Как живет макаревич. От андрея макаревича сбежала очередная жена. Личная жизнь Макаревича

На экраны страны выходит фильм «1814» о жизни выпускников Царскосельского лицея. В роли декабриста Пущина снялся сын Андрея МАКАРЕВИЧА - Иван. О стиле жизни в XIX веке парень узнал из сценария, а первая любовь его знаменитого отца - Лариса КАШПЕРКО - призналась спецкору «Экспресс газеты», что буквально живет эпохой ПУШКИНА: поет романсы на стихи Александра Сергеевича, играет в спектакле мать Натальи ГОНЧАРОВОЙ и восхищается нарядами того времени. А еще она с удовольствием вспоминает свои школьные годы. Ведь именно тогда за ней ухаживал Андрюша МАКАРЕВИЧ, который 11 декабря отметил 54-й день рождения.

Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА

Английская спецшкола № 19, в которой я училась в параллельном классе с Макаревичем, стоит рядом с легендарным домом на Набережной, - начала рассказ Лариса Кашперко. - Неудивительно, что многие ученики были не из простых семей - внук Микояна Стас Намин, сын композитора Мокроусова Макс, внук революционера Ногина Сашка. Мишка Яшин, сын поэта и писателя Александра Яшина, был одним из участников школьного ансамбля «The Kids» («Детки»), который создал Андрей Макаревич. Я тоже пела в этом коллективе. Наверное, это нас с Андрюшей и сблизило.

- Макаревич как-то выделялся? - Он был тихим лидером. Открыто не призывал друзей к действиям, но пользовался большим авторитетом. Следуя тогдашней моде, старался косить под «битлов». Чтобы выпрямить кудри и стать похожим на Леннона, спал в купальной резиновой шапочке и несколько раз пытался разгладить волосы утюгом… Андрюшка писал тексты на английском и сочинял мелодии. Вот только голос у него, особенно раньше, был противным, гундосым. Такой шкет, да еще этот голос! Мои родители его вообще лягушонком прозвали.

Непостоянный с женщинами

- Макаревич был отличником?

Учился средненько. Зато собрал уникальную коллекцию бабочек, мечтал стать специалистом по изучению змей. С четвертого класса пристрастился к подводному плаванию, позже - к горным лыжам.

- Дома вы у него часто бывали?

У них царила атмосфера гармонии и спокойствия. Мама Нина Марковна - отменная кулинарка была! Наверное, Андрюша от нее унаследовал талант. Он во все добавлял диковинный по тем временам соевый соус, который я просто ненавидела! Да и многое в его жизни мне казалось странным. Я всегда удивлялась либеральности его родителей. Они давали парню такую свободу! Что говорить, мне, дочери деспотичного отца-военного, даже дико было слышать, как Андрей панибратски называет родителей «мамка» и «папка». В те годы мало кто из детей мог похвастаться собственной комнатой. У Макара она была, и вместе с ней имелось право на личную жизнь. - Насколько я понимаю, вас с Андреем связывала не только дружба… - У нас были скорее платонические отношения, чем плотские. Не буду скрывать, мы с Андреем ходили в школу вместе, он провожал меня до дома. Мог ждать в школе часами - мы учились в разных классах и не всегда совпадало время окончания занятий. Мы с ним любили вместе гулять по городу. А если случайно прикасались друг к другу, стыдливо краснели. Позже, конечно, были и поцелуи, и ласки... Но я не до конца воспринимала Андрюшу всерьез - он был такой смешной, маленького росточка. Однажды я даже поймала себя на мысли, что мне больше нравится Миша Яшин: он и покрупнее, и стихи мне писал очень красивые.

- А Макаревич не писал, подарки не дарил?

Дарил. Самым запоминающимся презентом была гитара, которую он купил в «Детском мире». Вручил со словами: «Играй!» А стихи... Как-то он вместе с нашей подружкой Олей Булдиной сделал и подарил мне альбом: Оля приклеила туда снимки, а Андрей каждую фотку подписал строчками из стихотворений разных авторов. Получилось забавно. А на последней странице Макар вывел сонет Шекспира: «Ее глаза на звезды не похожи...» Это, как я через несколько лет поняла, был крик его мятущейся души, его любовное послание мне... Теперь я часто вспоминаю, как сильно обидела Андрея, когда при всех отказалась танцевать с ним на выпускном вечере, хихикая, громко обозвала его коротышкой. Просто, я постеснялась при подругах показать, что мне он не безразличен. Андрюша ничего мне тогда не ответил. Просто развернулся и ушел, а я прорыдала всю ночь.

- После этого вы расстались? - После той ночи наши отношения дали трещину, а ведь раньше мы вообще никогда не ссорились и были действительно очень родными людьми.

После окончания школы Андрей поступил в институт, а я провалила экзамены. В вузе у него образовалась своя тусовка, там он придумал «Машину времени». Если мы случайно попадали в одну компанию, он игнорировал меня. Я очень нравилась его родителям, и они переживали из-за нашей ссоры. Однажды Нина Марковна даже возмутилась в сердцах: «Да не обижайся ты на этого дурака!» Но я не стала унижаться и ходить за ним хвостиком в надежде, что он снова обратит на меня внимание.

Кстати, со школьным прошлым он решил окончательно порвать. За все время после учебы ни разу не пришел на встречи выпускников. А когда однажды все-таки решил выступить со своей группой в стенах школы, наш самый строгий преподаватель Давид Райцман запретил ему выступать. Дескать, поздно спохватился. - Не жалеете, что не стали женой Андрея? - Наверное, нет... Мы все-таки разные люди. Ко всему прочему, Андрей очень неспокойный человек и, видимо, поэтому не может долго заниматься одним делом. Такой же непостоянный он и с женщинами. Думаю, если бы я стала его женой, это вряд ли чем-то хорошим могло закончиться. - Вы замужем? - Моим первым мужем стал известный саксофонист Николай Моисеенко. К сожалению, отношения с ним не сложились. Через несколько лет, после того как мы расстались, я вышла замуж за ученого-технаря. Он в прямом и переносном смысле настоящий полковник - окончил Академию имени Жуковского.

ЦИТАТА В ТЕМУ

Мое сексуальное развитие было довольно поздним. То есть влюбленности меня посещали с самого раннего возраста - еще до детского сада я влюбился в девочку Милу из Норильска - она приезжала к Войцеховским на дачу. В детском саду мою любовь звали Света Логинова, и, по-моему, она даже отвечала мне взаимностью. Потом со второго по седьмой класс включительно я был тайно и потому безответно влюблен в одноклассницу Наташу Головко (срок, между прочим!), потом в параллельном классе появилась Лариса Кашперко, и мы даже сделали ансамбль и пели вместе, платонические чувства вот-вот должны были обрести плоть - и тут на меня обрушились «Битлы» со всем рок-н-роллом и полностью заняли мое сердце. И только на первом курсе института бас-гитарист группы «Вечные двигатели» Дима Папков, узнав, что я до сих пор не познал женской ласки, взял меня за руку, вывел на Калининский проспект, тут же снял девушку в плюшевой юбке и объяснил ей задачу. Вечером этого же дня девушка в плюшевой юбке все со мной и проделала, оставив меня в странном сочетании ужаса и восхищения». Из книги Андрея Макаревича «Сам Овца»

ЖЕНЫ И ДЕТИ АНДРЕЯ МАКАРЕВИЧА

* Впервые лидер «Машины времени» женился на студентке Историко-архивного института Лене. Родители купили молодоженам просторную квартиру. Но совместная жизнь закончилась через три года. Андрей много гастролировал, и семья не выдержала испытаний частыми разлуками.

