Специфические особенности внд человека. понятие о сигнальных системах. Характерные особенности развития человека

Вместе с тем, человек имеет специфические, присущие только ему особенности строения организма. Часть из них связана с про-

исхождением человека от приматов, но большинство специфических признаков появилось в связи с его трудовой деятельностью. Это прямохождение, мощно развитая мускулатура нижних конечностей, сводчатая стопа с сильно развитым первым пальцем, подвижная кисть руки, позвоночник с четырьмя изгибами, расположение таза под углом 60° к горизонтали, очень большой по массе и объёму мозг, крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа, бинокулярное зрение, ограниченная плодовитость и др.

Решающим шагом на пути от обезьяны к человеку стало прямохождение. После наступления ледникового периода обезьянам, ведшим ранее древесный образ жизни и не отступившим к экватору, пришлось перейти к жизни на открытых пространствах. Высокая и густая трава африканской саванны в дождливый период заставляла их часто подниматься на задние конечности, чтобы ориентироваться на местности. Вместе с тем, передние конечности часто использовались ими для бросания камней, палок, переноса пищи, что смещало центр тяжести тела на задние конечности.

Переход к прямохождению привел к изменению морфологии нижних конечностей, ставших опорным органом. Нижняя конечность приобрела уплощенную стопу с продольной сводчатостью, что смягчило нагрузки на позвоночный столб.

Огромные изменения претерпела рука, главной функцией которой стала хватательная, причем это не потребовало никаких серьезных анатомических преобразований. Происходило всœе большее противопоставление большого пальца относительно ладони, что позволяло зажимать камень или палку и с силой ударять ими. Вместе с тем, несколько увеличилась длина и подвижность пальцев.

После того, как предок человека встал на ноги и поднялся над поверхностью земли, его глаза переместились во фронтально-параллельную плоскость, поля зрения обоих глаз стали перекрываться. Это обеспечило бинокулярное восприятие глубины и привело к развитию зрительных структур мозга, однако платой за новые способности зрения стало ухудшившееся обоняние.

Но главные отличия человека от животных закрепились в материальном носителœе разума - мозге. Не случайно признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 ᴦ. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребенок. Конечно, речь древних людей была очень примитивной, но она выражала качественное отличие высшей нервной деятельности человека от высшей нервной деятельности животных.

Мозг наших предков постоянно увеличивался в ходе биологической эволюции. Так, у австралопитеков объём мозга составлял 500-600 см 3 , у питекантропа - до 900 см 3 , у синантропов - до 1000 см 3 . Объем мозга неандертальца в среднем был больше, чем у

современного человека 1 . При этом нет прямой зависимости между объёмом мозга и способностями человека. Так, довольно маленький по объёму мозг - не более 1000 см 3 имел французский писатель А. Франс, а мозг И.С. Тургенева был очень велик - 2012 см 3 .

Разумеется, масса и объём мозга человека - далеко не всœе, чем наш мозг отличается от мозга животных. Ведь и у кита͵ и у слона мозг по массе больше, чем у человека. Определяющую роль играет не масса мозгового вещества, а его структура. Чем же мозг человека отличается, к примеру, от мозга его ближайших родственников - приматов? Как это не покажется странным, но обнаружить принципиальные отличия в строении мозга человека и шимпанзе удалось лишь во второй половинœе XX в.

Было обнаружено, что в ходе эволюции стала существенно увеличиваться степень наполнения черепа мозговым веществом. Этот показатель достигает 94% у человека против 50% у рептилий. Изменилась в сторону округления и роста в высоту форма черепа, исчезли надбровные дуги и черепной гребень. Стал развиваться новый тип складчатости головного мозга с преобладанием радиального направления главных борозд, что способствовало укрупнению полушарий. Из-за того что увеличение головы плода новорожденного дошло до предела ширины родовых путей, ребенок стал рождаться как бы с эволюционно недоношенным мозгом. В период внутриутробного развития человеческий мозг достигает менее 25% своего будущего объёма, в то время как у шимпанзе - 65%.

Выяснено, что простейшей структурной единицей мозга служит не нервная клетка (нейрон), как считалось раньше, а структурный ансамбль нейронов со сложными, но фиксированными разветвлениями взаимосвязей. Один ансамбль обычно управляет или одним процессом, или одной функцией организма. Эволюция мозга, его усложнение идет за счёт растущей организованности, упорядоченности функционирования структурных ансамблей, объединяющих отдельные функции в сложные поведенческие реакции.

