Стратегия и планирование в логистике

Стратегия - это выбор компанией ключевых направлений своего развития, постановка глобальной цели с дальнейшей выработкой путей ее достижения. Другими словами, стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. Понятие «стратегия» так же применяется и в логистике, но имеет несколько узкое значение. Приведем несколько определений «логистической стратегии»:

Логистическая стратегия - это долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, меж функциональной и меж организационной координации, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями. (В.И. Сергеев)

Логистическая стратегия представляет собой правила принятия решений и установки, направляющие процесс развития логистической системы предприятия. Соответственно, сотрудники службы логистики руководствуются этими правилами в своей логистической деятельности.

Логистическая стратегия - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия.

Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. (Доналд Уотерс)

Стратегическое управление логистикой - это деятельность связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивыми к факторам внешней среды. (Друкер П.)

По оценке специалистов, около 3% российских компаний имеют в настоящее время четко проработанную логистическую стратегию. Именно этим и объясняется то, что в США и Западной Европе доля логистических издержек в цене товара составляет всего 11-12%, в то время как в России - до 24%. Разница в этих показателях - это и есть та цена, которую мы платим за отсутствие фокуса на развитии логистики.

(http://www.iteam.ru/publications/logistics/section_80/article_3430/)

Существую различные подходы к разработке логистической стратегии. У каждого подхода есть свои сторонники и противники, и спорить о большей эффективности одного, по сравнению с другим сложно. Разница же их заключается лишь в количестве и последовательности этапов разработки. Для того, чтобы иметь наиболее полную картину разработки логистической стратегии, приведем один из наиболее детальных подходов к развитию стратегии логистики:

Этап 1. Определение общих задач и целей подразделения.

В качестве базовой информации для разработки функциональной стратегии логистики необходимо использовать:

  • 1. заявление о корпоративной стратегии компании;
  • 2. данные интервью с высшим руководством об их ожидании от логистики;
  • 3. данные SWOT-анализа;
  • 4. данные аудита логистических процессов компании.

Результатом проведения первого этапа разработки стратегии логистики будут:

  • 1. отчет по результатам диагностики текущего состояния;
  • 2 рекомендации относительно целей подразделения логистики, сформированное и презентованное высшему руководству менеджером по логистике;
  • 3. согласованное с руководством общее видение развития стратегии логистики.

Этап 2. Формализация цепочки поставок, управляемой подразделением.

Учитывая то, что в большинстве случаев логистика компании не ограничена только одним филиалом, необходимо определить/рассмотреть:

  • 1. цепь поставок компании;
  • 2 уровень/глубину управления цепью.

Оценить эффективность цепи поставок можно по схеме 1.

Итогом второго этапа является наличие четкого представления о схеме цепи поставок и возможных путях ее оптимизации.

Этап 3. Определение/систематизация функций, управляемых подразделениями и разработка системы KPI. Разработка системы управления по результатам.

Учитывая то, что логистика является комплексной дисциплиной, включающей в себя достаточно большое количество функций, необходимо четко определить, какими функциями должна управлять логистика конкретной организации на каждом звене цепи поставок. Фактически необходимо произвести декомпозицию разработанной ранее функциональной стратегии на операционные элементы.

При этом важно четко определить операционные элементы, которые присутствуют в логистике компании на всех звеньях цепи поставок, например, взять за базис 13 ключевых функций логистики:

  • 1. обслуживание потребителей;
  • 2. прогнозирование спроса;
  • 3. управление запасами;
  • 4. логистические коммуникации;
  • 5. грузопереработка;
  • 6. обработка заказов;
  • 7. упаковка;
  • 8. поставка потребителям запасных частей и оказание им помощи при обслуживании;
  • 9. выбор мест размещения производственных и складских помещений;
  • 10. снабжение/закупки;
  • 11. логистика возвратных потоков;
  • 12. транспортировка;
  • 13. складирование и хранение.

Затем необходимо расставить приоритетность тех или иных функций в зависимости от специфики бизнеса и исключить элементы, отсутствующие в логистике конкретной организации. Также специалисты рекомендуют проводить консолидацию (т.к. многие из операционных элементов очень тесно взаимосвязаны), тем самым снизить количество операционных стратегий.

По каждой операционной стратегии необходимо определить достаточный перечень KPI, позволяющий качественно управлять выбранными операционными элементами. При этом важно помнить, что управление подразумевает не просто контроль разработанных KPI, а выработку целевых значений и их достижение. Т.е. итогом третьего этапа будет разработанная система операционных стратегий, подчиняющихся принципам управления по результатам:


Этап 4. Оценка необходимого уровня информационного обмена и распределение компетенций по функциям.

Знание ключевых управляемых элементов по всем звеньям цепочки позволяет сформировать требования к необходимому уровню информационного обмена и распределению компетенций. Для этого потребуется определить реальные задачи персонала с помощью:

  • 1. фотографии рабочего дня в разрезе ежедневных, еженедельных и т.д. задач с контролем времени, затрачиваемого на их исполнение;
  • 2. запроса о необходимом информационном обмене логистики и внешних подразделений;
  • 3. сравнения полученных данных на предмет достаточности для контроля KPI и исполнения функциональных и операционных стратегий.

Результатом данного этапа является:

  • 1. перераспределение/дополнение матрицы информационного обмена;
  • 2. перераспределение обязанностей между имеющимися сотрудниками;
  • 3. формирование функций/должностей, отсутствующих в текущей структуре, но необходимых для качественного исполнения заявленных стратегий.

Этап 5. Выработка системы необходимых полномочий/ответственности подразделения.

Разработанная матрица информационного обмена позволяет сформулировать четкие требования по обязательствам и полномочиям как для логистики, так и для внешних подразделений, т.к. только в случае четкого соответствия требований и полномочий возможно эффективное управление бизнесом.

В итоге пятый этап позволит:

  • 1. произвести оценку уровня необходимых изменений;
  • 2. разработать техническое задание по необходимым изменениям информационной системы;
  • 3. произвести четкое распределение полномочий и обязанностей между логистикой и другими подразделениями;
  • 4. формализовать систему информационного обмена.

Этап 6. Разработка целевой организационной структуры.

На данном этапе мы уже обладаем всей необходимой информацией для формирования плана перехода к эффективной организационной структуре. И задача состоит в том, чтобы сформировать целевую организационную структуру, являющуюся наиболее оптимальной для исполнения заявленной стратегии. Данная структура должна обеспечивать в рамках согласованной системы информационного обмена:

  • 1. качественный контроль над исполнением всех стратегических планов, заявленных в ходе формирования функциональной и операционных стратегий логистики;
  • 2. качественное управление системой KPI в рамках управления по результатам;
  • 3. требования к компетенциям всех заявляемых должностей.

