Культура китая. Наиболее крупные достижения китая Древний китай вклад в мировую культуру

План работы:

Введение

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

2. Конфуцианство и даосизм

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Заключение

Список литературы

Введение

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все, катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц­зы.

Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из­готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не­обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м - 2-м тысячелетии до н. э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от­важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай­ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради­ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци­оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само­бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви­лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро­ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Китайская культура вызывает восхищение, начиная от духовного воспитания до произведений искусства. Даже окружающая их природа насыщена красками сказочной красоты и изящества. Гармония во всем, с собой, с космосом, с богом. Медицина, боевые искусства, шпионаж, искусство любви, китайская кухня, живопись, архитектура, и т. д., нет аналогов в мире. За долгую историю в Китае было сделано множество открытий и технических усовершенствований. Изобретение пороха, бумаги, книгопечатание и различных механизмов оказало большое влияние на китайскую культуру. Тем не менее обычаи и традиции китайцев, особенно среди крестьян, не менялись веками.

А китайская письменность одна из самых древних. Иероглифика, относясь к числу столь же мудрых, сколь и удивительных порождений народа, именно благодаря этой письменности зафиксированы и сохранены через тысячи лет донесены до нас сокровища духовной культуры китайцев. Их философия, возвышенное чувство к личности, и очень строгая самооценка, постоянная тяга к самосовершенствованию, вот что меня всегда привлекало в китайской культуре.

1. Развитие философского осмысления мира и человека в нем

Перемены в общественном сознании и соответствующее их осмысление в по­литических, философских и религиозных учениях Древнего Ки­тая подобно другим восточным учениям этого периода отража­ли все стадии развития общества - от разложения родовой общины с ее культом архаических божеств до появления едино­го всемогущего божества эпохи империй, однако имели и ряд осо­бенностей. Во-первых, для Древнего Китая характерна незначи­тельная роль духовенства, приоритет человеческого начала над богами; во-вторых, преобладание рационального осмысления жизненных ситуаций обусловили выдвижение на первый план этических норм; в-третьих, приоритет этики над религией при­вел к вытеснению собственно религиозных функций духовенст­ва (соблюдение ритуалов и церемоний) чиновничье-бюрократической администрацией; в-четвертых, поскольку основные философские школы складывались в Древнем Китае в период ожесточенной борьбы «воюющих царств», то первостепенными в них оказались преимущественно социально-политические во­просы. Не проблема «человек-мир» и тем более «человек-ко­смос» были в центре внимания древних мыслителей, а пробле­ма «человек-общество» занимала их.

Как и у других народов, у древних китайцев было множест­во различных богов и духов, олицетворяющих природные стихии: божества гор, рек, ветра и т.п. Во главе пантеона стоял Шанди - верховный первопредок. Кроме того, существовал культ предков семейной общины, сохранившийся в Китае чуть ли не до наших дней. Каждый глава семьи был у себя дома жрецом семейных бо­жеств и духов. Культ предков сыграл огромную роль в истории китайской цивилизации, так как привел к ослаблению религи­озного начала и усилению рационалистического, прагматическо­го подхода в осмыслении жизненных ситуаций.

Захоронение правителей «Великого города Шан» представляет собой камеру, вырытую на глубине 10 метров, в которую вставлен двойной, расписанный красками и инкрустированный перламут­ром саркофаг, где находятся драгоценные изделия из нефрита, бе­лой керамики, золота, яшмы. Вход охраняют каменные фигуры полулюдей-полузверей с оскаленной пастью. Каждый предмет в погребении имеет свое магическое назначение - отпугивать злых и привлекать добрых духов, посылать хороший урожай, охранять посевы от засухи и наводнений. В захоронении обнаружено мно­жество великолепных ритуальных бронзовых сосудов, служивших для обрядов и жертвенных возлияний духам предков. Геометри­ческий орнамент на сосудах отличается высокой графической тон­костью и сложностью. Его важнейшие составные части - знаки солнца, луны, ветра и молний, а также пяти первоэлементов мира - воды, земли, дерева, огня и металла - отражают древнекитайские представления о миропорядке.

Надписи на сосудах свидетельствуют, что уже в эти времена у китайцев была письменность, возникшая совершенно независимо от шумерской клинописи и египетской иероглифики. Знаками слу­жили картинки - изображения предметов, в которых уже тогда проявилось искусство нанесения живых и четких линий, столь свой­ственное китайской живописи. Схематически изобразить предме­ты было достаточно просто. Но как обозначать абстрактные поня­тия? Здесь потребовалась выдумка. Например, понятие «светлый» изображалось в виде картинки солнца и луны, для обозначения понятия «восток» использовали изображение солнца, которое просвечивает сквозь деревья, а для понятия «вести переговоры» - изоб­ражение человека, сидящего со скрещенными ногами. Позднее из этих знаков возникли китайские иероглифы, каждый из которых обозначал слово.

Записи делались на костях животных и на стенках бронзовых сосудов; в начале 1-го тысячелетия до н. э. их сменили бамбуковые пластинки, а затем шелк. На нем рисовали картины, писали важ­нейшие тексты. Не случайно римляне называли Китай «страной шелка».