Структурные единицы мозга развиваются в форме вертикальных колонок, которые включают как клетки древних отделов мозга, расположенные в нижних пластах, так и клетки более молодых образований, располагающихся над этими пластами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в строении мозга можно выделить древние отделы, которые формируются на эмбриональной стадии, и молодые отделы (кора головного мозга), которые в основном развиваются на постэмбриональной стадии, или после рождения ребенка.

Новая мозговая кора состоит из 600 млн. вертикальных колонок, образуемых примерно 50 млрд. нейронов. У взрослого челове-

1 Средний размер мозга современного человека составляет 1400 см 3 у мужчин и 1270 см 3 у женщин.

ка новая кора занимает 95-96% общей площади, а на долю старой коры остается лишь 4%. В ходе эволюции шло изменение удельного соотношения древних и молодых отделов мозга. У низших обезьян лобные доли занимают 10% коры, у высших обезьян - 15%, а у человека - 25%, что является рекордом для животного мира. Именно лобные доли управляют социальным поведением.

Количественное увеличение ансамблей нервных клеток происходит главным образом за счёт перестройки старых отделов и использования освобождающихся нейронов, а качественные изменения инициируются усложнением связей, увеличением их числа и широтой охвата связями клеток всœего структурного ансамбля.

Структурные ансамбли мозга человека и приматов, ведающие такими функциями, как зрение, слух, двигательные реакции ног и тела, практически не различаются между собой. Существенные отличия выявлены в размерах и связях структурных ансамблей, ведающих у человека речью и двигательными реакциями рук, особенно кистей, чем определяется способность человека к трудовой деятельности.

В конце 1950-х гᴦ. начались исследования асимметрии мозга, и в 1970-х гᴦ. П. Линдсей и Д. Норман создали вполне обоснованную теорию. Оказалось, что при разрушении левого полушария теряется целœенаправленность действий, меняется содержание представлений о прошлом и будущем. Так, будущее начинается с того события, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ давно прошло, но случайно всплыло в памяти. Нарушение целостности правого полушария приводит к расстройствам чувственной и эмоциональной сфер человеческой деятельности, теряется способность к выполнению практических действий. Нарушение связи между полушариями мозга (подобную операцию иногда делают для лечения эпилепсии) приводит к возникновению двух потоков сознания. Каждое полушарие независимо хранит информацию и перерабатывает внешние впечатления, что приводит к ʼʼраздвоениюʼʼ личности.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, было выяснено, что целостный мозг функционирует иначе, чем рассеченный. Между полушариями мозга идет непрерывный обмен информацией, так как каждое полушарие имеет определœенную специализацию. Правое полушарие связано с яркой эмоциональной образностью, доминированием чувственности над словесными формами. Окружающий мир воспринимается им интуитивно, с мгновенным отражением множества признаков. Левое полушарие дает человеку возможность заниматься абстрактными схемами, словесными понятиями, оно обеспечивает логическое мышление.

На этом основании был сделан вывод, что в ходе эволюции сформировалась функциональная асимметрия мозга, которая при-

вела к тому, что левое полушарие оказалось связанным с логическим мышлением, а правое - с интуицией. Их взаимодействие идет по правилу дополнительности: логика корректируется чувственным восприятием, а эмоции - абстрактными схемами. Такое функционирование мозга дало человеку огромные преимущества.

Асимметрия мозга человека формируется сразу после его рождения. После появления на свет мозг ребенка функционирует по принципу дублирования полушарий, как это бывает и у других млекопитающих. При этом получение и обработка информации идет в зеркально-перекрестном режиме: левое полушарие воспринимает мир справа, а правое - слева. Оба полушария однородны по своей структуре и функционально взаимозаменяемы. Именно в связи с этим у маленького ребенка твердо не фиксированы речевые области, которые начинают развиваться сразу в двух полушариях. Но позднее речевые центры мигрируют из правого полушария в левое, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ становится доминантным. Так, постепенно левое полушарие берет на себя функции речи и логического мышления, а правое - управление координацией движения и фиксацию геометрических связей объектов.