Этап 7. Разработка шагов перехода от текущей ситуации к целевой.

В большинстве случаев переход сразу к оптимальной структуре и началу исполнения всех заявленных стратегий невозможен, т.к. необходимые изменения требуют времени и ресурсов. Поэтому нужен четкий план поэтапного введения заявленных стратегий в действие. При этом этапы должны быть сформированы так, чтобы и эффект был максимальным, и цели реалистичными. А для этого:

  • 1. достаточно идти от простого к сложному;
  • 2. в первую очередь проводить изменения, которые не влекут за собой коренных перестроек или увеличений бюджета;
  • 3. проводить четкое соответствие между ответственностью и полномочиями;
  • 4. если изменение структуры требует ресурсов (IT и т.д.), то любые изменения полномочий/ответственности производить только после того, как необходимые ресурсы предоставляются;
  • 5. ставить промежуточные стратегические цели;
  • 6. проводить изменения не самолично, а посредством постоянного развития персонала.

Только так, поэтапно, может быть сформирована система логистики, которая обеспечивает контроль всех выделенных функций по всей управляемой цепочке поставок. Только в этом случае логистику можно будет назвать оптимальной и эффективной, т.к. именно достижение конкретных заявленных и согласованных стратегических целей и является критерием ее эффективности. (Александр Семенцов, управляющий директор по логистике компании AppleCity. Статья опубликована в журнале «Логинфо», №1-2, 2007.)

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Логистика - интегральный инструмент менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических или оперативных целей организации бизнеса за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления материальными и (или) сервисными, а также сопутствующими им потоками (финансовыми, информационными).

Главной целью логистики является обеспечение конкурентоспособных позиций организации бизнеса на рынке. Этого логистика добивается посредством управления потоковыми процессами на основе следующих правил: доставка с минимальными издержками необходимой конкретному покупателю продукции соответствующего качества и соответствующего количества в нужное место и в нужное время (семь правил логистики).

Необходимо отметить, что представленные правила являются выражением идеального случая, к которому следует стремиться.

Логистические цели достаточно универсальны и вполне органично вписываются в стратегические и тактические цели хозяйственной организации. Таким образом происходит интеграция целей горизонтальная (взаимоувязка целей в каждой отдельно взятой функциональной сфере) и вертикальная (взаимоувязка целей по уровням управления). Например, цель: максимальная загрузка существующих складских мощностей при минимальных затратах на складирование.

Существуют так называемые «шесть правил логистики », которые описывают конечную цель логистического управления:
1. Груз – нужный товар.
2. Качество – необходимого качества.
3. Количество – в необходимом количестве.
4. Время – должен быть доставлен в нужное время.
5. Место – в нужное место.
6. Затраты – с минимальными затратами.

Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.

В идеале организации должны все делать как можно лучше с учетом низких затрат, хорошего обслуживания потребителей, быстрой доставки, гибкости, использования высоких технологий и т.д. На практике это, конечно, нереально. Поэтому приходится уравновешивать уровень предоставляемых услуг с затратами. Для этого необходимо выбрать конкретную направленность для своей логистической стратегии, что является ключевым решением . К основным направлениям логистических стратегий относятся следующие:

  • минимизация логистических издержек;
  • повышение уровня обслуживания потребителей;
  • основное внимание – временным параметрам: минимизация времени поставок товаров или доставка точно ко времени, указанному заказчиком;
  • основное внимание – предоставлению услуг очень высокого качества;
  • гибкость предлагаемой продукции предполагает предоставление специализированных услуг или услуг, с учетом требований конкретных заказчиков;
  • гибкость объема предлагаемой продукции предполагает особое внимание уделять оперативному реагированию на изменяющийся спрос;
  • технология – стремление к разработке и использованию самых современных технологий в области коммуникаций, отслеживания грузов, сортировки упаковок, идентификации продуктов, учета динамики запасов и др.;
  • место расположения – стремление оказывать услуги, располагаясь на самых выгодных местах, например, на автобусных остановках в центрах городов.

Типы логистических стратегий

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.

«Тощая» стратегия

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Типичным подходом к реализации «тощей» стратегии является:

  • подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности;
  • устранение остановок, упрощение перемещений;
  • использование более совершенной технологии для повышения эффективности;
  • размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы;
  • поиск возможностей получить экономию на масштабах;
  • устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.

Динамичная стратегия

Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

  • скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;
  • способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:

  • стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;
  • создают удобный доступ потребителей к своей организации; гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;
  • проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;
  • совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;
  • заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

Стратегические союзы

Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие:

  • Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.
  • Стратегии на основе временных параметров . В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок.
  • Стратегии на основе защиты окружающей среды . В таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.
  • Стратегии повышенной производительности . Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).
  • Стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.
  • Стратегии диверсификации или специализации . Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности.
  • Стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок.
  • Стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

Логистическая стратегия - это направление логистики, которое является качественным и долгосрочным направлением. Данное направление касается форм и средств реализации логистики в фирме, которое формулируется высшим менеджментом компании. Формирование происходит в соответствии с теми целями, которые поставлены перед всей компанией. Стратегия же описывает принципиальный образ действий, которого следует придерживаться, чтобы достичь поставленных целей.

Общее описание понятия

У логистической стратегии (как и у любой другой) есть цели. В данном случае цели зависят от того, какого профиля и вида деятельности придерживается предприятие, от уровня экономического развития конторы. При разработке целей также важно учитывать качество обеспечения предприятия информационными и материальными ресурсами. Важную роль играет уровень подготовки персонала. К примеру, целью логистической стратегии торговой фирмы может стать внедрение новых подходов, инновационных идей, прогнозирование будущего потребительского спроса и способность его удовлетворения. Что касается других производственных фирм, то к тем целям, что уже были перечислены, можно добавить еще и такие, как обеспечение высококачественного логистического сервиса.

Стоит отметить, что существует огромное количество логистических стратегий, которыми могут пользоваться предприятия и фирмы. Однако же стоит выделить несколько базовых направлений, которые являются основами для развития других, более узконаправленных стратегий.

Основные направления

Первый основной тип логистических стратегий называется минимизацией логистических издержек. Чтобы реализовать это направление, необходимо следовать следующим правилам:

  1. Необходимо начать сокращение логистических издержек в отдельно взятых
  2. Второй шаг заключается в том, что нужно правильно оптимизировать уровень запасов в логистической системе.
  3. Третий шаг - это подбор наилучшего варианта действий, к примеру, складирование - доставка. Суть заключается в смене основного логистического направления на второстепенное.
  4. Еще один способ реализации данной основной стратегии заключается в оптимизации решений в отдельных областях функционирования. Оптимизация происходит по принципу минимальных издержек логистического типа.
  5. Если выбрана данная стратегия, то еще одним способом ее реализации является 3PL подход. Применение данной технологии говорит о том, что предприятие будет оказывать целый комплекс логистических услуг, которые будут начинаться от доставки товара и адресного хранения до управления данными заказами, а также предоставления услуг по отслеживанию, доставляемого товара. Если компания является 3PL-провайдером, то она занимается всеми видами услуг, которые касаются перевозки, отслеживания грузов, работы с документацией и так далее.

