Индия и пакистан вновь оказались на пороге войны

Для Индии и Пакистана взаимоотношения друг с другом имеют первостепенное значение. Политические, исторические, экономические, культурные интересы и традиции народов обеих стран настоятельно диктуют необходимость дружественных отношений и тесного сотрудничества.

Между тем в результате проведенного империалистами в соответствии с планом Маунтбэттена раздела страны возник новый узел противоречий Ч Весьма острым был кашмирский вопрос. Международноправовой статус Кашмира упростился после того, как законодательный орган княжества принял решение об окончательном вхождении его в Индийский Союз на правах штата. Правда, Пакистан отрицает правомерность этого акта и по-прежнему настаивает на проведении плебисцита. Внутриполитическое положение в Кашмире стабилизировалось, хотя экономические успехи штата не соответствовали его возможностям. Прогрессивные буржуазно-демократические реформы во многом оставались на бумаге 398. Это послужило даже причиной временного раскола правящей партии - Национальной конференции - и выхода из ее рядов левого крыла во главе с Гулямом Садыком, образовавшего Демократическую национальную конференцию. В начале 60-х годов обе партии вновь объединились, и в 1964 г. главным министром стал Гулям Садык. В том же году получил свободу политической деятельности шейх Абдулла, смещенный в 1953 г. с поста премьер-министра.

Кашмирский вопрос стал, можно сказать, делом принципа и престижа. В обеих странах общественное мнение в связи с Кашмиром было накалено до той степени, когда исключалась какая бы то ни была возможность компромисса. Вместе с тем политически кашмирский вопрос приобретал новый, не менее опасный, чем ранее, характер, так как из чисто локального конфликта разрастался в многосторонний. Поскольку Пакистан в 1954 г. вошел в блок СЕАТО и в 1955 г. в Багдадский пакт, фактически изменилось соотношение сил и положение участников кашмирского спора. США получили значительно большие, чем раньше, возможности осуществлять вмешательство в отношения между Индией и Пакистаном. Они использовали их весьма активно. Однако разрешение конфликта от этого не продвинулось ни на шаг. Напротив, включение кашмирского вопроса в повестку дня органов СЕАТО и давление Запада вызвали резкие протесты со стороны Индии.

Обсуждение кашмирского вопроса в Совете Безопасности возобновилось в 1957 г. Принятию резолюций, направленных против интересов Индии, помешала позиция Советского Союза как постоянного члена Совета. Было принято решение направить шведского дипломата Ярринга для консультаций с заинтересованными правительствами.

Имели место систематические двусторонние переговоры между главами правительств Индии и Пакистана на ежегодных совещаниях премьер-министров стран содружества в Лондоне, а также в ряде случаев по специальной договоренности. Много раз встречались для переговоров представители обеих стран и в ранге министров. Однако достижение компромисса оказывалось невозможным. Индия исключала проведение плебисцита, но соглашалась на компромисс на основе статус-кво. Пакистан же настаивал на отмене положений о вхождении Кашмира в состав Индийского Союза и на проведении плебисцита под эгидой ООН на всей территории бывшего княжества.

После прихода к власти в октябре 1958 г. фельдмаршала Айюб-хана переговоры продолжались. Удалось договориться о прекращении перестрелки на границе Ассама и Восточного Пакистана, об обмене небольшими территориями на этой границе, однако кашмирский вопрос остался яблоком раздора.

Начало китайско-индийского пограничного конфликта создало несколько иную обстановку в индо-пакистанских отношениях. Уже через три дня после того, как Неру объявил 29 августа 1959 г. о событиях на границе с Китаем, произошла встреча между ним и президентом Айюб-ханом. Западные союзники Пакистана развили активность, стремясь воспользоваться новой ситуацией для того, чтобы добиться от Индии уступок своим требованиям. Особенно бесцеремонно они начали действовать после обострения китайско-индийского конфликта осенью 1962 г.

Однако развитие событий пошло по пути, неожиданному даже для заправил СЕАТО. Между Пакистаном и Китаем состоялись успешные переговоры о демаркации границы на территории Кашмира. Они заключили также торговое соглашение.

Между тем противоречия между Индией и Пакистаном все обострялись. Осенью 1962 г. имела место перестрелка в Трипуре. В мае 1963 г. в Дели происходили очередные переговоры о Кашмире, которые не дали никаких результатов. Единственное, что удалось решить (помимо незначительных взаимных территориальных уступок в Бенгалии),- это вопрос об использовании вод реки Инд.

