Светлана Немоляева: Новый худрук театра бережно относится к классике. Светлана Немоляева: Новый худрук театра бережно относится к классике Вместе с внучкой

МОСКВА, 18 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева отмечает юбилей на сцене родного Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где служит уже 57 лет. Именинница исполнит одну из ролей в премьерном спектакле по пьесе Александра Островского "Бешеные деньги", который был специально поставлен к ее юбилею.

"Я благодарна, что мне устроили такой замечательный бенефис", - сказала Немоляева, принимая поздравление ТАСС. "Театр взял на себя все заботы обо мне и после спектакля также делает банкет в мою честь", - добавила актриса.

Что касается возраста, то она его не скрывает. "80 лет - это невероятно", - восклицает Светлана Владимировна. "Но я не зацикливаюсь на цифрах, не рыдаю по этому поводу, это не в моем характере. Я думаю о другом. Актеры в моем возрасте мало получают подарков от театра, а я его получила - спектакль в подарок, это дорогого стоит", - заявила актриса.

Спектакль - в подарок

По словам Немоляевой, выбор пьесы принадлежит художественному руководителю "Маяковки" Миндаугасу Карбаускису.

"Я очень ценю Миндаугаса. Он талантливый, интересный, образованный человек. Как режиссер он приверженец русской классики, умеющий раскрыть автора", - сказала артистка, напомнив, что играет в нескольких спектаклях Карбаускиса и делает это с огромным удовольствием.

Однако на сей раз она встретилась с еще более молодым режиссером Анатолием Шульевым. "Его нашему театру рекомендовал художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас, в мастерской которого в Щукинском училище учился Анатолий Шульев, - пояснила Немоляева. - Так вот, в прошлом сезоне Анатолий Шульев поставил у нас на Малой сцене спектакль "Я была в доме и ждала…" по пьесе Лагарса и теперь для Основной сцены сделал "Бешеные деньги" Островского".

О работе с режиссером Немоляева отзывается с восторгом. "Шульев сумел создать чудесную атмосферу на репетициях. Мы действительно творили, делали спектакль, а не выясняли отношения, что нередко случается в театре", - поделилась Светлана Владимировна.

Не умолчала она и о еще одном подарке со стороны театра. Ее партнершей, а конкретно - дочкой по пьесе, стала родная внучка - актриса Театра Маяковского Полина Лазарева. "Мы уже играли дочку и маму в "Талантах и поклонниках", - отметила собеседница агентства.

"Теперь моя актерская задача состояла в том, чтобы по- другому сыграть маму, не повториться. Самое трогательное в том, что, распределяя роли, Анатолий Шульев даже не догадывался, что Полина мне родня", - улыбнулась Немоляева. "Жаль, что Полину не увидит дедушка. Я имею в виду своего мужа, известного актера Александра Сергеевича Лазарева, которого не стало шесть лет назад", - посетовала Светлана Владимировна.

Служебный роман

"Мы вместе прожили 51 год и 4 месяца", - говорит Немоляева. И больше ей не нужно произносить никаких слов. Их союз на самом деле был уникальным.

Они практически одновременно появились в театре Маяковского, где между ними почти мгновенно возник "служебный роман", который вскоре завершился законным браком. Более полувека работая в одном театре, они жили без сплетен и публичных скандалов, опровергая расхожий стереотип о шаткости актерских семей. У них вырос талантливый сын, актер "Ленкома" Александр Лазарев-младший, которому 27 апреля исполнится 50 лет.

"Сын у меня - слепок с отца, - воодушевляется Светлана Владимировна. - Он очень нравственный, верный, такой же ранимый, такой же семьянин. У него такое же человеческое благородство, как и у папы. И внуки у меня замечательные".

Немоляева рада, что внучка Полина продолжила семейную традицию - тоже стала актрисой. И работает в Маяковке, где сегодня сыграет в спектакле в честь юбилея своей бабушки.

