Как сделать человечка из геометрических фигур. Конспект занятия «Человечек из геометрических фигур. Тест: Человек из геометрических фигур

Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм Либин Виктор Владимирович

Интерпретация рисунков фигуры человека по тридцати шести подтипам

Помимо выявления ведущего типа из восьми возможных, по первому рисунку также определяется ведущий подтип из 36 возможных устойчивых соотношений элементов. Это позволяет уточнить и конкретизировать базовые типовые характеристики.

В качестве примера приведем наиболее часто встречающиеся рисунки и дополнительные характеристики некоторых подтипов (определяемых по первому рисунку):

Рис. 9. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 811.

I тип (811, 712, 721, 613, 622, 631) – «организатор» – «руководитель»)

Агостеник (лат. ago – ведущий, sthenos – сила, греч. dromos – путь) – «тот, кто обладает достаточной силой, чтобы вести других за собой».

811 – Развиты навыки организаторской деятельности, способны выдерживать длительные нагрузки, связанные с общением. Демонстративны в словах и поступках, чем внушают уважение к себе со стороны окружающих. Хорошо вербализованы. Склонны к переживаниям по поводу того, как будет выглядеть результат их работы в глазах других. Подтип наиболее распространен среди людей с лидерской мотивацией, в частности среди руководителей.

Рис. 10. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 712.

712 – Выражена потребность реализовать себя в предметной деятельности. Стремятся подчеркнуть внешние атрибуты своего статуса. Испытывают сложности в принятии ответственных решений, потому более успешны в роли неформального лидера.

Рис. 11. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 721.

613 – В коллективе держатся несколько обособленно, хотя незаметно для себя оказываются вовлеченными во множество разнообразных отношений и дел. В кругу хорошо знакомых и близких людей держатся более открыто. В стрессовых ситуациях склонны действовать, поддавшись первому импульсу. Избегать неудачи для них более характерно, нежели стремиться к успеху. Испытывают неуверенность перед предстоящими событиями.

Рис. 12. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 631.

Рис. 13. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 622.

Рис. 14. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 631.

631 – Стремление к деятельности, связанной с работой в коллективе. Общаясь с другими, становятся наиболее активными. Развито чувство соперничества. По натуре энтузиасты, умеют вдохновлять окружающих своей идеей. Упорны в достижении намеченной цели. Часто встречается среди людей со склонностью к педагогической деятельности.

II тип (514, 523, 532, 541) – «старательный работник» («ответственный исполнитель»)

Орстеник (лат. ordinatus – упорядоченный) – «обладающий силой упорядочивать неопределенные ситуации».

Рис. 15. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 514.

Рис. 16. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 523.

532 – Систематизаторы, могут работать с большим объемом информации, упорядочивая и систематизируя ее. Длительное общение с большим количеством людей утомляет. Более плодотворно работают с другими один на один. Чувствительны к отношениям с окружающими людьми. Проявляют гибкость в поддержании отношений. Эмоции часто подавляются стремлением объяснить происходящее с рациональной точки зрения. Честолюбивы, обладают высоким уровнем притязаний. Тяжело переживают неудачи, склонны переоценивать их значение. Часто встречается среди представителей профессий, имеющих отношение к знаковым системам, – научные работники, экономисты, секретари и референты.

Рис. 17. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 532.

Рис. 18. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 541.

III тип (433, 343, 334) – «инициатор» («фантазер»)

Тоностеник (лат. ton – напряженность, negativus – отрицательный) – «обладающий силой трансформировать в воображении негативные тенденции в позитивные образы».

433 – Легко вовлекаются в происходящие вокруг события, но при отсутствии поощрения со стороны и постоянной обратной связи быстро теряют к ним интерес. В общении с другими стремятся покорить окружающих своей оригинальностью и самобытностью. Эмоциональны, обладают образным складом мышления. Часто встречается среди представителей художественно-творческих профессий – сценаристов, мультипликаторов, работников кино.

Рис. 19. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 433.

Рис. 20. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 343.

Рис. 21. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 334.

IV тип (181, 271, 172, 361, 262, 163) – «эмотивный» («эмпатический»)

Эмфостеник (греч. emphasis – выразительный) – «обладает силой передавать эмоции и переживания различными средствами».

181 – Обладают обостренной чувствительностью к внешним событиям, вследствие чего уровень тревожности зачастую повышен. Мягки и деликатны в общении. Восприимчивы во взаимоотношениях с окружающими. Упорны в выполнении предметной деятельности, но не склонны отыскивать новые способы разрешения проблем.

Рис. 22. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 181.

Рис. 23. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 271.

Рис. 24. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 172.

Рис. 25. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 361.

