Рылеев художник. Рылов Аркадий Александрович: биография, фото и интересные факты. Многие работы Рылова посвящены морю и водной глади. Ясные морские дали, тонущие в голубовато - розовой дымке, бурые, горячие на солнце скалы, омытые изумрудно - синей водой,

Рылов Аркадий Александрович (1870-1939)-известный русский советский живописец-пейзажист,график и символист, ученик Штиглица и Архипа Куинджи.

Аркадий Александрович Рылов родился 17(29) января 1870 года в селе Истобенское Вятского уезда Вятской губернии (ныне Истобенск Кировской области)в семье чиновника. Рождение мальчика произошло в пути, по дороге родителей Аркадия в Вятку. В связи с тяжёлым заболеванием отца, который страдал сильным нервным расстройством, воспитание мальчика проходило в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке. Детство и юность будущего художника прошли в окружении суровой, но в то же самое время колоритной северной природы, яркие впечатления о которой Рылов сохранил впоследствии на всю жизнь. Семья мальчика в Вятке жила на берегу широкой и полноводной одноимённой реки.Край лесов, озер и рек с раннего детства покорил художника своей красотой, заставив его полюбить природу страстно и на всю жизнь. Будучи ещё подростком, Рылов любил целыми днями бродить по лесам и лугам, часами сидеть у воды, наблюдая за утками или подолгу следить за непоседливыми пушистыми белками.
В 1888 году, после окончания школы в Вятке он приехал в Петербург, где по совету родственников поступил в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица, обучаясь в нём вплоть до 1891 года, занимался у известного художника и педагога К.Я. Крыжицкого (1858-1911). Параллельно Аркадий Рылов занимался в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств.

В 1893 году Аркадий Рылов поступил в Санкт-Петербургскую Императорскую Академию художеств, а спустя еще год его пригласил к себе в мастерскую Архип Иванович Куинджи(1841-1910), выдающийся российский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Рылов в буквальном смысле боготворил своего учителя, обучение у которого было давней и заветной мечтой молодого художника.
Аркадия Рылова в полном мере можно считать учеником и последователем Куинджи, навсегда сохранившим в своём творчестве привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при этом всегда следовавшим завету учителя как можно больше работать на натуре.
Уже первая работа, созданная Рыловым после окончания Академии художеств – “Догорающий костёр” (1898 год) – обратила на себя внимание критиков, и была приобретена П.М. Третьяковым.
К началу 1900-х годов мастерство Аркадия Александровича Рылова достигло зрелости. За картину “С берегов Вятки” художник получил золотую медаль в Мюнхене.
Участвовал А.А. Рылов и в знаменитой выставке 1901 года в Москве, где были представлены самые крупные объединения художников того времени. В 1902 году он был приглашён на престижный венский Сецессион, а с 1908 года — стал постоянным участником выставок Союза русских художников под руководством А. Васнецова.
В 1904 г. появилась его знаменитая работа «Зеленый шум». Над картиной художник работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга. Современников художника поразило молодое, радостное чувство, которым оказался пронизан пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Динамично пространственное решение сюжета- это противопоставление сильно приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой дали.
Талантливого русского пейзажиста признал и Париж, считавшийся законодателем в искусстве. За пейзаж “Зелёный шум” Аркадий Александрович Рылов был избран действительным членом почетного жюри парижского Салона (выставки). И не просто, а с правом выставлять там свои картины без предварительного обсуждения жюри, что явилось высочайшей оценкой его мастерства.
Тем же радостным чувством и аналогичным пространственным построением характеризуется и другая известная работа художника «В голубом просторе» (1918), на которой изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди, земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно, устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные силы образ позже был использован в идеологических целях. Картину объявили первым советским пейзажем, а Рылова — основоположником советской пейзажной живописи.Картина “В голубом просторе”относится к числу тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи.
Но творчество художника отмечено пейзажами и с иным душевным настроением. В этой связи в первую очередь стоит отметить работу «Глушь» (1920), в которой болото с черной водой заполняет весь первый план, а за ним — мрачный, тревожный лес…..
Хотя, справедливости ради, стоит всё же отметить, что жизнеутверждающих произведений у художника намного больше: «Жаркий день», «Полевая рябинка», «Островок» (все 1922), «Березовая роща» (1923), «Старые ели у реки» (1925), «Лесная река» (1928), «Домик с красной крышей» (1933), «В зеленых берегах» (1938) и многие другие….
В 1915 году Аркадий Александрович Рылов стал академиком живописи.
Стремление быть как можно ближе к природе, заставляло Аркадия Рылов каждое лето,начиная с 1902 и по 1914 год, приезжать в Воронежскую губернию, на живописные берега реки Оскол, в усадьбу своего товарища по училищу Штиглица А.П. Рогова, впоследствии художника по мозаике и преподавателя Петербургской Академии художеств. Для работы Аркадий Александрович даже построил летнюю мастерскую на опушке леса, из которой открывался живописный вид на Оскол. Эта мастерская, по своему облику и резным украшениям напоминавшая сказочную избушку, запечатлена художником в этюде «Красный домик» (1910).
Аркадий Александрович мог часами наблюдать за животными, птицами, насекомыми в лесу или на реке ранним утром, днём, вечером и глубокой ночью. Природа с берегов Оскола внесла новые краски в палитру переживаний и сюжетную тематику художника. На картинах 1910-1920 годов появляется лесостепной пейзаж и река среди леса. Этому краю А.А. Рылов посвятил картины «Весна на Осколе», «Весеннее утро. Река Оскол», «Весна. Река Оскол», «Река Оскол», «Осока. (Река Оскол)». Все они хранятся в музеях Санкт-Петербурга, Москвы, Калуги, Костромы, Казани.
Рылов обладал редким даром единения с животным миром — он был также тонким анималистом, вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали удивление окружающих. Известно, что у художника в мастерской был целый уголок леса, где гуляли его обитатели — обезьяна, зайцы, белки, птицы и другие животные. Он их покупал на рынке или где-нибудь подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне отпускал на волю. Звери и птицы Аркадия Александровича не боялись.
Аркадий Александрович Рылов обладал еще одним даром — педагогическим. До революции он вел «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств (в 1902-1918 годах), а затем преподавал в Академии Художеств (в 1918-1929) и в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923-1926). Аркадий Рылов на всю жизнь сохранил в памяти светлый образ своего учителя А.И. Куинджи и в собственной педагогической работе использовал его приемы. Его советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники. Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям.
Успешно работал Рылов и как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки «Теремок», 1936, и «Сказки зверолова», 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями («Когда это бывает», 1936; издана в 1946году).
Аркадий Рылов был членом художественных объединений (“Мир искусства”, “Союз русских художников”, “Община художников”, АХРР), принимал участие во всероссийских и зарубежных выставках. При жизни художника состоялись его персональные выставки в Ленинграде и Москве.
Аркадий Рылов постоянно поддерживал связи с Вяткой, приезжал на этюды, был почетным членом Вятского художественного кружка, участвовал в выставках и в создании местного музея. В Вятском художественном музее хранятся 104 работы Аркадия Рылова, большая их часть – дары самого автора и его вдовы С.Л. Рыловой.