Важно отметить еще одно характерное обстоятельство. Строение ансамблей нервных клеток, их связи и всœе прочие особенности человеческого мозга программируются генетическим аппаратом. Развитость речевых и двигательно-трудовых структурных ансамблей мозга человека наследуется детьми от родителœей. Но наследуется не речь и не трудовые навыки как таковые, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения. Генетические возможности реализуются лишь при условии, что с раннего детства ребенок воспитывается и обучается в сообществе людей, в постоянном общении с ними. Редкие случаи, когда дети бывают воспитаны животными (науке известно порядка 30 подобных примеров), после чего их находят и возвращают к людям, показывают, что они никогда в полной мере не могут овладеть речью, приобрести достаточно сложные трудовые навыки, необходимые для сознательной деятельности. По этой причине история про Маугли - не более, чем красивая сказка. Реализация генетического потенциала ограничена во времени жесткими возрастными рамками. В случае если сроки пропущены, потенциал гаснет, и человек остается на уровне развития примата. По той же причинœе дети, вырастающие в домах ребенка и не получающие достаточного количества внимания от взрослых, часто отстают в развитии, хотя никаких органических нарушений у них нет.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, на протяжении длительного времени в процессе антропогенеза действовали преимущественно эволюционные факторы генетической изменчивости и отбора. Изменение условий су-

шествования предков человека создавало сильное давление отбора в пользу выживания особей и групп с признаками, содействовавшими прогрессивному развитию прямохождения, способности к трудовой деятельности, совершенствованию верхних конечностей и познавательной активности головного мозга. Естественный отбор сохранил признаки, стимулировавшие совместный поиск пищи, защиту от хищных зверей, заботу о потомстве и т.д., что в свою очередь способствовало развитию стадности как начальной ступени развития социальности.

Специфические особенности человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Специфические особенности человека" 2017, 2018.

«Происхождение человека на Земле» - Добавочные соски; Когти на отдельных пальцах; Сильно развитые клыки. 7. Закончена ли эволюция в настоящее время? 5. Сходства человека и животных. Теперь здесь проплывают ядовитые облака. Родство человека с животными, по мнению Дарвина, подтверждается существованием рудиментов и атавизмов. Поэтому не один из противников Дарвина не мог возразить по поводу рудиментов и атавизмов.

«Биология Происхождение человека» - Самостоятельное распределение заданий внутри групп. «Глядя в прошлое, обнажите головы.» «Глядя в будущее, засучите рукава.» Б.Шоу. Веб- сайт. Древние люди – палеоантропы. МОУ СОШ с.Терса. Научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации. Каковы движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы?

«Человек и обезьяна» - Ископаемые обезьяны. Люди современного типа. В результате у современных женщин роды затруднены. Содержание: Новые данные о происхождении человека. Самое главное-вновь открытый вид изготовлял орудия. Новые данные о происхождении человека. Стадии происхождения человека. Э. Дюбуа назвал обнаруженное существо обезьяночеловеком - питекантропом.

«Человек и его развитие» - Многие (как мужчины, так и женщины) уходят в неформальный сектор. В обеих категориях имплицитно присутствует слово ЭКОНОМИКА. Проблемы женщин: из сферы прав человека или из сферы экономики? Однако… Развитие человека-это прорыв (штурм дворца). Перевел: Алексей СКРЕБНЁВ [email protected]. Равенство и справедливость.

«Происхождение рас» - Каждая большая раса подразделяется на малые расы, или антропологические типы. Процесс происхождения человека носит название антропогенеза. Доказательство эволюционного происхождения человека. Эволюция приматов. В Индонезии преобладает южноазиатская раса. Расы и этнос. Происхождение человека. Труд начинается с изготовления орудий труда.

«Происхождение человека» - 16. 4 – австралопитек. 8 – неандерталец; 10. 14. Эволюционные пути развития приматов. 5. 7. 9. 3 – рамапитек; 9 – кроманьонец; 17 – гиббоны; 6. Ушные раковины.

Всего в теме 18 презентаций

К характерным особенностям развития человека современные антропологические науки относят следующие его свойства: целостность, противоречивость, нефронталь- иость, гетерохромность, иеравновесность, обратимость.

Целостность антропогенеза проявляется в следующем.

