Как микаэл таривердиев стал прототипом героя фильма “вокзал для двоих”. Таривердиев и обвинение в плагиате С какой актрисой таривердиев попал в аварию

21 апреля 2017

Великий композитор Микаэл Леонович Таривердиев написал музыку почти к сотне фильмов. В его биографии был один случай, который разделил его жизнь на «до» и «после». Позже, эта неприятность, которая произошла с маэстро, легла в основу знаменитой картины Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».

сайт предлагает узнать некоторые подробности того происшествия.


Кадр из фильма

Великий Таривердиев приехал в Москву из Тбилиси в 1953 году. В столице его ждала блестящая музыкальная карьера. Его талант лирического композитора был замечен и оценён по достоинству многими советскими кинематографистами, с которыми Микаэл Леонович начал тесное сотрудничество практически сразу после переезда. Одним из самых близких приятелей и соратников Таривердиева был режиссёр Эльдар Рязанов. В 1983 году на экраны вышла его картина «Вокзал для двоих». Главный герой этого фильма, пианист Платон Рябинин, роль которого сыграл Олег Басилашвили, попадает в тюрьму, взяв вину своей супруги на себя. Дело в том, что эта ситуация не была придумана Рязановым и Брагинским – нечто подобное произошло с Таривердиевым в реальной жизни. Рязанов очень проникся этим фактом самопожертвования своего коллеги и положил его в основу сценария ленты. Этим самым он очень огорчил Таривердиева, так как сам композитор очень не любил вспоминать об этом случае и категорически не желал ни с кем делиться подробностями пережитого. Тем не менее, фильм был снят и после премьеры стал настоящим хитом советского проката.
Микаэл Таривердиев был очень обаятельным человеком – он нравился очень многим женщинам. Сам же он любил всегда без оглядки, всем сердцем, практически не оставляя в отношениях ничего для себя.

Это случилось в 60-е годы. Тогда Таривердиев влюбился в Людмилу Максакову и между ними разыгрался бурный роман. Максакова – очень свободолюбивая, независимая и своенравная женщина. Микаэл Леонович был просто очарован её красотой и приложил все усилия, чтобы понравится актрисе и, в конце концов, добился взаимности. Однажды Таривердиев и Максакова ехали на автомобиле композитора по Ленинградскому проспекту. За рулём тогда находилась Людмила Васильевна. Внезапно на проезжую часть прямо под колёса машины выбежал человек и был сбит их «Волгой». Результаты экспертизы впоследствии показали, что погибший был нетрезв — Максакова, по существу, в его смерти была абсолютно не виновата. Однако сразу после случившегося Таривердиев поступил как настоящий мужчина — он пересел с пассажирского места за руль. Его осудили на два года, но за решётку он не попал, так как судебное разбирательство продолжалось ровно два года и композитор, в конце концов, был освобождён по амнистии. Он очень тяжело переживал каждое заседание, так как ему приходилось находиться на скамье подсудимых.

09 августа 2017

Две музы композитора излагают противоположные версии случившегося

Тридцать пять лет назад Эльдар Рязанов закончил работу над картиной «Вокзал для двоих», ставшей одной из самых успешных в фильмографии режиссера. В основу сюжета комедии легла реальная история, произошедшая в самом центре Москвы.

Праздник со слезами на глазах

Дело было так: в последние годы приснопамятной хрущевской оттепели, когда заново начали официально праздновать День победы 9 мая, шумная богемная компания отмечала праздник в ресторане «Националь». Оказалась в этой компании и года три как сложившаяся пара – актриса Людмила Максакова и композитор Микаэл Таривердиев . Их отношения ни для кого не были секретом, и дело даже шло к свадьбе. Во время застолья к Людмиле подсел знакомый журналист и поинтересовался: как там Гриша? Речь шла о Григории Чухрае , у которого Максакова недавно снялась в картине «Жили-были старик со старухой».

Но пылкий любовник, в крови которого бушевал не только кавказский темперамент, но и изрядная доля алкоголя, изменился от ревности в лице и был готов к драке. Журналист исчез, Микаэла удалось успокоить, но продолжать веселье он отказался и отправился к своей роскошной «Волге» с оленем на капоте – символом невероятного шика в те времена. Людмила и кое-то из гостей последовали за ним, уселись на места для пассажиров, а сам Микаэл взялся за руль.

