Как страны мира отличаются друг от друга. Политико-правовая среда. Разные страны резко отличаются друг от друга и своей поли­тико-правовой средой. Географическое положение стран

Страны мира значительно отличаются друг от друга по характеру стоящих перед ними макроэкономических проблем. B условиях открытой экономики пути решения этих проблем абсолютно индивидуальны для каждой из них.

Ho в любом случае решение тех или иных проблем предполагает предварительное создание и одобрение некоего плана, идентифицирующего проблемы и определяющего последовательность и механизмы их решения.

@ Макроэкономическая программа (macroeconomic program) - совокупность существующих экономических условий, поставленных экономических целей и инструментов их достижения.

Макроэкономические программы могут составляться либо в качестве аналитического ориентира экономического развития, либо для исправления возникших проблем. Классификация макроэкономических программ по целям:

Текущал/финансовая программа (current / financial program) - программа среднесрочного планирования или прогнозирования макроэкономического развития страны. Практически во всех странах оно осуществляется в рамках составления бюджета правительства как минимум на следующий год, но нередко включает и его прогноз на 2-3 ближайших года. Bo многих странах принимаются кредитные программы, которые определяют приоритеты кредитования и охватывают либо весь банковский сектор, либо только центральный банк.

Стабилизационная / краткосрочная корректировочная программа (stabilization / short-term adjustment program) - программа продолжительностью до 1-1,5 года, направленная на единовременное исправление дисбалансов, не связанных с глубокими структурными проблемами экономики. Так, рост бюджетного дефицита может быть связан, например, с непредвиденными расходами на ликвидацию стихийных бедствий или выплату зарплат работникам государственных предприятий, объявивших забастовку. Дефицит платежного баланса может быть вызван быстрым оттоком краткосрочного спекулятивного капитала, необходимостью осуществить крупные выплаты по внешней задолженности, пришедшиеся на данный год.

Долгосрочная программа структурной корректировки / программа развития (long-term structural adjustment program / development program) - программа продолжительностью 3-4 года, направленная на исправление глубоких структурных диспропорций в экономике и обычно включающая такие меры, как приватизация, демонополизация, изменение механизмов регулирования экономики.

Ha практике ни одна программа не может быть однозначно отнесена к той или иной категории. Нередко ца фоне реализации текущей программы правительство сталкивается с неожиданной проблемой, которая, если не применить срочных стабилизационных мер, приведет к долгосрочной разбалансированно- сти. Bo многих странах краткосрочный финансовый кризис, который на время может быть подавлен стабилизационной программой, является отражением глубоких макроэкономических структурных диспропорций, либо унаследованных от прежнего режима, либо возникших в силу недальновидной текущей экономической политики. Разработка макроэкономической программы предполагает анализ прошлых и текущих собьггий в экономике и составление на его основе прогноза ее развития на текущий год и несколько ближайших лет.

@ Прогноз (projection) - расчет и предсказание будущих экономических тенденций на основе анализа исторической и текущей информации.

Прогноз является неотъемлемой составной частью любых макроэкономических программ и должен основываться на хорошо проверенной и отлаженной методологии, позволяющей избегать технических ошибок и осуществлять постоянное обновление прогноза по мере получения новой информации.

По характеру макроэкономические программы делятся на:

Активные программы (active programs) - набор мер, которые правительство обязуется принять для достижения поставленных целей.

Пассивные программы (passive programs) - оценка возможных последствий текущей и планируемой экономической политики и тенденций развития макроэкономических переменных, которые были бы желательны для достижения поставленных целей.

Пассивные программы обычно разрабатываются в странах, не испытывающих существенных макроэкономических пертурбаций, и используются властями для текущего мониторинга экономического развития и для целей информирования общественности о своих планах. Активные программы чаще всего связаны с решением неотложных задач сегодняшнего дня и нередко предусматривают использование ресурсов, занятых в той или иной форме на мировом финансовом рынке. Активные программы могут быть также долгосрочными, направленными на глубокие структурные реформы. Источники внешнего финансирования таких программ ограничены практически двумя-тремя международными финансовыми организациями, и поэтому возможности их осуществления сильно ограничены объемами существующих в странах внутренних сбережений. Примерное соотношение между различными типами макроэкономических программ представлено в таблице 9.1.

Каждый житель Земли - гражданин какой-либо страны. Количество стран постоянно увеличивается. Сейчас их более 230.

