Создание Израиля – кратко. Сталин и создание государства израиль

О том, что все описанные в ней события имели реальную основу, свидетельствуют найденные при раскопках в Месопотамии документы, относящиеся к 2000—1500 гг. до н.э., в которых кочевая жизнь патриархов Авраама, его сына Исаака и внука Иакова, с которых и началась примерно в 17 в. до н.э. в история евреев, а, следовательно, и история Израиля, описана так же, как в Ветхом Завете .

Авраам

Согласно преданию, Авраам был призван в , для того чтобы стать основателем народа верящего в единого Бога, но вскоре эту землю постиг голод, и во имя продолжения истории Израиля, спасения своего рода ) и его двенадцать сыновей с семьями переселились в Египет , где их потомки в последствие были обращены в рабство.

Египетское пленение, Моисей, Пятикнижие

Долгих 400 лет продолжалась эта кабала, до тех пор, пока в истории Израиля не появился Моисей, по божьему проведению, выведший свой народ с египетской земли. За 40 лет скитания по Синайской пустыне появилось новое поколение свободных людей, народу была дарована Тора (Пятикнижие), со знаменитыми , т.е. сложилась религия.

В начале нашей эры родился, проповедовал, был осужден и распят, а затем воскрес Иисус Христос.

Нахлынувшая волна репатриации, казалось, должна была способствовать процессу реставрации Израиля, однако с этим были не согласны арабы, считавшие земли Палестины исконно своими. В 1937 г. Британия предложила разделить страну на два государства, еврейское и арабское, с чем вновь не согласились арабы, отстаивавшие свою правду с помощью оружия.

Вторая мировая война, Холокост

А через два года, когда началась , этот вопрос из-за учиненного фашистами геноцида еврейского народа, вообще мог потерять актуальность. Целенаправленно осуществляя план уничтожения европейского еврейства, нацисты убили шесть миллионов еврее, в том числе полтора миллиона детей. После этой чудовищной Катастрофы, вопрос о создании независимого государства, где могли бы жить все рассеянные по миру евреи, не страшась расправы над собой, стал особенно остро. Британское правительство, не справившись со своей миссией установления мира на Ближнем востоке, в апреле 1947 г. предложила ООН вынести «палестинский вопрос» на обсуждение Генеральной Ассамблеи. Данная организация также предложила разделить страну на два государства, арабское и еврейское, тем более что когда 14 мая 1947 истек британский мандат, евреев в стране было 650000, которые представляли собой организованное общество, с развитой социальной системой.

Создание Государства Израиль

Арабо-израильские войны

Но израильтяне даже не успели отпраздновать это событие, не прошло и 24 часа, как войска Египта , Иордании, Сирии, Ливана и Ирака вторглись в пределы, только что образованного государства, армия которого отразила, длившуюся 15 месяцев, атаку захватчиков. В результате пересмотра карты прибрежная равнина, весь Негев, и западный сектор Иерусалима отошли Израилю.

Тем не менее ситуация в регионе оставалась крайне напряженной, арабские страны окружившие кольцом Израиль не переставали предъявлять свои претензии на земли нового государства. Казалось, что Египет , Сирия и Иордания, подписав в 1956 г. , практически вынесли Израилю смертный приговор. Решив расправиться с Израилем в кротчайшие сроки Египет , Сирия и Иордания одновременно вторгаются на территорию Израиля, который 5 июня 1967 г. наносит ответный удар по всем трем направлениям. В историю эта война вошла под название , именно в этот срок, армия Израиля расправилась с противниками, к тому же оккупировав часть их территории: Иудея, Самария, сектор Газы, Синайский полуостров и ; стала возможным свободное плавание израильских торговых судов в Тиранском проливе, и, наконец, Иерусалим вновь соединился со своей восточной половиной, став единым городом под израильским суверенитетом.

Мир с Египтом и Иорданией

Однако, арабские страны этот самый суверенитет признавать не спешили, первым разорвать этот замкнутый круг решился президент Египта Анвар Садат , подписавший 26 марта 1979 года в Вашингтоне мирный договор между Египтом и Израилем, тем самым, положив конец тридцатилетнему состоянию войны между двумя странами.

26 октября 1994 г состоялось подписание иордано-израильского мирного договора. Переговоры с Палестиной о статусе , продолжаются, по сей день, поочередно вызывая недовольство народа, то одной, то другой стороны.
В сложившихся условиях перед правительством Израиля стоят конкретные задачи, направленные на продолжение мирного процесса, а, следовательно, и обеспечения безопасности страны, расширение дипломатических связей, которые вкупе должны обеспечить развитие и укрепление Израиля в последующих столетиях.

План
Введение
1 История древнего Израиля и Иудеи
1.1 Древнейшая история
1.2 Ранняя история

2 История Палестины в средние века
2.1 Византийско-персидский период
2.2 Период арабского владычества (638-1099 годы)
2.3 Период крестоносцев (1099-1291)
2.4 Период мамлюков (1291-1516)

3 История Палестины в новое время
3.1 Под властью Османской империи (1516-1917)
3.2 Стремление евреев в Сион и зарождение политического Сионизма
3.3 Британский мандат в Палестине (1918-1948)

4 История современного Израиля
4.1 Создание Государства Израиль
4.2 Независимость и первые годы существования
4.3 Арабо-израильский конфликт
4.3.1 Взаимоотношения с арабскими странами

4.4 Взаимоотношения с палестинскими арабами
4.5 Репатриация (алия) из СССР и стран СНГ

Список литературы
История Израиля

Введение

1. История древнего Израиля и Иудеи

1.1. Древнейшая история

Самыми древними обитателями современной территории Израиля были неандертальцы. Первые люди современного типа появились в этом регионе примерно 75 тысяч лет назад и некоторое время делили территории с неандертальцами До 20 000 года до н. э. здесь были сезонные стоянки и пещерные укрытия. 10-8 тысячелетия до н. э. эта территория входила в ареал натуфийской культуры, носители которой впервые в истории начали культивировать злаки

Примерно 9 тысяч лет назад в этих местах началась неолитическая революция и появились первые поселения. Приблизительно этим периодом датируется появление первого известного истории города окружённого стеной - Иерихона. Ханаанеи, первые семитские племена, появились здесь примерно в 4-3 тысячелетии до н. э. Следующие 2-3 тыс. лет страна находилась под управлением Древнего Египта.

1.2. Ранняя история

Земля Израиля (ивр. Эрец-Исраэль ) священна для еврейского народа со времён библейских патриархов - Авраама, Исаака и Иакова. Учёные относят этот период к началу 2 тысячелетия до н. э Согласно Библии, Земля Израиля была завещана евреям Богом, с тем, чтобы стать Землёй Обетованной - здесь находятся все священные места еврейского народа.

Первые древнееврейские племена (колена) появляются здесь около 1200 года до н. э. Этим периодом датируются обнаруженные здесь 250 еврейских поселений Чуть позже в Ханаан вторгаются филистимляне. Установление царской власти и возникновение Израильского, а позже и Иудейского царств датируется концом XI - серединой X веков до н. э. Эти государственные образования правили в регионе с перерывами следующие тысячу лет.

Начиная с VIII века до н. э. эта территория последовательно оказывалась под властью Ассирии, Вавилона (586-539 года до н. э.), персидской империи Ахеменидов (539-331 года до н. э.), Македонии (332-312 года до н. э.). В III-II веках до н. э. входила в состав эллинистических государств Птолемеев и Селевкидов.

Отвоевав, в результате восстания Маккавеев, независимость с 152 по 37 год до н. э. в Иудее правила еврейская династия Хасмонеев.

С 63 года до н. э. Иудея стала вассалом Рима, в 40 году до н. э. была разделена на Иудею, Самарию, Галилею и Перею (Заиорданье). С 70 года н. э. Иудея лишилась автономного статуса и была превращена в римскую провинцию.

Еврейское присутствие в регионе существенно сократилось после поражения восстания Бар-Кохбы против римлян в 135 году. Римляне изгнали из страны значительное количество евреев и переименовали провинцию Иудея в Сирия Палестина, чтобы стереть память об еврейском присутствии в этих местах. Основное еврейское население в этот период переместилось из Иудеи в Галилею

Вслед за разделением в 395 году Римской империи на Западную и Восточную (Византию) Палестина отошла к последней.

2. История Палестины в средние века

2.1. Византийско-персидский период

Палестина оставалась провинцией Византии вплоть до 619 года. Ко второй половине V века относится постепенное уменьшение численности евреев в Эрец-Исраэль. Тем не менее, в Галилее даже в этот период сохранялось еврейское большинство.

В 614 году Палестина была завоёвана Персией и вошла в состав империи Сасанидов. Овладев, при поддержке евреев, Иерусалимом, персы передали его евреям. Однако, контроль над Иерусалимом оставался в руках евреев лишь в течение трёх лет.

После победы над Персией в 629 году византийский император Ираклий торжественно вступил в Иерусалим. Палестина снова стала византийской провинцией. В 629-630 годах, в результате массовых убийств и гонений на евреев, начатых Ираклием, еврейское присутствие в регионе достигло своего минимума за всю трёхтысячелетнюю историю. Тем не менее еврейское присутствие на Земле Израиля никогда не прекращалось полностью.

Период арабского владычества (638-1099 годы)

Около 636 года - в самом начале исламских завоеваний - Палестина была завоёвана у Византии мусульманами

В последующие шесть веков контроль над этой территорией переходил от Омейядов к Аббасидам, к крестоносцам и обратно.