* Вторая супруга Макаревича - Алла . В 1987 году она родила ему сына Ивана. По признанию Андрея Вадимовича, любовь быстро испарилась, и через три года последовал развод. Несмотря на семейные неурядицы, сын Ваня вырос очень талантливым: успешно окончил школу с углубленным изучением английского языка, профессионально занимается музыкой, снимается в кино. Кстати, с отцом юноша видится довольно часто и их отношения вполне можно назвать дружескими.

* Отношения с журналисткой Анной Рождественской Андрей официально оформлять не стал, несмотря на свои нежные ухаживания и пылкие признания в любви. Влюбленные жили гражданским браком чуть меньше двух лет. Когда Макаревич узнал, что благоверная беременна и намерена рожать, его чувства быстро улетучились. Малышка Анечка появилась на свет 23 сентября 2000 года. Знаменитый отец хоть и помогает ее матери материально, но не горит желанием близко общаться с дочерью. Более теплые отношения сложились у него с первым внебрачным ребенком - 32-летней Даной, о существовании которой музыкант узнал, когда девушке стукнуло 19. Старшая дочь Андрея живет в США и работает юристом.

* Третья официальная жена Макаревича - Наталья Голубь . Они поженились в декабре 2003 года. Наталья работала гримершей у Артемия Троицкого, Леонида Парфенова и группы «Мумий Тролль». Голубь моложе «машиниста» на 14 лет. Через пару лет после их совместной жизни начали ходить слухи, что Наталья и Андрей хотят завести ребенка - их даже видели в Московском центре планирования семьи, где они сдавали кровь на совместимость резус-фактора. Однако желанная беременность или не наступила, или прервалась, но супруги продолжают жить вместе.

Сегодня его имя можно услышать в каждой второй публикации в сети. Позиция Андрея Макаревича сделала его объектом любви и ненависти, но в любом случае внимание политическое он заработал чуть ли не большее, чем когда-то со своим творчеством. Именно об этом человеке и расскажет сайт "За городом " .

То, что происходит сегодня не появилось в одночасье, у него были свои причины, есть корни, события и поступки прошлого. В воспоминаниях Макаревича одним из первых его грандиозных скандалов, протестов против системы была история в детском саду. Ребенок не был особо избалован кулинарными изысками дома, но привык к определенному подходу. Смириться с запахом рыбьего жира во вторых блюдах ежедневно, плавающих кусках масла в чашке какао и других тонкостях советского общепита не удавалось. Маленький Андрюша занялся изобретением способов избавления. С маслом в напитке было проще всего – быстренько выплеснуть его ложкой и вся недолга. С котлетам оказалось несколько сложнее, но и тут нужна была всего лишь сноровка. Легкое движение руки и ненавистная котлета отправлялась в полет на высокий шкаф за спиной Макаревича. Через месяц по садику разлился запах…. Когда его источник обнаружили, выследить виновника уже было делом техники, ну и выгнать его с позором. Так ровно через полгода Андрей от садика был освобожден.
Между прочим, именно одну из нянек маленького Андрюши нужно благодарить за специфический "прононс" музыканта. Просто однажды во время прогулки мальчик упал лицом на асфальт. Няня родителям сказала, что ничего страшного не случилось, ну слегка оцарапался, а на самом деле у ребенка была смещена носовая перегородка. Если бы за дело сразу взялись врачи - все было бы легко разрешимо, но... Время было упущено.

Семья у Макаревича вообще удивительная. Отец Вадим Григорьевич Макаревич (1924-1996) познакомился со своей будущей женой Ниной Марковной Шмуйлович (1926-1989) еще в школе. Вадим Григорьевич был просто помешан на самолетах, наверное, потому и поступил после школы в Московский авиационный институт. Оттуда его забрали на фронт в 1941 году, где он стал лейтенантом, командиром артиллерийского расчета. В конце 1943 года расчет подорвался на мине, Вадим Григорьевич потерял ногу. Его матери даже пришла похоронка с фронта, но женщина не поверила, просто чувствовала, что сын жив и дождалась его возвращения.

После войны Вадим Григорьевич Макаревич занялся архитектурой, работал в мастерской Горстройпроекта. С 1956 года начал преподавать в Московском архитектурном институте. В. Г. Макаревич является автором множества печатных трудов, среди которых монография «Световая архитектура» (в соавторстве с Н. М. Гусевым, 1973). Также он является соавтором «Монумента Победы в Таллине» (1952), создателем монумента В. И. Ленина (1955, автор, скульптур Кибальников), «Пантеона Вечной Славы» (1953), памятника Карлу Марксу в Москве (1961, скульптор Кербель), павильона юннатов на ВДНХ, провёл работу по улучшению освещенности на Втором московском часовом заводе. Ему прbнадлежит авторство оформления советских павильонов на всемирных выставках в Монреале, Брюсселе, национальных выставок в Генуе, Париже, Лос-Анджелесе. А еще за время лечения в госпитале Вадим Григорьевич научился играть на пианино и на всю жизнь сохранил любовь к самолетам, регулярно добывая модели, которые они собирали с сыном.

Бабушка Лидия Антоновна Макаревич (в девичестве Уссаковская, 1891-1973) жизнь прожила долгую и насыщенную. Родилась в селе Блудень Гродненской губернии в семье Антония Константиновича Уссаковского (род. 1867-19??), греко-католического священника из шляхетского рода герба Сас и Анфилы Кириакиди. Ее второй муж Григорий Андреевич Макаревич (1886-1947), также родом из Гродненской губернии из деревни Павловичи из семьи коронных крестьян. В 1915 году Макаревичи перебирается в Москву.

Дед Григорий был человеком строгим, мрачным, где-то даже пуританского склада. В семье его слушались беспрекословно. До революции он работал на Александровской железной дороге, потом учительствовал, потом занимался деятельностью профсоюзной. Интересно, что в 37-м году Григория Андреевича арестовали, продержали несколько дней в камере, но потом неожиданно выпустили, даже ни разу не допросив.

А вот Лидия Антоновна всю жизнь проработала с детьми – была учителем биологии, руководила в 1948-1956 гг. станцией юных натуралистов, имела звание народного учителя СССР и награждена орденом Ленина.

Мама Андрея - Нина Марковна – была врачом-фтизиатром. Работала она в Центральном научно-исследовательском институте туберкулёза. В 1973 году Нина Марковна защитила докторскую диссертацию, ее исследования были направлены на изучение нетуберкулёзных микобактерий, имела множество публикаций по фармакотерапии и патофизиологии легочного и внелегочного туберкулеза, микобактериозам, методам изоляции микобактерии туберкулёза из выделений больных. Интересно, что ее мать, Мария Моисеевна (Мериеся Мойшевна) Бляхман (1902-1978) , родившаяся под Витебском, отец которой был шойхетом при Витебской синагоге, работала на Петровке, 38, в московском угрозыске патологоанатомом. Кстати, именно бабушка Мария держала семью в ежовых рукавицах.

Музыка в доме благодаря отцу звучала постоянно. Да и мама Андрея тоже неплохо играла, она как раз музыке обучалась еще в школе, но особо тяги не имела. А вот Вадим Григорьевич играл много и с удовольствием. Они с сыном часто подбирали на слух мелодии из популярных фильмов, играли любимые композиции. Естественно, мальчика тоже отдали в «музыкалку», но Макар и там надолго не задержался, довольно скоро бросил учебу.

Музыкой он занялся самостоятельно, освоив в 12 лет гитару. Это оказалось его – он бредил музыкой Высоцкого и Окуджавы. Вообще увлечений у Андрюши было много. Любимой детской игрушкой был огромный медведь, которого мальчик настойчиво лечил, вполне серьезно делая ему инъекции. Опилки такого издевательства не вынесли, в конце концов разбухли, и пациент был потерян. В мечтах были водолазы, альпинисты, серпентологи. Живности в доме тоже всегда хватало – и крыски-мышки с маминой работы, и даже был период увлечения змеями. Но после побега гадюки это дело прикрыли.
Музыкальным открытием стали композиции «The Beatles» в 1966 году. Хиты группы слушались постоянно, с утра и до вечера, вызывая в душе пока неясное шевеление, движение, изменение.
В 8 классе комсомолец Макаревич основал свой первый ансамбль – дебют «The Kids» состоялся в 1968 году. А в 1969 году родилась «Машина времени» совместно с одноклассниками Игорем Мазаевым, Павлом Рубиным, Александром Ивановым, Юрием Борзовым и его другом из другой школы Сергеем Кавагоэ.