22 июня 1939 года Аркадий Александрович Рылов скончался в возрасте 69 лет в Ленинграде, где и был похоронен. Посмертно вышли его ценные «Воспоминания».

«Рыловых природой отпускается очень, очень скупо», — писал друг художника М. В. Нестеров после печального известия о его смерти В историю русской живописи Аркадий Александрович Рылов вошел прежде всего как автор двух прославленных пейзажей — «Зеленый шум» и «В голубом просторе», хотя наследие оставил большое и очень высокого художественного уровня.Его творчество является важной частью русской реалистической живописи первой трети ХХ века.Произведения художника хранятся во многих музейных и частных собраниях.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г.,Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Живописец, график.

Родился в семье служащего. В 1888–1891 учился в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица у К. Я. Крыжицкого и Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1894 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ, занимался в мастерской А. И. Куинджи. В 1897 за картину «Набег печенегов на славянскую деревню» получил звание художника. Годом позже вместе с другими учениками Куинджи совершил путешествие в Германию, Францию, Австрию, организованную и профинансированную Куинджи. С 1898 участвовал в Весенних выставках в залах Академии художеств.

Жил в Петербурге (Петрограде, Ленинграде). В 1901 за работу «С берегов Вятки» награжден золотой медалью на Международной художественной выставке в Мюнхене. В 1902 вошел в «Мир искусства». Экспонировал свои картины также на выставках «36 художников» (с 1901), Венского Сецессиона (1902), Нового общества художников (с 1905), Московского товарищества художников (1908), Салоне В. А. Издебского (1909–1910). В 1906–1907 принял участие в выставках русского искусства, организованных С. П. Дягилевым в Париже и Берлине. В 1909 выступил одним из основателей Общества Куинджи. В 1911 стал членом и постоянным экспонентом Союза русских художников.

Работал в области журнальной графики, под псевдонимом Аркан выполнял рисунки для журнала «Театр и искусство». Был участником рисовальных вечеров Е. С. Зарудной-Кавос. В 1900-х–1910-х неоднократно совершал поездки в Крым, на Кавказ, в Финляндию, Витебскую, Воронежскую, Самарскую, Орловскую губернии. В 1912 посетил Стокгольм. С 1902 по 1918 вел анималистический класс в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. В 1915 был избран академиком.

После Октябрьской революции 1917 преподавал в Петроградских свободных художественных мастерских, с 1923 - во ВХУТЕМАСе, с 1925 - во ВХУТЕИНе. Параллельно в 1919–1923 вел занятия в Военно-морском училище, в 1923–1926 преподавал в Ленинградском художественно-промышленном техникуме.

В 1920 в Петрограде состоялась первая персональная выставка художника, за ней последовали выставки в 1934–1935 в Ленинграде и Москве. В 1924–1925 работы Рылова экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке. С 1923 являлся членом «Общины художников», в 1925 вступил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР). В 1925–1928 являлся председателем Общества Куинджи.

В 1935 был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1936–1937 создал иллюстрации к книгам В. В. Бианки «Теремок» и «Сказки Зверолова». В 1936 написал книгу очерков о природе «Как это бывает», которую сопроводил собственными акварелями (издана в 1946).

Ретроспективные выставки произведений Рылова были организованы в Государственном Русском музее (1940, 1962), Научно-исследовательском музее Академии художеств СССР (1970). В 1990 прошла ретроспектива мастера в Кирове.

Рылов - один из крупнейших мастеров первой половины XX века, продолжавший в своем творчестве традиции русской пейзажной школы, в частности Куинджи. Отличительными особенностями его искусства являются романтически-возвышенный, часто эпический, мотив изображения, внимание к эффектам освещения, декоративное понимание цвета. Художник много работал с натуры, но на пленэре, как правило, создавал лишь этюды, предпочитая писать картину в мастерской. Колорит его картин в основном плотный, насыщенный.

В разные периоды своей художественной деятельности Рылов испытал влияние импрессионизма и модерна. Расцвет его творчества приходится на 1900-е - 1910-е, когда были созданы наиболее известные работы - «С берегов Вятки» (1901), «Зеленый шум» (1904), «Березы» (1916), «В голубом просторе» (1918) и другие.

Произведения Рылова находятся во многих музейных и частных собраниях России, среди них Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей русского искусства

Провинциальный юноша, покоривший изысканно - художественный Санкт - Петербург и насыщенно - живописную Москву своей фольклорной красочностью, реалистическими и одновременно тонкими пейзажами, заслуживший звание академика и первым провозглашенным советским королем пейзажа за создание своей знаменитой картины «В голубом просторе», признанный в Париже и Вене и без сомнений прославленный на Родине. И это все - Аркадий Александрович Рылов.

В своем искусстве художник Рылов был созвучен времени. Его творчество опровергло понятие о пейзаже как о второстепенном жанре, менее емком, нежели портрет или картина. Он стремился к написанию пейзажей - картин, к созданию монументального, романтически обеспокоенного образа родной природы и выразил в оставленных пейзажах чувства и стремления своей эпохи.

