Театральные премьеры апреля-мая. Театральные премьеры апреля-мая Театр премьеры

Настоящие театралы никогда не пропускают театральные премьеры. И обязательно заранее покупают билеты на столь ожидаемые события. А вот редкие гости cтоличных театров могут и не знать, какие детские премьеры случатся в ближайшее время. А значит, могут ненароком их пропустить.

Информацию обо всех спектаклях, премьеры которых состоялись в новом сезоне, можно найти в нашем специальном разделе . А еще мы рассказываем о премьерных спектаклях, на которые можно сходить с подростками .

В этой статье речь пойдет о главных театральных премьерах, которые подарил родителям с детьми театральный сезон 2016\2017.

Музыкальный спектакль состоит из разных сказочных миров. В нем и встречи с волшебниками, и путешествие в таинственный цветущий сад, и созерцание северного сияния, и песни белых медведей, и история полярной экспедиции, и настоящий рыцарский турнир… А финал сказочной истории зависит исключительно от решения зрителей.
Продолжительность: 3 часа 20 минут.

Золотой ключик, или приключения Буратино
Премьера - 23 октября 2016 года
Возраст: с 5 лет

Спектакль по мотивам сказки А.Толстого в Московском театре кукол адресован школьниками младшего школьного возраста.

Здесь старинная актерская повозка становится то каморкой папы Карло, то театром Карабаса Барабаса, то таинственным полем Чудес и увозит зрителей в волшебный страну, где куклы разговаривают, маски оживают, а золотой ключик открывает дверь в мир радости и мечты.
Продолжительность: 1 час 20 минут с антрактом.

Морожены сказки
Премьера - 22 октября 2016 года
Возраст: с 12 лет

Для подростков Московский театр кукол подготовил еще одну театральную премьеру, которая получила название "Морожены сказки".

Кто видел летающих рыб и поющих медведей? Плавал по морю, сидя верхом на бане, мимо апельсиновых деревьев? Украшал ёлку северным сиянием? Для героев «Мороженых сказок» это дело вполне обычное. За некоторыми сказками актёры гоняются на роликах, другие - высматривают на ходулях, какие-то – собирают босиком.
Продолжительность: 1 час 20 минут.

Премьеры в театре им. Сац

Беспросветно печальными: уже больше года под арестом находится Кирилл Серебренников и его коллеги по «Седьмой студии», один за другим умирают столпы самого живого местного театра: Олег Табаков, Елена Гремина и Михаил Угаров, Дмитрий Брусникин. Но наступающий период нельзя не рассматривать и как радикальное обновление - пусть вынужденное, но также давно необходимое.

The Village выбирает премьеры, которые позволят заглянуть в будущее театров от МХТ до «Практики», и уже представленные спектакли, которые теперь кажутся приветами из будущего (внимание: один скоро закроют). А также - поскольку для будущего важно думать не только о местных бедах - указывает на лучшие способы расширить театральную географию: от фестивалей с крупными привозами до нон-фикшна о современном театре.

На фотографии: «Идиоты»

«Идиоты»

«Спектакль Серебренникова смонтирован как судебное заседание, перемежающееся эпизодами уголовного дела ненастоящих идиотов», - писал театральный критик Глеб Ситковский в «Ведомостях» пять лет назад. «Идиоты» в 2013 году стали первой работой Кирилла Серебренникова в бывшем Театре имени Гоголя. На сентябрьском показе обещают представить новую редакцию текста, собранного из диалогов Ларса фон Триера и новелл Валерия Печейкина: сегодня подсудные политические активисты-маргиналы не только Pussy Riot или группа «Война», к которым отсылал первоначальный спектакль, но и сам Серебренников.