Эпоха арабского владычества в Палестине делится на четыре периода:

1. завоевание и освоение страны (638-660 годы);

2. династия Омейядов (661-750);

3. династия Аббасидов (750-969);

4. династия Фатимидов (969-1099).

Период крестоносцев (1099-1291)

С 1099 по 1187 год крестоносцы основали здесь Иерусалимское королевство. Однако уже в 1187 году Салах-ад-Дин взял Иерусалим, а в 1291 году пала последняя крепость крестоносцев Акра.

Период мамлюков (1291-1516)В 1260 году Палестина перешла в руки династии Мамлюков.История Палестины в новое время Под властью Османской империи (1516-1917)

В 1517 году территория Израиля была завоевана турками-османами под предводительством султана Селима I. В течение 400 лет она оставалась частью огромной Османской империи (Блистательной Порты), охватывавшей значительную часть Юго-Восточной Европы, всю Малую Азию и Ближний Восток, Египет и Северную Африку

В Османской империи евреи имели статус «зимми» - то есть пользовались относительной гражданской и религиозной свободой, не имели права носить оружие, служить в армии и ездить на лошадях, а также были обязаны платить особые налоги В этот период евреи Эрец-Исраэль жили главным образом за счёт благотворительных поступлений из-за границы (Халукка).

В течение XVI века большие еврейские общины пускали корни в Земле Израиля в четырёх святых городах: Иерусалиме, Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале XVIII века была предпринята одна из самых значительных попыток алии из Европы и обновления еврейского религиозно-национального центра в Иерусалиме. Во главе этого движения стоял рабби Иехуда Хасид, прибывший в Иерусалим в 1700 году во главе около тысячи своих последователей - выходцев из различных стран Европы. До их прибытия иерусалимская община насчитывала 1200 человек, в том числе 200 ашкеназов. Однако сам Иехуда Хасид после прибытия в страну внезапно умер. Между его последователями и обременённой долгами ашкеназской общиной Иерусалима возникли трения, приведшие к сожжению ашкеназской синагоги кредиторами-арабами (1720) и выселению евреев-ашкеназов из города. Долгое время после этих событий еврейские иммигранты из Европы селились главным образом в Хевроне, Цфате и Тверии.

В начале 1799 года в Палестину вторгся Наполеон. Французам удалось овладеть Газой, Рамлой, Лодом и Яффой. Однако французский полководец не сумел овладеть крепостью Акко и был вынужден отступить в Египет.

В 1800 году население Палестины не превышало 300 тыс., 5 тыс. из которых составляли евреи (главным образом, сефарды). Большая часть еврейского населения была сосредоточена по-прежнему в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне. Главные места концентрации христианского населения (около 25 тыс.) - в Иерусалиме, Назарете и Вифлееме - контролировались православной и католической церквями. Остальное население страны составляли мусульмане, почти все - сунниты.

В период 1800-31 годов территория страны делилась на две провинции (вилайеты). Центрально-восточный горный район, простиравшийся от Шхема на севере до Хеврона на юге (включая Иерусалим), относился к Дамасскому вилайету; Галилея и прибрежная полоса - к вилайету Акко. Большая часть Негева находилась в этот период вне османской юрисдикции.

В 1832 году территория Палестины была завоёвана Ибрахим-пашой, сыном и военачальником вице-короля Египта Мухаммада-Али. Палестина, северная граница которой достигала Сидона, стала единой провинцией с центром в Дамаске. Египтяне, правившие страной восемь лет (1832-40), провели некоторые реформы по европейскому образцу. В этот период в Палестине проводились широкие исследования в области библейской географии и археологии. В 1838 году египетское правительство разрешило Великобритании открыть консульство в Иерусалиме (ранее консульства европейских держав существовали только в портовых городах - Акко, Хайфе и Яффе, а также в Рамле). Спустя 20 лет все крупные государства Запада, включая США, имели в Иерусалиме консульские представительства.

В XIX веке Иерусалим снова превратился в важнейший еврейский центр Эрец-Исраэль. Цфат, соперничавший с Иерусалимом за духовное первенство, сильно пострадал в результате землетрясения (1837), унёсшего жизни около 2 тыс. евреев, и пришёл в упадок.

В 1841 году Палестина и Сирия вернулись под непосредственный контроль Турции. К этому времени численность еврейского населения Палестины удвоилась, в то время, как христианского и мусульманского - осталась без изменения.

К 1880 году население Палестины достигло 450 тыс. человек, из которых 24 тыс. составляли евреи. Большинство евреев страны проживали в четырёх городах: Иерусалиме (где евреи составляли более половины всего 25-тысячного населения), Цфате (4 тыс.), Тверии (2,5 тыс.) и Хевроне (800), а также в Яффе (1 тыс.) и Хайфе (300). Иерусалим стал крупнейшим городом в стране. Более старую часть еврейского населения страны составляла сефардская община, в которую влились иммигранты из Северной Африки, Бухары, Ирана и других стран. Ашкеназская община состояла главным образом из восточноевропейских евреев, которые делились на хасидов и их противников - прушим (митнагдим). Подавляющее большинство евреев придерживалось строгой ортодоксии и подчинялось авторитету раввинов. Несмотря на поддержку из фондов халукки, евреи должны были тяжело трудиться под гнётом налогов, взимавшихся турецкими чиновниками. Тем не менее численность еврейского населения Эрец-Исраэль продолжала расти, главным образом, за счёт алии из Европы.

А нтисемитизм Сталина, о котором можно прочитать почти во всех его биографиях, не был ни религиозным, ни этническим, ни бытовым. Он был политическим и проявлялся в форме антисионизма, а не юдофобии. В Грузии, где Сталин вырос, не существовало еврейских гетто, и грузинская еврейская диаспора была ассимилирована в грузинскую культуру. Евреи в Грузии жили столетиями. Они появились в Закавказье из Палестины и Персии, а не из Европы, говорили на грузинском языке и имели грузинские имена. Антисионизм Сталина наиболее заметно проявился после войны, когда «еврейский вопрос» стал острой международной проблемой. Социальное и правовое положение российских евреев радикально улучшилось именно после Октябрьской революции. Этому прежде всего способствовали отмена «черты оседлости» евреев и поддержка еврейской интеллигенцией социалистических идеалов. Однако СССР был антирелигиозным государством, и поэтому еврейские религиозные общины продолжали притесняться, но не больше, чем православные, мусульманские или католические. Буддизм был запрещен полностью. В СССР не было выходных дней или каникул, привязанных к каким-либо религиозным праздникам, и не только традиционно отмечавшиеся в России Рождество и Пасха считались рабочими днями, но и семидневная неделя была отменена в 20-е и в 30-е годы - до 1936 года. Заводы, фабрики, школы и другие учреждения работали на основе «шестидневок», пять рабочих дней и шестой - выходной. Это обеспечивало два выходных дня в конце тех месяцев, которые насчитывали 31 день. Все эти антирелигиозные и календарные реформы проводились еще в «ленинский» период советской власти, то есть до 1924 года. Пик антирелигиозных декретов наблюдался в 1921 году, совпадая с началом голода, более либеральной экономической политикой (НЭП) и окончанием Гражданской войны. Мусульманство и иудаизм труднее уживаются с коммунистическим режимом, чем православное христианство, так как они связаны с большим числом ритуальных обязанностей и содержат элементы законодательства. Легализация церкви, осуществленная Сталиным в 1943 году, касалась лишь православной религии и не распространялась на мусульманство, иудаизм и католицизм. В период войны и после войны особенно жестокие репрессии обрушились на мусульманские народы Кавказа и Крыма и на католические общины в Эстонии, Латвии, Литве и в Западной Украине. Государственный антисемитизм был скрытым и маскировался как борьба с космополитизмом. Он возник как неизбежная реакция властей на рост еврейского национализма, возникшего в результате нацистского геноцида евреев. Именно истребление евреев в Европе, осуществлявшееся с невиданной в истории цивилизаций жестокостью, привело к необходимости создания независимого еврейского государства. Это было возможно после войны только на территории Палестины, не имевшей и в 1945 году международного юридического статуса. Крымский проект ЕАК не мог быть альтернативой, так как на территории СССР создание действительно независимого еврейского государства было невозможно.

Политический характер отношения Сталина к еврейским проблемам очевиден из того факта, что он проявил себя активным сторонником создания государства Израиль. Можно сказать даже больше - без поддержки Сталиным проекта создания еврейского государства на территории Палестины это государство в 1948 году не могло бы быть создано. Поскольку реально Израиль мог появиться лишь в 1948 году, так как именно в это время заканчивалось действие британского мандата на управление этой территорией, то решение Сталина, направленное против Великобритании и ее арабских союзников, имело историческое значение.