Он родился неподалеку от самой Вятки, в Истобенском селении Кировской области, 29 января 1870 года. Отец художника, чиновник уездной провинции, имел склонность к увлечению рисунком и живописью. Часто писал акварелью. Эти несохранившиеся любительские занятия живописью были первой встречей мальчика Аркадия с искусством. Но все же отец не смог в дальнейшим повлиять на художественные наклонности у детей. Когда Аркадию Александровичу не исполнилось и шести лет, отец тяжело заболел нервным расстройством и лишился рассудка. Психиатрическая лечебница в Казани, куда мать мальчика поместила мужа, стала вторым домом. Отец умер спустя недолгое время.

Мать совсем скоро познакомила детей, у художника была старшая сестра и два младших брата, с новым отчимом - бывшим петербуржцем Александром Егоровичем Витт, занимающий в Вятке должность нотариуса. Интересно то, что и родной, и не родной отцы художника вовсе не скверно рисовали - последний всячески поощрял смелые творческие мысли приемного сына и увлечение им искусством, возникшее в совсем раннем возрасте. В семье жили дружно и, до восемнадцатилетнего возраста, Аркадий Александрович Рылов не покидал родного города.

В отроческом возрасте Аркадий Александрович с братом построили себе лодку и зачастую проводили время на реке, уходя далеко вверх по течению, порой проделывая увлекательный и длительный путь. Изумительные пейзажи, сосновые леса, высокие берега скромной и чарующей Великой Русской Природы - все это складывалось, как мозаика, в мышлении художника, в общую картинку, в общий сюжет. Он мог безмолвно часами наблюдать с воды живописную красоту. Удивительные и яркие цвета пейзажа поражали, захватывали и подталкивали его на творчество с первого взгляда. Как же хотелось, наверное, задержаться на минутку в этой естественной безмятежности и запечатлеть в памяти красоту мест.

Впоследствии художник признавался, что эти путешествия, жизнь среди первозданной природы, ночевки у костра оказали большое влияние на формирование в нем пейзажиста. Затопленный лес во время весеннего паводка, борьба с разгулявшимся штормовым ветром, шум берез на крутых берегах - все это испытанное и прочувствованное отразилось где - то в подсознании, чтобы потом воплотиться в живописи.

С восьми лет Рылов учился в гимназии и, уже тогда проявляются блестящие способности рисовальщика. За плохую успеваемость мальчика исключили из гимназии, и родители отправили его учиться в реальное училище. Надо отметить, что рисование - это был единственный предмет, где Рылов показывал блестящие успехи во время учебы в училище. В старших классах Аркадий знакомится с начинающим телеграфистом и страстным любителем живописи Алексеем Николаевичем Юдиным. Возникшее единобратство и дружба, позже скрепленная родственными узами (Алексей Николаевич женился на сестре Рылова - Екатерине), продолжалась всю жизнь.

В августе 1888 года отчим везет молодого Аркадия, компанию которому составил Юдин, в Петербург. Юдину пришлось оставить службу на телеграфе, где он получал жалованье в пятнадцать рублей. После тихого, провинциального городка, где жизнь просыпалась лишь с колокольным звоном, во время праздничных крестных ходов, парой ярмарок, да толпой голодных арестантов по пути в Сибирь, бредущих под конвоем. Где по вечерам зажигались тусклые и редкие керосиновые фонари, вдруг попасть на Невский проспект, сверкающий огнями электрических и газовых фонарей, с торцовой мостовой, цоканьем копыт и постукиванием колес бесчисленных экипажей и карет.

Молодые люди поступают в Центральное техническое училище рисования барона Александра Людвиговича фон Штиглица и с огромным воодушевлением начинают работать. Рылов учится у К.Я. Крыжицкого, параллельно занимаясь в школе живописи при Обществе поощрения художеств. Не окончив училище, в 1891 году, его неожиданно призывают в армию. И здесь все свободные минуты посвящены рисованию. Отслужив положенный срок, унтер - офицер Рылов возвращается в Петербург. Ему разрешается держать экзамен в Академию художеств. И в 1893 году Рылов - ученик Академии художеств. А еще спустя год, осуществляется давняя и сокровенная мечта. В 1894 году «таинственный художник», волшебник света, покоривший своим искусством не только русскую публику, Архип Иванович Куинджи, принимает Рылова в свою мастерскую, впоследствии из которой вышло немало своеобразных и выдающихся художников.

Неотразимая сила таланта, самобытность, яркость натуры, отеческое понимание и отношение к ученикам покоряют Рылова, он буквально влюбляется в наставника, и на всю жизнь.

Занимаясь рисованием в мастерской Куинджи, он знакомится с новыми товарищами. Близкими друзьями среди них стали - художники Николай Рерих и Константин Богаевский .

В 1895 году, сам Куинджи и его ученики совершают крымский поход. Это было запоминающееся время, когда из Севастополя через Бахчисарай и Байдарские ворота они прошли пешком до Симеиза. Здесь Архип Иванович владел двумя небольшими участками земли. Молодые живописцы в течении двух месяцев проводили рисовальные дни. В этот период времени Рылов пишет одни из первых произведений: «», «», «».

В 1897 году в Академии художеств начались студенческие волнения против ректора А.О. Томишко. Протестанты добивались извинений за оскорбления, которые тот выразил в адрес их товарища. Сбор бунтовщиков посетил Куинджи. Он убедил всех вернуться в аудиторию. Последствием данного события стало упразднение мастерской Куинджи и лишения профессорского звания руководителя. В знак протеста против отставки Архипа Ивановича, студенты единогласно решили писать дипломные работы за пределами Академии. Среди их числа был и Рылов. Академия уступила выпускникам. В ноябре 1897 года Рылов оканчивает свое художественное образование картиной «» и получает звание художника.

Куинджи, считая несправедливым присуждение заграничной поездки только двум из своих учеников, за свой счет везет в традиционно - ознакомительное путешествие по Германии, Австрии и Франции всех своих выпускников Академии.

