Смоленский бульвар 26 9с1 история. Страшная сказка дома морозовых

В начале 1897 года по Москве поползли слухи: от купца-миллионщика Михаила Морозова из его шикарного особняка на Смоленском бульваре ушла жена. Сплетники гадали: кого же осчастливила красавица Маргарита? К их разочарованию, вскоре выяснилось, что она вернулась в дом своей матери. А как красиво начиналась их с Морозовым история каких-то пять лет назад!

…Низенькая полная старушка в черном шелковом платье строго взглянула на юную русскую пару, входившую в отель, и неожиданно тепло улыбнулась. «Вы похожи на мою внучку, милочка», - произнесла она, села в открытое ландо и в окружении небольшой свиты уехала кататься.

Молодой муж покровительственно приобнял притихшую жену: «Запомни ее, дорогая: это - английская королева Виктория, для нас - просто соседка по отелю. Но знаешь, что я тебе скажу? Ее век уходит, а наш настает, теперь мы, капиталисты, сила, сливки общества, без нас никуда!» «И без меня тоже?» - удивилась тоненькая темноволосая девушка, и правда похожая на принцессу. «Ты наш бриллиант, венец творения! Погоди, вернемся в Москву, увидишь, какую я тебе оправу приготовил».

Ей - 18, мужу - на три года больше, это их первая общая весна, и они в Ницце. Город встретил новобрачных Морозовых феерическим цветочным карнавалом. Потом был Монте-Карло, где за игорным столом увлеченно играла в рулетку вдова императора Александра II Екатерина Юрьевская.

Маргарита Морозова, глядя на ее пухлые проворные руки, вдруг замерла: «Вот так и отец проиграл последнее где-то здесь, уехал в Марсель и застрелился...»

…Этот выстрел навсегда изменил жизнь двух маленьких девочек-погодок, Маргоши и Лели, и их 25-летней матери Маргариты Мамонтовой. Старшая Маргарита оказалась женщиной с характером, было в кого. Ее мать, бабушка девочек, тоже Маргарита, обладала железной волей. Армянка по отцу, унаследовавшая от матери гремучее смешение англо-немецко-русско-еврейских кровей, она вышла замуж за немца, старосту московской немецкой католической общины. Так что у хорошенькой вдовушки Маргариты Оттовны был выбор - упасть в ноги деспотичной матери или пойти на поклон к богатой мужниной родне - Мамонтовым и Третьяковым.

Фото: из коллекции М. Золотарева

Но она выбрала свой путь: заняла денег и вместе с маленькими дочками уехала в Париж - обучаться кройке и шитью. Вернувшись в Москву, открыла швейную мастерскую для состоятельных дам, попросив всех своих знакомых поддержать ее заказами. Дела быстро пошли в гору, и вскоре стало большим шиком иметь приданое, сшитое в мастерской Маргариты Оттовны. К Маргоше и Леле в уютную квартиру на Тверском бульваре ходили домашние учителя: они учились языкам, рисовали, играли на фортепьяно, потом пошли в гимназию. Маргарита Оттовна вставала с рассветом и до вечера была занята в мастерской, чтобы ее девочки ни в чем не знали нужды, однако подросшая Маргоша стыдилась своей матери. И вовсе не ее занятия были тому причиной… Дочери госпожи Мамонтовой были желанными гостьями на балах и вечерах в домах московского купечества.

Михаил Абрамович Морозов купил усадьбу на Смоленском бульваре через год после женитьбы на Маргарите Мамонтовой. Рано став вдовой, Маргарита Кирилловна была центральной фигурой не только светской и богемной жизни Москвы, но и философско-религиозного просвещения в России в начале XX века. Ещё при жизни Михаила Абрамовича, который был коллекционером живописи, частыми гостями дома были художники Виктор Васнецов, Константин Коровин. Близким другом семьи стал Валентин Серов. Частыми гостями после смерти Морозова были композитор Александр Скрябин, у которого хозяйка дома брала уроки музыки, поэт Андрей Белый, считавший её своей музой, и десятки других известных людей искусства и общественной жизни того времени.

