Изменилась ли Татьяна: все аспекты. Почему Татьяна Ларина предпочла жизнь с нелюбимым мужем, а не с Евгением? (Школьные сочинения) Как татьяна вышла замуж за генерала


Знаете ли вы, сколько лет героям романа "Евгений Онегин" Пушкина? В этой статье представлены материалы о возрасте Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Владимира Ленского и Ольги Лариной. Информация в статье основана на научных работах известного литератора Юрия Лотмана (см. статья Ю. М. Лотмана «Внутренняя хронология "Евгения Онегина"»). ПЛЮС РАЗБОР ПОЛЕТОВ НЕРАВНОДУШНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ...
И ОНЕГИН БЫЛ ПРАВ, ОТКАЗАВ МАЛОЛЕТКЕ...

Смотрите: Все материалы по "Евгению Онегину" Сколько лет Евгению Онегину, Татьяне Лариной, Ленскому и Ольге в романе "Евгений Онегин"? (возраст героев)
1. Евгений Онегин На момент дуэли с Ленским Евгению Онегину 26 лет. В начале романа Пушкин также описывает период из жизни Онегина, когда ему было 18 лет: "...Убив на поединке друга, / Дожив без цели, без трудов / До двадцати шести годов..."
2. Владимир Ленский Владимиру Ленскому всего 18 лет, когда он погибает на дуэли с Онегиным: "...пускай поэт / Дурачится; в осьмнадцать лет..."
3. Татьяна Ларина Татьяне Лариной 17 лет, когда она пишеь письмо Евгению Онегину. Дело в том, что о возрасте Татьяны в романе не говорится ничего конкретного. Но Пушкин указывает возраст Татьяны в письме П. А. Вяземскому: "...Дивлюсь, как письмо Тани очутилось у тебя [...] если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!..." (Пушкин Вяземскому, 29 ноября 1824 г.)
4. Ольга Ларина Ольге Лариной около 16 лет на момент дуэли Онегина и Ленского. По словам исследователя Ю. М. Лотмана, Ольге не меньше 15 лет, когда она стала невестой Ленского: по правилам того времени Ольге не могло быть меньше, чем 15 лет. Следовательно, Ольге было около 16 лет, потому что она младше своей сестры Татьяны, которой 17 лет.

Но в следующей главе после письма Татьяны четко написано: "Уничтожать предрассужденья, Которых не было и нет У девочки в тринадцать лет!" То есть на момент написания письма Татьяне было 13 или даже 12 лет... Но никак не 17...

Пушкин не предполагал чтение читателями писем ни Вяземскому, ни кому бы то ни было. На протяжении всего романа указан возраст Татьяны; 13 лет, когда пишет письмо, а скоро именины - 14 лет. Число 13 упоминается 2 раза (у Пушкина нет ничего случайного). Вопрос к оппонентам: неужели эти строки написаны про 17 девушку? Или с Пушкиным что-то не так? "Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; Про вести города, про моды Беседы с нею не вела. И были детские проказы Ей чужды"

По тексту встречается упоминание письма 13-летней девочки, которая может быть только Татьяной. Не так уж мало, если вспомнить классическую историю 12-летней Джульетты и то, что в те времена замуж выходили рано. Могло Татьяне быть 13 лет? Могло. Далее имеется упоминание о "сне отроковицы", опять-таки отроковица согласно Далю - это возраст от 12 до 15 лет, то есть Татьяне максимум могло быть 15. Почему это важно? Потому что младшая ее сестра тоже должна была выйти замуж, за Ленского, а сколько же тогда ей было лет, если Татьяне было бы 13?
Автор сам точно называет возраст двух девочек. Одной из них, Татьяне 13 лет, а Ольге - 11. Ольга, несмотря на возраст в свои 11 сбежала с гусаром из дома. А Татьяна по тем меркам засиделась в девках. Ее отдали замуж в 16 лет, после того как отвезли в Петербург. Там она приглянулась старому генералу. Читайте 30-тилетнему. И все это время она помнила свою первую любовь.Через два года брака, в свои 18 лет она была княгиня, и знала правила хорошего тона. Как замужняя дама она игнорировала Онегина, чем заинтриговала беднягу.


И полно, Таня! В ЭТИ ЛЕТА
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.

В ЭТИ (то есть Танины) ЛЕТА няня уже пошла под венец. А было ей, напомню,13 лет.
Онегин, возвращаясь с бала, где увидел впервые генеральшу, светскую даму, спрашивает себя:

Ужель та самая Татьяна?
Та ДЕВОЧКА... Иль это сон?
Та ДЕВОЧКА, которой он
пренебрегал в смиренной доле?»
Вам была не новость
Смиренной ДЕВОЧКИ любовь?

Дает отповедь герою сама Татьяна.

Продолжим чтение четвертой главы, где явилась 13-летняя девочка.

...получив посланье Тани,
Онегин живо тронут был...
Быть может, чувствий пыл старинный
Им на минуту овладел;
Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Выходит, Евгений не захотел, подобно старой развратной обезьяне, погубить невинную девочку. И потому ответил отказом. Тактично взяв всю вину на себя, чтобы не травмировать Татьяну. И в конце свидания дал девочке добрый совет:

Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

Прочитал внимательно Александра Сергеевича и понял вдруг, какой же глупостью мы вынуждены были заниматься в школе, мучаясь над сочинениями о взаимоотношениях Евгения и Татьяны! Пушкин же все сам объяснил и сам же вынес оценку поступку своего героя.

Вы согласитесь, мой читатель,
Что очень мило поступил
С печальной Таней наш приятель.

***
А сколько ж тогда было Ольге, на которой собирался жениться 17-летний Ленский? Максимум 12. Где это написано?
В данном случае Пушкин лишь указал, что Оля была младшей сестрой 13-летней Татьяны. Чуть отрок (лет 8 по Далю) Ленский был свидетель умиленный ее МЛАДЕНЧЕСКИХ забав. (Младенец - до 3 лет. От 3 до 7 - дитя).

Считаем: если ему было 8 лет, то ей - 2 - 3 года. К моменту дуэли ему - без малого 18, ей - 12. А помните, как возмутился Ленский, когда Оля танцевала с Онегиным?

Чуть лишь из пеленок,
Кокетка, ветреный ребенок!
Уж хитрость ведает она,
Уж изменять научена!

Вы, конечно, шокированы. В таком возрасте - и замуж?! Не забывайте, какое время было. Вот что писал в статье об Онегине Белинский:

«Русская девушка не женщина в европейском смысле этого слова, не человек: она нечто другое, как невеста... Едва исполнится ей двенадцать лет, и мать, упрекая ее в лености, в неумении держаться..., говорит ей: «Не стыдно ли вам, сударыня: ведь вы уже невеста!»

А в 18, по Белинскому, «она уже не дочь своих родителей, не любимое дитя их сердца, а тягостное бремя, готовый залежаться товар, лишняя мебель, которая, того и гляди, спадет с цены и не сойдет с рук».

Такое отношение к девушкам, ранние браки объясняются не дикостью обычаев, а здравым смыслом, - утверждает сексолог Котровский. - Семьи тогда были, как правило, многодетные - аборты церковь запрещала, а надежных противозачаточных средств не было.

Родители старались поскорее выдать девушку («лишний рот») замуж в чужую семью, пока та выглядит молодо. Да и приданого за нее требовалось меньше, чем за увядшую деву. (Девка-вековуха - как осенняя муха!)

В случае с Лариными ситуация была еще острее. Отец девочек умер, невест надо было срочно пристраивать! Юрий Лотман, знаменитый литературовед, в комментариях к роману писал:

«В брак молодые дворянки в начале XIX века вступали рано. Правда, частые в XVIII веке замужества 14 - 15-летних девочек начали выходить из обычной практики, и нормальным возрастом для брака сделались 17 - 19 лет.
Ранние браки, бывшие в крестьянском быту нормой, в конце XVIII века нередки были и для не затронутого европеизацией провинциального дворянского быта. А. Лабзина, знакомая поэта Хераскова, была выдана замуж, едва ей минуло 13 лет.

