Традиции украинского фольклора и народная мифология в повести «Ночь перед Рождеством. Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение Мифические образы в повести ночь перед рождеством

В повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" черт предстаёт перед читателем, прежде всего, как воплощение зла и коварства. Являясь отрицательным героем, в то же время он невольно вызывает смех многими своими проделками.

Гоголь описывает внешность чёрта, сравнивая его то с немцем, из-за "узенькой, беспрестанно вертевшейся и нюхавшей всё, что ни попадалось" мордочки, то с губернским стряпчим, из-за "острого и длинного, как мундирные фалды" хвоста. Однако по тонким ножкам, пятачку, козлиной бородке и рогам становится понятно, что "никакой он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт".

Автор намеренно наделил чёрта качествами, присущими человеку: он хитёр и остроумен, изобретателен и ловок, но также труслив и мстителен. Благодаря своей схожести с обычными людьми, чёрт представляется нам более реальным существом, нежели просто сказочным персонажем. Но и волшебного дара, характерного для сказок, герой тоже не лишён: то он перевоплощается в коня, то вдруг становится таким маленьким, что может с легкостью влезть в карман.

Основная цель лукавого - месть кузнецу Вакуле, который, нарисовав в церкви картину, изображавшую святого Петра в день Страшного суда, обрёк нечистую силу на изгнание из ада. Вакула питает нежные чувства к Оксане - очень красивой девушке, дочке богатого казака Чуба. В ночь перед Рождеством Чуб должен был отправиться к дьяку на кутью. Чёрт, зная об этом, крадёт с неба месяц, надеясь, что из-за непроглядной тьмы Чуб на половине пути передумает навещать дьяка и вернётся домой, где обнаружит Вакулу.

Казак недолюбливал кузнеца и не одобрял его любви к Оксане, а значит, не мог позволить им пожениться. Хитрый чёрт рассчитывал на то, что Вакула, хоть и являвшийся очень набожным, решится на самоубийство, однако его ожидания не оправдались. Наоборот, чего бы чёрт ни придумал - всё оборачивалось против него самого. Сначала он оказался в маленьком мешке, в котором просидел долгое время, скрываясь от многочисленных любовников Солохи. Затем, обнаруженный ненавистным кузнецом, он вынужден был возить его на собственной спине от Диканьки до Петербурга и обратно, дабы выпросить у царицы черевички для капризной дочери Чуба. А напоследок, в качестве "благодарности", чёрт получает от Вакулы три мощных удара хворостиной. Так, вместо того, чтобы доставлять неприятности другим, герой вредит сам себе.

Чёрт играет очень важную роль в произведении: с помощью данного образа Гоголь показывает, что зло, какими бы способностями оно ни обладало, всегда будет наказано по заслугам.

Вариант 2

Николай Васильевич написав свою повесть, наполнил ее волшебством и мифическими героями. Одним из них он изображает черта. Он его показывает в своем произведении как отрицательного героя, хитрого и коварного проказника, но при том вызывает смех своим поведением.

Внешность его автор не перестает сравнивать, то с немцем из-за его маленькой и узенькой мордочки, то с губернским стряпчим из-за острого и весьма длинного хвоста. Но его тоненькие ножки, приплюснутый нелепый нос пятачком, а так же маленькие рожки, похожие на козлиные, и длинная борода. Становится понятно, что он не похож на губернского стряпчего или немца, а является просто чертом.

Гоголь специально наделил его качествам свойственным человеку, таким как:

  1. хитрость;
  2. изобретательность;
  3. ловкость;
  4. остроумие;
  5. мстительность;
  6. трусливость.

Из-за своей схожести с обычным человеком, черт предстает перед читателем как реальное существо, а не просто мифический и сказочный персонаж. Но автор, его не лишает волшебного дара.

Целью черта, становится месть кузнецу Вакуле, и всячески пытается ему навредить и помешать женится на красавице Оксане, к которой испытывает чувства. Но все его проказы оборачиваются против него, и только своим лукавством приносит неприятности и проблемы самому себе, получая сплошные нагоняи.

Подводя итог повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством», можно сказать, что она является одной их лучших и удачных его работ. Наполненная волшебством и сказочной атмосферой. Благодаря своей ненавязчивой атмосферы, ее интересно дочитать до конца. Спустя столько лет со дня своего издания, она не потеряла актуальности и спроса по сегодняшний день. Она учит добру и как в любой сказки зло побеждает добро и хорошие поступки. Так и в повести Гоголя проказник черт был наказан добрым и положительным героем кузнецом Вакулой.

Сочинение про Черта

Отрицательным персонажем и представителем темных сил в повести является Черт. Автор наделяет его качествами коварного злобного человека, но с некоторыми смешными повадками и потешными ужимками. Черт выполняет не только отрицательную роль в повести: невольно он совершает и добрые дела.

Автор наделяет черта человеческими чертами характера, чтобы были понятны его мотивы и поступки. Он изворотлив, хитер и злобнен. Черт сильно обижен на кузнеца Вакулу и пытается ему отомстить, не смотря на то, что он является сыном Солохи, за которой пытается ухаживать. Черт в последний день перед Рождеством пытается напакостить не только ему. Он крадет месяц и устраивает сильную метель. Тем не менее, его поступки не лишены ребячества и вызывают смех.

Черт мстителен. Больше всего он пытается напакостить Вакуле, потому что тот нарисовал картину с изгнанием черта. Он знает, что тот влюблен в Оксану, в дочь зажиточного казака, который не приветствует кузнеца. Девушка тоже смеется над Вакулой, чем доводит его до отчаяния. Черт крадет месяц, чтобы Чуб сбился с дороги и вернулся домой, застав кузнеца у себя дома. Однако его выходка больше вредит другим героям, чем Вакуле.

Черт надеется, что кузнец из-за отчаяния наложит на себя руки. Однако сам оказывается в мешке, который выносит из дома Вакула. Поняв, кто в нем прячется, кузнец использует силу черта, чтобы осуществить свой план и принести Оксане черевички императрицы Екатерины. Ему не удается провести юношу, не смотря на хитрость и изворотливость.