Впрочем, «Идиотов» следовало бы пересмотреть даже в исходном виде. Во-первых, чтобы увидеть, какой путь проделал русский театр за пять лет, не забывая, что переход от порой затянутых, излишне текстоцентричных и немного вульгарных реинтерпретаций классики и кино к гораздо более тонким работам не был бы возможен без культуртрегерской работы Серебренникова. А еще потому, что театр, стоически функционирующий без художественного руководителя, пока выпустил только один из шести запланированных на год спектаклей. Из еще не представленных особенно интересны режиссерский дебют актера Никиты Кукушкина по «Боженьке» Печейкина и постановка Дениса Азарова по «Петровым в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова - возможно, главному русскоязычному роману года.

«Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще»

Шестеро актеров из лучших московских команд от «Мастерской Брусникина» до «Июльансамбля» демонстрируют, какими им видятся современные интеллектуалы - от Юрия Сапрыкина до Марии Степановой - и как выглядели бы сегодня несовременные - от Бродского до Довлатова. Еще один играет Высоцкого. Собственно, спектакль входит в публичную программу выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого», а его драматургическую основу по большей части составляют тексты из книги-трибьюта под редакцией литературного критика Анны Наринской, куратора выставки. Андрей Стадников, один из лучших докдраматургов страны, и Иван Комаров, который в прошлом сезоне срежиссировал психотерапевтический триллер о домашнем насилии «Абьюз» и стильный, но затянутый «Баал», придумали объединить эти тексты в формат академической конференции. Судя по августовской премьере, получается смешно и местами нагло.

Ближайшие показы

неизвестно

Еврейский музей

Сколько:

бесплатно

«Снегурочка»

В Москве немало детских спектаклей, но они преступно редко взаимодействуют с современным театром. Из важных экспериментальных площадок постоянную детскую программу поддерживают только Центр Мейерхольда и Школа драматического искусства, один-два спектакля входят также в репертуар «Практики», «Гоголь-центра» и электротеатра «Станиславский». Новое пространство Театра наций анонсирует «Снегурочку» как запуск целого проекта, направленного «на серьезный и современный разговор с детьми».

Идея прочтения пьесы Островского как истории о толерантности и доброте с непосредственным общением с публикой звучит современно, но стоит понимать, что до «Снегурочки» режиссер Олег Долин, брат кинокритика Антона Долина, работал в основном на куда более традиционной сцене РАМТа. А также что Вера Мартынов, которая за два года превратила «Домик» в место слияния театра с новой музыкой (академической и популярной) и приглашала на лаборатории перформанса архитекторов и медиапоэтов, уходит из Нового пространства. За этим наверняка последует изменение программной политики - возможно, не в лучшую сторону.

На фотографии: Show

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

8 августа стало известно, что новому руководителю «Практики» Дмитрию Брусникину удалось вернуть в театральный менеджмент опального Бориса Мездрича, ставшего на три года персоной нон-грата из-за оскорбленных верующих на новосибирском «Тангейзере». Вместе они планировали возрождать площадку, за последние несколько лет потерявшую идентичность. 9 августа 60-летний Брусникин умер.

Коллаж из двух текстов Дмитрия Данилова, который в предыдущем сезоне за первую же пьесу получил «Золотую маску», - один из проектов, придуманных еще при Брусникине. В спектакле сыграют выпускники и студенты его мастерской, самая модная молодая команда Москвы, известная по хитам Максима Диденко «Чапаев и пустота» и «Конармия», а также вербатиму о горожанах времен протестного движения «Это тоже я». Велика вероятность, что сложных абсурдистских героев Данилова (вроде полицейских-интеллектуалов) брусникинцы превратят в излишне карикатурных персонажей, но формат спектакля завораживает: инсталляция займет одновременно оба зала «Практики», фойе и даже двор.

«Сквозь / Скольжение по возможностям»

Билет на этот спектакль стоит 10 тысяч рублей. Но и длится «Сквозь…» не один вечер, а два полных дня: вечером 5 октября команда из режиссера Всеволода Лисовского, шести актрис и 40 зрителей отправится с Курского вокзала в путешествие по пяти российским городам. Создатели обещают превратить в комментарий ко времени и пространству одну главу из книги «Физика и философия» Вернера Гейзенберга, проехать семь перегонов (или 1 200 километров) и сделать все возможное, чтобы зрители «не остались голодны, холодны и без крыши над головой в населенном пункте N».

