Тема космоса в художественных произведениях. На пыльных дорожках далеких планет. Космическая тема в современном искусстве. «Интерстеллар. Наука за кадром» Кипа Торна

Тема космоса - его покорения и освоения, космических полетов и возможной встречи с другим, инопланетным разумом, иными цивилизациями не новая. Тема космических перелетов, казалось бы, абсолютно научная, тема узкопрофессиональная, с различной периодичностью и степени популярности поднимается в литературе и кинематографии.

Космос, идея освоения человеком Вселенной, тема покорения человеком иных, отличных от мира Земли, знакомства с иными цивилизациями не могла обойти стороной изобразительное искусство. Говоря о космической теме в живописи, хотелось бы выделить несколько направлений в теме «Космос и художник». Такими темами являются космический реализм, описывающий будни покорителей космоса, реалии сегодняшнего дня и, более популярная тема – научно-фантастическая.

Сама идея космической темы в живописи, имеет свои этапы развития, проходя свой путь – в зависимости, от понимания в обществе самой идеи космических полетов – от иллюстраций к произведениям Герберта Уэллса, Эдгара Берроуза и Константина Циолковского до полотен и выставок, посвященным будням космонавтов и астронавтов, видению технологий завтрашнего дня.

И с развитием науки, ростом технических знаний в начале ХХ века, меняется творческий подход писателей, которые от абсолютно фантастических идей покорения космоса и путешествий сквозь время силой разума (подобно героям романов Берроуза) к идее покорения космоса подходят более прагматично. И с переходом от «фэнтези» к научной фантастике в литературе, соответственно, меняются работы художников-иллюстраторов. Создание первых, нельзя сказать научных, но фантастических фильмов о полетах в космос и покорении Марса, также давало тему для размышлений и реализации в иллюстративных работах.

После публикаций Константина Циолковского книг различного направления, от научных трудов до научно-фантастических произведений, покорение космоса перестает быть фантастикой. Пусть в качестве иллюстраций к различным фантастическим рассказам, но идея была жива. Глядя на картины художников посвящающих теме космоса, путешествий по дорогам Вселенной, не видно и тени примитивизма, отсутствие понимания темы. Даже в иллюстрациях к работам К. Циолковского, где космонавт облачен в жесткий скафандр, явно прослеживается понимание опасности нахождения в безвоздушном пространстве. И ведь действительно, космонавт Алексей Леонов чуть не погиб во время своего первого выхода в открытый космос. Причина – мягкий скафандр, по вине которого он едва смог вернуться на корабль.

И все же стоить отметить, что приоритетным направлением оставался реализм. Задачей художника считалось показать героев своей эпохи. Летчиков, рабочих и колхозников – в довоенный период, героев фронта и тыла – военный период и народ- победитель в послевоенный.

Не занимая лидирующих позиций в изобразительном искусстве, тема «космических дорог» оставалась достаточно популярной в качестве иллюстраций к научно-фантастическим романам – как советских, так и зарубежных писателей. Одним из «гуру» такого направления, можно назвать Юрия Павловича Швеца, известного как по эскизам к фантастическим фильмам, так и своими отдельными работами на подобные темы.

Несомненно, интерес к космосу, его покорению человеком, возрос после полета Юрия Гагарина в космическое пространство 12 апреля 1961 года. Но собственно, кроме самой идеи говорить было не о чем. Работы художников представлялись в темах подобной: «Покорение космоса советским человеком» или на темы: «Есть ли жизнь на Марсе?», «Климат Венеры – планеты туманов». Это были в основном иллюстрации к научно-популярным изданиям и фантастическим рассказам.

Картины Алексея Леонова, увидевшие свет в 1967 году начинают менять ситуацию. Алексей Архипович Леонов, летчик-космонавт, совершивший свой первый полет в марте 1965 года – как второй пилот корабля «Восток-2». Во время этого полета, был совершен выход в открытый космос. В июле 1979 года, совместно с В. Кубасовым, на корабле «Союз-19» - совершил второй полет. Во время этого полета, была произведена стыковка кораблей «Союз» и «Аполлон».