И индивидуальное развитие человека (онтогенез), и развитие вида (филогенез) - суть комплексное изменение: внешнего вида, физиологических процессов, образа жизни, вида занятий, психологических функций, поведения, духовного мира и пр. Любые изменения, сопровождающие индивидуальное развитие человека или филогенез, не существуют отдельно друг от друга, взаимно представлены, взаимно определяют друг друга.

Не только количественные изменения, происходящие в человеческом организме, вызывают определенные качественные изменения конкретного человека, вида в целом, но и качественный скачок в развитии индивида или группы людей провоцирует изменение «количественных» показателей (рост, вес и пр.) индивидуального организма. В процессе индивидуального развития многочисленные составляющие онтогенеза взаимозависимы, взаимно регулируют друг друга: рост стимулирует определенные формы само- осуществления, социализация в определенной мере зависит от созревания и т.д.

Все факторы и условия развития человека действуют не параллельно, а в сложной взаимной связи друг с другом. Они коррелируют друг друга, каждое из них оказывает большее/меньшее влияние на всего человека. Реальная и потенциальная сферы жизни и деятельности человека в процессе фило- и онтогенеза тоже взаимопроникают и взаимно обусловливают друг друга.

Противоречивость развития человека обнаруживается в том, что человек и человечество все время меняются и одновременно остаются тождественными самим себе. Она обусловлена сверхсложной, голографической целостностью самого человека. Развитие человека включает в себя процессы двух типов: одновременное комплексное осуществление изначальных возможностей, способностей и приобретение принципиально новых свойств. Эти процессы взаимосвязаны и проявляются в изменениях разного уровня: физических, нейродинамических, физиологических, психологических, социальных и пр.

Например, изначально предкам Homo sapiens как живым существам были свойственны прямохождение, определенное строение мозга, инстинкт продолжения рода и удовлетворения своих витальных потребностей, способности реагировать на внешние и внутренние раздражители, осваивать ареал обитания, воспринимать актуальное биологическое время и пространство, и эти особенности совершенствовались. Со временем развились специфические отделы мозга; усложнилось анатомическое и физиологическое устройство организма; появились новые способности (к изготовлению орудий труда, к общению с помощью слова, к подчинению общепринятым правилам, созданию культов животных и обрядов погребения и др.); возник интерес к «бесполезному» творчеству (украшение тела и одежды, создание игрушек и наскальной живописи); способы удовлетворения витальных потребностей все больше стали опосредоваться нравственными и духовными установками; инстинкт продолжения рода гармонизировался с гедонистической функцией половой любви (она значима для человека не только как условие рождения потомства, но и как духовное взаимодействие людей).

Развитие человека включает противоположные тенденции: дифференциации - интеграции, траты - восстановления, хаоса - гармонии, потерь - приобретений, регрессивных и прогрессивных преобразований. Например, известно: развитие способности различать все больше оттенков цвета (дифференциация) связано с возрастанием способности по одной увиденной детали воссоздать образ целого предмета (интеграция). Для овладения умением читать необходимо научиться одновременно дифференцировать буквы и интегрировать их в слоги, слова, а затем в предложения; дифференцировать печатный и рукописный текст - и интегрировать смысл текста.

Взаимодействие противоречивых тенденций онтогенеза находится в динамическом равновесии. Так, приобретения, как правило, оказываются обусловлены потерями: новые возможности организма, усложнение психических функций, переход способностей и умений в новое качество, изменение антропометрических показателей, упорядочение органических процессов, то есть любая «новизна», как правило, сопровождается более или менее наглядным свертыванием, превращением в рудимент, уходом в «буфер» некоторых прежних возможностей, функций, умений и прочих особенностей, ставших в новом периоде жизни уже не актуальными.

Известен целый ряд наглядных примеров взаимосвязи приобретений и потерь в процессе онтогенеза. Так, взлет лингвистических способностей дошкольников (от трех до пяти лет) подготавливает созревание тех отделов мозга, которые ответственны за способность читать, усваивать письменную культуру, но в то же время овладение (старшим дошкольником, младшим школьником) чтением гасит лингвистическую одаренность детей: их потребность в словотворчестве, особенную отзывчивость на слово и нр.

Созревание коры больших полушарий в младшем школьном возрасте делает поведение ребенка более произвольным, его высказывания - более тактичными, но за счет подавления подкорки теряется непосредственность, искренность младшего школьника. Вследствие созревания коры угасает и непроизвольное, быстрое, универсальное, хотя и «поверхностное» запоминание, но появляется способность запоминать целенаправленно, выборочно, глубоко и на более длительный срок. «Легкое» (по определению К. Д. Ушинского), ничем не ограниченное детское воображение сменяется продуктивным, осмысленным творчеством.

