором будут жить его потомки.

Сочинение по литературе.

Вот она - открытая тайна, тайна поэзии,жизни, любви!
И. С. Тургенев.

Пьеса «Вишневый сад», написанная в 1903 г., - последнее произведение Антона Павловича Чехова, завершающее его творческую биографию. В нем автор поднимает ряд проблем, характерных для русской литературы: проблемы отцов и детей, любви и страдания. Все это объединено в теме прошедшего, настоящего и будущего России.

Вишневый сад - центральный образ, объединяющий героев во времени и пространстве. Для помещицы Раневской и ее брата Гаева сад - это родовое гнездо, неотъемлемая часть их воспоминаний. Они словно срослись с этим садом, без него они «не понимают своей жизни». Для спасения имения нужны решительные действия, перемена образа жизни – иначе великолепный сад пойдет с молотка. Но Раневская и Гаев отвыкли от всякой деятельности, непрактичны до глупости, неспособны даже всерьез задуматься о надвигающейся угрозе. Они предают идею вишневого сада. Он для помещиков - символ прошлого. В прошлом остается и Фирс, старый слуга Раневской. Отмену крепостного права он считает несчастьем, а к своим бывшим хозяевам привязан как к собственным детям. Но те, кому он преданно служил всю жизнь, бросают его на произвол судьбы. Забытый и покинутый, Фирс остается памятником прошлого в заколоченном доме.

Настоящее время представляет Ермолай Лопахин. Отец и дед его были крепостными Раневской, сам он стал преуспевающим купцом. На сад Лопахин смотрит с точки зрения «циркуляции дела». Он сочувствует Раневской, сам же вишневый сад в планах практичного предпринимателя обречен на гибель. Именно Лопахин доводит агонию сада до логического завершения. Имение разбито на доходные дачные участки, и «только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву».

Будущее олицетворяет молодое поколение: Петя Трофимов и Аня, дочь Раневской. Трофимов - студент, трудом пробивающий себе дорогу в жизнь. Его жизнь нелегка. Когда приходит зима, он «голоден, болен, встревожен, беден». Петя умен и честен, понимает, в каком тяжелом положении живет народ, верит в светлое будущее. «Вся Россия наш сад!» - восклицает он.

Чехов ставит Петю в смешные положения, снижая его образ до предельно негероичного. Трофимов - «облезлый барин», «вечный студент», которого Лопахин все время останавливает ироническими замечаниями. Но мысли и мечты студента близки к авторским. Писатель как бы отделяет слово от его «носителя»: значимость произнесенного не всегда совпадает с социальной значимостью «носителя».

Ане семнадцать лет. Молодость для Чехова - не только возрастной признак. Он писал: «…ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и… борется с ними». Аня получила обычное для дворян воспитание. Большое влияние на формирование ее взглядов оказал Трофимов. В характере девушки присутствуют искренность чувств и настроения, непосредственность. Аня готова начать новую жизнь: сдать экзамены за курс гимназии и разорвать связи с прошлым.

В образах Ани Раневской и Пети Трофимова автор воплотил все лучшие черты, присущие новому поколению. Именно с их жизнью связывает Чехов будущее России. Они высказывают идеи и мысли самого автора. В вишневом саду раздается стук топора, но молодые люди верят, что следующие поколения посадят новые сады, прекраснее прежних. Присутствие этих героев усиливает и укрепляет звучащие в пьесе ноты бодрости, мотивы будущей прекрасной жизни. И кажется - не Трофимов, нет, это Чехов вышел на сцену. «Вот оно, счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе... И если мы не увидим, не знаем его, то что за беда? Его увидят другие!»

Конец девятнадцатого - начало двадцатого - время изменений. На рубеже веков люди живут накануне. Накануне же чего, мало кто понимает. Уже появляются люди нового поколения, тогда как продолжают существовать люди прошлого. Возникает конфликт поколений. Подобное уже изобразил Тургенев в романе “Отцы и дети”. У него это яркий конфликт, зачастую разрешающийся спорами. Антон Павлович Чехов по-иному взглянул на проблему. У него нет внешних столкновений, но читатель чувствует глубокую внутреннюю трагедию. Рвутся связи между поколениями, и, что самое страшное, рвутся обыденно. Для нового поколения, которое в пьесе представляют Аня и Петя, уже не существует тех ценностей, без которых жизнь старшего, то есть Раневской, Гаева, не имеет смысла.
Ценности эти в пьесе олицетворяет вишневый сад. Он - символ прошлого, над которым уже занесен топор. Жизнь Любови Андреевны и ее брата не может существовать раздельно от вишневого сада, но вместе с тем они ничего не могут сделать для сохранения его. Раневская просто бежит от своих проблем. После смерти сына она, бросая все, уезжает в Париж. После разрыва с любовником вновь возвращается в Россию, но, обнаружив на родине неразрешимые проблемы, вновь хочет бежать во Францию. Гаев силен лишь на словах. Он говорит о богатой тетке, о многом другом, но в действительности и он понимает, что множество рецептов предлагается лишь при неизлечимой болезни. Их время уже прошло, а наступило время тех, для кого красота заключается лишь в пользе.
Таковым был Лопахин. Говорят о нем по-разному: то он “хищник”, то - “тонкая и нежная душа”. В нем сочетается несовместимое. Человек, который любит Любовь Андреевну, всей душой сочувствует ей, не понимает прелести вишневого сада. Он предлагает сдать в аренду имение, разбить его на дачи,
не сознавая, что это будет концом не только вишневого сада, но и его хозяев. Две противоположности боролись в этом человеке, но, в конце концов, победило рационалистическое зерно. Он не может сдержать радости, что он, бывший холоп, становится владельцем вишневого сада. Он начинает вырубать его без всякого сожаления. Лопахин поборол в себе любовь к Раневской, не хватило смелости у него и жениться на Варе.
Варя - приемная дочь Раневской - по существу была хозяйкой вишневого сада во время длительных отсутствий своей матери. У нее находятся ключи от имения. Но она, которая в принципе могла бы стать хозяйкой, не хочет жить в этом мире. Она мечтает о монашестве, о странствиях.
Действительной наследницей Любови Андреевны и Гаева можно было бы посчитать Аню. Но, к сожалению, она таковой не является. Аня с Петей олицетворяют будущее. Он - “вечный студент”, своими философскими речами напоминающий Гаева; она - образованная девушка, его невеста. На Аню очень влияют Петины речи. Он говорит ей, что вишневый сад в крови, что его нужно ненавидеть, а не любить. Она же во всем соглашается с Петей и восторгается его умом. И как страшный итог звучит вопрос Ани: “Почему я больше не люблю вишневого сада?” Аня, Любовь Андреевна, Гаев - все они, по существу, предают свой сад, сад, который они приручили, но за который не способны постоять. Трагедия старшего поколения в неспособности защитить свое прошлое. Трагедия же настоящего и будущего поколений - в неспособности оценить и понять ценности прошлого. Ведь нельзя же, чтобы символом целого поколения стал топор. Чехов в пьесе описал три поколения, раскрыл перед читателем трагедию каждого из них. В наше время проблемы эти также актуальны. И на рубеже XX-XXI веков произведение Чехова приобретает оттенок некоего предостережения.