Вся жизнь - театр

"Театр - мое счастье, мой тыл, моя крепость", - признается актриса. Понятно, что в данном случае речь идет не о театре вообще, а о совершенно конкретной труппе - о Маяковке. Сюда Немоляева пришла в 1959 году, сразу после окончания Щепкинского училища, да так и осталась навсегда.

Сначала сыграла трогательную Офелию в шекспировском "Гамлете", которого поставил тогдашний руководитель театра легендарный Николай Охлопков. Затем Маяковку возглавил не менее мощный режиссер Андрей Гончаров. В его спектаклях Немоляева создала целую галерею разных персонажей, но лучшей ролью по сей день считает тонкую, неземную Бланш Дюбуа из "Трамвая "Желание" Теннесси Уильямса.

"Меня раньше называли "водопроводом театра Маяковского": так много мои героини плакали на сцене", - вспоминает Светлана Владимировна.

Следующим худруком Маяковки стал Сергей Арцибашев, который открыл в ней дар характерной, подчас откровенно комедийной актрисы. Она блистательна в роли свахи в гоголевской "Женитьбе", хороша и в "Мертвых душах", где играет сразу две роли - Коробочки и Просто приятной дамы. Ей, бесспорно, удалась и роль городничихи Анны Андреевны в "Ревизоре", но этот спектакль уже не значится в репертуаре театра.

Сейчас в Маяковке новый главный режиссер Миндаугас Карбаускис, однако и он сразу же "положил глаз" на Светлану Немоляеву, заняв замечательную актрису в своей самой первой постановке - в "Талантах и поклонниках" по Островскому.

"Это один из моих любимых драматургов. Я же окончила Щепкинское училище при Малом театре, который по праву называют Домом Островского", - пояснила артистка. На сегодняшний день в ее репертуаре шесть спектаклей. Словом, "театральный роман" юбилярши успешно продолжается.

О кино

А ведь, казалось бы, самой судьбой ей было предначертано "светиться" на экране. Немоляева, если можно так выразиться, "родом из кино". Ее отец был известным кинорежиссером, мама - звукооператором. Они и снимали свою дочку с самого детства.

"С девяти лет, - уточнила Светлана Владимировна. - Мама тогда работала у Константина Юдина на фильме "Близнецы", и там по сюжету нужны были две девочки моего возраста. Мама меня привела, и Юдин тут же взял: "Ой, какая милая девчонка", - только и сказал. Я была толстенькая, с круглой мордочкой, светленькая".

Но, разумеется, отнюдь не эта роль сделала Немоляеву популярной киноактрисой. Для кино ее "открыл" Эльдар Рязанов, снявший ее в 1977 году в "Служебном романе", в котором Немоляева исполнила роль сентиментальной и ранимой Оли Рыжовой, долгие годы хранившей в сердце студенческую любовь. У этого же режиссера она вскоре создала еще один запомнившийся зрителям трагикомический образ - жену Гуськова в фильме "Гараж".

А потом у того же Рязанова снялась в картинах "О бедном гусаре замолвите слово" и "Небеса обетованные". Среди других фильмов с участием Немоляевой - "Короткие встречи", "Портрет с дождем", "Вторжение", "По главной улице с оркестром", "Горько!", "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...", "Артистка", и перечень этот еще можно долго продолжать.

Она и по сей день не расстается с кинематографом. "Снимаюсь в сериалах, надо оправдывать положение, - пояснила актриса. "Но такого, как было с Рязановым, нет и не будет", - заключила юбилярша.

За свою творческую деятельность народная артистка РСФСР Светлана Немоляева отмечена множеством наград. Она - лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска" и премии зрительских симпатий "Звезда театрала", удостоена ордена Почета, является кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" четвертой и третьей степеней.

В Академическом театре имени Маяковского стартовал цикл творческих встреч «Маленькие вечера». Его открыла народная артистка России Светлана Немоляева.

Жительница Большой Никитской готовится к своему 80-летию, которое отметит на сцене родного театра в новом спектакле «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.

- Светлана Владимировна, изменилась ли публика за 57 лет вашей службы в театре?