До 1918 года Палестина входила в состав Османской империи, и создание в Палестине еврейских поселений, финансируемое сионистскими организациями, было крайне трудным. После поражения центральных держав в Первой мировой войне и распада двух империй, Австрийской и Османской, происходило образование большого числа новых государств, границы которых, часто очень произвольно, определялись странами-победителями. Палестина осталась просто «территорией», мандат на управление которой вновь созданная Лига Наций передала Великобритании. На этой территории в 1919 году жили 568 000 арабов-мусульман, 74 000 христиан и 58 000 евреев. Британское правительство, в отличие от турецкого султана, не запрещало иммиграцию евреев-поселенцев, но ввело жесткую квоту, не превышавшую 10 тысяч человек в год. Арабы всячески противились заселению Палестины евреями, и весь период британского мандата на эту территорию был насыщен конфликтами между арабским и еврейским населением. В период Второй мировой войны резко возросла нелегальная иммиграция евреев в Палестину. Это были, главным образом, беженцы из Европы и из Северной Африки, где шли сражения между германской и британской армиями. Постоянные конфликты вооруженных групп евреев с британскими гарнизонами стали обычным явлением. К 1946 году Британия не могла сохранять стабильность в Палестине и решила отказаться от своего мандата. К февралю 1947 года, когда в Организации Объединенных Наций была создана особая комиссия по Палестине, на подмандатной территории проживали 1 091 000 арабов-мусульман, 614 000 евреев и 146 000 христиан.

Проблема Палестины оказалась очень трудной и для ООН. Великобритания, мандат которой истекал в мае 1948 года, настаивала на создании единого мультиэтнического палестинского государства. По этому принципу была создана в 1943 году соседняя независимая республика Ливан, управлявшаяся также с 1919 года Францией по мандату Лиги Наций. В Ливане в 1943 году христиане, православные греки, армяне и марониты составляли немногим меньше половины населения, около 7 процентов приходилось на друзов, и остальные были мусульманами, шиитами и сунитами примерно в равных пропорциях. Другие члены ООН, учитывая конфликтные отношения между арабами и евреями, предлагали создание федеративного государства по типу Югославии или Швейцарии. Этот проект был трудноосуществим, так как три основные религиозные и этнические группы в Палестине не имели достаточно изолированных территорий и были перемешаны.

Третий проект, который поддерживали прежде всего США и СССР, предполагал разделение Палестины на два самостоятельных государства - палестинское и еврейское. В состав еврейского государства могли войти районы с преобладанием еврейского населения с центром в Тель-Авиве, в состав палестинского арабского государства отходила большая часть остальной территории. Иерусалим предполагалось объявить «открытым городом» под международным контролем. Обсуждать проблему Палестины в Совете Безопасности ООН было невозможно, так как Великобритания имела в этом случае право вето. Решение проблемы могло быть достигнуто только голосованием на пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Для подготовки проекта к голосованию была создана специальная комиссия по Палестине. Эта комиссия, работавшая несколько месяцев, рекомендовала для голосования в ООН именно тот проект двух государств, который поддерживали, прежде всего, США и СССР. Великобритания и все арабские и мусульманские страны были против. Главная сложность принятия рекомендованного проекта состояла в том, что по Уставу ООН за него должно было проголосовать не простое большинство, а две трети стран, входивших в ООН. В этих условиях позиция СССР, то есть Сталина, была критической. Сталин практически контролировал голоса пяти стран-членов ООН: СССР, Украинской ССР, Белорусской ССР, Чехословакии и Польши. В 1947 году в ООН было всего лишь 60 членов. Страны, считавшиеся агрессорами в недавно закончившейся войне, - Германия, Япония, Австрия, Румыния, Венгрия и некоторые другие еще не были приняты в ООН. Большая часть африканских и почти половина азиатских стран все еще относились к разряду колоний.

Вторая сессия Генеральной Ассамблеи ООН, открывшаяся в сентябре 1947 года, приняла на себя обязанности временного комитета по Палестине и очень подробно обсудила все аспекты проблемы, заслушав не только доклад подкомитета, в который входили США и СССР, но и подкомитета мусульманских стран. Атмосфера дискуссии перед предварительным голосованием 25 ноября 1947 года была очень напряженной. В поддержку создания в Палестине двух независимых государств проголосовали 25 стран, 13 стран выступили против этого проекта и 17 стран, включая Великобританию и Югославию, воздержались. Югославия, хотя она входила в 1947 году в советский блок, поддерживала идею федеративной Палестины. СССР, Украина, Белоруссия, Чехословакия и Польша поддержали план разделения Палестины на два самостоятельных государства.

Но для квалифицированного большинства в две трети не хватало одного голоса. На Ассамблею ООН не приехали делегации Филиппин и Парагвая. Эти страны были в 1947 году сателлитами США, и их представителей срочно доставили в Нью-Йорк. Разочарованием для еврейских и сионистских организаций было и слишком большое число воздержавшихся. Даже наличие большинства в две трети за счет 27 голосов из 57 стран, принимавших участие в работе Генеральной Ассамблеи, обеспечивало все же очень слабый мандат. Дискуссия и интенсивное лоббирование в течение нескольких дней до окончательного голосования 29 ноября 1947 года были очень активными.

Председателем советской делегации на этой сессии ООН был Андрей Громыко, первый постоянный представитель СССР в ООН. В Москве в МИД наблюдение за работой советской делегации в ООН осуществлял главным образом Андрей Вышинский, в прошлом Генеральный прокурор, а с 1946 года заместитель министра иностранных дел СССР. Вышинский, в свою очередь, получал инструкции не столько от Молотова, сколько от Сталина, с которым он имел дружеские связи еще с периода 1908-1909 годов, когда они оба отбывали наказание в тюремной крепости в Баку за революционную деятельность - Сталин как большевик, Вышинский как меньшевик. Уместно привести отрывки из выступлений Громыко, чтобы были ясны аргументы советской делегации. Перед предварительным голосованием Громыко говорил общими словами:

«Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев и также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому Ни одно из государств Западной Европы не смогло порочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу на получение права на независимость и самоопределение...»

«...Опыт изучения вопроса о Палестине показал, что евреи и арабы в Палестине не хотят или не могут жить вместе. Отсюда следовал логический вывод: если эти два народа, населяющие Палестину, оба имеющие глубокие исторические корни в этой стране, не могут жить вместе в пределах единого государства, то ничего иного не остается, как образовать вместо одного два государства - арабское и еврейское. Никакого иного практически осуществимого варианта по мнению советской делегации нельзя придумать...»

В решающем голосовании Генеральной Ассамблеи ООН 33 страны поддержали резолюцию о создании независимых арабского и еврейского государств; 13 стран голосовали против этого проекта, и число воздержавшихся уменьшилось до 10. Пять стран советского блока обеспечивали необходимое большинство в две трети. Если бы эти страны поддержали арабскую позицию, то соотношение «за» и «против» составило бы 28 к 18. Это не обеспечивало бы большинства в две трети, и поэтому создание Израиля не получило бы мандата ООН. Против создания Израиля в этом голосовании были мусульманские страны; Афганистан, Египет, Иран, Ирак, Ливан, Пакистан, Саудовская Аравия, Сирия, Турция и Йемен. Голосовали против также Индия, Греция и Куба Югославия и Великобритания, которые в дебатах выступали против создания независимого еврейского государства, при голосовании воздержались. Югославия не могла выступать против СССР, Британия - против США. Изменили свою позицию от первого к второму голосованию: Бельгия, Франция, Голландия, Новая Зеландия, Люксембург, Либерия, Гаити. Все эти страны в 1947 году сильно зависели от американской экономической помощи через план Маршалла. Возмущенные принятым решением в пользу Израиля, арабские делегации покинули Нью-Йорк до окончания работы OOH. Мандат Великобритании на Палестину истекал 14 мая 1948 года. В эти несколько месяцев до формального провозглашения государства Израиль евреи начали быстро создавать государственную инфраструктуру и армию. Все арабские страны, окружавшие в то время Палестину, начали готовиться к войне.

Когда Израиль был формально провозглашен 17 мая 1948 года независимым государством, то на следующий день США признало это государство, но только де-факто, что не подразумевало полных дипломатических отношений. СССР признал Израиль через два дня и, сразу де-юре. СССР был первой страной, установившей с Израилем дипломатические отношение США сделали такой же шаг лишь в 1949 году.

В день провозглашения Израиля самостоятельным Государством регулярные армии Ирака, Сирии, Египта, Ливана и Йордании вторглись на его территорию. Началась первая арабо-израильская война. В этой войне именно Советский Союз оказал Израилю быструю и эффективную военную помощь. Через Чехословакию и Румынию в Израиль было отправлено по морю большое количество оружия всех видов. Большая часть это-го оружия была из запасов немецкого трофейного снаряжения. Поставки включали пулеметы, минометы, артиллерию и немецкие истребители «мессершмиты». Великобритания, напротив, поставляла оружие зависимым от нее арабским странам. Все эти страны, кроме Ливана, были в 1947 году монархиями, созданными Великобританией после Первой мировой войны. США объявили эмбарго на поставки оружия в этот регион.