После школы выбор ВУЗа был почти предопределен – Московский архитектурный институт. Но продержался не долго, уже через 3 года в 1974 был отчислен. Причина сегодня выглядит весьма экзотично «за несвоевременный уход с работы на овощной базе». Переводя на нормальный язык – за занятие рок-музыкой, которая страшно неодобрялась в СССР. Правда, в 1975 Макаревич в МАРХИ восстановился на заочке, одновременно работая архитектором в Государственном институте проектирования театров и зрелищных сооружений. В этом же году родилась внебрачная дочь Дана, которая сейчас живет в США. Причем узнал Макар о своей дочери только, когда ей исполнилось 19 лет и от своих знакомых, так как мать девушки не хотела информировать ее о том, кто же у Даны папа. Через два года Андрей получил все же диплом архитектора и художника-графика.

А еще через два года, в 1979, «Машина времени» приобрела вполне легальный статус после подписания контракта с Росконцертом. Именно с этого момента закончилась карьера Макаревича-архитектора и началась Макаревича-музыканта.

В это время состоялся первый брак Андрея. Со студенткой Историко-архивного института, дочерью известного политического обозревателя Игоря Фесуненко – Еленой. Правда, брак был недолгий, всего три года с 1976 по 1979 год. Кстати, отец Елены провел много времени как собкор Гостелерадио в Южной Америке, на Кубе. На его счету несколько книг, интересные телепередачи и преподавание. Ну а сама Елена - умная, ироничная, красивая - вышла замуж за польского режиссера Мартина, который снимал документальный фильм о советском роке и "Машине Времени".

В восьмидесятых годах «Машина времени» начинает активную гастрольную жизнь. Музыканты ездят по СССР, выступают с концертами, начинают выходить их пластинки. Что интересно, первая совершенно неожиданно выходит в США, без ведома артистов. Гонорара за нее, естественно, музыканты так и не получили. Кроме концертов группа снимается в фильмах, например в «Душе» и «Начни с начала» А.Стефановича.

Не смотря на «странное» отношение к музыке тогдашнего руководства страны, говорить о ее оппозиционном характере не стоит. Среди текстов того периода нет критики, крамолы, хотя фанатам удается найти в них все, что угодно. Как говорил сам Макаревич, песни писались под действием момента, выражали настроение, а не общую позицию.

Были в 80-90х года у Макара и выступления в типичном бардовском формате. Он выходил на сцену один, с акустической гитарой. И композиции исполнял особые, которые были вне формата «Машины времени». Некоторые потом входили и с концертную программу, стали одними из самых любимых публикой - «Вагонные споры», «Он был старше её».

В начале 80х в доме Андрея собирались звезды тогдашнего экрана и эстрады. Но шум страшно не нравился соседке снизу, которая регулярно вызывала милицию. Представьте состояние патруля, на звонок которого дверь открыл Михаил Боярский, а в квартире находились среди прочих Ролан Быков, София Ротару и многие другие. Макаревича долго грела идея сходить на работу соседки-учительницы, сказать детям, что она его третирует. Но до таких кардинальных мер дело не дошло. Про него стали писать в газетах, показывать по телевидению и шум перестал даму беспокоить удивительным образом.

В 1986 году Макаревич женился второй раз на Алле Голубкиной. Работала Алла врачом-косметологом. Интересно, что первым ее мужем был Алексей Романов, который в том числе выступал в составе "Машины времени", а также является создателем группы "Воскресенье". Через год у Макаревичей родился сын Иван, а еще через два года пара разошлась.

С такими генами не удивительно, что уже в 12 лет Иван занялся музыкой. Он играл на барабанной установке в школьной группе, позже стал писать музыку, в том числе к фильмам и театрам. В сети можно найти его треки под псевдонимом James Oclahoma.

Учился в Школе-стадии МХАТа у Константина Райкина, затем Иван закончил Российскую академию театрального искусства на курсе А.Голомазова. Его первой заметной ролью стал Костя из «Боя с тенью». Далее были «1814», «Иван Грозный», «Дом Солнца» (в котором он играет отца).

Кроме музыки у Андрея Макаревича есть талант художника. Еще в студенческие года он делал иллюстрации для «Техники молодежи», а с 1990 года участвовал во множестве выставок в России и за рубежом, в том числе и персональных, со своими графическими работами.

На двух браках Макаревич не остановился.

В 90х годах его имя связывали с Ксенией Стриж, ведущей на радио «Европа-Плюс». Ксения - личность неординарная. Выросла практически за кулисами, ее папа актер, мама - художник. Училась в театральном училище, снималась в кино, играла в театре, но потом ее заметили на "Европе-Плюс" и с этого момента началась радио-карьера. Сейчас ведет собственную программу на радио "Весна FM" .

В 1998-2000 жил в гражданском браке с пресс-атташе группы Анной Рождественской, которая родила ему дочь Аню. Правда, с девочкой отношения у Макаревича начались лишь когда ей исполнилось 5 лет. Оказалось, что у нее совершенно папина улыбка.

Характер у девочки Анечки оказался тоже весьма непростым. Первые пару лет девочка была на домашнем обучении с мамой и бабушкой, а вот в школе ей удалось довести практически всех учителей разом. К англичанке она регулярно опаздывала на занятия, потому как на перемене осваивала настольный теннис. Историк был совершенно уверен в ангельской сущности милого ребенка. На уроках математики девочка устраивала шоу на четверть часа минимум у доски, тянула время как могла.

А в 2003 году Макаревич официально заключил брак (уже третий) с Натальей Голубь. Наталья младше Макара на 15 лет, они периодически пересекались по работе, ведь она гример-стилист. Андрей приглашал приглянувшуюся девушку на тусовки, но она не хотела становится "подружкой на вечер" . Переломным стало посещения концерта группы "Чайф", они тогда обнялись без слов и начали встречаться. Через шесть месяцев Макаревич предложил Наталье переехать к нему, еще через полгода сделал предложение и через две недели пара расписалась. Брак их продлился семь лет.

И еще одним направлением творчества стало литераторство. Из-под пера музыканта вышли сборники стихов, автобиографические повести, книги о кулинарии.

В 2001 году основал новую группу «Оркестр креольского танца». Туда вошли музыканты из самых разных коллективов – и собственно «Машины» и «Папоротника», «Квартала» и других. Группа играет весьма интересные вещи в неформатных для «Машины» жанрах – блюз и румбу, шансон и джаз, свинг и босса-нову.

Еще одним интересным направлением деятельности Макаревича стал бизнес. Первым проектом в 1997 была стоматологическая клиника «Dental Art», его партнерами – совладельцами являются Ярмольник, Иншаков и Якубович. В следующем году совместно с Валерием Меладзе и Стасом Наминым открыл «Ритм блюз кафе» в Москве.

Вообще увлечений у Андрея Макаревича огромное количество. Кроме бильярда, кулинарии и коллекционирования есть большая любовь к погружениям. Дайвинг Андрей обожает во всех его проявлениях – и подводной охотой увлекается и подводной же археологией, и даже подводной фотографией. В его активе участие в нескольких подводных археологических экспедициях. А также сеть магазинов с товарами для дайвинга «Батискаф». Первый из них был открыт вместе с бывшим командиром группы водолазов-спасателей Олегом Чебыкиным в 2001 году, а также клуб-ресторан «Андреевский смак» в Днепропетровске (Украина) для любителей дайвинга.

