Альберти леон баттиста криптография. Учение о человеке леона баттиста альберти. Наиболее известные архитектурные проекты Леон Баттиста Альберти

Введение

Биография

Творчество

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Альберти называли «самым универсальным гением Раннего Возрождения». Он оставил свой след практически во всех сферах науки и искусства своего времени – филологии, математике, криптографии, картографии, педагогике, теории искусства, литературе, музыке, архитектуре, скульптуре, живописи. Создал свою этико-философскую систему, в основе которой лежала достаточно оригинальная концепция человека.

Альберти рассматривал человека как существо, изначально совершенное, и мыслил его предназначение как сугубо земное. Природа так же совершенна, поэтому если человек будет следовать ее законам, он может обрести счастье. Человек познает законы природы благодаря разуму. Процесс их познания – не пассивное созерцание, а активная деятельность, творчество в самых разнообразных его формах. Идеальный человек – это homo faber, «человек деятельный». А.Б.Альберти резко осуждает эпикурейскую идею о неделании как этической ценности. Он вкладывает в понятие деятельности моральный смысл: счастья можно достичь, лишь упражняясь в добрых делах, т.е. тех, которые требуют мужества и честности и приносят пользу многим. Добродетельный человек должен всегда руководствоваться принципом меры; он не поступает вопреки природе и не пытается ее изменить (высшее бесчестие).

Ключевым вопросом этической концепции Альберти является вопрос о судьбе (Фортуне) и пределах ее власти над человеком. Он считает, что добродетельный человек, вооруженный разумом, способен одолеть судьбу. Однако в последних его сочинениях (Застольные беседы и особенно Мом, или о государе) появляется мотив человека как игрушки судьбы, как неразумного существа, которое не в силах удерживать свои страсти под контролем разума. Такая пессимистическая позиция предвосхищает взгляды многих представителей Высокого Возрождения.

Согласно Альберти, общество есть гармоничное единство всех его членов, которое обеспечивается разумной деятельностью правителя, мудрого, просвещенного и милосердного. Основной его ячейкой является семья – главный институт воспитания и хозяйственной деятельности; в ее рамках гармонизируются частные и общественные интересы (О семье, Домострой). Такое идеальное общество мыслится им в форме совершенного города, описанного в Десяти книгах о зодчестве. Город представляет собой гармонический союз человеческого и природного; его планировка, интерьер и внешний облик каждого здания, основанные на мере и пропорции, призваны служить утверждению нравственности и счастья. Архитектура для А.Б.Альберти лучше других искусств воспроизводит существующий порядок природы и поэтому превосходит их все.

А.Б.Альберти оказал большое влияние на формирование гуманистической этики и на развитие ренессансного искусства, прежде всего зодчества и портретной живописи.

Биография

Леон Батиста Альберти родился в знатной флорентийской семье, которая по воле судьбы оказалась в изгнании в Генуе. Поэтому местом рождения Леона Баттисты стала Генуя. С детства он проявил тягу к гуманитарным наукам. Получил гуманитарное образование в Падуе, а в Болонье обучался праву. Увлекался древними языками, то есть латынью и древнегреческим. Альберти получил прекрасное университетское образование в Болонском университете, который окончил в 1428 году. После обучения Альберти был принят на должность секретаря у кардинала Альбергати. В 1432 году Альберти получил место в папской канцелярии, где служил в течении последующих тридцати лет.

Альберти был человеком своей эпохи. Его интересы были столь разнообразны, что трудно представить как столько талантов может иметь один человек. Помимо прекрасного знания древних языком, Альберти увлекался всеми видами искусств, но главной его страстью была архитектура. Альберти также играл на органе, а в живописи ему приписывают разработку теории воздушной перспективы.
Одной из самых философских идей была идея homofaber, то есть "человека деятельного". Альберти обосновал свое утверждение о том, что человек должен не вести созерцательную жизнь монаха, а постоянно приносить пользу себе и миру своей деятельностью. В своей творческой деятельности человек должен опираться на принцип гармонии, который является принципом природного развития и природы вообще.