Судьба этой женщины тесно связана с выдающимися людьми русского Серебряного века, она была крупнейшей меценаткой, яркой представительницей культурного просвещения России начала XX века. Многие знаменитые художники, поэты, музыканты, актёры, философы и общественные деятели, часто не переносившие друг друга на дух в обычной жизни, регулярно встречались в салоне Морозовой на Смоленском бульваре. Салон представлял собой настоящий дом-музей: египетская парадная, привезённая из Египта настоящая мумия, сфинксы, каждая комната в своём стиле - ампир, восток и т.д. Морозова потратила доставшиеся ей в наследство от мужа три миллиона рублей с максимальным эффектом для культурной жизни Москвы и России. Мало кто из крупнейших меценатов может сравниться с ней по значимости поддержанных начинаний и творческих гениев.

Маргарита Кирилловна Морозова (в девичестве Мамонтова), хотя и происходила из знаменитого купеческого рода, была бесприданницей. Её отец Кирилл Николаевич промотал немалое состояние, доставшееся от отца, бежал от кредиторов за границу и, в конце концов проиграв последние деньги в Монте-Карло, застрелился в гостиничном номере, когда Маргарита была ещё ребёнком. Опекуном её лично и всей её семьи стал московский обер-полицмейстер А.А. Козлов, чьи отношения с вдовствующей матерью Маргариты вызывали кривотолки. Замужество с наследником огромного состояния Михаилом Морозовым, который был сражен её красотой, было для Маргариты Кирилловны пропуском в высший свет.

Михаил Абрамович отличался вспыльчивостью, был необузданной натурой. Вскоре после женитьбы он за штурвалом собственного парохода «Новинка» в верховьях Волги (по пути на дачу) налетел на мель и чуть не погубил молодую супругу, заваленную мебелью на тонущем судне. Впоследствии Маргарита Кирилловна в 1897 году была вынуждена покинуть на время дом мужа. Колоритная жизнь богатой пары послужила материалом для сатирических пьес известных драматургов. Считается, что прообразом главного героя пьесы А.И. Сумбатова-Южина «Джентльмен», которая несколько сезонов шла в Малом театре, был Михаил Морозов, «русский самородок, смягченный цивилизацией». А его жена в слегка карикатурном виде была выведена В.И. Немировичем-Данченко в пьесе «Цена жизни».

Несмотря на сложности в семейной жизни и рождение троих детей, Маргарита Кирилловна слушала лекции по всеобщей истории и русской литературе в МГУ, знакомилась с яркими представителями московской либеральной профессуры (Боборыкиным, Джаншиевым, Глебом Успенским и др.) и театрально-художественной элиты (В.Серовым, В.Васнецовым, М.Врубелем, В.Суриковым, А.Архиповым, Л.Собиновым и многими другими). Михаил Абрамович покупал для своей коллекции картины известных живописцев, и многие из них стали близкими друзьями семьи. Особенно Валентин Серов, который написал несколько портретов Морозовых, самый известный из которых - портрет пятилетнего Мики Морозова.

Серов был последним из гостей, кто покинул особняк на Смоленском бульваре непосредственно перед смертью Михаила Абрамовича в октябре 1903 года. Незадолго до этого художник закончил его парадный портрет, создание которого Маргарита Кирилловна воспринимала как мистический знак беды, исполнение пророчества дяди своего мужа Михаила Хлудова. Тот в своё время предрёк 14-летнему племяннику и тёзке смерть после написания его первого портрета. Маргарита Кирилловна была против того, чтобы муж заказывал Серову парадный портрет, и после его смерти упрекала живописца. По одной из версий, она кричала Серову: «Это вы! Вы убили Мишу!» Серов был потрясён и полгода тяжело болел. Несмотря на свои противоречивые чувства к художнику, Морозова ссудила его крупной суммой на период вынужденного простоя в работе. Незадолго до собственной смерти Серов начал писать портрет Маргариты Кирилловны, но не успел его завершить.