Рис. 26. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 262.

Рис. 27. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 163.

V тип (451, 352, 154, 253, 154) – «интуитивный» («сензитивный», «тревожно-мнительный»)

Констеник (лат. contradictorius – противоречивый) – «обладающий силой многое подвергать сомнению».

451 – Выражена потребность к получению новой информации и новых впечатлений. Увлечение деталями часто мешает сосредоточиться на главном. Стремление к успеху преобладает над страхом неудач. Общение с другими затруднено из-за высоких притязаний на статусную роль при отсутствии дипломатических навыков и выраженной импульсивности.

Рис. 28. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 451.

352 – Склонны увлекаться вопросами и проблемами, связанными со здоровьем и медициной. Обладают глубиной мышления, пытаются проникнуть в суть ситуации, события или явления. Огромное внимание уделяют деталям и мелочам. В поведении отличаются импульсивностью, в результате чего их слова и действия могут опережать мысли. В качестве компенсации вырабатывают у себя навыки пунктуальности, которая может переходить в сверхпунктуальность.

Рис. 29. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 352.

Рис. 30. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 253.

Рис. 31. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 154.

VI тип (442, 424, 244) – «независимый» («свободный художник»).

Илостеник (лат. immunus – свободный, logos – отношение) – «обладающий силой настаивать на своем, быть независимыми в отношениях».

Рис. 32. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 442.

424 – Продуктивность деятельности возрастает в напряженной ситуации. Тщательны в работе, стремятся к совершенствованию процесса. Если за что-то берутся, то доводят его до конца. Часто их можно узнать по фразе «как это можно так плохо работать». Тщательно продумывают варианты своего возможного будущего.

244 – Высокая частота встречаемости среди людей художественного склада и литературной профессии.

Рис. 33. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 424.

Рис. 34. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 244.

VII тип (415, 325, 235) – «коммуникативный» («переменчивый»)

Инстеник (лат. initiare – начинать) – «обладающий легкостью в пробуждении активности».

415 – Часто встречается у людей с поэтическим складом ума.

Рис. 35. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 415.

Рис. 36. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 325.

235 – Отличаются склонностью к развитию многочисленных контактов. Развито умение быстро переключаться в общении с одного человека на другого, с одного вида коммуникативной деятельности на другой. Часто встречается среди людей, деятельность которых связана с интенсивным, но кратковременным взаимодействием с другими (журналисты, public relations). В самом процессе общения видят предмет и цель своих усилий.

Рис. 37. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 235.

Рис. 38. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 145.

253 – Обладают пытливым умом. Испытывают удовольствие, когда удается обнаружить необычный способ разрешения ситуации. Выражена оптимистическая установка. Стремление к доверительным отношениям в сочетании с коммуникативной импульсивностью может создавать сложности в социальной адаптации.

Рис. 39. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 253.

VIII тип (118, 127, 217, 316, 226, 136) – «самодостаточный» («технически ориентированный»)

Аргостеник (лат. аrmаrе – укреплять, греч. herma – опора) – «обладающий достаточной силой выдерживать нагрузки».

118 – Склонны к техническим профессиям, где есть необходимость сочетать изобретательские навыки с прикладной задачей, зачастую связанной с техническими и кибернетическими системами, – инженеры, конструкторы, программисты. Выдерживают высокие стрессовые нагрузки, поэтому эффективны в таких профессиях, как управление сложными операционными системами. Сохраняют спокойствие в эмоционально-напряженной ситуации. При первой же возможности «выключаются» из ситуации и стремятся действовать автономно. Возлагают на себя ответственность за свои успехи и неудачи.

Рис. 40. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 118.

Рис. 41. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 127.

217 – Распространен среди людей технической ориентации, склонных к синтетическому или целостному видению проблемы, – изобретателей, дизайнеров, системных программистов и прочих технически ориентированных и наглядно-образных профессий, таких, как рентгенолог и оператор.

Рис. 42. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 217.

316 – Характеризуются стремлением создавать теории, по преимуществу глобальные. Склонны успешно осуществлять сложную и кропотливую работу.

Рис. 43. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 316.

226 – Отличаются высокой мотивацией к достижениям.

Рис. 44. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 226.

Рис. 45. Наиболее часто встречающиеся рисунки подтипа 136.