Вместе с оружием из стран Восточной Европы в Израиль приехало большое число военных - евреев, имевших опыт участия в войне против Германии. Секретно отправлялись в Израиль и советские военные офицеры. Появились большие возможности и у советской разведки. По свидетельству генерала Павла Судоплатова, использование офицеров советской разведки в боевых и диверсионных операциях против британцев в Израиле было начато уже в 1946 году

Голда Меир, первый посол Израиля в Москве и в последующем премьер-министр Израиля, пишет в своих воспоминаниях:

«Как бы радикально ни изменилось советское отношение к нам за последующие двадцать пять лет, я не могу забыть картину, которая представлялась мне тогда. Кто знает, устояли ли бы мы, если бы не оружие и боеприпасы, которые мы смогли закупить в Чехословакии и транспортировать через Югославию и другие балканские страны в те черные дни начала войны, пока положение не переменилось в июне 1948 года? В первые шесть недель войны мы очень полагались на снаряды, пулеметы и пули, которые Хагане [**] удалось закупить в Восточной Европе, тогда как даже Америка объявила эмбарго на отправку оружия на Ближний Восток, хотя, разумеется, мы полагались не только на это. Нельзя зачеркивать прошлое оттого, что настоящее на него не похоже, и факт остается фактом: несмотря на то, что Советский Союз впоследствии так яростно обратился против нас, советское признание Израиля 18 мая имело для нас огромное значение. Это значило, что впервые после второй мировой войны две величайшие державы пришли к согласию в вопросе о поддержке еврейского государства, и мы, хоть и находились в смертельной опасности, по крайней мере знали, что мы не одни. Из этого сознания - да и из суровой необходимости» - мы почерпнули ту если не материальную, то нравственную силу которая и привела нас к победе»

Очень часто высказывается предположение о том, что Сталин предполагал, что ему удастся присоединить Израиль к советскому блоку. Такого намерения у Сталина не было. Проамериканская ориентация Израиля была слишком ясной. Новая страна создавалась на деньги богатых американских сионистских организаций, которые оплачивали и то оружие, которое закупалось в Восточной Европе. В 1947 году многие и в СССР, и в Израиле считали, что позиция СССР в ООН определялась моральными соображениями. Громыко на короткий срок стал самым популярным в Израиле человеком. Даже Голда Меир в 1947 и 1948 годах была уверена, что Сталин помогает евреям из каких-то высоких моральных соображений:

«Признание Советского Союза, последовавшее за американским, имело другие корни. Теперь я не сомневаюсь, что для Советов основным было изгнание Англии с Ближнего Востока. Но осенью 1947 года, когда происходили дебаты в Объединенных Нациях, мне казалось, что советский блок поддерживает нас еще и потому, что русские сами оплатили свою победу страшной ценой и потому, глубоко сочувствуя евреям, так тяжко пострадавшим от нацистов, понимают, что они заслужили свое государство»

В действительности, по мнению Сталина, создание Израиля отвечало в тот период и на обозримое будущее внешнеполитическим интересам СССР. Поддерживая Израиль, Сталин «вбивал клин» в отношения США и Великобритании и в отношения между США и арабскими странами. По свидетельству Судоплатова, Сталин предвидел, что арабские страны в последующем повернутся в сторону Советского Союза, разочаровавшись в англичанах и американцах из-за их поддержки Израиля. Помощник Молотова Михаил Ветров пересказал Судоплатову слова Сталина:

«Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет как шило в заднице для арабских государств и заставит их повернуться спиной к Британии. В конечном счете британское влияние будет полностью подорвано в Египте, Сирии, Турции и Ираке»

Внешнеполитический прогноз Сталина в основном оправдался. В арабских и во многих других мусульманских странах было подорвано влияние не только Британии, но и США.

Official Records of the General Assembly of UN. Second Session. 12th Meeting. - P. 69-70.

Ibid. 125th Meeting. - P. 1359; Речь Громыко А.А. на Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи 28 ноября 1947 года // Внешняя политика Советского Союза. 1947 год. Часть II. - М.: Гос-политиздат, 1952. - С. 241.

Official Records... 128th Meeting. - P. 1424-1425.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 345; Sudoplatov... - Р. 293.

Meir Golda. My Life. - London: Wpidenfeld and Nicolson, 1975. -P. 188-189; Meup Голда. Моя жизнь. Автобиография. - Иерусалим: Б-ка Алия, 1990. - С. 258.

Ibid. - Р. 188; там же. - С. 257.

Судоплатов Павел. Указ. соч. - С. 349; Sudoplatov... - Р. 296.

Государство Израиль было образовано в 1948 г. на территории, которую три величайшие мировые религии - христианство, иудаизм и ислам, считают священной. Поэтому неудивительно, что вокруг ее истории разгораются горячие споры. Но, для того чтобы понять израильтян, следует ознакомиться с их точкой зрения.

Античный период истории

История государства Израиль началась около 4 тысяч лет назад (около 1600 г. до н.э.) с библейских патриархов Авраама, Исаака и Иакова. В Книге Бытия повествуется как Авраам, рожденный в шумерском городе Ур, находившемся в южной части современного Ирака, получил повеление отправиться в Ханаан и найти людей, которые поклоняются Единому Богу. После того как в Ханаане начался голод, внук Авраама Иаков (Исраэль) со своими двенадцатью сыновьями и их семьями отправился в Египет, где их потомков обратили в рабство.

Современные ученые постоянно детализируют и уточняют наше понимание исторического контекста событий, описываемых в Библии. Но яркие события древнееврейской Библии представляют собой краеугольный камень еврейской идентичности. Итак, после того как в Египте в рабстве выросло несколько поколений, Моисей повел иудеев к свободе, к обретению откровения Десяти Заповедей в Синае и к тому, чтобы в течение сорока лет блуждания по они медленно сформировались в нацию. Джошуа (Иисус) встал во главе процесса покорения Ханаана, Обетованной, страны изобилия - молочных рек и кисельных берегов, где детям Израилевым придется построить высоко нравственное и духовное общество, которое стало бы «светом для неевреев». Исход из Египта, который навеки остался в сознании, ежегодно отмечается евреями вне зависимости от того, где они находятся в этот день. Этот праздник свободы называется Песах или еврейской Пасхой.

Библейские царства Израилевы (ок. 1000-587 гг. до н.э.)

Евреи заселили центральную, холмистую часть Ханаана и проживали там на протяжении более тысячи лет до рождения Иисуса Христа. Это были годы библейских судей, пророков и царей. Давид, воин-израильтянин во времена правления царя Саула, победил великана Голиафа и обеспечил победу над филистимлянами. Он основал свое царство со столицей в Иерусалиме, ставшее самым могущественным в этом регионе. Его сын Соломон построил в X веке до н. э. Первый Храм в Иерусалиме. Путем браков он заключал политические союзы, развивал внешнюю торговлю и способствовал внутреннему процветанию. После его смерти царство разделилось на две части - царство Израилево на севере со столицей Шехем (Самария) и Иудейское царство на юге со столицей Иерусалим.

Изгнание и возвращение

Небольшие иудейские царства быстро оказались вовлеченными в борьбу за власть между соперничающими империями Египта и Ассирии. Около 720 г. до н. э. ассирийцы разгромили северное царство Израилево и предали его жителей забвению. В 587 г. до н.э. вавилоняне разрушили Храм Соломона и изгнали почти всех, даже самых бедных иудеев, в Вавилон. На протяжении всего периода изгнания евреи оставались верными своей религии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, забудь меня десница моя» (Книга Псалтирь 137: 5). После завоевания Вавилона персами в 539 г. до н.э. Кир Великий позволил изгнанникам вернуться домой и восстановить Храм. Многие евреи остались в Вавилоне, а в каждом большом городе на побережье Средиземного моря стали появляться и разрастаться их общины. Таким образом, начала формироваться модель сосуществования евреев, проживающих на земле Израилевой, с еврейскими коммунами во «внешнем» мире, которые в собирательном значении называются диаспорой (рассеиванием).

В 332 г. до н.э. покорил этот регион. После его смерти в 323 г. до н.э. его империя была разделена. Иудея в конечном итоге оказалась в сирийской части, которой правила династия Селевкидов. Проводимая ими политика навязывания эллинистического (греческого) влияния вызывала сопротивление, которое вылилось в мятеж, во главе которого встали жрец Маттафия (или Матиас, что на иврите означает «дар Яхве») и его сын Иуда по прозвищу Маккавей, который в 164 г. до н.э. переосвятил оскверненный Храм. Победа, завоеванная в тот день, отмечается праздником, который называется Ханука. Они основали царский род иудеев - Хасмонеи, или Маккавеи, который правил Иудеей вплоть до этого, римский военачальник Помпей захватил Иерусалим в 63 г. до н.э. После этого еврейское государство оказалось поглощенным Римской империей.

Власть римлян и еврейские восстания

Н 37 г. до н.э. римский Сенат назначил Ирода на должность царя Иудеи. Ему была предоставлена неограниченная свобода действий во внутренних делах, и Ирод быстро стал одним из самых могущественных царей подчиненных царств в восточной части Римской империи. Ирод держал своих подданных под жесточайшим контролем и занимался обширным строительством. Именно он соорудил города Кесарию и Себасте, а также крепости Иродион и Масаду. Он перестроил Храм в Иерусалиме, превратив его в одну из самых величественных построек своего времени. Несмотря на многочисленные достижения, ему так и не удалось завоевать доверия и поддержку со стороны своих подданных-иудеев.

После смерти Ирода в 4 г. н.э. начались годы политической нестабильности, гражданского неповиновения и расцвета мессианства. Разрозненные еврейские группировки объединялись вместе против жестоких и продажных римских прокураторов. В 67 г. н. э. началось всеобщее еврейское восстание. Император Нерон направил в Иудею своего генерала Веспасиана с тремя легионами. После самоубийства Нерона в 68 г. н. э. Веспасиан занял императорский и горский трон и направил своего сына Тита продолжать кампанию по усмирению Иудеи. В 70 г. н. э. римские армии начали осаду Иерусалима, и в девятый день месяца Ав по еврейскому календарю Храм был сожжен до основания. Также были полностью разрушены все другие здания, за исключением трех башен, а жители города оказались в плену. Группа зелотов укрылась в крепости Масада - укрепленном дворцовом комплексе, сооруженном Иродом на труднодоступном горном плато, возвышающемся над Мертвым морем. В 73 г. н.э. после многолетних попыток вытеснить защитников из крепости, римлянам удалось осадить крепость с помощью армии в десять тысяч человек. Когда в конце концов римляне проломили защитную стену, то обнаружили, что все защитники Масады, мужчины, женщины и дети, за исключением пяти человек, предпочли покончить жизнь самоубийством, чем оказаться распятыми на кресте или угнанными в рабство.