Второй основной тип логистической стратегии - это улучшение качестве сервиса. Чтобы реализовать эту стратегию, существует несколько методов, которыми можно воспользоваться:

  1. Существенное повышение качества выполнения всех которые предоставляет компания.
  2. Еще один путь развития - это поддержка предпродажного и послепродажного сервиса.
  3. Оказание услуг сервиса с добавленной стоимостью.
  4. Необходимо использовать логистические технологии для поддержки жизненного цикла продукта.
  5. Необходимо создать систему, которая будет управлять качеством логистического сервиса.
  6. Возможно также использование бенчмаркинга и прочих направлений.

Еще одна основная логистическая стратегия заключается в том, чтобы минимизировать инвестиции в логистическую инфраструктуру. Чтобы реализовать этот метод, нужно придерживаться следующих принципов:

  1. Оптимизировать конфигурацию логистической структуры: возможно, настроить прямую доставку грузов потребителям, чтобы миновать этап складирования.
  2. Если есть такая возможность, то стоит использовать склады общего назначения.
  3. Можно использовать логистических посредников в таких типах услуг, как перевозка, складирование и переработка имеющихся грузов.
  4. Существует такой логистической метод, как "точно в срок". Это также один из способов реализации подобной стратегии.
  5. Можно также оптимизировать расположение объектов, входящих в системную структуру.

Стратегия логистического аутсорсинга - это четвертый вариант. Для реализации этой стратегии есть пять способов:

  1. Необходимо принять решение "делать или покупать".
  2. Стоит сосредоточить свои логистические возможности на решении ключевых операций. Для решения второстепенных логистических процедур стоит найти посредников.
  3. Необходимо оптимизировать выбор источника внешних ресурсов.
  4. Необходимо оптимально разместить имеющиеся промышленные объекты, а также все логистические центры инфраструктуры.
  5. Следует использовать только инновационных поставщиков, а также оптимизировать число посредников и четко распределить функции, которые за ними закреплены.

Стратегия логистического аутсорсинга (как и три других варианта) основывается на том, что нужно минимизировать или же максимизировать показатели одного ключевого направления. К примеру, можно заняться общими логистическими издержками. Однако у такого подхода имеется недостаток, который заключается в том, что придется ввести ограничения на развитие других показателей. Если речь идет об основной логистической стратегии, целью которой является минимизация логистических издержек, то в таком случае придется пожертвовать качеством сервиса. Если говорить несколько проще, то чем выше будут потребительские требования к качеству сервиса, тем выше будут издержки, необходимые для реализации требуемого уровня.

Что нужно учитывать при разработке

При разработке любого вида логистической стратегии есть несколько факторов, которые стоит учитывать. К примеру, исходной точкой для разработки любой стратегии будет становится всесторонний анализ стратегии с более высоким уровнем. Таким образом, удастся понять как правильно и каким образом можно внедрить стратегию так, чтобы она могла максимально улучшить качество сервиса.

Кроме того, нужно учитывать несколько следующих положений:

  1. Важно учитывать среду, в которой ведутся дела. Сюда же стоит включить и те факторы, влияющие на логистику, однако которыми сама логистика управлять не в состоянии.
  2. Сюда входит особое поведение организации, которое определяется некоторыми факторами. Первые из них - это те, которыми компания сможет управлять, а вторые - это те, что используются для того, чтобы фирма могла выделиться из общей массы других.

Тут важно понимать, что среда и особая компетенция, как факторы, влияющие на логистику, это лишь те опции, которые могут указать на нынешнее положение компании на рынке. Стратегия же более высокого уровня будет указывать на то положение, которое компания сможет занять в будущем в том случае, если двигаться по этому пути. В таком случае стратегия сможет показать, каким образом будет совершаться переход от нынешнего положения к будущему.

Чтобы собрать необходимые сведения об особой компетенции, а также о среде, в которой ведется бизнес, используется процедура, называемая логическим аудитом. Цель данного вида логистической стратегии заключается в том, чтобы собрать всю важную информацию о приемах, показателях и условиях, в которых проводится логистическая деятельность. Кроме того, здесь стоит обратить внимание на то, что аудит может быть внешним и внутренним. Внешний занимается средой действия логистики, в то время как внутренний необходим для того, чтобы проанализировать способы выполнения процедур внутри организации, а также определить, какие участки нуждаются в усовершенствовании.

Основные цели проведения такой процедуры заключаются в следующем:

  1. Первое - это выявление сильных и слабых сторон логистики внутри корпорации.
  2. Второе - это определение угроз, которые возникают в той среде, в которой ведется бизнес.

В среде ведения бизнеса есть ключевой фактор, которым выступает тип спроса. В зависимости от его положения логистическая стратегия компании может быть "тощей" или же динамичной. К примеру, "тощую" стратегию лучше всего применять в том случае, если фирма может спрогнозировать или хотя бы немного предсказать спрос, который будет на рынке услуг в будущем. Динамическая стратегия применяется в условиях, когда ассортимент продукции очень широкий, когда спрогнозировать спрос и его тип достаточно сложно.

Еще один важный фактор, который должен присутствовать в логистической стратегии компании еще на стадии ее проектирования - это системность подготовки решений. Они должны приниматься не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов младшего класса. Их основная задача - это и есть реализация стратегии. Стоит также отметить, что при проектировании любой стратегии необходимо рассматривать способность реализации выбранной стратегии, а также последствия, возникающие при ее применении.

Шаги для разработки стратегии

На сегодняшний день есть некоторые основные шаги, которые стоит использовать при разработке логистической стратегии:

  1. Во время разработки стратегии нужно делать упор на те логистические области деятельности, которые способны в долгосрочном периоде усилить конкурентоспособность предприятия.
  2. Не стоит часто менять стратегию, чтобы извлечь краткосрочные выгоды. Такой ход приведет лишь к небольшим мимолетным улучшениям и не более того.
  3. Нужно очень осторожно принимать стратегии, которые считаются жесткими. Негибкие стратегии могут устареть, что лишит возможности маневра предприятия в будущем.
  4. Во время разработки логистической стратегии необходимо избегать тех, которые могут привести к успеху лишь в том случае, если сработает наиболее оптимистичный прогноз. Руководствоваться необходимо тем, что конкуренты способны принять какие-либо меры, которые могут привести к неблагоприятным условиям развития рынка для компании.
  5. Собственную стратегию необходимо разрабатывать таким образом, чтобы она могла нанести вред слабым сторонам конкурентов.

