Танец стукалка движения. Схема развития навыков выразительного движения детей. Украинская народная мелодия

Основные навыки и умения Возрастные группы
1-я младшая 2-я младшая средняя старшая подготовительная к школе
I. Физкультура
1) Основные движения Ходить и бегать под музыку Ритмично ходить под музыку, бе­гать не шаркая, легко подпрыгивать на двух ногах Ходить под музы­ку спокойно, бодро; бегать легко; под­прыгивать с неболь­шим продвижением вперед; двигаться прямым галопом Ходить легко, рит­мично; бегать быст­ро, высоко поднимая ноги; скакать с ноги на ногу Ходить торжест­венно, мягко-плав­но, стремительно и широко; ритмично ска­кать с ноги на ногу, меняя характер дви­жения (легко, сильно)
2)Гимнастические упражнения - Поднимать флаж­ки, платочки, по­гремушки, махать ими, переходя под музыку от одного вида движения к другому Делать движения с флажками, пла­точками (вверх, в сто­рону вправо, в сто­рону влево, вниз), легко пружинить но­гами, слегка приседая Выполнять дви­жения различного характера с пред­метами и без них, пружинить на ногах Выполнять движе­ния с предметами и без них (плавно, энер­гично)
3) Перестроения Двигаться по кругу, взявшись за руки Двигаться пара­ми по кругу, кру­житься по одному, парами, собирать­ся в круг в иг­рах и хороводах Перестраиваться из свободного рас­положения в круг и обратно, дви­гаться парами в плясках и хорово­дах Самостоятельно становиться в ровный круг, соблюдать рас­стояние между па­рами; увеличивать и уменьшать круг, из построения в парах ра­зойтись в разные сторо­ны Ориентироваться в пространстве, хо­дить шеренгой в народных плясках и хороводах
II. Драматизация
Сюжетно-образные движения Использовать отдельные элемен­ты движений для инсценирования песен («птичка улетела», «котята спят») выполнять об­разные движения («зайчики прыга­ют», «птички лета­ют»); инсценировать в играх простые пес- Пытаться выра­зительно переда­вать характерные элементы музыкаль­но-игрового образа Передавать игро­вые образы различ­ного характера, дей­ствовать самостоя­тельно, искать выра­зительные движения, не подражая друг другу Выразительно пе­редавать различные игровые образы (трусливый заяц, хитрая лиса), инсце­нировать игровые пес­ни, придумывать но­вые варианты образного движения в иг­рах
III. Элементы танца Выполнять про­стые танцевальные движения: хлопать в ладоши, топать ногами, полуприседать, покачи­ваться с ноги на ногу Притопывать по­переменно ногами, притопывать одной ногой, хлопать в ла­доши, поворачивать кисти рук, плясать, используя назван­ные танцевальные движения Выполнять тан­цевальные движе­ния: ставить ногу на пятку, притопы­вать одной ногой, хлопать в ладоши, по коленям, вращать кисти рук, исполнять несложные пляски, самостоятельно ис­пользуя элементы знакомых движений В танцевальных движениях пооче­редно выставлять ноги вперед на прыж­ке, делать шаг всей ступней на месте и в кружении, пристав­ной шаг с приседа­нием, плавно подни­мать и опускать руки вперед, в стороны, двигаться в парах, отходить спиной, уметь исполнять пляски, состоящие из этих элементов, творчески использо­вать знакомые эле­менты Выполнять шаг польки, переменный шаг, шаг с прито­пом, приставной шаг с приседанием, плав­ные движения рук, хлопки в различном ритме. Исполнять вы­разительно, непри­нужденно пляски, состоящие из этих движений. Знать тер­мины: «шаг польки», «переменный шаг», «шаг галопа». Комби­нировать элементы танцевальных движе­ний, составлять не­сложные варианты народных плясок и со­временных танцев

Стр. 128

В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, про­исходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т.д.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадле­жат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Пляски, танцы, хороводы

Своеобразной формой музыкально-ритмических дви­жений являются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их мож­но последовательно сгруппировать.

Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двух­частной пьесе соответствует двухчастная пляска, например «Сту­калка» под украинскую народную мелодию в обработке Р. Леденева. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звуча­щим аккомпанементом (шестнадцатые доли). В движениях это передается легким бегом.

Стукалка

Украинская народная мелодия

Обработка Р. Леденева

[Быстро]

Стр.129


Вторая часть звучит достаточно громко, компактно. Мелодия переходит в нижний голос, имеет акценты, паузы. Аккомпанемент изложен аккордами в верхнем голосе. В движениях это выражает­ся так: дети средней группы, стоя на месте, притопывают одной ногой (показывают, как хорошо умеют топать).

Стр.130

Возьмем другой пример. «Пляска парами» под латвийскую мелодию в обработке Т. Попатенко. Первая часть изложена в виде легкой подвижной мелодии и при повторении не меняется. Движения также остаются без изменения (бег парами по кругу).

Вторая часть пьесы имеет форму вариаций, каждая из которых характеризуется по-своему.

Первая вариация - громким звучанием в среднем регистре, с подчеркнутым пунктирным ритмом. Движения - энергичные притопывания ногой.

Пляска парами

Латвийская народная мелодия

Обработка Т. Попатенко

[Оживленно]


Вторая вариация - высоким регистром, что придает ей более изящный характер. Движения - негромкие хлопки в ладоши.

Стр.131


Третья вариация - негромким легким и непрерывным звучанием шестнадцатых долей. Движения - кружение парами на легком беге.

Стр.132

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движе­ния и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчаст­ные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю, например пляска «Плетень», построенная на двух кон­трастных русских народных мелодиях. Первая - «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова - плавная размеренно-нето­ропливая; этому соответствуют определенные движения: спокойная ходьба шеренгами и поклон в конце музыкальной фразы (дети приглашают друг друга); вторая - «Я на горку шла» в обработке Е. Туманян - веселая, задорная, живая. Это позволяет включить движения в виде импровизации - каждый пляшет как хочет.

Свободные пляски, которые носят творческий характер и испол­няются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

Хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Назовем широко бытующую пляску «Каравай», а также другие, связанные с развлечениями, праздни­ками, например с елкой (новогодние хороводы).

Детский «бальный танец» (условное определение), включаю­щий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, ша галопа).

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высо-

Стр.133

ким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.

Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т. д.). Перечислен­ные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном испол­няются детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).

В плясках очень ограниченно используются самые простые дви­жения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обу­чать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой вос­питатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.

Упражнения

Музыкально-ритмические навыки усваиваются глав­ным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точ­ном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движе­ния в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные сред­ства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музы­кально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).

Алла Спирина
«Зашагали наши ножки». Конспект НОД по образовательной области «Музыка» в первой младшей группе

МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №47»

КОНСПЕКТ ИГРОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «МУЗЫКА »

НА ТЕМУ :

«ЗАШАГАЛИ НОЖКИ – ЗАХЛОПАЛИ ЛАДОШКИ »

(1 МЛАДШАЯ ГРУППА )

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОРОДИТЕЛЬ – СПИРИНА А. А.

Программное содержание.

Виды музыкальной деятельности и задачи

1. Побуждать детей слушать спокойную песню.

2. Развивать у детей слуховое внимание.

2. Упражнение

1. Продолжать осваивать ритм ходьбы, умение подпрыгивать на двух ногах.

2. Побуждать отдыхать, поглаживая не спеша ноги от стоп к коленям.

3. Пробовать выполнять с запаздывающим показом.

3. Слушание

1. Вызывать желание слушать знакомую песню подвижного характера в исполнении взрослого. Понимать её содержание (с помощью моделирования) .

2. Побуждать выполнять игровые действия, подпевать звукоподражания.