Серьезное обострение индо-пакистанских отношений было вызвано похищением мусульманских реликвий из мечети на территории Кашмирской долины. Это произошло на рубеже 1963-1964 гг. и еще больше ухудшило обстановку, и без того накаленную неудачей переговоров о Кашмире. Газета «Патриот» писала 5 января 1964 г.: «Президент Мусульманской лиги Западного Пакистана призвал мусульман всего Пакистана организовывать митинги и молиться в мечетях в знак протеста против кражи Му-и-Мобарак («священного волоса»). Наиболее провокационные заявления делались лидерами «Азад Кашмир» *, которые повторяли старый призыв к «священной войне» против Индии. Издающаяся в Карачи «Морнинг ньюс» сообщала, что на митингах принимались резолюции, осуждающие «насильственную оккупацию Кашмира индийским правительством» и призывающие к священной войне за освобождение Кашмирской долины.

В результате экстремистской религиозной пропаганды в ряде районов начались столкновения среди населения. В частности, в Западной и Восточной Бенгалии имелись сотни жертв.

Количество беженцев исчислялось десятками тысяч.

Сначала между президентом Индии Радхакришнаном и Айюб-ханом, а затем между Айюб-ханом и Неру произошел обмен посланиями по этому вопросу. Было решено, что министры внутренних дел обеих стран обсудят вопрос о беженцах. В самом Кашмире волнения, начавшиеся на религиозной почве, переросли в проявление недовольства администрацией штата, хотя похищенная реликвия, правда, была вскоре найдена. Индийское правительство сочло необходимым вместе с рядом видных деятелей Кашмира принять уча стие в рассмотрении положения в штате. В Кашмир совершил поездку заме*, ститель Дж. Неру Л ал Бахадур Шастри. В результате этих консультаций на должность премьер-министра штата был выдвинут Гулям Садык.

Весной 1964 г. Совет Безопасности вновь обсуждал кашмирский вопрос. После беспорядков на религиозной почве полемика между заинтересованными сторонами носила весьма враждебный характер. Пакистанский министр иностранных дел Бхутто и слышать не хотел о компромиссе, резко нападая на Индию. Представитель последней Чагла, видный политический деятель мусульманского вероисповедания и министр образования, также использовал трибуну для осуждения политики Пакистана. На демаркационной линии в Кашмире происходили перестрелка, столкновения.

Освобожденный из-под ареста шейх Абдулла начал выступать с речами, в которых если и не возобновил прямо свою агитацию в пользу независимости Кашмира, то во всяком случае ставил Индию и Пакистан на одну доску в кашмирском споре. В 1964 г. он получил приглашение посетить Пакистан и выступал там с речами. Его встречали как героя и лидера Кашмира.

В мае 1964 г. президент Айюб-хан и премьер-министр Неру приняли решение о новой встрече с целью попытаться примирить позиции двух стран в вопросе о Кашмире. Однако смерть Дж. Неру помешала этому.

Новый премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, продолжая курс Дж. Неру, в своей речи 11 июня 1964 г. говорил о необходимости воспрепятствовать тенденции к ухудшению отношений с Пакистаном.

Трудно сказать, насколько оправдались бы оптимистические прогнозы в отношении несостоявшейся встречи Айюб-хана и Неру. Если договоренность оказывалась невозможной прежде, то в последующий период морально-политическая обстановка в Индии да и в Пакистане для взаимоприемлемого компромисса еще более осложнилась. Правые элементы в Индии раскололись по этому вопросу: некоторые готовы были пожертвовать Кашмиром ради военного соглашения с США, но большинство продолжало расценивать любую уступку как «предательство».

В начале июня шейх Абдулла встретился с Л. Б. Шастри и имел с ним продолжительную беседу. Печать предполагала, что Абдулла информиррвал Шастри о своих переговорах в Пакистане. Кроме того, Айюб-хан и Шастри обменялись посланиями, в которых выразили свое стремление сделать все возможное для улучшения индо-пакистанских отношений. Они договорились также продолжить обмен мнениями во время конференции премьер-министров, стран СОднакЬ поездка Шастри в Лондон не состоялась из-за его болезни.

На демаркационной линии продолжались инциденты. В контролируемой Пакистаном части Кашмира происходили беспо рядки. Был смещен с должности президент этой территории Хур- шид. Для того чтобы сдвинуть с мертвой точки индо-пакистанские отношения, в сентябре 1964 г. в Пакистан выезжала из Индии «миссия доброй воли» во главе с одним из лидеров социалистической партии - Джайпракаш Нарайяном. Однако атмосфера переговоров не улучшилась; частые перестрелки между индийскими и пакистанскими войсками вызывали жертвы и создавали нервозную обстановку. Именно в такой обстановке в октябре 1964 г. в Карачи наконец состоялась встреча JI. Б. Ша- стри и Айюб-хана. В совместном коммюнике главы правительств заявили, что проблемы и споры между их двумя странами должны быть урегулированы достойным и справедливым образом. Было решено продолжать контакты, в частности переговоры по проблемам беженцев между министрами внутренних дел. Но в декабре 1964 г. J1. Шастри и Айюб-хан сделали публичные заявления, которые продемонстрировали, что стороны весьма далеки от урегулирования спорных вопросов в своих отношениях, и прежде всего кашмирской проблемы.