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Комплексный анализ рисунков несуществующих животных Процедура комплексного анализа рисунков просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного, самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных разбирается на двух примерах.На рис. 123

Из книги Эффект визуализации автора Наст Джейми

Создание простых рисунков Рисунки служат одним из важнейших инструментов, с помощью которых картируются идеи, тем не менее именно рисунки приводят в смятение больше всего. Когда вы в последний раз учились рисовать что-либо? Давно, верно? «Я не умею рисовать», – вероятно,

Из книги Как улучшить память и развить внимание за 4 недели автора Лагутина Татьяна

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

ЧАСТЬ 1 ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕСТА «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™» (ТиГр). ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПСИХОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ФИГУРЫ

Из книги Секс и город Киев. 13 способов решить свои девичьи проблемы автора Лузина Лада

Интерпретация теста ТиГр по ведущим типам и подтипам ТИПОМ мы называем наиболее обобщенные и отчетливо различающиеся между собой характеристики индивидуальности, иначе называемые симптомокомплексами. Входящие в тот или иной тип ПОДТИПЫ по своей общей характеристике

Из книги Психология общих способностей автора Дружинин Владимир Николаевич (д.псх.н.)

Интерпретация рисунков фигуры человека по восьми базовым типам Составление типовых портретов проводилось по следующей схеме:1. Самоописание.Для самоописания был разработан характерологический опросник (Либин А.В., Либина А.В., 1993), включающий 64 утверждения, объединенных

Из книги Возрастная педагогика и психология автора Склярова Т. В.

Глава 4. Общий анализ изображения конструктивной фигуры человека. Интерпретация третьего уровня Интерпретация третьего уровня осуществляется по всем четырем рисункам. Как было показано в предыдущей главе, первый рисунок имеет важное значение для диагностики и

Из книги Друзья, соперники, коллеги: инструменты воздействия автора Гавенер Торстен

Глава 12. Психографический анализ фигуры человека по сочетанию элементов изображения В данной главе анализ фигуры человека на основе сочетания отдельных элементов соотносится с индивидуальными особенностями автора рисунка. Психографический анализ элементов

Из книги Серьезный разговор об ответственности [Что делать с обманутыми ожиданиями, нарушенными обещаниями и некорректным поведением] автора Паттерсон Керри

Психографический анализ изображения фигуры человека в ходе индивидуальной консультации Установление доверительных отношений с помощью ТиГрТестирование с помощью ТиГр позволяет установить доверительные отношения с консультируемым. Обратная связь по результатам

Из книги Практикум по наблюдению и наблюдательности автора Регуш Людмила Александровна

Кризис тридцати лет Вот уже год я самоотверженно борюсь с фобией «тридцати лет», охватившей моих подруг, подобно эпидемии.Страх этот кажется мне фантомным и унизительным. Во-первых, мужчина к тридцати годам только достигает расцвета. (Чем мы хуже?) При этом выглядит он

Из книги автора

Атлас типичных рисунков Тест Торренса(завершение картинки) Картинка № 1 Картинка № 2 Картинка №3 Картинка №4 Картинка №5 Картинка № 6 Тест Торренса (бланк ответов) Фамилия И. О. ____________________Возраст ____________________Пол ____________________Дорисуйте картинки и

Из книги автора

Зрелость. (От тридцати до шестидесяти лет) Духовная жизнь. Как уже говорилось, духовной зрелости человек достигает в тридцать лет. Именно в этом возрасте Иисус Христос вышел на проповедь. Предыдущая жизнь полностью сформировала и образовала человека. Он уже устроен и

Из книги автора

От восемнадцати до тридцати пяти Прежде всего, мужчины в возрасте от восемнадцати до тридцати пяти интересуются своим карьерным ростом и профессиональными успехами. Далее следуют их отношения с противоположным полом. Даже если у мужчины этого возраста нет постоянной

Из книги автора

Приложение Б Вопросы для диагностики шести источников влияния Модель шести источников влияния Описанная нами модель помогает расширить ваш взгляд на причины поступков людей. Приняв во внимание все шесть источников влияния, мы можем выйти за рамки традиционного

Из книги автора

Описание рисунков Рис. 1. Пикник – один из типов телосложения по Э. Кречмеру. Шарообразные формы. Голова круглая, живот большой, слабые, вялые руки и ноги. Большое количество жира на плечах и бедрах, но тонкие запястья и лодыжки. Рис. 2. Атлет – один из типов телосложения по

Выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция к тесту

«Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишнее, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие. Выполните рисунок по данной инструкции».

Материал : испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10×10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок; далее, соответственно, на листе № 2 – второй, на листе № 3 – третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции материал не обрабатывается.

Обработка результатов теста

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где

  • сотни обозначают количество треугольников ,
  • десятки – количество кругов ,
  • единицы -количество квадратов .

Эти трехзначные цифры составляют так называемую «формулу рисунка», по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам, которые представлены в таблице.