Можно ли доверять последнему - спорный вопрос. С одной стороны, в хитовом спектакле Лисовского «Неявные воздействия» вторжения на площади, в метро и ларьки-забегаловки регулярно заканчиваются побегами от полиции. Хотя участники часто говорят, что «Неявные…» стали для них уникальным опытом свободы в городе. С другой - «Сквозь…» поставлен на грант фонда Михаила Прохорова - главного спонсора лучших независимых спектаклей в России, а сам Лисовский умеет быть предельно деликатным при контакте с живой жизнью. Канонический пример - «Акын-опера», которая выросла из внимательного общения с нелегальными мигрантами и открыла зрителям «Дока» их музыкальные таланты.

Show

«Территория », которая пройдет с 12 по 24 октября, традиционно собирает на московских площадках любимые кураторами фестиваля имена из европейского театрального авангарда: Яна Фабра, Робера Лепажа, Роберта Уилсона. К сожалению, все они будут представлены не полноценными спектаклями, а произведениями, сделанными при участии звезд: моноперформансом актрисы из компании Фабра «Трубляйн», видеоинсталляцией по мотивам «Макбета», в которой Лепаж играет одну из ролей, и сценической версией «Лекции о ничто» Джона Кейджа, которую прочитает сам Уилсон.

Так что главным событием «Территории» станет танцевальное открытие. В Россию впервые приезжает Хофеш Шехтер, который, в отличие от мейнстрима современного танца, работает не в прозрачно-интеллектуалистской манере, а развивает ультравитальный, местами даже пугающий стиль. В Show перформанс насилия под этно-музыку устраивают восемь молодых танцовщиков в костюмах клоунов. Показ Шехтера будет не единственным громким событием осени в области современного танца. В середине сентября объявит программу фестиваль балетной примы Дианы Вишневой Context , который пройдет с 15 октября по 6 ноября. А саму «Территорию» дополнит в ноябре «Новый европейский театр », который обычно сообщает о планах к концу октября.

«Сережа» (по мотивам «Анны Карениной»)

Спектакль Дмитрия Крымова станет первой премьерой в МХТ под руководством Сергея Женовача. За 18 лет с энергичным Олегом Табаковым МХТ превратился из простаивающей сцены в крупный продюсерский центр, где находилось место и традиционному театру, и злой политизированности Константина Богомолова, и модным спектаклям с костюмами Гоши Рубчинского, и лабораторным исследованиям современной драматургии. Назначение скромного Женовача, который известен лирично-интеллигентскими прочтениями русской классики в тихом театре-доме «Студия театрального искусства», многим кажется попыткой нейтрализовать подрывной потенциал кипевшей в МХТ жизни.

Крымов - тоже режиссер одного места: много лет он ставил только в персональной лаборатории при Школе драматического искусства. Но весной показал неплохую «Му-Му» в Театре наций, в которой балансировал на непривычной грани между доброй иронией и откровенным сарказмом по отношению к этой культурной институции, да и вообще к театру как таковому. Эстетически, правда, спектакль продолжал его магистральную линию «русского бедного» - визуального театра, который строится на трюках с простейшими предметами, переодеваниях, гротескных гриме и актерской манере. Как будет выглядеть «Сережа», пока неясно, но известно, что, кроме фрагментов из Толстого, в спектакль войдут отрывки «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана и написанные специально по просьбе Крымова «Вопросы» Льва Рубинштейна.

Ближайшие показы

Сколько

неизвестно; обычно в МХТ - от 250 до 3 500 рублей

На фотографии: «Родина»

«Кончерто барокко» / «Восковые крылья» / «Кайдановский». Вечер одноактных балетов

В апреле в инстаграме можно было увидеть много видео, на которых толпа танцовщиков и зрителей танцевала под техно на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Это был финал российской премьеры «Минус 16» Охада Нахарина, одного из трех одноактных балетов в подборке «Брянцев» / «Гёке» / «Нахарин».

