Виды боев для игры на гитаре. Гитарный бой. Басовая струна - Заглушка - Басовая струна - Заглушка

После покупки акустики или классики, начинающий гитарист задумывается о новых видах игры.

Освоив свои первые аккордов и переборы, можно переходить к изучению техники игры боем. Разновидностей его много. Читайте, какие есть схемы боя и как его играть.

Представьте картину: молодой парень стоит у окна любимой девушки и не знает, что делать дальше. Чтобы инструмент зазвучал, надо освоить технику боя.

Такая игра простая, обучение не займет много времени. Ознакомьте с основными разновидностями.

Важно! Гитарный бой – это определенное чередование сильных и слабых долей. При помощи незамысловатого ритма создается музыкальное произведение.

Все, что нужно уметь начинающему музыканту – ударять по струнам. Перед изучением любого боя стоит наловчиться. Играть можно как всей рукой, так и одним пальцем.

Попробуйте для начала освоить несколько простых упражнений:

  • Соберите руку будто в кулак, но не замыкайте пальцы. Это правильное начальное положение руки.

    Движением от шестой струны к первой проведите рукой, выпрямляя пальцы. В левой руке можно прижать любой аккорд. Не бойтесь, от вашего удара струны останутся целы.

  • Левой руке зажмите любой из гитарных аккордов. Большим пальцем правой руки проведите по струнам от шестой к первой.

    Играть старайтесь боковой частью с ногтем, фаланга должна быть прямой.

  • Движением, будто подзываете к себе, играйте удар в обратном направлении: от первой струны к шестой. Старайтесь не цепляться ногтями.
  • Вместо всей руки задействуйте только указательный палец. Таким же подзывающим движением проведите по струнам от шестой к первой.

Важно! В некоторых аккордах лучше избегать боя по всем струнам. Например, играя ре минор, лучше не задевать пятую или шестую струну.

После тренировочных упражнений можно приступать к осваиванию новых ритмов. Самые простые виды боя описаны в таблице.

Начинающий музыкант в процессе музицирования может придумать и собственный интересный ритм:

Вид боя Описание
Шестерка (6) Два движения вниз, два вверх, вниз и вверх. Самый простой вид, который можно освоить уже после нескольких минут тренировок. Использовать его можно под размер три четверти
Восьмерка (8) Состоит из восьми ударов, о чем и говорит название техники. Такой бой подходит для произведений на четыре четверти.

Можно использовать для стиля босса нова, выделяя во время игры каждый третий удар

Четверка (4) Состоит из четырех ударов, при которых на третьем звуке стоит задержаться. Подходит для простых двух четвертных размеров
Бой Цоя Назван в честь знаменитого солиста группы «Кино». Играется он быстро, со специфическими акцентами, типичными для произведений Цоя
Блатной Танцевальный ритм, при котором удары чередуются с игрой басовой струны
Испанский При этом играть нужно не простыми ударами, а в технике расгеадо – расставив пальцы веером, поочередно в быстром темпе играя каждым
Регги Вариант с чередованием ударов по струне или деке. Иногда встречаются варианты, когда глушение делается левой рукой
Цыганский Схож по скорости и стилю с испанским. При этом в басу звучит своя мелодия
Бой Высоцкого Классика жанра, который схож с блатной разновидностью. Но вариант отличается усложненностью игры
Кантри Типичен для американской эстрадной музыки фолк. Это чередование игры баса большим пальцем и ударами по всем струнам
Чеченский Особенность боя – расставление акцентов на слабые доли

Освоить принцип игры можно за несколько минут, но достаточно тяжело расставлять правильные акценты.

Играть в несколько этапов: заучите ритмический рисунок, расставьте акценты и выделяйте указанный удар громче. После этого можно приступать к изучению глушения.

Как правильно играть бой с глушением

Глушение – это закрытие аккорда на гитаре. Таким образом, можно создать акцент на доле или придать произведению особенный характер.

Такой прием используется для блатного боя, испанского или американского.

Важно! Приступайте к игре с глушением, когда вид боя будет полностью заучен.

Играть глушение можно двумя основными способами: правой или левой рукой. В первом варианте после удара вверх или вниз поверните кисть, и ребром ладони остановите звучание струн.

Второй вариант – поставьте указательный палец на струны на том ладу, на котором играете аккорд.

Отличный способ глушения – при игре с барре. Просто отпустите аккорд, оставив пальцы на струнах, но не прижимая.