Расширение жизненного опыта ребенка приводит к его «умудренности» - и снижает способность удивляться, восхищаться, гасит любопытство. Потребность в новых впечатлениях, которую ребенок удовлетворяет в любых ситуациях (он умеет получать их, наблюдая за лужей, исследуя тряпку, камешек и ир. ), есть потенциал его развития. Та же потребность для взрослого - источник мучительных переживаний, напряжений и пр.

Все то, что теряется по мере развития, не было бесполезным, недостойным человека. (Ведь не зря художники и поэты ищут способы развития у себя детской непосредственности восприятия мира, яркости воображения. Ученые разрабатывают способы быстрого и легкого, как в детстве, овладения информацией. Бизнесмены учатся играть и т.д.) Более того, без такого «уничтожения» ряда прежних свойств невозможно появление новых характеристик, возникновение новых свойств и возможностей, совершенствование имевшихся ранее функций.

Интересно, что иногда в процессе развития то, что было свернуто, отвергнуто, через некоторое время возрождается в виде нового качества. Например, ушедшая в младшем школьном возрасте на второй план подкорка мозга с 12 лет в силу гормонального взрыва снова начинает определять поведение ребенка, делает его опять более непосредственным, излишне эмоциональным, менее волевым и т.п. А с 16 лет кора вновь определяет поведение, внутреннее состояние, произвольность самовыражения и пр.

В том не часто встречающемся случае, когда свертывания особенностей прошлых возрастных этапов не происходит, и они сохраняются в более взрослой жизни, может возникнуть феномен одаренности 1 . Но сохранившиеся «детские» возможности (доверчивость, непосредственность, некритичность, склонность к игре и др.) могут не только украсить жизнь взрослого. Они, не соответствуя многим требованиям взрослой жизни, часто и осложняют ее. Следовательно, можно говорить о том, что «потери» не только естественны, но и необходимы.

Противоречивость развития обнаруживает себя и в филогенезе: ограничение своих потребностей (например, введение табу, формулирование законов, правил, норм общей жизни) стало основой величия человека.

Современная наука все больше склоняется к тому, что развитие - это диалектическое, противоречивое единство регрессивных и прогрессивных преобразований.

Нефронтальность развития (термин А. А. Бодалева ) проявляется в том, что темпы биологического, психологического, социального развития человека (и в фило-, и в онтогенезе) не совпадают друг с другом. Так, известно, что разные народы и племена, населяющие в настоящее время Землю, несмотря на информационную революцию, глобализацию и др., все еще находятся на принципиально разных стадиях развития: одни живут в каменном веке, другие - в средневековье, третьи - в постиндустриальном мире и т.д. Известно и другое: темпы изменения разных структур любого человека не одинаковы. Достижение человеком высокого уровня физиологической зрелости происходит не одновременно с достижением зрелости интеллектуальной, волевой, социальной. У младенцев сенсорика опережает моторику, в определенный период - пассивная речь ребенка опережает активную и т.н. Особенно наглядно обнаруживает себя нефронтальность развития в подростковом возрасте, когда в разном темпе растут и изменяются разные системы организма: сосудистая и костная, нервная и мышечная и т.д., что делает этот период жизни довольно трудным. Интересно, что даже так остро проявляющаяся в подростковом возрасте нефронтальность не разрушает целостности процесса онтогенеза, целостности человека.

Гетерохронность - неравномерность распределения во времени изменений, происходящих в ходе фило- и онтогенеза, - давно осмыслена наукой. Факт гетерохронности подтверждается, в частности, тем, что традиционно выделяемые наукой периоды возрастного развития - это разные по количеству лет отрезки жизни. Например, период грудного детства (по А. Г. Асмолову ) равен почти году, первого детства - четырем годам, а новорожденности - вообще десяти дням.

О гетерохронности развития человека говорит и такой факт: переход от детства к юности, от юности к зрелости совершается в каждой культуре в одни и те же календарные сроки (в каждой культуре - в свои), а переход к старости представителей одной и той же культуры очень индивидуализирован. Например, один европеец может считать себя (и фактически быть) стариком уже в 40 лег, а другой - воспринимать себя и идентифицироваться окружающими как молодой человек и в 75.