Интерпретация результатов теста

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, используемые в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к «острой», «наступательной» фигуре, связанной с мужским началом. Круг – фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат , прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, «технический модуль».

Типы личности

I тип – «руководитель ». Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности. Ориентированы на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах.

Формулы рисунков : 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

  • Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820;
  • ситуативно -у 703, 712, 721, 730;
  • при воздействии речью на людей – вербальный руководитель или «преподавательский подтип» – 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развиты, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне развития могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип – «ответственный исполнитель » обладает многими чертами типа «руководитель», однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания.

Данный тип людей более ориентирован на «умение делать дело», высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков : 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип – «тревожно-мнительный » -характеризуется разнообразием способностей и одаренности – от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков : 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460.

  • 415 – «поэтический подтип» – обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью;
  • 424 – подтип людей, узнаваемых по фразе: «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип – «ученый ». Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают «концептуальным умом», отличаются способностью разрабатывать «на все» свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков : 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

  • 316 характеризуется способностями создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу;
  • 325 – подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители данного типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип – «интуитивный ». Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью.

Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают «адвокатами меньшинства», за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества.

Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков : 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

  • 235 – часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей;
  • 244 – обладает способностью литературного творчества,
  • 217 – обладает способностью к изобретательской деятельности;
  • 226 – большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип – «изобретатель, конструктор, художник ». Часто встречается среди лиц с «технической жилкой». Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме само контроля.

Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков : 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

  • 019 – встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией;
  • 118 – тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип – «эмотивный ». Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим людям, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят у них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков : 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VIII тип – «нечувствительный к переживаниям других ». Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием и даже усиливает давление на людей.

Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна «черствость», которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков : 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР" МЕТОДИКА

Проективная графическая методика исследования личности. Предназначена для выявления индивидуально-типологический различий.

Испытуемому предлагается последовательно трижды (на отдельных листах) нарисовать фигуру человека, каждый раз составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. «Степень свободы» испытуемого заключается в том, что он может использовать различное количество кругов, треугольников и квадратов, но общее количество фигур должно быть равно 10 в каждом рисунке.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к "острой", "наступательной" фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучно с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, "технический модуль".

Выделяется восемь основных типов личностей:

1. "Руководитель".

2. "Ответственный исполнитель.

3. "Тревожно-мнительный"

4. "Ученый".

5. "Интуитивный".

6. "Изобретатель, конструктор, художник".

7. "Эмотивный".

8. Обладает противоположной тенденцией эмотивному типу.

Данная методика используется в отечественной психодиагностике. Наиболее полные данные получены в исследованиях Е.С. Романовой. Проведенные ей собственные эмпирические исследования, в которых получено и проанализировано более двух тысяч рисунков, показали, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Она считает, что возможен более тонкий анализ получаемых данных, позволяющий выделить типологию «второго уровня», в которой выделяются 63 подтипа с соответствующими им психологическими характеристиками. Полученные результаты сопоставлялись Е.С. Романовой с показателями Люшера цвета выбора тестом , показателями темперамента по опросникамГ.Айзенка, В.М. Русалова (см.темперамента опросник Русалова ) и с данными теста«Дерево».

Инструкция

Особенности проведения процедуры тестирования:

Материал:

Испытуемым предлагается три листа бумаги размером 10х10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе № 1 выполняется первый пробный рисунок, далее, соответственно на листе № 2 - второй, на листе № 3 - третий. После выполнения трех рисунков данные обрабатываются. При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Инструкция:

"Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Вы можете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладывать друг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти три элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна десяти . Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем десять, необходимо дорисовать недостающие".

Пострисуночная беседа:

Методика может служить хорошим посредником в процессе общения психолога-консультанта с контролируемым. Сообщая индивидуально-типовую характеристику, можно на основании особенностей построения изображения задать следующие вопросы (на которые обычно следует утвердительный ответ):

    при наличии шеи - "Являетесь ли Вы ранимым человеком, случается так, что Вас слишком легко обидеть?"

    ушей - "Вас считают человеком, умеющим слушать?"

    кармашка на теле человеке: "У Вас есть дети?"

    на голове "шляпы" в виде квадрата или треугольника в одном рисунке: "Вы, по-видимому, сделали вынужденную уступку и досадуете на это?"; при наличии "шляпы" во всех трех изображениях: "Можно ли сказать, что сейчас Вы переживаете "полосу скованного положения?"

    полностью прорисованного лица: "Считаете ли Вы себя общительным человеком?"

    одного рта на лице: "Любите ли Вы поговорить?"

    одного лишь носа: "Чутко ли Вы улавливаете запахи, любите ли духи?"