Если нужно заглушить только часть струн, то удобно на басах это делать большим пальцем правой руки, на верхах – указательным.

Простые песни боем по аккордам

Попробуйте применить свои знания на практике. Простые песни помогут освоить бой в совершенстве.

«Пачка сигарет» — выберите бой на две четверти, для песни Сплин – на четыре. Удачи в музыкальном обучении.

«Пачка сигарет»

Вступление: Am C D Em

E|——7-5——3———-5————7-5——-3———5——-
H|———-5——5———-6——-7——5——-5———6——
G|-4-5———5——5-7——-5-4————5——-5-7——5-4-
Em Am C D Em
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда, и сюда,
Обернулся — и не смог разглядеть следы.

Припев:

Em Am C D Em
Но если есть в кармане пачка сигарет,
Значит все не так уж плохо на сегодняшний день.
И билет на самолет с серебристым крылом,
Что, взлетая, оставляет земле лишь тень.

И никто не хотел быть виноватым без вина,
И никто не хотел руками жар загребать,
А без музыки на миру смерть не красна,
А без музыки не хочется пропадать.

Припев.

Сплин «Выхода нет»

Вступление:

Em C G D Em
Сколько лет прошло, все о том же гудят провода,
C G
Все того же ждут самолеты.
C G D

Em

C G
Тает под огнем пулемета.
C G D
Должен же растаять хоть кто-то…

Припев:

Em
Скоро рассвет,
C
Выхода нет,
G D
Ключ поверни и полетели
Em
Нужно вписать
C
В чью-то тетрадь
G D
Кровью, как в метрополитене:
C D
«Выхода нет».
Em
Выхода нет!

Где-то мы расстались, не помню, в каких городах,
Словно это было в похмелье.
Через мои песни идут, идут поезда,
Исчезая в темном тоннеле.
Лишь бы мы проснулись в одной постели…

Припев:

Сколько лет пройдет, все о том же гудеть проводам,
Все того же ждать самолетам.
Девочка с глазами из самого синего льда
Тает под огнем пулемета.
Лишь бы мы проснулись с тобой в одной постели…

Припев.

Полезное видео

Бой на гитаре является одним из важнейших приемов игры на этом инструменте. Очень много песен играется именно этим приемом. Поэтому для начинающих обязательно нужно освоить бой на гитаре.
Теперь начнем разбираться как играть боем на гитаре. Как вы понимаете из названия, суть этого способа игры заключается в ударах по струнам. По струнам можно бить правой рукой (или левой, если Вы левша) или же . Хочу отметить, что большинство исполнителей рок-музыки играют именно медиатором. Да и вообще профессиональные музыканты не употребляют такого термина, как «бой на гитаре» . Это называется ритмическим рисунком, которые в свою очередь бывают разными. Будите вы играть медиатором или нет – это уже ваш выбор, но принцип игры одинаков.

Как играть боем на гитаре

Прежде чем приступить к практике нужно понимать, что самое главное в бое под гитару – это чёткость исполнения. Поэтому начнём с малого. Правильно возьмите гитару и правильно расположите руки. Если Вы не знаете точно, как это сделать, то об этом можно прочитать .
Итак, для начала из исходного положения правой руки Вы должны попробовать ударять пальцами по струнам сверху вниз как бы сгибая и разгибая пальцы. Для более чёткого исполнения этого упражнения попробуйте выполнять удары по струнам под счёт.

  • — обозначение ударов по струнам сверху вниз

Следующим этапом обучения бою на гитаре должно стать освоение ударов по струнам снизу вверх. Здесь просто выполняем вышеописанные советы снизу вверх, как бы цепляя струны. Опять же считаем при выполнении упражнения.

  • ↓ — обозначение ударов по струнам снизу вверх

Ну а теперь играем упражнения вниз-вверх несколько раз под счёт. Это будет простейшая схема боя.

Также важным моментом является глушение струн. Когда вы ударили по струнам и они звучат, нужно резко опустить руку на струны, чтобы полностью заглушить их. Попробуйте ещё бить по струнам вниз-вверх и заглушать их.

  • х — глушение струн

Теперь приведу несколько схем боя на гитаре с глушением струн и без. Для наглядности и лучшего понимания привожу длительность нот, которые соответствуют каждому удару. Если Вы забыли нотную грамоту, то освежить её в памяти можно вот . Темп выбираете сами. Конечно, нужно начинать с медленного темпа.