Публика меняется, но в Театре Маяковского остались те, кто любит театр. К тому же люди по сути не меняются. Мы живем по постулатам, установленным еще в Древнем мире: добро, верность, честность, смелость…Задача театра - выявлять эти величины в нашем мире и правильно доносить их до зрителя. Я сторонник старой школы, но при этом люблю поиск, новые решения. Так меня воспитали великие режиссеры, которые возглавляли театр, - Охлопков, Гончаров.

- А как складывается работа с новым худруком театра Миндаугасом Карбаускисом?

Он любит классику, бережно к ней относится, не переиначивает под себя, не хочет за счет автора самовыразиться, и на сегодняшний день это бесценно. Карбаускис - очень близко все принимает к сердцу, расстраивается, когда актеры его не понимают, он не может кричать, повышать голос, как Андрей Александрович Гончаров, и все пропускает через себя. Когда только начались репетиции спектакля «Таланты и поклонники», я использовала все свои наработанные приемы, и Миндаугас, схватившись за голову, сказал: «Светлана Владимировна, умоляю, не надо этого делать, не надо штампов».

- Андрей Гончаров хорошо к вам относился?

Андрей Александрович мучил всех артистов. Такой у него был метод. Но мы терпели и принимали эти условия, потому что были уверены в том, что Гончаров поставит спектакль как произведение искусства, и все в нем будет идеально. Что и говорить, и я натерпелась немало горя, и выплакала моря слез, но и радости узнала много. Гончаров называл меня «водопроводом» Театра Маяковского.

- А почему такое сравнение?

Я очень эмоциональный человек, и плачу мгновенно, как, впрочем, и смеюсь. Только подумаю о чем-то грустном - и плачу. Подумаю о хорошем - смеюсь.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе с Эльдаром Рязановым? Интересно ваше отношение к Оле Рыжовой из фильма «Служебный роман».

Я адвокат своих ролей, и только так. Когда человек влюблен - он раним и бесхитростен. Достаточно вспомнить свою первую любовь, чтобы понять и в чемто оправдать Олю. Эльдар Рязанов - мой крестный отец в кинематографе. Очень люблю свои роли в его фильмах: «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные».

- Довольны ли вы успехами своего сына актера Александра Александровича Лазарева?

Раньше была не очень довольна его работами в кино (в театре, слава богу, он молодец). Но Саша меня порадовал в фильме «Екатерина» в роли Разумовского. Наконец-то сыграл настоящего героя! Очень за него рада.

Справка

Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве. Уже в восьмилетнем возрасте она попробовала свои силы в качестве актрисы в фильме «Близнецы», на съемки которого ее брал с собой дядя - актер Константин Немоляев. В семидесятые годы она сыграла свою самую известную экранную роль - Ольги Рыжовой в «Служебном романе».

Post Views: 401

После встречи со зрителями Светлана Владимировна поделилась с «Вечерней Москвой» мыслями по поводу изменений в кино, в театре, в искусстве.

Безусловно, публика меняется. Но в театре Маяковского публика осталась та, которая любит театр истинной любовью. Мы ведь не делаем спектаклей, рассчитанных на кассу, ажиотаж. Я не страдаю от того, что сейчас другая публика. К тому же люди по сути не меняются. Все мы живем по постулатам, установленным еще в Древнем мире, и эти постулаты – добро, верность, честность, смелость...Задача театра выявлять эти постулаты в нашем мире и правильно доносить их до зрителя. Мне интересно искусство, которое умеет это отражать. Я – сторонник старого театра, старой школы, но при этом люблю поиск, новые решения. Так я была воспитана великими режиссерами, которые возглавляли театр – Охлопковым, Гончаровым. Новый художественный руководитель театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис любит классику, бережно к ней относится, не переиначивает ее под себя, не хочет за счет автора самовыразиться, а на сегодняшний день, это дорого стоит. Все мы видим, что делают с классикой в других театрах. При этом нельзя сказать, что постановка Карбаускиса «Таланты и поклонники», в которой я играю, сугубо реалистическая? Но никто не скажет, что это издевательство над автором, что это не Островский. Это взгляд режиссера, который убеждает зрителя. Миндаугас искал для моего юбилея пьесу, и остановился на «Бешеных деньгах». Когда я перечитала эту пьесу, ахнула: «Насколько она современна». Впрочем, классика на то и классика, что находит отклик в любом времени.