До самой смерти учителя, Архип Иванович оставался для своих учеников другом, неповторимым добросердечным гением, магом и чародеем живописи. Рылову казалось невозможным сделать или совершить что - либо без его одобрения, ведь Куинджи был превосходным педагогом.

Художник Богаевский вспоминал: «Своих учеников Куинджи учил внимательно работать на этюдах, разрабатывать по возможности все детали. Мы должны были правильно передавать форму предмета, цвет его и отношения - все так, как в природе».

На петербургской выставке 1898 года Аркадий Александрович знакомит публику с картиной «». Произведение не только купил для своей «Пинакотеки» коллекционер, любитель и знаток живописи П.М. Третьяков , с ней художника ждал баснословный успех.

Летнее путешествие Рылова по Западной Европе преподносит ему массу впечатлений, но, обостряет его внимательную преданность к дорогой сердцу земле, к дорогой сердцу природе.

Уже к началу 1900 - х годов труды Рылова достигают наивысшего живописного авторитета: его многие прославленные картины экспонируются на выставках Мира искусства и Союза русских художников; они впечатляют, восхищают и привлекают своей индивидуальностью взор публики. На летние время, он переезжает в родную Вятку. Здесь им выполнено множество этюдов, и каждый этюд своеобразен, они ослепляют новизной, внезапной оригинальностью, характерным и неповторимым мотивом.

Картина «» (1901) несет в себе зачатки тех настроений, с которыми Рылов пришел в русскую пейзажную живопись как самобытный и оригинальный художник.

Стремясь быть как можно теснее к неисчерпаемым источником своего вдохновения - к природе - Аркадий Рылов посещает живописные пейзажи реки Оскол в Воронежской губернии. На лесной опушке, рядом с летней усадьбой своего товарища по училищу А.П. Рогова, Аркадий Александрович для работы построил себе мастерскую, из которой открывался дивный вид на Оскол, и мог часами рассматривать волшебную природу. Рылов любил животных и был восхитительным анималистом: в мастерской у художника был целый живой уголок леса, где обитали четвероногие и крылатые гости: птицы, зайцы, белки и прочая лесная живность. Он где - нибудь их подбирал, или покупал на рынке, заботился, выхаживал, а по весне отпускал на волю.

В 1902 году Рылова приглашают на престижный венский Сецессион в Мюнхене. Тогда Мюнхен был второй после Парижа худoжественной столицей Европы. Рылов выставляет свою картину «» (1901). И опять судьба подарила непредсказуемую награду художнику, - картина побeждает, ей присуждают золотую медаль. Художественного гения пейзажа признают не только еврoпейские страны, такие как Германия и Австрия, но и Париж - блистательного Рылова избрали почетным членом жюри Парижского салона с правом выставлять без предвaрительного обсуждения жюри свои картины.

Поскольку Рылов жил довольно скудно, с трудом укладывался в скромный заработок, то чтобы не пуститься по миру, преподавал живопись для юных отпрысков аристократических ячеек, а в 1902 году начинается служба в Обществе поощрения художеств делопроизводителем, а с 1906 года преподавателем Рисовальной школы Общества. Рылов возглавляет специальный рисовальный класс животных, открытый специально для него. Директор школы Николай Рерих полностью одобрял и искренне доверял коллеге. На возникшие сомнения и вопросы Николай Константинович отвечал: «Как хочешь, Аркаша, так и веди класс, это тебе лучше знать... »

Его творчество многие годы тесно переплеталось с Финляндией. В своей первой поездке, в 1903 году, Рылов создает несколько этюдов Финского леса. Художник был очарован финским лесом. Он часто появлялся в масляной живописи Рылова , написанный широкой кистью, монументальными мазками и даже сурово. В 1908 году Рылов пишет еще несколько картин - пейзажей с пейзажами финского леса. И всегда, давая название картине, Рылов подчеркивал, что пишет не простой лес, а «Лес с Финляндскими видами», не простую осень, а «В Финляндии Осень».

Мудрые и высокие, с прямыми стволами сосны возвышаются над каменистыми скалами в картине «». Цветовая гамма менее спокойная, скорее более тяжелая, - не самая жизнеутверждающая картина. Верхушки деревьев, представленные в коричнево - серых тонах, касаются свинцового неба, запелененного сердитыми облаками. Несмотря на столь мрачные мысли, Рылов переднем плане рисует громадные хладные скалы. Они не с острыми выступами, а сглаженные, как у Левитана , с изумительным природным узором и изумрудно - фиолетовой окраской мхом. Этот образ Финляндии не пугает, скорее он завораживает преданного зрителя.

И все же в финских этюдах художника всегда есть оптимизм, а в таких, как «» (1905), пестрыми красками и звуками совершенствуется северная природа в ослепительных солнечных лучах, цветовыми пятнами мозаика зиждится на гармоничном сочетании природного камня, а тощие стволы деревьев беспомощно увязли между камней, их ветви кажутся могучими крыльями вымышленных птиц, стремящихся к свободе.

Ручьем ярко - синяя река прорвалась через каменные развалы, образуемые лежащими дикими валунами. На небе преобразовались кучерявые облака, пристально наблюдают за мать - природой, охраняя безмолвие темных вод. А на соседнем берегу реки проснулась от заколдованного сна лучезарная поляна и возвысились холмы из плоской низменности. Запоминая встречи с природой Финляндии, Рылов в своих картинах пытается передать дикую и величественную природу, изображая реки, деревья, камни и водопады.

Но апогеем его вдохновения был водопад Иматра. До самой смерти не выпускал кисти из рук художник, работая над этюдами реки Вуокса и водопада Иматра. В 1934 году художник последний раз вспоминает о Иматре и пишет вид водопада «», но работает по этюдам своей давно прошедшей молодости, оживленно черпая вдохновение в бурном потоке бессмертного водопада.