    изображение кружка на теле: "В круг Ваших забот входит необходимость отдавать кому-либо распоряжения?".

Ключи

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человека треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), ирезультат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни будут обозначать количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти трехзначные цифры составляют так называемую "формулу рисунка", по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Типы:

I тип - "руководитель".

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640.

II тип - "ответственный исполнитель.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460.

IV тип - "ученый" .

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370.

V тип - "интуитивный" .

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046.

VII тип - "эмотивный" .

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Анализ

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода "систему" индивидуально-типологических различий (см. табл. 1).

Таблица 1

Система индивидуально-психологических различий, выявленных при выполнении конструктивных рисунков на основе предпочтения геометрических фигур

Типы:

I тип - "руководитель". Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально-значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающемся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют "елку" в тесте "Дерево".

Формулы рисунков: 901,910, 802,811, 820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.

Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или "преподавательский подтип" - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития, индивидуальные черты развития, реализуемы, достаточно хорошо осознаются. При низком уровне могут выявляться в профессиональной деятельности а присутствовать ситуативно, хуже, если не адекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - "ответственный исполнитель" - обладает многими чертами типа "руководитель", являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на "умение делать дело", высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т.е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения как следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - "тревожно-мнительный " - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять ее на совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией.

Физически не переносят беспорядок и грязь. Обычно конфликтуют из-за этого с другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часть сомневаются в себе. Нуждаются в мягком подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424,433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - "поэтический подтип" - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе "Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать". Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - "ученый" . Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают "концептуальным умом", отличаются способностью разрабатывать "на все" свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной.

Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально-зрелищная режиссура, мультипликация и т.д.

V тип - "интуитивный" . Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, высокой ее истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают "адвокатами меньшинства", за которым стоят новые возможности. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т.е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 - часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии людей; 244 - обладает способностью к литературному творчеству; 217 - обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 - большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - "изобретатель, конструктор, художник" . Часто встречается среди лиц с "технической жилкой". Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интравертированы, так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046. Подтип 109 встречается среди лиц, хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - "эмотивный" . Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают "жестокие кадры фильма", могут надолго быть "выбитыми из колеи" и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550,451,460,352,361,370,253,262,271, 280,154, 163,172,181,190,055, 064,073,082,091.

VIII тип - обладает противоположной тенденцией эмотивному типу . Обычно не чувствует переживаний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна "черствость", которая возникает ситуативно, когда в силу каких-либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем.

Формулы рисунков: 901,802,703,604,505,406,307,208,109.

Цель применения теста: выявление индивидуально-типологических различий.

Инструкция. Вам нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты. Выможете увеличивать или уменьшать эти элементы (геометрические фигуры) в размерах, накладыватьдруг на друга по мере надобности. Важно, чтобы все эти 3 элемента в изображении человека присутствовали, а сумма общего количества использованных фигур была равна 10. Если при рисовании вы использовали большее количество фигур, то нужно зачеркнуть лишние, если же вами использовано фигур меньше, чем 10, необходимо дорисовать недостающие.

Материал: испытуемым предлагают 3 листа бумаги размером 10 Ч 10 см, каждый лист нумеруется и подписывается. На листе 1 выполняется первый пробный рисунок, далее соответственно на листе 2 - второй, на листе 3 - третий. После выполнения 3 рисунков данные обрабатываются.

При нарушении инструкции данные не обрабатываются.

Обработка данных производится следующим образом: подсчитывается количество затраченных в изображении человечка треугольников, кругов и квадратов (по каждому рисунку отдельно), и результат записывается в виде трехзначных чисел, где сотни обозначают количество треугольников, десятки - количество кругов, единицы - количество квадратов. Эти 3-хзначные цифры составляют так называемую формулу рисунка, по которой происходит отнесение рисующих к соответствующим типам и подтипам.

Интерпретация данных. Собственные эмпирические исследования, в которых получено и проа нализировано более 2000 рисунков, показали нам, что соотношение различных элементов в конструктивных рисунках не случайно. Анализ позволяет выделить 8 основных типов, которым соответствуют описанные ниже типологические характеристики.

Интерпретация теста основана на том, что геометрические фигуры, использованные в рисунках, различаются по семантике. Треугольник обычно относят к острой, наступательной фигуре, связанной с мужским началом. Круг - фигура обтекаемая, более созвучна с сочувствием, мягкостью, округлостью, женственностью. Из элементов квадратной формы строить что-либо легче, чем из других, поэтому квадрат, прямоугольник интерпретируются как специфически техническая конструктивная фигура, технический модуль.