Мать Гоголя обвенчали в 14. Однако время первых увлечений молодой читательницы романов начинались значительно раньше. И окружающие мужчины смотрели на молодую дворянку как на женщину уже в том возрасте, в котором последующие поколения увидали бы в ней лишь ребенка.

23-летний поэт Жуковский влюбился в Машу Протасову, когда ей было 12. Герой «Горя от ума» Чацкий влюбился в Софью, когда ей было 12 - 14 лет».


**

В русской литературе есть только одна героиня, которая по любви читателей приближается к Татьяне Лариной. Наташа из «Войны и мира» Льва Толстого.

Тоже дворянка. Девочку мы впервые встречаем в день ее именин. Влюбленная в офицера Друбецкого, она поймала Бориса в укромном месте и поцеловала в губы. Смущенный Борис тоже признался девочке в любви, но попросил больше не целоваться 4 года. «Тогда я буду просить вашей руки».

Наташа стала считать по тоненьким пальчикам: «Тринадцать, четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать». Ей было 13.
Ситуация точь-в-точь как в «Евгении Онегине». Но она споров не вызывает. А в это время ее отец, граф Ростов, вспоминает в светской беседе, что их матери выходили замуж в 12 - 13 лет. "

12

Рассмотрим важный, спорный для читателей и критиков вопрос: как сложились отношения Татьяны с мужем?Для ответа обратимся к выразительному, яркому невербальному языку героини. Оценим проход Татьяны «по зале» на светском приеме.

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал...
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал. (8, ХIV)

К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале, и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал. (8, ХV)

Естественно допустить, что первоначально высший столичный свет встретил сельскую девушку Татьяну враждебно и неприветливо. Многие семейства, строившие планы породниться с важным генералом, принятом при дворе, были оскорблены тем, что генерал остановил свой выбор на этой бедной деревенской выскочке.
Свет, разумеется, использовал все средства, включая злословие и сплетни, чтобы опорочить Татьяну, выдавить ее из своей среды.
Недоброжелательное, враждебное окружение затаилось. Поэтому генералу пришлось самоотверженно бороться за свою любовь. Он был всегда рядом с Татьяной, всегда был готов прийти ей на помощь. (Именно поэтому все письма, адресованные Татьяне, им просматривались с целью защиты ее хрупкого внутреннего мира от «злых с виду дам»).
Поэтому и на светском приеме он шел позади Татьяны, как бы прикрывая ее тыл и пристально наблюдая за поведением гостей, которые вынуждены были, приветствуя генерала, кланяться Татьяне.

Весь внешний облик Татьяны при проходе через зал, наполненный важными светскими персонами, свидетельствовал, что она постоянно осознавала присутствие за спиной своего верного, преданного и любимого друга, мужа и защитника, а себя чувствовала в полной безопасности: она была не одна в этом враждебном мире, в этом «омуте».

Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей...
Все тихо, просто было в ней,`
Она казалась верный снимок
Du comme il faut... (8, ХIV)

Несомненно, Татьяна высоко ценит своего мужа за то, что он реально оказался ее ангелом-хранителем, за то, что разорвал обруч социальной изоляции, сделал жизнь ее осмысленной, помог преодолеть страх немоты, за то, что ненавязчиво, постепенно преодолел ее неверие в любовь и восстановил доверие к словам, разрушенное Онегиным, за то, что снял скованность с ее разума, развил речь, помог проявить силу воли и характера, целеустремленность, настойчивость и даже мужество в преодолении тяжелых личностных психологических препятствий, пробежать за два года путь развития равный десятилетию.
Онегину ныне Татьяна кажется «величавой, небрежной законодательницей зал» и

Неприступною богиней
Роскошной, царственной Невы, (8, ХХVII)

Хотя ее мало интересуют «свет пустой», «мишура», «ветошь маскарада» и ее «успехи в вихре света».

Татьяна в мыслях и душе уже не отделяет себя от мужа, боевого генерала, неоднократно раненого «в сражениях», с гордостью объявляя Онегину, что она не только «богата и знатна», но и что «нас», т.е. нашу семью, «ласкает двор», что семейная «честь» для нее не пустое слово, а онегинские откровенные предложения мелкой любовной интрижки оскорбительны для нее.
«Какая малость!» – восклицает Татьяна по поводу онегинской «обидной страсти». На доступном Онегину языке она объясняет ему, что

………………. мой позор
теперь бы всеми был замечен
и мог бы в обществе принесть
вам соблазнительную честь. (8, XLIV)

В Москве на балу в Благородном собрании Татьяна привлекла внимание князя N своим «блистательным отсутствием», потом удивила нежеланием знакомиться «с этим толстым генералом», потом поразила своей искренностью, чистотой, беззащитностью, скрытым страданием, «умом и волею живой», «сердцем пламенным и нежным» и ….. своей недоступностью.
По-видимому, генерал устал в Петербурге от преследований его толпой вульгарных, меркантильных, пошлых и назойливых невест. Поэтому он и появился на ярмарке невест в Москве.
Одинокий генерал жаждал настоящей любви и остановил свой выбор на «невинной деве», «дикой, печальной, молчаливой» сельской девушке. Ему пришлось приложить серьезные усилия, чтобы добиться согласия Татьяны на брак.

Почему же Татьяна согласилась выйти замуж за «толстого генерала»? Маловероятно, чтобы сельская девочка -аутистка откликнулась на просьбу и слезы матери, либо ее могли привлечь какие-то материальные либо престижные интересы. Ранее трем женихам она решительно отказала, не обращая внимания на материнские просьбы:

Всем наотрез одно и то же:
Нейду. (7, ХХV)

Решающую роль, по нашему мнению, могла сыграть глубокая вера наивной сельской девушки, воспитанной няней, в приметы.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы. (5, V)

Во время праздничных «крещенских вечеров» в доме Лариных

Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход. (5, IV)

Кроме этого, третье святочное гадание предсказало Тане имя будущего жениха.

Морозна ночь, все небо ясно;
Светил небесных древний хор
Течет так тихо, так согласно…
Татьяна на широкой двор
В открытом платьице выходит….

Чу... снег хрустит... прохожий; дева
К нему на цыпочках летит,
И голосок ее звучит
Нежней свирельного напева:
Как ваше имя? Смотрит он
И отвечает: Агафон. (5,IX)

Суеверность простодушной Татьяны могла оказаться одним из самых важных доводов для ее решения выйти замуж, если предположить, что генерала звали Агафон.
Заметим, что слуги Онегина, ключница и даже его кучер имели собственные имена, а имя генерала и его фамилию Пушкин почему-то скрыл.
Древнейшее и почитаемое имя Агафон носил Папа Римский, а также учитель Еврипида, известный в Древней Греции трагик. Как и имя главной героини романа, это благозвучное греческое имя применялось в основном в простонародной среде.
Можно допустить также, что, в соответствии с пушкинским принципом «веселости» в романе из «полусмешных глав», генерал, как родня Онегина по отцу, мог носить фамилию Онегин. Тогда сразу сбывались все святочные предсказания и тайная мечта Татьяны: она стала Татьяной Онегиной, а не княгиней N.
В пользу этой веселой версии говорит удивительно спокойное отношение князя к вызывающему, непристойному ухаживанию Онегина за его женой на глазах высшего света, недоброжелательного и завистливого:

Но мой Онегин вечер целый
Татьяной занят был одной…. (8, ХХVII)

Ума не внемля строгим пеням,
К ее крыльцу, стеклянным сеням
Он подъезжает каждый день;
За ней он гонится как тень. (8, ХХХ)

Понятно, что князь Агафон Онегин не мог захлопнуть дверь своего дома и двери других столичных домов перед близким родственником, чтобы не давать повода для сплетен. А в преданности и верности своей жены он был вполне уверен.