Таким образом, договоренность, казавшаяся время от времени вероятной и достижимой, вновь отодвинулась. Большое влияние на позиции правительств оказывала шумная и несдержанная кампания националистического толка, ведущаяся в обеих странах определенными политическими группировками. В этом же направлении действуют происки империалистических держав.

Осенью 1965 г. в районе Кашмира возник вооруженный конфликт между Индией и Пакистаном. Такое развитие событий идет вразрез с национальными интересами индийского и пакистанского народов. Оно на руку лишь тем внешним силам, которые стремятся разобщить и противопоставить друг другу государства, освободившиеся от колониального ига.

Советское правительство призвало обе стороны - Индию, политика неприсоединения которой снискала широкое международное признание, и Пакистан - немедленно прекратить военные действия и осуществить взаимный отвод войск за линию прекращения огня, установленную индийско-пакистанским соглашением 1949 г.

Неотложность урегулирования вооруженного конфликта между Индией и Пакистаном получила отражение в единогласно принятых резолюциях Совета Безопасности 4 и 6 сентября 1965 г.

Индийский и пакистанский народы кровно заинтересованы в мире, который нужен им для того, чтобы решать многие сложные и важные проблемы развития их государств.

Индия достаточно долго была Британской колонией, но после Второй Мировой Войны почувствовала слабину в Европе, и, подняв на руки Махатму Ганди, воспрянула со своей борьбой за независимость и таки получила её в августе 1947 года.

Пакистан, бывший частью Индии, вспомнил, что святое дело Аллаха – защищать мусульман, а мусульман в Пакистане 97% — решил «под шумок» отделится от Индии, потому как ранее был всего лишь одной из её провинций (и в Индии 80% населения – индусы, и только 13% — мусульмане).

И все бы ничего, но вышла у них там заминочка – несколько пограничных территорий, а именно Кашмир и Джамму (обычно упоминается только Кашмир, как название региона), Индия не хотела так просто отдавать в новосозданную мусульманскую республику. С одной стороны, большинство проживающих там – мусульмане, с другой, королевская династия, правящая этой чудной горной местностью – индийская.

Это стало причиной начала первой Индо-Пакистанской войны , также известной как Первая Кашмирская Война. Она длилась полтора года и закончилась аккурат 31 декабря 1948 года. В результате Пакистан получил 1/3 оспариваемых территорий, Индия – 3/4 территорий.

Но так просто все дело не закончилось, иначе война бы не имела порядкового номера. Собравшись с силами, пакистанцы снова вторглись в Кашмир в 1965 году, надеясь на помощь кашмирцев. Но… были арестованы кашмирцами и переданы индийским властям (очевидно, спокойная жизнь в немусульманской стране была им дороже, чем воинственно настроенная мусульманская «родина»). Проигрывая на этом фронте, Пакистан вторгся на другие пограничные территории, Индия ответила тем же, в результате Пакистан оккупировал 210 квадратных миль, Индия – 710 квадратных миль.

В 1971 году Бангладеш, бывший тогда частью Пакистана, потребовал независимости, на что получил решительное «нет». Это «нет» было подкреплено репрессиями, причем подвергались им, в основном, бенгальцы (коренное население теперешнего Бангладеша) и индусы (индусы проживают повсеместно на Индийском полуострове). Миллионы беженцев напрявляются в Индию, которая присоединяется к сопротивлению Бангладеша и в конечном счете дает отпор Пакистану. Бангладеш получил независимость в том же 1971 году.

И хотя всех предыдущих конфликтах расклад всегда был не в пользу Пакистана, это ничему его не научило, и Пакистан снова напал на Индию в 1999 году. Собственно, не на Индию, а только на индийские военные базы вдоль границы (первой была база Каргилл, потому этот конфликт часто называют Каргилльской войной), окуппировал их и решил было двигаться вглубь Индии, но не тут-то было. Индийские военные силы выбили пакистанцев со своих баз обратно на их территорию. Про этот конфликт сняли несколько фильмов, типа « » с Ритиком Рошаном или « » с целым созвездием хороших актеров.

Что в связи со всеми этими войнами мы имеем? Индусы недолюбливают Пакистан, настороженно относятся к мусульманам, но все вполне в рамках приличия, многие Болливудские звезды – мусульмане.
В то же время, пакистанцы заметно сильнее не любят индусов, то же самое на уровне стран, в качестве примера – в учебниках истории Пакистана не значатся даты ДО независимости страны, т.е. период индийского правления стерт из памяти нации.

Если обидела чьи-то «промусульманские» настроения вольной текстовкой — не обижайтесь, просто такая объяснялка максимально описывает причины всех этих «Он индус? Да ты что, совсем с ума сошла?!» тематик в индийских фильмах.