1. Продолжать вырабатывать плавный, длительный, целенаправленный выдох.

2. Продолжать побуждать малышей разучивать песню с голоса взрослого, подстраиваясь к певческой интонации его голоса, запоминать текст песни.

3. Способствовать узнаванию детьми знакомой песни, пению протяжно.

5. Игра. Знакомство с бубном.

1. Знакомить со звучанием бубна, способами игры на нем, развивать тембровый слух.

2. Приобщать к активному участию в игровых действиях.

3. Развивать память, чувство ритма.

1. Развивать способность узнавать танец по музыке . Пробовать исполнять парами. Моделировать строение танца.

2. Побуждать исполнять знакомую пляску.

Материал :

1. Картинки по содержанию каждого куплета к песне «Машина» , рули по количеству детей, карманы для стульев.

2. Лесная поляна : дерево, ёлка, пенёк, тюль-снег, снежинки по количеству детей, корзинка со снежками, бубны.

3. Заяц-ребёнок подготовительной группы , костюм для него.

4. Карточки по моделированию танца «Стукалка» .

Предварительная работа

Беседа с детьми о зиме, о зимних забавах : летающие снежинки, снежные комочки, зимняя горка. Рисование на тему «Снег идет» . На прогулке рассматривать снежинки, снег, лепить снежки, помогать взрослым строить горку.

В группе играть в сюжетно-ролевую игру «Катание на машине» .

Разучивание стихотворений о зиме, об игрушках.

Подготовка к занятию

Влажная уборка зала, проветривание, расстановка стульчиков, оформление зимней поляны.

Ход ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал с воспитателем.

Музыкальный руководитель манит ребят, напевая песню («гладит» их по голове, по плечам). После песни дети и воспитатель здороваются словами с музыкальным руководителем : «Здравствуйте, Алла Александровна!» (собираются в «кучку» ).

Музыкальный руководитель : «Сегодня у нас гости. Они шли мимо детского сада, услышали музыку и зашли отдохнуть ».

Дети и воспитатель : «Здравствуйте!» (ответы гостей) .

Музыкальный руководитель : «Хотите узнать, о чем рассказывает музыка (ответы детей : да, хотим) .

Музыкальный руководитель : «Слушайте» (играет музыку , в которой передается характер доброго марша и легкая музыка для прыжков ).

Воспитатель : «Слушая эту музыку , мне захотелось ходить вот так» (показывает, слушают дальше) .

Воспитатель : «Я сейчас музыка звучит легко и мои ноги сами, что делают?» (показывает, ответы детей : прыгают) .

Музыкальный руководитель : «Малыши, а вы сумеете также весело шагать и прыгать? Попробуем?» (ответы детей : да, попробуем) . После прыжков дети и воспитатель говорят : «У-у-ух!» . Музыкальный руководитель поет , дети и воспитатель гладят ноги.

УПРАЖНЕНИЕ «УСТАЛИ НАШИ НОЖКИ » муз. ЛОМОВОЙ

Воспитатель : «Молодцы, малыши!»

Музыкальный руководитель : «Ну, что, находились, напрыгались, устали? Может, теперь поедем на машине?» (ответы : да, поедем) .

Музыкальный руководитель : «Сегодня я вам опять спою веселую, быструю песню, которая так и называется «Машина» . Картинки помогут вспомнить вам, о чем в ней поется и получше запомнить. Машина заводит мотор. Поехали» (музыкальный руководитель поет , воспитатель выкладывает картинки на каждый куплет песни).

ПЕСНЯ «МАШИНА» муз. ВОЛКОВА

Музыкальный руководитель : «А сами порулить хотите?» (ответы детей : да, хотим) . Дети берут небольшие по размеру рули, которые лежат в кармашках. Предложить показать, как едут на машине. По показу воспитателя дети слегка поворачивают руль вправо, влево, сидя имитируя движение машины, и подпевая со взрослыми звукоподражание : «Би-би-би» .