А еще он активно занят защитой животных. Проводит благотворительные концерты, участвует в различных тематических мероприятиях, благотворительных фондах. Вместе с другими деятелями культуры добиваются введения уполномоченных по правам животных и т.д.

Ну и конечно же нужно обязательно сказать о политике. Тут все просто. У есть убеждения. В 1991 году он поддерживал Ельцина. «Машина времени» выступала на баррикадах у Белого дома в поддержку его защитников. Он четко определил свое отношение к власти на следующие годы: коммунисты жить мешали, их свержение было благом, на новую власть возлагались определенные надежды. Но годы прошли и с 2010 заметно разочарование, режим не оправдал надежд. Именно тогда появляется письмо, подписанное А. Макаревичем, А. Скляром, В. Шахриным, Б. Гребенщековым, Е. Федоровым, К. Кинчевым, президенту Д. Медведеву с призывом о справедливом разбирательстве дела Ходорковского. Далее были открытые письма, интервью, участия в акциях. Он говорил о коррупции, о несправедливых карманных судах, о лишении выбора. И он был одним из первых, кто выступил против применения российских военных сил во время аннексии Крыма, поддержал детей-беженцев, пострадавших от действий террористов в Донецкой и Луганской области. И именно за это его теперь травят и пытаются лишить наград и званий...

62-летний певец и бывший телеведущий Андрей Макаревич, несмотря ни на возраст, ни на преграды, возникающие на пути по общественно-политическим причинам, продолжает творить и радовать поклонников своим творчеством. Обаятельная улыбка и песня на протяжении долгих десятилетий были его главным оружием, которым он сражал не только женские, но и мужские сердца. Личная жизнь Андрея Макаревича все эти годы была достаточно бурной, хотя, надо отдать ему должное, как настоящий джентльмен на вопросы о ней из уст журналистов он предпочитает лишь загадочно улыбаться, не раскрывая свои любовные секреты.

Биография Андрея Макаревича долгие годы связана с музыкой. В этом году группе "Машина времени" — его детищу, исполнилось 45 лет. За столько лет она не утратила ни своих слушателей, ни остроты песен. Ходили, конечно, слухи о том, что коллектив распадается, однако они не подтвердились, поскольку группа продолжает давать концерты, а зимой даже планируется выход нового альбома. Помимо музыкальной деятельности, Андрей Макаревич давно нащупал в себе и художественную жилку, поэтому сейчас много свободного времени уделяет именно "рисованию картинок", как он сам выражается.

В биографии Андрея Макаревича много женских имён. И это даже если не брать во внимание трёх законных жён певца. Причём известные женщины порой сами рассказывали о своих отношениях с музыкантом, ему оставалось лишь подтвердить или опровергнуть информацию. Например, Анна Рождественская и Ксения Стриж давали интервью на эту тему. Тем не менее, сейчас Андрей Макаревич считает, что личная жизнь уже не преподнесёт ему приятных сюрпризов на любовном фронте, потому что совсем юные девушки не привлекают певца из-за своего непонятного ему образа жизни, а одногодки, естественно, воспринимаются больше как друзья, чем кандидатки в возлюбленные. Певец, конечно, сожалеет, что подошёл к своему зрелому возрасту в полном одиночестве, только с этим, видимо, ничего не поделаешь — такова судьба.

Андрей Макаревич, его третья жена Наталья Голубь и сын Иван

Тем не менее, у Андрея Макаревича есть наследники, хотя отношения с детьми у певца не всегда складываются так, как хотелось бы. В принципе, сложно ожидать, что всё будет легко, когда все трое детей рождены разными матерями. У певца от второй законной жены есть сын Иван — начинающий актёр, отношения с которым сейчас достаточно ровные и дружеские, а также две дочери. Старшая дочь — Дана — уже замужем и живёт за границей, а младшая — Анна — со своей мамой в Москве (мать девочки — журналистка Анна Рождественская, у которой с Андреем Макаревичем был длительный роман, закончившийся жутким скандалом с интервью в СМИ).

Интервью и фотосессия были назначены в подмосковном доме Андрея Макаревича. Узнав, что в гости к музыканту собирается приехать его сын Иван, мы попросили их сняться для издания вместе. Мы знали, что Андрей Вадимович крайне пунктуален и не любит опозданий, поэтому, невзирая на вечные пробки, прибыли вовремя. Тут же во дворе дома показался Иван. «О-о-о! Ты изменил прическу! Вроде был крашеным!» — воскликнул Андрей Вадимович. «Волосы сбрил для нового фильма», — пояснил младший Макаревич.

— Андрей Вадимович, давайте с темы отцов и детей и начнем наш разговор. Насколько часто вы видитесь с Иваном?

Несколько реже, чем хотелось бы, потому что он такой же занятой, как и я. Ваня снимается в кино, играет в театре, — вот, привез показать несколько экземпляров, — делает свою электронную музыку, в которой я мало что смыслю. Пару раз они выступали с ребятами у нас в клубе (Андрей является совладельцем джаз-клуба JAM Club. — Прим. «ТН»). Но эта полудиджейская история для меня, как для человека прошлого тысячелетия, загадка. Не понимаю, как можно создавать музыку в компьютерных программах, из нарезанных «кубиков». Тем не менее такая музыкальная культура существует во всем мире.

— Для меня воспитание заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми сам он вряд ли познакомится. С сыном Иваном. Фото: Михаил Королев

— Кроме музыки, на какие темы вы разговариваете со взрослым сыном? Есть ли те, которые никогда не поднимаете?

— Нет, мне трудно такое себе представить. Разговариваем обо всем, что интересно обоим. Если на экраны выходит новый фильм с Ванькиным участием, конечно же, смотрю, хотя телевизор не жалую. Извините меня, читатели «ТЕЛЕНЕДЕЛИ»… И если он потом позвонит и спросит: «Ну как тебе?» — отвечу откровенно, возможно, даже покритикую. Не знаю, насколько он во мне нуждается, но надеюсь, что примерно так же, как и я в нем. Мы созваниваемся, переписываемся. Не по сто раз в день, но и не раз в месяц.

— Надо ли выстраивать отношения со взрослыми детьми? Хотя бы ради того, чтобы не потеряться с ними в этом сумбурном мире…


— Я никогда ничего не выстраивал и не прилагал ни малейших усилий при общении со своими детьми. А по поводу того, чтобы не потеряться… Тогда их надо водить за собой на веревочке. Знаете, человек ощущает себя взрослым задолго до того, как окружающие, включая родителей, начинают его таковым считать. Я себя лет в пять чувствовал вполне здравомыслящим человеком. Прочитал 12 томов Жюля Верна прежде, чем поступил в 1-й класс. А бабушки и мама все еще обращались ко мне: «Ух ты, маленький…» Вот у отца никогда не было такого, он всегда со мной разговаривал как со взрослым. Мне было четыре года, когда он со мной рисовал, слушал пластинки Рахманинова, читал вслух «Облако в штанах» Маяковского. Бабушка удивлялась: «Вадим, что ты делаешь? Он же еще ничего не понимает!» — «Да все он прекрасно понимает», — отвечал ей мой папа. Откуда, вы думаете, я знаю на память огромное количество стихов Маяковского? Мне с отцом было очень интересно. Воспитание, мне кажется, заключается в том, чтобы показывать ребенку вещи, с которыми он без тебя вряд ли познакомится или познакомится позже, чем следует. Я глубоко убежден, что научить чему-то, привить вкус можно от двух до пяти лет. Дальше уже бесполезно. На мой взгляд, в том, что в итоге получится из человека, на 70 % «виноваты» гены, на 30 % — воспитание.