На новом вечере одноактовок тот же театр покажет мировую премьеру - постановку Андрея Кайдановского, название которой пока неизвестно. 30-летний танцовщик Венской оперы, сын актера Александра Кайдановского, в прошлом году выпустил на Таганке танцевальный спектакль «Басня», блестящий в своей юмористической наивности. Драматические актеры с Таганки удивительно живо играли в героев Крылова и Лафонтена, иногда демонстрируя приличное танцевальное мастерство. Но первым в Россию Кайдановского привез как раз МАМТ, пригласив режиссера пару лет назад в лабораторию «Точка пересечения» для молодых хореографов. Балетные критики тогда разнесли тривиальность трех других работ, а вот аккуратный и веселый бытовой танец о знакомстве пары с родителями «Чай или кофе?» попал в шорт-листы «Золотой маски», а МАМТ объявил, что закажет Кайдановскому полноценный балет. Никаких подробностей пока не сообщается, кроме того, что премьеру сопровождают реконструкция неоклассического Джорджа Баланчина из 40-х и «Восковые крылья» Килиана, которые впервые показали в МАМТе в 2013 году.

«Родина»

The Village об одной из важнейших премьер предыдущего сезона - почти четырехчасовой «Родине» 29-летнего Андрея Стадникова. Проблема в том, что час марша блондинок и два часа экспрессивного актерского чтения раннесоветских документов оказались слишком радикальным жестом даже для ЦИМа. Спектакль планируют закрывать, ноябрьская серия показов - скорее всего, последний шанс пережить четыре часа мучительных размышлений о тоталитаризме в России, сидя на пирамиде под гигантской косой.

Также стоит иметь в виду, что «Родина» входит в программу фестиваля «Родина авангарда», на котором покажут бледный биомеханический цирк «Тело авангарда» и спорную февральскую премьеру Саши Денисовой «Хочу ребенка» с участием четырех феминисток, в том числе создательницы «тихого пикета» Даши Серенко. Но центральным событием станет спектакль немца Фабиана Кеммана по никогда не ставившейся в России оратории Бертольта Брехта и Ханса Эйслера «Высшая мера». Даты премьеры пока неизвестны, но для проекта уже собирают любительский хор из 200 человек.

Нон-фикшн Виктора Вилисова о современном театре

В 2016 году молодой житель Новосибирска Виктор Вилисов, уже известный как создатель сайта «

В новом сезоне театры подготовили необычные премьеры: первую в России постановку романа Олдоса Хаксли, слияние трех вариантов пьесы Михаила Булгакова, историю о любовном многоугольнике и другие.

Москва: спектакль «О дивный новый мир»

Зрители увидят, как живут выращенные в пробирках люди, о чем они думают и к чему стремятся в XXVI веке.

Москва: спектакль «Мышонок-суперсыщик»

Москва: спектакль «Юг/север»

Санкт-Петербург: спектакль «Дом»

Самара: спектакль «Иллюзии»

Красноярск: спектакль «Я. Другой. Такой. Страны»

Казань: спектакль «Бег»

Нижний Новгород: спектакль «Тот самый Мюнхгаузен»

В новом театральном сезоне в Нижегородском государственном академическом театре драмы им. М. Горького представлен спектакль-памфлет. Постановка по оригинальной пьесе Григория Горина сопровождается авторской музыкой Марины Собяниной. Композитор написала для героев отдельные лирические темы, в некоторых эпизодах использовав непривычные звуковые эффекты, например тиканье и бой часов, - а одну из арий она исполняет сама.

Ярославский государственный театр кукол ставит новеллу Оскара Уайльда уже второй раз. Впервые зрители увидели мистический спектакль в 1998 году в постановке режиссера Елены Борисовой. Почти через 20 лет историю кентервильского призрака представит зрителям художественный руководитель театра Алексей Смирнов. Для нового спектакля отреставрировали кукол, а в постановку включили современные спецэффекты.

Обзор составлен по материалам, предоставленным .