Холст, масло. 37,2 х 46,2

Холст, масло. 33 х 50


Холст, масло. 37,5 х 45

В течение двух лет художником создавалась работа над «Мотивом с березами », и вот наконец наступил вожделенный день, когда приходит Архип Иванович Куинджи, не забывавший своих воспитанников. В одной квартире они жили втроем: Рылов, Богаевский и Латри. Куинджи прошел сначала в комнату Богаевского, и вскоре послышался раздосадованный голос Архипа Ивановича, затем перешедший в крик: «Это не облака, это камни, а камни у вас на подушки похожи. Черт знает, это - декадентство!» Аркадий Александрович с замиранием сердца представлял свою участь и был очень удивлен и пугающе обрадован, когда учитель похвалил «Мотив с березами », которому подошедшим Богаевским, с общего одобрения, было дано название «» (1904).

И пошел с той поры гулять по свету «», прославляя скромного художника из далекой Вятки, радуя людей веселым шумом берез, буйным ветровым русским раздольем.

На крутом берегу, над разноцветьем привольных лугов, над неоглядным раздольем рек, взъерошил внезапно налетевший ветер курчавую листву берез. В небе проворно несутся облака. Все подвижно, все в необузданном порыве. Лишь величаво и плавно катит свои синие холодные воды река. А над вольной рекой, над родными и широкими просторами, щедро напоенными свежим воздухом и солнцем, игриво шумит в зеленых ветвях берез молодой ветер.

Прошумел в 1906 году «» и в Париже. Автора избрали действительным членом «Осеннего салона», что давало право выставляться там без жюри. Его приглашали к себе самые авторитетные объединения художеств, появлявшиеся в России на заре XX века, такие как «Мир искусства». Но, Рылов хранил верность Куинджи, и по преимуществу выставлялся на любовно опекаемой учителем Весенней выставке, хотя и тяготился раздирающими ее содомами.

Художник большого творческого темперамента постоянно искал новые и оригинальные пейзажные мотивы, передающие бесконечное многообразие родной природы, стремился к острым и смелым композиционным и цветовым решениям.

Многие работы Рылова посвящены морю и водной глади. Ясные морские дали, тонущие в голубовато - розовой дымке, бурые, горячие на солнце скалы, омытые изумрудно - синей водой, ленивая рябь набегающей на берег волны, чайки на песчаных отмелях - все одухотворено в картинах живописца живым поэтическим чувством.

В «Тихом озере » (1908) присутствует чувство покоя. Глядя на это удивительно гармоничное полотно испытываешь ту ни с чем не сравнимую светлую радость, которую доставляет общение с природой.

В 1912 году Рылов пишет большую картину «» (1920). Тему, которую художник будет исследовать в течение многих лет. Над бурной, рыжей водой, на фоне покрытого тучами неба летят могучие белые птицы. Мучительно и долго над картиной работал художник, пока лебеди не устремили в неведомую даль свой полет.

Еще в 1910 году появились в произведениях Рылова и любезные его сердцу чайки. Они продолжают появляться периодически в течение двух десятилетий. То в «» 1922 года, то в «Чайки » 1933 - го года, то «» 1918 года. К этому же времени относится и одно из центральных полотен рыловского творчества «» (1918). Картине суждено стать произведением, выражающим эпоху. Ощущение необыкновенной бодрости пробуждает эта картина, изображающая полет лебедей над морем в просторах голубого весеннего неба. Мажорное звучание этой голубой симфонии, свежесть ветра и необычайная прозрачность воздуха, а главное - чувство беспредельной свободы. Все это является верным ощущением свершившегося великого переворота в истории нашей планеты.

Ощущением новой жизни, полета в безграничную высь синего неба, романтического, почти сказочного повествования. Когда стояла на мольбертах эта картина, в Петрограде был голод, поэтому сила мечты художника чувствуется острее. В нетопленной мастерской застывала вода. Он одевался, как полярник, во все теплое. Старый холостяк, всю жизнь кочевавший по разным квартирам, в то время он жил совершенно одиноко в большой мастерской на 4 - й линии Васильевского острова. Взбирался по крутой лестнице с заиндевелыми стенами к себе на четвертый этаж, замерзшими руками открывал квартиру, в которой было немногим теплее, чем на улице, и, наверное, сам с удивлением смотрел на мажорно звучащую голубую симфонию, на царственных, ослепительной белизны птиц, устремившихся в беспредельную синь неба, на скалы, освещенные холодными лучами северного солнца.

И дело вовсе не в передаче солнечного света, не в скалах, написанных с большой убедительностью, не в беспредельности морского простора и стремительного полета птиц. Дело в духовной полноте настроения, в той радости светлой, которая, подобно музыке Моцарта, наполняет душу...

Картине «» присущи пространственное построение и чувство радости близкое «Зеленому шуму ». В «» Аркадием Рыловым достигнуто не только отчетливая ясность и выразительная живописная линия, но и символические оттенки созвучного образа. Сине - зеленого оттенка волны неторопливо мчатся одна за другой. Они плавно двигаются, боясь разбиться о красноватые неприступные скалы далекого необитаемого острова. Холодное северное море покачивает легкий парусник на морских волнах, а суровая и величавая природа Севера встречает новый день. Белые лебеди реют над бескрайним голубым простором, то поднимаясь к курчавым облакам, то снижаясь к бескрайнему морю. В картине столько простора, воздуха, света и не преодолимого желания к безграничному пространству, что, кажется, ощущается свежее дуновение ветра. Гармоничный ритм движения и жизнеутверждающий колорит сложили поэтическую песнь. Картину провозгласили первым советским пейзажем, а Аркадия Александровича Рылова - родоначальником советской пейзажной живописи.

С 1920 года Рылов назначен на должность профессора в Высших художественно - технических мастерских (Вхутемас), созданную в ходе реорганизации системы художественного образования. Еще в ноябре 1918 года Рылову приходилось собираться с силами и подстраиваться под новые реалии. В солидарности со студентами, Аркадий Александрович работал над оформлением плакатов с революционными призывами и знаменами. Атмосфера во Вхутемасе, где авторитарным правлением, внутренними делами и интересами заправлял Петров - Водкин , была достаточно тревожной. Куинджиевские педагогические методы обучения тут не функционировали - студенческий «материал» оказался слишком сырым.