Схема боя на гитаре №1

Стрелки — это удары по струнам. Сверху соответственно длительность нот

Схема боя на гитаре №2


Схема боя на гитаре №3

Крестиками обозначено глушение струн.

Это далеко не все виды боя на гитаре. Вы сами можете придумать свои или посмотреть на видео как играется та или иная песня. Самое главное понять и освоить принцип этого приема игры.

Наверняка вы уже встречали в самоучителях или других источниках предлагаемые способы ведения аккомпанемента на гитаре в виде РИТМИЧЕСКИХ РИСУНКОВ .
Что же такое ритмический рисунок ? И как его читать?
Для начала рассмотрим простейшие элементы (движения правой рукой в графическом виде), комбинируя которыми получают ритмические приемы извлечения звука:

Все мелодии можно разделить на одинаковые по длительности части – ТАКТЫ . Также все мелодии имеют ритмический рисунок - конкретно выраженную ритмичность чередования И при всем этом данный рисунок не меняется на протяжении всей мелодии.

Главная черта рисунка это его РАЗМЕР – количество более энергичных и ярких нот в одном такте. Зачастую этот рисунок существует только у музыканта в голове, который отсчитывает мелодии с самого ее начала и до конца, следуя по длинным нотам и паузам.

Чаще используются такие размеры: «ДВА» - «ТРИ» - «ЧЕТЫРЕ» - «ШЕСТЬ» . Например, когда шагают солдаты, то они следуют счету: «РАЗ – ДВА – ЛЕВОЙ – ПРАВОЙ» - это размер «ЧЕТЫРЕ» . Допустим, те же солдаты еще и песню будут петь, то получается, чтобы не сбиваться с шага им придется еще и петь в данном размере.
На примере песни:

Если на каждый счет песни будет звучать аккорд, то у нас получится простой вид аккомпанемента. Графический его вид такой:

Из – за того, что все согласные звуки не тянутся их петь нельзя и получается, что все удары попадают на гласные. Из рисунка видим, что аккомпанемент все время идет по кругу. Чтобы изобразить рисунок этого ритма, проще изобразить то, что повторяется.

Примеры показаны для того, чтобы донести одно! РИСУНКОВ РИТМА может быть очень много.

Практика:

Отрабатывать каждый прием нужно очень медленно, отсчитывая (лучше вслух) тактовые ударные цифры (написаны под стрелками).
Для начала отрабатывайте ритм без аккордов на приглушенных струнах. А после зажмите легкий аккорд (например E, С, D ) и тренируйтесь на одном аккорде. Ритм должен быть четким, медленным и ровным. Только после данных упражнений учитесь связывать аккорды, начиная с .

Раз уж первый пост на этой неделе был о , то давайте опять поговорим о фанк гитаре. Почему темой стал именно фанк?

Потому что этот стиль музыки насыщен ритмическими изысками, а именно для начинающего музыканта, важно уяснить насколько важна ритмичная игра, опытные гитаристы, конечно, все прекрасно понимают, и если даже не занимались игрой различных ритмических фигур специально, то просто уяснили их в процессе исполнения каверов. Тут хочется опять напомнить, о пользе . Через новую музыку вы можете знакомиться с неизвестными вам ритмическими рисунками.

Простой пример, до того как я не пошел заниматься к преподавателю, я не особо думал о «ровной» игре и уж тем более о груве. И тут на первом же занятии я получаю задание, посмотреть концерт, например, Мichael Jackson и услышать на какую долю в такте считает публика, а затем посмотреть концерт вечно живой «примадонны» Пугачевой и услышать на какую долю считают зрители Пугачевой.

Простое задание, не так ли?

Результат был достаточно интересным. Оказывается публика, которая приходит на концерты Jackson и не только, считает на слабые доли такта, то есть на 2 и 4, а у Пугачевой народ считает на 1 и 3. Корень тут закопался не особо глубоко, но на тот момент я не понял в чем же разница.

Давайте просто попробуем включить метроном, допустим в темпе 65. Если поставить его на исполнение только половинных нот, то каждая 2 и 4 четверть не будут звучать, мы услышим только 1 и 3. В итоге весь наш ритм будет держаться за эти нотки. Если мы начнем считать про себя 1,2,3,4, то мы получим ритмическую канву и нам будет проще ориентироваться в ритме песни. Но для этого придется напряч мозг, то есть начать считать.