Поход в театр на балет или оперу – это всегда важное событие в жизни каждого театрала, однако оно становится еще более особенным, если спектакль премьерный. Прелесть премьеры в том, что здесь появляется элемент неожиданности. Так, если от постановки, которая входит в репертуар театра уже много лет, зритель знает, чего ожидать, то от просмотра премьерного спектакля у него складывается собственное мнение, не основанное на отзывах других театралов и критиков. Купить билеты на премьеры театров Москвы – это возможность стать своего рода первооткрывателем. К тому же, это замечательный шанс насладиться гениальной актерской игрой, ведь именно на премьерах артисты стараются в совершенстве представить свои образы, чтобы зритель смог по достоинству оценить и полюбить представленную постановку.

Театральные премьеры 2019-2020 года

В Москве ежедневно проходит около 120 спектаклей! Выбрать есть из чего! Но, если вас интересуют новинки, и вы желаете быть в курсе всех событий культурной жизни столицы, тогда сервис нашей компании – для вас. Вашему вниманию предлагается афиша театральных премьер 2019-2020 года. Вся информация проверенная и актуальная – мы размещаем данные обо всех премьерах сезона и о неожиданных изменениях в репертуарах. У нас вы можете просмотреть, какие премьеры предлагают театры Москвы, узнать дату их преставления и стоимость билетов. Также благодаря нашему сервису вы сможете увидеть схему расположения мест в театральных залах, выбрать самые удобные места и заказать на них билеты.

Денис Катаев:

Я отбирал только те спектакли, которые видел на московской сцене за год. Театр на этот раз существовал в особом режиме турбулентности. Все затмило дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии». Но одновременно с тем, что сам режиссер оказался под домашним арестом, именно его постановки, которые он успел реализовать еще до процесса, — одни из самых громких и запоминающихся в этом году.

Под пятым номером — безоговорочный успехМузыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Сюита в белом» Сержа Лифаря. С нее свою революции в «Стасике» затеял новый худрук балетный трупп Лоран Илер. А в итоге — безоговорочный успех. Его вечера одноактных балетов — главное балетное событие года, не считая премьеру «Нуреева». Француз умело и грамотно вписывает наш театр в международный контекст и знакомит российскую публику с важными именами мировых хореографов, которых принято иметь репертуаре уважаемых европейских и американских площадок. В прошлом сезоне выстрелили современной классикой, показали произведения Лифаря, Килиана и Форсайта. И вот свежая премьера — четыре новых балета, три из которых впервые на сцене в России. Это хрестоматийный Баланчин, модерновый Пол Тейлор, этнический Жак Гарнье и прогрессивный Александр Экман. В этих вечерах Илер продолжает знакомить нас с историей современной хореографии XX и XXI веков. Ничего революционного и авангардного для продвинутой публики в этих именах нет. Однако у нас, к сожалению, даже эти имена в афише — редкость. Сплошные Григорович и Петипа. Хотя в мировой практике — это что называется must-see. Параллельно Илер просвещает аудиторию, точнее показывает, как изменялся танец во времени, как классика постепенно переходила в постмодернизм и авангард и становилась неоклассикой. Таким образом, за один вечер в Станиславском можно получить представление о самых главных стилях и направлениях современной хореографии, и конечно, соединить в голове зрителя наследие великих школ с сегодняшними веяниями. Получается такая балетная мини-энциклопедия на одной сцене, в котором встречаются имена, которые совершили революцию. Это определенная миссия, с которой умело справляется новый худрук театра Станиславского.

Одно из главных событий года в театре — возвращение Анатолия Васильева на сцену. На Международном Чеховском фестивале он показал свою первую премьеру после 17-летнего молчания. Это спектакль «Старик и море» по Хэмингуэю. И посвятил его своему учителю — Юрию Любимову, чей 100-летний юбилей мы тоже отмечали в этом году.