Машина быстро набрала скорость, поскольку раздражение Таривердиева требовало острых ощущений. И на одном из переходов (естественно, наземных – других тогда не было) прямо под колеса «Волги» выскочил молодой человек, который тут же и был сбит. Максакова рассказывала, что все сидевшие в машине уговаривали Микаэла остановиться, но он продолжал гнать машину, как будто не слышал, вероятно, пребывая в шоке.

Через некоторое время виновники аварии все-таки вернулись на место происшествия. Там уже работала милиция, пострадавшего – 16-летнего юношу, спешившего на свидание, – увезла «скорая». Через три дня он скончался.

На Таривердиева завели уголовное дело, но у него был прекрасный адвокат, и всё закончилось условным сроком, который, к тому же, истек к моменту вынесения приговора. А вот отношения между Максаковой и Таривердиевым тогда и закончились. «Микаэлу было совестно за то, что струсил, а мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел» — рассказывала Людмила Васильевна.

Правда жизни против правды искусства

Эту историю долго и со смаком обсуждали в киношной тусовке, но в прессу она не просочилась – не те были времена, когда журналисты отслеживают каждый шаг знаменитостей. Так бы она и забылась, если бы к началу 80-х Эльдар Рязанов и его верный друг и соавтор по сценариям Эмиль Брагинский не озаботились поисками сюжета для своей очередной трагикомедии, которые так полюбились зрителям. Тогда-то они и вспомнили о том происшествии.

Авторы «усадили» за руль жену главного героя, отправив в колонию благородного и ни в чем неповинного мужа. На премьере зал неистовствовал от восторга – так зрителям понравился фильм. И только Микаэл Таривердиев был в ужасе. Он ничего не знал о сюжете фильма и пришел порадоваться за своего приятеля Рязанова. А когда увидел, то решил, будто бы всем вокруг известно, что фильм про него. Но никто ничего не знал, да и не очень интересовался тем, как все было на самом деле.

И только через много лет, после кончины Таривердиева в 1996 году, вдова композитора Вера Гориславовна Таривердиева поведала журналистам собственную версию того, что случилось тогда на улице Горького (ныне Тверская – прим. ред .). И эта версия полностью совпадала с сюжетом Рязанова и Брагинского: за рулем сидела Максакова, а наказание отбывал Микаэл Левонович Тривердиев. Такую версию она якобы слышала от мужа и верила в нее свято. Но Людмила Максакова, до интервью вдовы ни разу не проронившая ни слова по этому поводу, возмутилась: «Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей!».

Обеих женщин можно понять: одна отстаивает свое доброе имя, вторая романтизирует горячо любимого и безвременно покинувшего ее мужа. Как бы то ни было, фильм «Вокзал для двоих» и через 35 лет занимает верхние строчки телевизионных рейтингов. Благодаря таланту Рязанова, Брагинского и исполнителей главных ролей – Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили – правда искусства оказалась сильнее правды жизни.


3 апреля 2018, 23:40

Один из наиболее известных фильмов с Людмилой Максаковой - это "Плохой хороший человек" по повести Антона Чехова "Дуэль", режиссер Иосиф Хейфиц. Актерский состав блестящий: Людмила Максакова, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Анатолий Папанов.

Героиня Людмилы Максаковой - Надежда Федоровна, дама неоднозначная. Но роль Максаковой удалась. Да там все актеры к месту: и Высоцкий и Папанов и Даль и Максакова. Людмила Максакова играет красивую, запутавшуюся в любовных перипетиях женщину. Ну и как всегда у Чехова героям нельзя дать однозначную оценку, сложно сказать, хорошие они или плохие. Но почему-то их всех искренне жаль. И не смотря на то, что Надежда Федоровна - довольно распутная женщина, Максакова ее сыграла до того талантливо и естественно, что уже и развратность ее прощаешь. Просто по-человечески хочется ее героине сочувствовать. В целом эта постановка Хейфица очень хороша. Не возникает диссонанса от сравнения повести Чехова и фильма. На мой взгляд, данный фильм - образец блестящей экранизации русской классики.