С родителями — Вадимом Григорьевичем и Ниной Марковной (1970-е). Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Читала в вашей книге о том, как отец с вами, еще дошкольником, гулял в чудовищный мороз по Ленинграду, знакомил с архитектурой…

— Он взял меня с собой в командировку (отец Андрея, Вадим Григорьевич Макаревич, преподавал в Московском архитектурном институте. — Прим. «ТН»). Но кто знал, что такие морозы ударят? Я был тепло одет, поэтому запомнил безумную красотищу вокруг, а не то, что было холодно. Уже тогда, в начале 1960-х, центр Питера — Биржа, Генштаб, Зимний — был подсвечен красивыми желтыми огнями, а Москва в то время стояла абсолютно темная. Мы гуляли по городу, и папа рассказывал об архитекторах, о том, в каком стиле построены здания. А на стенах еще оставались надписи «Бомбоубежище».

— Все мы родом из детства. А какой была ваша мама, Нина Марковна?

— Моя мама — человек, который был рожден для беспокойства. Даже если не было повода беспокоиться, она все равно его находила. При этом она работала врачом в институте туберкулеза, писала диссертацию, соответственно, была очень занята. Но в остальное время она беспокоилась. И таскала меня по знакомым врачам, опасаясь, что я заболею чем-то страшным. Из-за этого я постоянно болел, потому что она все же ухитрялась выискивать болезни. И, чтобы мальчик рос здоровым, насильно меня кормила.

Я ненавидел еду, любовь к этой простой радости возникла уже в зрелом возрасте. В детстве я не мог представить, что от пищи можно получать удовольствие.

— В своих книгах вы часто вспоминаете родителей. Видно, что росли в крепкой и дружной семье, где все любили друг друга. Со своими детьми у вас похожие отношения?

— Я занимался с ними, конечно же, меньше, чем мои родители со мной.

Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. И до сих пор живу в бешеном темпе, ничего не изменилось. Другое дело, что пытаюсь брать детей с собой, когда еду в интересные места. Например, полгода назад мы с Ваней и Аней отправились в путешествие в Майами. Сели

на здоровенный пароход, один из самых больших в мире, и поехали в круиз по островам — Ямайка, Карибы. Им все это было безумно любопытно, и я радовался, что они вместе, потому что такие встречи нечасто бывают.

Я всегда считал, что дети имеют право на собственное мнение, никогда ничего им не навязывал и старался не давить авторитетом. Так же поступали мои родители. Когда, проучившись в музыкальной школе года два с половиной, я, девятилетний, сказал родителям: «Все, не буду больше, не могу!», они не спорили, не заставляли ходить в ненавистное заведение. В дальнейшем я сам всего понемногу нахватался. И Ваню мы тоже не принуждали заниматься музыкой: не хочет — пожалуйста. А вот Аня музыкальную школу все же окончила, она очень прилично играет на фортепиано. Ей нравится заниматься, играть по нотам. Импровизировать, может, она не умеет, но классику играет хорошо. После окончания школы собирается поступать в медицинский. Хочет быть врачом: видимо, через поколение, от моей мамы передались ей определенные гены.

Думаю мои отношения с детьми точно такие же, какие были у моих родителей со мной и моей младшей сестрой Наташей. Просто обстоятельства жизни немного изменились. Мои дети росли на расстоянии от меня, а мы с родителями жили в коммуналке и были все время друг у друга на глазах. Две маленькие комнаты, пять человек: мама с папой, моя тетя Галя, моя бабушка Маня и я. До рождения Наташки мы жили в доме, где сейчас располагается собрание частных коллекций Музея Пушкина, в полукруглом флигелечке. Угловое окошко на первом этаже — наша спальня. Коммуналка была небольшая, в ней жили всего четыре семьи.

Помню наш двор, ящики с мороженым, которые таскали на ремне через плечо мороженщики. Фруктовое, за семь копеек, — гадость страшная! Привозили и газированную воду, там были два таких высоких стакана с сиропами и железный баллон, откуда качали газ. Школу свою отлично помню: она находилась недалеко, нужно было идти пешком через Большой Каменный мост, и со второго класса я ходил туда сам, без сопровождения.

С дочерьми Анной и Даной и сыном Иваном. Фото: Из личного архива Андрея Макаревича

— Как вам кажется, много хлопот вы доставляли родителям?

— Нет, пожалуй. Я настолько рано занялся музыкой, что, честно говоря, мне дела не было до того, хлопотно со мной или нет. Мать, конечно, переживала сильно, когда нас с ребятами начали гнобить власти в 1970-е годы, но все равно всегда была на нашей стороне. Она, разумеется, боялась, что меня выгонят из института, и меня таки выгнали. Я же был хиппи. Она говорила: «Окончи институт, а потом делай что хочешь». Но в целом они оба — и мама, и папа — очень меня поддерживали.

Помогли с деньгами, когда я решил купить крохотную кооперативную квартирку по соседству с родительской. Мама, понятное дело, присматривала, куда я ушел, с кем тусуюсь, кто пришел и что это за девицы сидят и скоро ли они уйдут. Отец просил об одном: чтобы я не нервировал маму. И из всех своих заграничных командировок (раз в два года он, как архитектор, ездил делать советский павильон куда-нибудь за границу) привозил необходимое для нашей группы. Все свои жалкие суточные, до копейки, тратил на струны, инструменты. Вместе с ним мы выпилили мою первую гитару, не имея ни малейшего представления о том, как это надо делать. Я не знал, например, что есть такое понятие, как мензура, то есть расстояние от порожка до конца грифа. И думал, это неважно. Впоследствии оказалось, что важно: иначе гитара играет в произвольных тональностях.

— В вашем доме столько разных старинных вещей! Те первые гитары сохранились?


— Что вы! Это сейчас есть где все это складывать. А вообще всю жизнь была теснота. К тому же для того, чтобы стать обладателем следующей гитары — лучшего качества, нужно было продать ту, которая есть, добавить денег и купить новую. Хорошие инструменты — это дорого. На них можно тратить деньги безгранично.

— Соответственно, надо было зарабатывать. Александр Кутиков вспоминал, что ему пришлось устроиться разнорабочим. Днем выполнял план на заводе, вечерами играл на закрытых концертах «Машины Времени».

— Его отправили на завод под угрозой статьи «За тунеядство». Я-то, слава Богу, учился в архитектурном, поэтому­ меня привлечь по статье не могли. А позже я работал в институте «Гипротеатр». Мы тогда уже были довольно знаменитые. Все, что зарабатывали на концертах, складывали в коробочку и, когда нам нужны были новые динамики или колонки, доставали накопленное.­

— Что собой представляли те подпольные концерты?

— Небольшие зальчики домов культуры, общежития… Нас приглашали, мы притаскивали с собой аппаратуру, сами все включали, играли, потом сами же все разбирали, вытаскивали на себе и везли на каком-нибудь пойманном на дороге рафике ко мне домой. А куда еще? Билетов как таковых не было, организаторы разрезали на части почтовые открытки и продавали их.

Потом мы начали репетировать в клубе «Энергетик». Сменили множество помещений, пока наконец в ­1979-м­ не попали в Росконцерт.

— Когда родился Ванька, моя жизнь состояла из репетиций, записей и гастролей. Но я ни о чем не жалею, я вел себя единственно возможным образом. Фото: Михаил Королев

— Росконцерт серьезно облегчал жизнь артистам. И «Машина Времени» стала первой рок-группой, которая оказалась в этой организации. Как вам, опальным музыкантам, это удалось?