Космонавт, знающий космос не из сюжетов романов и имеющий собственное представление о дорогах, ведущих во Вселенную, создает как собственные полотна, так и работы в соавторстве с Андреем Соколовым, творчество которого, с 1957 года – выхода первого советского спутника на орбиту Земли, посвящалось теме космоса. Творчество Андрея Константиновича, сыграло заметную роль не только в отечественной живописи, «Фонтаны рая» - книга писателя-фантаста Артура Кларка, написана под впечатлением от его картины «Лифт в космос».

Большую роль в развитие направления космической живописи, сыграл популярный журнал «Техника - молодежи», который не только рассказывал своим читателям о новейших достижениях, таких как ракетоплан или реактивный ранец, но и проводивший с конца 60-х годов конкурсы живописи, связанной с фантастикой, такие как «Мир завтрашнего дня» или «Сибирь завтра».

На территории бывшего СССР, космическая тема особо стала популярна в 70-х годах ХХ столетия. В 1973 году, на больших экранах станы под названием Советский Союз, выходит первая часть научно-фантастического фильма-дилогии «Москва – Кассиопея», в 1984 году – вторая, «Отроки во Вселенной». Эти фильмы, несомненно, лучшие в линейке фантастических фильмов для детей.

На подобных фильмах, в которых изображались космические корабли, показывалось предполагаемое оборудование, популярно доносились идей дальнейшего развития техники (фотонные двигатели, позволяющие развить и превысить скорость света). Фильмы, предназначенные для детей и подростков, доносили будущим художникам картину технологий завтрашнего дня, новых идей и устремлений человечества в понятном для них формате.

В 1977 году, журнал «Техника – молодежи» открывает конкурс «Время – Пространство – Человек». За три года первого этапа конкурса, на него было прислано свыше 1000 картин. 200 присланных работ, были опубликованы на страницах журнала, 500 авторских работ выставлены в галереи живописи связанной с фантастикой и космосом. Конкурс просуществовал до момента распада Советского Союза, впрочем, в тот период, сами исследования космоса и покорения Вселенной были «не на злобе дня».

Тема космоса конца 80-х – начала 90-х годов, это не просто мечты о звездных дорогах, это период, когда ломались стереотипы в политике и живописи, период, когда возможность сотрудничества двух великих держав, СССР и США, взаимопонимания между народами государств, находящихся в состоянии «холодной войны», начинали видеть друг в друге союзников. Это хорошо видно в совместных работах Андрея Соколова и Роберта МакКолла. Города будущего американского художника, космические станции и корабли в его картинах – это фактически, невоплощенная реальность.

Космическая реальность и фантастика, вымысел художника и научные знания. Насколько выдумка близка к действительности? В работах Уолтера Маейрса, американского художника, который увлекается астрономией, мы видим картины далеких планет нашей солнечной системы.

Время, пространство, человек. Тема космоса, покорения Вселенной – это то, что позволят увидеть будущее глазами художника, увидеть далекие миры, космические корабли и города. Фантазия, взгляд сквозь время и пространство – идея, которая была актуальной, и долгое время будет оставаться таковой.

Исследование-проект на тему «Космическая тематика в русской (мировой) литературе»

Методические «подсказки»

Возможные направления работы

1. Поэтическая память о Юрии Гагарине

2. Русский фантастический роман

3. Космос в русской поэзии

4. Зарубежная новеллистика о космосе

5. Тема «контакта» в мировой литературе

6. Космическая тематика в творчестве бр. Стругацких

Г. Уэллс, Р. Бредбери, К. Саймак, А. Азимов, Ж. Верн, К. Воннегут,

А. Казанцев, Р. Шекли.

7. Древние мифы о космосе

Содержание (структура работы)

    Вступление (обоснование выбора темы)

    Цели проекта и проблематика (основные вопросы)

    Основная часть:

Тезисы (предположительные ответы);

Исследование (обзор литературы по выбранной проблематике, исследование текстового материала, его отбор, анализ, синтез)

    Итоги (выводы, обобщение)

    Используемые источники (список)

Основное содержание работы (представление проекта)

Вступление (актуальность темы, вневременной характер жизненно важных для человечества вопросов, личные предпочтения, интерес к творчеству писателя, воспитательное значение темы: героизм, гуманизм, толерантность...)

Проблематика

Каким представляется космос (иные миры, чужой разум, внеземная жизнь, будущее человечества)?

Какова роль художественной литературы в развитии представлений человека о космосе?

Могут ли фантасты повлиять на развитие научной мысли в области космоса?