Тесные отношения связывали Морозову с композитором Александром Скрябиным, у которого она брала уроки музыки. Маргарита Кирилловна финансово поддерживала выдающегося музыканта с 1904 по 1908 год, что позволило ему переехать в Швейцарию, где у него был самый плодотворный период творчества. Морозова также была близкой подругой жены Скрябина Веры Ивановны, от которой композитор ушел к Татьяне Шлёцер. Морозова поддерживала жену Скрябина, оставленную с четырьмя малолетними детьми, и была на протяжении многих лет посредником между всеми участниками этого «любовного треугольника».

На протяжении многих лет Маргарита Кирилловна была музой поэта-символиста Андрея Белого, для которого она ещё до их личного знакомства стала первым юношеским увлечением. Поэт четыре года писал ей письма под псевдонимом «Ваш рыцарь». Позднее, уже после знакомства с Морозовой, даже когда место «прекрасной дамы» у него заняла жена Александра Блока Л.Д. Менделеева, он продолжал писать Маргарите Кирилловне любовные письма, что не мешало их вполне светскому общению в салоне меценатки. Он воплотил её в образе Сказки в своей «Второй (драматической) симфонии». Немало страниц поэт посвятил Морозовой в своей мемуарной трилогии «На рубеже двух веков», «Начало века», «Между двух революций». В поздней и, как многие считают, его лучшей поэме «Первое свидание» в образе Зариной видна Морозова.

В 1905 году под влиянием происходящих в стране событий салон Морозовой превратился в центр общественной жизни. Здесь проходят публичные чтения и дискуссии, в которых участвуют П.Н. Милюков, князь Г.Н. Львов, Д.С. Мережковский и даже представители РСДРП. В мае 1905 года в особняке на Смоленском бульваре проходит Всероссийский земский съезд с участием трёхсот депутатов. Для его проведения хозяйка усадьбы заручилась поддержкой своего бывшего опекуна (а по слухам, циркулировавшим тогда в Москве, настоящего отца) генерал-губернатора А.А. Козлова, который проигнорировал попытку запретить съезд телефонным звонком второго лица МВД из Петербурга.

Одним из активных участников съезда был Павел Милюков, чьи отношения с Морозовой летом 1905 года характеризовались им как «кратковременное взаимное увлечение». В своей переписке она называла Милюкова Штольцем в противоположность Е.Н. Трубецкому (Обломову). Также выступавший на съезде философ князь Евгений Трубецкой стал самой большой платонической любовью всей жизни Маргариты Кирилловны. Её интерес к общественно-политическим вопросам был во многом обусловлен желанием сблизиться с Трубецким. С этой же целью она стала финансировать издание газеты «Московский еженедельник», редактором которой стал Евгений Николаевич. Газета выходила до 1910 года, когда Морозова была вынуждена продать роскошную усадьбу на Смоленском бульваре и переехать в принадлежавший ей более скромный дом в Мёртвом переулке. «Беззаконная любовь» с Евгением Трубецким привела к появлению нескольких сотен философско-любовных писем - возможно, самой потрясающей переписки в русской истории. Чтобы быть ближе к своему платоническому возлюбленному, который жил в фамильном имении Бегичево под Калугой, Маргарита Кирилловна купила в 1909 году усадьбу Турлики (с тех пор известную как «Морозовская дача») на территории нынешнего Обнинска.

Дороги России

Путеводитель по архитектурным стилям

Снаружи усадьба имеет привычные классические черты, а внутри поражает убранством: египетская парадная со сфинксами, саркофаг с мумией в прихожей, отделка в стиле античной Греции и пышного Востока. Декор дома достался Морозовым от предыдущего владельца, но новой хозяйке Маргарите Морозовой интерьер не нравился. Она считала его причудливым и некрасивым.