— Сначала мы устроились в гастрольный Театр комедии, который находился при Росконцерте. Он был далеко не лучшим, мягко говоря. Но все же театр, пусть и плохой. Он много гастролировал, народ активно покупал билеты на спектакли, потому что на афише крупно писали: «Машина Времени», а мелко — «В спектакле «Виндзорские насмешницы» Шекспира», например. Мы сидели на заднем плане, тихонько и противно играли, чтобы не заглушать подвыпивших актеров. А потом в Росконцерте — организации коммерческой — поняли, что курица несет золотые яйца, надо отделить ее от театра. Время было пред­олимпийское, ветерком свободы повеяло. В общем, нас приняли на работу. Теперь милиция нас не вязала, а охраняла, что было очень важно. Мы сразу получили ставки как артисты и поехали по городам и весям нашей большой страны.

— Ставки в Росконцерте были приличные? На жизнь хватало?

— Денег было много. Мы получали двойную ставку за концерт во Дворце спорта, а играли два концерта в день, со сплошными аншлагами. Значит, на каждого выходило по 40 рублей в день. Это были бешеные деньги!

— То есть явно больше, чем давали подпольные концерты?


— Больше, к тому же подпольные концерты были нерегулярные и всегда сопряжены с опасностью. ОБХСС то и дело наведывался на наши выступления. Этих товарищей бесило, что они ничего не могут с нами сделать. Надо было доказать, что мы сами нелегально продаем билеты, а мы их в руках не держали. Устроителей же поймать тоже сложно: они продавали билеты только своим, а те — еще раз своим. Чужих на концертах вообще не было, мы практически знали в лицо всех — такой получался закрытый круг знакомых.

— Вы сказали, что, став артистами Росконцерта, сразу переместились на стадионы. Это уже были сольные концерты?

— Сольников в то время вообще ни у кого не было. Мы играли второе отделение. Поскольку других артистов тоже надо было кормить, на первом делали большую сборную программу: два юмориста, танец кукол, дрессированный медведь, акробаты — все как положено. Ансамбль танца «Сувенир» с нами ездил довольно долго, и в результате лучшая его часть перешла к нам в команду. В 1988 году мы поставили программу «Реки и мосты» с хореографией, балетом. Интересно поискать, может, в Интернете где-то съемки сохранились… Хотя свет тогда был плохой, все проходило в мистическом полумраке.

— Все наладилось, кроме того, что в Москве вашей команде было запрещено выступать…

— Верно, нам можно было играть везде, кроме столицы. Причем это сейчас артист приезжает на гастроли на день, а мы ехали на неделю, на две. Не скажу, что нас селили в каких-то чудовищных условиях, — нет, были нормальные по тем временам гостиницы. Другое дело, что после концерта мы возвращались ровно в тот момент, когда закрываются все буфеты, а жрать хотелось. За то, что в номере на плиточке ты приготовишь суп-письмо, могли и выселить.

— Суп, простите, что?

— Суп-письмо — это сухой суп в конвертике, куриный или говяжий. Все было очень весело, потому что мы были молодые, занимались любимым делом, публика нас обожала. Однажды в Питере после концерта поклонники подняли автобус с нами и пронесли несколько метров на руках. Сидеть внутри было страшновато.

— Но это что по сравнению с вызовами в Комитет государственной безопасности! Вы же находились под контролем КГБ много лет…

— Начиная с 1977 года за нами ходили представители всех органов внутренней секреции и постоянно вызывали на собеседование.

— Прямо на Лубянку?

— Нет, в основном это происходило в номерах гостиниц. В каждой гостинице были комнаты для так называемых собеседований.

— О чем говорили?

— О разном. Например, о том, что надо как-то определиться. Мне говорили примерно следующее: «У нашей власти есть враги — Сахаров, Галич. Мы их уважаем, но исключительно как врагов. Поэтому, Андрей, определитесь, кто вы. Если враг, поможем вам уехать. Если друг — пойте то, что у нас принято, а не то, что вы сочиняете». Приходилось отвечать, что, само собой, я не враг: объясните мне, что такого антисоветского в моих текстах, там же не написано «Долой советскую власть».

— Могли и жестче сказать: мол, Андрей, не валяйте дурака, вы понимаете, о чем речь…

— Видимо, среди тех людей тоже встречались симпатизирующие «Машине Времени». Один из них недавно принес мне на концерт интереснейший документ времен Росконцерта — «телегу» из Красноярска от какого-то идио­та из горкома партии про наш непотребный вид, волосы до плеч, джинсы и возмутительные слова песни «Синяя птица». После подобных жалоб собиралось руководство Росконцерта и сажало нас с воспитательной целью на репетиционный период. Мы говорим: «Ладно, посидим». Через месяц им всем жрать нечего. Спрашивают: «Работу над ошибками сделали?» Отвечаем: «Да, конечно». И играем то же самое. Мир с тех пор очень изменился.

— Мне многое непонятно в этом мире. Чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху. Фото: Михаил Королев

— Страна узнавала ваши песни по первому аккорду, но самих членов группы на протяжении долгого периода никто не видел. Почему?

— Фотографию запрещали размещать на афишах. Да и афиш поначалу у нас не было. Я хотел напечатать красивые, как были в то время у вокально-инструментальных ансамблей, но мне в Росконцерте сказали: «Зачем вам афиши? На вас и так ходят».

В 1981 году, когда мы снялись в фильме Александра Стефановича «Душа»,­ начался бум. Невозможно было пройти по улице и двух шагов. Мне пришлось постричься почти наголо. С фильмом забавно получилось. Стефанович чрезвычайно ушлый человек по умению развести начальство, тогда равных ему просто не было. То, что нас в то время сняли в кино, я до сих пор считаю большим чудом. Мы были невероятно популяр­ны­ — вот Стефанович и сделал на нас ставку. Абсолютно коммерческий шаг. Когда наверху спохватились, было уже поздно: фильм готов к прокату, государственные деньги потрачены.

Все изменилось после 1987 года: появились­ разные музыкальные программы, в том числе «МузОбоз». До этого нас пускали на телевидение только на Новый год — например, спеть с «За тех, кто в море». Помню, мы тогда вышли в дурацких фраках, которые подобрали в последний момент. Приехали­ сниматься, как обычно, в майках и рваных джинсах. Но режиссер увидел и сказал, что в таком виде не пойдет, новогодняя программа ­как-никак. Нас отвели в кладовку, где чего только не было: костюмы мушкетеров, пиратов — в общем, ахинея полная. Нам было уже наплевать, что надевать, поскольку

было понятно: снимать в основном будут Ротару, а не нас. Так и получилось. А с перестройкой нам дали зеленый свет: пустили и в Москву, и даже за границу.

Не понимая, о чем речь, послали на фестиваль альтернативной музыки в Польшу. Нас там, конечно, закидали кочерыжками: настолько сильно мы выпали из формата. А буквально через две недели мы поехали в Японию на фестиваль «Live Aid-2», где играли Джеймс Браун, Джордж Дюк, Ронни Джеймс Дио и многие другие суперартисты. Это было такое потрясение для нас, что у меня от волнения в самолете голос пропал: ни петь,­ ни говорить не мог. Лечили японскими таблетками и горячим виски. Еле прохрюкал что-то на сцене.

Особого фурора мы не произвели, но встретили нас доброжелательно, мы познакомились с великими музыкантами, выпивали вместе, разговаривали, подарили им наши пластинки, они нам — свои. Шел 1988 год, всем им было страшно интересно увидеть живых людей из-за железного занавеса. А потом мы надолго уехали в Америку с большим гастрольным туром. Опыт получили бешеный. Если бы это случилось лет на двадцать раньше, мне даже трудно себе представить, насколько мы были бы другими в профессиональном плане.

— Вашей группе почти полвека, и за это время вы ни разу не распадались, хотя бы на короткое время. Неужели ни у кого из участников не было периода шатаний и сомнений?

— Если кто-то шел вразнос, вроде Пети Подгородецкого, то он быстро покидал команду.