Осталось рассмотреть важный вопрос, почему Онегин после трехлетнего путешествия приехал в столицу, вместо того чтобы направиться в деревню спасать свое разоренное имение. Естественно предположить, что за три года отсутствия хозяина имение пришло в полный упадок. Другого исхода быть не могло.
Декабрист Бестужев сообщал царю: «Наибольшая часть лучшего дворянства, служа в военной службе или столицах, доверяет хозяйство наемникам, которые обирают крестьян, обманывают господ, и таким образом 90% имений в России расстроено и в закладе».
Безусловно, после отъезда Онегина управитель имения совместно с соседними помещиками, оскорбленными онегинским высокомерием и не желающими простить ему убийство юного Ленского, увидев хозяйственную беспомощность «глубокого эконома», привыкшего «жить долгами», ни в чем себе не отказывая,направили львиную долю доходов его имения в свои карманы, информируя Онегина о засухе, неурожаях, падеже скота, низких ценах на продукцию и необходимости залезать в долги для обеспечения его потребностей в деньгах.

Пушкин ранее отмечал легкомысленность Онегина, «забав и роскоши дитя», и его отца, приведшие к потере «наследства»:

Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно
И промотался наконец. (1, III)

Перед Онегиным собрался
Заимодавцев жадный полк.
…………………………
Евгений, тяжбы ненавидя,
Довольный жребием своим,
Наследство предоставил им,
Большой потери в том не видя… (1,LI)

Получив в наследство богатое имение дяди,

… наш Онегин, сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель, (1,LIII)

«скуки ради» резко снизил доходы своего имения, после того как

В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил. (2,IV)

После его отъезда управляющий, разумеется, восстановил для своей пользы старые порядки в имении. Естественно, что после трех лет отсутствия, залезший в долги Онегин,

Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных (1, II)

Появился в столице, надеясь узнать перспективу получения нового наследства от неженатого

«родни и друга своего» (8, ХVIII)

Князя N или, по крайней мере, взять у него деньги в долг для спасения заложенного имения.
Здесь же кроется ответ на другой вопрос: почему же Онегин на приеме среди «мелькающих лиц», похожих на «привидения», вообще обратил внимание на какую-то скромную даму, идущую по залу, когда он, «безмолвный и туманный», стоял тихо «в толпе избранной»:

Для всех он кажется чужим,
Мелькают лица перед ним
Как ряд докучных привидений. (8,VII)

Он, конечно, ждал приезда князя N. И вот князь, поднимая «и нос и плечи», внимательно глядя по сторонам, появился, но почему-то он шел позади скромной дамы, которую Онегин начал внимательно рассматривать, поскольку ее «вид напомнил смутно ему забытые черты».
Именно поэтому беседу с генералом он начал с вопроса об этой загадочной даме. И тут на Онегина обрушились два неожиданных, разящих наотмашь удара:

«Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?»
Князь на Онегина глядит.
Ага! давно ж ты не был в свете.
Постой, тебя представлю я. –
«Да кто ж она?» – Жена моя. –
«Так ты женат! не знал я ране!
Давно ли?» – Около двух лет. –
«На ком?» – На Лариной. – «Татьяне!» (8, ХVII - ХVIII)

Потрясенный Онегин «не знал ране», что его надежды на новое наследство иллюзорны,несостоятельны, эфемерны. Они мгновенно растаяли, и это обстоятельство, конечно же, повергло его в шок. Тем более было обидно, что подступы к наследству ему перекрыла знакомая «бедная Таня» из «глуши забытого селенья».
И уже на следующий день после встречи Онегин, «инвалид в любви» и «погасший пепел», без памяти «влюбился» в явно безразличную к нему княгиню:

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен. (8, ХХХ)

Пушкин предложил несколько объяснений внезапно вспыхнувшей любви Онегина к Татьяне-княгине: ее недоступность, досада, суетность или «юношеская забота» – любовь.

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай…. (8, ХХVII)

Что с ним? в каком он странном сне!
Что шевельнулось в глубине
Души холодной и ленивой?
Досада? суетность? иль вновь
Забота юности – любовь? (8, ХХ I)

Возможны и другие версии. В частности, черная зависть Онегина к чужим успехам, радостям, как оборотная сторона его чувства превосходства над окружающими, и стремление во что бы то ни стало разрушить чужое благополучие, чужое счастье, как он поступил ранее с Ленским и Ольгой. Ведь сам Онегин,

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел. (8, ХII)

Ощущение Онегиным собственной неполноценности, ущербности пробуждало в нем чувства зависти, ненависти и мести. Татьяна объясняет ее преследование Онегиным именно желанием получить в обществе «соблазнительную честь» от покорения «неприступной богини».
Профессиональный, беспринципный ловелас, в ранней юности научившийся

…………… лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать, (1, Х)

Умело разыгрывает любовные чувства перед Таней, помня, что он совсем недавно ей «сердце волновал».
Чего еще можно ожидать от «созданья ада», «мрачного беса», который, убив «безжалостной рукой» своего юного друга, быть может, несостоявшегося нового Байрона, с лицемерным сожалением сообщает об этом «несчастье» Татьяне в письме:

Еще одно нас разлучило...
Несчастной жертвой Ленский пал...
Ото всего, что сердцу мило,
Тогда я сердце оторвал. (8)

Возможно также, что, с целью решения своих материальных проблем, вновь обнищавший Онегин, всегда готовый

…………… денег ради,
На вздохи, скуку и обман, (1,LII)

Мог сделать попытку разыграть карту любви теперь уже богатой «смиренной девочки», ранее мечтавшей

…………..… с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь! (8, ХХVIII)

И поэтому план поездки в свое имение с целью его спасения от банкротства отложен. Вместо этого он, потеряв остатки разума, начинает «преследовать» Татьяну.
Последний монолог Татьяны поставил точку в их отношениях. Она ушла, а униженный Онегин, обожженный огнем жалости великодушной Татьяны, услышал шаги приближающегося мужа.

Мы полагаем, что «веселый» пушкинский роман с «полусмешными главами» должен иметь счастливый конец. Генерал мог сообщить Онегину, что недавно из письма Прасковьи они узнали, что она приобрела выставленное на продажу за долги онегинское имение, стала его полновластной хозяйкой, и, счастливая, перевезла туда Ольгу с семьей, продав свою деревушку, а Татьяна сейчас «слезы льет рекой» из-за детских ностальгических переживаний.

Как звали мужа Татьяны Лариной? Вопрос не простой, как может показаться на первый взгляд,потому как в "Онегине" нигде напрямую не говорится фамилия мужа Татьяны, а на самом деле - это князь Гремин, но эта информация известна только по оперному либретто. В марте 1877 года композитор Пётр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая даёт ему идею написать либретто к опере по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, поражённый этой мыслью, заявляет, что «Онегин» - “святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днём, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет либретто. (Либретто - литературный текст оперы, её основа.) В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории. Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.
Волнение Онегина усиливается после встречи и разговора с Греминым. Вчитаемся в строчки сценария Чайковского, где появляется князь Гремин
Действие третье
Картина первая. Бал в одном из аристократических домов Петербурга. В числе приглашенных князь Гремин - ветеран русских войн, благосклонно принятый царским двором. Здесь, на великосветском празднестве, встречает он Онегина, своего старого друга, только что вернувшегося из-за границы. Онегин несколько лет не был в Петербурге; он не знает, что Гремин женат: "Давно ли?" - "Около двух лет". - "На ком?" - "На Лариной Татьяне". Гремин представляет друга своей жене. Онегин поражен: он с трудом узнает в этой светской, полной благородства и достоинства даме прежнюю девочку, которой он когда-то читал нравоученья. "Увы, сомненья нет, влюблен я! Влюблен, как мальчик, полный страсти юной!" - с волнением признается себе Онегин.
Картина вторая. Много дней искал Евгений встречи с Татьяной, много слов любви сказал в своих письмах к ней,но... ответа нет. Онегин решает пренебречь правилами света и явиться в ее дом без приглашенья. Неожиданно войдя в комнату княгини Греминой, он видит прежнюю Таню, склонившуюся над его письмами и плачущую над ними. Потрясенный Онегин бросается на колени, но "прошлого не воротить!" Татьяна просит оставить ее: "Я отдана теперь другому, моя судьба уж решена, я буду век ему верна". Онегин наконец понимает, что Татьяна навсегда потеряна для него.