Как и многие гуманисты Альберти большое внимание уделял проблемам воспитания. В это время традиционного религиозное образование все больше подвергалось критике и ему противопостовлялось светская образованность, важной составляющей которой являлось гуманитарное образование и приобщение к различного рода искусствам. Леон Батиста Альберти выступает за светское воспитание, большую роль в котором он отводит семье. Альберти называют семью главной ячейкой общества, от которой зависит вся система нравственности в обществе.

Альберти всю свою жизнь посвятил познанию и проблемам усовершенствования человека как личности. Он умирает в 1472 году в Риме, то есть спустя десять лет после оставления им службы в курии.

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета. Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях», - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти (1404-1472) - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения. Разносторонне одаренный и образованный, он внес крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики, занимался математикой и картографией.

Леон Баттиста принадлежал к влиятельной купеческой фамилии Альберти, изгнанной из Флоренции политическими противниками. Завершив юридическое образование в университете Болоньи, он получил должность секретаря в Римской курии, где прослужил тридцать лет. В 40-е годы началась архитектурная практика Альберти; он создал в новом, ренессансном стиле проекты храмов в Римини и Мантуе, дворца Ручеллаи во Флоренции.

В эти же годы он разрабатывал свою художественную теорию в трактатах «О зодчестве», «О живописи», «О ваянии». Эти сочинения прославили его имя далеко за пределами Италии. Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия.

Проблемам земной жизни человека посвящены литературные произведения Альберти-гуманиста - морально-дидактические диалоги «О семье», «О спокойствии души», «Домострой», басни и аллегории цикла «Застольные беседы», а также сочинение «Мом, или о государе». Выдающийся мыслитель и талантливый писатель, Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.

Идеальный человек, по Альберти, гармонически сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Все это придает образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармонической личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета.

Именно такой тип человека воплощен в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина, Пьеро делла Франческа, Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре, что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Исходная посылка гуманистической концепции Альберта - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включенный в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства.

Гармонию человека и природы определяет его способность к познанию мира, к разумному, устремленному к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберта возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека.

Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберта ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных.

Труд для Альберта - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъема, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными», к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке.

«Искусство жить постигается в деяниях», - подчеркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберта как самостоятельное направление в гуманизме.

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберта отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье» и «Домострой».

В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, ее внутреннюю гармонию.

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием.

Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимым (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма, Альберти полагал возможным в определенных обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы.

Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждется на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Само общество Альберти мыслит как гармоническое единство всех его слоев, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии, Альберти в трактате «О зодчестве» рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику задний, улиц, площадей.

Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты.

Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете, ученый и художник Леонардо да Винчи, авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека» во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире.

Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме» и «Застольных беседах», но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Альберти, Леон Баттиста (Alberti, Leon Battista) - (1404 - 1472 г.г.) - итальянский ученый, теоретик искусства, литератор, архитектор эпохи Раннего Возрождения. Родился в знатной флорентийской семье, находившейся в то время в изгнании в Генуе.

Альберти, Леон Баттиста (1404 - 1472г.г.)

Баттиста изучал гуманитарные науки и математику в Падуе, а право и греческую философию - в Болонье. Позже Альберти сам написал несколько литературных произведений. По окончанию университета (1428 г.) провел несколько лет в должности секретаря кардинала Альбергати, часто посещал Германию и Нидерланды. В 1432 г. получил работу в папской канцелярии, где и трудился до 1462 г. Покинув службу, вплоть до момента своей кончины в 1472 г., Альберти проживал в Риме. Многогранность его интересов - яркий пример широты взглядов гуманистов эпохи Возрождения. Эта черта характера позволила ученому внести значительный вклад не только в искусство, но и в точные науки. Он занимался изучением проблем математики и картографии. Леон Баттиста был первым из тех, кто смог выразить учение о перспективе на математическом языке. Его перу принадлежит оригинальная на то время идея многоалфавитного шифра, из которой потом начала свое развитие криптография. Альберти был сторонником использования разговорного итальянского языка в литературе - большинство своих произведений он написал на вольгаре (народной латыни), что сделало его идеи популярными среди разных слоев населения. В роли архитектора Альберти оказал значимое влияние на стиль эпохи Высокого Возрождения. Он развивал в зодчестве античные мотивы. Флоренцийский палаццо Ручеллаи, возведённый в 1446-1451 гг. по проекту Альберти - яркий пример светской архитектуры того времени.