Этапы развития компания и формирования стратегии

Нужно понимать, что стратегия - это вещь, которая является практически индивидуальной и уникальной для каждой компании. Однако необходимо добавить, что существуют этапы разработки логистической стратегии, которые придется пройти любой компании.

Первый этап - это конфигурация сети. На данной стадии необходимо определить структуру, цели, количество и качество состава звеньев логистической цепи. Второй этап - это разработка организационной системы сети. В данном случае необходимо определить вариант структуры отдела, который будет применяться. Кроме того, необходимо решить вопрос о реинжиниринге в случае необходимости. Это обязательный элемент стратегии.

Далее необходимо озаботиться разработкой направлений и технологий координации стратегии. В настоящее время менеджмент предполагает развитие двух направлений - это межорганизационное и межфункциональное. После этого следует этап определения стратегических требований к качеству продукции, а также логистического потребительского сервиса. На сегодняшний день суть логистической стратегии в области продвижения продукции заключается в том, что она полностью ориентируется на потребителя. В таком случае от логистики требуется четкое формирование уровней качества данного сервиса. В будущем все эти уровни будут превращаться в полноценную систему плановых показателей. Эти показатели в дальнейшем должны контролироваться и поддерживаться персоналом, который отвечает за управление логистикой. Основная цель на данном этапе, которую должны преследовать сотрудники логического центра, это минимизация затрат на реализацию, но при этом с сохранением качества обслуживания, которого требует стратегия.

Одним из последних этапов стал процесс интегрирования Данный элемент уже стал традиционным, так как он присутствует абсолютно в любой стратегии, то есть у любого предприятия. Последний шаг - это выбор логистической системы. Данный этап является одним из важнейших, а его основная задача - это разработка и выбор информационной сети, которая сможет связать все информационные и телекоммуникационные звенья одной сети.

План и разделы стратегии

Планирование логистической стратегии (как и ее разработка) не имеют универсального метода. Стратегия состоит из ряда факторов. Общее представление о разработке логистического плана содержит несколько следующих разделов:

  1. Первый этап - это составление общего резюме, в котором излагается точная суть будущей стратегии, а также показывается то, как именно она будет взаимодействовать с другими отделами предприятия.
  2. Второй шаг - это описание цели логистики в самой организации, а также способы измерения качества ее работы и показатели деятельности.
  3. Следующий момент должен включать в себя описание деятельности, которая способна привести к достижению целей, поставленных перед фирмой. Также нужно рассмотреть варианты, при помощи которых будет осуществляться управление этими целями и изменениями.
  4. Далее следует описать как отдельные функции логистики в будущем будут вносить определенный вклад в то, чтобы добиться поставленных целей.
  5. Важно составить план, в котором будут учтены все ресурсы, необходимые для его выполнения.
  6. Также необходимо иметь план по планируемым затратам и по выбранным финансовым показателям.
  7. Последний пункт - это описание того, как выбранная стратегия логистики будет влиять на развитие бизнеса в будущем. Также очень важно рассмотреть то, какой вклад выбранное развитие сможет внести в улучшение сервиса и удовлетворение потребительского спроса.

Анализ логистики

Важно понимать, что с одной стороны предприятие рассматривается как часть более развитой системы, то есть на уровне регионального или национального. С другой - компания также рассматривается и в качестве обособленной самостоятельной экономической системы. По этим причинам понятие логической стратегии и ее формирование осуществляется исходя из такого фактора, как анализ внешней и внутренней среды логистики.

Внешняя среда логистики представляет собой совокупность всех факторов, сил и субъектов, которые находятся за границами конкретной фирмы, но в то же время они способны повлиять на функционирование логистики предприятия. Влияние такой среды на оказывается нерегулярно и не напрямую. В качестве внешних неконтролируемых факторов могут выступать, к примеру, потребительские предпочтения и вкусы, привычки покупателей, технологические изменения, влияние конкурентов и другие факторы. Их все необходимо учитывать при планировании логистической стратегии. В таком случае план должен быть ориентирован на то, чтобы максимально удовлетворить спрос потребителей, определить возможное влияние конкурентов, оценить отношения с различным государственными ведомствами, вести наблюдение за состоянием экономики и прочее.

Также стоит отметить, что внешняя среда логистики будет изменяться с течением времени, будут меняться компоненты, входящие в ее состав, а также входящие в них связи, их сохранения между ними во время функционирования. Стоит также отметить, что охватить и учесть все факторы, которые оказывают некое воздействие, невозможно. Можно лишь их упорядочить на основе определенной классификации факторов логистики. Вместе с тем нужно понимать, что эти факторы будут достаточно неоднородными, так как все они будут возникать в результате взаимодействия систем самого разного уровня.

Существует также и внутренняя среда логистики предприятия. Анализ логистической стратегии в данном случае заключается в исследовании совокупности факторов, которые поддаются контролю со стороны высшего руководства, а также со стороны работников функциональных подразделений.

Описание внутренней среды логистики

К внутренней среде логистики можно отнести такие показатели, как, к примеру, капитал, технологии, средства производства, персонал, систему менеджмента и так далее. При исследовании внутренней структуры очень важно тщательно рассмотреть такие действия менеджмента, как определение сферы деятельности, которую охватывает менеджмент.

К понятию данной сферы стоит отнести общие категории продукции, а также услуг. Также в качестве сферы деятельности нужно определить территориальные границы логистической деятельности. Это может быть город, регион, страна и так далее. Нужно определить функции, которые будут определять положение предприятия в данной цепочке. Определяется также вид собственности. Это может быть как частное предприятие, так и корпоративное и т.д. У логистической деятельности должна быть четкая направленность.

Далее должна идти формулировка целей, а также задач логистического менеджмента. Важно отметить, что в стратегии логического обслуживания формируются лишь общие цели, которые стоят перед предприятием. В таком случае руководство должно сформулировать главную цель, которую преследует развитие логистической отрасли, а также поставить конкретные задачи перед службами исполнения. Эти задачи в итоге должны привести к достижению общей конечной цели. Формирование задачи основывается на стратегической политике всей компании. Только при выполнении всех данных условий можно будет сказать, успешно ли выполняется логистическая стратегия или же ее постигла неудача. Кроме того, достаточно важно оценить и исследовать все предыдущие стратегии, которые были приняты. Это позволит выявить их возможные проблемы. Во время принятия решений, направленных на разработку способов реализации логической стратегии, необходимо следовать одному четкому принципу: должны ставиться общие цели, после чего нужно переходить к принятию конкретных решений, чтобы их достичь. В данном случае отлично подходит метод параллельно-последовательного принципа. Вместе с разработкой общих целей логистической стратегии разрабатываются и промежуточные решения, которые нацелены на достижение общего результата.