P.S. Я не волшебник, я только учусь, большая часть данной информации взята из энциклопедий, если я где допустила историческую ошибку, пишите — поправим.

В ночь на четверг, 29 сентября, индийские вооруженные силы атаковали цели на пакистанской территории, пакистанцы ответили артиллерийским огнем. Счет погибших с обеих сторон идет на десятки. Исламабад обвиняет Индию в неприкрытой агрессии, Нью-Дели эвакуирует все население в приграничной полосе шириной 10 километров и спешно проводит перегруппировку войск. Две ядерные державы оказались на пороге войны. Что происходит сейчас на индийско-пакистанской границе и как это затронет Россию - в материале «Ленты.ру».

Линия контроля в огне

В полпервого ночи 29 сентября индийские вертолеты сразу в пяти местах пересекли линию контроля в Кашмире, нашпигованную минами и блок-постами, и выбросили над пакистанской территорией десант. После приземления спецназовцы скрытно вышли к целям - лагерям боевиков и стартовым площадкам, с которых исламисты реактивными снарядами обстреливали индийских пограничников, - и в коротком бою уничтожили их. Итоговый результат - убиты 38 боевиков из террористических организаций «Джейш-э-Мухаммед», «Лашкар-э-Тоиба» и «Хизб-уль-Муджахеддин», а также девять пакистанских военнослужащих - инструкторы и охрана стартовых площадок. Два индийских спецназовца получили легкие ранения, отряды без потерь вернулись на базу. Вся операция заняла четыре часа.

Так Минобороны и СМИ Индии описали то, что произошло той ночью. «Точечные удары» (определение военных) контролировал лично премьер Нарендра Моди.

Спустя несколько часов пакистанская артиллерия открыла огонь по индийским погранпостам. Три из них серьезно повреждены, Исламабад сообщил о гибели 21 индийского солдата и пленении одного военнослужащего. Пакистанское телевидение весь день показывало снятые с беспилотников кадры - воронки от снарядов на месте индийских блокпостов, разрывы, накрывающие индийские патрули, тела убитых. Как заявил премьер Наваз Шариф, это ответ на «неприкрытую агрессию» Индии, в результате которой погибли два пакистанских военнослужащих. Никакой операции индийского спецназа, объяснил Шариф, не было. Просто индийское руководство решило поиграть мускулами, отдав приказ артиллерии накрыть пакистанские блокпосты. Граница по-прежнему на замке.

Удачный момент

Нынешняя стрельба на границе - следствие многолетнего конфликта в Кашмире. Ситуация в регионе обострилась несколько месяцев назад, после того как индийский спецназ уничтожил «кашмирского Че Гевару» Бурхана Вани, лидера и кумира молодых сепаратистов. После его гибели Исламабад демонстративно объявил траур, а пакистанские националисты пообещали перейти границу и «освободить Кашмир». В Нью-Дели это расценили как вызов, тем более что индийское руководство давно и небезосновательно обвиняло пакистанские власти и межведомственную разведку в раздувании пламени кашмирского мятежа.

Но камнем, сдвинувшим лавину, стала неожиданная атака боевиков на штаб-квартиру одной из индийских бригад недалеко от округа Ури 18 сентября. Тайно перейдя линию контроля, четыре подготовленных в Пакистане экстремиста расстреляли 19 индийских солдат. После этого индийский премьер Нарендра Моди назвал Пакистан экспортером терроризма и пообещал, что убийцы не останутся безнаказанными.

Момент для ответа Нью-Дели выбрал удачно. Соединенные Штаты, которые обычно умудрялись балансировать между Индией и Пакистаном, - на пороге выборов, и кто бы ни стал следующим президентом, строить внешнюю политику ему придется, исходя из той ситуации, которая сложится на момент его вступления в должность. Таким образом, Нарендра Моди ставит дорогого друга Барака, с которым у него «личная химия» и прекрасные отношения, перед выбором: не пора ли США определиться с союзниками? За несколько месяцев до окончания президентского срока Обама вполне может счесть, что Индия, перспективный стратегический партнер, явно предпочтительнее строптивого Пакистана.

Удачно сложилось и в ООН - на 71-й сессии Генассамблеи как раз начались прения, и индийское руководство в ответ на пламенный рассказ пакистанского премьера Наваза Шарифа о страданиях кашмирского народа перед всем мировым сообществом с трибуны обрушилось на Исламабад, обвиняя его в поддержке терроризма. Глава МИД Сушма Сварадж не скрывала своих целей: добиться полной международной изоляции Пакистана.

Наконец, повезло индийцам и с внутриполитической ситуацией в Пакистане: многие подразделения пакистанских вооруженных сил плотно завязли в боях с талибами на северо-западной границе. Перебросить их на индийский рубеж - значит, отдать боевикам обратно целые районы, освобожденные с таким трудом.