Могут ли писатели помочь человечеству подготовиться к контакту с внеземной цивилизацией?

Почему профессия «космонавт» представляется героической? Какое значение для сохранения памяти о подвиге имеет поэзия?

Почему так часто писатели обращаются к теме космоса? Что такое космос для поэта (в поэзии)?

Что влечёт человека в космос? (литература о космических путешествиях)

Цели проекта «Космическая тема в русской (мировой) литературе»:

Изучить хронологию создания литературных произведений, в которых получает развитие тема космоса;

Собрать и обобщить сведения об изображении космоса, космических полётов в мировой художественной литературе;

Подготовить обзор литературных источников по данному вопросу;

Сравнить, какими показаны космос, способы преодоления космического пространства в фольклоре, литературе разных эпох, творчестве разных писателей.

Примерное содержание презентации

    Титульный слайд

    Содержание работы

    Цели и проблематика

    Иллюстративный материал (количество слайдов не определено)

    Итоги

    Источники

Источники

Интернет-источники:

(поэзия)

(образ космоса)

(Гагарин)

(Гагарин)

(космические путешествия)

(космос и литература, космические мифы)

(фантастическая литература о космосе)

(всё о космосе)

(космос в искусстве)

Литература :

Сирано де Бержерак, «Иной свет».

Джонатан Свифт, «Путешествия Гулливера».

Рудольф Эрих Распе, «Приключения барона Мюнхгаузена».

По Эдгар А., «Беспримерное приключение некоего Ганса Пфооля».

Жюль Верн, «С Земли на Луну прямым путём за 97 часов 20 минут».

Жюль Верн, «Вокруг Луны».

Г. Гуревич «Прохождение Немезиды».

КОСМОС В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ

Список литературы к выставке, подготовленной ко Дню космонавтики. Экспонировалась в зале литературы по искусству в апреле 2011 года.

«Невозможное сегодня станет возможным завтра». ( К. Э. Циолковский)

Циолковский К. На Луне. - М., 1957. I 722593

Толстой А. Аэлита. - М., 1955. I 634434

Беляев А. Звезда КЭЦ. - Пермь, 1987. I 1848377

Ефремов И. Звездные корабли. Туманность Андромеды. - М., 1965. II 1064836

Булычев К. Сто лет тому вперёд: фантаст. повести. - М., 1991. I 1948142

Раздел 1. Космонавтика в изобразительном искусстве

«Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно». (Д. И. Менделеев)

Шилов А. Сын Родины. 1980 // Шилов А. Живопись, графика. - М.,1990. - С. 43. IV 1936429

Первые минуты: фотографии // Песков В. Отечество. - М., 1978. - С. 38-40. III 1578947

Плотнов А. И. До свидания, земляне. 1977 // Образ Родины: альбом. - Л., 1982. - Т. 2. 85.14 О-232 гум

Чернович И. Человек, земля, космос: космос в искусстве // Искусство№ 12. - С. 4-10.

Тихомирова О., Тихомиров Л. Во имя человечества. // Тихомирова О., Тихомиров Л. Живопись. - М., 1977.

Решетников Ф. Портрет дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации летчика-космонавта А. А. Леонова // Люди земли советской. - Л., 1986

Савельев В. Космонавты в районе приземления: фото // В ритме века. - М., 1981. - С. 15. III 1671231

Космос на службе мира: живопись, скульптура, графика. - М., 1987. II 1849072

Королев Ю. Звездные братья. 1980 // Образ Родины: альбом. - Л.,1982. - Т. 1. 85.14 О-232 гум 1708591

Раздел 2. Космос в научной фантастике

«Научная фантастика в конце концов есть смелое задание науке и технике». (К. А. Федин)

Штерн Б. Чья планета?: фантаст. рассказы. - М., 1987. I 1838648

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров; Малыш: фантаст. романы. - М., 1997. I 2001027 Полдень, ХХI век№ 11.

Иванов А. Корабли и галактика. - М., 2004. II 2048697 Уральский следопыт№ 4.