Очень важно определить место для логистического менеджмента в общем менеджменте всего предприятия. Значимость логистики становится очевидна, когда она имеет решающий голос и власть. Это возможно в том случае, если у руководителя логистического отдела есть все необходимые ресурсы.

Стратегия бизнес-единицы

Стоит добавить, что в качестве реализации логистической стратегии может использоваться разделение на бизнес-единицы. Для каждой такой единицы осуществляется отдельное развитие индивидуальной стратегии. Бизнес-единица для сетевого предприятия это, к примеру, отдельный филиал. Если это диверсифицированное предприятие, то бизнес-единицей может выступать разное направление предпринимательской деятельности и т.д. Можно лишь добавить, что логистическая стратегия организации, если она достаточно маленькая, может быть аналогичной стратегии бизнес-единицы. В этом случае предприятие само по себе и будет этой единицей.

Установление логистической стратегии на таком уровне позволит открыть следующие возможности:

  1. Органам управления предприятием удастся сосредоточиться на отдельных логистических задачах, которые относятся к их направлению. При этом появится возможность оценки их возможностей, а также значимости.
  2. Появится возможность определить наиболее значимые факторы, которые помогут добиться конечной цели в данном направлении. Также это поможет распределить все цели по их значимости для всего предприятия в целом.
  3. Появится возможность четко определить, на каких именно целях стоит сосредоточиться сразу, почему. Кроме того, это поможет определиться в том, куда вкладывать средства в первую очередь.
  4. Это поможет определить наиболее проблемные зоны, которые имеются в выбранной стратегии.
  5. Понимание сути стратегии в данном случае поможет также внести структурные изменения в логистическую систему.
  6. Появится возможность достичь сбалансированного положения на рынке в целом за счет того, что будет возможность четко определить перспективы развития для установленных основных направлений логистической деятельности предприятия.
  7. Это поможет создать прочную основу для того, чтобы в будущем была возможность расширить принятие стратегических решений, которые будут напрямую связаны с расширением и диверсификацией логистической деятельности.

Примеры действия

Примеры логистических стратегий, обслуживания их и влияние на развитие предприятия в целом можно увидеть на состоявшихся фирмам. К примеру, можно обратить свое внимание на компанию "Нестле Фуд". Эта фирма представлена на российском рынке с 1996 года. Основное направление деятельности данной компании - это производство и продажа различных продуктов питания.

Основными стратегическими направлениями данной компании стали следующие пункты:

  • производитель стремится поддерживать высокую производительность, при этом затрачивая как можно меньше ресурсов на производство, но сохраняя мировой уровень качества своей продукции;
  • постоянно развиваются проекты, которые несут в себе идею выпуска новой продукции;
  • используются передовые производственные и информационные технологии;
  • в компании используются самые современные методы для разработки методов планирования и управления.

Ключевой фактор, который делает разработку логистической стратегии предприятия максимально эффективной, - это тщательное изучение рынка. Постоянно ведутся работы по анализу рынка, по динамике его развития, изучаются отношения, которые возникают между самой компанией, а также ее потребителями. Большое внимание уделяется такому фактору, как анализ деятельности конкурентов в данной области.

Основными задачами данной фирмы являются внедрение новых подходов к работе и решению задач, инновационных идей на стратегических направлениях развития.

Кроме того, важно обратить внимание на то, что контора руководствуется тремя основными стратегиями, а не одной.

Основная цель первой выбранной стратегии - это увеличение прикладываемых усилий в области исследования и развития. Такой подход позволяет предприятию улучшать свои показатели в будущем (за счет действий в настоящем).

Вторая стратегия заключается в том, что предприятие старается применять лишь то оборудование, которое будет удовлетворять рыночным переменам и будет максимально снижать себестоимость продукции, которую оно производит.

Последнее основное направление - это максимальная децентрализация управления бизнеса в регионах. Это делается для того, чтобы была возможность максимального приближения к региональным производственным решениям, которые будут направлены на продвижение торговых марок, а также на улучшение обслуживания клиентов.

На российском рынке данная фирма применяет самые разные способы реализации логистических стратегий, рыночные и организационные возможности для того, чтобы максимально усилить свой отрыв от конкурентов.

Логистическая стратегия организации включает в себя всевозможные стратегические решения, приемы, планов и культуры, связанные с управлением цепью поставок, и дает возможность реализовать уже сформированную стратегию компании в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики в конкретной организации оказывает значительное воздействие на формирование общей стратегии организации.

В ходе управления логистической системой абсолютно любая организация принимает важные решения, которые можно разделить на четыре основных класса :

  • 1. Стратегические решения высшего уровня являются наиболее важными, определяющими общее направление хозяйственной деятельности предприятия; они имеют долгосрочный характер, требуют больших расходов ресурсов и считаются наиболее рискованными. К решениям высшего уровня относятся:
    • - миссия - заявление, в котором указываются общие цели организации, как правило, сопряженные с совершенствованием работы с партнерами и клиентами в интегрированной цепи поставок. К примеру, в миссии немецеккой транспортной группы «Шенкер» говорится, что «наше будущее - наши заказчики», а миссия английской сети супермаркетов Теско - «создание ценности для потребителей, чтобы добиться их пожизненной лояльности»;
    • - корпоративная стратегия - это план реализации миссии, например, реализация долгосрочных вложений в производство и логистику; непрерывное введение новых подходов и инновационных идей на стратегических направлениях качества, издержек, дифференциации и фокуса, а также прогнозирование потребительского спроса;
    • - бизнес стратегия - совокупность действий поформированию и развитию вида деятельности определенного подразделения предприятия (бизнес-единицы).
  • 2. Стратегические логистические решения определяют ключевые цели и направления деятельности цепи поставок в долгосрочной перспективе и касаются взаимодействия логистики с другими областями бизнеса; в качестве примера можно привести следующие основные цели компании: стремление быть высокоэффективным изготовителем с низкими производственными затратами и качеством продукции мирового уровня; развитие новых проектов по выпуску новой продукции; использование современных производственных и информационных технологий; использование современных методов планирования и управления.