Когда-то меня позвали в «Ленком», но я не пошел. Захаров ставил спектакли «Тиль», «Автоград-XXI», и в му­зыкальную группу нужен был гитарист. Но я каким-то боком чувствовал, что по отношению к «Машине Времени» это будет не очень правильно. Если бы всю группу туда позвали, сомнений и не было бы.


Саша Кутиков уходил два раза: первый — в Тульскую филармонию, затем — в группу «Високосное лето». Но вернулся.

Мы всегда понимали друг друга и одинаково относились к жизни и ко всему происходящему. Конечно, это большое человеческое счастье — встретить таких людей, как те, что играют со мной в «Машине…» долгие годы. Мы могли ругаться, когда делали новую песню, или спорить по поводу того, как ее сыграть, как сделать аранжировку. На личности наши споры никогда не переходили. Не знали, кстати, что у битлов было точно такое же правило, к которому мы сами пришли: пока любой член команды говорит, что ему не нравится песня, работа не закончена. А поскольку вкусы у всех разные, то ­бодались все. Еще одно негласное правило: никакие жены, девушки к нашей работе не допускаются. Вообще. Однажды, когда мы были совсем молодые, Кутиков привел красивую девочку на репетицию, и мы его ужасно высмеяли. Дело, которым мы занимались, казалось нам святым. Не хватало еще девок водить!

— Мой загородный дом небольшой, но мне достаточно. В мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для музицирования. Фото: Михаил Королев

— Битлы, как известно, не раз писали в неподходящих условиях: например, у плиты, когда жарилась яичница. Вы помните, как была написана песня «За тех, кто в море», без которой и сегодня не обходятся дружеские посиделки?

— Для меня долголетие этой песни — загадка. 1979 год. Ташкент. После двух концертов мы поужинали, выпили, я сидел у открытого окна, было очень жарко, кондиционеров в то время еще не было. И придумал строчку: «Я пью до дна за тех, кто в море». Понял, что все, песня готова, остается придумать куплет. Позвонил Кутикову. Он из соседнего номера пришел с бутылкой коньяка, и мы к утру ее написали. Спели дважды в открытое окно и пошли спать.

— Хиты чаще пишутся на трезвую голову или наоборот?

— Большей частью на трезвую, хотя «Три окна» я написал в такси по дороге домой, когда был уже хорошенький. Причем написал ее сразу начисто. Всегда с собой ношу блокнот с карандашом. И у кровати они тоже лежат. Иногда, бывает, ночью проснешься, в голове две строчки, думаешь: утром запишу. Нет, бесполезно, ничего не вспомнишь — ­надо записывать сразу. Песни сами решают, когда им появляться.

— Ваше личное эмоциональное состояние влияет на творчество? Больше песен пишется, когда на душе кошки скребут?

— Нет никакой связи. Недавно мы с «Машиной…» записали пластинку «Вы». Лет семь или восемь мы вообще ничего не выпускали, и вдруг мне в голову стали приходить новые песни в стилистике старой «Машины…», которую я очень люблю. До этого я несколько лет занимался джазом, записал ряд альбомов — и с «Креольским танго», и с «Идиш-джазом», мы

гастролировали по всему миру. «Машина…» существовала параллельно, мы давали концерты, но что-то новое не сочинялось. Ничего страшного в этом нет: значит, нужна была пауза. В конце концов, у нас около 500 песен!

— Андрей, как случилось, что вы, коренной москвич, выбрали жизнь за городом?

— За город я перебрался давно, первый дом купил почти 30 лет назад. Просто на Ленинском проспекте, где я до этого жил, у меня завелась сумасшедшая соседка, которая видела во мне классового врага и на любой звук тут же вызывала милицию. А мне и среди ночи может понадобиться проверить что-то в инструменте, или послушать что-то, или сыграть то, что пришло в голову. За городом я себя чувствую абсолютно свободным.

— Важен ли для вас размер дома? И что непременно должно в нем быть?

— Домик небольшой, но мне достаточно. Во-первых, нужна просторная мастерская для рисования. Помню, мой отец, когда мы жили в небольшой квартире на Комсомольском проспекте, рисовал в той же комнате, где я спал. Это был и кабинет, и спальня, и его мастерская. Он стелил четыре сырых листа на пол, а больше класть было некуда. Мне же гораздо проще: в мастерской, которая находится наверху, хватает места и для рисования, и для барабанов с усилителями, и для того, чтобы поиграть­ с ребятами.

Во-вторых, я люблю, когда приходят гости, поэтому нужен большой стол. Вот мы с вами за ним сидим. Здесь умещаются­ человек двенадцать.

Как видите, у меня еще есть сад, и он прекрасно плодоносит — им занималась моя бывшая жена Наташка, она вложила в него много сил и вкуса. С тех пор сад разросся. Когда въехали сюда — лет десять назад, — это было достаточно голое место. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди.

— Когда въехали сюда лет десять назад, это было голое место. Но теперь сад прекрасно плодоносит. Оказывается, деревья растут быстрее, чем люди. На заднем плане — часть корпуса субмарины, одно из напоминаний об увлечении подводным плаванием. Фото: Михаил Королев

— Какой-то рай в вашем доме!

— Я в раю ни разу не был, но здесь чувствую себя хорошо.

— За пределами дома тоже хорошо себя ощущаете?

— Мне многое непонятно в этом мире, и чем дольше живу, тем меньше что-то понимаю. Но я стараюсь об этом не думать. Я много чего знаю и умею, мне есть чем заниматься, не отвлекаясь на чепуху.

— Вы про те нападки, которым подвергаетесь всю жизнь? Читаете, что пишут о вас в Интернете?

— Жизнь такая короткая. Зачем я буду читать что-то неприятное и глупое? Мало ли кто там что говорит! Мир состоит из огромного количества очень разных людей. Наивно надеяться на то, что ты переубедишь их или чему-то научишь. Дай Бог им всем здоровья, пусть они живут так, как считают нужным, а я буду жить так, как люблю.

— Чем вы занимаетесь, когда не находитесь на гастролях и не пишете диск?

— Люблю подстрелить рыбину и приготовить ее, позвать друзей и устроить праздник.

— Выпить вина, послушать музыку…

— Конечно! Хотя нет, без всякой музыки. Музыка — это работа. Можем иногда поиграть на гитарах или на рояле и попеть что-то из старосоветского. 22 сентября устраиваем в театре «Градский Холл» «Концерт для своих». Там немного мест, так что, думаю, придут только свои. В сентябре также , почти все уже готовы. 25-30 больших досок, несущих живопись, скажем так. Я всю жизнь работал с бумагой, занимался графикой, а тут впервые попробовал себя в другом качестве.

— С чего вдруг?

— Не знаю. Я не задаю себе этих вопросов. Терпеть не могу самоанализа. Стало интересно, вот и все. За год я все написал. Дело в том, что когда я сажусь работать — я сажусь работать. Нельзя на полчасика подойти и порисовать. Мне надо, чтобы день-два никто не дергал, не звонил.

Год назад из Филадельфии прилетала моя старшая дочь Дана с мужем Крисом и его тремя детьми, которые считают Дану мамой. (Музыкант узнал о существовании Даны, когда девушка была уже взрослой, ее мать — поклонница Макаревича. — Прим. «ТН»). Дети оказались в России впервые, для них это было настоящее приключение. Тут я раскрылся как москвич. Возил их в парк культуры, на Арбат, показал всю старую Москву. Им очень понравилось. И мне было приятно провести с ними время.