Неравновесность развития человека обнаруживается в том, что фило- и онтогенез - процессы немонотонные. Напротив, в каждом из них (согласно синергетическому подходу) обнаруживаются как спокойные периоды, так и скачки, «взрывы» (зоны бифуркации). И если в спокойный период развитие подчиняется определенным законам и его результаты и особенности можно предсказать, то в зоне бифуркации развитие зависит, прежде всего, от случайностей и оказывается непредсказуемым. Существенной особенностью развития человека является, таким образом, рядоположеппость, равнозначность закономерностей и случайностей, а также дискретность, прерывистость процесса.

Онтогенез человека в современной науке рассматривается не как линейный или спиралевидный процесс с элементами повторяемости, цикличности. Он трактуется как волнообразный и колебательный процесс, имеющий отклонения то «в минус», то «в плюс». Это связано с тем, что колебательный характер имеет природа активности Солнца, определяющего развитие всего живого.

Переход от более спокойных периодов к бифуркации происходит в виде качественного скачка и обусловлен, по версии Л. II. Гумилёва, неравномерным распределением химической энергии во Вселенной, существованием так называемых «волн жизни», вызывающих всплески и падения активности не только природных сил, но и пассиоиар- ности отдельных людей, популяций, народов .

Обратимость. Традиционно и фило-, и онтогенез рассматривались как процессы, направленные в одну сторону - в сторону очеловечивания. Современная наука утверждает: возможно и обратное движение - в сторону расчеловечивания. Обратимость онтогенеза подтверждается, в частности, судьбами детей-маугли, обнаруженных еще в XVII в. в Германии, затем в Индии и т.д. Их возвращение к человеческому образу жизни происходило с большим трудом, они плохо или совсем не научались говорить, стремились ходить на четвереньках, лакать из тарелки, зачастую физически не выживали среди людей. Так, известная Амала прожила лишь четыре года, а ее сестра Камала умерла через два месяца после возвращения из джунглей.

В последнее время и в России зафиксировано появление детей-маугли и предпринимаются попытки их очеловечивания. Отмечено, что за годы жизни среди собак, волков, кошек у ребенка вырастает шерсть, обостряется зрение, появляется способность понимать язык животных. Физически эти дети более развиты, чем их сверстники, оказываются очень гибкими, выносливыми и т.д. Возвращение к человеческому образу жизни стоит такому ребенку и окружающим его взрослым большого труда, но все же поначалу приводит к хорошим результатам. Дети настолько адаптируются, что оказываются способны учиться, некоторые - даже хорошо. Но через некоторое время начинается деградация: они опять начинают лаять, лазать по деревьям, есть траву, зализывать раны. Им становится трудно и неприятно ходить по-человечески, они теряют память, коммуникативные навыки, перестают улыбаться и т.п. Как сложится их дальнейшая судьба, пока не известно.

Открытым остается и вопрос о возможности деградации всего современного человеческого вида, однако представляется, что положительный ответ на него некорректен и не убедителен.

И фило-, и онтогенез являются процессами, как происходящими в настоящее время, гак и бесконечно протяженными в прошлое и будущее, развитие человека в целом - всегда процесс незавершенный.

До последнего времени считалось, что эволюция человека завершена, а эволюционные механизмы уже служат не изменению вида, а лишь его сохранению. Действительно, многочисленные данные подтверждают: морфологическая эволюция человека полностью завершена, организм современного человека в основном таков же, как и 3,5 тыс. лет назад; не меняются его базовые потребности и пр. Однако современная генетика доказывает: в ДНК человека заложена возможность его непрерывной эволюции как вида, т.е. филогенез - процесс продолжающийся.

Направление эволюции сегодня - создание общечеловеческого мозга, коллективной воли, общечеловеческой социальной памяти, утверждение шкалы общих ценностей, правил ее защиты и сохранения и т.п. Нельзя не признать, что этот процесс уже происходит (в частности, благодаря деятельности ООН, ЮНЕСКО, Римского клуба, всемирных олимпиад, международных космических станций, комитетов и т.д.), но является непростым, колебательным, непоследовательным.