Чета Морозовых была известна всей Москве. Михаил Абрамович любил живопись, коллекционировал картины, занимался благотворительностью и помогал художникам. Художественная коллекция размещалась в зимнем саду и во многих комнатах особняка на Смоленском бульваре.

Маргарита Кирилловна Морозова считалась первой красавицей Москвы и также занималась благотворительностью. С нее Врубель писал царевну-лебедь.

Михаил Морозов умер в 33 года. В 1910 Маргарита Кирилловна подарила его коллекцию Третьяковке (западноевропейскую часть отдали в Эрмитаж и Пушкинский музей), дом продала, от наследства отказалась в пользу детей. После революции Морозова не покинула Россию, несмотря на бедность: от прошлых богатств у нее остался только портрет младшего сына Микки работы Серова.

А в бывшем особняке Морозовых на Смоленском бульваре после национализации открылся клуб Октябрьской революции. В 1920-х в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сейчас здесь банк. Сам дом - один из прототипов особняка булгаковской Маргариты.

В Особняк Маргариты Морозовой

Этот роскошный особняк на Смоленском бульваре хорошо известен москвичам по нескольким причинам. Во-первых, он является архитектурной достопримечательностью Москвы, во-вторых - с ним связаны имена его знаменитых хозяев: фабриканта Михаила Абрамовича Морозова и его супруги Маргариты Кирилловны (в девичестве Мамонтовой), в-третьих - потому что в этом доме часто бывали лучшие представители московской интеллигенции начала XX века: художник В. А. Серов, композитор Александр Скрябин, певец Леонид Собинов, поэт Андрей Белый и другие.

В начале XIX века на углу Смоленского бульвара и Глазовского переулка находилась усадьба генеральши Глазовой, имя которой сохранилось в названии переулка.
В 1879 году на фундаменте прежней постройки был выстроен новый особняк по проекту Александра Ивановича Резанова, академика архитектуры, ректора по архитектуре Академии художеств. Внешний вид дома отражал эпоху эклектики, стиль неогрек. Особняк был возведён для владельца большого пассажа на Кузнецком мосту, чаеторговца и владельца чайных плантаций на Кавказе, К.С. Попова.
В 1894 году особняк вновь перестраивался архитектором Виктором Александровичем Мазыриным для нового владельца - фабриканта Михаила Абрамовича Морозова. При перестройке внешний вид фасада сохранил свой стиль. Были пристроены два флигеля, соединённые с особняком. Когда Морозов внезапно скончался в возрасте 33 лет, дом достался его жене Маргарите Кирилловне.
В начале XX века особняк перешёл к фабрикантам Ушковым, а после национализации в доме открылся клуб Октябрьской революции. Несколько позже, в 1920-х годах, в усадьбе размещался райком партии, а затем филиал Дома пионеров Киевского района. Сегодня здесь располагается банк.

1. Главный дом расположен в глубине двора и полукруглыми крыльями соединён с небольшими двухэтажными флигелями.

2. В оформлении веранды и балкона использованы мотивы греческой классики.

3. Фронтон тоже украшен барельефом в греческом стиле.

4. Превосходная коллекция картин размещалась в зимнем саду и во многих комнатах этого великолепного особняка. Коллекцию Маргарита Кирилловна в 1910 году передала в дар Третьяковке. Западноевропейская часть коллекции позднее попала в Эрмитаж и Пушкинский.

5. Вид на задний фасад особняка со стороны Глазовского переулка.

В этом московском особняке часто бывал художник В.А. Серов. Здесь он написал известный портрет хозяина дома, портрет Маргариты Кирилловны был написан позже.