Вода и экономика

Речами в ООН индийское руководство не ограничилось. Премьер Моди пригрозил, что Нью-Дели пересмотрит Договор о водах Инда (истоки большинства притоков этой реки находятся на индийской территории) и начнет забирать больше воды, чем до сих пор. «Кровь и вода, - объяснил Моди, - не могут течь вместе». Пакистанские фермеры по всему течению и в низовьях, и без того регулярно теряющие урожай из-за засухи, могут попасть в критическую ситуацию. С момента заключения договора в 1960 году Индия и Пакистан дважды находились в состоянии войны, но Нью-Дели ни разу не нарушил соглашения. Исламабад пригрозил: если индийцы выполнят свою угрозу, он расценит это как акт агрессии и подаст иск в международный суд. Вряд ли Моди всерьез намерен лишить Пакистан воды. В конце концов, истоки Брахмапутры, которая питает водой весь северо-восток Индии, находятся на территории Китая, союзного Пакистану. В эту игру можно играть втроем, и вряд ли в выигрыше в конечном итоге окажется Индия.

Но самый серьезный удар - отказ Индии присутствовать на очередном саммите СААРК, Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, торгового блока, объединяющего страны региона, который сама Индия и создала в 1985 году. Тогда на организацию в Нью-Дели возлагали большие надежды: лидерство в экономическом союзе с более чем полутора миллиардами населения существенно увеличивало вес Индии на мировой арене. Однако постепенно индийское руководство стало тяготиться СААРК: экономическая интеграция шла ни шатко ни валко, и участие в ассоциации приносило больше проблем, чем пользы, сковывая индийскую внешнюю политику.

Премьер Индии Нарендра Моди и его пакистанский коллега Наваз Шариф обнимаются во время неожиданного визита Моди в Лахор в декабре 2015 года.

Отказ Индии беспрецедентен - даже после Каргильского конфликта в 1999 году, когда дело чуть не дошло до открытой войны между Индией и Пакистаном, встреча СААРК прошла как ни в чем не бывало. В этот раз, кроме индийского руководства, ехать на саммит отказались лидеры Бутана, Бангладеш и Афганистана. Без половины участников, включая крупнейшего игрока в Южной Азии, встреча теряет всякий смысл. Те, кто отказались от саммита, - ключевые союзники Индии в регионе, страны, в сближении с которыми Нью-Дели больше всего заинтересован. Заодно Индия заявила, что может лишить Пакистан статуса привилегированного торгового партнера - это нанесет удар по пакистанской экономике.

Активная оборона

Нынешние действия Индии - быстрые, жесткие, иногда авантюрные - совершенно не похожи на ее предыдущую стратегию. Генеральный секретарь правящей «Бхаратия Джаната парти» Рам Мадхав заявил: «Мы осознаем, что время стратегического сдерживания закончилось. Индия должна жестко отвечать на угрозы, мы должны действовать на опережение».

Разработчиком нынешней жесткой политики по праву считается советник премьера Моди по вопросам безопасности Аджит Довал - легенда индийской разведки, бывший нелегал, участвовавший в самых опасных операциях против боевиков по всей Индии и за рубежом. Незадолго до того, как Моди взял Довала в команду, тот сформулировал основу своей стратегии. Ее уже прозвали «доктрина Довала», хотя сам чиновник предпочитает термин «активная оборона».

Слова о Белуджистане - мятежном пакистанском регионе, где давно действуют сепаратисты, - как выяснилось, не были пустой угрозой. Хотя Пакистан и раньше обвинял индийскую разведку в помощи мятежникам, Нью-Дели неизменно это отрицал. Однако 14 сентября постоянный представитель Индии при ООН Аджит Кумар заявил: «Пакистан систематически нарушает права своих собственных граждан, в том числе в Белуджистане». Аналитики по обе стороны границы расценили эти слова как завуалированную угрозу: отныне Индия будет помогать повстанцам в Белуджистане так же, как Пакистан помогает повстанцам в Кашмире. То, что слова Кумара прозвучали за четыре дня до атаки боевиков на штаб бригады в Ури, свидетельствует: «доктрина Довала» была разработана загодя, и в Нью-Дели только ждали случая пустить ее в ход. Пакистан этот шанс Индии предоставил.

Сейчас Индия и Пакистан повышают ставки, отвечая на каждый обстрел еще более мощным, на каждую угрозу - новой угрозой. Тот, кто первым сделает шаг назад, потеряет политические очки и проиграет. Но если и дальше наращивать ставки, на стол рано или поздно будет выложено ядерное оружие, которого у обеих держав хватает.

Пока Нью-Дели и Исламабад меряются мускулами, Россия оказалась в сложной ситуации. Как назло, в Приморье сейчас проходят совместные российско-индийские учения «Индра-2016», а на полигоне Черат в Пакистане российские военные вместе с пакистанскими участвуют в маневрах «Дружба-2016». Об отмене учений пока не объявляли - значит, в высоких штабах считают, что до войны еще далеко.