Покинув Вхутемас, Рылов облегченно вздохнул - он стосковался по большой художественной работе и собственной самобытности. И непременно погрузился в нее с головой. Аркадий Александрович больше работает над натурными этюдами однако в них прослеживается несколько иной темперамент, чем раньше. Из - под его кисти выходит множество прекрасных пейзажей. Это небольшого размера картины со своим настроением, интересной композицией и живописным решением: «Полевая рябина

Холст на картоне, масло. 50 х 38

Небольшое полотно «» впервые была представлена на «Выставке картин шестнадцати художников» в Ленинграде, состоявшаяся в 1924 году, и сразу же привлекла несомненный успех Рылову . Картина удивляет своими незначительными размерами и «пустяковой» темой. Можно предположить, что это этюд, хотя на самом деле это полноценная картина маслом, включающая в себя бессчетное количество легко усвояемой доли обобщенных деталей с подробностями. Этим определяются главные особенности творчества художника. Вдохновленный живописью Левитана, Аркадий Рылов показывает великолепие и многообразие природы, выявляет душевную эмоциональность, тонкую поэтичность и подлинный реализм. Он не слишком увлечен поиском «больших» замыслов. Его кругозор охватывал все до мельчайших деталей.

Излюбленным становится контражурное освещение с изумрудными, голубыми, даже ультрамариновыми тенями. Чувствуется, что художник ищет покоя, что он счастлив в общении с природой. Наиболее значительным произведением этого времени можно считать работу «». Упрощенные формы и декоративность цветового решения становятся в этой вещи доминирующими. Появляются старые любимицы - белочки, веселые, милые зверьки.

Это декоративно - орнаментальное полотно завершает серию его сине - зеленых полотен, созданных в 1920 - е годы. Оно, несомненно, связано с «Лесными обитателями », но, по сравнению с ними, более четко выверено в композиционном отношении. Художник строит композицию по театральному принципу: на переднем плане ветки оживляются фигурками белок, выводя их как бы на авансцену. Сами же ветви выполняют роль приоткрывающих театральных кулис, за которыми взгляд зрителя уводится в необыкновенно уютный уголок лесного пейзажа - с подернутой рябью водой, в которой отражаются облака, и, с торжественно поднимающимися крутыми нетронутыми бортами по ее берегам.

Начало 1930 - х годов ознаменовано в истории искусства крутым поворотом в сторону реализма. Восстановлением на новой, реалистической основе художественной школы. Увлеченный новыми перспективами, чувствуя внимание к своему творчеству, Рылов начинает вновь работать над большими тематическими картинами. Наряду с целым рядом прекрасных этюдов, где влюбленный в природу художник по - прежнему лиричен и светел, он пишет такие вещи, как «». В зимний сказочный берендеевский лес пришел человек с машиной. Этот скрежещущий стальными челюстями механизм взрывает девственную тишину леса, он вторгается в мир солнца и белых, ослепительных снегов. Его движения неотвратимы, как движение жизни к новым горизонтам с новыми песнями.

1934 год принес художнику большую радость. Устраивается его собственная выставка. Первая выставка была встречена с большим энтузиазмом зрителями в Питере, а затем лояльность старого мастера оценили в Москве. Наиболее значительная картина выставки - картина «революционной» тематики «» (1934). И в пейзаже и в динамичной фигуре вождя чувствуются взволнованность, тревога, напряженность момента. Тревожные облака несутся с запада, полыхают огнем просветы, сильный ветер гнет деревья, и, как бы противостоя этой тревоге красок неба, этой покорности деревьев, человек устремился вперед, навстречу ветру, навстречу неизвестному будущему с твердой решимостью победить во имя дела, которому отдана жизнь.

Третьяковской галереей о новой картине.

По - настоящему полноправное место среди других мастеров живописи конца XIX - начала XX столетия занимает Аркадий Рылов . Для всех он в памяти был и будет прекрасным художником со своей слабостью к природе, чистой и восторженной привязанностью ко всему родному, русскому.

Он пришел к нам с любимыми пернатыми друзьями, с обитателями родных лесов, зверьем всяческим, которых любил и понимал «как братьев наших меньших». Пришел с любовью ко всему живому, с доброй улыбкой, но без всяких сантиментов, с тревогой и верой в торжество доброго начала в этом злом и беспокойном мире. Художник М.В. Нестеров , узнав о смерти друга, написал: «Рыловых природой отпускается очень, очень скупо…»

РЫЛОВ, АРКАДИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1870-1939), русский художник, мастер живописных пейзажей в духе символизма.

В голубом просторе, 1918

Родился в селе Истобенское (Вятская губерния) 17 (29) января 1870. Воспитывался в семье отчима, служившего нотариусом в Вятке (отец Рылова страдал нервным расстройством). Поселившись в Петербурге, занимался в Центральном училище технического рисования барона А.Л.Штиглица (1888-1891) у К.Я.Крыжицкого и в Академии художеств (1894-1897) у А.И.Куинджи. Участвовал в выставках «Мира искусства», «Союза русских художников», АХРР, был членом-учредителем (в 1925-1930 председателем) Общества имени А.И.Куинджи.

Изначально писал не только пейзажи, обращаясь к историческому и бытовому жанру (Набег печенегов на славянскую деревню, 1897, частное собрание, Петербург; Догорающий костер, 1898, Третьяковская галерея) и неизменно придавая природе значение не только фона, но и полноправного драматического компонента. С другой стороны, в природных его мотивах обычно проступала историческая символика (таков, к примеру, славянский челн, виднеющийся за деревьями в картине Зеленый шум, 1904; варианты в Третьяковской галерее и Русском музее). Его плотные по цвету, далекие от зыбкой этюдности картины эпичны по настроению, часто представая некими «предчувствиями» или «прологами». Поэтому вполне закономерно, что его знаменитое полотно В голубом просторе (1918, Третьяковская галерея) - со стаей диких лебедей над просторами северного моря и парусником вдали - вошло в официальную историю искусства как чуть ли не первая полноценно-«советская» картина, полная «революционной романтики».