В.А. Серов. Портрет Маргариты Морозовой, 1910. Портрет М. А. Морозова, 1902

Маргарита Кирилловна уезжать из России после революции не захотела и вторую половину своей жизни прожила в бедности. От прошлых богатств у неё остался портрет младшего сына Мики, которого она пережила на пять лет.


В.А. Серов. Портрет Мики Морозова, сына М. К. Морозовой. 1901

Много интересной информации, связанной с хозяевами особняка, нашла в журналах моих друзей по ЖЖ - il-ducess и eho-2013

Если кто не знал, то ежегодно в Москве проводятся так называемые Дни исторического и культурного наследия, в рамках которых простым смертным предоставляется возможность посетить архитектурные достопримечательности города, двери которых в остальные дни для широкой публики закрыты. Конечно же, нельзя просто так прийти и попасть, скажем, в Дом Пашкова. Существует предварительная запись, которая, впрочем, также гарантией не является. Особый ажиотаж вызывает посещение посольств иностранных государств, располагающихся в знаменитых московских особняках. В общем, это отдельная история.

И вот мне в мае, можно сказать, случайно удалось попасть в Посольство Дании, которое занимает особняк Маргариты Кирилловны Морозовой в Пречистенском (Мёртвом) переулке. Не предел мечтаний, в том смысле, что роскошных интерьеров там нет, но дом по-своему примечательный.



Построен он был в примерно в 1820 г. для гвардии капитана Н.И. Воейкова, потом принадлежал Гурьевым, пока в 1910 г. его не приобрела Маргарита Кирилловна Морозова, вдова крупного московского купца.

Морозова, в девичестве Мамонтова (Савва Мамонтов – её двоюродный дядя) - московская красавица, меценатка, хозяйка одного из самых известных литературно-музыкальных салонов того времени, учредительница московского Религиозно-философского общества. Она дружила со Скрябиным, в неё были влюблены Андрей Белый и философ Евгений Трубецкой.

Вам наверняка знаком этот портрет кисти Серова. Так вот это и есть Маргарита Кирилловна Морозова.


Супруг Морозовой Михаил Абрамович, представитель знаменитой купеческой династии, был страстным коллекционером, и оставил после себя одно из самых крупных в России собраний живописи импрессионистов. После его смерти она подарила бОльшую часть коллекции мужа Третьяковской галерее, Пушкинскому музею и Эрмитажу. А кроме того продала роскошный дворец на Смоленском бульваре, его свадебный подарок, и решила купить жилье поскромнее, остановив свой выбор на особняке в Мёртвом переулке.

Для обустройства нового жилища по своему вкусу Морозова пригласила молодого архитектора Жолтовского. Спустя годы он станет знаменитым советским архитектором, а пока дом Маргариты Кирилловны был одним из его первых заказов. Так в 1913 г. у ампирного особняка появилась большая пристройка для холла и большого зала приемов с выходом в сад через террасу.

1.

2.

3.

4.


Парадный вход в дом Жолтовский сделал в виде окруженной восемью колоннами ротонды с круглым сводом. Холл украшают бюсты принцессы Дагмар (она же российская императрица Мария Фёдоровна), и её отца короля Кристиана IX. Тут нас встретил посол Дании в России господин Томас Винклер.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.


Это большой зал приемов, в котором собирались известные художники, философы, музыканты и ученые. Жолтовский развернул пространство не по длине, а по ширине между окнами со стороны улицы и огромными стеклянными проемами выходящего в сад балкона, с тем чтобы в любое время дня в комнату проникал солнечный свет. Пилястры, карниз с растительным орнаментом и круглые медальоны – вот вся отделка, просто и изящно.

12.

13. Бюст Г.-Х. Андерсена работы Бурганова.

14.

15.

16. Портрет принцессы Луизы Датской.

17.

18.

19.

20.

21. Во дворик выйти не дали, там велись какие-то работы.

22.

23.

24. Парадная столовая.

25.

26.

27.

28. Через зал приёмов и проходную комнату направляемся в библиотеку.

29.