Страна - это территория, которая имеет определённые государственные границы и живёт по определённым законам. во многом отличаются друг от друга по размерам и , по числу жителей и их хозяйственной деятельности. В каждой стране существуют свои традиции, которые проявляются в характере и образе жизни людей. Большая часть современных стран (около 200) - независимые или суверенные государства. Остальные - зависимые территории - находятся под управлением некоторых из этих государств.

Все страны мира показаны на политической карте. На ней проведены границы стран и отмечены их столицы. Разные цвета, которыми обозначены на карте страны, используются для того, чтобы лучше различать границы между территориями соседних государств.

Размеры территорий и численность населения стран

Страны очень сильно различаются по размерам территории и численности проживающего в них населения. Наряду со «странами-гигантами» есть небольшие страны и даже «страны-карлики».

Географическое положение стран

Страны имеют разное географическое положение. Большинство из них находится на материках, однако в их пределах размещаются по-разному. Большая часть имеет приморское положение, то есть обладает выходом к . Это очень важно для развития связей этих стран с другими районами мира. Но некоторые страны прямого выхода к Океану лишены.

Многие страны расположены на островах. Есть страны, занимающие всего один остров, а есть и такие, которые расположены на нескольких тысячах островов. Например, занимает 13 тыс. островов, - 7 тыс., а - 4 тыс.

Как управляют странами?

Любая страна нуждается в управлении. Существуют две основные формы правления - республика и монархия. Большая часть современных стран - республики. В них правительство и глава государства избираются народом. В монархиях страной управляет монарх. Его власть обычно является пожизненной и передаётся по наследству. В странах, бывших колониями , существует особая форма правления - государство в составе Содружества.

Хозяйство стран

В зависимости от преобладания того или иного вида деятельности людей выделяется три основных типа стран. В аграрных странах высокая доля работающего населения занята в сельском хозяйстве. В некоторых странах она превышает 90 % (Непал,

Разные страны резко отличаются друг от друга и своей поли­тико-правовой средой. При решении вопроса об установлении деловых отношений с той или иной страной следует учитывать по меньшей мере четыре фактора.

ОТНОШЕНИЕ К ЗАКУПКАМ ИЗ-ЗА РУБЕЖА. Некоторые стра­ны относятся к таким закупкам весьма благожелательно, даже поощрительно, другие ¾ резко отрицательно. В качестве примера страны с благожелательным отношением можно назвать Мексику, которая на протяжении ряда лет привлекает к себе капитало­вложения из-за рубежа, предлагая иностранным вкладчикам льготы и услуги при выборе мест размещения предприятий. С другой стороны, Индия требует от экспортеров соблюдения импортных квот, блокирует некоторые валюты, ставит условием введение в руководство создаваемых предприятий большого числа своих граж­дан и т. д. Именно из-за таких «закавык» приняли решение покинуть индийский рынок корпорации «ИБМ» и «Кока-кола».

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. Еще одна проблема ¾ стабильность страны в будущем. Правительства сменяют друг друга, и иногда перемена курса оказывается очень резкой. Но и без смены правительства режим может решить откликнуться на возникшие в стране настроения. Могут конфисковать собственность иностран­ной фирмы, заблокировать ее валютные резервы, ввести импортные квоты или новые обложения. Деятелям международного маркетин­га, возможно, будет выгодно заниматься предпринимательской деятельностью даже в стране с очень шаткой политической стабиль­ностью. Однако существующая ситуация непременно скажется на характере их подхода к финансовым и деловым вопросам

ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ. Третий фактор касается ограниче­ний или проблем в связи с валютным обменом. Иногда правитель­ства блокируют собственную валюту или запрещают ее перевод в любую другую. Обычно продавец хочет получить доход в валюте, которой он может пользоваться. В лучшем случае с ним могут расплачиваться в валюте его собственной страны. При невозможности этого продавец, вероятно, будет принимать блокированную валюту, если на нее он может приобрести либо товары, которые ему нужны, либо товары, которые он сможет продать где-то в другом месте на удобную для него валюту. В худшем случае продавцу, имеющему дело с блокированной валютой, возможно, придется вывозить свои деньги из страны, где находится его предприятие, в виде неходовых товаров, которые он сумеет продать в другом месте только с убытком для себя. Помимо валютных ограничений, большой риск для продавца на зарубежных рынках связан и с колебаниями обменных курсов валют.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ МАШИНА. Четвертым фактором является степень эффективности системы помощи иностранным компаниям со стороны принимающего их государства, т. е. наличия эффектив­ной таможенной службы, достаточно полной рыночной информа­ции и прочих факторов, благоприятствующих предприниматель­ской деятельности. Американцев обычно поражает то, как быстро исчезают препятствия для торговой деятельности, если те или иные должностные лица принимающей страны получают соответствую­щую мзду (взятку).