Второе еврейское восстание, организованное гораздо лучше, поднялось в 131 г. Его духовным лидером стал рабби Акиба, а общее руководство осуществлял Симон Бар Кохба. Римляне были вынуждены уйти из Иерусалима. В нем была учреждена еврейская администрация. Через четыре года, в 135 г. н.э., ценой очень больших потерь со стороны римлян, императору Адриану удалось подавить восстание. Иерусалим был выстроен заново как римский город, посвященный Юпитеру, и назван Элией Капитолиной. Евреям было запрещено входить в него. Иудея была переименована в Палестинскую Сирию.

Византийское правление (327-637)

После разрушения еврейского государства и утверждения христианства в качестве официальной религии Римской империи страна стала преимущественно христианской и превратилась в место христианского паломничества. В 326 г. Святую землю посетила Елена, мать императора Константина. В Иерусалиме, Вифлееме и Галилее стали возводиться церкви, а по всей стране стали появляться монастыри. Нашествие персов в 614 г. привело к опустошению страны, но Византия восстановила свое господство в 629 г.

Первый мусульманский период (638-1099)

Первая оккупация мусульманами началась через четыре года после смерти Пророка Мухаммада и продолжалась более четырех столетий. В 637 г. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, который отличался необыкновенной терпимостью в отношении как христиан, так и евреев. В 688 г. халиф Абд эль-Малик из династии Умайадов приказал начать возведение величественной мечети Купол Скалы на месте Храма на горе Мориа. Именно отсюда был вознесен Пророк Мухаммад во время своего знаменитого «Ночного путешествия». Рядом с мечетью Купол Скалы была сооружена и мечеть Аль-Акса. В 750 г. Палестина перешла под контроль халифата Аббасидов. Ею стали править из новой столицы Аббасидов - Багдада. В 969 г. она оказалась под властью шиитских мусульман из Египта - Фатимидов (известных в Европе как сарацины). Храм Гроба Господня был разрушен, а христиане и евреи оказались под жесточайшим гнетом.

Крестовые походы (1099-1291)

В общем, во времена мусульманского господства христианам не препятствовали в поклонении своим святыням в Иерусалиме. В 1071 г. кочевые племена турок-сельджуков, недавно принявших ислам, в битве при Манцикерте, рядом с озером Ван, разгромили византийского императора и вынудили Фатимидов уйти из Палестины и Сирии. В 1077 г. они закрыли доступ в Иерусалим для христианских паломников. В 1095 г. византийский император и паломники обратились за помощью к папе Урбану II. В ответ он призвал к Крестовому походу или Священной войне за освобождение Святой земли от язычников. В период с 1096 по 1204 гг. состоялись четыре важнейших военных кампании европейских христиан на Среднем Востоке.

В июле 1099 г. после осады, продолжавшейся пять недель, армия крестоносцев, возглавляемая Готфридом Бульонским, захватила Иерусалим. Захватчики устроили жуткую резню, уничтожая всех его жителей нехристиан и сжигая синагоги вместе с находящимися в них евреями. Готфрид основал Латинское царство Иерусалима. После смерти Готфрида в 1100 г. власть в царстве перешла к его брату Болдуину. С середины XII века занятые христианами территории вынуждены были постоянно обороняться, несмотря на то, что уже были созданы великие военно-религиозные ордена рыцарей-госпитальеров и тамплиеров.

В 1171 г. турки-сельджуки из Мосула разрушили власть Фатимидов в Египте и утвердили своего ставленника, курдского военачальника Саладина, в качестве правителя. Это оказало сильное воздействие на регион. Саладин буквально пронесся по Галилее и в сражении при деревне Хыттин, недалеко от Тивериадского озера (Галилейского моря), разбил армию крестоносцев под предводительством Ги де Лузиньяна и захватил Иерусалим в 1187 г. В руках христиан оставались только города Тир, Триполи и Антиохия. В ответ европейцы собрали Третий крестовый поход. Его возглавил Ричард Львиное Сердце. Под его командованием крестоносцам удалось отбить узкую полоску вдоль побережья, Акру, но не Иерусалим. Заключив перемирие с Саладином, Ричард вернулся в Европу. Последующие кампании под руководством европейских монархов, в том числе и будущего короля Англии Эдуарда I, не принесли никаких результатов. В конце концов, мамлюкский султанат Египта заново захватил Палестину и Сирию. Последний христианский оплот закончил свое существование в 1302 г.

Правление династии Мамлюков (1291-1516)

Династия Мамлюков, которая вела свой род от воинов-рабов турецкого и черкесского происхождения, правила Египтом с 1250 по 1517 г. Под их властью Палестина вступила в период упадка. Порты были разрушены для того, чтобы не допустить новых крестовых походов, что привело к резкому сокращению торговли. В конце концов, вся страна, включая и Иерусалим, оказалась просто заброшенной. Небольшие еврейские общины оказались разоренными и доведенными до нищеты. В конечный период власти Мамлюков страна страдала от борьбы за власть и стихийных бедствий.

Правление Оттоманской империи (1517-1917)

В 1517 г. Палестина стала частью расширяющейся Оттоманской империи и вошла в вилайет (провинцию) Дамаск-Сирия. Стены, окружающие Иерусалим в наши дни, были сооружены Сулейманом Великолепным в 1542 г. После 1660 г. она вошла в вилайет Сайда в Ливане. В начале Оттоманского правления в регионе проживало около 1000 еврейских семей. Они представляли собой наследников тех евреев, которые жили здесь всегда, и иммигрантов из других частей Оттоманской империи. В XVIII веке начались работы по строительству синагоги Хурва в Старом городе Иерусалима. В 1831 г. Мухаммад Али, вице-король Египта, номинально находящегося в подчинении турецкого султана, оккупировал страну и открыл се для европейского влияния. Хотя оттоманские правители повторно заявили права на прямое управление в 1840 г., западное влияние уже было не остановить. В 1856 г. султан издал Эдикт о терпимости ко всем религиям в империи. После этого деятельность христиан и евреев на Святой земле усилилась.

Стремление вернуться на землю Израилеву (на иврите, Эрец Исраэль) звучало в церковных службах и сохранялось в сознании еврейского народа со времени разрушения Храма в 70 г. н. э. Вера в то, что евреи вернутся в Сион, составляла часть иудейского мессианизма. Таким образом, задолго до изобретения сионизма как политического движения, глубокая привязанность евреев к Святой земле нашла свое выражение в алии («подъеме» или иммиграции) на Эрец Исраэль. Поддерживаемые еврейскими филантропами евреи приезжали из таких стран, как Марокко, Йемен, Румыния и Россия. В 1860 г. евреи основали первое поселение вне стен Иерусалима. До начала сионистской колонизации существовали достаточно крупные еврейские поселения в Сафеде, Тибериасе, Иерусалиме, Иерихоне и Хевроне. В целом, еврейское население страны в период с 1890 по 1914 г. увеличилось на 104 процента.

Декларация Бальфура

Средством обеспечения безопасности еврейской исторической родины стала «Декларация Бальфура» 1917 г. В ней Великобритания заявила, что она с заинтересованностью относится к идее учреждения национального еврейского государства в Палестине.

В то же самое время, в ходе Первой мировой войны, были достигнуты соглашения с национальными арабскими лидерами, поощряющие на выступления против Оттоманского владычества. После окончания войны Оттоманская империя раскололась на Чисти, а недавно образованная Лига Наций предоставила Великобритании мандат на управление Палестиной на обоих берегах реки Иордан.

Британский мандат (1919-1948)

По условиям Палестинского мандата, содержащегося и в Статье 6 «Декларации Бальфура», предписывалось способствовать и поощрять еврейскую иммиграцию и строительство поселений при одновременном обеспечении прав и мест расселения других групп населения, интересы которых не должны ущемляться. При этом в основу был положен принцип, согласно которому на подмандатной территории как можно скорее должна быть установлена независимость. Таким образом, сделав противоречащие друг другу обещания, Великобритания оказалась вовлеченной в практически невыполнимую миссию. Одним из её первых действий стало образование в 1922 г. эмирата Трансиордания на восточном берегу реки Иордан. Евреям было разрешено селиться только в западной Палестине.

Иммиграция

В период с 1919 по 1939 г. в Палестину стали принимать следующие одна за одной волны евреев-иммигрантов. Естественно, что это привело к расширению и росту местной еврейской общины, или йишува. В период с 1919 по 1923 г. приехало около 35 тысяч евреев, главным образом из России. Они заложили основы развитой общественно-экономической инфраструктуры, укрепились на земле и создали уникальные общественные и кооперативные формы сельскохозяйственных поселений - кибуцы и мошавы.

Следующая волна иммигрантов, около 60 тысяч человек, нахлынула в период между 1924 и 1932 гг. В ней преобладали иммигранты из Польши. Они осели в городах и способствовали их развитию. Эти иммигранты поселились, главным образом, в новом городе Тель-Авиве, в Хайфе и Иерусалиме, где занялись малым бизнесом и легкой промышленностью, а также основали строительные фирмы. Последняя серьезная волна иммиграции произошла в тридцатых годах XX века, после прихода к власти в Германии Гитлера. Вновь прибывшие, около 165 тысяч человек, из которых многие были представителями интеллигенции, составили первую масштабную волну иммиграции из Западной и Центральной Европы. Именно они оказали ощутимое воздействие на культурное и коммерческое будущее еврейской общины.