Черт немного труслив, поэтому он подчиняется мужественному и решительному Вакуле. Имея в себе темную силу, он все же боится кузнеца. Получилось так, что черт хотел поквитаться с ним, но своими проделками наказывает себя самого. Невольно он помогает кузнецу добиться расположения Оксаны, хотя желал сделать совсем иначе.

Обычно черта изображают опасным и коварным существом, но Гоголь прибавляет ему комические и обаятельные черты. В какой-то момент читатель начинает смеяться над его проделками и сочувствовать, когда ему приходится подчиняться Вакуле и принимать от него удары плетью в качестве благодарности. Он очень трогателен, когда пытается ухаживать за Солохой. При этом женщина сама его обольщает, а тот смиренно поддается ее чарам.

Не смотря на коварство и мстительность черта, он не вызывает только отрицательные чувства. Над ним хочется посмеяться и потешаться, и немного посочувствовать, когда он попадает во власть сильного Вакулы. Но все же черт ― отрицательный персонаж, и в повести Гоголя он является представителем зла, которое неминуемо побеждает добро в лице молодого кузнеца.

Образец 4

Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» – одна из лучших работ писателя, где есть разные сказочные персонажи: черт, ведьма Солоха, Пацюк именно они наполняют более интересную атмосферу. Автор наделил волшебством, праздником и юмором это чудесную поэму. Так же нельзя не заметит, что напоминаем очень сказку с хорошим поучительным концом. Все люди любят на Новый Год пересматривать фильм, который снят по мотивам поэмы Гоголя.

В произведении показывают черта, как зло, которое хочет всем все испортить и при этом остаться в выигрыше. Гоголь показывает его хитрым, умным и в то время смешным. Именно своими проделками черт становится отрицательным и комедийным героем. Его внешний вид автор сравнивает с немцем или трубочистом, тонкие ножки, козлиная бородка и рожки ничем не отличаться от них. Так как он сказочный герой, то имеет способность летать и перевоплощаться, что более заинтересовывает читателя.

Можно заметить, что главный герой наделен теми качествами, которые присущи и человеку: хитрый, коварный, умный, трусливый, мстительный. При любой возможности он может отомстить любому человеку, который его не удовлетворил, при этом радуется и сразу приходит к действиям. Вот например, когда Вакула нарисовал картину, которая не понравилась черту, он все время готовил ему подлости. Вспомним, когда в начале повести черт украл месяц, чтобы сделать пакость. Из-за того, что на улице будет сильно темно, отцу придется вернуться домой и застать свою дочь с Вакулой. Однако все его замыслы одерживают провал и становятся против него, так как известно, что добро всегда выходит победителем.

Я думаю, что автор очередной раз пытается читателям доказать, что каждый плохой поступок обернется противоположно, а зло будет побеждено добром. Как показано в этой повести черт потерпел поражение, а Вакула возродил добро.

Вариант 5

В своих произведениях Гоголь всегда пытался добиться эффекта удивления, может даже шокирования своего читателя, с помощью страшной, мистической истории, которые он, зачастую, брал из народного фольклора. И с этой задачей он справлялся на ура, так как многие его произведения перечитывались десятки, если не сотни раз, что и сделало ему такую популярность. Без сомнения, этот автор внёс большой вклад в развитие фольклора и культуры нашей страны. Примером послужит произведение “Ночь перед рождеством”.

В произведении повествование знакомит нас с удивительной, волшебной историей, по ходу, развития которой мы знакомимся с огромным множеством удивительных персонажей, даже с мифическим Чёртом. В произведении Чёрт имеет роль вселенского зла, а остальные персонажи играют роль добра, которое любыми способами побеждает это самое зло. Таким образом, автор создаёт удивительную картину, в которой перед нами предстаёт борьба самого добра и зла, в истинных их проявлениях. В конце же борьбы, автор показывает, что добро всегда побеждает зло, в любом случае, даже независимо от обстоятельств, что в свою очередь мотивирует читателя совершать только добрые поступки, которые в свою очередь делают окружающий нас мир лучше и чуточку добрее.

Чёрт же предстаёт перед нами точно также как он и описан в народном фольклоре, откуда и брал его прообраз Гоголь. Он маленький, чёрный, с животными чертами лица. Отвратительный всем своим внешним видом, таким образом, автор создаёт образ антигероя, задача которого в произведении всеми силами отталкивать от себя симпатию читателя. Что у него достаточно хорошо получается.

Характером же Чёрт как таковой не имеет каких-либо человеческих черт, но отчаянно старается их имитировать, и притом имитировать не самые лучшие черты, и отнюдь не добродетели. Он показывает себя как хитрое, злостное, и алчное существо, которое готово пойти на всё, и не поступиться самыми омерзительными поступками, дабы получить желаемое, таким образом и складывается внешний образ персонажа, который автор наполнил множеством интереснейших уникальных черт, и которые в совокупности с персонажем и его историей, создают уникальный образ, который врезается в память читателю, и вводит его в некие размышления над прочитанным.

Я считаю, что именно эти черты характера и образ были показаны в произведении “Ночь перед рождеством” в персонаже Чёрта.

Образец 6

«Ночь перед Рождеством» - повесть Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1830 – 1831 годах. Увидела свет в издании «Вечера на хуторе близ Диканьки» и завоевала любовь народа. Яркие, оживлённые описания главных героев, продуманные до мелочей характеры и подробное, представляющее в уме читателя картину, описание нечисти легко давалось писателю.

Образ черта в данной повести не стал исключением из правил писателя. Перед читателем предстаёт самый настоящий чёрт, с узенькой мордой как у немца, заканчивающаяся пятоком, как у свиньи, тонкие ноги и острый длинный хвост как у настоящего губернского стряпчего. Такое сравнение с людьми не с проста, оно нарочно высмеивает и сравнивает их с чертом. Также чёрт наделён небольшими рожками на голове и козлиной бородкой.

Поведение черта заключается в постоянном желании обмануть. Его пяточок всё время принюхивается, будто ищет кого одурачить. Чёрт остроумен и ловок, труслив и мстителен. Увидев такой набор качеств, читатель может провести параллели, например, что мстят только трусы. Несмотря на это, чёрт не обделён и волшебными, непривычными силами: превращается в коня, летает по небу и то уменьшается в размерах, чтобы полезть в карман Вакулы – кузнеца. Сопоставление с людьми во внешности и характерах поведения делает образ более живым и понятным. Основной целью данного героя повести является месть Вакуле за то, что он нарисовал картину на стене церкви при входе, где Святой Пётр изгоняет нечисть.