Я очень люблю сцену. Это любовь не покидает меня с того момента, как захотела стать актрисой. Да, за свой путь я натерпелась немало горя, и выплакала море слез, но узнала самое большое счастье. Сцена меня лечит. Андрей Гончаров называл меня «водопроводом театра Маяковского». Он мне говорил: «Это вы любите плакать, а человек бежит от страданий, и артисты должны показывать людям, как излечиться от горя». Но я очень эмоциональный человек, и для меня заплакать - проще простого.

Сейчас я много снимаюсь в кино. Даже больше, чем раньше. Снимаюсь в разных сериалах. Я – всеядная актриса. Буду работать до последнего. Если роль позволяет за что-то зацепится, то не откажусь от нее. Правда, современный кинематограф оставляет желать лучшего. Я – дочь кинорежиссера, выросла в эпоху другого кино, когда была долгая и тщательная подготовка, долгие репетиции, анализ роли. И была очень большая требовательность к актерам. Раньше были актеры, увидев которых на экране, забыть их было невозможно. Разве можно забыть Олега Ефремова, Евгения Евстигнеева, Олега Басилашвили, Олега Табакова, Татьяну Доронину? Они врезаются в память навсегда. Они создавали образы, характеры, которые западали в наши сердца, умы. А сейчас усредненная похожая работа друг на друга. И режиссеры в кино не объясняют что играть, как играть. Раньше искали уникальных, неповторимых актеров, а сегодня, по-моему, никто никакого не ищет. У всех – агенты, кастинги, все продается, и это не идет на пользу искусства.

Я очень рада, что в нашем театре открылась гостиная «Маленькие вечера», где можно вспоминать великих партнеров, великих режиссеров, учителей. На вечере, который я провела вместе со своей внучкой - актрисой театра Маяковского Полиной Лазаревой, я вспомнила всех, кто оказал на меня влияние и вспоминала своего мужа – Александра Сергеевича Лазарева. К сожалению, Андрей Гончаров был противником того, чтобы записывали спектакли на пленки, он говорил, что магия театра теряется на пленке, и поэтому не так много есть того, что можно посмотреть на экране. Я нашла отрывок из замечательного спектакля «Дон Кихот», в котором Александр Лазарев играл Дон Кихота, а Евгений Леонов – Санчо. Зрители не отрывали глаз от экрана. Да, это был замечательный спектакль Андрея Гончарова.

Андрей Александрович мучил артистов, добиваясь результата любой ценой, но мы понимали, что страдаем ради искусства, и что если Гончаров ставит, то он доведет нашу роль до совершенства, и спектакль получится выдающимся.