К стратегическим логистическим решениям относятся :

  • - функциональная стратегия - план реализации каждой функции компании: логистической, маркетинговой, инвестиционной и производственной;
  • - логистическая стратегия - задает общую структуру логистической системы, или цепи поставок и направление логистической деятельности; она содержит все стратегические решения, приемы, планы и культуры, сопряженные с управлением эффективной логистикой в цепи поставок: «закупки-производство-распределение». Логистическая стратегия занимается фактическим перемещением материальных и соответствующих потоков, которые способствуют реализации корпоративной и бизнес-стратегий, а также оптимизации спроса и предложения продукции, сокращению общих логистических издержек, минимизации инвестиций в логистику и улучшению логистического сервиса. Единая цель стратегии логистики заключается в том, чтобы обеспечить клиентов необходимым объемом и качеством обслуживания при минимальных затратах в цепи поставок. Не случайно девиз совершенной логистической стратегии ЕСR (немедленного реагирования на потребности рынка): «Обязательно, своевременно и точно».
  • 3. Тактические логистические решения связаны с реализацией стратегии на более конректном уровне в среднесрочной перспективе. К ним относятся:
    • - планы применения мощностей организации, обеспечивающие удовлетворение долгосрочного потребительского спроса;
    • - обобщенные календарные планы - планы, в которые сводятся все виды работ по всем видам деятельности цепи поставок ежемесячно;
    • -основной график - подробное описание всевозможных видов деятельности на неделю;
  • 4. Операционные логистические решения касаются определенных видов деятельности в краткосрочном плане; их исполнение требует небольших затрат ресурсов с минимальным уровнем риска. К ним относятся краткосрочные графики, представляющие собой подробное выполнение работ и необходимые для этого ресурсы на каждый день. Это дает возможность избежать самых разнообразных проблем логистической деятельности.

В настоящей жизни границы среди данными решениями иногда очень размыты. К примеру, при выборе системы распределения готовой продукции, запасы - это стратегический аспект, но он переходит на тактический уровень, когда следует решить сколько денежных средств нужно инвестировать в запасы, и на операционный уровень, когда следует решить вопрос об изменении объема запасов.

Универсальной обычной процедуры разработки логистической стратегии, применимой к любой организации не существует. Концепция же формирования логистической стратегии подразумевает, в первую очередь, поиск ответов на следующие главные вопросы :

  • 1. Какой тип организации мы представляем сегодня, а какой хотим - в будущем?
  • 2. Каковы особенности нашей деятельности и возможности для ее развития?
  • 3. Кто наши потребители (покупатели) и конкуренты?
  • 4. Каковы наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами?
  • 5. Какая маркетинговая (продуктовая) стратегия является наиболее подходящей для нас?
  • 6. Каковы основные цели и задачи логистической стратегии?
  • 8. Какой бюджет необходим для реализации логистического плана и где взять новые инвестиции?
  • 9. Как организовать мониторинг выполнения стратегического плана?
  • 10. Каковы должны быть наиболее актуальные программы для достижения целей логистической стратегии?
  • 11. Каковы риски, связанные с выполнением логистической стратегии?
  • 12. Как количественно оценить реализацию логистической стратегии?

Результаты ответов служат основой для проектирования логистической стратегии (рис. 1). - .

Согласно приведенной ниже схеме проектирование логистической стратегии содержит следующие этапы деятельности :

  • 1. Анализ стратегий более высокого уровня, таких как миссия, корпоративная и бизнес-стратегии. Логистическая стратегия должна работать на их поддержку и показывать какими средствами будут достигнуты поставленные цели.
  • 2. Обобщение полученных результатов в виде логистической миссии - заявления о целях управления цепями поставок.
  • 3. Исследование внешней и внутренней сферы бизнеса для определения тенденций их изменения на период 5-10 лет.
  • 4. предпочтение фокуса и типа логистической стратегии, а также оценка ее взаимосвязи с маркетинговой и производственной стратегиями.
  • 5. Определение целей, задач и рисков логистической деятельности.

Одним из главных решений, которые принимаются менеджерами логистической службы является выбор фокуса, то есть направленности логистической стратегии. Эксперты выделяют следующие стратегические фокусы деятельности организации с учетом важных критериев обеспечения логистических преимуществ :

  • 1. «Затраты» - минимизация общих логистических издержек, содействуюших снижению цены продукта (выгода потребителя) и увеличению прибыли (выгода продавца).
  • 2. «Качество» - высокое качество предлагаемых товаров и услуг.
  • 3. «Обслуживание потребителей» - высокая скорость реагирования на запросы потребителей и безопасность поставок в отношении числа заказанной продукции.
  • 4. «Временные параметры» - своевременная доставка продукции заказчику и предоставление данных обо всех этапах продвижения продукции.
  • 5. «Технология» - разработка и применение современных технологий производства продукции, ее идентификации, отслеживания доставки, управления запасами и электронной продажи.
  • 6. «Гибкость» - выпуск продукции согласно требования клиента или предоставление ему специализированных услуг, а также оперативная реакция на изменение потребительского спроса.
  • 7. «Место расположения» - обеспечение товарами и услугами в наиболее выгодном для клиента месте.
  • 8. «Инвестиции» - минимизация инвестиций в логистическую систему посредством использования складов общего пользования и логистических посредников.

Рисунок 1 Проектирование логистической стратегии

На практике нельзя осуществить все представленные направления одновременно. В связи с этим компании вынуждены идти на компромиссы посредством сбалансированности уровня услуг с расходами на их предоставление. Этот фактор лег в основу классификации основных логистических стратегий, представленной в табл. 1. - собственная разработка.

Таблица 1 Классификация основных логистических стратегий, применяемых во всех направлениях логистики (универсальные).

Название

Принципы формирования

«Тощая» стратегия

Эффективные операции с позиции минимума: затрат ресурсов, отходов производства, времени выполнения заказов и объема запасов

  • 1. Ценность - проектирование продукции, имеющей высокую значимость для клиента.
  • 2. Передача ценности - проектирование наилучшего процесса для производства продукции.
  • 3. Поток ценности - продуктивное управление интегрированной цепью поставок.
  • 4. «Вытягивание» - выпуск продукции только на основе запроса клиентов.
  • 5. Стремление к совершенству - поиск возможностей ликвидации непроизводительных затрат всех типов ресурсов, к примеру, отказ от непродуктивных операций, упрощение перемещений, устранение лишних звеньев логистической цепи, размещение мощностей ближе к клиентам.

Динамичная стратегия

Оперативность и гибкость, обеспечивающие высокое качество обслуживания потребителей

  • 1. Стремление к полному удовлетворению запросов потребителей на основе анализа изменения рыночного спроса.
  • 2. Удобный доступ потребителей к своей компании.
  • 3. Обязательный послепродажный сервис, ценность наличия удовлетворенных клиентов.
  • 4. Поддерживать репутацию компании, обеспечивающей высокое качество и ценность равно как условия для дальнейших сделок.
  • 5. Не забывать о подготовке будущих сделок, сохраняя контактные данные со своими настоящими и потенциальными потребителями, партнерами и конкурентами.

Стратегия на основе партнерства организации с поставщиками и заказчиками

Увеличение эффективности интегрированной цепи поставок

  • 1. Быстрое принятие логистических решений за счет оптимизации управленческого аппарата.
  • 2. Стабильность, обеспечивающая вероятность долгосрочного планирования.
  • 3. Широкое применение современных способов электронного обмена информацией и логистических информационных систем.