Чайковский не только даёт фамилию мужу Лариной, но и сочиняет для него арию.
Насладитесь словами Гремина.

ОНЕГИН (Гремину).
Скажи мне, князь, не знаешь ты,
Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?

ГРЕМИН.
Ага! давно ж ты не был в свете!
Постой, тебя представлю я.

ОНЕГИН. Да кто ж она?

ГРЕМИН. Жена моя!

ОНЕГИН.
Так ты женат? не знал я ране!
Давно ли?

ГРЕМИН. Около двух лет.

ОНЕГИН. На ком?

ГРЕМИН. На Лариной...

ОНЕГИН. Татьяне!

ГРЕМИН. Ты ей знаком?

ОНЕГИН. Я им сосед!

ГРЕМИН
Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны
И юноше в расцвете лет
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой!


Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла;
Она явилась и зажгла,
Мне жизнь, и молодость,

Среди лукавых, малодушных,
Шальных. балованных детей,
Злодеев и смешных и скучных,
Тупых, привязчивых судей,
Среди кокеток богомольных,
Среди холопьев добровольных,
Среди вседневных модных сцен,
Учтивых ласковых измен
Среди холодных приговоров
Жестокосердой суеты,
Среди досадной пустоты
Расчетов, дум и разговоров,
Она блистает, как звезда
Во мраке ночи, в небе чистом
И мне является всегда
В сиянье ангела, в сиянье ангела лучистом.

Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны
И юноше в расцвете лет
Едва увидевшему свет,
И закаленному судьбой
Бойцу с седою головой!

Онегин, я скрывать не стану,
Безумно я люблю Татьяну!
Тоскливо жизнь моя текла;
Она явилась и зажгла,
Как солнца луч среди ненастья,
И жизнь, и молодость,
Да, молодость, да, молодость и счастье!
И жизнь, и молодость, и счастье!

Итак, пойдем, тебя представлю я.

Мелодия арии спокойная, неторопливая, сдержанная, напевная. “В ней жизнь, и молодость, и счастье”, - поёт Гремин. Пушкин говорит об этом персонаже очень коротко, почти никак не характеризуя его.(Найдите в тексте строки, посвящённые мужу Татьяны,князю Н.) Для Чайковского этот герой очень важен. Композитор пишет для него целую арию, отдельный номер. Почему?
По нашему мнению, композитор хочет показать, что генерал порядочный, серьёзный, способный на глубокое чувство человек, он достоин Татьяны и постарается сделать её счастливой. Именно такой человек нужен для счастья героини.
Интересно, что сам Чайковский, поддавшись магии пушкинского романа, на себе испытал,как могли бы развиваться события, если бы Онегин ответил на признание юной Татьяны взаимностью.
Чайковский приступил к сочинению оперы немедленно. Освободившись от занятий в Московской консерватории, в которой он преподавал, он уехал в усадьбу К.С.Шиловского Глебово. Поселился там в отдельном флигеле и работал с огромным наслаждением: " <...> я влюблен в образ Татьяны, я очарован стихами Пушкина и пишу на них музыку <...> потому, что меня тянет. Опера продвигается быстро",- писал он брату.
Живя в Глебово и работая над "Евгением Онегиным", Чайковский сообщил своим родным, что намерен жениться. Сообщил он и имя своей избранницы: "Женюсь я на девице Антонине Ивановне Милюковой. Она бедная, но хорошая и честная девушка, очень меня любящая", - писал композитор своему отцу в июне 1877 года из Глебово. Факт обращения к сюжету "Онегина" принято связывать и с личными обстоятельствами Чайковского, когда, почти как в романе Пушкина, он получил письмо от девушки с признанием в любви. После непродолжительного общения, он решает на ней жениться. Что было в этой истории первично: обращение к Пушкину и затем решение жениться, как бы стремясь не повторить онегинской ошибки, или собственный роман с А.И.Милюковой, который натолкнул на сюжет из Пушкина? Так или иначе, но личная судьба композитора развивалась на фоне сочинения оперы "Евгений Онегин".

Сценарий своей новой оперы "Евгений Онегин" Чайковский сообщил своему брату М.И.Чайковскому в том же письме, в котором он рассказал об истории возникновения замысла этой оперы. Строение сценария напоминает драматическую инсценировку романа Пушкина, но с некоторыми дополнениями. В нем три действия. В последнем предполагалась картина, рисующая бал в Москве (таким образом, в опере должно было быть три бала!), на котором Татьяна знакомится со своим будущим мужем, Генералом, рассказывая ему свою историю и соглашаясь выйти за него замуж. В конечном итоге, Чайковский опустил сцену московского бала, тем самым еще больше приблизившись к своим предшественникам, инсценировавшим "Евгения Онегина" в драматическом театре. Очень возможно, что подзаголовок, который Чайковский даст своей опере - "Лирические сцены" - пришел к нему именно от драматического спектакля на этот же сюжет. Тем более, что в разработке сценария принимал участие друг Чайковского К.С.Шиловский, который был и музыкантом, и художником, и актером. Причем он сотрудничал с Малым театром в Москве, на сцене которого шла инсценировка с музыкой Верстовского.
Эскизы оперы были завершены осенью 1877 года. За это время Чайковский пережил большие потрясения в личной жизни, скорая женитьба невероятно быстро завершилась разрывом с женой. Чайковский оставил службу в консерватории, покинул Москву, Россию и в Европе окончил эскизы и инструментовал свою новую оперу.
Оперы, которые предшествовали "Онегину", Чайковский отдавал для исполнения в Императорские театры Москвы и Петербурга. Он стремился попасть на эти сцены, очень горевал, когда постановки задерживались или откладывались. И вдруг он переменил свои прежние взгляды и обратился с просьбой к директору Московской консерватории Н.Г.Рубинштейну: "Постановка же ее именно в Консерватории есть моя лучшая мечта. Она рассчитана на скромные средства и небольшую сцену." А несколько позже он писал своему другу К.К.Альбрехту, который был хормейстером в первой постановке Онегина: "Я никогда не отдам этой оперы в Дирекцию театров прежде, чем она не пойдет в консерватории. Я ее писал для консерватории, потому что мне нужна здесь небольшая сцена." Далее композитор перечислил, что необходимо ему для постановки "Онегина", добавив при этом, что если опера не будет поставлена в Консерватории, то она не будет поставлена нигде: "Я готов ждать сколько угодно."
Осенью вышел из печати клавир оперы, в котором был напечатан авторский подзаголовок оперы: "Лирические сцены". Чуть позже в ученическом концерте были исполнены отрывки из оперы, на которые рецензент отреагировал так: "Никогда еще композитор не был в такой мере самим собою как в этих лирических сценах <...> г.Чайковский - несравненный элегический поэт в звуках."
В начале 1879 года началась подготовка к премьере оперы силами учеников и педагогов консерватории на сцене Малого театра в Москве. Поскольку это была сцена небольшая, на ней шли драматические спектакли, то и состав исполнителей, хора, оркестра мог быть только небольшим.
Итак, в марте 1879 года состоялась премьера "Евгения Онегина" на сцене Малого театра в Москве в исполнении учащихся Московской консерватории. Согласно списку исполнителей, объявленных в программе и отчета о премьере в спектакле участвовали: хор из 28 учениц и 20 учеников, оркестра из 32 человек (в их число входили четыре профессора консерватории и два музыканта из оркестра Большого театра). Дирижировал Н.Г.Рубинштейн. Режиссером был актер Малого театра И.В.Самарин. Исполнялся в этой постановке первоначальный финал оперы, в котором появлялся муж Татьяны и указывал Онегину на дверь.
Пресса на спектакль была разная. Преимущественно, опера не была оценена по достоинству. Судьба "Евгения Онегина" сложилась так, что еще при жизни автора эта опера постепенно, от постановки к постановке превратилась в спектакль большой сцены, изменился и ее финал, который взял за основу развитие сюжета у Пушкина. И сам композитор для постановок на сцене Императорской оперы внес множество изменений, введя новые сцены, изменив темпы, что уже делало невозможным камерное ее исполнение. Однако в XX веке великим реформатором сцены К.С.Станиславским была сделана попытка воссоздать облик камерного "Онегина", лирических сцен. Так или иначе, но в наши дни продолжают жить и имеют равное право на существование две исполнительских версии оперы "Евгений Онегин". Каждая из них имеет свои достоинства и права на исполнительскую жизнь. "Евгений Онегин" до конца жизни Чайковского оставался одним из любимейших его сочинений. Он был счастлив, видя успех своего детища не только на сценах оперных театров России, но и Европы. Объяснялось это теми чувствами, которые он вложил в эту оперу: "Я написал эту оперу потому, что в один прекрасный день мне с невыразимою силою захотелось положить на музыку все, что в "Онегине" просится на музыку. Я это и сделал как мог."