ПЕСНЯ ИСПОНЯЕТСЯ ЕЩЕ РАЗ (ПЕРВЫЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ КУПЛЕТ )

Воспитатель : «Смотрите, малыши, вместо дома машина привела нас на лесную поляну. Оденемся потеплее, холодно». (Дети имитируют одевание шапок, варежек, сапожек) .

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГРУСТНОГО ЗАЙЦА

Воспитатель : «Смотрите, кто это?» (ответы детей : зайка) .

Воспитатель : «Он веселый или грустный?» (ответы детей : грустный) .

Воспитатель : «Что ты, зайка, грустишь?»

Заяц : «Мишутка хотел придти играть. Не пришел» .

Воспитатель : «Зато мы приехали. Хочешь, малыши для песни споют?»

Заяц : (становясь веселым) «Хочу» .

Воспитатель : «Усаживайся по удобнее, смотри и слушай» .

Музыкальный руководитель : «Прежде чем петь, зайка, надо потренировать наши голосочки . Как раз на твоей поляне много белых легких снежинок. Вот они» (дети сами берут снежинки) .

Музыкальный руководитель : «Снежинки любят прохладный ветерок, вот такой. (показывает) Попробуем вместе» (дети вытягивают губы трубочкой, дуют) .

УПРАЖНЕНИЕ НА ДЫХАНИЕ «ПОДУЙ НА СНЕЖИНКУ»

Воспитатель : «Пусть на поляне будет больше снега, возвращайтесь снежинки обратно . (дети кладут снежинки на пол, вешают на дерево, елку) .

Воспитатель : «Заинька, у нас есть знакомая девочка Маша. Она очень любит… (ответы детей : кататься на санках) .

Музыкальный руководитель : «Знаю я эту девочку. Вот как она это делает, слушайте» . (напоминает песню с музыкальным сопровождением ) .

ПЕСНЯ «МАШЕНЬКА – МАША» муз. Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ

Воспитатель : «Какие слова в песне красивые» .

Музыкальный руководитель : «Попробуем сказать их все вместе, нараспев. Вот так. (показывает, потом выполняют все) . А как быстро и весело Машенька едет, аж дух захватывает. У-у-ух! (показывает рукой, малыши повторяют несколько раз) Давайте еще раз споем эту веселую добрую песню».

ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ МУЗЫКА

Заяц берет на поляне корзинку (ней снежки и бубен) .

Заяц : «По тропиночке я шел и корзиночку нашел, а в корзиночке снежки - для вас милые дружки».

Высыпает снежки на поляну, из корзины выпадает бубен.

Воспитатель поднимает бубен и говорит : «А это что?» (показывает, ответы детей : бубен) .

Музыкальный руководитель : «Правильно малыши. Голос его звонкий и громкий. У бубна есть дырочка для пальчиков - вот здесь (показывает, слушайте, как я буду ударять по нему ладошкой (играет, а теперь попробуйте сами (дети ударяют по бубну ладошкой) . Если его потрясти – голос его будет не такой громкий, слушайте (показывает) . Мы с зайкой вам подарим бубен и вы в группе поучитесь его трясти.

Заяц : «Давайте играть! Берите по снежку, сам лепил. (дети берут снежок) Когда я встряхиваю бубен – катайте снежок в ладошках, вот так (показывает, а как услышите удары по нему ладошкой – кидайте снежки в меня, а я буду убегать».

ИГРА В СНЕЖКИ С БУБНОМ

Воспитатель : «Зайка, зайка, попляши, твои ножки хороши .

Веселиться все хотят, будем мы с тобой плясать».

Музыкальный руководитель : «У нашей пляски, заинька, смешное название. Подскажите, какое?» (ответы детей : стукалка) .