) - тер-ри-то-рия, ко-то-рая имеет опре-де-лен-ные го-су-дар-ствен-ные гра-ни-цы и живет по опре-де-лен-ным за-ко-нам. Ко-ли-че-ство стран по-сто-ян-но из-ме-ня-ет-ся. Сей-час их более 230.

Стра-ны мира от-ли-ча-ют-ся друг от друга. Они очень раз-лич-ны по раз-ме-рам и гео-гра-фи-че-ско-му по-ло-же-нию, по числу жи-те-лей и хо-зяй-ствен-ной де-я-тель-но-сти. В каж-дой стране су-ще-ству-ют свои тра-ди-ции, ко-то-рые про-яв-ля-ют-ся в ха-рак-те-ре и об-ра-зе жизни людей.

Боль-шая часть со-вре-мен-ных стран (около 200) - неза-ви-си-мые или су-ве-рен-ные го-су-дар-ства. Осталь-ные на-хо-дят-ся под управ-ле-ни-ем неко-то-рых из этих го-су-дарств.

Все стра-ны мира по-ка-за-ны на по-ли-ти-че-ской карте. На ней про-ве-де-ны гра-ни-цы стран и от-ме-че-ны их сто-ли-цы. Раз-ные цвета, в ко-то-рые рас-кра-ше-ны стра-ны, ис-поль-зу-ют-ся для того, чтобы лучше раз-ли-чать гра-ни-цы между тер-ри-то-ри-я-ми со-сед-них стран. По-смот-ри-те на по-ли-ти-че-скую карту мира (см. Рис. 1).

Рис. 1. По-ли-ти-че-ская карта мира

Стра-ны мира во мно-гом от-ли-ча-ют-ся друг от друга.

Если вы по-смот-ри-те на по-ли-ти-че-скую карту мира, то уви-ди-те, что все стра-ны раз-ли-ча-ют-ся раз-ме-ра-ми тер-ри-то-рии: одни сразу бро-са-ют-ся в глаза, дру-гие труд-но раз-гля-деть даже на самой по-дроб-ной карте.

Рис. 2. Круп-ней-шие стра-ны по пло-ща-ди

На-ря-ду со «стра-на-ми-ги-ган-та-ми», есть и неболь-шие стра-ны, и даже стра-ны ма-лют-ки (Ан-дор-ра, Мо-на-ко, Ва-ти-кан и т.д.).

Вы также зна-е-те, что стра-ны раз-ли-ча-ют-ся и чис-лом жи-те-лей (см. Рис. 3). Боль-ше всего людей живет в Китае - почти каж-дый пятый жи-тель Земли.

Рис. 3. Круп-ней-шие стра-ны по чис-лен-но-сти на-се-ле-ния

Важ-ные от-ли-чи-тель-ные осо-бен-но-сти любой стра-ны - по-ли-ти-че-ское устрой-ство, уро-вень эко-но-ми-че-ско-го раз-ви-тия стра-ны. От этих двух осо-бен-но-стей за-ви-сят мно-гие дру-гие по-ка-за-те-ли, по ко-то-рым стра-ны срав-ни-ва-ют между собой.

Су-ще-ству-ют две ос-нов-ные формы прав-ле-ния - рес-пуб-ли-ка и мо-нар-хия.

Боль-шая часть со-вре-мен-ных стран - рес-пуб-ли-ки. В них пра-ви-тель-ство и глава го-су-дар-ства из-би-ра-ют-ся на-ро-дом (см. Рис. 4).

Рис. 4. Дом пра-ви-тель-ства Рос-сии

В мо-нар-хи-ях стра-ной управ-ля-ет мо-нарх (см. Рис. 5). Его власть обыч-но яв-ля-ет-ся по-жиз-нен-ной и пе-ре-да-ет-ся по на-след-ству.

В за-ви-си-мо-сти от ти-ту-ла мо-нар-ха, го-су-дар-ство может име-но-вать-ся ко-ро-лев-ством, кня-же-ством, эми-ра-та-ми, гер-цог-ством и сул-та-на-том.