Противодействие арабов-палестинцев сионизму вылилось в массовые беспорядки и зверские убийства, которые в двадцатых годах прошлого века произошли в Хевроне, Иерусалиме, Сафеде, Зайфе, Моце и в других городах. В 1936-1938 гг. гитлеровская Германия и ее политические союзники профинансировали всеобщее восстание арабов под руководством иерусалимского муфтия Хадж Амина эль-Хусейни, в ходе которого произошли первые стычки военизированных (полувоенных) групп арабов и евреев. Великобритания прореагировала на это созданием в 1937 г. Комиссии Пиля, которая рекомендовала разделить территорию на арабское и еврейское государства, сохранив контроль Великобритании над Иерусалимом и Хайфой. Евреи с неохотой приняли этот план, но арабы его отвергли.

Все более очевидной становилась угроза войны с Германией, и Великобритания, озабоченная настроем арабских стран, пересмотрела свою политику в отношении Палестины в «Белой книге» Малькольма Макдональда (май 1939 г.). При этом практически прекращалась иммиграция евреев и запрещалась покупка земель евреями. Евреям из Европы, по сути, запрещалось получать прибежище в Палестине. Они оказывались один на один со своей судьбой. Суда с еврейскими иммигрантами из Европы были возвращены назад. Некоторые отправились в поисках убежища в другие страны мира, а часть - потоплена. После «Белой книги» возмущенная и шокированная йишува пересмотрела свои отношения с Великобританией и стала проводить более агрессивную и воинственную политику сионизма.

Еврейское подполье

В период действия Британского мандата существовали три подпольные еврейские организации. Самой крупной из них была «Хагана», основанная в 1920 г. Лейбористским движением сионистов для защиты и обеспечения безопасности еврейской общины. Она возникла в ответ на введенный для евреев-иммигрантов запрет на проведение демонстраций и саботаж со стороны работников. «Эцель», или «Иргун», был создан оппозиционным националистическим движением ревизионистов в 1931 г. Впоследствии во главе этой организации оказался Менахем Бегин, который в 1977 г. стал премьер-министром Израиля. Эти образования занимались проведением тайных боевых операций против арабов и англичан. Самая небольшая и наименее экстремистская организация «Лехи», или «Штерн Ганг», начала свою террористическую деятельность в 1940 г. Все три движения были распущены после создания в 1948 г. Государства Израиль.

Еврейские добровольцы с палестинских земель во Второй мировой войне

С началом Второй мировой войны, йишув сосредоточился на оказании поддержки Великобритании в войне с Германией. Более 26 000 представителей еврейской общины Палестины отправились на службу в вооруженные силы Великобритании, в армию, в военно-воздушные силы и на флот. В сентябре 1944 г. в качестве отдельного воинского формирования вооруженных сил Великобритании была создана Еврейская бригада со своим флагом и эмблемой, в которой служило около 5 тысяч человек. Эта бригада принимала участия в боевых действиях в Египте, на севере Италии и северо-западе Европы. После разгрома гитлеровской Германии и ее союзников многие из служивших в бригаде принимали участие в тайных операциях по перевозке евреев, выживших в Холокосте, в Палестину.

Холокост

Невозможно рассматривать конфликт на Среднем Востоке в отрыве от нацистского Холокоста. Евреи, которых судьба разбросала по многим странам мира, не могли даже представить себе таких ужасов, которые были уготованы им во время Второй мировой войны. Нацистский режим планомерно, па промышленной основе занимался ликвидацией евреев из Европы, уничтожив шесть с половиной миллионов человек, в том числе полтора миллиона детей. После того, как германские армии захватывали одну европейскую страну за другой, евреи сгонялись вместе, как скот, и запирались в гетто. Оттуда они вывозились в концентрационные лагеря, где умирали от голода и болезней, гибли во время массовых казней или в газовых камерах. Те, кому удалось проскочить через нацистский бредень, бежали в другие страны или присоединялись к партизанским отрядам. Часть из них прятали неевреи, рискуя своими жизнями. Выжить удалось только трети евреев, проживавших в Европе до войны. Только после окончания войны мир узнал о размахе геноцида и о том, как низко пало человечество. Для большинства евреев, вне зависимости от того, на каких позициях они стояли ранее, вопрос организации еврейского государства и национального прибежища превратился в острейшую человеческую потребность и моральный императив. Это стало выражением стремления евреев выжить и сохраниться как нация.

Период после Второй мировой войны

После окончания войны Великобритания увеличила ограничения на количество евреев, которые могли приехать и поселиться в Палестине. Йишув в ответ занялся организацией «нелегальной иммиграции», организовав сеть активистов, которые спасали тех, кому удалось выжить после Холокоста. В период с 1945 по 1948 г. в страну, несмотря на блокаду морских путей британским флотом и наличие патрулей на границе, нелегально, часто опасными маршрутами, было доставлено около 85 тысяч евреев. Тех, кого ловили, отправляли в лагеря для интернированных на Кипре или возвращали в Европу.

Сопротивление евреев Британскому мандату усиливалось. В эскалацию насилия вовлекалось все большее число разнообразных еврейских подпольных групп. Пик этого противостояния наступил в 1946 г., когда была организована террористическая атака на штаб британских вооруженных сил в отеле «King David» в Иерусалиме. В результате погиб девяносто один человек. Великобритания передала на рассмотрение Организации Объединенных Наций вопрос о все возрастающем напряжении в Палестине. Специальный комитет ООН организовал посещение Палестины и выработал свои рекомендации.

29 ноября 1947 г. при поддержке США и Советского Союза, несмотря на жесткое противодействие арабов-палестинцев и соседних арабских государств, ООН проголосовала за разделение Палестины надвое - на еврейское и арабское государство. Это решение было с радостью встречено сионистами и отвергнуто арабами. В Палестине и многих арабских странах начались массовые беспорядки. В январе 1948 г., в то время, когда Великобритания все еще номинально контролировала эту территорию, арабская «Армия освобождения», организованная Лигой арабских государств, прибыла в Палестину и присоединилась к местным полувоенным организациям и милиции. Они пригласили мировые средства массовой для наблюдения за специально организованными маневрами.

Великобритания заявила о своем намерении уйти в мае и отказалась передавать власть и арабам, и евреям, и ООН. Весной 1948 г. вооруженные силы арабов заблокировали дорогу, соединяющую Тель-Авив с Иерусалимом, отрезав тем самым жителей с Иерусалима от оставшейся части еврейского населения.

Война за независимость

14 мая 1948 г., в день окончательного ухода британцев, было официально провозглашено создание Государства Израиль с населением в 650 тысяч человек. Первым его президентом стал Хаим Вейцман, а премьер-министром - Давид Бен-Гурион. В Декларации о независимости провозглашалось, что Государство Израиль будет открыто для иммиграции евреев изо всех стран.

На следующий день Египет, Иордания, Сирия, Ливан и Ирак напали на Израиль. Это была, по сути, битва за существование. В результате этого конфликта тысячам палестинских арабов пришлось искать убежища в соседних арабских странах, где, в условиях отсутствия мирного договора, они оставались на положении беженцев. На момент прекращения огня в январе 1949 г. израильтянам удалось не только вытеснить арабские войска за границу, но и существенно увеличить смою территорию, выделенную им по решению ООН. Впоследствии большая часть территории, предназначенной по решению ООН для размещения арабского государства, включая Восточный

Иерусалим и Старый город, оказалась аннексированной Иорданией

Население Израиля за четыре года, прошедшие с 1948 г., увеличилось вдвое. К перемещенным евреям из Европы присоединилось 600 тысяч евреев, убегавших от преследования в арабских странах. Благополучная абсорбция структурами небольшого государства такого количества вновь прибывших людей с совершенно различными культурами, в то время, когда это государство само еще только формирует собственную инфраструктуру, не имело прецедентов в истории и может считаться величайшим достижением.

Главные события, в истории государства Израиль, происшедшие после 1948 года

За 60 лет существования Государство Израиль выросло и окрепло по всем показателям, и в первую очередь - по экономическим и социально-демографическим. Вопреки враждебному окружению, Израиль выстоял в войнах, занял достойное место в международном содружестве, построил демократическое общество и побудил его к развитию, вышел в мировые лидеры в науке и высоких технологиях.

1949 г. Израиль принят в ООН.

1956 г. Синайская война

В 1955 г. египетский президент Гамаль Абд эль-Насер блокировал Акабский залив, отрезав порт Эйлат. В 1956 г. Египет национализировал Суэцкий канал и закрыл его для прохода иностранных судов, что привело к военному конфликту с участием Франции, Великобритании и Израиля. В октябре израильская армия взяла под свой контроль Синайский полуостров. Получив международные гарантии того, что жизненно важные для него морские пути будут открыты, Израиль вывел войска в марте 1957 г.

1960 г. Суд над Эйхманом

Адольф Эйхман, главный руководитель нацистской программы «Окончательного решения», был выкраден и вывезен из Аргентины секретными агентами Израиля. Он предстал перед израильским судом и был признан виновным в преступлениях против человечности и еврейским народом. По приговору суда он был казнен 30 мая 1962 г. Это - единственный смертный приговор, вынесенный в истории Государства Израиль.