Прикрепления:

Беседы о классике

То, о чем я сейчас буду говорить, вполне поймут только взрослые люди, прожившие в браке, который можно назвать счастливым, либо те, кто наблюдал такие пары. С другой стороны, и молодежь, я уверен, с пользой может этому внимать, потому что излагаемый здесь сюжет принадлежит школьной программе.

Хочу рассказать вам одну историю. Меня пригласили в подмосковный город прочитать лекцию учителям средних школ о «Евгении Онегине». Прислали машину. И пока я ехал, я собирался с духом, продумывал, как можно за один час тридцать минут рассказать о «Евгении Онегине», о том, что заложено в этом романе, показать, как это изложено; что главное из этого труднейшего для понимания романа мировой литературы я должен передать. Вот была такая проблема. Я над ней думал, пока ехал.

И в полной концентрации своих душевных сил вхожу в зал. Настроение мое мгновенно меняется. Я увидел лица утомленных женщин. У каждой учительницы уроков по двадцать пять-тридцать в неделю, проверка тетрадей, классное руководство, дома у них дети, домашнее хозяйство, им домой нужно, а по дороге еще нужно зайти в магазины, вместо этого их загнали на эту лекцию. А мне хорошо заплатили, чтоб я ее читал. И я почувствовал себя плантатором. Неужели я буду мучить этих женщин?

Тогда я сказал:

— Женщины, скажите, кого любила Татьяна Ларина?

— Онегина.

— А замуж вышла за кого?

— За генерала.

— Так это же разврат! Любила одного, а вышла замуж за другого. А тайна брачной постели? Любит одного, а спит с другим. И что она при этом про себя думает? Это разврат!

Оторопь была всеобщая.

Вижу, лица у моих женщин порозовели. Они оживились, ожили, задумались. Все. Теперь с ними можно говорить один час тридцать минут. И я начал.

И я начал с того, что прочитал им последнюю строфу романа:

Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече,
Как Сади некогда сказал.
Без них Онегин дорисован,
А та, с которой образован
Татьяны милой идеал…
О много, много рок отъял.
Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа

Как я с Онегиным моим.

Сразу замечу, что слова «рок», «идеал», «жизнь» в рукописи Пушкин пишет с заглавной буквы. Это главнейшие темы, которые он продумывал и прописывал в своем романе. И именно в этой последовательности. Рок. Идеал. Жизнь. То есть Пушкин идеальное начало связывал с Татьяной. Ее брак не связан с какими-то развратными помыслами, как можно было бы подумать. Ее брак не был порочным. И мы должны приблизиться к пониманию, почему идеальное начало Пушкин связывал с Татьяной, но теме Идеала предшествует тема Рока. Нужно сказать об этой теме.

Тема Рока. Роковым событием в романе было что? Вспоминайте. Одним из центральных событий романа. Дуэль Ленского и Онегина. Роковые события — это события, когда человеческая свобода сталкивается с чем-то предопределенным как внешним и страшным. Роковые события чаще всего опознаются по тому, что они ужасны. А также по тому, что в них сходятся внешние обстоятельства, многие внешние обстоятельства. Само по себе каждое из таких обстоятельств кажется человеку только случайностью. Множество случайных внешних обстоятельств сходятся вместе, и когда они сходятся, они образуют вдруг четкий рисунок и дают неожиданный результат. И этот результат, когда он происходит, кажется неизбежным, фатальным, страшным.

Приведу пример. Какие были первые обстоятельства, случайные, друг с другом не связанные обстоятельства, которые привели к роковому событию — убийству друга на дуэли? Ленский почувствовал, что он оскорблен Онегиным на именинах Татьяны. А что было до именин? Первое. Ленский передает Онегину приглашение быть на именинах Татьяны. А кто приглашал Онегина? Учителя литературы не ответили сходу, потому что они не обратили на это внимания, а Пушкиным это прописано. Кто приглашал Онегина? Если бы сама Татьяна? Онегин бы насторожился и точно бы отказался. Нет, его приглашают, говорит Ленский, Оленька и мать. Вот первое из обстоятельств, которые приведут к дуэли — Оленька и мать. Онегин отказывается ехать, он опасается многолюдного сборища. А Ленский хочет увлечь друга и уговаривает его ехать и заверяет, что на именинах (праздник семейный) будет только своя семья. Это еще одно обстоятельство на пути к дуэли. Третье. Не сообразили ни пылкий поэт, ни трезвомыслящий Евгений, а ведь могли бы сообразить, что через две недели назначен срок свадьбы Ленского с младшей сестрой. Младшей. Значит, Ларины будут сугубо озабочены замужеством старшей дочери, а потому, скорее всего (да наверняка), именины Татьяны не будут тихим семейным праздником. И так далее, и так далее… Множество вот таких обстоятельств сошлись в конечный результат. Не хотел Онегин убивать друга на дуэли, а убил. Онегин — невольный убийца. Не хотел, а убил. Его рука убила.

Когда Пушкин тщательно прописал событие дуэли как Роковое, произошло очень интересное событие: он почувствовал перемену в самом себе. Встреча с Роковым событием, даже если ты его сам сочинил, даром не проходит. Прежде всего Пушкин чувствует в себе перемену возраста. Юность прошла. Вот описал события дуэли и почувствовал про себя: юность прошла. Настал полдень жизни. «С ясною душою пускаюсь ныне в новый путь». И вот с ясною душою только можно разглядеть в жизни Идеальное начало. Пушкин начал смотреть в эту сторону и нашел «Татьяны милый идеал». Это важно, что автор реалистического романа не создает Идеальное, он его находит как действительность.

Об этом надо сказать два слова. Возможны два, если брать крайности, взгляда на действительность. Мы можем смотреть на действительность, которая нас окружает, как на принципиальную невозможность идеального начала, идеала, смысла и т. д. То есть действительность противоположна идеалу. Тогда идеал отходит в сферу поисков, умозрения, воображения, мечты. Во всяком случае остается проблемой. Вот этот взгляд на действительность характерен больше для культуры Западной Европы, шире — Запада. Возможен другой, озаренный взгляд на действительность, когда мы видим действительность как осмысленное связанное целое. Есть правда на земле. Есть идеальное начало в мире сем. Вот это Пушкин. Это русская культура. Будь то светская или религиозная. Если Христос в этом мире и был и есть и будет, то как же в этом мире не быть правде и как же не быть, говоря языком светской культуры, идеальному началу? Как же на русской земле не быть таким женщинам, как Татьяна Ларина?

Переходим к ней. Постараемся понять ее жизнь. Я вел уроки по «Онегину» в школе. Спрашиваю учеников:

— Почему Пушкин увидел Идеальное в образе Татьяны?

Они отвечают:

— Любила природу, вставала до зари.

— Что еще?

— Не кокетничала, не злословила, не осуждала, умела любить, была внимательна.

Кто-то сказал (совершенно правильно):

— Была бесстрашна.