Спектакль «Старик и море» — камерный проект. На сцене только Алла Демидова, которая играет то ли старика, то ли рассказчика, то ли саму себя и как-то магически читает текст Хемингуэя. Но так, что зритель остается прикованным от происходящего на сцене. А там никаких безумных спецэффектов. Только рукотворное чудо, тонкая ювелирная работа. На сцене лишь сменяется цвет, море волнуется, иногда появляются те самые львы, которые снились старику, только уже в цирковом и утрированном виде в виде китайской куклы, море волнуется два, ну и, конечно, та самая большая рыба и ее левиафан, то есть скелет, море волнуется три. Замерла даже необходимая кружка на столе. А в зале — ни шороха. Все боятся потревожить, спугнуть то невероятное чудо, которое происходит на сцене. Спектакль поражает визуальной мощью и безупречностью, когда усеянное блестками тряпичное море «кипит», а на самом деле это всего лишь развеваются полупрозрачные голубые паруса на сцене. Но какое дело до машинерии, когда тут такое волшебство рождается на глазах. Весь спектакль — это опыт переживания актрисы в режиме онлайн, здесь и сейчас на сцене происходит что-то невероятное и неповторимое. Потому это скоропортящийся спектакль, уникальный, который было бы полезно застать. Он как деликатес скоротечен. «Старик и море» — это оммаж театральному искусству от Демидовой и Васильева, который обязательно войдет в учебники. Ничего буквально, pure art, поэзия на сцене, которая смотрится и воспринимается на одном дыхании.

Самый главный гастрольный проект — «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа, показанная на фестивале «Территория». Очень важная просветительская история в приятной упаковке.

Робер Лепаж часто бывает в Москве. На этот раз он выступил с гуманистическим виртуальным проектом «Ночь в библиотеке». Лепаж создает свою территорию смыслов, зовет в тур по лучшим библиотекам мира, посетить которые вы сможете за один присест, просто надев VR-щлем в темном пространстве, специально выстроенном в Мультимедиа Арт Музее. Внутри рассказ о самых главных библиотеках — от той самой легендарной Александрийской, сгоревшей и обновленной, до выдуманной подводной, ту которую собрал капитан Немо. И все это не просто книгохранилища, а места инноваций, прогресса и просто победы над войнами, конфликтами и мраком. Ключевой эпизод — библиотека в Сараево, которая становится местом мира, осажденной крепостью, территорией здравого смысла, в центре захлебывающегося в крови балканского полуострова. Именно там наперекор всему в огне играет виолончелист в знак протеста против войны. Но библиотека — еще и опасное место, амбивалентная институция. Это вам и рай познания, и ад одновременно, ад, потому что только там осознаешь богатство и бесконечность интеллектуальной мысли и только там можно ощутить отчаяние от того, что последнюю страницу никогда перевернуть не получится.

Самый главный радикальный спектакль года — «Волшебная гора» Константина Богомолова в Электротеатре. Режиссер избавился от Томаса Манна, но это того стоило.

Кашель и только кашель на протяжении получаса. И больше ничего. Только смерть и пустота. Тотальное забвение и бездействие. Такой радикальный и вызывающий по восприятию спектакль у нас мог поставить только Богомолов. И здесь он в своем особом изощренном методе доходит до предела. Он увидел в текстах Манна обреченность, «здесь смерть себе воздвигла трон». Смерть — сущность всего в этом мире, смерть — объяснение жизни и любви, смерть — «предел наших стремлений»: прямо по Монтеню. Внутри этой ржавой и безнадежной конструкции — два морибундуса, то есть смертельно больных, их играют сам Богомолов и актриса Елена Морозова. Они бесконечно кашляют в этом метафизическом туберкулезном санатории, кашляют и зрители в унисон с актерами. Они — те же обреченные пациенты. Кажется, что это уже не жизнь, а чистилище. Но к жизни возвращают цитаты от смерти от не менее великих русских писателей — Некрасова, Заболоцкого и Шаламова. Так красиво об увядании природы и человека могут рассказывать только художники. «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…». Среди творцов смерти и сам Богомолов. Его тексты звучат еще радикальнее. Про старуху, например, которая перепутала беременность с раковой опухолью.

Вот и получается такой поэтически вечер, посвященной самой табуированной теме на свете. Это, конечно, на данный момент самое бескомпромиссное высказывание Константина Богомолова, его самый безжалостный творческий выплеск.