1967 г. Шестидневная война

Президент Насер добился отвода войск безопасности ООН, патрулировавших линию прекращения огня на границе с Израилем, ввел на Синай египетские войска и перекрыл движение судов в Тиранском проливе, блокировав порт Эйлат. Армии Египта, Сирии, Иордании, Ирака и Алжира готовились к новой военной агрессии против Израиля.

Утром 5 июня израильская авиация нанесла неожиданный удар, полностью уничтожив самолеты египетских ВВС Сухопутные войска вошли на Синайский полуостров и быстро выдвинулись к Суэцкому канал). Успешно отразив нападение вооруженных сил Иордании и Сирии, израильские войска заняли весь Синайский полуостров, Восточный Иерусалим. Западный берег реки Иордан, сектор Газы, сирийские укреплении на Голанских высотах. Война закончилась за шесть дней. Советский Союз, поддерживавший арабские государства на, разрывает дипломатические отношения с Израилем.

1972 г. Начало волны палестинского терроризма

Во время Олимпийских игр в Мюнхене в 1972 г. территории из палестинской организации «Черный сентябрь» захватили в заложники одиннадцать спортсменов израильской сборной. Неудачная операция спецслужб Германии, предпринятая для их освобождения, завершилась трагедией: все заложники погибли.

1973 г. Война Судного дня

Армии Египта и Сирии внезапно атаковали Израиль с наступлением иудейского праздника Йом-Кипур (Судный день), времени священных молитв и строгого поста. В первые дни войны израильская армия терпела поражение и несла потери. Но через две недели ситуация завершилась разгромом арабских войск Расследование причин неготовности армии и правительства к этой войне провела специальная комиссия, которую возглавлял председатель Верховного суда Шимон Агранат. Итоги расследования привели к отставкам в командовании армии.

1976 г, Энтеббе

Самолет «Air France», следовавший из Тель-Авива в Париж, был угнан палестинскими террористами и посажен в Уганде. Израильские военные вылетели в Африку и в ходе отважной и драматической операции освободили пассажиров, которых держали в заложниках в аэропорту Энтеббе.

1979 г. Мирный договор с Египтом

В 1979 г., после исторического выступления египетского президента Анвара Садата в Кнессете в Иерусалиме (1977 г.) и подписания Кэмп-Дэвидских соглашений под покровительством президента США Джимми Картера (1978 г.), Израиль и Египет подписали в Вашингтоне мирное соглашение. Это был первый договор о мире с арабской страной.

1981 г. Бомбежка ядерного реактора в Ираке

В июне 1981 г. израильская авиация разбомбила иракский ядерный реактор «Осирак», который готовился к запуску, устранив тем самым непосредственную угрозу, которую несла программа по созданию ядерного оружия, разрабатываемая режимом Саддама Хусейна.

1982 г. Вторжение в Ливан

С территории Ливана боевики Организации освобождения Палестины (ООП), возглавляемой Ясиром Арафатом, совершили серию нападений на израильские города и деревни, расположенные на севере страны. Для уничтожения баз ООП израильские войска начали операцию «Мир Галилее», вторглись в Ливан и на некоторое время заняли Хайрут, где находилась штаб-квартира ООП. Боевики ООП с позором бежали в Тунис. Позднее у израильско-ливанской границы была создана «зона безопасности», которую до 2000 г. совместно контролировали Армия обороны Израиля и Армия южного Ливана.

1984 г. В результате выборов сформировано правительство национального единства, в котором пост премьер-министра по соглашению о ротации поочередно занимают Шимон Перес и Ицхак Шамир. Благодаря усилиям этого кабинета Израиль преодолевает экономический кризис.

1987 г. Первая интифада

Палестинцы в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан проводили яростные манифестации против израильской оккупации. Митингующие забрасывали израильских солдат и полицейских градом камней, бутылками с зажигательной смесью. Участились агрессивные нападения на мирных израильтян. Армии обороны Израиля удалось прекратить уличные беспорядки и разгул насилия к 1991 году.

1989 г. Миллион эмигрантов из Советского Союза

В СССР с окончанием холодной войны и падением «железного занавеса» отменен запрет на эмиграцию евреев в Израиль. В начале 90-х годов в страну прибывает самая большая волна репатриантов из республик бывшего Советского Союза - почти миллион человек.

1991 г. Война в Персидском заливе

После того, как в январе-феврале 1991 г. возглавляемая американцами коалиция вторглась в Ирак, Саддам Хусейн начал обстрел территории Израиля баллистическими ракетами «Скад». К счастью, большинство из них не попали в цели, и они не были оснащены боевыми головками с отравляющими веществами.

1991 г. Мирная конференция в Мадриде

С 30 октября по 1 ноября в Мадриде состоялась Международная конференция по Ближнему Востоку, созванная по инициативе СССР и США и призванная продвинуть мирный процесс по всем направлениям урегулирования арабо-израильского конфликта. В конференции участвовали делегации СССР, США, Европейского союза, Израиля, Палестинской автономии, Сирии, Иордании, Ливана и Египта.

18 октября Москва и Иерусалим восстанавливают дипломатические отношения в полном объеме. С этого момента двустороннее сотрудничество между Россией и Израилем развивается по нарастающей.

1993 г. Переговоры в Осло

Закрытые палестино-израильские переговоры в Осло привели к выработке декларации о принципах, направленных на взаимное признание и прекращение насилия. Подписанию декларации, которое состоялось 13 сентября 1993 г., предшествовал обмен письмами между председателем ООП Арафатом и премьер-министром Рабином. В посланиях ООП отказывалась от применения террористических акций, признавала право на существование Израиля, а также связывала себя обязательством поиска мирного разрешения конфликта. В ответ Израиль признавал ООП в качестве законного представителя палестинского народа в переговорах об урегулировании конфликта. Израиль подтверждал, что после выборов в палестинские органы самоуправления к местным руководящим структурам постепенно перейдут все властные полномочия, и выражал готовность к развитию торгово-экономических контактов. В сентябре 1995 г. в Осло премьер-министр Рабин и председатель ООП Арафат подписали соглашение, включавшее принципиальные договоренности, достигнутые в 1993 г.

1994 г. Заключение мирного договора с Иорданией

26 октября 1994 г. премьер-министр Ицхак Рабин и король Хусейн подписали договор о мире между Израилем и Иорданией. Нормализация отношений привела к согласию сторон по вопросам государственных границ и использования водных ресурсов, решению спорных вопросов мирным путем, сотрудничеству в сфере безопасности, наращиванию объемов торгово-экономического партнерства.

1995 г. Убийство премьер-министра Ицхака Рабина

4 ноября 1995 г. на мирном митинге в Тель-Авиве премьер-министр Израиля Ицхак Рабин был застрелен еврейским фанатиком, добивавшимся отмены палестино-израильских договоренностей.

1996 г. Террористы-самоубийцы из исламистской фундаменталистской группировки «Хамас» совершили несколько терактов в израильских городах, чтобы сорвать мирный процесс и дискредитировать усилия правительства Шимона Переса.

1997 г. Хевронский протокол

Премьер-министр Беньямин Нетаньяху и представители палестинской администрации подписали протокол, регулирующий юрисдикцию сторон в управлении Хевроном, после вступления документа в силу Израиль выводит воинские подразделения из города.

1998 г. На переговорах в «Уай Ривер Плантейшн» премьер-министр Нетаньяху и председателем ООП Арафат заключили соглашение, которое фиксировало договоренности, достигнутые в Осло.

2000 г. Переговоры в Кэмп-Дэвиде

В июле президент США Клинтон, премьер-министр Израиля Барак и председатель ООП Арафат встретились в Кэмп-Дэвиде для выработки окончательного соглашения. Израильская сторона пошла на колоссальные уступки, но Арафат отказался подписать соглашение.

2000 г. Вторая интифада (интифада Аль-Аксы)

Массовые беспорядки палестинцев начались 28 сентября, после того, как лидер оппозиции Ариэль Шарон посетил Храмовую гору, хотя его визит был официально объявлен и заблаговременно согласован с палестинскими властями. В годы второй интифады палестинские террористы-самоубийцы проникали в города Израиля, подрывали бомбы в автобусах, на рынках, в торговых комплексах и на развлекательных мероприятиях.

2002 г. В ответ на увеличение террористических актов, совершаемых палестинскими боевиками, правительство во главе с Шароном продолжает жесткие меры по их пресечению. Многие главари и боевики экстремистских подразделений арестованы, Ясир Арафат блокирован в его резиденции в Рамалле. Началось сооружение так называемого «Защитного забора» по периметру сектора Газы и Западного берега реки Иордан.

2003 г. «Дорожная карта»

25 мая 2003 г. на основании резолюции 1515 Совета Безопасности ООН принят мирный план под названием «Дорожная карта», разработанный квартетом посредников - США, Россией, ООН и ЕС. Документ предусматривал три этапа достижения израильско-палестинского урегулирования.

Палестинцы не выполнили свои обязательства в соответствии с первым этапом «Дорожной карты» (признание права Израиля на существование, безусловное прекращение террористических актов и подстрекательства к ним). Радикальные движения «Хамас» и «Исламский джихад» поклялись продолжить терроризм против Израиля.

2005 г. Конференция в верхах в Шарм эль-Шейхе

После смерти председателя ООП Арафата 11 ноября 2004 г., президентом Палестинской автономии в январе 2005 г. избран Махмуд Аббас.