Злотников Р., Орехов В. Звёздный десант: фантаст. роман. - М., 2009. II 2083879

Лукьяненко С. Донырнуть до звёзд: повести и рассказы. - М., 2008. II 2076614

Космическая фантастика, или Космос будет нашим!: антология. - СПб., 2008. II 2079473

Раздел 3. Космос в живописи и кинематографе

« Сила воображения увеличивается по мере роста знаний». ( К. Г. Паустовский)

Колосов Л. Выстрел во Вселенную; Долина полета // Деяния небожителей: фантастика в живописи. – Н. Новгород, 1993. 85.14 Д 39 гум 110639

Герчук Ю. Чувство космоса // Декоративное искусство СССР№ 4. - С. 21-22.

Леонов А., Соколов А. На благо всего человечества: художественное освоение космоса // Искусство№ 4. - С. 9-16.

Покров М. Космическая тема в творчестве А. Леонова и А. Соколова // Искусство№ 3. - С. 18-22.

Джанибеков В. Космос - это мир, в котором интереснее, чем на Земле // Мир музея№ 4. - С. 20-21.

Чанышев И. «Республика на Марсе»: о фильме «Аэлита» // Советский экран № 20. - С. 18-19.

Сосина Н. «Укрощение огня»: о фильме Д. Храбровицкого // Советский экран. -1971. - № 7. - С. 9.

Васильев Р. «Через тернии к звёздам»: фильм по мотивам произведений К. Булычёва // Советский экран. -1981. - № 7. - С. 9-10.

Стишова Е. Космос как страдание: о фильме «Бумажный солдат» // Искусство кино. 2009. - № 2.- С. 26-34.

Что влечет человека в космос ? Путешествия в космос в литературе и произведениях научной фантастики

Одним из первых произведений фантастического жанра является, вероятно, сочинение Плутарха «О лице, видимом в диске Луны». В нем Плутарх пишет о размерах и форме Луны, а также о возможности ее обитания. Полвека спустя греческий сатирик Лукиан создает фантастические повести «Правдивые истории» и «Икароменипп». В первой из них смерч поднимает корабль с путешественниками в воздух и через несколько дней опускает его на неизвестную землю, оказавшуюся Луной. Во второй повести герой сам планирует путешествие на Луну - очень важная идея, если проследить историю зарождения и осуществления человеком идеи путешествия в космос.

В 1516 году был опубликован эпос «Неистовый Орланд» итальянского поэта Людовика Ариосто . Герой его прилетает на Луну в колеснице, запряженной четверкой лошадей. Знаменитый астроном Кеплер , открывший законы движения планет Солнечной системы, также обратил свой изобретательный ум к фантастике и в 1609 году написал повесть « Сон », которая была опубликована только в 1634 году. Хотя «космонавт» Кеплера попадает на Луну с помощью демонических сил, эта повесть оказалась в какой-то мере пророческой, поскольку ее автор предвидел проблемы ускорений и космического вакуума и их воздействия на человеческий организм. Однако средство, которое он предложил против этих воздействий, в свете современных знаний оставляет желать лучшего: Кеплер рекомендовал во время путешествия на Луну закрывать нос и рот влажной губкой. В 1638 году два английских епископа опубликовали научно-фантастические повести, которые заслуживают упоминания, так как были широко известны и переиздавались в течение многих лет. Это «Человек на Луне, или трактат о путешествии туда» Франциска Годвина и «Открытие нового мира» Джона Уилкинса . В XVII веке французский поэт Сирано де Бержерак случайно напал на единственно реальный способ достичь Луны - с помощью последовательно воспламеняемых пороховых ракет. В XVIII столетии сатирики Англии и Франции часто обращались к теме путешествия в космос, чтобы осмеять человеческую косность и глупость на Земле. С наступлением XIX века и началом промышленной революции путешествия в космос в фантастической литературе приобретают более реалистический характер. Люди путешествуют на Луну в герметизированных цилиндрах, или шарах, правда, запускают их из пушек или другими столь же невероятными способами, например, используя в качестве движущей силы антигравитацию. Последний способ применил в своем романе « Первые люди на Луне » Герберт Уэллс .

Пророческий характер научно-фантастической литературы можно продемонстрировать на примере небольшой повести К. Картмилла « Мертвый рубеж », увидевшей свет в 1944 году. В ней говорится об атомной бомбе из урана-235, которая взрывается, когда его масса достигает критической величины. Среди описанных автором деталей упоминаются температура взрыва, ударная волна и последующая радиация. Это литературное произведение увидело свет за год до того, как утром 16 июля 1945 года настоящий атомный взрыв превратил в пар стальную башню в пустыне Нью-Мексико.