Типология, основанная на предпочтении геометрических фигур, позволяет сформировать своего рода систему индивидуально-типологических различий

I тип - руководитель. Обычно это люди, имеющие склонность к руководящей и организаторской деятельности, ориентированные на социально значимые нормы поведения, могут обладать даром хороших рассказчиков, основывающимся на высоком уровне речевого развития. Обладают хорошей адаптацией в социальной сфере, доминирование над другими удерживают в определенных границах. Такие люди обычно выбирают зеленый цвет (по М. Люшеру) и рисуют елку в тесте «Дерево».

Формулы рисунков: 901, 910, 802, 811, 820, 703, 712, 721, 730, 604, 613, 622, 631, 640. Наиболее жестко доминирование над другими выражено у подтипов 901, 910, 802, 811, 820; ситуативно - у 703, 712, 721, 730; при воздействии речью на людей - вербальный руководитель или преподавательский подтип - 604, 613, 622, 631, 640.

Нужно помнить, что проявление данных качеств зависит от уровня психического развития. При высоком уровне развития индивидуальные черты развития реализуемы, достаточно хорошо осознаются.

При низком уровне они могут не выявляться в профессиональной деятельности, а присутствовать ситуативно, хуже, если неадекватно ситуациям. Это относится ко всем характеристикам.

II тип - ответственный исполнитель - обладает многими чертами типа «руководитель», являясь расположенным ему, однако в принятии ответственных решений часто присутствуют колебания. Данный тип людей более ориентирован на умение делать дело, высокий профессионализм, обладает высоким чувством ответственности и требовательности к себе и другим, высоко ценит правоту, т. е. характеризуется повышенной чувствительностью к правдивости. Часто они страдают соматическими заболеваниями нервного происхождения в следствие перенапряжения.

Формулы рисунков: 505, 514, 523, 532, 541, 550.

III тип - тревожно-мнительный - характеризуется разнообразием способностей и одаренности - от тонких ручных навыков до литературной одаренности. Обычно людям данного типа тесно в рамках одной профессии, они могут поменять еена совершенно противоположную и неожиданную, иметь также хобби, которое по сути является второй профессией. Физически не переносят беспорядка и грязи. Обычно конфликтуют из-за этогос другими людьми. Отличаются повышенной ранимостью и часто сомневаются в себе. Нуждаютсяв подбадривании.

Формулы рисунков: 406, 415, 424, 433, 442, 451, 460. Кроме того, 415 - «поэтический подтип» - обычно лица, имеющие такую формулу рисунка, обладают поэтической одаренностью; 424 - подтип людей, узнаваемых по фразе «Как это можно плохо работать? Я себе не представляю, как это можно плохо работать». Люди такого типа отличаются особой тщательностью в работе.

IV тип - ученый.

Эти люди легко абстрагируются от реальности, обладают концептуальным умом, отличаются способностью разрабатывать на все свои теории. Обычно обладают душевным равновесием и рационально продумывают свое поведение.

Формулы рисунков: 307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370. Подтип 316 характеризуется способностью создавать теории, по преимуществу глобальные, или осуществлять большую и сложную координационную работу; 325 - подтип, характеризующийся большой увлеченностью познания жизни, здоровья, биологическими дисциплинами, медициной. Представители этого типа часто встречаются среди лиц, занимающихся синтетическими видами искусства: кино, цирк, театрально_зрелищная режиссура, мультипликация и т. д.

V тип - интуитивный.

Люди этого типа обладают сильной чувствительностью нервной системы, ее высокой истощаемостью. Легче работают на переключаемости от одной деятельности к другой, обычно выступают адвокатами меньшинства. Обладают повышенной чувствительностью к новизне. Альтруистичны, часто проявляют заботу о других, обладают хорошими ручными навыками и образным воображением, что дает им возможность заниматься техническими видами творчества. Обычно вырабатывают свои нормы морали, обладают внутренним самоконтролем, т. е. предпочитают самоконтроль, отрицательно реагируя на посягательства, касающиеся их свободы.

Формулы рисунков: 208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280. Подтип 235 часто встречается среди профессиональных психологов или лиц с повышенным интересом к психологии; 244 обладает способностью к литературному творчеству; 217 обладает способностью к изобретательской деятельности; 226 имеет большая потребность в новизне, обычно ставит очень высокие критерии достижений для себя.

VI тип - изобретатель, конструктор, художник.

Часто встречается среди лиц с технической жилкой. Это люди, обладающие богатым воображением, пространственным видением, часто занимаются различными видами технического, художественного и интеллектуального творчества. Чаще интровертированы так же, как интуитивный тип, живут собственными моральными нормами, не приемлют никаких воздействий со стороны, кроме самоконтроля. Эмоциональны, одержимы собственными оригинальными идеями.