В феврале премьер-министр Шарон, президент Аббас, египетский президент Мубарак и король Иордании Абдал-ла встретились в Египте для обсуждения вопросов достижения мира. Было объявлено о прекращении интифады, но террористы продолжили подрывную деятельность, «Хамас» с территории сектора Газы усилил ракетные обстрелы южных районов Израиля. В ответ Израиль заморозил планируемую передачи управления палестинскими городами и провел антитеррористическую операцию.

2005 г. В конце апреля, в преддверии празднования 60-летия Победы над нацизмом, состоялся первый визит президента России Владимира Путина в Израиль, переговоры с премьер-министром Шароном придали новый импульс позитивной динамике двусторонних отношений.

2005 г. Израиль вывел поселения и вооруженные силы из сектора Газы

В августе в одностороннем порядке правительство Шарона эвакуировало 8 тысяч поселенцев и разрушило 21 израильское поселение на территории сектора Газы, после чего состоялся полный вывод израильских вооруженных сил.

2006 г. Перестановки на Среднем Востоке

Ариэль Шарон покинул «Ликуд» и создал новую центристскую партию «Кадима». Через некоторое время вследствие тяжелой болезни Шарон лишается возможности продолжать работу. Его заместитель Эхуд Ольмерт принял на себя бразды управления правительством и привел партию к победе на выборах.

В Палестинской автономии исламистская организация «Хамас», которая провозгласила своей целью уничтожение Израиля, получила большинство мест в Палестинском законодательном совете, победив на выборах сторонников умеренного крыла движения ФАТХ, выступающего за мирное урегулирование палестино-израильского конфликта.

2006 г. Война Израиля против «Хезболлы»

Из южных районов Ливана экстремистская группировка «Хезболла», поддерживаемая Ираном и Сирией, начала серию ракетных и минометных обстрелов и совершила захват двух солдат на израильской территории. Армия обороны Израиля провела в южном Ливане военную операцию против «Хезболлы», которая изменила «правила игры»: «Хезболла» и подобные ей группировки осознали, что преступления террористов не останутся безнаказанными.

2007 г. «Хамас» захватывает власть в секторе Газы

Летом 2007 г. исламисты «Хамас» совершили вооруженный переворот, захватив власть в секторе Газа. Территории на Западном берегу реки Иордан остались в подчинении администрации Махмуда Аббаса.

2007 г. Международная конференция в Аннаполисе

27 ноября в Аннаполисе состоялась Международная конференция по ближневосточному урегулированию, в которой приняли участие руководители более пятидесяти государств и международных организаций, в том числе «квартет» посредников (Россия, США, Евросоюз и ООН). Э. Ольмерту и М. Аббасу удалось преодолеть противоречия и продолжить диалог по всем вопросам, связанным и исполнением плана «Дорожная карта».

2008 г. Операция «Литой свинец»

В течение восьми лет, начиная с 2000 г., палестинские боевики из различных террористических группировок с территории сектора Газы с разной степенью интенсивности обстреливали самодельными ракетами южные города Израиля. В ноябре 2008 г. «Хамас» усилила атаки, нанося ежедневно массированные ракетные и минометные удары. В ответ 27 декабря Армия обороны Израиля начала операцию «Литой свинец», которая завершилась 18 января 2009 г. выводом воинских подразделения из сектора Газы после уничтожения большинства боевиков, террористической инфраструктуры, каналов контрабандных поставок вооружений и баз исламистской группировки «Хамас».

2008 г. 60-легие Государства Израиль отмечено знаковыми событиями в двусторонних отношениях с Россией: отмена виз для взаимных поездок граждан обеих стран (сентябрь) и передача России прав собственности на Сергиевское подворье в Иерусалиме (декабрь).

История Израиля

Государство Израиль было провозглашено на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, принятой 29 ноября 1947 года.

Столица государства: Иерусалим.

Государственный язык Израиля: иврит.

Государство Израиль граничит: на севере - с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией и территорией Западного берега реки Иордан, на юго-западе с Египтом и сектором Газа.

75 % жителей исповедуют иудаизм.

Первые упоминания об Израиле, стране, по библейскому преданию, завещанной евреям Богом, с тем, чтобы стать Землей Обетованной относится к началу 2 тысячелетия до н. э.

Развитие истории Израиля связано с многочисленными воинами за эту землю, а также политическими и религиозными концепциями. Драматические события, происходившие на этой земле, были в основном в борьбе за главные дороги - это торговые пути пряностей и знаменитый морской путь Via Maris, который соединял Африку и Европу. Изначально эта территория находилась под управлением египетских фараонов, которые установили в Эрец-Исраэль экономическое, а возможно и политическое превосходство, о чем и свидетельствуют археологические раскопки в Меггидо.

Впоследствии, часть береговой линии была захвачена народами, пришедшими с моря - филистимлянами, они имели сильную организованную армию и основали пять филистимлянских городов - Ашдот, Ашкелон, Гат, Экрон и Аза. Примерно в тоже время с востока приходят другие семитские племена, так называемые исраэлиты. И в это время начинается противостояние, описанное в библии. Установление царской власти и возникновение Израильского царства, а позднее и Иудейского датируется концом 9 - серединой 10 веков до н.э., и продолжается с перерывами, следующую тысячу лет.

Далее с 8 века до н.э. происходит захват территории Ассирией, в 6 веке до н.э. завоевание Вавилоном и разрушение первого храма в 586 г до н.э., а через 70 лет по пророчествам, возвращение Израильского народа и восстановление Иерусалимского храма. В 332 году до н.э., эти земли завоевывает Александр Македонский, а после его смерти происходит раскол его царства на Селевкидов и Птолемеев. В 167 году до н.э. начинается изгнание греков и восстановление правления Хасмонеев (эллинистический период).

В 63 году до н.э., римский император Помпей присоединяет эту территорию к римской империи, и она становится римской провинцией Иудея. В 43 году до н.э, к власти приходит Ирод Великий, римский наместник, правящий по 4 год до н.э. В 70 г н.э. в результате антиримского восстания сын императора Веспасиана Флавия - Тит Флавий разрушает Иерусалим и Иерусалимский Храм.

В 132-135 г разгорается очередное антиримское восстание под управлением Бар-Кохбы, в котором император Адриан «утопил» это восстание в крови и переименовал территорию Иудеи в Палестину, а Иерусалим в Элию Капиталину. Только в 325 году императрица Елена возвращает имя городу - Иерусалим. В 614 году территории Израиля захватывали персы, в 636 году - мусульмане. 1066 год стал началом крестовых походов, а в 1099 году Крестоносцы завоевывают Иерусалим и провозглашают его столицей латинского королевства.

В 1187 году Салахаддин изгоняет крестоносцев из Иерусалима, и они переселяются в порт Акко и переносят туда свою столицу. В 1260 году мамлюк Бейбарс завоевывает Акко, и полностью изгоняет крестоносцев со Святой Земли. В 1516 году мамлюков сменяет османская империя. С 1831 по 1841 годы опять устанавливается египетское правление во главе с Мухаммедом Али. В 1798 году начинается военная компания Наполеона Бонапарта. Он занимает береговую полосу, двигаясь на север в сторону Ливана, но терпит поражение при взятии крепости Акко.

И только в 1917 генерал Алленби выигрывает сражение при Меггидо, за что награждается титулом лорда, и в 20 году 20 века начинается период британского мандата.

29 ноября 1947 года, на основании резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, был принят план раздела Палестины, предусматривающий прекращение британского мандата и рекомендующий создание на ее территории двух государств - еврейского и арабского. Принятие этого плана стало возможным, благодаря его поддержке крупнейших держав СССР и США, не смотря на полное отрицание Высшего арабского совета.

14 мая 1948 года Давид Бен-Гурион, провозглашает независимость еврейского государства Израиль, но уже на следующий день Лига арабских стран начинает интервенцию, с тем, что бы разделить эту территорию между собой. Это начало военного противостояния арабских армий против только что родившегося государства Израиль, получившего название «Война за независимость».

Национальная валюта Израиля.

Национальной валютой Израиля является шекель. Слово шекель происходит от слова лишколь (ивр. לשקול), которое означает взвешивать. История происхождения шекеля имеет древние корни. В древности шекель обозначал меру массы золота и серебра как у древних евреев, так и у других семитских народов. Упоминание о шекеле датируется втором тысячелетии до новой эры. Шекель использовался на Ближнем и Среднем Востоке, в Эрец-Исраэль в период Первого и Второго Храма. 30 Серебренников Иуды искариота, предавшего Иисуса - были 30 тирских шекелей. Использовался шекель для товарообмена между идумеями, моавитянами, финикийцами, евреями и другими народами. Шекель был серебряной монетой финикийских городов в V-IV веках до н.э. и еврейской монетой в период I Иудейской войны. Денежной единицей Государства Израиль с октября 1980 года.

Новый шекель с 4 сентября 1985 года является международной конвертируемый валютой государства Израиль. Обозначается знаком ₪. Английская аббревиатура NIS- новый израильский шекель. Монеты называются - агоротами. Самая мелкая монета 10 агорот. Потом 50 агорот и шекель. Монеты 1 шекель, 2 шекеля, 5 шекеля и самая крупная монета 10 шекелей. Бумажные деньги начинаются с банкноты в двадцать купюр, потом 50, 100 и самая большая купюра 200 шекелей.