Украв месяц, чёрт надеется, что Чуб, отец Оксаны, в которую влюблен Вакула, испугается темноты и вернётся домой от дьяка. Там, по плану чёрта, он должен был застать Вакулу с Оксаной и прогнать его, так как не одобрял его любви к своей дочери. Но чтобы не делал чёрт, всё шло далеко от его планов. И вместо того, чтобы испортить жизнь Вакуле, он наоборот помогает осуществить его мечту – жениться на Оксане. Перевозит кузнеца на собственной спине в Санкт – Петербург к царице, залезает в карман, проводит на приём к Екатерине Великой и везёт обратно, снова на своей спине. За всю работу, Вакула награждает его ударами розг и побоями. Добро торжествует, ведь чёрт не смог помешать любви и чистому сердцу кузнеца.

Чёрт играет огромную роль в произведении. Несмотря на свои сверхчеловеческие способности, он проигрывает Вакуле и выполняет его приказания. Чёрт побеждён. Я считаю, что таким образом автор хотел показать, что со злом можно и нужно бороться. Главное быть честным, добрым и сильным духом и телом, как Вакула – кузнец.

Сочинение 7

Одним из самых знатных и действительно универсальных произведений великого писателя – Николая Гоголя, является повесть «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Николай Васильевич скрупулезно придумывал образы, стараясь показывать все преимущества и недостатки, каждый герой по-своему особенный. Писатель верил в фантастические, сверхъестественные силы, а также в народные суеверия, поэтому в своем произведении нашел место для ведьмы и черта, который стал одним из самых ярких персонажей.

Черт – разумный и хитрый своего рода, проказник. В начале повествования говорится, что у него остается всего одна ночь, когда есть возможность безнаказанно бродить в мире людей и учить их грешить. Вследствие этого, черт пытается подоспеть напакостить везде.

Николай Гоголь дал мистическому существу негативные качества людей, такие как: хитрость, трусость и коварность. Однако, все равно отмечает, что он «умен как черт» и «чертовски красив».

Этот образ приближен к человеческому, несмотря на наличие копыт, рожек и хвоста. Черту свойственно мерзнуть, как и обычным людям. Еще стоит обратить внимание, на его отношения с Солохой. Ухаживая за ней, он ведет себя, как простой мужчина. Подобные вещи, делают персонажа совсем нестрашным, а даже наоборот, немного забавным, вызывающим улыбку на лице.

Мстительность героя проявилась, когда он пытался насолить кузнецу Вакуле, за то, что он создал обидный для него рисунок. Однако, его месть напоминает месть маленького ребенка. Но черт все равно радуется, ведь у него все же есть возможность отомстить. Ярким и запоминающимся действием стала кража луны, чтобы жители Диканьки не нашли верный путь. Спустя время, она выскользнула из рук черта, и все стало на свои места.

Прочитав все произведение, складывается мнение, что один из главных персонажей – черт, наделен особенным обаянием. Трус и проказник, абсолютно не страшен, а смешон. Вдобавок ко всему, с большими моральными особенностями.

С помощью черта, Гоголь как бы указывает на слабости людей. И в конце, довольно интересно обыгрывает, пытаясь показать, что зло наказуемо: Вакуле удается перехитрить мистичного озорника.

Несколько интересных сочинений

    Жизненные ценности весьма обширное понятие, которое охватывает, по сути, все сферы человеческой жизни. Ценности могут быть как материальными, так и нравственными.

  • Анализ рассказа Говори мама говори Екимова

    Каждый родитель боится быть брошенным своим чадом. Страшно в какой-то момент прийти к осознанию, что в тебе не нуждаются, что ты уже не нужен. В старости родители надеются на заботу со стороны своих детей, на благодарность и любовь.

  • Детство - самая великолепная и беззаботная пора! Это время наполнено волшебством и искренней радостью, смелыми мечтами, которые без сомнения сбываются

  • Остроухов И.С.

    Илья Семёнович Остроухов родился в 1858 году в Москве. Он был очень разносторонней личностью и, помимо изобразительного искусства, которым прославился, увлекался писательством

  • Мысль народная в романе-эпопее Война и мир Толстого

    Лев Николаевич, понимает слово народ, совершенно по другому, нежели его читатели. Он говорил о том, что именно народ является неотъемлемой частью истории человечества.

Николенко О. Н., Николенко Е. С. (Полтава, Украина), д. ф. н., проф., зав. кафедрой зарубежной литературы Полтавского национального педагогического университета имени В. Г. Короленко / 2012

Начиная с XVII века, Украина вызывала большой интерес в Европе и в России как край прекрасной природы, самобытных традиций и истории. Этот интерес усилился в конце XVIII — начале XIX веков в связи с развитием романтизма.

Пребывая в Петербурге, Гоголь писал в своих письмах матери и сестрам, чтобы они присылали ему малороссийские истории, народные поверья, описания украинских костюмов и обрядов. Все это он использовал в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», который был напечатан в течение 1830-1832 годов и имел очень большой успех.

Связь цикла «Вечеров» с народными традициями уже была предметом отдельных исследований на уровне особенностей художественного сознания, отдельных мотивов и литературных приемов (В. Звиняцковский , П. Михед и др.). В последнее время появились серьезные работы по этой проблеме, касающиеся архетипов (А. Гольденберг ) и мифопоэтики (Л. Софронова ) раннего Гоголя. Однако связь творчества писателя с украинским фольклором и народной мифологией остается довольно сложным вопросом гоголеведения, требующим продолжения изучения конкретных текстов цикла.

Диканька как топос была весьма знаковым местом как исторический перекресток (судеб России и Европы в контексте Северной войны), сакральный перекресток (в связи с древними легендами о чудотворной иконе), романтический перекресток (в связи с историей любви Мазепы к Марии Кочубей). Это место стало своеобразным перекрестком судеб людей, связанных с семьей Гоголей (архитектор Диканьской церкви М. Львов и писатели Г. Державин, В. Капнист были женаты на сестрах, Кочубеи занимали видное место в столице). Таким образом, Диканька в художественном сознании Гоголя соединяла в себе его родину и столицу, историческое и сакральное, реальное и мифологическое.