Ну и наконец. Герой года — Кирилл Серебренников. И не только из-за процесса. А все потому, что он показал лучшие спектакли за последние время, видимо что-то предчувствуя. Есть в этом что-то провидческое и трагическое. В каждой из двух постановок, которые можно смело назвать лучшими в этом году. Одна — в Большом, другая — в родном Гоголь-центре.

«Нуреев» прекрасен и вне скандала. Этим произведением должен гордиться не только театр, но и страна. Многосоставное сложное, я бы даже сказал гигантское высказывание: здесь есть и балет, и опера, и хор на сцене, драматические артисты. «Нуреев» Серебренникова рассказывает про тотальную свободу художника, которая выше всего, даже самых сложных обстоятельств, про его прыжок к свободе и желание жить. Рефреном в балете проходит фраза, как никогда актуальная сейчас — «Нуреев всегда любил Россию, но ненавидел систему». Это спектакль про талантов и героев, которых не ценит наша страна. Так, к сожалению, происходит до сих пор. Помимо идеи в этом спектакле прекрасна и многосоставная музыка композитора Ильи Демуцкого, в которой слышатся цитаты из произведений, в которых был задействован Нуреев, — из «Жизели», «Баядерки» и «Лебединого озера». Ну, а чего стоит уникальное звучание советской машины, которая закручивает гайки и не дает вздохнуть Нурееву, заставляя его убежать в Париж. Это манифест свободы, очень важный для режиссера, которого ее решили. Очень многое из биографии Нуреева пересекается с сегодняшними событиями вокруг Кирилла Серебренникова. Так что вот она — способность художника предвидеть. У него это получилось. И как-то очень современно звучит письмо к Нурееву от Аллы Осипенко со сцены: «все могли бы принести славу России», «слава Богу, вы все остались русскими, не предали». И снова вопреки обстоятельствам. Вот так же и Серебренников сказал в зале суда: Я много лет работаю в России. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой».

«Маленькие трагедии» по Пушкину у режиссера, который сейчас находится под домашним арестом, вышли жутко эмоциональными, своевременными и очень личными. Казалось бы затертый до дыр со школьный скамьи у Серебренникова он обретает новую жизнь. И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул. Его слова снова звучат ярко, круче чем самый мощный рэп-баттл, Ведь на сцене новый поэт нашего времени, преемник, рэпер Хаски, который добавляет в этот мрачный мир свою каплю дегтя. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит — Жги! И жжет на сцене. Глаголом, задором и уникальным визуальным воплощением. Вообще это не просто спектакль — это скорее тотальная мультижанровая и мультиформатная инсталляция, очередное путешествие по Руси, где все окончательно перемешалось и смешалось. Siri с пионерским галстуком, фраза «Матильды чистый дух тебя зовет!» с киборгом, который превращается в то ли Моцарта, то ли рок-музыканта. Это вообще с одной стороны очень зловещий спектакль, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющий надежду, так нужную во время чумы. А еще это провидческая постановка для самого Серебренникова. Невозможно оторвать происходящая от контекста процесса над ним самим.

Недавно и в Штутгартской опере прошла премьера его незаконченной постановки «Гензель и Гретель» . Серебренников не успел закончить, арест помешал начать репетиции. Это мультижанровое произведение, где театр и кино в одном. Сказку братьев Гримм, Серебренников, конечно, серьезно переработал и осовременил. Действие происходит в сегодняшней Европе, в центре — мигранты, выходцы из Африки, Серебренников даже ездил для этого в Африку, в Руанду, снимать местных подростков, все документальные кадры и показали в Штутгарте. Но пока это был лишь эскиз будущего спектакля, посвященный находящемуся под арестом режиссеру. В Штутгарте надеются, что Серебренников продолжит работу вскоре. Надеюсь, что в следующем году режиссер все-таки выйдет на свободу и сможет реализовать до конца свои новые проекты. В том числе доснять фильм «Лето».