Палаццо Ручеллаи (Palazzo Rucellai). Фасад дворца - яркий пример светской архитектуры эпохи Возрождения. Пилястры и антаблемент являются основными элементами композиции.

По проектам Альберти были перестроены фасады церквей Сан-Франческо (Римини), Сан-Себастьяно, Сант-Андреа (Мантуя) и Санта-Мария-Новелла. В них были использованы архитектурные мотивы Древнего Рима - триумфальные арки.

Санта Мария Новелла (Chiesa di Santa Maria Novella) - церковь во Флоренции. Нынешний фасад появился в результате переделки, инициированной Альберти Леоном Баттиста. Он создал великолепный портал, инкрустировав его мрамором.

Базилика Сант Андреа (Basilica di Sant"Andrea) - титулярная церковь в Риме. Основной фасад напоминает собой древнеримскую триумфальную арку, разделенную пилястрами на три части

Альберти известен и как автор фундаментальной архитектурной теории, которая обладает исключительным сходством с аналогичной теорией римского архитектора Витрувия (І век до н.э.). Подобно "античному" Витрувию, Альберти написал большой труд «Десять книг о зодчестве» (1452 г.), включающий в себя его теорию архитектуры, а также сведения по математике, механике, оптике. Этот трактат был первым в серии возрожденческих трактатов об архитектуре. В нем Альберти впервые представил эстетику архитектуры. В нем он также затрагивает вопросы градостроительства. Например, в четвертой книге Альберти дает рекомендации по выбору места для строительства города, определению конфигурации городского плана из оборонительных соображений, рассуждает о загородных и городских дорогах, о каналах, реках и гаванях. В пятой книге описаны различные элементы города: дворцы, крепости, судебные учреждения, тюрьмы, городские поместья. Восьмая книга посвящена общественным зданиям, а также улицам и площадям, их конфигурации в плане и в совокупности с окружающей застройкой. Альберти удалось изложить в рамках единой теории не только эстетический идеал архитектуры, но и принципы правильного соотношения размеров: высоты строения с расположенным перед ним пространством, соразмерности главного здания города (которым в те времена являлся собор) с остальными постройками. Особое внимание было уделено уравновешенности общей композиции и отсутствию диссонансов. Трактат Альберти был издан уже после смерти автора в 1485 г. и оказал огромное влияние как на его современников, так и на архитекторов XVI в. Справедливость теоретических положений Альберти была доказана ими на практике.

Но, несмотря на то, что большую часть своей жизни Баттиста провел в Риме, наибольшее влияние на него оказала Флоренция. Получивший блестящее образование и одаренный от природы, Альберти был успешным литератором и зодчим, занимался живописью и скульптурой, разбирался в музыке. Его занимали вопросы семейных устоев, морали, этики, психологии, права и политики. При этом немало внимания уделялось математике, механике, графологии и криптологии. Следуя своей концепции гармонического развития личности, Альберти с усердием занимался физическими упражнениями, развивал в себе лучшие человеческие черты - способность к пониманию, сдержанность, человеколюбие, щедрость. Большую часть своей жизни Альберти уделил литературе - первые его произведения, комедии «Деифира» (1428 г.) и «Филодокс» (1425 г.), были написаны еще в период учебы в Болонье. Немного позже были созданы диалоги «Теодженио» и искусствоведческий трактат «Три книги о живописи», который Альберти посвятил скульптору Брунеллески. Параллельно Альберти была начата работа над трактатом «Della famigliа» («О семье»). Во время путешествий по Италии вместе с папским двором он создал ряд юридических сочинений: «Понтифекс», «О праве» и диалоги «О спокойствии души». В 50-60-е гг. Альберти написал аллегорически-сатирический цикл «Застольные беседы». К одним из последних его произведений относятся диалог на вольгаре «Домострой» (1470 г.) и математический трактат «Трактат о шифрах» (1466 г.).