Заяц : «О, я очень люблю со своими друзьями ее плясать. У нас даже есть картинки, которые нам помогают, если мы забудем что-нибудь. Смотрите (показывает картинки : на одной - зайцы бегают по поляне, на другой – зайцы топают лапой)».

ПЛЯСКА «СТУКОЛКА» укр. нар. мел., обр. ЛЕДЕНЕВА

Заяц : «Молодцы, малыши!» (все хлопают в ладоши) .

Воспитатель : «Ай, да, ручки у ребят весело плясали

И ни сколько у малышек ручки не устали».

Музыкальный руководитель : «Ай, да, ножки у ребят весело плясали

И ни сколько у малышек ножки не устали ».

Заяц : «Наигрался я, наплясался я, пора домой возвращаться. Спасибо вам, малыши, до свидания».

Дети машут зайцу рукой, потом говорят словами спасибо. Встают друг за другом, уезжают на машине довольные в группу .

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, доступных и интересных детям.

Музыкальная игра

Игра - наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определенный сюжет, правила, музыкально-учебные задания и, облеченная в интересную форму, помогает лучшему усвоению программных навыков.

Музыкальные произведения и содержание игр отвечают общевоспитательным задачам. Их тематика складывается под влиянием других разделов воспитания - знакомства с социальным окружением, с природой и т. д. Отметим также влияние детских народных игр, которые определяют частично тематику с ее сказочными персонажами (особенно из области животного мира) и форму (игры-хороводы) музыкальных игр.

В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.

В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определенные персонажи, развертывается действие и решается основная задача - передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные (разновидность подвижных игр), правила которых связаны с музыкой, и решается задача - двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.

Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания.

В действие поочередно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестроения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д.

Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру - к подвижным. Их содержание находится в полном соответствии с музыкой.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе ритмических движений

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться

в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий по движению у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо им в дальнейшем в самостоятельной музыкальной деятельности. Детям приходится постоянно вслушиваться

в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движение.

Детям младшего возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально-дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей, к выполнению не-, сложных действий "под музыку. Например, перед занятием воспитатель или музыкальный руководитель надевает на руку куклу бибабо (петрушку, зайчика, петушка) и приглашает детей в зал. > Дети весело маршируют, подражают всем движениям петрушки, которые он показывает: хлопают в ладоши, приседают, кружатся и т. п.. С куклой или мишкой детям интересней выполнять движения в упражнении «Гулять-отдыхать» М. Красева или плясать под русскую народную мелодию. Мишка на протяжении всего занятия «наблюдает» за детьми, и это также вносит элемент занимательности.

Умению согласовывать движения с музыкой следует обучать детей с раннего возраста. Начинать лучше с простейших движений: притопы, прихлопы, помахивание платочком. Двухлетние дети с удовольствием исполняют пляски, состоящие из этих элементов. На музыкальных занятиях необходимо побуждать каждого малыша к действиям, не настаивая и не требуя. Пусть даже малыш первое время не будет участвовать в пляске, а просто будет наблюдать за детьми. Постепенно, вначале очень робко, затем смелее, он станет выполнять со всеми детьми те или иные движения, включаясь в общий ритм. Активность двигательной реакции при этом будет определяться и музыкальным произведением, и забавным петушком в руке воспитателя. Все это говорит о том, что музыкальный руководитель и воспитатель должны тщательно продумать весь ход проведения на занятии музыкально-ритмических движений, особенно внесение музыкально-дидактической игры, различных игровых действий, привлекательных для малыша.