На деле пейзажная стихия Рылова, при всей ее композиционной четкости, предстает слишком неопределенной для того, чтобы уверенно сопрягать ее с конкретными социально-политическими программами. Постреволюционные сюжетные «привязки» (Трактор на лесных работах, 1934, там же; В.И.Ленин в Разливе, 1934, Русский музей) всегда шли во вред его творчеству, опуская его на средний соцреалистический уровень. Напротив, созерцательная бессюжетность обеспечивала живописную свободу (Зеленое кружево, 1928, Третьяковская галерея; Лесная река, 1929, Русский музей). Рылов был также тонким анималистом, как бы засвидетельствовав это в рисунке Автопортрет с белкой (1931, Третьяковская галерея). Успешно работал как художник-иллюстратор (журнал «Чиж», 1936; книги В.В.Бианки Теремок, 1936, и Сказки зверолова, 1937). Написал книжку очерков о природе, оформив их собственными акварелями (Когда это бывает, 1936; издана в 1946). С 1902 активно работал как педагог (в Рисовальной школе Общества поощрения художеств и других училищах).

Берег моря, начало XX в

Рябь, 1901

Зеленый шум, 1904

Весна в Финляндии, 1905

Скалы в Кекенеизе, 1909

Пейзаж с рекой, 1913

Белая ночь Ночная заря 1915

Цветистый луг, 1916

Буйный ветер, 1916

Закат, 1917

Бурный день на Каме, 1918

На Каме, 1919

Глушь, 1920

Осень на реке Тосне, 1920

Островок, 1922

Чайки Закат, 1922

Полевая рябинка, 1922

Красное отражение 1928

На природе, 1933

Трактор на лесных работах, 1934

В зеленых берегах, 1938

Предвечерняя тишина, 1939

Утров Гродно

Парк на берегу Невы

Березовый лес

Крымские горы

Домик с красной крышей

Осенний пейзаж

Автопортрет с белкой, 1931

Полностью

Арка́дий Алекса́ндрович Рыло́в (17 (29) января , с. Истобенск , Вятской губернии - 22 июня , Ленинград) - русский советский живописец-пейзажист, график и педагог.

Биография

Аркадий Александрович Рылов вырос в семье отчима - нотариуса (родной отец был психически болен).

Учился в Санкт-Петербурге, сначала в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица (1888-1891) и у Константина Крыжицкого . Затем в -1897 годах учился в Академии художеств у А. И. Куинджи . Участвовал в создании объединений «Мир искусства », Союз русских художников . С 1915 года - академик живописи.

В окрестностях Петербурга и в Финляндии им были созданы десятки картин и эскизов в характерной для него цветовой гамме. Кроме того, А. А. Рылов успешно работал как художник-иллюстратор и писал эссе о природе.

А. А. Рылов был председателем Общества художников имени А. И. Куинджи .

С 1902 года вёл «класс рисования животных» в Рисовальной школе при Обществе поощрения художеств , с 1917 года преподавал в Академии художеств (профессор с 1918 года). Сотрудничал в журнале «Чиж».

После революции Рылов продолжал активно заниматься творческой и педагогической работой. А. А. Фёдоров-Давыдов называл Рылова "выдающимся советским пейзажистом ", а его картину "В голубом просторе" (1918, ГТГ) рассматривал в ряду "тех произведений, с которых принято обычно начинать историю советской живописи ". После образования в 1932 году ЛОССХ Рылов участвовал во всех его крупнейших выставках, начиная с Первой выставки ленинградских художников 1935 года. Его работы во многом определяли многогранный облик ленинградской пейзажной живописи 1920-1930-х годов.

Ученики

  • Козелл, Михаил Георгиевич (1911-1993)
  • Лекаренко, Андрей Прокофьевич (1895-1978)
  • Малагис, Владимир Ильич (1902-1974)
  • Невельштейн, Самуил Григорьевич (1903-1983)
  • Серебряный, Иосиф Александрович (1907-1979)
  • Тимков, Николай Ефимович (1912-1993)
  • Чарушин, Евгений Иванович (1901-1965)
  • Шегаль, Григорий Михайлович (1889-1956)

Работы

    Rylov Sunset 1917.jpg

    Закат. 1917
    Холст, масло.

    A. Rylov. Lenin v Razlive -2.jpg

    В. И. Ленин в Разливе в 1917 году. 1934
    Холст, масло.
    Государственный Русский музей

Наибольшую известность получили картины Рылова «Зелёный шум» (1904) и «В голубом просторе » (1918) . Другие его работы:

  • «Ветер в деревьях» (Третьяковская галерея)
  • «Зелёные кружева» (Третьяковская галерея)
  • «В. И. Ленин в Разливе в 1917 году» (1934) (Русский музей)
  • «Ноябрь» (1937)
  • «Летний день»
  • «Летний пейзаж»
  • «Сенокос»
  • «Цветистый луг»
  • «Домик с красной крышей»
  • «Полевая рябинка» (1922) (Государственный русский музей)

См. также

  • Пейзажная живопись в изобразительном искусстве Ленинграда

Напишите отзыв о статье "Рылов, Аркадий Александрович"

Примечания

Источники

  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Пейзаж в русской живописи XIX - начала ХХ века // Искусство. 1957, № 1.
  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Картина А. Рылова «В голубом просторе» // Искусство. 1957, № 8.
  • Фёдоров-Давыдов А. А. А. А. Рылов. - М .: Сов. художник, 1959. - 220 с.
  • Фёдоров-Давыдов, А. А. Русское и советское искусство. Статьи и очерки. М.: Искусство, 1975.
  • Дом художников на Большой Морской. Автор-составитель Ю. М. Иваненко. СПб, 2011.
  • Живопись первой половины ХХ века (Н-Р) / Альманах. Вып. 404. СПб.: Palace Editions, 2013.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Рылов, Аркадий Александрович