Как-то я уже затрагивал эту тему:

Это значит что, играя в каком-либо размере, вы должны ориентироваться какая именно доля звучит сейчас. Для этого не подходит просто счет про себя, так как, например, в размере 4/4 вам придется называть разные по длительности слова. Раз, два, три, четыре. Че-ты-ре, содержит три слога, и получится, что называя эту долю, мы немного дольше ее держим, а значит, темп уходит без нас.
Вот вам совет, попробуйте говорить доли по-английски, если не помогает, попробуйте представлять картинки с написанными на них цифрами. Можете представить боксерский поединок и симпатичных девчонок проносящих номер раунда. Ну, чтоб еще как-то отмечать про себя смены долей произносите какой-нибудь звук, например «у».

Включите метроном, и пощелкайте пальцами вместе с ним. Оставьте на пару тактов метроном, а на следующие заглушите, при прослушивании записи включите метроном и послушайте результат. Я думаю, он вас не сильно порадует. Проблема тут в том, что мы внутренним чувством ритма цепляемся за метроном. Это своего рода костыль, который помогает нам идти, убрав его, мы продолжаем идти, но спотыкаемся. Чтобы не спотыкаться, мы делаем наши шаги более мелкими, а значит, шагаем чаще. Этот же метод надо переносить и на игру. То есть надо считать чаще, создать ту канву, за которую мы будем цепляться. Мы уже представляем в голове картинки с цифрами, и произносим «у», теперь на наши мелкие шаги будем произносить «та». Шаги могут быть как восьмыми нотами, так и шестнадцатыми, я предлагаю использовать шестнадцатые. Итак, мы получили

«у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та» «у» «та» «та» «та».

На первый взгляд звучит смешно, но без постоянного счета у нас ничего не получится.

Еще интересно будет на эту тему посмотреть видео Victor Wooten, присмотритесь как меняется количество нот, которые играет метроном, но не меняется грув!

Итак, чтобы считать ровно требуется приложить кое-какие усилия, так же и с хлопками на концертах, люди, которым музыка безразлична даже не пытаются считать на какие-то отличные от 1 и 3 доли ноты, все просто и понятно, бочка-рабочий, бочка-рабочий.

Как в анекдоте про басиста:»Соль-До,Соль-До…». Но если вы чувствуете грув песни, если музыка вас «цепляет», то и в ритме оставаться будет не трудно, вы не заметите как начнете считать про себя все доли песни. Это и происходит на концертах именитых звезд. Публике просто нравиться их музыка.

Но вернемся к гитаре.

Итак, чтобы музыка нравилась нужно донести до публики не только гармонию песни, но и ритм. Чтобы песня не звучала пионерской поделкой, придется поработать над собственным чувством ритма. Тут нет простых путей, только занятия. Но заниматься так же надо не абы чем.

Представим партию барабанов в любом миди-редакторе.

Партия хай-хет изображается не конкретной нотой, а простым крестиком. Давайте скопируем этот метод письма для ритмических рисунков гитары. Просто весь ритм запишем такими крестиками:

Одна нота равна одному «х»

Это один такт 4/4 записанный 16-ми нотами, так мы обозначим что каждый «крестик» равен по длительности одной 16-ой ноте. Чтобы записать какая из нот звучит в какой момент, достаточно просто проставить над нужным «крестиком» какой-то символ, например, «>».

х х х х х х х х х х х х х х х х

В этом рисунке, нужно исполнить 1 и 4-ую шестнадцатые ноты в первой доле, и 3 шестнадцатую во второй доле, 2-ую шестнадцатую в третьей доле и первую шестнадцатую в четвертой доле.

Исполнять рисунок можно как на одной струне, так и используются целые аккорды, в фанке обычно используют различные вариации на аккорды 7 и 9, давайте попробуем.

Как уже писал в , при игре фанка проще всего использовать метод Jimmy Nolen «Chicken scratch». Это просто шарканье по не зажатым струнам, которые приглушены левой рукой. Чтобы создать канву для удобства счета, давайте, все невыделенные ноты играть при помощи «Chicken scratch», а на выделения играть аккорд E9.

Получается типичная для фанка фигура.

Хочется принести извинения всем посетителям блога за некоторые проблемы с доступностью сайта, в эти выходные проводились «ремонтные работы» на сайте, чтобы повысить usability).