МОСКВА, 25 фев - РИА Новости. Пакистан и Индия возобновят прерванный более года назад диалог о нормализации двусторонних отношений 25 февраля, когда состоится встреча на уровне заместителей министров иностранных дел двух стран.

Ниже приводится справочная информация об истории отношений Индии и Пакистана.

В течение 200 лет Индия, включавшая тогда и территорию современных Пакистана и Бангладеш, была колонией Великобритании под названием Британская Индия. Очевидный распад Британской империи наступил после Второй мировой войны. В 1947 году Лондон был вынужден предоставить независимость своему самому большому колониальному владению - Индии.

Когда скорый уход колониальной администрации из Британской Индии стал очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий страны - индуизма и ислама.

План предоставления независимости, выработанный под руководством последнего вице-короля Индии лорда Льюиса Маунтбаттена, предусматривал создание двух государств - доминионов британской короны: Индийского Союза и Пакистана (он включал современные Пакистан и Бангладеш). Через несколько лет оба доминиона отказались от этого статуса: Индия в 1950 году, а Пакистан в 1956 году.

Территории, населённые преимущественно мусульманами, по этому плану отходили к Пакистану, а населенные в основном индусами - остались за Индией. Две провинции, оказавшиеся на границе между новыми государствами - Бенгалия и Пенджаб - были разделены. Население Восточной Бенгалии и Западного Пенджаба сделало выбор в пользу Пакистана, а жители Западной Бенгалии и Восточного Пенджаба высказались за вхождение в состав Индийского Союза.

Сразу после обретения независимости произошли беспрецедентные столкновения между индусами, мусульманами и сикхами (еще одна крупная религиозная группа). Происходило массовое переселение мусульман в Пакистан и индусов в Индию.

Наиболее остро встал вопрос о территориальной принадлежности штата Джамму и Кашмир, махараджа которого медлил с определением. Ко дню официального провозглашения независимости Индии глава княжества еще не принял решения о том, к какому государству должен присоединиться Кашмир. Стороны продолжали вести переговоры, однако мирного решения проблемы достичь не удалось. В ночь с 21 на 22 октября 1947 года на территорию княжества вторглись отряды пуштунских племен из северо-западной провинции Пакистана, а затем и так называемые "пакистанские добровольцы". 24 октября на занятой ими территории было объявлено о создании временного правительства "Азад Кашмира" ("Свободного Кашмира").

В итоге махараджа подписал документ о включении княжества в состав Индии. В Кашмир самолетами были доставлены индийские воинские части, в то время как с территории Пакистана прибыли дополнительные вооруженные отряды.

Индия обвинила пакистанскую сторону в агрессии и передала вопрос о Кашмире на обсуждение в Совет безопасности ООН, который установил в качестве демаркационного рубежа линию прекращения огня по состоянию на 1 января 1949 года.

В результате около трети княжества попало под контроль администрации "Азад Кашмира", а остальная территория, в том числе Кашмирская долина, отошла к Индии. 17 ноября 1956 года Учредительным собранием Кашмира была принята конституция, в соответствии с которой штат Джамму и Кашмир объявлялся составной частью Индии. Однако Пакистан продолжал настаивать на том, чтобы статус Джамму и Кашмира был определен после референдума, об условиях проведения которого оба государства так и не смогли договориться.

Кашмир остался расчлененным между двумя государствами без признания ими официальной границы в этом районе.

В апреле 1965 года разразилась вторая индо-пакистанская война в Кашмире. Формально конфликт начался из-за неопределенности пограничной линии на южном участке совместной границы - пустынного и безлюдного Качского Ранна. Однако в скором времени боевые действия между двумя странами развернулись по всей линии прекращения огня и закончились только 23 сентября 1965 года. С 4 по 10 января 1966 года премьер-министр Индии и президент Пакистана провели переговоры в Ташкенте и подписали Ташкентскую декларацию, договорившись отвести войска на исходные позиции.

В марте 1971 года между Индией и Пакистаном разразилась третья, самая крупная война, в результате которой от Пакистана откололась восточная часть (так называемый Восточный Пакистан), образовавшая независимое государство Бангладеш. Летом 1972 года в городе Симла в Индии руководители двух стран подписали соглашение, обязавшись "уважать линию контроля, образовавшуюся в результате прекращения огня 17 декабря 1971 года" (линия прекращения огня была уточнена и в декабре 1972 года переименована в линию контроля). Однако за пределами точной демаркации остались гряда Салторо и ледник Сиачен, что в 1984 году привело к очередному витку конфликта между Пакистаном и Индией.