Формулы рисунков: 109, 118, 127, 136, 145, 019, 028, 037, 046. Подтип 019 встречается среди лиц хорошо владеющих аудиторией; 118 - тип с наиболее сильно выраженными конструктивными возможностями и способностью к изобретениям.

VII тип - эмотивный.

Обладают повышенным сопереживанием по отношению к другим, тяжело переживают жестокие кадры фильма, могут надолго быть выбитыми из колеи и быть потрясенными от жестоких событий. Боли и заботы других людей находят в них участие, сопереживание и сочувствие, на которое они тратят много собственной энергии, в результате становится затруднительной реализация их собственных способностей.

Формулы рисунков: 550, 451, 460, 352, 361, 370, 253, 262, 271, 280, 154, 163, 172, 181, 190, 055, 064, 073, 082, 091.

VII тип обладает противоположной тенденцией эмотивному типу. Обычно не чувствует пережива ний других людей или относится к ним с невниманием или даже усиливает давление на людей. Если это хороший специалист, то он может заставить других делать то, что он считает нужным. Иногда для него характерна черствость, которая возникает ситуативно, когда в силу каких- либо причин человек замыкается в кругу собственных проблем. Формулы рисунков: 901, 802, 703, 604, 505, 406, 307, 208, 109.

Любите узнавать о себе что-то новенькое, но не любите отвечать на многочисленные вопросы? Тогда я хочу предложить вам интересный рисуночный тест «Рисунок человечка из геометрических фигур». Преимущества таких тестов в том, что они используют наше подсознание, которое зачастую гораздо информативнее, нежели наше сознание. Отвечая на вопросы, мы неосознанно стремимся к правильным ответам. А проходя такие методики, как , мы не догадываемся заранее о правильных ответах, а, значит, и не подстраиваем их.

Итак, приступим:
Нарисуйте человечка, который должен состоять из 10 геометрических фигур - треугольника, круга и квадрата. Используемые фигуры могут быть разного размера и накладываться друг на друга. Единственное условие: в человечке хоть раз должна быть использована каждая фигура.
Нарисовали? Посмотрите, нравится ли вам человечек. Может, что-то исправить, изменить фигуру? Довольны? Точно?! Ну, тогда давайте начнем анализировать!

Посмотрите, каких фигур в вашем рисунке человечка из геометрических фигур больше. Психологи считают, что:
- фигура «треугольник» является “острой”, “наступательной” фигурой, которую связывают с мужским началом;
- так как круг является обтекаемой фигурой, то ей больше свойственны сочувствие, мягкость, округлость, а в сумме - женственность;
- а вот квадрат воспринимается просто как фигура, из которой проще все строить, фигура конструктора.
То есть, из этого можно сделать вывод, чего в вас больше - мужского или женского.

А теперь приступим к серьезной обработке данных теста «Рисунок человечка из геометрических фигур»

Обработка данных: теперь важно подсчитать, сколько использовано в фигуре треугольников, затем - кругов, и сколько в рисунке человечка - квадратов. Эти данные запишите в таком же порядке в виде трёхзначного числа: к примеру 5 треугольников, 1 круг, 4 квадрата. Имеем число: 514.

Теперь выберите, к какой группе относится полученное число:
1. Тип «Эмотивный »: 154, 163, 172, 181, 253, 262, 271, 352, 361, 451.
2. Тип «Руководитель »: 613, 622, 631, 712, 721, 811.
3. Тип «Ответственный исполнитель» : 514, 523, 532, 541.
4. Тип «Тревожно-мнительный» : 415, 424, 433, 442, 451.
5. Тип «Ученый» : 316, 325, 334, 343, 352, 361.
6. Тип «Интуитивный» : 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271.
7. Тип «Изобретатель, конструктор» : 118, 127, 136, 145.

Ключ к тесту «Рисунок человечка из геометрических фигур»

1. «Эмотивный»
Если вы принадлежите к тому типу, то, скорее всего, вы умеете сопереживать и понимать боль других людей. Вы мягкий, отзывчивый и добросердечный человек. Но чужая боль может настолько вас выбить из колеи, что вы не сможете выполнять свои обязанности и заниматься своим делом. У вас хорошая эмоциональная память, чувства зачастую глубоки и устойчивы. Вы нередко помогаете людям в горе и нужде.
Вас можно назвать альтруистом, способным к самопожертвованию. Вы скромны, не выделяете перед всеми свои заслуги, не требуете похвалы окружающих, ваше милосердие безгранично. Но это не означает, что вы бесхребетны и не имеете своего мнения. Что касается личных душевных убеждений, то здесь вас никто не сдвинет с места. Если идея вас глубоко захватывает, то вы горячо деятельны и энергичны.