Незавершенность онтогенеза проявляется в том, что каждый человек изменяется внешне и внутренне в течение всей своей жизни. Некоторые из этих изменений очевидны, другие скрыты, в одних преобладают приобретения, в других - разрушения, потери, но они характерны для любого периода жизни человека, развитие которого, таким образом, всегда не завершено. Известно, что даже в старости, когда отмирают многие клетки мозга, образуются новые связи между оставшимися клетками, компенсируя деятельность погибших клеток.

  • См.: Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта; Наука, 1998.
  • См.: Асмолов А. Г. Психология личности: Культурно-историческоепонимание развития человека. 3-е изд., испр. и доп. М.: Смысл; Академия, 2007.
  • См.: Гумилёв Л. II. Этногенез и биосфера Земли. М.: ACT ; Астрель,2005.
  • Особенностью высшей нервной деятельности человека является высокое развитие рассудочной деятельности и ее проявление в виде мышления. Уровень рассудочной деятельности напрямую зависит от уровня развития нервной системы. Человек обладает самой развитой НС. Особенностью внд человека является осознанность многих внутренних процессов его жизни. Сознание – функция человеческого мозга.

    Две сигнальные системы действительности

    Высшая нервная деятельность человека существенно отличается от высшей нервной деятельности животных. У человека в процессе его общественно-трудовой деятельности возникает и достигает высокого уровня развития принципиально новая сигнальная система.

    Первая сигнальная система действительности -это система наших непосредственных ощущений, восприятий, впечатлений от конкретных предметов и явлений окружающего мира. Слово (речь) -это вторая сигнальная система (сигнал сигналов). Она возникла и развивалась на основе первой сигнальной системы и имеет значение лишь в тесной взаимосвязи с ней.

    Благодаря второй сигнальной системе (слову) у человека более быстро, чем у животных, образуются временные связи, ибо слово несет в себе общественно выработанное значение предмета. Временные нервные связи человека более устойчивы и сохраняются без подкрепления в течении многих лет.

    Под первой сигнальной системой понимают работу мозга, обуславливающую превращение непосредственных раздражителей в сигналы различных видов деятельности организма. Второй сигнальной системой обозначают функцию мозга человека,которая имеет дело со словесными символами.

    ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 17

    ПОДКОРКОВЫЕ ЯДРА И ИХ РОЛЬ В РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ ОРГАНИЗМА.

    Подкорковые ядра входят в состав конечного мозга и расположены внутри белого вещества полушарий большого мозга. К ним относят хвостатое тело и скорлупу, объединяемые под общим названием “полосатое тело” и бледный шар, состоящий из чечевицеобразного тела, шелухи и миндалины. Подкорковые ядра и ядра среднего мозга (красное ядро и черная субстанция) составляют систему базальных ганглиев

    К базальным ганглиям поступают импульсы от двигательной коры и мозжечка. В свою очередь, сигналы от базальных ганглиев направляются к двигательной коре, мозжечку и ретикулярной формации

    Подкорковые ядра принимают участие в регуляции двигательной активности, регулируя сложные движения при ходьбе, поддержании позы, при еде.

    Имеются данные, что полосатое тело участвует в процессах запоминания двигательных программ, оказывает тормозное влияние на различные проявления двигательной активности и на эмоциональные компоненты двигательного поведения

    Основными медиаторами базальных ганглиев являются: дофамин (особенно в черной субстанции) и ацетилхолин

    Поражение базальных ганглиев вызывает медленные извивающиеся непроизвольные движения, на фоне которых возникают резкие сокращения мышц

    СТРУКТУРА СНА.

    Сон - это определенное состояние сознания человека, обусловленное активностью разных структур мозга. Сон включает в себя несколько стадий, которые повторяются в течение ночи.

    Во время сна последовательно чередуются 2 ключевые фазы сна: медленный сон и быстрый сон. В самом начале сна выше длительность медленной фазы, а на этапе перед пробуждением увеличивается продолжительность быстрого сна.

    Медленный сон состоит из четырех стадий:

    Первая стадия: на первой стадии сна уменьшается альфа-ритм, и появляются низкоамплитудные медленные дельта - и тета-волны. В этот момент человек находится в состоянии дремоты, его могут посещать полусонные галлюцинации или мечтания. Считается, что в эту стадию могут появиться интуитивные идеи, способствующие потенциально-успешному решению проблемы, занимающей человека.