С середины 1980-х годов и до конца 1998 года индо-пакистанские отношения продолжали оставаться напряженными. В начале 1999 года в них наступила некоторая разрядка. Произошел активный обмен визитами, состоялись несколько встреч на высшем уровне. Кульминацией стала автобусная поездка премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпаи в пакистанский город Лахор в феврале 1999 года, где стороны подписали Лахорскую декларацию. Однако в результате военного переворота в Пакистане этот прогресс в двусторонних отношениях был сведен на нет.

Второго февраля 2001 года президент Пакистана Первез Мушарраф заявил о своем намерении сесть за стол переговоров. 14-16 июля 2001 года в индийском городе Агра состоялась встреча глав двух государств. Однако она завершилась безрезультатно, мирный процесс был сорван серией терактов.

В 2004 году, после почти 60 лет противостояния, Исламабад и Нью-Дели начали широкоформатный переговорный процесс о нормализации отношений. Однако после масштабной террористической атаки в индийском мегаполисе Мумбаи (бывший Бомбей) в ноябре 2008 года между двумя странами началось очередное похолодание. Тогда группа террористов, которые прибыли, по мнению следствия, из Пакистана, расстреливала людей на улицах, в кафе, на вокзале, а потом засела в пятизвездочных гостиницах и в течение двух дней оказывала сопротивление спецназовцам. Этот теракт стал причиной замораживания переговоров о нормализации отношений между Нью-Дели и Исламабадом, которые ранее шли весьма активно.

Сейчас в Кашмире нет официальных границ, армии двух государств по-прежнему разделяет линия контроля.

Напряженная ситуация сохраняется по сей день. Она сопровождается периодическими терактами внутри Джамму и Кашмира, захватами и убийством заложников, а также вооруженными столкновениями на всем протяжении индо-пакистанской границы.

На развитие индийской цивилизации большое влияние оказал период почти двухвековой британской колонизации. Ко времени появления британцев Индия обладала сильной экономикой. Британия же перестроила эту экономику для обслуживания своих целей, подорвав при этом местную инфраструктуру и мешая развитию самобытной культуры Индии. Индийская государственная администрация -- тоже наследие британского владычества. Со временем она разрослась в огромную бюрократическую систему, создавшую условия для волокиты и коррупции Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46..

Вместе с тем, во многом благодаря британцам получили развитие такие большие порты Индии, как Калькутта, Бомбей (Мумбаи) и Мадрас (Ченнаи). Калькутта была основана еще в 1690 г., что влияет и на ее современную инфраструктуру. Британцы построили сеть железных дорог, каналов, внедрили собственное законодательство и правовые нормы. Система образования была введена с целью «передачи местному населению знаний английской литературы и науки посредством английского языка».

В отличие от португальцев, которые интегрировались в жизнь Гоа, британцы держались изолированно от своих подданных. Это исподволь разрушало местную культуру и язык. Британцы придерживались элитарного стиля жизни, считая собственную культуру и религию столь превосходными, что якобы одно это давало им право на господство.

Английское право было положено в основу кодификаций отдельных отраслей права, которые были осуществлены в ряде колоний. Так, в Индии в XIX в. были приняты уголовный кодекс, а также кодексы гражданского и уголовного судопроизводства, которые были распространены на Аден и Самали.

Правление британской Ост-Индской компании завершилось в 1857 г. в связи с широкомасштабным восстанием сипаев (индийских солдат, которые служили в британской Бенгальской армии). Через год после подавления бунта британское правительство решило управлять Индией, самой большой своей колонией, напрямую. В 1877 г. королева Виктория была коронована императрицей Индии -- страны, ставшей «алмазом в британской короне» Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40..

Имперское правление было смесью патернализма и расизма, и уже в 1885 г. в Бомбее был основан Индийский национальный конгресс (ИНК), чтобы препятствовать наиболее репрессивным сторонам Британского Раджа (на языке хинди это слово означает «власть»). Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое производство, т.е. полная свобода для развития национальной промышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд политических уступок. В 1909 г. принимается Закон «Об индийских советах», согласно которому увеличивается число членов Законодательных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии.

Реальная оппозиция британцам установилась после того, как адвокату Мохандасу Карамчанду («Махатме») Ганди удалось объединить в партии Национальный конгресс собственников и бизнесменов. Уникальность подхода Ганди состояла в отказе от применения насильственных средств. Он писал: «Я предлагаю моральное и, следовательно, духовное противодействие безнравственности. Я всячески стремлюсь притупить острый клинок сабли тирана, при этом не поднимаю против него еще более острое оружие, а разрушаю его ожидания физического сопротивления с моей стороны» Палишева Н.В. Некоторые аспекты перехода к демократии в Индии // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. - 2010. - Т. 9. - № 4. - С. 90..