Перед нами множество замечательных качеств, которые, однако, еще не обязательно составляют целостный характер. Качества есть. А характер где? И Идеальное тут при чем? Из класса ответа не будет. Вот имейте в виду, учителя литературы, что на этот вопрос вам ученики не ответят. Нужно сразу задать тон. Это можно сделать так. То, что Онегина ударило как Рок, то Татьяна предчувствует как свою судьбу и следует ей. Оказывается, человеку это дано — идти по своему пути. Вот это предположение мы сейчас проверим и проследим важнейшие события в жизни Татьяны. Просто хронологически по ним пойдем.

Грустна, печальна, молчалива, юна, влюблена, мечтательна, неопытна. Татьяну в жизни ведет какая-то сила. Вот что главное. Татьяну в жизни ведет какая-то сила, которую она может почувствовать. И впервые эта способность явилась в ней, когда она… Что сделала? Полюбила. Онегина.

Положите руку на сердце и скажите, сколько вы видели женщин, которые, влюбившись в первый раз, действительно полюбили одного и на всю жизнь? Не так, что сегодня я люблю его, а прошло время, и я полюбила другого. Нет, таких, как Татьяна, которая полюбила сразу и на всю жизнь? Много вы таких женщин видели? Итак, полюбила — первое событие в жизни.

Второе. Очень важное обстоятельство. Татьяна, не зная этого человека, целиком доверяет благородству Онегина, она пишет ему письмо. Этот поступок мог погубить всю ее жизнь. Она не ошиблась в нем. Как интересно! Юная барышня увидела, полюбила, не ошиблась, но он ее отверг. Что ей делать? Татьяна как-то должна решать свою жизнь, и она решается… На что она решается со страхом? Почему мы можем сказать, что она человек отважный, в чем-то даже бесстрашный? Она решается гадать. И ей дается ответ из будущего. Татьяна видит страшный сон, пророческий сон. Почему сон пророческий? Потому что она увидела убийство Ленского Онегиным. Событие немыслимое. Оно было увидено заранее во сне, когда Татьяна гадала. То есть сон Татьяны был пророческим. Человек не может знать будущего, если ему это не дано. Татьяне дано было увидеть предопределенное. Но вот она проснулась и не может понять увиденное. Нужна хотя бы маленькая подсказка. И ей дается эта подсказка. Это явление Онегина на именинах. Эта подсказка была очень суровая, очень неожиданная. В какой-то момент Татьяна чуть жива осталась, то есть Татьяна в явлении Онегина должна угадать свою судьбу. Вот ей дали подсказку и она должна понять, что это такое. И Татьяна опять не ошиблась. Она заметила, что Онегин в душе чертит карикатуры всех гостей, и она обмерла от этого взгляда. После именин все уснули.

Татьяна бедная не спит
И в поле темное глядит.
Как будто хладная рука
Ей сердце жмет, как будто бездна
Под ней чернеет и шумит…
«Погибну, — Таня говорит, —
Но гибель от него любезна.
Я не ропщу: зачем роптать?
Не может он мне счастья дать» .

Вот так юная девица! Счастья мне в жизни не дано. Угадала и согласилась. Это сильно. Положите руку на сердце и скажите, сколько вы видели женщин, которые, зная, что счастье для них в жизни невозможно, не попытались бы это счастье какой-то хитростью, лукавством, враньем у жизни вырвать? Жалкий бывает конец у таких попыток. Сама женщина становится к старости жалкая и истрепанная, чаще всего одинокая. Да и других людей, мужей, детей, она вовлекает в свою несчастную жизнь, потому что (говорю для христиан) она не согласилась нести свой крест. А таких, как Татьяна Ларина, много вы таких женщин видели?

Не может он мне счастья дать.

Угадала и согласилась. В решительные моменты жизни героине дано угадать свою судьбу и ей следовать. Татьяна умеет (вот что главное! вот ядро характера! вот что делает ее личность целостной!) найти свой путь. Это великий дар. Без озарения свыше невозможно так идти по жизни.

При этом Татьяна может не понимать «того, по ком она вздыхать осуждена судьбою властной». Не понимает Онегина, но может догадаться, какой шаг ей сделать на жизненном пути. Татьяна не понимает Онегина, однако умеет без ошибки идти по своему пути. Седьмая глава романа целиком посвящена тому, как решалась судьба Татьяны или как она сама решала свою судьбу. Когда мы говорим о Татьяне, это одно и то же.

Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.

Это описание весны. Потом будет описание лета. Потом будет описание осени. Потом будет описание зимы. И это все в связи с Татьяной. Что-то нам Пушкин хочет этим сказать. Вот будем с этим разбираться.

Весной она томится. Но важное событие в жизни Татьяны произошло летом. Посещение дома Онегина, причем событие описано как случайное.

Татьяна долго шла одна.
Шла, шла. И вдруг перед собою
С холма господский видит дом .

За этим событием следует другое. Татьяна читает книги из библиотеки Онегина и извлекает из них понятия (очень важные понятия) о современном человеке. Это себялюбец, который нашел себе эстетическое самооправдание в романтической литературе, это человек, на деле показавший себя в политике, как говорит Лотман, всеевропейского эгоизма. Эмблемой современного человека для русской классической литературы, начиная от Пушкина, стал Наполеон. Вот Татьяна читает. Она нашла Байрона

Да с ним еще два-три романа,
В которых отразился век,
И современный человек
Изображен довольно верно
С его безнравственной душой,
Себялюбивой и сухой,
Мечтанью преданной безмерно,
С его озлобленным умом,
Кипящим в действии пустом.

Пушкин говорит о современном человеке, который и на сегодняшний день есть современный человек. Человек изображен довольно верно. Состояние, которое постигло современного западного человека, а через него перешло и в Россию, Пушкин описал как странное состояние душевной сухости, безнравственности, мечтательности и озлобленного деятельного ума.

Эти книги из библиотеки Онегина, может быть, не были новыми для Татьяны.

Но показался выбор их
Ей странен.
На их полях она встречает
Черты его карандаша
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает.

То есть Татьяна читает книги, выбранные Онегиным, через свое отношение к нему. Ее интересует, прежде всего, он. Татьяна читает и «ей открылся мир иной». Татьяне было дано угадать свою судьбу, но она не понимала Онегина. А теперь?

И начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава Богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…

И после этого слова «властной» Пушкин ставит двоеточие — «а именно». Татьяна начала понимать героя в его отношении к современному человеку. Крайне интересно, что она начала понимать. После двоеточия следуют одни вопросительные предложения.

Что ж он? Ужели подражанье,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще,
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?

В попытке понять героя одни вопросы звучат.

Ужель загадку разрешила?
Ужели слово найдено?

«Слово» здесь означает разгадку шарады и не без иронии сюда Пушкиным поставлено. Найдешь слово — разгадаешь шараду. Найдешь ключик — откроешь замочек. Найдешь тип — поймешь характер. Так нас в свое время в школе учили. Что за тип Онегин? Нет же. Так человека не поймешь, как шараду. Не откроешь его ключиком. Не поймешь человека как тип. Человек есть человек. Но это Пушкин знает, зрелый писатель.

А что Татьяна? Нужно вспомнить, что к этому времени Татьяна осталась совсем одна. Онегин уехал навсегда. Сестра Ольга вышла замуж за офицера и тоже умчалась. Страсть к Онегину не стала тише. Наоборот.

Сильнее страсть ее горит,
И об Онегине далеком
Ей сердце громче говорит.

Скажите, сколько такое состояние может продолжаться? И надо же!

Вот у нее перед глазами портрет современного человека. Герой ее романа, можно сказать, оставил у нее перед глазами компромат на самого себя. Осудить его и избавиться от муки. Можно и дальше пойти — все мужчины таковы. Пусть это осуждение и даже цинизм. Но ведь и облегчение же. Вздохнуть можно.

Был и другой путь — к неврастении, когда человек тлит свою лихорадочную влюбленность. Он уже полюбляет свою нервическую высокую возбудимость, этот свой нездоровый тонус. Мечтание, самостность — это же океан чувств. Сколько я видел женщин, которые ныряли туда, и ведь никто не выныривал! Пусть все замкнуто на себя, но ведь это облегчение, вздохнуть можно.