И до своей кончины жил в Риме.

Гуманистическое мировоззрение Альберти

Гармония

Многогранная деятельность Леона Баттиста Альберти - яркий пример универсальности интересов человека эпохи Возрождения . Разносторонне одарённый и образованный, он внёс крупный вклад в теорию искусства и зодчества, в литературу и архитектуру, увлекался проблемами этики и педагогики , занимался математикой и картографией . Центральное место в эстетике Альберти принадлежит учению о гармонии как важной природной закономерности, которую человек должен не только учитывать во всей своей деятельности, но и распространить собственным творчеством на разные сферы своего бытия. Выдающийся мыслитель и талантливый писатель Альберти создал последовательно гуманистическое, противостоящее своей светскостью официальной ортодоксии учение о человеке.Творение себя самим,физическое совершенство - становятся целью,как и духовное.

Человек

Идеальный человек, по Альберти, гармонично сочетает силы разума и воли, творческую активность и душевный покой. Он мудр, руководствуется в своих действиях принципами меры, обладает сознанием своего достоинства. Всё это придаёт образу, созданному Альберти, черты величия. Выдвинутый им идеал гармоничной личности оказал воздействие как на развитие гуманистической этики, так и на ренессансное искусство, в том числе в жанре портрета . Именно такой тип человека воплощён в образах живописи, графики и скульптуры Италии того времени, в шедеврах Антонелло да Мессина , Пьеро делла Франческа , Андреа Мантеньи и других крупных мастеров. Многие свои сочинения Альберти писал на вольгаре , что немало способствовало широкому распространению его идей в итальянском обществе, включая среду художников.

Природа, т. е. Бог, вложила в человека элемент небесный и божественный, несравненно более прекрасный и благородный, чем что-либо смертное. Она дала ему талант, способность к обучению, разум - свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить самого себя. К этим великим и бесценным дарам Бог вложил еще в душу человека умеренность, сдержку против страстей и чрезмерных желаний, а также стыд, скромность и стремление заслужить похвалу. Кроме того, Бог внедрил в людей потребность в твердой взаимной связи, которая поддерживает общежитие, правосудие, справедливость, щедрость и любовь, а всем этим человек может заслужить у людей благодарность и похвалу, а у своего творца - благоволение и милосердие. Бог вложил еще в грудь человека способность выдерживать всякий труд, всякое несчастье, всякий удар судьбы, преодолевать всяческие затруднения, побеждать скорбь, не бояться смерти. Он дал человеку крепость, стойкость, твердость, силу, презрение к ничтожным мелочам... Поэтому будь убежден, что человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, но чтобы работать над великим и грандиозным делом. Этим он может, во-первых, угодить Богу и почтить его и, во-вторых, приобрести для самого себя наисовершеннейшие добродетели и полное счастье.
(Леон Баттиста Альберти)