Топос Диканьки четко обозначен Гоголем в предисловии к первой части «Вечеров»: «Про Диканьку же, думаю, вы наслышались вдоволь. И то сказать, что там дом (имеется в виду усадьба Кочубея - авт.) почище какого-нибудь пасичникова куреня. А про сад и говорить нечего: в Петербурге вашем, верно, не сыщете такого...» (I, с. 106) Фома Григорьевич, дьяк диканьской церкви, - один из имплицитных персонажей в цикле «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В своей книге Гоголь открывал обществу еще не открытую ранее Украину - не только как часть российской истории и часть российской империи, но и как край, имеющий свое национальное своеобразие, мифологию, фольклор, традиции и обычаи. Гоголь утверждал тем самым не столько экзотичность, сколько культурную уникальность и самобытность Украины, которая, хотя и входила как Малороссия в состав Российской империи, но все-таки имела и некоторые отличия.

В перечень не понятных для читателей слов наряду с экзотизмами и варваризмами - названиями деталей украинского быта и культуры (бандура, батог, жупан, каганец, галушки, гопак, макитра, плахта, сопилка и др.) Гоголь включил наименования, свидетельствующие о национальной идентификации. Например: «кацап - русский человек с бородою», «чумаки - «обозники, едущие за солью и рыбою в Крым» (1 часть), «малороссияне , едущие за солью и рыбою, обыкновенно в Крым» (2 часть). Описательное толкование украинских слов (дивчина, парубок, козак и др.) через русский язык свидетельствует, с одной стороны, об ощущении автором причастности к русскому миру, но с другой стороны, это акцентирует также национальное своеобразие созданного Гоголем художественного мира.

В предисловии к первой части сборника содержится указание на то, что «вечерницы» (укр. вечорниці ) похожи на столичные балы, но не совсем: «Они, изволите видеть, они похожи на ваши балы; только нельзя сказать, чтобы совсем. На балы если вы едете, то именно для того, чтобы повертеть ногами и позевать в руку; а у нас соберется в одну хату толпа девушек совсем не для балу, с веретеном, с гребнями; и сначала будто и делом займутся: веретена шумят, льются песни, и каждая не подымет и глаз в сторону; но только нагрянут в хату парубки с скрыпачом - подымется крик, затеется шаль, пойдут танцы и заведуться такие шутки, что и рассказать нельзя. Но лучше всего, когда собьются все в тесную кучку и пустятся загадывать загадки или просто нести болтовню. Боже ты мой! Чего только не расскажут! Откуда старины не выкопают! Каких страхов не нанесут!..» (I, с. 104).

Традиции украинского фольклора, образы, мотивы и символы народной мифологии повлияли на художественную структуру произведений, собранных в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки», что ярко проявилось в повести «Ночь перед Рождеством», которая открывает вторую часть цикла. Еще в предисловии к первой части автор говорил о замысле второй: «Пусть лучше, как доживу, если даст Бог, до нового году и выпущу другую книжку, тогда можно будет постращать выходцами с того света и дивами , какие творились в старину в православной стороне нашей» (I, с. 106).

Мотивы «того света» и «дива» («чуда») являются ключевыми в повести «Ночь перед Рождеством» и восходят к традициям язычества и христианства, нашедшим яркое отражение в украинском фольклоре, мифологии и в украинской обрядовой культуре.

События в повести происходят в «святой вечер» (укр. Свят-вечір, Багатий вечір, Свята вечеря ). В этот вечер готовят двенадцать постных блюд, собираются всей семьей, читают молитвы, поминают усопших, молодые люди носят еду своим крестным матерям и отцам. В этот вечер все ждут первую звезду, чтобы разговеться. Центральным блюдом на предрождественском столе была кутя (в повести Вакула вспоминает про «голодную кутю», то есть постную), приготовленную из даров природы - символ дальнейшего благополучия, процветания и оберег от злых сил.

Издавна считается, что в Свят-вечер происходят удивительные и волшебные события, необычайные превращения и даже встреча с нечистой силой, которая должна отступить перед христианским праздником Рождества. В повести «Ночь перед Рождеством» такие необычайные превращения встречаются повсеместно (ведьма превращается в Солоху, черт - в коня и т.д.). Волшебные события происходят и в земном мире: кузнец Вакула оседлал самого черта, слетал в Петербург, достал у самой царицы черевички для прекрасной Оксаны.

Вечер (и ночь) в романтизме - особое время, время таинственное, время встречи реального и потустороннего миров, Бога и Дьявола, добра и нечистой силы. Гоголь придает романтическим концептам «вечер» и «ночь» сакральное значение и национальный колорит украинской культуры.

Как известно, христианские праздники начинаются еще накануне, поэтому вечер и ночь включены в их сакральное время. Кроме того, ночь в языческой традиции славян считается временем особо магическим и особо действенным, когда вся нечистая сила выползает из темных углом и необходимо ей оказывать активное противодействие. Вечер и ночь - время любовной печали, скорби по несчастливой судьбе. С вечером и ночью связан в народе целый ряд поверий (На ночь не отдают одолженные деньги, не выбрасывают мусор, не выливают воду после купания ребенка и т.д.). Символический атрибут ночи - черный конь (не случайно у Гоголя черт превращается в Петербурге в коня).

Фольклорная структура «вечорниць», акцентированная автором в предисловии к первой части, повлияла на построение произведений из гоголевского сборника. Повесть «Ночь перед Рождеством» ориентирована на устную традицию, то есть на рассказывание некой истории, которое прерывается песнями, шутками, сценками из народного быта - ссорами (укр. сварками ), драками (укр. бійками ), слухами (укр. чутками ). Повесть состоит из отдельных новелл, каждая из которых основана на конкретном эпизоде, но эти новеллы внутренне связаны между собой, а финал каждой из них создает эффект ожидания продолжения, что также характерно для фольклорной структуры украинских «вечорниць».