Так вот Татьяна не сделала ни того, ни другого. Она не впала в экзальтацию и не осудила героя. Татьяна не стала искать себе облегчение такой ценой. В своем несчастье Татьяна не отверглась любви как таковой. Да, она несчастна, но от любви не отреклась. Татьяна все прочла, все пометки увидела, главное поняла. Ее попытки понять Онегина — одни вопросы, ответов нет.

Онегин действительно стоит в каком-то отношении к современному человеку, но сам он не таков. Об этом говорит Пушкин, потому что его посетила русская хандра. Это совершенно другое состояние. И Татьяна почувствовала это и не ввела любимого человека в разряд современных людей. Произошло другое. Татьяна взяла дистанцию по отношению к герою. В библиотеке ей «открылся мир иной» еще и в том смысле, что для нее возможна стала другая жизнь, неведомо какая. В этот момент Татьяна родилась как вполне зрелый человек. Это было благородное сердце, а стала зрелая женщина. Именно зрелая женщина, пусть и в облике юной барышни.

С этого момента Татьяна начинает медленно и со страхом принимать то, что ей определено судьбой. Ее сомнениями об Онегине завершается один ряд событий — «гибель от него любезна», и начинается другой ряд событий — «я вышла замуж». Татьяна иначе, чем Онегин, воспринимает то, что ей определено. То, что Онегина ударило как рок, Татьяна чувствует как свою судьбу. Человеку это дано — идти по своему пути.

У Татьяны это будет медленно и трудно. И смотрите, пока Татьяна читает в библиотеке Онегина, и в ней вызревают такие важные перемены, в это самое время внешние события принимают свой оборот. Ее домашние держат о ней совет. Татьяна рождается как зрелая женщина, читая книги, а дома совещаются, что с ней делать, как ее замуж выдать? Понимаете? Внутренние события и внешние события, оказывается, имеют связь между собой. Вот это судьба. Судьба у Пушкина — это светский эквивалент понятию Божий промысел.

Часы бегут; она забыла,
Что дома ждут ее давно,
Где собралися два соседа,
И где об ней идет беседа.

Всем ясно: замуж надо выдавать старшую дочь. И попытки были, но она всем отказывает. Буянову, Петушкову отказывала, Пыхтину (гусару!) отказала. И всем очевидно, что Татьяна влюблена. В кого же? При таких обстоятельствах один можно дать здравый совет — в Москву на ярмарку невест. Мать могла воспротивиться. Путь неблизкий и денег не достанет, в Москве нужно прожить сезон, то есть зиму. Однако нет.

Старушка очень полюбила
Совет полезный и благой.

А ведь не выезжала из поместья более двадцати лет. В Москве надо прожить сезон, «доходу мало», сосед готов помочь и ободряет:

«Довольно для одной зимы,
Не то уж дам я хоть взаймы».

Одно к одному сходится, сходится, сходится… Поездка в Москву могла означать для Татьяны только одно: она принимает необходимость отправиться в путь. Готова-то она готова, но интересно, какая у нее будет реакция. Попробуйте догадаться. Первая реакция:

И Таня слышит новость эту.
На суд взыскательному свету
Представить ясные черты
Провинцияльной простоты,
И запоздалые наряды,

Привлечь насмешливые взгляды!..
О страх!

Первая реакция — страх. Страх оказаться перед чужими. Еще так далеко и неясно. Татьяне дано время собраться с духом, а нам Пушкин дает почувствовать течение времени. Вот почему это такая сезонная глава — весна, лето, осень, зима. Трудный, медленный путь в Москву. Татьяне дано время — поездка предстоит зимой, а сейчас лето. Но Татьяна уже прощается с родными местами и со своей свободой:

«Прости ж и ты, моя свобода!
Куда, зачем стремлюся я?
Что мне сулит судьба моя?»

Все четче она понимает: замужество — это иная доля, это другая жизнь.

Настала осень золотая.
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…

Зима. Татьяна русская душою любила зиму. Сейчас не то.

Не радо ей лишь сердце Тани.
Нейдет она зиму встречать,
Морозной пылью подышать
И первым снегом с кровли бани
Умыть лицо, плеча и грудь:
Татьяне страшен зимний путь.

Роковые события ужасны. И когда принимаешь свою судьбу, страшно. Татьяна без ропота и возражений принимает необходимость пути, только плачет горько. Почему девушки перед свадьбой плакали? Ответ понятен из сердца, словами трудно объяснить, но попробую. Должен умереть один человек (это была девочка в своей семье) и родиться другой человек — женщина в другой семье. Вот девушки со страхом соглашались и плакали. Как все стало иначе на современных свадьбах. Невесты просто ликуют. Раньше было не так, раньше девушки плакали, им давали время поплакать. Татьяна медленно двигалась на встречу своей судьбе. И медленность пути была буквальная. Пушкин опять-таки дает нам ее почувствовать.

К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.

Ну, понятно, почтовые лошади — это те, которые сменяются, а когда едешь на своих, надо давать лошадям отдохнуть. И вот семь суток они ехали до Москвы. Пушкин, когда описывает путешествие Татьяны с матерью и слугами в Москву, эту метафору пути сильно развивает. Для начала он ее просто овеществил:

Обоз обычный, три кибитки
Везут домашние пожитки,
Кастрюльки, стулья, сундуки,
Варенье в банках, тюфяки,
Перины, клетки с петухами,
Горшки, тазы et cetera,
Ну, много всякого добра.
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый.

Путь медлен. Быт патриархальный, даже простонародный, однако это путь. И на этом пути Идеальная героиня находит свою судьбу. И об этом Пушкин нас предупреждает в посвящении ко всему роману:

Прими собранье пестрых глав,
Полусмешных, полупечальных,
Простонародных, идеальных.

Что интересно? В описании путешествия Татьяны прочитывается неявная мысль: путь у каждого человека свой и не зависит от внешней бытовой обстановки, которая может быть и простой и убогой. И Пушкин не дает этой мысли пропасть, он ее развивает. Мы находим сопоставление дорог России и Европы. Это сопоставление Пушкин со значением дорог исторических с явной иронией развернул в обе стороны: и в сторону Европы, и в сторону России. В России будут хорошие дороги, со временем, лет через пятьсот. «По исчисленью философических таблиц». Вот эти глубокомысленные таблицы, которые помогут исчислить вменена и сроки истории, — это суть таблицы статистические. Они появились во Франции, в двадцать седьмом году вышли книги с этими таблицами. Вяземский отнесся к этим книжкам иронически, Полевой — с энтузиазмом, а Пушкин — вот так: увидел в ней пафос цивилизации наших западных соседей, который подхватит и Россия.

Мосты чугунные чрез воды
Шагнут широкою дугой,
Раздвинем горы, под водой
Пророем дерзостные своды.
Теперь у нас дороги плохи,
Мосты забытые гниют,
На станциях клопы да блохи
Заснуть минуты не дают.

С Запада грядет просвещение и таблицы.

Меж тем, как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы.

То есть европейская коляска не выдерживает российских дорог. Все-таки дороги у России и Европы разные — так с шуткой говорит Пушкин. Разные дороги исторически у России и у Европы.

Так же с шуткой Пушкин вывел героиню на простор российских дорог. А тема главная не забыта: Татьяна, русская душою, встала на путь своей жизни. Она на пути куда? В Москву.

Москва. Вся седьмая глава романа посвящена Татьяне, а все три эпиграфа (это много) этой главы посвящены не Татьяне, а Москве. Такой это многомерный и самобытный мир. Древний, славный, милый, родной сердцу, смешной. В Москве решится судьба героини. И когда русский человек перестает блуждать сердцем, он понимает, что такое Москва.

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва… как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

В недавних событиях русской истории кто встал против современного человека, когда он пришел с Запада как поработитель? Эмблемой современного человека был Наполеон. Кто встал против него? Москва. Для Пушкина Москва — радость. Для героини Москва — конечный пункт утомительного пути. Для нее древняя столица — мир новый. Татьяне

Не хорошо на новоселье,
Привыкшей к горнице своей.