2. «Руководитель».
Если вы относитесь к этому типу, то вам свойственны хорошие организаторские и ораторские способности. Вы умеете ставить цели и добиваться их, причем иногда, не взирая ни на здоровье, ни на условия. Обладаете хорошей стрессоустойчивостью. Люди этого типа хорошие рассказчики и преподаватели.
Ваша воля и энергия нескончаемы. Вы способны заставить себя трудиться долго и устойчиво, имеете твердость и настойчивость, выдержку и самообладание, что делает вас центром внимания. Вы умеете влиять на других людей, убеждать их и вести за собой. Поэтому вполне вероятно, что вы руководитель.
Из недостатков этого типа можно назвать консерватизм. Если они что-то решили, то ничто не собьет их с пути. Они не любят, чтобы кто-то критиковал принятые принципы, сотрясал основы существования. Кроме этого их чувство собственного достоинства может переходить все границы.

3. «Ответственный исполнитель».
Этот тип схож с типом «руководитель», однако важные решения он принимает не так быстро. Но это и к лучшему - так решения получаются обдуманней. Эти люди хорошие профессионалы, нередко управляющие организаций. Они устойчивы и постоянны, экономны и бережливы, интеллектуально развиты. Нередко являются трудоголиками, доводя себя до изнеможения, не сохраняя свое здоровье. Поэтому они подвержены болезням нервного происхождения.
Однако понимание других людей и чувственная сфера у них развиты слабо. Даже в любовных отношениях они расчетливы и сдержанны. Свои чувства они всегда подчиняют рассудку. Из-за повышенных требований к себе могут работать, не замечая усталости, подрывая здоровье. Болезни нервного происхождения - их частые спутники. Поэтому «ответственным исполнителям» необходимо тщательно следить за соблюдением режима труда и отдыха.

4. «Тревожно-мнительный».
Если вы принадлежите к тревожно-мнительному типу, то вы человек творческий, имеющий разные способности. Однако нуждаетесь в постоянном подбадривании, так как часто сомневаетесь в себе, не верите в свои силы. Если он выбирает не творческую профессию, то имеет творческое хобби. Именно это хобби и может впоследствии стать заменой его профессии.
Эти люди любят наслаждения эстетические, любят фантазировать. Поэтому искусство для них является неотъемлемой частью жизни. Они наблюдательны, восприимчивы, имеют развитое воображение.
415 - данный подтип людей имеет поэтическую одаренность, способность к стихосложению.
424 - эти люди все делают очень тщательно.

6. «Интуитивный».
Если вы относитесь к этому типу, то ваша особенность - высокая чувствительность нервной системы. Это приводит к тому, что вы нередко бескорыстно заботитесь об окружающих, являясь альтруистом. Гостеприимны, однако не приветствуете длительное общение, потому что устаете от него. Однако некоторые представители этого типа бывают активными общественниками.
Однако нервная система не устойчива и склонна к истощению от перенапряжения. Поэтому вам лучше почаще переключаться с одной деятельности на другую. Вы можете увлекаться каким-то делом, работая до истощения дни и ночи, а, не доделав, можете бросить на некоторое время. Посягательства на свою свободу вы, скорее всего, не любите, предпочитая независимость и самостоятельность.
Хорошие технические способности и нередко золотые руки. Вы обладаете внутренним самоконтролем, сильной волей. Однако в материальных вопросах часто непрактичны и не умеете правильно распределять и экономить деньги.
Особенностью этого типа является и хорошо развитая интуиция и сообразительность, что дает возможность вам решать житейские задачи, которые не по силам другим. Среди людей этого типа много преподавателей, педагогов, психологов, представителей публичных профессий, коллекционеров.
235 - подтип, характерный для психологов;
217 - подтип, склонный к техническому изобретательству;
244 - сценаристы и люди, связанные с написанием инструкций.

7. «Изобретатель, конструктор».
Это люди технического склада ума, обладающие хорошим пространственным воображением. Наиболее перспективны для них технические виды творчества, технические профессии, конструирование, изобретательство.
Это эмоциональные люди, нередко одержимые своими оригинальными идеями. Могут проявлять себя не только в технической, но и в интеллектуальной сфере. У них хорошая память и наблюдательность. Чтобы им что-то доказать, нужно привести конкретные факты, а не домыслы и рассуждения. Работают они очень много, благодаря чему добиваются успехов.
145 - однако этот подтип больше склонен к композиторской деятельностью, любит музыку, любит петь.

Ну, как вам результаты? Сошлись?

Вконтакте