Результатом кампании ненасильственного сопротивления в отношении британских законов, возглавлявшейся Ганди, стало обретение Британской Индией независимости в 1947 г. Но вопреки его надеждам Индия не осталась единой, а была разделена на два независимых государства: Индию и Пакистан. Пакистан стал мусульманским государством, где влиятельную партию Мусульманская лига возглавлял Мохаммед Али-Джинна. Разделение сопровождалось массовым переселением индусов и мусульман и небывалым кровопролитием.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге «Мое открытие Индии» (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: «Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсутствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие базовые принципы, чтобы придать смысл существованию» Неру Дж. Открытие Индии. - М.: Издательство иностранной литературы, 1955. - С. 345..

В итоге бурных событий довольно крупное по территории княжество Джамму и Кашмир к ноябрю 1947 г. фактически распалось. Занимающая в нем центральное место и населенная мусульманами живописная долина Кашмира вместе с прилегающими районами в результате боевых действий досталась Индии. У нее же оказался контроль над индусской на две пятых областью Джамму и восточным тибетско-буддийским Ладакхом.

Большая часть населенной мусульманами области Пунч к западу от Джамму была занята войсками Пакистана. На этой территории была провозглашена символическая власть «правительства Свободного Кашмира» (Азад Кашмир). В состав Пакистана фактически была включена и территория Гилгит, мусульманское население которой подняло мятеж против махараджи-индуса, сформировало собственные полурегулярные Военные действия на территории бывшего княжества велись до декабря 1948 года. Индийское правительство во главе с Дж. Неру согласилось провести референдум в княжестве для решения вопроса о его принадлежности и пошло на интернационализацию конфликта, передав жалобу на действия Пакистана в ООН. Первая индийско-пакистанская война относится к разряду конфликтов низкой интенсивности. В ходе длившихся почти полтора года боев погибло более тысячи военнослужащих. 1 января 1949 г. стороны согласились с резолюцией Совета Безопасности ООН и объявили о прекращении огня, а в июле того года подписали соглашение о перемирии.

Усилия ООН организовать через назначаемых ей посредников референдум успехом не увенчались. Слишком велики были различия в подходах сторон к его организации. Первый раунд борьбы за Кашмир был выигран Индией: она получила районы бывшего княжества, населенные не только индусами, но и мусульманами. Три четверти кашмирского населения попали под юрисдикцию Индии. В составе Индийского Союза, в стратегически важном районе у границ с Пакистаном и Китаем появился индийский штат Джамму и Кашмир, населенный преимущественно мусульманами. В соответствии с введенной в действие в январе 1950 г. конституцией Республики Индия ему был предоставлен особый статус (статья 370 и ряд других положений). Пакистанская сторона считала итоги раздела княжества несправедливыми и сохраняла надежды на реванш, силами и средствами для которого она, однако, не обладала.

Страны-соседи одновременно похожи и различны. Генетически и в языковом отношении Пакистан (тогдашний Западный Пакистан) был продолжением Северной Индии, а Восточный Пакистан (удаленный на 1500 км от западного) представлял собой мусульманскую часть исторического «ядра» Британской Индии - провинции Бенгалии.

Помимо культурно-религиозных факторов, на различия в природе государств влияла разная структура общества. В Индии оно было более городским и относительно слабо иерархичным, а традиционная элита - менее связанной с землевладением (представителям высшей касты брахманов даже предписывалось не владеть землей). Руководящие позиции в Индии заняли представители политического класса, генетически принадлежащие в основном к средним слоям.

Пакистанское общество сложилось как типично «феодальное»: его элиту составили по преимуществу выходцы из традиционной земельной аристократии. Иерархическая социальная структура, у основания которой находились бесправные сельские низы и кочевые племена, способствовала формированию «верхушечного» политического сообщества. Главную роль в нем стала играть гражданская и военная бюрократия.

При всех различиях оба государства были надэтническими (наднациональными). Понимая свою политическую уязвимость и осознавая большую угрозу сепаратизма из-за наличия многообразных этнических и религиозных групп, населяющих обе страны, индийская и пакистанская элиты ориентировались на идеи сильного единого государства, своего рода южноазиатскую державность. Речь шла не только о военной мощи, хотя она и имела всегда большое значение. Руководители обеих стран (особенно Индии) делали акцент на идеях будто бы присущей каждой из них «особой миссии», соображениях престижа, исторической памяти, борьбе за реализацию своего международно-идеологического проекта или лидерство в коллективном проекте.

Итак, история противостояния начинается с появления на карте мира в августе 1947 г. Индии (Индийского Союза) и Пакистана. Добившись от Лондона статуса независимых доминионов в результате хотя и запланированного, но поспешного ухода Великобритании из главной ее заморской колонии, оба молодых государства встали на путь консолидации власти. В результате размежевания Пакистан как государство оказался состоящим из двух крупных территориальных массивов, не соприкасавшихся между собой - Западного Пакистана (современный Пакистан) и Восточного Пакистана (современная Бангладеш).