Еще одна известная роль Людмилы Максаковой - "Летучая мышь". Тоже отличная постановка классической оперетты. Режиссер - Ян Фрид. В ролях прекрасные актеры советского кино: Людмила Максакова, Юрий и Виталий Соломин, Лариса Удовиченко, Олег Видов, Евгений Весник.

Людмила Максакова дочь известной оперной певицы Марии Максаковой, солистки Большого театра. Отцом был баритон Большого театра Александр Волков; спустя два года после рождения дочери он эмигрировал в США.

В фильмографии Людмилы Максаковой есть также такие известные фильмы, как "Десять негритят", "Осень", "По главной улице с оркестром" и другие. Максакова снималась у Григория Чухрая, Яна Фрида, Иосифа Хейфица, Андрея Смирнова, Петра Тодоровского.

Людмила Максакова была дважды замужем. Первый раз за Львом Збарским, художником, сыном биохимика Бориса Збарского, директора Лаборатории при мавзолее Ленина (на фото ниже). От этого брака у нее сын Максим. От Людмилы Максаковой Збарский ушел к Марианне Вертинской. Затем эмигрировал в Америку. Лев Збарский умер от рака легких в марте 2016 года в США.

И второй брак у Максаковой с Петером Андреасом Игенбергсом, от которого у нее родилась дочь Мария. Второй муж - иностранец, по национальности латыш, доктор физико-математических наук, известный ученый. О своем втором супруге Максакова рассказывала: "Родители Петера родились в царской России, причем отец - в Латвии, он абсолютный латыш из Риги. Мама Петера Зинаида Рудольфовна родом из Эстонии, она урожденная графиня Орлиевская... Но родители моего мужа много чего пережили - и войну, и всякие перипетии. Не вернулись потом ни в Эстонию, ни в Латвию. После многих-многих приключений осели в Мюнхене. Их сын Петер, получив образование физика, подрабатывал гидом с туристами из СССР. Потом нашел работу в Москве". В браке с 1974 года.

Также Максакова три года встречалась с Микаелом Таривердиевым. Знакомству Максаковой с композитором Микаэлом Таривердиевым в 1960-х годах приписывают историю, которая позже была использована в сценарии картины «Вокзал для двоих». По одной из версий, актриса была за рулем машины Таривердиева, когда на ночном Ленинградском проспекте прямо под её колеса из кустов выскочил человек. От удара человек погиб, а когда на место прибыли сотрудники ГАИ, Таривердиев сказал, что за рулем был он. В результате композитор был осужден, но освобожден по амнистии. Сама Максакова рассказывала эту историю совершенно иначе. За рулём был композитор, который и сбил пешехода: «Микаэлу Таривердиеву было совестно за то, что струсил. А мне - неловко за него, моего любимого человека, который так ужасно себя повел. Микаэл получил условный срок - у него был очень известный адвокат…» - вспоминает актриса Людмила Максакова. Плюс у того случая было много свидетелей: помимо других пассажиров в автомобиле, который вел Таривердиев, были свидетели на улицы, т.к. авария произошла 9 мая, в центре Москвы на глазах у многих прохожих.

На мой взгляд, природа щедро одарила Людмилу Максакову: очень красивая внешность с правильными чертами лица плюс безусловный актерский талант.

15 лет назад ушел из жизни известный советский композитор

Еще при жизни Микаэл Таривердиев стал знаменит. Его полюбили сразу, когда в конце 1960-х годов на экраны вышел музыкальный фильм «Король-олень». Когда же были написаны знаменитые мелодии к «Семнадцати мгновениям весны» и песни к новогоднему фильму «Ирония судьбы…», Таривердиев был уже на вершине славы. Ему нравилось работать только по ночам, поэтому рядом с музыкальной студией он оборудовал фотолабораторию, запечатлевая лишь то, что любил в жизни больше всего: солнце, траву, голубое небо и… женщин. В жизни Микаэла Леоновича было много романов, но любовь к хрупкой блондинке Вере стала для него последней. Они прожили вместе 13 лет. Таривердиев ласково называл ее «моя Верочка» и был благодарен за то, что она понимала его обуреваемую страстями восточную душу.