Светлана Немоляева появилась на свет 18 апреля 1937 года в Москве. Ее семья была очень творческой, а потому отдельного упоминания в ней заслуживает практически каждый. Так в частности, отец нашей сегодняшней героини – Владимир Викторович - был известным кинорежиссером. Мама – Валентина Львовна – работала в качестве звукооператора. А дядя Константин Немоляев был актером театра и кино. По словам самой Светланы Владимировны, именно дядя впервые начал развивать в ней любовь к сцене. Он часто брал ее с собой на спектакли, проводил в гримерку, в а 1945-м году даже подыскал для нее первую роль в кино – в фильме «Близнецы». Так, уже в восьмилетнем возрасте Светлана Немоляева сумела впервые попробовать свои силы в качестве актрисы. Роль оказалась удачной, а потому уже в скором времени Света стала получать новые предложения о съемках. В 1948-м году Светлана снялась в фильме «Карандаш на льду», а год спустя в картине «Счастливый рейс». Таким образом, к моменту окончания общеобразовательной школы молодой актрисе уже было чем похвастаться. Получив диплом о среднем образовании, девушка, не задумываясь, подала документы в театральное училище имени Щепкина. В этом месте она занималась под руководством лучших режиссеров Советского союза, а потому уже довольно-таки скоро сумела добиться немалого прогресса в своей игре. После окончания ВУЗа Светлана Немоляева снова начала сниматься в кино. В 1958-м году актриса исполнила роль Ольги Лариной в картине Евгений Онегин. После этого, правда, в ее кинематографической карьере снова наступил перерыв, во время которого Светлана играла исключительно в театре имени Маяковского. Возможно, подобное положение дел во многом даже поспособствовало развитию карьеры актрисы. Сосредоточившись на своей театральной карьере, наша сегодняшняя героиня сумела добиться немалых высот. В разные годы на сцене театра Маяковского она сыграла более тридцати замечательных ролей, сумев стать его настоящим символом. Среди ее лучших работ такие спектакли как «Трамвай «Желание», «Гамлет», «Мертвые души», а также многие другие. Что же касается экранных ролей, то вернуться в кинематограф актриса решилась только в 1967-м году. Однако на первых этапах ее карьера все равно протекала неравномерно – с большими перерывами в съемках. Лишь только в семидесятые годы Светлана Немоляева, наконец, стала появляться на киноэкранах более-менее регулярно. За этот период талантливая актриса исполнила центральные роли в таких замечательных фильмах как «Дневной поезд», «За час до рассвета», «В ожидании чуда», «Такая короткая долгая жизнь» и во многих других. В семидесятые годы наша сегодняшняя героиня сыграла также свою самую известную экранную роль – роль влюбленной женщины Ольги Рыжовой в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Несколько лет спустя она также сыграла в его фильме «Гараж», который также впоследствии станет хорошо известен зрителям. Светлана Немоляева работала на одной съемочной площадке с такими легендарными актерами, как Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков и многими другими. Сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым сделало Светлану Немоляеву настоящей звездой советского кинематографа. Она стала часто появляться в лучших советских кинолентах, а потому с течением лет ее популярность постоянно возрастала. В восьмидесятые годы актриса снималась часто. Среди ее лучших работ данного периода стоит назвать картины «Все наоборот», «Дядюшкин сон», «Тайна черных дроздов», «По главной улице с оркестром», а также некоторые другие. Яркие работы актрисы в кино и театре принесли ей не только всесоюзную любовь зрителей, но также и звание Народной артистки СССР (1980 г.). Кроме того, многочисленные награды актриса получила также и после распада Советского союза. В девяностые и двухтысячные годы Светлана Немоляева была удостоена Ордена «Знак почета», а также двух орденов «За заслуги перед отечеством» (3 и 4 степени). После распада СССР наша сегодняшняя героиня продолжила часто сниматься в кино. В девяностые годы на экраны вышли такие фильмы с ее участие как «Небеса обетованные», «Подмосковная элегия», «Идеальная жена», а также сериалы «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Когда ее совсем не ждешь» и другие. В этот период формат фильмов, в которых снималась актриса, стал заметно ниже, однако, несмотря на это актерская игра Немоляевой осталась по-прежнему великолепной. Знаменитость превратилась в живую легенду советского и российского кино. А потому каждый фильм и каждый спектакль с ее участием неизменно вызывали огромный интерес со стороны зрителей. В последние несколько лет Светлана Немоляева продолжает сниматься в кино с завидным постоянством. Среди ее последних работ сериалы «Собачья работа», «Ласточкино гнездо», «Зоя», а также полнометражные фильмы «Поцелуй сквозь стену», «День учителя» и некоторые другие. О новых картинах с участием нашей сегодняшней героини пока ничего не известно. В жизни актрисы был всего один мужчина – ее муж актер Александр Лазарев. Знаменитости познакомились в театре Маяковского и впоследствии прожили вместе больше пятидесяти лет. В результате данного союза на свет появился единственный сын актрисы – Александр Лазарев-младший, который сегодня также часто снимается в кино. Он подарил Светлане Владимировне двоих внуков – Полину и Сергея.