Отметим еще и то, что «вечорниці» в украинском фольклоре - это некая синтетическая структура, где органично соединены слово, музыка, танец, театрализованные действа, где бытовое может соседствовать с сакральным, мистическим, где смешное и страшное могут присутствовать одновременно. Для «вечорниць» характерно многоголосие, стилевое разнообразие, постоянное обращение к собеседникам, а вернее - к участникам действа. Этот художественный синкретизм наблюдается в повести «Ночь перед Рождеством».

На структуру повести «Ночь перед Рождеством» повлияли также традиции украинского вертепа, где представление разыгрывалось в разных ярусах - верхнем (небесном) и нижнем (земном). В верхнем ярусе показывали религиозные сюжеты, а в нижнем - смешные сценки из народного украинского быта. Традиционными персонажами украинского вертепа были Богородица, Иисус, Ирод, Черт (в верхнем ярусе), Баба, Москаль, Цыган, Шинкарь, Дьяк (в нижнем ярусе). Главным и самым популярным героем вертепа был Козак (Запорожец) - наиболее динамичный персонаж, он всегда выходил победителем во всех сценках.

В повести «Ночь перед Рождеством» представлены знаковые персонажи украинского вертепа - баба (Солоха, ткачиха, Переперчиха), дьяк, Голова, козак, кузнец, красавица (Оксана), царица, кум. За ними закреплены характерные черты: баба хитрая и сварливая, герой смелый и целеустремленный, красавица гордая, царица справедливая и великодушная, козак всезнающий и всемогущий, голова глупый, кум пьяный, дьяк похотливый и т.д.

Верхний и нижний ярусы в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» оказываются взаимопроникающими, образуя органическое единство художественного мира повести. Величественная история о рождении Христа включена в земной мир с его бытовыми приметами и реальними историями. Стирание границ, перемещение из одного мира в другой, взаимопроникновение миров обеспечивается чудесными превращениями персонажей и свободой устного рассказывания (здесь автор-рассказчик выступает как Творец, приводя в движение весь созданный им мир).

В художественной организации повести «Ночь перед Рождеством» проявились также традиции обрядового украинского фольклора.

Колядки - календарно-обрядовые песни, которые исполняли в Украине еще со времен язычества. Название связано с Колядой - богом, который в язычестве начинал новый Круг Солнца (Сварога), то есть новый хозяйственный год. С принятием христианства Коляда ассоциировался с великим праздником Рождества. Обряд колядования состоял в том, что колядники ходили от дома к дому, пели хвалу Богу и добрые пожелания людям, а взамен получали пожертвования в общий мешок, потом эти пожертвования делились среди всех участников процессии. Коляда - символ обновления мира, символ святости и чистоты, победы добра над злом. Само слово «Коляда» происходит от «коло» (отсюда укр. коло, колесо, колядувати ) - символ Солнца. В колядках величали рождение Солнца и самые важные составляющие Вселенной - Огонь и Воду, а также рождение Христа.

Вот колядки, записанные А. Афанасьевым:

За горою крутою,

За рікою бистрою

Стоять ліса дрімучі,

В тих лісах вогні горять,

Кругом вогнів люди стоять,

Люди стоять, колядують.

Ой, Коляда, Коляда!

Ти буваєш, Коляда,

Напередодні Різдва.

Їхала Коляда

В мальованому возочку,

На вороному конику!

Заїхала до Василя у двір.

Василь, Василь! Подаруй Коляду.

Коляд, коляд колядниця,

«Мед і паляниця» - традиционные символы Солнца, «Їхала Коляда» - это также Солнце, поворот которого радостно празднуют люди. Нередко колядники переодевались или выворачивали кожух, изображая волка (для отпугивания злых духов). Среди колядников был и тот, который представлялся чертом, он надевал на себя шкуру, лицо вымазывал сажей, к голове прикреплял рога, к носу - пятачок, в зубы брал горячий уголь. Он был активным участником действа (отельных сценок) во время колядования.

В построении сюжета повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь опирался на обряд колядования, который часто наблюдал на родине. К Оксане приходят колядники, среди которых ее внимание привлекает Одарка и ее новые черевички. Солоха прячет тех, кто к ней приходил в мешки, а Вакула выставляет их на улицу, что приводит к новым сюжетным поворотам. Атмосфера веселого народного гуляния-колядования царит в повести.

Идея единства народа, собравшегося славить Христа в колядках, постоянно звучит в произведении: «Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкающегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков» (I, с. 220). В радостном единении жители Диканьки и окрестных деревень ожидали праздник рождения Христа, вместе они и встречают праздник в церкви. «Настало утро. Вся церковь еще до света была полна народа...» (I, с. 240).

Даже в самом построении гоголевской фразы, особенно в самом начале, ощущается влияние колядок, где традиционными символами являются звезды, месяц, а также звучит хвала Христу и обращение к добрым людям и ко всему миру. «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру , чтобы всем было весело колядовать и славить Христа » (I, с. 201).

В связи с фольклорной традицией колядования в повесть Гоголя входит тема борьбы света и тьмы, добра и зла, нового поворота жизни и единения народа перед нечистой силой.

Наряду с колядками Гоголь упоминает и другие обрядовые песни украинцев - щедровки (укр. щедрівки ). Автор прибегает к прямому цитированию: «То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кільце ковбаски!

Хохот награждал затейника» (I, с. 220).

Почему же смеялись над тем, кто вдруг запел щедровку?

«Щедрый вечер» (укр. Щедрий вечір ) входит в цикл новогодних и рождественских праздников, но он не совпадает со «Свят-вечером», а наступает на неделю позже. Щедровки (укр. щедрівки ) - это те магические слова, которые должны умилостивить щедрого Бога Спаса и дать в новом году хороший урожай.

Колядки и щедровки, непосредственно введенные Гоголем в повесть «Ночь перед Рождеством», придают произведению атмосферу лиризма, традиционной народной культуры и акцентируют вечные темы и мотивы, которые разворачиваются в повести: поворот к новому хозяйственному году, борьбу света и тьмы, добра и зла, а также приход великого православного празника, ради которого должны объединиться христиане.

В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается еще один жанр украинского фольклора - дума (когда Вакула размышляет об Оксане). В его монологе звучит сомнение, но вместе с тем и уверенность в преодолении трудностей. В уста Вакулы Гоголь также вкладывает народную песню «Мені с жінкой не возиться...». Это часть народной песни «Ой на, ой на горі та й женці жнуть...», в которой звучит тема Запорожской Сечи, походов козаков (там упоминаються Сагайдачный, Дорошенко). То есть в образе кузнеца Вакулы акцентированы также черты козака.