— Наверное, второго Таривердиева так и не родилось на нашем постсоветском пространстве. Сложно представить себе композитора, чью музыку вспоминаешь уже в момент произнесения его фамилии. Микаэл Леонович ощущал при жизни свою уникальность?

— «Разве не видно, что я — единственный?» — это фраза самого Микаэла Леоновича. Правда, произносил он ее в связи с тем, что у него не было братьев и сестер, он рос единственным ребенком в семье. Хотя, мне кажется, ощущение своей отдельности как человека и музыканта сопровождало его на протяжении всей жизни.

— Он часто вспоминал свое детство?

— Его связь с детством, атмосферой Тбилиси, где он родился, никогда не прерывалась. У него были особые отношения с мамой — Сато Григорьевной. «Всему хорошему, чему я научился, я научился у мамы», — говорил он. Сато Григорьевна была удивительной женщиной, до безумия любящей сына. Но однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему. Юный Таривердиев навсегда запомнил этот урок.

Мне впервые пришлось приехать в Тбилиси 15 лет назад, уже после ухода Микаэла Леоновича, по приглашению Марка Рудинштейна, вместе с «Кинотавром». Нужно было выйти на сцену трехтысячного зала и что-то сказать. Я вспомнила историю, которую слышала от Микаэла Леоновича. В юности ему хотелось приехать в Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес (аргентинская певица, популярная в 1960-е годы. — Авт.). В Тбилиси меня поняли с ходу. С этого момента для меня он стал своим городом. Кстати, Микаэл Леонович со временем таки приобрел «Мерседес». И с Лолитой Торрес тоже познакомился.

— Ведь именно в Тбилиси Таривердиев получил свой первый гонорар…

— Да в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Микаэл написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Это было первое публичное появление композитора Таривердиева. И ему выплатили гонорар. Время было голодное. Отец мужа тогда сидел в лагере… И как вы думаете, на что Таривердиев потратил свой гонорар?

— На еду?

— Нет! Он купил шляпу! У него есть даже фотография в этой шляпе. Это очень по-тбилисски, в духе «Мерседеса» и Лолиты Торрес.

— Известно, что Микаэл Леонович был очень спортивным, даже состоял в сборной Грузии по плаванию.

— Это так. Кстати, муж никогда особо не поддерживал физическую форму. Он просто увлекался спортом: верховой ездой, велогонками, боксом, плаванием. Впрочем, философией, фотографией, микробиологией и астрономией тоже. И всегда много читал. Мы приезжали в Сухуми, который он любил с детства, в Дом композиторов, он брал, например, собрание сочинений Бальзака и прочитывал от и до. Спорт для него был не вопросом формы, а нечто другое. Например, Микаэл Леонович получил права на вождение катера и одним из первых в СССР увлекся виндсерфингом. Более того, он и Родион Щедрин, его товарищ по Сухуми и спорту, пошли на обучение в сборную Союза по виндсерфингу. И стали кандидатами в мастера спорта!

— Несмотря на любовь к спорту, Таривердиев так и не расстался с курением.

— Это не было его слабостью — Микаэл просто курил. В тот день, когда начался наш роман, лично я курить бросила. Но он мне сказал: «Не надо бросать, надо курить». У него даже есть такой монолог на стихи Людвига Ашкенази: «Не отнимайте у женщин сигареты…»

— Правда, что одно время Таривердиеву пришлось разгружать вагоны, чтобы прожить?

— Это было в период учебы в Гнесинке. Мужу тогда предлагали и более легкий заработок — играть на пианино в ресторане. Но для него такой хлеб был неприемлем. Микаэл предпочел разгружать вагоны на Рижском вокзале. Кстати, он часто поступал вопреки общепринятому мнению. Например, был одним из немногих композиторов, кто ездил со съемочными группами в экспедиции. Там Микаэл как бы погружался в процесс создания фильма. Был даже случай, когда во время съемок одного из его первых фильмов — «Юность наших отцов» (по роману Фадеева «Разгром») он толкал тележку с камерой. Потому что только он в тот момент знал, какая музыка сопровождает эту сцену. Она звучала у него в голове. А ритм музыки должен соответствовать движению в кадре. Одним из самых любимых фильмов Таривердиева был «До свидания, мальчики» Михаила Калика. И, конечно же, «Король-олень», «Ирония судьбы…» Эльдар Рязанов был дорог Микаэлу своим ощущением поэтического слова. Представьте, середина 1970-х. И вдруг — «Ирония судьбы…» со стихами и музыкой на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадуллиной, Евтушенко! Конечно, Таривердиев был счастлив!