Рис. 5. Дво-рец мо-нар-ха в Япо-нии

В эко-но-ми-ке вы-де-ля-ют стра-ны с раз-ным уров-нем раз-ви-тия.

Очень важно, какие от-рас-ли хо-зяй-ства пре-об-ла-да-ют в эко-но-ми-ке стра-ны, и сколь-ко людей за-нят-но в этих от-рас-лях.

В за-ви-си-мо-сти от пре-об-ла-да-ния того или иного вида де-я-тель-но-сти людей, вы-де-ля-ет-ся 3 типа стран:

1. Аг-рар-ные: в этих стра-нах вы-со-ка доля ра-бо-та-ю-ще-го на-се-ле-ния в сель-ском хо-зяй-стве. В неко-то-рых стра-нах она пре-вы-ша-ет 90% (Непал, Ру-ан-да).

2. Ин-ду-стри-аль-ные стра-ны: в этих стра-нах глав-ное звено хо-зяй-ства - про-мыш-лен-ность. Доля за-ня-тых людей в про-мыш-лен-но-сти в этих стра-нах со-став-ля-ет -30-40% (Бе-ло-рус-сия, Рос-сия, Сло-ва-кия).

3. Пост-ин-ду-стри-аль-ные стра-ны, в ко-то-рых ос-нов-ная часть на-се-ле-ния за-ня-та в сфере услуг (более 60%). Это наи-бо-лее раз-ви-тые стра-ны мира - США, Фран-ция, Швей-ца-рия, Гер-ма-ния.

Стра-ны также от-ли-ча-ют-ся раз-лич-ным гео-гра-фи-че-ским по-ло-же-ни-ем.

Боль-шин-ство стран на-хо-дит-ся на ма-те-ри-ках, од-на-ко в их пре-де-лах стра-ны раз-ли-ча-ют-ся по по-ло-же-нию от-но-си-тель-но оке-а-на (моря).

Ос-нов-ная часть имеет при-мор-ское по-ло-же-ние, то есть об-ла-да-ет вы-хо-дом к Ми-ро-во-му оке-а-ну. На-при-мер, Рос-сия, Китай, Ис-па-ния. Это важно для раз-ви-тия этих стран и связи их с дру-ги-ми рай-о-на-ми мира. Но неко-то-рые стра-ны пря-мо-го вы-хо-да к оке-а-ну не имеют, на-при-мер, Мон-го-лия, Швей-ца-рия, Бо-ли-вия.

ИСТОЧНИКИ

http://interneturok.ru/ru/school/geografy/7-klass/chelovek-na-planete-zemlya/strany-mira?seconds=0

Российская Федерация состоит из нескольких видов субъектов: республик, краев, областей и автономных округов, в её состав также входят три города федерального значения, одна автономная область и четыре автономных округа. Все перечисленные субъекты юридически равноправны. Фактически же у республик есть больше государственности и возможностей для существования вне федерации, чем у других регионов страны, кроме того, регионы различаются по своему экономическому положению.

Республика – фактически государство в составе России – имеет свою конституцию и законодательство, структура ее органов обычно схожа со структурой государственных органов федерации, но отражает в названиях национальную специфику. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство и, как правило, организация власти в них представляет собой напоминающую упрощенную федеральную структуру органов государственной власти. Все субъекты федерации имеют определенное административно-территориальное деление на муниципальные районы, городские округа, в которых в свою очередь выделяются городские и сельские поселения, внутригородские районы.

Республики, в отличие от других субъектов федерации, вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. Больше всего таких языков в Карачаево-Черкесии – абазинский, кабардино-черкесский, карачаево-балкарский и ногайский и Дагестане – аварский, агульский, азербайджанский, даргинский, кумыкский, лакский, лезгинский, ногайский, рутульский, табасаранский, татский, цахурский и чеченский языки. В Мордовии государственным признан мокшанский язык, в Татарстане – татарский, в Тыве – тувинский.

В остальном отличий минимум. Для всех регионов конституция предусматривает перечень вопросов, находящихся в совместном ведении с Российской Федерацией:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Совместное ведение означает, что решения по этим вопросам могут принимать как федерация, так и её субъекты по согласованию друг с другом или самостоятельно. В реальности Российская Федерация чаще всего сама решает вопросы совместного ведения.