Если в раннем детстве ритмическая деятельность малышей характеризуется подражательностью, то деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку: выполнить различные перестроения, запомнить последовательность движений пляски, придумать свой танец, используя знакомые плясовые движения. Всему этому детей обучают на занятиях. Творческие задания на музыкально-ритмические движения мы пытаемся сочетать с игровыми моментами. Например, под знакомую пьесу «Клоуны» Д. Кабалевского предложили детям придумывать свои движения. Показали различные иллюстрации с пляшущими клоунами, петрушками, напомнили о цирковых представлениях с участием клоуна, при этом отметили, что движения клоуна должны быть музыкальными и веселыми. Действительно, движения детей были настолько интересными, разнообразными, согласованными с ритмическим рисунком пьесы, что мы составили вместе с детьми общую пляску клоунов. Игровая форма разучивания движений помогает ребенку правильно выполнить ритмический рисунок, вначале простой, затем более сложный. С первых занятий необходимо развивать в детях стремление самостоятельно с творческими элементами выразительности двигаться под музыку (вначале это плясовые мелодии, затем небольшие пьесы).

Таким образом, надо активно развивать и обогащать двигательную реакцию детей. В этом большую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры. Например, в игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движением неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого, трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по-своему применяет умения и знания в этой игре.

Интересные игровые творческие задания мы проводим после повторного слушания нового музыкального произведения. Например, звучит мелодия незнакомой польки. Дети определяют веселый, бодрый танцевальный характер музыки. Наташа, говорит: «Это музыка - танец, она веселая, и танцевать надо легко, весело»- и пошла по залу подскоками. Миша придумал интересный ритмический рисунок хлопками. И вот уже знакомый шаг польки можно было увидеть в движениях других детей. Один за другим ребята включаются в танец. Танцует вся группа.

В свободное от занятий время мы предложили детям задание: придумать композицию танца, при этом организовали как бы соревнование между подгруппами - кто больше и лучше придумает движений. Дети договаривались между собой, какие элементы движений включить в общий танец. Обычно эти танцы наиболее любимы ребятами, и мы вводили их в сценарий утренников.

Для детей старшего возраста мы часто используем магнитофон, проигрыватель. Красочность звучания оркестрового исполнения знакомых произведений эмоционально воздействует на ребят. Инструментальная музыка вообще отличается многообразием средств выразительности, что и привлекает маленьких детей. Некоторые занятия для ребят старшей и подготовительной групп мы начинаем со звучания марша в исполнении духового оркестра. У детей появляется более приподнятое настроение и при этом большая четкость в выполнении движений.

Прослушивание грамзаписи русских народных мелодий знакомит детей с другим характером исполнения известных произведений. Использование грамзаписи в свободное от занятий время дает возможность детям самостоятельно импровизировать движения, составлять несложные композиции плясок, хороводов, игр. А это является содержанием таких музыкально-дидактических игр, как «Будем танцевать», «Моя любимая мелодия», «Определи пляску» и др. Овладение детьми различными музыкальными навыками дает возможность проводить эти игры более интересно.

Организуются эти игры чаще всего во вторую половину дня. Воспитатель лишь следит за ходом игры. И это правильно: так как, с одной стороны, он не мешает детям свободно импровизировать, а с другой - при необходимости может направить внимание детей на характер музыки, ее темповые изменения.

Движения плясок, хороводов, разученных на занятии, ребята включают в свои игры, используя при этом озвученные игрушки и музыкальные инструменты. Так, к пляске «Калинка» (русская народная песня) девочки придумали движения с ложками: на

вторую часть музыки отстукивают ритмический рисунок мелодии, изменяя положение рук (вправо, влево, вверх, вниз), затем на первую часть музыки девочки плавным хороводным шагом обходят друг друга, низко кланяясь в конце музыкальной фразы, мальчики аккомпанируют на балалайках.

Когда дети устраивают концерты для кукол, они, как правило, составляя программу этого концерта, включают пляски с элементами импровизации, а некоторые песни драматизируют. Например, песню «Савка и Гришка» (белорусская народная мелодия в обработке В. Герчик) дети любят обыгрывать, но не все охотно исполняют роль деда. Воспитатель решил помочь детям. По его просьбе родители сделали для деда заборчик и скамейку, необходимые по содержанию песни, затем вместе с детьми раскрасили их. Драматизация песни стала проходить интересно, уже никто не отказывался играть роль деда, так как все поняли, что эта роль не второстепенная: дедушка показывает Савке и Гришке, как играть на дудочке. Каждый, исполняющий роль деда, старался придумать свой ритмический рисунок мелодии на дудочке. С целью развития у детей творчества воспитатели часто предлагают обыгрывать эту песню без музыкального сопровождения. Кто-то из ребят участвует в драматизации, остальные поют песню.

Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементам танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкально-дидактическими играми, с выполнением творческих заданий.

Пляски, танцы, хороводы

Своеобразной формой музыкально-ритмических движении являются детские пляски, танцы, хороводы,

включающие элементы народных и классических танцевальных движений.

Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппировать.

Пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения. Двухчастной пьесе соответствует двухчастная пляска, например «Стукалка» под украинскую народную мелодию в обработке Р. Леденева. Первая часть музыки имеет легкую, подвижную, негромко звучащую мелодию и сопровождается быстрым, непрерывно звучащим аккомпанементом (шестнадцатые доли). В движениях это передается легким бегом.

Стукалка

Украинская народная мелодия

Возьмем другой пример. «Пляска парами» под латвийскую народную мелодию в обработке Т. Попатенко. Первая часть изложена в виде легкой подвижной мелодии и при повторении не меняется. Движения также остаются без изменения (бег парами по кругу).

Вторая часть пьесы имеет форму вариаций, каждая из которых характеризуется по-своему.

Первая вариация - громким звучанием в среднем регистре, с подчеркнутым пунктирным ритмом. Движения - энергичные притопывания ногой.

Пляска парами

Латвийская народная мелодия

Пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Для них подбираются двухчастные произведения с ярко выраженным контрастным построением или две самостоятельные пьесы различного характера, но сходные по стилю, например пляска «Плетень», построенная на двух контрастных русских народных мелодиях. Первая - «Сеяли девушки яровой хмель» в обработке А. Лядова - плавная размеренно-неторопливая; этому соответствуют определенные движения: спокойная ходьба шеренгами и поклон в конце музыкальной фразы (дети приглашают друг друга); вторая - «Я на горку шла» в обработке Е. Туманян - веселая, задорная, живая. Это позволяет включить движения в виде импровизации - каждый пляшет как хочет.

Свободные пляски, которые носят творческий характер и исполняются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску.

Хороводы плясового- характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями. Назовем широко бытующую пляску «Каравай», а также другие, связанные с развлечениями, праздниками, например с елкой (новогодние хороводы).

Детский «бальный танец» (условное определение), включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Легкий, оживленный характер музыки сопровождается все время повторяющимися танцевальными элементами (шаг польки, шаг галопа).

Используются также простейшие элементы современного танца, доступные детям дошкольного возраста: легкие поскоки с высоким подъемом ног и одновременным кружением, поочередное выставление ног на пятку с одновременным разведением обеих рук и т. д.

Характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец Петрушки, танец снежинок, мишек, зайчиков и т. д.). Перечисленные разновидности плясок, танцев, хороводов в основном исполняются детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

У малышей пляски тесно связаны с игрой, поэтому назвать их так можно условно. Например, в пляске «Помирились» Т. Вилькорейской на первую часть музыки (четкую, громкую) дети, стоя парами спиной друг к другу («рассердились»), притопывают ногой. На вторую часть (оживленную), повернувшись, берутся за руки и весело кружатся. В заключение каждый обнимает танцующего с ним в паре («помирились»).

В плясках очень ограниченно используются самые простые движения, так как детям трудно запомнить их последовательность. Обучать малышей плясовым движениям помогают маленькие песенки, прибаутки, такие, как «Юрочка». Это белорусская народная мелодия в обработке Ан. Александрова, во время исполнения которой воспитатель подпевает слова: «Хлопай, хлоп-хлоп-хлоп! Топай, топ-топ-топ!», стимулируя ребенка к выполнению движений, подсказанных текстом.