Как это ей не по характеру, не по настроению! Весь этот шумный, волнующийся, многоречивый мир.

И наконец (это важное новое обстоятельство в ее жизненном пути), ее привозят на бал в благородном собрании. Там собирались тысячи. До пяти тысяч человек. Самое неподходящее для нее место. Там теснота, волнение, жар. Татьяна ослеплена и потеряна.

Не замечаема никем,
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь…

Ну, представьте: две тетки по бокам, колонна сзади; что впереди, она не видит, ее саму не видно. Татьяна прошла свой путь до самой невыгодной для себя точки. Но ее сюда судьба привела. В этой конечной точке пути на парадоксальном образом на многолюдье сокрыта, утаена от нескромного ищущего взгляда и уже сверх разумения (вот обстоятельство! просто чудесно) она замечена человеком, который сделает ей предложение. Этого человека Татьяна будет уважать.

Но здесь с победою поздравим
Татьяну милую мою,
И в сторону свой путь направим.

Почему в сторону отворачивается Пушкин, когда дошел до самого решительного момента, в который героиня должна сказать «да» или «нет»? Есть такие сферы в жизни другого человека, куда лучше не входить даже с дружеским участием. Татьяна любит Онегина, а выходит за другого. Представляя, что такое супружеские отношения, мы можем и недоумевать, и жалеть, и осуждать героиню, а Пушкин сделал все, чтобы привести нас к пониманию: здесь совершилось то, что было суждено, и то, что было принято героиней как ее судьба.

Позднее мы узнаем, что Татьяну со слезами заклинала мать, а ей все жребии были равны, и Татьяна решила свою судьбу, как бы и не проявив своей воли. Вот это интересное обстоятельство. Татьяна не выбирала мужа, он был ей дан.

Интересно знать, что будет в результате через несколько лет? В последней главе мы вправе ожидать развязки, в восьмой главе развязка воспоследует. Но мы уже вполне можем понять, что Татьяна и Онегин разлучены на всю жизнь, навсегда. А встретятся они или не встретятся, как и их чувства (они могут быть сильно высокими), никого значения иметь не будет.

Странным образом, внимание ваше призываю, по завершению судьбы, когда определенное было определено, по уяснению Идеального начала, для героини и для автора, то есть после Рока и Идеала, в свои особые права вступает Жизнь. Помните эти три слова, которые в последней строфе Пушкин написал с заглавных букв? Рок, Идеал, Жизнь. Какое-то особое начало. А Жизнь имеет свою правду. Эта правда дает о себе знать героям реалистического романа, ею же он и завершится. Пушкин как бы показывает, что можно жить жизнью, а можно и не жить Жизнью. Быть живым в Жизни — это, оказывается, плод усилий.

Итак, события, описанные в четвертой, пятой и шестой главах, происходят под знаком Рока. События седьмой главы читаются как приближение к Идеальному. А в восьмой главе все совершает Жизнь. Из восьмой главы мы прочитаем то, что относится к Татьяне — замужней даме. Появление Онегина на рауте, как и последующее появление Татьяны, сопровождается вопросом: «Кто это?» Онегин — человек без возраста и без пути.

Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.

Онегин отправился странствовать.

И начал странствия без цели,
Доступный чувству одному;
И путешествия ему,
Как всё на свете, надоели.

Добрый приятель Пушкина дожил до зрелых лет, но не перешел ее порога. Страшное роковое событие не привело его в чувство. Есть тогда что-нибудь на свете, что могло бы возвратить ему Жизнь?

Но вот толпа заколебалась,
По зале ропот пробежал…

То, что Онегин спрашивает, понятно — он давно не был в свете. Однако Пушкин так обставил явление Татьяны на рауте, чтобы и мы загадались.

— Какова была внешность Татьяны? — спрашиваю я учеников. — Она была хрупкая, статная, белокурая? Какие у нее были волосы? Глаза меня особенно интересуют.

Ни одной черты из внешности Татьяны мы не знаем. Ни одной. Красота Татьяны очерчена Пушкиным в одних отрицательных определениях. О ее внешности мы ничего не знаем. И даже прекрасной ее назвать нельзя. О красоте Татьяны мы знаем только то, что она обладает умиротворяющим действием на всякого, сообразно возрасту и полу. И что и эту красоту, и саму Татьяну нельзя ничем затмить.

Но вот толпа заколебалась,
По зале шепот пробежал…
К хозяйке дама приближалась,
За нею важный генерал.
Она была нетороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Всё тихо, просто было в ней,
Она казалась верный снимок
Du comme il faut… (Шишков, прости:
Не знаю, как перевести.)
К ней дамы подвигались ближе;
Старушки улыбались ей;
Мужчины кланялися ниже,
Ловили взор ее очей;
Девицы проходили тише
Пред ней по зале: и всех выше
И нос и плечи подымал
Вошедший с нею генерал.
Никто б не мог ее прекрасной
Назвать; но с головы до ног
Никто бы в ней найти не мог
Того, что модой самовластной
В высоком лондонском кругу
Зовется vulgar.
Беспечной прелестью мила,
Она сидела у стола
С блестящей Ниной Воронскою,
Сей Клеопатрою Невы;
И верно б согласились вы,
Что Нина мраморной красою
Затмить соседку не могла,
Хоть ослепительна была.

Это красота благая. Когда человек достигает развития своей личности, он становится настолько своеобразен, что никакой другой образ его заслонить не может. Своеобразие личности даровано каждому человеку, если он достигает этого своеобразия. Когда человек в своем образе, это каждому зримо как особая красота, которая не выходит за свои пределы, знает себя. Благодатная красота обязательно мирная в себе, потому умиротворяющая. Эту красоту увидел в Татьяне ее муж. Эта красота в замужестве расцвела. И эта благодатная красота, оказывается, еще покров и защита.

Увидев Онегина, Татьяна была поражена.

Княгиня смотрит на него…
И что ей душу не смутило,
Как сильно ни была она
Удивлена, поражена,
Но ей ничто не изменило.
В ней сохранился тот же тон.
Был так же тих ее поклон.

Что вы еще хотите знать о замужестве Татьяны Лариной? Понятно ли о ней, что такой человек не мог уступить домогательствам Онегина? В последней сцене он застает ее плачущую, с его же письмом в руках. И когда она отказывает ему, вот поймите: в этом нет решения, в этом нет усилия воли, в этом нет борьбы.

Оказывается, умные люди и Достоевский в знаменитой речи о Пушкине рассуждали, почему она так поступила, могла же иначе… Не могла. Вся-то ее душа сказалась в том, что Татьяна, впервые влюбившись, полюбила на всю жизнь, и каждый ее шаг по жизни был от силы в силу, она возрастала в красоте. Ей были одновременно даны и любовь и несчастье. И умение принять несчастье, любви не отвергнув, привело ее к замужеству и такой необыкновенной красоте.

Когда Пушкин прописал дуэль в романе как событие рока, он внутри себя перешел какой-то рубеж и многое внутри себя понял. То же самое произошло и сейчас. Когда Пушкин увидел идеальное событие в жизни любимой женской души, он многое понял о жизни.

История замужества Татьяны Лариной многое дала русской литературе. Пушкин понял нечто важное о жизни. В понимании Пушкина жизнь трагична. Вспомним последнюю строфу романа. Жизнь человека — как книга, и можно угадать сюжет, однако эта книга, роман жизни, никогда не дочитывается до конца.

«Евгений Онегин» заканчивается идеей принятия смерти. Кончина может прийти внезапно, но никогда не до времени. Пушкин как исследователь сам шел с героями романа по жизни и достигал самосознания. Для Пушкина постижение жизни пришло вместе с принятием кончины, ранней кончины. Перед гибелью он воздвиг себе памятник, а этот роман самосознания автор закончил словом «блажен»:

Блажен, кто праздник жизни рано
Оставил, не допив до дна
Бокала полного вина,
Кто не дочел ее романа
И вдруг умел расстаться с ним,
Как я с Онегиным моим.