Творчество и труд

Исходная посылка гуманистической концепции Альберти - неотъемлемая принадлежность человека миру природы, которую гуманист трактует с пантеистических позиций как носительницу божественного начала. Человек, включённый в мировой порядок, оказывается во власти его законов - гармонии и совершенства. Гармонию человека и природы определяет его способность к познаванию мира, к разумному, устремлённому к добру существованию. Ответственность за моральное совершенствование, имеющее как личное, так и общественное значение, Альберти возлагает на самих людей. Выбор между добром и злом зависит от свободной воли человека. Основное предназначение личности гуманист видел в творчестве, которое понимал широко - от труда скромного ремесленника до высот научной и художественной деятельности. Особенно высоко Альберти ценил труд архитектора - устроителя жизни людей, творца разумных и прекрасных условий их существования. В созидательной способности человека гуманист усматривал его главное отличие от мира животных. Труд для Альберти - не наказание за первородный грех, как учила церковная мораль, а источник душевного подъёма, материальных благ и славы. «В праздности люди становятся слабыми и ничтожными », к тому же лишь сама жизненная практика раскрывает великие возможности, заложенные в человеке. «Искусство жить постигается в деяниях », - подчёркивал Альберти. Идеал активной жизни роднит его этику с гражданским гуманизмом, но есть в ней и немало особенностей, позволяющих характеризовать учение Альберти как самостоятельное направление в гуманизме.

Леон Баттиста Альберти

Семья

Важную роль в воспитании человека, энергично приумножающего честным трудом свои собственные блага и блага общества и государства, Альберти отводил семье. В ней он видел основную ячейку всей системы общественных порядков. Гуманист уделял много внимания семейным устоям, особенно в написанных на вольгаре диалогах «О семье » и «Домострой ». В них он обращается к проблемам воспитания и начального образования подрастающего поколения, решая их с гуманистических позиций. Он определяет принцип взаимоотношений между родителями и детьми, имея в виду главную цель - укрепление семьи, её внутреннюю гармонию.

Семья и общество

В экономической практике времени Альберти важную роль играли семейные торгово-промышленные и финансовые компании, в этой связи семья рассматривается гуманистом и как основа хозяйственной деятельности. Путь к благосостоянию и богатству семьи он связывал с разумным ведением хозяйства, с накопительством, основанным на принципах бережливости, рачительной заботой о делах, трудолюбием. Нечестные методы обогащения Альберти считал недопустимыми (отчасти расходясь в этом с купеческой практикой и менталитетом), ибо они лишают семью доброй репутации. Гуманист ратовал за такие отношения индивида и общества, при которых личный интерес согласуется с интересами других людей. Однако в отличие от этики гражданского гуманизма , Альберти полагал возможным в определённых обстоятельствах ставить интересы семьи выше сиюминутной общественной пользы. Он, например, признавал допустимым отказ от государственной службы ради сосредоточения на хозяйственной работе, поскольку в конечном счете, как полагал гуманист, благосостояние государства зиждится на прочных материальных устоях отдельных семейств.

Общество

Само общество Альберти мыслит как гармоничное единство всех его слоёв, которому должна способствовать деятельность правителей. Обдумывая условия достижения социальной гармонии , Альберти в трактате «О зодчестве » рисует идеальный город, прекрасный по рациональной планировке и внешнему облику зданий, улиц, площадей. Вся жизненная среда человека устроена здесь так, чтобы она отвечала потребностям личности, семьи, общества в целом. Город разделен на различные пространственные зоны: в центре расположены здания высших магистратур и дворцы правителей, по окраинам - кварталы ремесленников и мелких торговцев. Дворцы высшего слоя общества, таким образом, пространственно отделены от жилищ бедноты. Этот градостроительный принцип должен, по мнению Альберти, предотвратить пагубные последствия возможных народных волнений. Для идеального города Альберти характерно, однако, равное благоустройство всех его частей для жизни людей разного социального статуса и доступность всем его обитателям прекрасных общественных зданий - школ, терм, театров.

Воплощение представлений об идеальном городе в слове или изображении было одной из типичных особенностей ренессансной культуры Италии. Проектам таких городов отдали дань архитектор Филарете , учёный и художник Леонардо да Винчи , авторы социальных утопий XVI в. В них отразилась мечта гуманистов о гармонии человеческого общества, о прекрасных внешних условиях, способствующих его стабильности и счастью каждого человека.