Человек проникает в космос . Первым человеком-космонавтом, облетевшим вокруг земного шара, был Юрий Алексеевич Гагарин , 27-летний майор ВВС СССР. Его корабль стартовал из Байконура в 9 час. 07 мин. (по московскому времени) 12 апреля 1961 года. Совершив один виток вокруг Земли, он в 10 час. 55 мин. приземлился возле деревни Смеловка Саратовской области. Во время полета Ю. А. Гагарин делал наблюдения, фотографировал. Он отметил, что в иллюминаторе были видны большие квадраты колхозных полей на территории СССР, и можно было отличить распаханные земли от невозделанных. Космонавт принимал пищу, пил воду и вел бортовой журнал. Кроме того, он сделал много сообщений по радио, а биотелеметрическая система непрерывно передавала на Землю данные о частоте его дыхания и сердечных сокращений. 27 марта 1968 года Ю. А. Гагарин трагически погиб во время обычного тренировочного полета на самолете. Имя Гагарина - первого человека, покинувшего свою планету и взлетевшего в космос, - стало бессмертным, а его полет, заняв особое место в истории, доказал, что человек в условиях космического полета может жить и работать более или менее нормально.

Освоение человеком космоса открыло новую страницу в истории искусства. В рамках серии публикаций, посвященных празднованию Дня космонавтики на этой неделе, «Йод» подготовил материал про то, как тема космоса получила отражение в самых разных сферах человеческой культуры - от живописи до дизайна одежды и мебели.

С того момента, как первый в истории спутник был запущен на орбиту Земли в 1957 году, космос завладел умами миллионов людей. Художники и поэты вдохновлялись космосом, мечтали о нём и порой даже заглядывали в будущее, предвосхищая то, чему ещё только суждено было сбыться.

Важнейшее событие той эпохи - полёт человека в космос - нашло отражение в творчестве таких художников, как Александр Дейнека . В его картине «Покорители космоса» ракеты взлетают с космодрома одна за другой, люди только успевают их строить. В честь первого человека в космосе, Юрия Гагарина , писали стихи и песни, на русском и других языках мира. Владимир Высоцкий посвятил ему свое стихотворение «Я первый смерил жизнь обратным счетом». О нем до сих пор снимают фильмы, число которых уже составляет около полусотни.

Александр Дейнека, «Покорители космоса»

Освоение космоса стало поворотным пунктом в творчестве многих художников. Так, например, с запуском первого космического спутника изменилась судьба Андрея Соколова , сына одного из руководителей строительства космодрома Байконур . Он стал первым в мире художником, который рисовал открытый космос не покидая своей мастерской. Он запечатлел такие вехи в истории космонавтики, как полёт на Луну и выход человека в открытый космос. А также изобразил то, о чем тогда только можно было мечтать, и что, возможно, ждёт человечество в обозримом будущем - высадка на Марсе, Венере, других планетах и их спутниках.

Начиная с середины 60-х годов Соколов начинает работать в соавторстве с космонавтом Леоновым . Знаменитый советский лётчик-космонавт Алексей Леонов, первый человек, вышедший в открытый космос, - одновременно талантливейший художник, запечатлевший космос на своих картинах прямо с орбитальной станции. Каждая его работа - уникальна, потому что является не плодом творческого воображения или скопированным с фотографии телескопа изображением, а подлинным свидетельством виденного автора своими глазами живого космоса.

Андрей Соколов и Алексей Леонов, «Космические шоферы»

Недавно в Третьяковской галерее прошла церемония передачи музею двух картин Алексея Леонова. Событие было приурочено к масштабной выставке «Оттепель», посвященной знаковому историческому периоду в отечественной истории, сообщает ТАСС.

Не могла не отреагировать на такую животрепещущую для общества тему, как покорение космоса и мода. Космические мотивы нашли отражение в коллекциях таких дизайнеров, как Пако Раббан, Пьер Карден , Эмилио Пуччи. Футуристические линии, яркие и блестящие ткани, необычные прически и аксессуары - всё это сильно изменило образ и стиль жизни на Западе.