Стратегии на основе временных параметров

Обеспечение быстрой доставки продукции за счет сокращения ненужных затрат времени в цепи поставок

  • 1. Упрощение - выбор более простых операций.
  • 2. Одновременное исполнение операций - отказ от поочередно выполняемых операций и переход к параллельным.
  • 3. Планирование ресурсов - ликвидация узких мест и обеспечение бесперебойного материального потока.
  • 4. Интегрирование - совершенствование управления материальными и сопутствующими потоками.
  • 5. Стандартизация и автоматизация логистических операций, которая способствует повышению продуктивности и производительности.

Стратегии повышенной производительности

Максимальное использование имеющихся ресурсов

Поиск альтернативных вариантов наиболее эффективного применения незадействованных производственных мощностей, площадей, транспортных средств.

Стратегии роста

Экономия на масштабе при сохранении высокого качества продукции

Стремление к повышению рыночной доли, расширение зоны обслуживания потребителей, освоение новых видов логистической деятельности

Стратегии на основе защиты окружающей среды

Учет экологических особенностей логистической деятельности

Многократное использование тары и упаковки, переработка и уничтожение остатков производства и упаковочных материалов, сокращение уровня шума и вредных выбросов, экономия топливных ресурсов, теплоизоляция

Стратегии диверсификации

Предложение максимального ассортимента услуг

Удовлетворение широкого класса потребителей.

Стратегии специализации

Предоставление редких услуг

Гарантии надежности и защищенности услуг.

Одни стратегии носят оборонительный, другие - наступательный характер. Оборонительный в том значении, что логистика - источник уменьшения общих логистических издержек при одинаковом качестве продукции. Наступательный - поскольку логистика определяет отличия в стратегии организаций, в особенности в вопросах качества потребительского сервиса. Важнейшим фактором для любого вида стратегии является тип спроса. К примеру, «тощая» стратегия лучше всего функционирует в условиях устойчивого, прогнозируемого спроса и когда ключевым фактором конкурентоспособности продукции является цена. К такой продукции, как правило, относятся продукты питания. Динамичная же стратегия работает лучше всего в условиях резко меняющегося спроса, уровень которого трудно предсказать. В связи с этим компания может оценить спрос только тогда, когда клиенты разместят у них заказы. Специалисты обязаны учитывать все эти услвоия при выборе наиболее оптимальной логистической стратегии. Она оформляется в виде логистического плана, который включает следующие основные разделы :

  • 1. Резюме, в котором содержится сущность логистической стратегии и ее взаимосвязь с другими стратегиями компании.
  • 2. Цель логистики в компании, необходимые показатели деятельности и способы их измерения.
  • 3. Описание способа, при помощи которого логистика может добиться определенных целей, необходимых изменений и способы управления ими.
  • 4. Описание того, как отдельные функции логистики будут вносить свой вклад в выполнение плана, связанные с этим изменения и процесс интегрирования всех операций.
  • 5. Планы, показывающие ресурсы, необходимые для выполнения стратегии.
  • 6. Планы по расходам и выбранные экономические показатели.
  • 7. Представление того, как стратегия повлияет на целевые показатели бизнеса в общем, вклада стратегии и получение значимости для клиентов и удовлетворение их запросов.

Разработка стратегического логистического плана заканчивается выбором системы оценки исполнения стратегических решений.

Стратегия становится продуктивной, когда она реализована. Это значит, что долгосрочные цели реорганизуются в решения более низких уровней и выполняются определенные действия, которые направлены на их достижение. Логистическую стратегию разрабатывают топ-менеджеры, после этого специалисты нижних уровней оценивают, как эта стратегия окажет влияние на их работу. При этом им нужно получить ответы на вопросы следующего содержания:

  • · Каким образом выбранная стратегия окажет влияние на конфигурацию цепи поставок?
  • · следует ли изменить складские и транспортные операции?
  • · изменится ли подход к планированию и составлению графиков работы?
  • · имеются ли необходимые ресурсы, если нет - можно ли их получить?
  • · имеется ли подготовленный штат сотрудников и системы электронной обработки информации?
  • · Каким образом выбранная стратегия окажет влияние на уже существующих и потенциальных клиентов, поставщиков, персонал, технологию, организацию деятельности?

Ответы на поставленные вопросы формируются в определенных сферах принятия решений при реализации стратегии. Классический подход делает акцент на усилия на таких областях принятия решений, как обслуживание клиентов, размещение элементов инфраструктуры, политика запасов и транспорт. Это довольно простая точка зрения, так как учитывает не все функции логистики. Современная концепция принятия решений при реализации стратегии предполагает, что решения следует принимать в пяти областях: конфигурация цепи поставок; координация и организация деятельности; управление запасами в цепи поставок; потребительский сервис; информационное обеспечение деятельности цепи поставок.

Исходя из предназначения логистики применительно к бизнесу, логистическая стратегия является поддерживающей корпоративную стратегию с целью оптимизации ресурсов организации (предприятия, фирмы, компании) при управлении материальными и сопутствующими потоками. Поэтому под логистической стратегией предприятия следует понимать комплекс решений, планов и мероприятий, связанных с эффективным управлением материальными потоками.
По сути, логистическая стратегия сегодня должна быть для предприятий обычной функциональной стратегией. Однако, к сожалению, это не так. Анализ, проведенный сотрудниками Международного центра логистики Государственного университета – Высшая школа экономики (МЦЛ ГУ-ВШЭ) среди своих слушателей, обучающихся по различным программам, от повышения квалификации до второго высшего образования по логистике, показал, что лишь около 3 % обследованных фирм имеют логистическую стратегию и сознательно ее формируют. Указанные три процента в основном формируют крупные зарубежные компании, работающие на российском рынке. Результаты анализа также указали и на основные причины отсутствия логистической стратегии в оставшихся 97 % обследованных фирм. Первая – это общее недопонимание персоналом топ-менеджмента данных фирм предназначения логистики как интегрированного инструмента менеджмента, позволяющего оптимизировать материальные и финансовые ресурсы фирмы.
Вторая – недостаточное количество квалифицированных специалистов по логистике.
Рассмотрим назначение и задачи логистической стратегии .
Назначение логистической стратегии – поддержка корпоративной, деловой и функциональных стратегий предприятия при управлении материальными и сопутствующими потоками с оптимальными затратами ресурсов.
Главная задача логистической стратегии – формирование связи между стратегиями корпоративного, делового и функционального уровней для эффективного управления материальными и сопутствующими потоками.
Объектом логистической стратегии является материальный поток, а точнее – процесс доставки последнего заказчику.
Направленность логистической стратегии – процесс перемещения материального потока с минимальными затратами. По сути, указанное является довольно общим описанием направленности логистической стратегии, поскольку, как указывает Дональд Уотерс (Логистика: Управление цепью поставок: Пер. с англ. – М.: ЮНИТИ, 2003), «…организации выбирают для своей логистической стратегии ту или иную направленность, показывая, какой фактор они считают для себя наиболее важным; … одни организации, такие как Ryanair, делают ставку на затраты, что позволяет им предоставлять дешевые услуги; другие, например FedEx, – на высокую скорость доставки; третьи – на надежность; четвертые – на предоставление индивидуальных услуг и т. д.». Далее, комментируя приведенный тезис Уотерса, следует указать, что на практике любая фирма, компания либо предприятие фокусируют логистическую стратегию на одном конкретном «стратегическом направлении». В соответствии с основными правилами логистики, такими направлениями могут быть:

Пример 1
Группа The Schenker Grouр (Германия): стратегический фокус – обслуживание потребителей (Материалы кампаний продвижения и веб-сайты www.schenker.com. и www.schenkerusa.com.).
Группа The Schenker Group была создана в Германии более чем 125 лет назад и с тех пор работает на международной арене. Потребителей из 1000 точек обслуживают 28 тыс. ее сотрудников. В настоящее время Schenker предоставляет широкий ассортимент логистических услуг, включая международные воздушные и морские перевозки, управление логистикой и наземный транспорт.
Компания обеспечивает бесперебойное перемещение потребительской продукции и передачу информации по глобальным цепям поставок, используя для этого последние технологии и разрабатывая самые современные системы для ведения электронной коммерции. При этом стратегический фокус ее деятельности – обслуживание потребителей.
Schenker начала свою деятельность в США в 1947 г. и в настоящее время имеет 46 офисов в крупных городах этой страны. Все они имеют сертификат безопасности ISO 9002, что отражает стратегию компании, направленную на обеспечение полного удовлетворения своих заказчиков. Эту стратегию легко понять, познакомившись с утверждением компании:
«Наше будущее – наши заказчики. Не будет их, не будет и нашего будущего».
Чтобы поддержать такой подход, компания предоставляет ряд гарантий,формулировка которых начинается так:
«Наши заказчики будут всегда центром нашего внимания.
Мы хотим каждый день добиваться, чтобы наши заказчики доверяли нам, и мы никогда не будем относиться к их бизнесу, как к чему-то давно нам известному.
Наши заказчики – это наши партнеры по бизнесу. Их потребности – это наши потребности».
Schenker также описывает способы, позволяющие компании добиваться удовлетворения своих заказчиков, например: «Мы будем обслуживать наших заказчиков, пользуясь для этого активными инновационными методами. Мы всегда будем знать, как наше обслуживание влияет на их бизнес».
Среди большого количества логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько видов базовых, наиболее широко используемых в бизнесе. Это стратегии: минимизации общих логистических издержек, улучшения качества логистического сервиса, минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру, логистического аутсорсинга (аутсорсинг – (1) передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса предприятия; (2) форма делового сотрудничества). Для практиков особый интерес представляют реальные пути реализации указанных стратегий. Перечислим их.
Стратегия минимизации общих логистических издержек. Ни одна организация не может полностью избежать логистических издержек. В этих условиях самый лучший выбор – сделать их как можно более низкими. Цель бизнеса вполне обоснованно можно сформулировать следующим образом: минимизировать общие логистические издержки, гарантируя при этом приемлемый уровень обслуживания потребителей. Указанное может быть достигнуто за счет оптимизации:

  • операционных логистических издержек в конкретных логистических функциях;
  • логистических решений в отдельных функциональных областях и (или) логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;
  • уровня запасов в логистической системе;
  • процесса «складирование – транспортировка» и т. д.

Стратегия улучшения качества логистического сервиса.
Потребители требуют более высокого качества всех видов продукции. Логистика контролирует объем запасов, время доставки продукции, скорость реагирования на запросы потребителей и другие характеристики их обслуживания. Обычно логистическая стратегия гарантирует сервис высокого качества и может строиться на основе предоставления специализированных услуг или услуг, выполняемых
с учетом требований конкретного заказчика. Способами реализации стратегии улучшения качества логистического сервиса являются:

  • сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами, в частности со стандартом ISO 9000;
  • формирование системы управления качеством логистического сервиса;
  • разработка и использование логистических технологий поддержки функционального жизненного цикла продукта;
  • улучшение качества выполнения логистических операций (транспортировка, складирование, упаковка и т. д.);
  • создание системы логистической поддержки предпродажного и послепродажного сервиса и т. д.

Стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру реализуется путем:

  • оптимизации дислокации объектов инфраструктуры логистической системы;
  • оптимизации конфигурации логистических каналов или цепей;
  • реализации технологий логистического аутсорсинга (использование логистических посредников в транспортировке, экспедировании, складировании, грузопереработке);
  • расширения форм прямой доставки товаров клиентам, минуя промежуточное складирование и хранение;
  • использования складов общего пользования и др.

Стратегия логистического аутсорсинга. Один из основных принципов современной теории управления гласит: «Оставь себе только то, что можешь делать лучше других, передай внешнему исполнителю то, что он делает лучше других». Это означает, что предприятие, фирма, компания должны сосредоточиться на развитии так называемых ключевых компетенций (своих сильных сторон) и по возможности максимально избавиться от непрофильных активов. Последнее может быть достигнуто за счет:

  • оптимизации количества и структуры логистических посредников и закрепляемых за ними функций;
  • реализации принципа «делать или покупать»;
  • оптимизации выбора источников внешних «ресурсов»;
  • использования инвестиций и инноваций поставщиков;
  • оптимизации дислокации мощностей и объектов инфраструктуры логистической системы;
  • сосредоточения организации на своих ключевых компетенциях и др.

Чем необходимо руководствоваться при выборе той или иной логистической стратегии? На данный вопрос российские ученые В. И. Сергеев и В. В. Дыбская приводят следующий ответ: «Выбираемая логистическая стратегия должна, с одной стороны, соответствовать корпоративной стратегии, с другой – основываться на определенной концепции логистики. Если компания применяет корпоративную стратегию концентрированного роста за счет расширения географии рынков сбыта, то в качестве логистической стратегии может быть выбрана, например, стратегия минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру с децентрализацией распределения товарных потоков и логистического менеджмента. Основные направления реализации такой стратегии будут заключаться в использовании логистических посредников в дистрибуции, создании сети региональных распределительных центров, децентрализованного управления логистикой в выделенных регионах сбыта и формировании распределенной информационной системы, поддерживающей логистику.
Если фирма использует, например, маркетинговую стратегию минимизации цены товара на конкретном сегменте рынка, то естественным выбором компании является применение стратегии минимизации общих логистических издержек.
И та и другая приведенные в качестве примера стратегии могут основываться на концепции интегрированной логистики».