Нравственное совершенствование

Как и многие гуманисты, Альберти разделял представления о возможности обеспечить социальный мир путем нравственного совершенствования каждого человека, развития его активной добродетели и творчества. В то же время, будучи вдумчивым аналитиком жизненной практики и психологии людей, он видел «царство человека » во всей сложности его противоречий: отказываясь руководствоваться разумом и знаниями, люди подчас становятся разрушителями, а не созидателями гармонии в земном мире. Сомнения Альберти нашли яркое выражение в его «Моме » и «Застольных беседах », но не стали определяющими для главной линии его размышлений. Ироничное восприятие реальности человеческих деяний, характерное для этих работ, не поколебало глубокой веры гуманиста в творческую мощь человека, призванного обустраивать мир по законам разума и красоты. Многие идеи Альберти получили дальнейшее развитие в творчестве Леонардо да Винчи.

Творчество

Литература

Первые работы Альберти написал в 20-е гг. - комедии «Филодокс » (1425), «Деифира » (1428) и др. В 30-е - начале 40-х гг. создал ряд сочинений на латинском языке - «О преимуществе и недостатках учёных » (1430), «О праве» (1437), «Понтифекс » (1437); диалоги на вольгаре на этические темы - «О семье » (1434-1441), «О спокойствии души » (1443).

В 50-60-е гг. Альберти написал сатирически-аллегорический цикл «Застольные беседы » - свои главные сочинения в области литературы, ставшие образцами латинской гуманистической прозы XV в. Последние произведения Альберти: «О принципах составления кодов » (математический трактат, впоследствии утраченный) и диалог на вольгаре «Домострой » (1470).

Альберти одним из первых выступал за использование итальянского языка в литературном творчестве. Его элегии и эклоги - первые образцы этих жанров на итальянском языке.

Альберти создал во многом оригинальную (восходящую к Платону , Аристотелю , Ксенофонту и Цицерону) концепцию человека, основанную на идее гармонии. Этика Альберти - светская по характеру - отличалась вниманием к проблеме земного бытия человека, его нравственного совершенствования. Он возвеличивал природные способности человека, ценил знания, творческие возможности, разум человека. В учении Альберти получил наиболее цельное выражение идеал гармонической личности. Все потенциальные способности человека Альберти объединил понятием virtu (доблесть, способность). Во власти человека раскрыть эти природные способности и стать полноценным творцом своей судьбы. По мысли Альберти, развить в человеке свойства натуры должны воспитание и образование. Способности человека. его разум, воля, смелость помогают ему выстоять в борьбе с богиней случая Фортуной. Этическая концепция Альберти исполнена веры в способность человека к разумному устройству своей жизни, семьи, общества, государства. Основной социальной ячейкой Альберти считал семью.

Зодчество

Альберти-архитектор оказал большое воздействие на формирование стиля Высокого Возрождения . Вслед за Филиппо Брунеллески развивал античные мотивы в архитектуре. По его проектам был построен палаццо Ручеллаи во Флоренции (1446-1451), перестроен фасад церкви Санта-Мария-Новелла (1456-1470), церквей Сан-Франческо в Римини , Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе - здания, определившие основное направление в архитектуре кватроченто .

Альберти занимался и живописью, пробовал свои силы в скульптуре. Как первый теоретик итальянского искусства Возрождения известен сочинением «Десять книг о зодчестве » (De re aedificatoria) (1452), и небольшим латинским трактатом «О статуе » (1464).

Библиография

  • Альберти Леон Баттиста . Десять книг о зодчестве: В 2т. М., 1935-1937
  • Мастера искусств об искусстве. Т.2. Эпоха Возрождения/Под ред. А. А. Губера, В. Н. Гращенкова. М., 1966
  • Ревякина Н.В . Итальянское Возрождение. Гуманизм второй половины XIV-первой половины XV века. Новосибирск, 1975.
  • Абрамсон М. Л. От Данте к Альберти / Отв. ред. член-корр. АН СССР З. В. Удальцова . Академия наук СССР .. - М .: Наука , 1979. - 176, с. - (Из истории мировой культуры). - 75 000 экз. (обл.)
  • Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в)/Под ред. Л. М. Брагиной. М., 1985
  • История культуры стран Западной Европы в Эпоху Возрождения // Под ред. Л. М. Брагиной. М.: Высшая школа, 2001
  • Зубов В. П. Архитектурная теория Альберти. - Санкт-Петербург: Алетейя, 2001. ISBN 5-89329-450-5 .
  • Аникст А. Выдающийся зодчий и теоретик искусства // Архитектура СССР, 1973 № 6. С. 33-35
  • Маркузон В. Место Альберти в архитектуре раннего Возрождения // Архитектура СССР, 1973 № 6. С. 35-39.