Кадр из фильма «Фотоувеличение»

Дизайн техники и интерьеров также во многом изменился под влиянием новых идей. Пылесосы «Сатурн», часы «Ракета», обтекаемая по форме мебель и блестящие металлические поверхности служат ярким примером того, как промышленный дизайн подхватывал космические тенденции.

Советский пылесос «Сатурн»

По сей день тема космоса остается неисчерпаемым источником вдохновения во всех сферах человеческой культуры. Степень взаимного влияния искусства и науки так высока, что порой бывает сложно понять, что именно было первоисточником - то ли научные открытия привели к созданию произведений искусства, то ли художественный вымысел вдохновил учёных и конструкторов.


За 52 года, прошедшие с момента первого полета человека за пределы Земли, космические путешествия и Космос как таковой много раз оказывались в зоне внимания художников. А потому сегодняшний наш обзор коснется самых лучших и интересных примеров влияния космической темы на современное искусство .



Картина Винсента Ванг Гога «Звездная ночь» является одной из самых популярных для всевозможных переделок-пародий. Одну из необычных ее копий создал астрофизик Алекса Харрисона Паркера (Alex Harrison Parker), «нарисовавший» реплику этого известного произведения из космических снимков.




Одним из самых известных деятелей современного уличного искусства является Space Invader, который расклеивает мозаичные изображения персонажей одноименной видеоигры по всему миру в весьма заметных местах. Одна из его работ, кстати, отправилась даже на Международную Космическую Станцию.




В 1960-х годах на волне всемирного восторга от успехов в освоении Космоса со стороны СССР и США, школьный учитель из Замбии набрал отряд из одиннадцати своих соотечественников, чтобы подготовить их к будущим полетам на орбиту. Он одевал афронавтов в специально созданные для этого костюмы, чем-то напоминающие скафандры, гонял по горам и заставлял жить в невыносимых условиях, готовя смельчаков к трудностям. Спустя пятьдесят лет фотохудожница Кристина де Миддел (Christina de Middel) решила восстановить эту ситуацию и создала серию удивительных фотографий, реконструирующих события тех лет.




Согласно одной из теорий, Элвис Пресли не умер, а улетел в Космос, туда, откуда он пришел на Землю. Эта идея и была обыграна в картине, представленной на выставке «Космическая Одиссея 2011» в музее Мыстецкий Арсенал в Киеве. А, вместе с Элвисом, астронавтом стал и комик Эдди Мерфи.






Два года назад Президент США Барак Обама объявил о существенном сокращении финансирования американский космических исследований, что привело к увольнению многих узкоспециализированных специалистов, в том числе, и астронавтов. Вот о реакции последних на эту новость и посвящена серия фотографий Astronaut Suicides, созданная Нилом Дакостой (Neil Dacosta).




Скандальный художник Олег Кулик известен не только своими необычными выходками, граничащими с приступами сумасшествия, но и гиперреалистичными скульптурами, одна из которых показывает летающего в открытом Космосе советского космонавта с надписью СССР на шлеме.



Contact 1 – город космической эпохи из LEGO от Майка Дойла (Mike Doyle)
Скульптор Майк Дойл (Mike Doyle) занимается созданием огромных работ из элементов конструктора LEGO. Новое его произведение, названное автором Contact 1, представляет собой фантастический космический город, будто бы содранный с иллюстраций научной фантастики 60-70-х годов двадцатого века.

В начале XX века К.Э.Циолковский написал книгу «Вне Земли» (в Калуге эта книга была издана в 1920 году), а Юрий Гагарин после приземления первого корабля «Восток» сказал: «...Сейчас, вернувшись из полета вокруг Земли, я просто поражаюсь, как правильно мог предвидеть наш замечательный ученый все то, с чем только что довелось встретиться, что пришлось испытать на себе. Многие, очень многие его предположения оказались совершенно правильными». Так фантастика предвосхищала реальность.

Способ, которым авторы фантазий о космических путешествиях отправляли своих героев в космическое пространство, многообразны. Они прямо зависят от уровня научных представлений своего времени. До тех пор, пока благодаря нашему земляку, К.Э.Циолковскому, не была изобретена ракета на реактивной тяге, способы изобретались один причудливее другого, даже комические: и на воздушном шаре, и верхом на пушечном ядре, и в птичьей упряжке, и, конечно же, во сне.