Связь Вакулы с украинским козачеством подтверждается и сценами в Петербурге, где он не идет сразу к царице, а уповает на дружескую поддержку запорожских козаков, которые проезжали через Диканьку. Мотив козацкого товарищества впоследствии станет центральным в повести «Тарас Бульба». Смелость и прямодушне героя при встрече с царицей (что также соответствовало кодексу украинского козака) помогли ему получить заветный предмет - золотые черевички для Оксаны.

В повести «Ночь перед Рождеством» присутствуют отдельные элементы украинской народной сказки: на уровне образов (герой и красавица, два кума, жена и обманутый муж, баба и ее воздыхатели, две сварливые бабы, чудесные превращения персонажей и т.д.), на уровне сюжетных структур (испытание героя красавицей, бабьи увертки, встреча героя с чертом, договор черта с человеком и т.д.), на уровне хронотопа (домашний мир - столица, земное - потусторонее и т.д.), на уровне мотивов (борьба добра и зла, света и тьмы, героя и черта, испытание героя, поиск заветного предмета, необходимого для счастья и т.д.), на уровне стиля и языка (обещание (укр. обітниця), повторы, традиционные эпитеты и метафоры, народные обороты речи и т.д.).

В финале повести «Ночь перед Рождеством» традиционный мотив народной сказки - достижение счастья с помощью заветного предмета, добытого героем, а также преображение героев (Оксане уже не нужны черевички, потому что она поняла, что любовь важнее) связан с христианским мотивом «чуда» во время великого празника Рождества.

Месяц - традиционный славянский симол наряду с Солнцем. Согласно древним верованиям, от союза Солнца и Месяца родились звезды. В древних колядках небесный мир предстает весьма гармоничным: небо называется храмом (чертогом), Месяц - владыка, Солнце - его жена, а звезды - их дети. В украинских легендах месяц, который сияет ночью, пробуждает зерна жизни и придает им плодородности. При стареющем месяце не начинали посевов. Считалось, что если сеять хлеб «на молодика» (то есть при молодом месяце), хлеб будет расти быстрее. С месяцем были связаны и колядки, и песни (посевные), и заговоры (укр. замовляння). Чтобы месяц способствовал благополучию семьи, ему приносили жертву в виде вареников или галушек, которые по форме напоминают месяц. Отзвуки всех этих фольклорных и мифологических представлений находим в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Черт украл месяц, а это несло угрозу всему миру. Пацюк ест галушки и вареники, что связано с мифологическими представлениями о магической силе месяца.

Представители «того света» - ведьма и черт показаны в домашнем пространстве, они приобретают человеческие черты и действуют наряду с персонажами-людьми. Черт имеет черты «яреськовского головы» и «губернского стряпчего». А ведьма превращается в Солоху, которая «причаровывает» мужчин. В украинской традиции и черт, и ведьма имели целый ряд наименований, различных по семантике (страшных, эвфемизмов, комических и т.д.). Это проявляется в повести «Ночь перед Рождеством»: черт - немец проклятый, проворный франт с хвостом и козьей бородою, лукавый, злой дух, лысый, хромой, сатана, кака и др.; ведьма - Солоха, хозяйка, черт-баба и др.

Конфликт кузнеца Вакулы с чертом является своеобразной интерпретацией известной украинской пословицы «Не так страшен черт, як його малюють». В украинском фольклоре довольно широко распространены сюжеты о различных похождениях черта в земном мире, об ухаживаниях (укр. залицяннях) черта за женщиной (вдовой, чужой женой), о воровстве чертом месяца (солнца, звезд), о договоре (контракте) черта с человеком, о победе героя над чертом. Черт в народной мифологии способен стремительно летать по небу, рассыпаясь искрами, и (как и ведьма) через дымоход влетать и вылетать . Поэтому образ дыма восходит к древним мифологическим представлениям о нечистой силе. Очень часто в украинских народных сказках черт предстает обманутым - герой заставляет его действовать в своих интересах. Черт, как правило, должен помочь герою жениться, достать какой-либо заветный предмет, выполнить невыполнимую задачу. Этот фольклорный мотив прослеживается в повести «Ночь перед Рождеством» Гоголя. В данном случае мотив победы над чертом согласуется с христианской идеей Рождества.

Образы черта и кузнеца Вакулы тесно связаны в произведении Гоголя. Еще в языческих представлениях кузнец (укр. коваль ) наделялся особой магической силой, потому что он был властителем стихии огня. Кроме того, кузнецов считали в некотором роде «жрецами», поскольку «ковати» (укр. кувати ) означало искусство вообще, в том числе и магическое. Во времена христианства ремесло кузнеца приобрело еще большую значимость, потому что кузнецы работали на строительстве церквей. Кузнец Вакула не только умеет работать молотом, но еще умеет рисовать (малевать). Он разрисовал Троицкую церковь картинами Страшного суда, что обусловило его конфликт с чертом, и черт ему мешал не только во время рисования, но и в жизни (стремясь поссорить с Чубом, тем самым не давая жениться на Оксане).

Мотив «малювання» появляется в повести не один раз. Кузнец увидел в покоях царицы Пречистую деву и с младенцем на руках, и это сильно его взволновало. В финале повести уже сама Оксана появляется как Пречистая дева с дитям. Хата у Вакулы и Оксаны «размалеванная». А того черта, что нарисовал Вакула в церкви, бабы показывали детям и говорили: «Он бачь, яка кака намальована» (I, с. 243).

Таким образом, действие «малювання» имело сакральное значение, оно восходит к мифологическим представлениям древних славян о том, что с помощью определенных символов, знаков, цветов можно преодолеть злые силы. В эпоху христианства «малювання» стало еще больше распространено в связи с иконографией. В украинской народной традиции разрисовывали церкви, хаты, пасхальные яйца (писанки), одежду (сорочки, плахты, пояса и т.д. с помощью вышивки), посуду, печи и др., что считалось оберегом от черта.