И вот что я вам еще скажу: до сих пор звук электрогитары, включенной в усилитель Vox, оказывает на меня­ магическое воздействие. Шерсть на спине встает дыбом. Этого вполне достаточно, чтобы понять, тем ли я занимаюсь всю жизнь. Остальное — это разговоры.­

Образование: окончил МАРХИ

Семья: дочь — Дана (43 года), юрист; сын — Иван (29 лет), актер; дочь — Анна (15 лет), школьница

Карьера: с 1969 года — лидер группы «Машина Времени». С 2001 года — лидер «Оркестра креольского танго». Выпустил 11 сольных альбомов и 21 альбом в составе «Машины Времени». Автор около 500 песен. Автор 14 книг. С 1970 года занимается графикой в смешанной технике. Народный артист РФ

Потрясающие песни группы «Машина времени» прозвучали впервые в 70-е годы, но до сих пор продолжают быть актуальными и обладают уникальной стилистикой. И все это благодаря Андрею Макаревичу, которого заслуженно считают легендой отечественного рока.

Биография

Родился Андрей Вадимович 11 декабря 1953 года в Москве, на Волхонке. В роду Андрея есть и польская, и белорусская кровь. Папа был знаменитым архитектором, работал в Московском архитектурном институте, обладал профессорским статусом. Мама певца была кандидатом медицинских наук, работала в тубдиспансере врачом. С детства Андрей отличался способностями, рано начал читать и писать. Ему передался талант от отца к рисованию, мальчик отлично изображал на холсте любые архитектурные объекты, пейзажи. Также его тянуло к музыке, но уроки фортепиано не давались юному дарованию. Но что касается рок-музыки, тут Андрюша был на высоте. Он с легкостью повторял на гитаре мелодии известных музыкальных групп, которые слышал с пластинок, привезенных отцом из командировок из Европы. В возрасте 14 лет Андрей Макаревич уже начал писать первые песни и высмеивать идеологию совка. Позже парнишка научился наигрывать на гитаре мелодии Визбора, Высоцкого. Вкусовые пристрастия определились, когда папа из очередной поездки привез диск легендарной группы «Битлз». Потрясающая музыка ливерпульской четверки произвела на юношу особое впечатление. Пластинка слушалась каждый день, в любое свободное время, с утра до вечера. Вместе с Макаревичем битлами увлеклись и его друзья. Измученные песнями четверки родители были вынуждены периодически отправлять сына на балкон. Компания поклонников рока решила в 1968 году создать собственный квартет, и первоначальный состав будущей легенды был представлен двумя парнями и двумя девушками. Через год девочки были «уволены», и новая группа состояла из четырех юношей. Первое название было The Кids, немного позже произошла замена на «Машину времени». Композиции были в основном англоязычными, позже стали появляться отличные хиты на русском. Итак, группа «Машина времени» официально заявила о себе в 1969 году и стала пионером рок-движения в Советском Союзе.

Все фото 11

Мечтать о карьере рок-музыканта в те годы было занятием рискованным. И родители настояли на том, чтобы Андрей пошел по стопам отца. Он поступил в МАРХИ на факультет архитектуры. Будучи студентом, вместе с друзьями давал подпольные концерты, что стало причиной исключения из института. Талантливому юноше пришлось отправиться работать в Гипротеатр, и он попал в отличный коллектив. Здесь молодой человек мог хотя бы иногда уделять внимание своему любимому занятию, музыке, и продолжать радовать любителей рок-н-ролла подпольными выступлениями. В середине 70-х годов песни «Машины времени» стали обрастать первой популярностью. Начались продажи пластинок, группа уже пела песни на русском языке, чем завоевала еще большую аудиторию. Молодые слушатели внимали каждой строчке «бунтарских» текстов и воспринимали ансамбль как поток свежего воздуха. Музыканты частенько после выступлений попадали в руки милиции и проводили ночи в КПЗ. В те годы ребята могли стать героями известной передачи «Музыкальный киоск», которую вела легендарная Элеонора Беляева. О талантливой группе она узнала от своей дочери. Но в самый последний момент композиции ансамбля не прошли строгую советскую цензуру. А в 1975 году «Машина времени» появилась на экране в знаменитом фильме Георгия Данелия «Афоня» Их лица были вырезаны, но песня «Я и ты» все же прозвучала в эфире и стала любимой для миллионов. Более того, за новый хит Макаревич получил колоссальное вознаграждение – 500 рублей. За эту сумму ребята купили отличный на то время магнитофон «Грюндик», на котором долгое время записывали новые композиции. Музыкальная группа в первой половине 70-х стала более чем популярной и разъезжала по стране с гастролями. Андрей Макаревич сумел восстановиться в институте, продолжал подрабатывать в своем Гипротеатре. Но в 1979-м в ансамбле произошел внутренний конфликт, и Андрею пришлось набирать новый состав музыкантов. Кроме того, лидер группы решил выйти из подполья и начал сотрудничество с Росконцертом. Компания на удивление согласилась, хотя стиль музыки не был признан ни телевидением, ни радио. С тех пор под руководством Макаревича были созданы потрясающие хиты, державшие высшую позицию в рейтинге. С начала 80-х «Машина времени» была участницей всех праздничных концертов, их песни исполняли корифеи советской эстрады. В 1982 году группа участвовала в съемках музыкального фильма «Душа», партнерами по площадке стали Ролан Быков, София Ротару и т. д. Для участников «Машины времени» время перемен было самым лучшим моментом. Их свободолюбивые песни слушали с восторгом, а Макаревич постоянно радовал публику новыми творениями. Количество поклонников возрастало в геометрической прогрессии, и так продолжалось до начала 90-х годов. В 1993 году Константин Эрнст пригласил певца вести кулинарную программу. Легкая и развлекательная передача с приглашением звездных гостей превысила все рейтинги. Каждое воскресенье зрители собирались у экранов и наблюдали за своими кумирами и их возней у плиты.

Удача стала поводом для создания целой компании с таким же названием, которая выпускала 15 программ. Андрей Макаревич занялся предпринимательством, открыл ресторан, стоматологическую клинику, магазины. У него также есть собственный бренд «Смак», выпускающий водочную продукцию. Многие знают об увлечении Макаревича дайвингом. Музыкант сделал немало отличных видеосъемок подводного мира, написал несколько книг. Вместе с друзьями по группе он изредка ездит на гастроли, исполняет любимые миллионами шлягеры.

Личная жизнь

Любимец публики всегда пользовался успехом у прекрасной половины человечества. Он долго искал свою единственную и прошел через несколько браков. Первый официальный брачный союз Андрей оформил в 1976 году с Еленой Фесуненко, дочерью известного политического обозревателя. Молодым была подарена отдельная просторная квартира, но, несмотря на потрясающие по тем временам условия, пара продержалась всего три года. После развода свободолюбивый музыкант решил вовсю насладиться холостяцким положением. Он настолько увлекся романтикой, что увел супругу у своего лучшего приятеля – Алексея Романова. Бывшая жена лидера группы «Воскресенье» Алла вскоре родила Макаревичу сынишку Ивана, но даже этот факт не укрепил семейные узы. Брак существовал только три года. Далее следовала череда легких и серьезных увлечений с представительницами шоу-бизнеса. Пресса писала о связи с Ксенией Стриж, Аленой Свиридовой, Анной Рождественской, последняя даже получила статус гражданской супруги. Но в 2000 году пара распалась из-за незапланированной беременности. Вскоре родилась дочь Анна, с которой музыкант старается наладить хорошие отношения. Со старшим сыном Иваном у отца отличная связь, он во всем старается помогать отпрыску, причем талантливому. Иван стал успешным актером, снялся в известных фильмах «Бригада-2», «Бой с тенью» и т. д. Также выяснилось, что у Макаревича есть внебрачная дочь Дана, но здесь ни о каких отношениях говорить не приходится. В 2006 году Андрей познакомился со стилистом Натальей Голубь, и с тех пор пара неразлучна. По словам главного «машиниста» отечественной эстрады, он наконец-то нашел свою половинку, которая понимает его с полуслова. Несмотря на большую разницу в возрасте, в их семье царит полная гармония и любовь.