Отбросим заведомо сказочные способы и рассмотрим те, авторы которых пытались дать какое-то научное обоснование полета. Первым в этом ряду был, видимо, Жюль Верн, который написал дилогию «Из пушки на Луну» и «Вокруг Луны "пушки на лунувидимо Жюль Верн, который написал "полета. ос.\оизведений прошлых веков.

Он не единственный, кто отправил людей в космос таким образом. Точно так же отправил на Луну своих героев польский писатель XX века Ежи Жулавский, автор «Лунной трилогии». Жулавский должен был уже знать о принципах реактивного движения, но почему-то избрал такой архаичный способ полета. Может быть, он не хотел, чтобы его герои вернулись на Землю?

Примерно в то же время Алексей Толстой пишет «Аэлиту», где описывает полет в «настоящей» ракете. И гораздо дальше: на Марс.

Другой способ предложил знаменитый английский писатель Герберт Уэллс в книге «Первые люди на Луне». Он заставил своего героя Кэйвора изобрести кэйворит – вещество, экранирующее от поля притяжения. Всего-то и нужно: покрыть металлический шар-снаряд слоем такого вещества, чтобы оказаться в невесомости. Путешественники управляют своим снарядом, открывая окошки-иллюминаторы так, чтобы в поле зрения оказалась цель путешествия. Принцип прост: смотрим на Луну – значит летим к Луне. Хотим притормозить – смотрим на Землю. Только не очень долго, а не то Земли притянет к себе.

Заметим, что оба способа разбирались в научно-технической литературе (в частности, в известной книге Я. И. Перельмана «Занимательная физика»). Сейчас уже нет необходимости изобретать экзотические способы путешествия в космос, потому что пока достоверно известен один: космическая ракета на реактивной тяге.

Артур Кларк, известный ученый-астрофизик и писатель, в своем романе «Фонтаны рая» рисует картины путешествий на орбиту в космическом лифте (этот лифт появляется и в одном из романов о космической одиссее).

Французский ученый-геолог и опять же писатель Ф. Карсак (Франсуа Бордо) вслед за своими соотечественниками Жюль Верном сталкивает два космических тела, в результате чего группа землян оказывается на другой планете. Возникает вопрос: можно ли считать такую переброску космическим путешествием? Ведь люди не покидают поверхности планеты. Разве что оставляют родную солнечную систему, как и в случае, когда средством передвижения оказывается целая планета. Тот же Ф. Карсак заставляет своих героев искать способ «убежать» от солнца, которому грозит превращение в Новую, в результате чего Земля увеличивает скорость и, покинув свою орбиту, устремляется в космические дали.

Такой же способ описывает Георгий Гуревич в повести «Прохождение Немезиды», только на этот раз солнечная система выступает не как пункт направления, а как принимающая сторона. Может быть, имея в роли космического корабля целую планету, путешествовать по космосу было бы легче, чем в любом искусственно построенном ковчеге. Но не надо забывать, что никакое солнце планету-путешественницу уже не будет согревать, а значит, ее население вынуждено будет переселиться под землю, укрывшись слоем замёрзших атмосферных газов на все века, которые потребуются для преодоления межзвездной бездны.

В качестве средств передвижения использовались также сравнительно мелкие космические тела – астероиды, внутри которых оборудовалась жилая зона. Надежнее, чем в металлической оболочке, но сколько нужно потратить топлива, чтобы разогнать такую массу! А ведь ее – массу – еще ведь потом и остановить нужно!

Расстояния в космосе настолько велики, что авторы книг о космических полетах вынуждены изобретать совсем уже фантастические методы, заставляя своих героев просто прокалывать пространство, но мы считаем, что такие способы вряд ли будут реализованы в ближайшем будущем, если вообще будут реализованы. Правда, в не столь далекие времена Французская Академия прославилась утверждением, что камни с неба падать не могут, это антинаучно… а камни все же падают. Не попадем ли мы впросак со своим утверждением о невозможности гиперпространственных проколов?

А обыкновенные звездолеты все-таки были: в книге Станислава Лема «Магелланово Облако» описывается первый полет к звезде-соседке, в систему Центавра. Путь был долог и тернист, но в конце его путешественников ожидало заслуженное вознаграждение: встреча с дружественной цивилизацией. Звездолет как средство передвижения использует и Иван Ефремов в романе «Туманность Андромеды», и эта книга появилась почти одновременно с полетом Юрия Гагарина.