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в Генуе
  • Умершие в Риме
  • Архитекторы Италии
  • Культура Средневековья
  • Ренессансные гуманисты
  • Учёные Средневековья
  • Теоретики архитектуры
  • Математики XV века
  • Писатели по алфавиту
  • Писатели Италии
  • Родившиеся в 1404 году
  • Родившиеся 14 февраля
  • Умершие в 1472 году
  • Умершие 25 апреля
  • Выпускники Болонского университета

Wikimedia Foundation . 2010 .

Альберти Леон Баттиста (Alberti Leon Battista) (1404–1472)
Итальянский ученый, архитектор, писатель и музыкант эпохи Раннего Возрождения. Получил гуманистическое образование в Падуе, изучал право в Болонье, в дальнейшем жил во Флоренции и Риме. В теоретических трактатах “О статуе” (1435), “О живописи” (1435–1436), “О зодчестве” (опубликован в 1485) опыт современного ему искусства Италии Альберти обогатил достижениями гуманистической науки и философии. Леон Баттиста Альберти выступал в защиту “народного” (итальянского) языка как литературного, в этическом трактате “О семье” (1737–1441) разрабатывал идеал гармонически развитой личности. В архитектурном творчестве Альберти тяготел к смелым, экспериментальным решениям.

Леон Баттиста Альберти разработал новый тип палаццо с фасадом, на всю высоту обработанным рустом и расчлененным тремя ярусами пилястр, которые выглядят конструктивной основой здания (палаццо Ручеллаи во Флоренции, 1446–1451, построен Б.Росселлино по планам Альберти). Перестраивая фасад церкви Санта-Мария Новелла во Флоренции (1456–1470), Альберти впервые применил волюты для соединения его средней части с пониженными боковыми. Стремясь к величию и в то же время к простоте архитектурного образа, Альберти в оформлении фасадов церквей Сан-Франческо в Римини (1447–1468) и Сант-Андреа в Мантуе (1472–1494) использовал мотивы древнеримских триумфальных арок и аркад, что стало важным шагом в освоении мастерами Возрождения античного наследия.

Альберти был не только крупнейшим архитектором середины 15 века, но и первым энциклопедистом-теоретиком в итальянском искусстве, перу которого принадлежит ряд выдающихся научных трактатов, посвященных искусству (трактаты о живописи, скульптуре и архитектуре, включая его знаменитый труд «Десять книг о зодчестве»).

Альберти оказал существенное влияние на современную ему архитектурную практику не только своими постройками, необычными и глубоко своеобразными по композиционному замыслу и остроте художественного образа, но также и своими научными трудами в области архитектуры, в основу которых наряду с произведениями античных теоретиков был положен строительный опыт мастеров Возрождения.

В отличие от других мастеров Ренессанса Альберти, как ученый-теоретик, не смог уделять достаточного внимания непосредственной деятельности на строительстве задуманных им сооружений, поручая их выполнение своим помощникам. Не всегда удачный выбор помощников-строителей привел к тому, что в сооружениях Альберти имеется ряд архитектурных ошибок, а качество строительных работ, архитектурных деталей и орнаментации было подчас невысоким. Однако огромная заслуга Альберти-архитектора заключается в том, что его постоянные новаторские искания подготовили почву для сложения и расцвета монументального стиля Высокого Возрождения.