В повести «Ночь перед Рождеством» используется цветовая символика, основанная на мифологических представлениях народа. Красный цвет («кругом красною краскою») - символ Христа, его крови, а также цвета молодости и любви (у Оксаны сорочка была вышита красным шелком). Зеленый - цвет природы, расцвета, семейного счастья. В зеленый цвет кузнец Вакула выкрасил крылос Троицкой церкви, украсил его красными цветами. Такой рисунок вполне согласуется с традициями украинского барокко. Гоголю было известно, что Троицкая церковь была построена в форме креста (вот еще почему черту там было плохо) в стиле позднего барокко. Поэтому всяческие украшения для нее были вполне естественными, хотя она была однокупольной.

Существует и другая украинская пословица: «Баба гірше за чорта». Она художественно интерпретирована автором в образе Солохи. Ведьма - один из ярких персонажей украинской демонологии. Как известно, ведьма происходить от слова «ведать», то есть она обладала особым знанием и умела ворожить, причаровывать, перевоплощаться. Распознать ведьму среди людей очень сложно: она может быть старой и молодой, представать в различных ипостасях. У Гоголя в повести «Ночь перед Рождеством» Солоха изображена весьма привлекательной ведьмой, она не вредит главным героям, но некоторым образом влияет на ход событий. Мотивы бабьих уверток, проказ, причарування и ухаживания являются весьма распространенными в украинских народных сказках. А то, что Солоха-ведьма - мать кузнеца Вакулы (который также наделен определенной магией) вполне естественно. В украинском фольклоре довольно частым является мотив, когда герой должен пройти определенное духовное испытание и преодолеть действие злых сил, очиститься и выйти к новой жизни.

Ночь в народной традиции делилась на три части: первая - от захода Солнца до полуночи; вторая - до пения петухов; третья - до восхода Солнца. В повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» отражена эта трехчастная временная структура. В начале повести события начинаются с того момента, как выглянул месяц и высыпали звезды на небе. Основные события разворачиваются до полуночи и после. Вакула вернулся из Петербурга в свою хату, когда пропел петух (в народной традиции - символ солнца, света, огня, воскресения, мужской силы, воина против злой силы; в христианстве - символ воскресения, победы доброго духа над злым, покаяния), а потом проспал заутреню и обедню.

В фольклоре время и пространство способны изменять свои границы, (вплоть до их отсутствия вовсе), сжиматься, наслаиваться, взаимопроникать, что и происходит в повести «Ночь перед Рождеством», когда в течение одной ночи происходит так много событий - и бытовых, и фантастических, и смешных, и драматических, но в результате все направлено к одной точке - к достижению победы добра, света и любви.

В финале произведения соединяются христианские мотивы воскресения («Чуб выпучил глаза, когда вошел к нему кузнец, и не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем» (I, с. 242)), возвращения блудного сына (Вакула падает ниц перед Чубом просит прощения), покаяния (Вакула кается во всем), Троицы (три раза Чуб бьет по спине Вакулу) и фольклорные мотивы сватовства (Вакула просит руки Оксаны), подношения даров (Вакула дарит черевички Оксане) и нравственного очищения (Оксана говорит: «Я и без черевиков...»).

Мотив «славы» («славить») закольцовывает композицию повести. Если в начале произведения шла речь о том, как всем было весело колядовать и славить Христа, то в конце повести архиерей, который проезжал через Диканьку и увидел «размалеванную» хату кузнеца Вакулы, произнес: «Славно! Славная работа!». Мотив славы в повести Гоголя распространяется уже не только на небесный мир, но и на мир земной, в том числе на творения рук человеческих, на его искусство жизни. В украинской народной традиции до сих слово «слава» имеет особый магический смысл («Слава Украине!» - «Героям слава» - так приветствуют друг друга люди на больших украинских праздниках).

Таким образом, традиции украинского фольклора и народная мифология повлияли на художественную структуру повести «Ночь перед Рождеством», в частности на сюжет, образную систему, мотивную организацию, художественное время и пространство, а также на жанровое содержание произведения, его стилевое своеобразие и язык. Фольклорные и мифологические структуры в повести Гоголя способствовали утверждению христианских идей и торжества духовных возможностей человека, его единения с Богом, природой и людьми. Кроме того, использование элементов украинского фольклора и народной мифологии способствовало созданию национального образа мира в творчестве Гоголя.

05.01.2015 4538 645 Макушева Елена Геннадьевна

Цели: учебная: обобщение и систематизация материала о Н.В. Гоголе и его произведении "Ночь перед Рождеством”; формировать умение давать характеристику литературным героям, проводить самостоятельное исследование текста, развивать у учащихся умение анализировать и обобщать прочитанный текст;

развивающая: развитие речи, формирование артистических навыков, помочь учащимся проникнуть в мир Н.В.Гоголя на примере изучаемой повести; учить навыкам работы в группах, защищать свой мини-проект;

воспитательная: привитие интереса к литературе; создать ситуацию успеха.

Оборудование: иллюстрации к повести, презентация урока в формате Microsoft Power Point 2007, текст повести,

запись на доске: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина

домашней жизни народа, его маленьких радостей,

его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

(В.Г.Белинский.)

Ход урока:

1.Оргмомент. Объявление темы, целей и задач урока. Мотивация.

· - Психологический настрой.

2.Слово учителя.

Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами продолжим изучение повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Тема нашего урока: Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Поэтизация верности и бескорыстной любви.

Вы продолжите начатую работу в группах, расскажите о герое, которого выбрали для анализа, т.е. дадите ему характеристику. И, конечно же, мы с вами продолжим наслаждаться удивительным миром гоголевской прозы, миром, в котором чудесным образом переплелись реальность и фантастика. Итогом нашей работы будет экспресс-газета, которую вы выпустите к концу урока.

Вы помните, что в этой книге перед читателем предстал украинский народ, носитель благородных и высоких стремлений, с его прошлым и настоящим, самобытной и колоритной речью, пересыпанной пословицами и поговорками. Не случайно многие критики и писатели восхищались необычайной красочностью стиля Гоголя.

В этом можно убедиться, если погрузиться в текст повести «Ночь перед Рождеством», о которой критик В.Г.Белинский писал: «Ночь перед Рождеством» есть полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, - словом, тут вся поэзия его жизни».

3.Работа над темой урока.

3.1. Беседа.