Что же такое гитарный бой?

Простыми словами это способ игры на гитаре, при котором правая рука извлекает звук путем удара по струнам, отрабатывая определенный ритмический рисунок. Этот способ игры наиболее популярный. Бой в описаниях к песням обозначается в виде схемы, где чаще всего присутствуют следующие элементы:

V — удар по струнам вниз;

^ — удар по струнам вверх;

⃰ — глушение струн;

_ — пауза.

Б — играется только басовая струна.

Теперь разберем на примере. Придумаем любой бой и изобразим его в виде схемы: V^_V*^. Теперь, зная условные обозначения, понимаем, что последовательность здесь следующая: удар вниз, затем удар вверх, далее делаем паузу, после снова удар вниз с глушением струн, потом вверх и повторяем всю эту комбинацию.

Думаю, здесь вопросов возникнуть не должно, поэтому перейду к следующему шагу.

Часто начинающие гитаристы спрашивают: «А сколько всего гитарных боев?» или пишут что-то типа: «Пришлите все гитарные бои…». Опытный гитарист, прочтя эти строки, наверняка улыбнется, ведь он прекрасно понимает, что гитарные бои нельзя измерить количеством. В подтверждение к этому могу добавить, что бои можно придумывать самому, достаточно взять гитару и изобретать новые схемы, видоизменяя те, что даны выше. Поэтому не стоит ставить перед собой цель выучить все бои. Для начала достаточно знать основные бои, а со временем понятие «выучить бой» уже само собой потеряет свой смысл и каждый бой будет играться на слух.

К основным боям, которым действительно стоит уделить внимание и изучить, я могу отнести следующие:

  1. Простой бой. Играется он по следующей схеме: V^V^ — вариант без приглушки, V^V*^ — вариант с приглушкой. Для наглядности стоит посмотреть по данному виду боя.
  2. Эстрадный бой («шестерка»). Это самый популярный бой, которым, при желании, можно сыграть большинство песен. Его схема выглядит следующим образом: VV^^V^ — вариант без приглушки, VV*^^V*^ — вариант с приглушкой. по бою «шестерка» так же можно посмотреть на нашем сайте.
  3. Бой «Восьмерка». Данный вид боя тоже довольно популярен и играется он следующим образом: V_V_^VV^V^, причем это не единственное его обозначение. В сети интернет можно найти несколько трактовок этого боя. Дело в том, что кто-то не делает паузы между ударами по струнам, кто-то чередует большой и указательный пальцы, кто-то играет с приглушкой и так далее. В любом случае, ритмический рисунок остается прежним, просто с разным звучанием.
  4. Блатной бой. В эту категорию можно занести несколько видов боев, которыми чаще всего играют «блатные» песни. К примеру, щипок (если, конечно, его можно отнести к бою), играющийся по схеме Б — 3+2+1 — 3+2+1 (три струны играются одновременно). по данному бою можно посмотреть здесь. Другой разновидность блатного боя играется так: Б_v^Б^v^. Это один из боев Владимира Высоцкого. И таких боев очень много.
  5. Испанский бой. Многие замечают, что испанские бои очень красиво звучат и подчеркивают умение играть на гитаре. Действительно, такие бои можно услышать довольно редко, поскольку они довольно сложны в изучении. Испанских боев тоже довольно много, поэтому не буду расписывать их схематично, гораздо полезнее будет посмотреть по двум красивым боям.

Это несколько боев, которые мне сразу пришли в голову. Возможно, есть другие бои, которые можно приравнять к «основным», список я не ограничиваю. Эти бои стоит учить («Испанский бой» для начинающих гитаристов — довольно сложный элемент, его изучение можно отложить), поскольку на начальном этапе игры на гитаре нужно максимально развить правую руку и автоматизировать ее, чтобы, впоследствии, играть бои без заучивания не составляло проблемы.

Приобретая определенные навыки и постепенно набираясь опыта, гитарист уже не пытается заучить бой, поскольку рука сама движется по такту игры. Для скорейшего наступления этого момента нужно просто взять песню и попробовать подобрать под нее бой, аккомпанируя ей, и со временем отработка этого навыка даст свои плоды. Нужно лишь запомнить простое правило: ничего не бывает сразу и если что-то не получается, это повод для тренировки, а не для капитуляции. Как говорится: «Дальше — больше…».