— Знаменитую «На Тихорецкую состав отправится» Микаэл Леонович написал ведь еще задолго до «Иронии…»

— «Тихорецкая» была написана для спектакля Ролана Быкова в театре МГУ в начале 1960-х. Потом вошла в оперу «Кто ты?», поставленную Борисом Покровским в учебном театре ГИТИСа. На нее ходили театрами, компаниями шестидесятники. Кстати, эту песню пел Володя Высоцкий. Оттуда знал ее и Рязанов. Правда, даже не догадывался, кто ее написал. Потом был чрезвычайно удивлен.

Кстати, это Микаэл Леонович познакомил Сергея Никитина с Рязановым, приведя его на «Иронию судьбы…». Потом возникли проблемы с выбором певицы, и Микаэл вспомнил о Пугачевой, которую записывал для «Короля-оленя». Она сделала 33 дубля на песню «Мне нравится, что вы…» Зато какой результат!

— И тем не менее с Рязановым Таривердиев больше не работал.

— Эльдар Александрович был предан композитору Андрею Петрову. Просто во время съемок «Иронии…» Петров был занят на фильме «Синяя птица». Таривердиев стал композитором «Иронии судьбы…» по иронии судьбы. А потом все вернулось на круги своя. Рязанов работал с Петровым. А Микаэл Леонович до конца жизни все ждал, что тот его вновь позовет. Рязанов обратился к музыке Таривердиева лишь в 1999 году для фильма «Тихие омуты». Но это было уже после ухода из жизни Микаэла Леоновича.

— Алла Пугачева признавалась, что «на сцену ее вывел Таривердиев».

— Микаэл познакомился с Аллой, когда ей было всего 19 лет. Она только окончила училище имени Ипполитова-Иванова и ее утвердили на партию Анджелы в фильме «Король-олень». Таривердиев тогда был уже легендой 60-х. Алла Борисовна вспоминала, что каждое воскресенье она слушала передачу «С добрым утром» и однажды услышала песню Таривердиева «Я такое дерево», с тех пор буквально заболев этой песней. Она называла Таривердиева своим «прародителем», заставившим ее запеть.

Он же называл Пугачеву ребенком из благородных мещан. Она была тогда худенькой тростиночкой, застенчивой. В общем, именно такая певица нужна была Микаэлу Леоновичу для озвучивания «Короля-оленя» и «Иронии судьбы…»

— Говорят, трагическая история, произошедшая с Таривердиевым и актрисой Людмилой Максаковой, натолкнула Рязанова на сюжет фильма «Вокзал для двоих».

— Максакову назвали вы, не я. Я имен оглашать не хочу. Микаэл действительно попал в неприятную историю. Он с любимой женщиной ехал на машине, причем она была за рулем. Дорогу им неожиданно перебежал человек, потом оказалось, что он был пьян. Мужчина не выжил. Микаэл взял вину на себя, пересев за руль авто. Судебное разбирательство длилось два года, его осудили, но вскоре он попал под амнистию. Ни о каком романе уже речи быть не могло, для Микаэла эта история оказалась страшнейшей душевной травмой.

— Музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны» принесла ему славу и… сумасшедшую зависть коллег.

— Поработать в картине Микаэлу предложила сама режиссер Татьяна Лиознова. Он, правда, долго думал. Потому что уже работал над «Ошибкой резидента» с Вениамином Дорманом, и ему не хотелось еще одной шпионской истории. Но, когда нашел в картине свою тему, согласился. Лиознова потом признавалась, что Таривердиев был ее удачей. Как и Вячеслав Тихонов, из-за которого она сломала свою женскую судьбу.

— Уже после выхода «Семнадцати мгновений весны» с музыкой Таривердиева был связан большой скандал. Его обвинили в плагиате.