– Да, да, на войну, – сказал он, – нет! Какой я воин! А впрочем, все так странно, так странно! Да я и сам не понимаю. Я не знаю, я так далек от военных вкусов, но в теперешние времена никто за себя отвечать не может.
После обеда граф уселся покойно в кресло и с серьезным лицом попросил Соню, славившуюся мастерством чтения, читать.
– «Первопрестольной столице нашей Москве.
Неприятель вошел с великими силами в пределы России. Он идет разорять любезное наше отечество», – старательно читала Соня своим тоненьким голоском. Граф, закрыв глаза, слушал, порывисто вздыхая в некоторых местах.
Наташа сидела вытянувшись, испытующе и прямо глядя то на отца, то на Пьера.
Пьер чувствовал на себе ее взгляд и старался не оглядываться. Графиня неодобрительно и сердито покачивала головой против каждого торжественного выражения манифеста. Она во всех этих словах видела только то, что опасности, угрожающие ее сыну, еще не скоро прекратятся. Шиншин, сложив рот в насмешливую улыбку, очевидно приготовился насмехаться над тем, что первое представится для насмешки: над чтением Сони, над тем, что скажет граф, даже над самым воззванием, ежели не представится лучше предлога.
Прочтя об опасностях, угрожающих России, о надеждах, возлагаемых государем на Москву, и в особенности на знаменитое дворянство, Соня с дрожанием голоса, происходившим преимущественно от внимания, с которым ее слушали, прочла последние слова: «Мы не умедлим сами стать посреди народа своего в сей столице и в других государства нашего местах для совещания и руководствования всеми нашими ополчениями, как ныне преграждающими пути врагу, так и вновь устроенными на поражение оного, везде, где только появится. Да обратится погибель, в которую он мнит низринуть нас, на главу его, и освобожденная от рабства Европа да возвеличит имя России!»
– Вот это так! – вскрикнул граф, открывая мокрые глаза и несколько раз прерываясь от сопенья, как будто к носу ему подносили склянку с крепкой уксусной солью. – Только скажи государь, мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем.
Шиншин еще не успел сказать приготовленную им шутку на патриотизм графа, как Наташа вскочила с своего места и подбежала к отцу.
– Что за прелесть, этот папа! – проговорила она, целуя его, и она опять взглянула на Пьера с тем бессознательным кокетством, которое вернулось к ней вместе с ее оживлением.
– Вот так патриотка! – сказал Шиншин.
– Совсем не патриотка, а просто… – обиженно отвечала Наташа. – Вам все смешно, а это совсем не шутка…
– Какие шутки! – повторил граф. – Только скажи он слово, мы все пойдем… Мы не немцы какие нибудь…
– А заметили вы, – сказал Пьер, – что сказало: «для совещания».
– Ну уж там для чего бы ни было…
В это время Петя, на которого никто не обращал внимания, подошел к отцу и, весь красный, ломающимся, то грубым, то тонким голосом, сказал:
– Ну теперь, папенька, я решительно скажу – и маменька тоже, как хотите, – я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и всё…
Графиня с ужасом подняла глаза к небу, всплеснула руками и сердито обратилась к мужу.
– Вот и договорился! – сказала она.
Но граф в ту же минуту оправился от волнения.
– Ну, ну, – сказал он. – Вот воин еще! Глупости то оставь: учиться надо.
– Это не глупости, папенька. Оболенский Федя моложе меня и тоже идет, а главное, все равно я не могу ничему учиться теперь, когда… – Петя остановился, покраснел до поту и проговорил таки: – когда отечество в опасности.
– Полно, полно, глупости…
– Да ведь вы сами сказали, что всем пожертвуем.
– Петя, я тебе говорю, замолчи, – крикнул граф, оглядываясь на жену, которая, побледнев, смотрела остановившимися глазами на меньшого сына.
– А я вам говорю. Вот и Петр Кириллович скажет…
– Я тебе говорю – вздор, еще молоко не обсохло, а в военную службу хочет! Ну, ну, я тебе говорю, – и граф, взяв с собой бумаги, вероятно, чтобы еще раз прочесть в кабинете перед отдыхом, пошел из комнаты.
– Петр Кириллович, что ж, пойдем покурить…
Пьер находился в смущении и нерешительности. Непривычно блестящие и оживленные глаза Наташи беспрестанно, больше чем ласково обращавшиеся на него, привели его в это состояние.
– Нет, я, кажется, домой поеду…
– Как домой, да вы вечер у нас хотели… И то редко стали бывать. А эта моя… – сказал добродушно граф, указывая на Наташу, – только при вас и весела…
– Да, я забыл… Мне непременно надо домой… Дела… – поспешно сказал Пьер.
– Ну так до свидания, – сказал граф, совсем уходя из комнаты.
– Отчего вы уезжаете? Отчего вы расстроены? Отчего?.. – спросила Пьера Наташа, вызывающе глядя ему в глаза.
«Оттого, что я тебя люблю! – хотел он сказать, но он не сказал этого, до слез покраснел и опустил глаза.
– Оттого, что мне лучше реже бывать у вас… Оттого… нет, просто у меня дела.
– Отчего? нет, скажите, – решительно начала было Наташа и вдруг замолчала. Они оба испуганно и смущенно смотрели друг на друга. Он попытался усмехнуться, но не мог: улыбка его выразила страдание, и он молча поцеловал ее руку и вышел.
Пьер решил сам с собою не бывать больше у Ростовых.

Петя, после полученного им решительного отказа, ушел в свою комнату и там, запершись от всех, горько плакал. Все сделали, как будто ничего не заметили, когда он к чаю пришел молчаливый и мрачный, с заплаканными глазами.
На другой день приехал государь. Несколько человек дворовых Ростовых отпросились пойти поглядеть царя. В это утро Петя долго одевался, причесывался и устроивал воротнички так, как у больших. Он хмурился перед зеркалом, делал жесты, пожимал плечами и, наконец, никому не сказавши, надел фуражку и вышел из дома с заднего крыльца, стараясь не быть замеченным. Петя решился идти прямо к тому месту, где был государь, и прямо объяснить какому нибудь камергеру (Пете казалось, что государя всегда окружают камергеры), что он, граф Ростов, несмотря на свою молодость, желает служить отечеству, что молодость не может быть препятствием для преданности и что он готов… Петя, в то время как он собирался, приготовил много прекрасных слов, которые он скажет камергеру.