    Вторая стадия: на второй стадии медленного сна появляется сигма-ритм, учащённый альфа-ритм (12-14-20 Гц). С началом этой стадии происходит отключение сознания. В паузы между учащениями ритма (2-5 раз в минуту) человека можно легко разбудить. Порог восприятия повышается. Самым чувствительным анализатором является слуховой. Так, мать просыпается, когда плачет ребенок, или любой человек просыпается при посторонних достаточно сильных звуках.

    Третья стадия: для третьей стадии медленного сна характерны все черты второй стадии, но добавляются еще и медленные высокоамплитудные дельта-колебания (2 Гц).

    Четвёртая стадия: четвертая стадия – стадия самого глубокого сна. Во время этой стадии преобладают дельта-колебания. Часто третью и четвёртую стадии объединяют под общим названием дельта-сон. Во время четвертой стадии медленного сна человека сложно разбудить. Сновидения обычно возникают именно на этой стадии, кроме того на этой стадии могут возникать приступы лунатизма и кошмары.

    Все четыре медленноволновые стадии сна обычно занимают приблизительно 75-80 % общего периода сна. Считается, что медленный сон нужен человеку для восстановления энергозатрат.

    Быстрый сон (парадоксальный, быстроволновой сон, сон быстрого движения глаз, REM-сон)

    Это пятая стадия сна: для пятой стадии сна характерны быстрые колебания электрической активности мозга, по значению близкие к бета-волнам. Пятая стадия напоминает состояние бодрствования, однако вследствие резкого снижения мышечного тонуса человек находится в неподвижном состоянии. Глазные яблоки периодически совершают быстрые движения. Доказана связь между сновидениями и быстрым движением глаз. Если спящего разбудить именно в эту фазу сна, то, скорее всего, он расскажет вам о ярком сновидении.

    От цикла к циклу фаза быстрого сна удлиняется, а глубина сна, в свою очередь, снижается. Медленный сон проще прервать, чем быстрый сон, несмотря на то, что именно быстрый сон существенно ближе к порогу бодрствования.

    Опытами подтверждено, что регулярное прерывание быстрого сна чревато тяжёлыми нарушениями психики, в то время как при нарушении медленного сна организм способен адаптироваться. Во избежание тяжелых последствий часть прерванного быстрого сна должна восполниться в последующих циклах.

    Считается, что именно быстрый сон обеспечивает переработку информации, обмен информацией между сознанием и подсознанием.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2016-02-12

    Соглашение об использовании материалов сайта

    Просим использовать работы, опубликованные на сайте , исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
    Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Подобные документы

      Зачатки эволюционных представлений о происхождении человека в трудах античных философов. Положение человека в системе животного мира. Основные стадии эволюции человека: древнейшие люди; древние люди; современные люди. Современный этап эволюции человека.

      контрольная работа , добавлен 22.12.2009

      Человек - это сложная целостная система, компонент более сложных систем - биологической и социальной. Человек с точки зрения естествознания: концепции происхождения человека; сходства и отличия человека и животных; биологическое и социальное в человеке.

      реферат , добавлен 26.04.2009

      Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом. Влияние человека на окружающую среду и природы на человека. Теория эволюции и разработка проблемы антропогенеза. Главные отличия человека от животных: понятийное мышление, речь, труд.

      реферат , добавлен 10.03.2009

      Характеристика основных концепций происхождения человека: концепция креационизма, эволюции, мутагенеза, панспермии. Анализ сходства и отличия человека и животных, стадий эволюции человека. Изучение соотношения биологического и социального в человеке.

      реферат , добавлен 21.02.2010

      Изучение основных стадий эволюции человека, генеалогическое древо приматов. Древние люди: питекантропы, аркантропы, синантропы. Расселение гоминидов по континентам. Неандертальцы - первые разумные люди. Теория Ч. Дарвина о происхождении человека.

      презентация , добавлен 01.04.2012

      Тайна происхождения человека и его расселения на территории Земли. Путь гоминизации многих видов приматов. Теория африканского происхождения человека. Родословная человека, факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Современный тип людей.

      презентация , добавлен 21.05.2015

      Вопросы происхождения и сущности жизни издавна стали предметом интереса человека в его стремлении разобраться в окружающем мире. Гипотезы возникновения жизни. Доказательство родства человека и животных. Эволюция человека. Теории появления человека.