— Глупо, бессмысленно. Микаэлу это все стоило большого здоровья. Но он выстоял. Наверное, благодаря своей правоте, непричастности к зависти коллег. В конце концов, оказалось, что все обвинения в плагиате были кем-то заранее спланированы…

— Помните момент, когда впервые услышали музыку будущего супруга?

— Мне было 13 лет, я гостила в пионерском лагере «Артек». Как-то сидела на поляне — даже не знаю, почему оказалась одна и именно в этом месте. Из репродуктора услышала песню «Маленький принц». Сразу после сообщения о смерти Льва Кассиля, книги которого я читала и любила, и зазвучала песня. Это одно из острых воспоминаний моего детства. Я не знала, что это Таривердиев, но хорошо помню, что ощутила сжимающую сердце тоску.

Когда Микаэлу Таривердиеву было уже за 60, его все называли одним из секс-символов России. Говорят, женщины были от него без ума.

— Странно, если бы это было не так. Он был умен, красив, обаятелен и умел в себя влюблять…

— Вы были сразу очарованы знаменитым композитором?

— В то время я, будучи обозревателем «Советской культуры», общалась со многими известными людьми: Георгием Свиридовым, Валерием Гаврилиным. Микаэла Леоновича я не очень себе представляла. Но уже первая встреча с ним, первое соприкосновение создало ощущение чего-то важного, необычного, неординарного. Он признавался, что представлял меня толстой теткой. А оказалось, на интервью к нему пришла худенькая девушка. Потом мы встретились случайно на музыкальном фестивале. Казалось, что судьба нас свела сама.

Микаэл Леонович ухаживал очень красиво: цветы, подарки, стихи. Только музыку для меня не сочинял. Он ее не сочинял вообще ни для кого. Как будто она спускалась к нему свыше. И петь не мог терпеть. Начал это делать только потому, что музыку, которую он писал, не мог никто исполнить. «Я такое дерево» или сонеты Шекспира. Он проживал песни. Но петь стал не от хорошей жизни.

— Рассказывают, что Таривердиев был большим гурманом.

— Он обожал мясо! Мог есть его на завтрак, обед и ужин. Большие компании любил в начале карьеры. Тогда киношники сидели по ресторанам. А в конце уже их не выносил. И дни рождения не праздновал. Убегал от юбилеев. Говорил: «Нет ничего глупее, чем сидеть на собственных юбилеях». Самый лучший праздник получился у него на 50-летие, когда с Родионом Щедриным они ушли в море на серфингах. Взяли с собой по маленькой бутылочке коньяка и в открытом море выпили. Для него главным было, что рядом родной человек. Муж любил комфорт. Но не в общепринятом смысле. Он не мыслил себя без своего большого дивана, где отдыхал, сидя в углу. Шутил, что это его родина.

В одежде был очень консервативен. Таривердиеву была присуща врожденная элегантность. Костюмы от «Москвашвея» на нем сидели, как костюмы от Диора.

— Он часто признавался вам в любви?

— Вообще не признавался. Он в ней жил! Мы оба жили в любви… Знаете, в последние годы его жизнь была разделена на два этапа — до и после поездки в Чернобыль. Он попал туда сразу после аварии. Поехал выступать, получил дозу радиации… Чернобыль напоминал ему Апокалипсис. Он чувствовал, что это надо осознать всем, не только ему. Тогда он и создал симфонию для органа «Чернобыль». Потом у мужа начались проблемы с сердцем. В 1990 году ему сделали операцию в Лондонском Королевском госпитале, поставив аортальный клапан.

— Как вы думаете, Микаэл Леонович предчувствовал свою смерть?

— Он о ней знал. Предвидел то, что случится… За несколько месяцев до смерти муж однажды проснулся ночью и сел за рояль. К тому времени он уже давно пользовался лишь звукозаписывающей аппаратурой у себя в студии. Я спросила, что случилось. А он ответил: «Прощаюсь со своим роялем»… Лето 1996 года мы провели в его любимом Сочи. В это время как раз проходил «Кинотавр». Мы жили в Доме творчества «Актер» и 25 июля утром улетели в Москву. Помню, накануне отъезда мужу не спалось, он вышел на балкон и сказал, что здесь есть все, что он любит: голубое небо, зеленая трава, море… А вечером его не стало…

— Микаэл Леонович вам снится?