Упражнения

Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ребятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.

Для систематических, планомерных занятий ритмикой с детьми дошкольного возраста в программе предусмотрены различные средства: игры (сюжетные, несюжетные, хороводные, инсценировки), пляски (с зафиксированным порядком движения, импровизационные, смешанные, бальные, характерные), упражнения (для обучения музыкально-ритмическим навыкам и навыкам выразительного движения).

Программное содержание. Учить детей изменять движения с измене­нием громкости звучания музыки. Исполнять легкий бег и энергичные при­топы одной ногой.

Задачи. Воспитывать пространственную ориентировку.

Описание пляски. На 1-8 такты дети двигаются легким бегом врассыпную по всей комнате. На 9-16 такты, повернувшись лицом к воспитателю, энергично притопывают одной ногой.

Методика разучивания. Дети слушают музыку к пляске, затем педагог объясняет им, что сначала музыка звучит не очень громко, легко и под нее очень хорошо бегать, а потом музыка звучит громко, энергично и под нее очень хорошо топать. Свое объяснение педагог подкрепляет показом пляски. После показа предлагает поплясать всем детям, и сам пляшет вместе с ними. В процессе исполнения пляски дает указания. При дальнейшем ее разучивании может использовать музыкальную загадку: «Отгадайте, дети, что я играю?»; показ движений пляски с двумя-тремя детьми; пояснения. При повторении пляски надо следить за тем, чтобы дети топали то правой, то левой ногой (меня­ли ногу). Когда пляска освоена, можно ввести в нее движение парами.

К детям средней группы в процессе занятий музыкально-рит­мическими движениями предъявляются гораздо большие требова­ния. Их учат точнее исполнять задания, самим исправлять ошибки, осознанно относиться к качеству движений. Развивают наблюда­тельность, инициативу и самостоятельность детей при выполнении заданий, будят воображение.

Обучая детей играм, углубляют их представления об окружаю­щем, так как в них дети передают повадки зверей, действия людей, имитируют движение транспортных средств.

Дети средней группы должны уметь изменять движения в соответствии с чередованием менее контрастных музыкальных фрагментов; с динамическими изменениями (громко, умеренно громко, тихо; громче - тише); с регистрами (высокий, средний, низкий) и т. д.

Также происходят изменения и в основных видах движений, гимнастических упражнениях, перестроениях, образных и танце­вальных движениях. Детей учат выполнять движения с предметами, перестраиваться из круга врассыпную и обратно, инсценировать песни в соответствии с характером и средствами выразительности музыкальных произведений, выразительно воплощать игровые об­разы (гордого петушка, хлопотливой курицы, хитрой лисы и др.). Дети учатся ходить бесшумно, мягко ступая под спокойную, тихую музыку, высоко поднимать ноги под энергичный марш, бегать лег­ко на носках под музыку, звучащую в высоком регистре, мягко полуприседать под плясовую музыку, делать подскоки с ноги на ногу поднимать и опускать руки быстро, медленно и плавно.

Тематика игр в средней группе более разнообразна, их содержа­ние достаточно развернутое, сложнее музыкальные задания. Пляс­ки усложняются с точки зрения движений и построения, музыкальный материал становится более разнообразным по форм г и содержанию.

Кроме игр с пением используются игры под инструментальную музыку, например, «Жмурка», музыка Ф. Флотова, «Летчики» музыка М. Раухвергера. Они воспитывают волю ребенка, развива­ют его память, воображение, внимание, прививают навыки поведе­ ния в коллективе, умение считаться с интересами товарищей.

Меняется и роль воспитателя. Он предоставляет детям все больше и больше самостоятельности, чаще объясняет, дает ука­зания, чем показывает. В играх с индивидуальными ролями их ис­полнение уже со второго занятия поручается ребенку.