Что мы знаем о жизни великого русского писателя Н.В.Гоголя?

С какой книгой мы познакомились? - Сколько повестей входит в ее состав?

Что мы узнали о жизни украинского народа? - Какие черты характера присущи украинцам?

Перечислите предметы народного быта.

3.2.Беседа по содержанию первых страниц повести.

– О чём говорится в начале повести? В какую красоту нас окунает писатель?

· (Начинается произведение с описания зимнего пейзажа. Ночь накануне великого христианского праздника – Рождения Иисуса Христа)

– Какие фантастические черты несёт пейзаж?

· (Пейзаж одушевлён: «Глянули звёзды», «Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям и всему миру…», «месяц…заглядывал»).

– Кто и почему нарушает эту красоту?

· (Эту тишину, красоту нарушают злые силы – чёрт, ведьма. Они ведут себя наиболее активно, смело, стараются навредить добрым людям, потому что им осталась только одна ночь бродить на белом свете.)

– Вот мы и познакомились с героями повести – это чёрт и ведьма. Посмотрите на доску и запомните, как они выглядят (слайды).

– Что делает ведьма?

· (Ведьма поднимается на своей метле на небо и собирает в свой рукав звёзды).

– Что делает чёрт? (Чёрт крадёт месяц).

v Просмотр презентации

· А кто же является главными героями повести? (Оксана и Вакула)

· Какие они? Давайте найдем в тексте описания черт характера героев.

v Работа с текстом.

3.3.Составление кластеров (работа в группах).

Теперь переходим к следующей части нашего урока. Возьмите листочки и фломастеры, которые лежат перед вами. Составим кластеры на героев повести.

v 3.4.Физкультминутка.

Давайте прервем нашу работу и немного отдохнем. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы с вами выполним несколько упражнений.

1-ое упражнение – потягивание. Представьте себя в роли черта. Вам нужно собрать как можно больше звезд. Прямо над собой достаем звезду, слева, справа (3 раза)

Следующее упражнение – ходьба на месте. Вы – Чуб и кум, идущие по зимнему хутору в гости к Солохе. Итак, начали…

3 упражнение - дыхательная гимнастика. Подул сильный ветер. Выдыхаем воздух. Ветер стал поднимать снег. Ничего не стало видно. Закрыли глаза. Открыли.

4 упражнение – приседание . Наконец-то вы оказались в доме Солохи. Но постоянно в дверь ее хаты кто-то стучится. Солоха вынуждена прятать вас в мешок. А для этого вам надо присесть. Итак, выполняем 10 приседаний.

3.5.Работа по теории литературы.

Учитель: Ребята! Когда Пушкин прочитал "Вечера на хуторе близ Диканьки”, он сказал: "Что за прелесть эти сказки!”.

v Какие элементы сказки встречаются в повести?

1) Чёрт украл месяц; 2) Вакула летает на чёрте; 3) Царица подарила свои черевики.

v А какие слова использованы в переносном смысле?

– Снег загорелся широким серебряным полем, весь обсыпался хрустальными звездами;

– От мороза горят щёки.

3.6. Народные традиции.

– Какой украинский религиозный праздник описывает Гоголь? Ответ : Рождество.

– О каких обрядах вы узнали? 1. Колядование. (Маскарад). 2. Пост. Голодная кутья.

– Что вы узнали о посте?

Ответ: Можно есть только постную пищу. Нельзя употреблять в пищу мясо, сметану и другую жирную пищу.

– Да, у русского и украинского народов во время поста нельзя есть пищу животного происхождения для того, чтобы очистить организм. А воздержание и молитвы очищают душу.

Учитель: Ребята, мы познакомились с характерными чертами Гоголевских героев, которые характеризуют типические черты украинского народа.

– А какие черты, по-вашему, характерны для нашего народа? это: гостеприимство, уважение всех национальностей и вероисповедания.

Да, ребята, для каждого народа мира есть характерные типичные черты, которые описываются писателями в своих произведениях.

Ребята, эпиграфом сегодняшнего нашего с вами сотрудничества послужит высказывание знаменитого писателя XIX в. В.Г.Белинского "...целая, полная картина домашней жизни народа, его маленьких радостей, его маленьких горестей, словом тут вся поэзия его жизни”.

4.Рефлексия.

4.1. Викторина.

Давайте проверим, удалось ли вам погрузиться в текст повести и оказаться наблюдательными читателями.

(Класс разбивается на две группы)

Представители каждой команды по очереди выйдите к доске и снимите по три звезды. На каждой звезде номер вопроса, на которой команде предстоит ответить.

v Итак, первая команда...

1) Как называлось село, в котором жил гоголевский персонаж Вакула? (Диканька)

2) Кем по родству приходилась ведьма Солоха кузнецу Вакуле? (Матерью)

3)кем по профессии был Вакула из повести «Ночь ….»?(Кузнецом)

4) Назовите «транспортное средство» кузнеца Вакулы при полете в Петербург. (Черт)

5) Как зовут отца Оксаны в повести Гоголя «Ночь…»? (Корний Чуб)

6)Должностное лицо, которому кузнец Вакула выкрасил дощатый забор в Полтаве. (Сотник)

7)Предмет домашнего обихода, в котором хранили добро. (Сундук)

8)Что спрятал черт в карман? (Месяц)

9)Человек, вторым заглянувший в гости к Солохе. (Дьяк)

10)За чем отправился Вакула к царице? (За черевичками)

11)Песни, которые распевали в канун Рождества (Колядки)

12)Что означает выражение «строить куры»? (Ухаживать)

-Молодцы!

4.2.Угадай героя .

В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их».

v Поэтому, я думаю, вы легко узнаете героев повести по их описанию.

1)Спереди совершенно немец, сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире… Узенькая мордочка, ноги тонки. (Черт)

2)Сухощавый высокий мужик с обросшею бородою в коротком тулупе. (Кум)

3) Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой. (Оксана)

4) Была ни хороша, ни дурна собою. Однако же умела причаровать к себе самых степенных казаков (Солоха)

5)Лукавый, с тонкими пальцами, его вторая половина сделала из его толстой косы самую узенькую (Дьяк)

6)Несмотря на небольшой рост в ширину был довольно увесист (Пацюк)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.