— Очень редко. Лишь когда предупреждает о чем-то опасном. Но я часто думаю о Микаэле и шепчу перед сном строчки из вокального цикла мужа на стихи Семена Кирсанова:

Приезжай ко мне во сне.

Напиши письмо на песчаном дне…

Я прошу,

Приезжай ко мне во сне!..

В Астрахани именем Марии Петровны Максаковой названы улица, концертный зал филармонии, детская школа искусств, а также вокальный фестиваль. Оперную певицу Марию Максакову, уроженку Астрахани, тут уважают. Неслучайно её внучка – тоже оперная певица и тоже Мария Петровна Максакова – избиралась в Госдуму прошлого созыва именно от астраханской «Единой России». Сейчас в центре скандала.

Из верной патриотки и рьяной сторонницы Владимира Владимировича дорогого она вдруг превратилась в оппозиционера, использующего выражение «в Украине» и считающего присоединение Крыма незаконным. Чтобы не голосовать за решение по Крыму, Мария Петровна-младшая даже улетела в Таиланд. Правда, карточка её всё равно проголосовала, как и карточка её нынешнего мужа, тоже бывшего депутатом, из-за которого она, собственно говоря, и попала в весь этот блудняк.

Теперь Максакова с мужем живут «в Украине» и нещадно бичуют свою бывшую родину и её власти. И вот что делать с улицей, концертным залом, школой искусств и фестивалем? Мария Петровна Максакова теперь будет жупелом, а в Астрахани её имя на каждом шагу. Не будут же специально табличку вешать рядом, что, дескать, названо в честь великой бабки, а не в честь сомнительной внучки.

Вообще, семейка эта весьма любопытная. Дочь бабки и мать внучки актриса Людмила Максакова – тот ещё персонаж. В неё был влюблён Микаэл Таривердиев, она сбила пьяного на дороге, а он взял вину на себя. Фильм «Вокзал для двоих» – это про тот случай. Людмила Максакова не пришла на последнее заседание суда – уехала с друзьями. Таривердиеву присудили двушечку, но, поскольку он два года отсидел в СИЗО, его выпустили, после чего он решительно порвал с Максаковой. А не порвал бы, кто знает, написал бы он свои шедевры или бы спился.

Первым мужем Людмилы Максаковой был известный художник Лев Збарский, сын Бориса Збарского, забальзамировавшего Ленина. У них родился сын Максим, но, когда Збарский решил эмигрировать (один, без жены), Максакова заявила, что он не родной отец, и записала сына на свою фамилию. Лев Збарский умер от рака в Нью-Йорке год назад, одинокий и никому не нужный.

Максим Максаков в настоящее время является обвиняемым по уголовному делу – якобы он взял от Минспорта миллионы на пропаганду спорта и здорового образа жизни, но деньги присвоил, а в отчёты вставлял публикации из СМИ, которые выходили и так.

Второй муж Людмилы Максаковой – отец Марии Максаковой-внучки – вообще гражданин ФРГ Петер Ингебергс, из-за чего она носит двойную фамилию. Родилась, кстати, в Мюнхене и имеет двойное гражданство.

В Госдуме Максакова прославилась лишь тем, что сфотографировалась с открытым ртом во время исполнения гимна. Сделала ли она что-то полезное для области, жители которой своими голосами избрали её в парламент, я не знаю, не слышал. Ну ещё воздержалась при принятии закона о запрещении усыновления сирот в США. Ну пыталась смягчить закон против гомосексуальной пропаганды. В принципе, понятно, почему её не пустили в Госдуму нового созыва.

Главная причина, конечно, её замужество с депутатом от КПРФ Денисом Вороненковым, который также весьма колоритная фигура – решала и разводила, находится под следствием и объявлен в федеральный розыск. Ради брака с Максаковой, связями которой он намеревался воспользоваться, он бросил семью с двумя детьми. Но связи не помогли, мужа прессовали, пытались лишить неприкосновенности, из-за этого у Максаковой случился выкидыш.

И вот результат: сидят оба «в Украине» и режут правду-матку. Ничего нового, правда, не сказали, но украинцы наивные, как дети, которые радуются, если им дали петушка на палочке. Не удивлюсь, если выяснится, что всё это очередная разводка.