В эпоху Чжоу культ Неба вытеснил Шанди и стал самым главным всекитайским божеством. Чжоуского правителя стали считать сыном Неба, а китайскую империю - Поднебесной.

Для китайских правителей отождествление с Небом означа­ло принятие на себя ответственности за свой народ и даже за весь мир. Правитель являлся посредником между земным и божест­венным. Небо откликалось на проступки императора стихийны­ми бедствиями, а за добродетельное правление посылало богатый урожай. Считалось, что Небо карает недостойных и вознаграж­дает добродетельных. Таким образом, религия превращалась в этику, а Небо олицетворяло собой всеобщий порядок - косми­ческий и нравственный.

Подобная религиозная система позволила создать своеобраз­ную картину мира, согласно которой последний изначально со­вершенен, гармоничен, и его не надо переделывать, преобразовы­вать. Творчество принадлежит Небу, оно делает возможным произрастание всего сущего и жизнь всех вещей. Поэтому необ­ходимо самоустраниться, уподобиться природе и не мешать осу­ществлению гармонии.

Таким образом, древнекитайская религиозно-этическая тра­диция не ориентировала на деятельное отношение к миру, а призывала жить в согласии с природой. Более подробно такие идеи развивались в даосизме и конфуцианстве - учениях, соста­вивших духовный стержень китайской культуры, определив­ших основные духовные ориентиры и менталитет китайцев на долгие годы.

2. Конфуцианство и даосизм

Величайший китайский философ Кун-цзы, известный в европейской литературе под именем Конфуция (551 - 479 гг. до н. э.), в качестве социального идеала выдвинул благо­родного человека, обладающего высокими моральными качества­ми, готового пожертвовать собой во имя истины, с высоким чувством долга, гуманиста, соблюдающего нормы взаимоотноше­ний между людьми и глубоко уважающего старших. Конфуций призвал современников следовать древней китайской традиции почитания предков. Предложив начать моральное совершенство­вание с самого себя, а затем наладить должные отношения в се­мье («пусть отец будет отцом, а сын - сыном»), он выдвинул тезис о том, что государство - та же семья, только большая. Тем самым Конфуций распространил принципы отношений долга, почтительности и человечности на административную практику и государственную политику. Китайскому философу принадле­жит также идея разумного управления государством, конечной целью которого он видел создание этически безупречного и со­циально гармоничного общества. Именно для осуществления этой идеи Конфуций и готовил в созданной им школе кандидатов на должности чиновников.

Конфуцианцы традиционно считали, что правитель получает свой мандат на правление от Неба. Видный последователь Кон­фуция Мэн-цзы (372-289 гг. до н. э,) выдвинул вместе с тем те­зис о праве народа выступать против недобродетельного правите­ля. Казалось бы, конфуцианцы не имели шансов на успех. Тем не менее, с течением времени они стали признанными выразителя­ми древних традиций китайской культуры с ее культом этичес­кой нормы, верностью идеалам и готовностью защищать их до последнего.

Правление династии Хань стало временем расцвета и господства конфуцианства, приправленного, правда, изрядной порцией легистских и даосских идей. Представители эли­ты при занятии государственных должностей были обязаны сда­вать экзамен по конфуцианской философии. Однако после паде­ния династии Хань в Китае надолго воцарился хаос. Конфуцианство эпохи Хань в Китае рассматривается как проявление высокой муд­рости. С гордостью и тоской об утраченном китайцы называют себя наследниками блестящей эпохи Хань, а Конфуция почитают как величайшего национального гения.

Начиная с ханьской эпохи конфуцианский императорский Ки­тай, несмотря на постоянные взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощ­ные крестьянские восстания и набеги северных кочевников, про­должал существовать почти в неизменном виде и после кризисных ситуаций возрождался из пепла таким же, с незначительными изме­нениями. Были найдены устойчивые образ жизни и система госу­дарственного управления, в основе которой лежала идеология «син­тезированного» конфуцианства, вобравшего в себя элементы легизма, даосизма и других древних китайских философских учений.

Вторым по степени влияния в Китае было философ­ское учение о Великом Абсолюте, даосизм, оформившееся при­мерно в IV в. до н. э. Китайское слово «дао» многозначно; оно означает «путь», «мировую основу бытия», «первооснову всякого бытия». Главный канон даосизма - «Дао де цзин» - приписыва­ют китайскому философу Лао-Цзы, легендарному современнику Конфуция, имя которого в переводе означает «мудрый старец». Есть основания полагать, что это не реально существовавшая лич­ность, а мифическая, созданная позже самими даосами.

Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсо­лютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Все в мире подчинено есте­ственно выбранному небом закону, в котором сокрыто бесконеч­ное разнообразие и вместе с тем порядок. Человек должен стре­миться взаимодействовать с вещью или миром как целым, поэтому синтез предпочтительнее анализа. Ремесленник, обрабатывающий дерево или камень, стоит ближе к истине, чем мыслитель, занятый бесплодным анализом. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Даосизм наставлял человека на непосредственное постижение любого целого, будь то предмет, событие, явление природы или мир как целое. Он учил стремиться к спокойствию души и интел­лектуальному пониманию всякой мудрости как какой-либо целос­тности. Для достижения такой позиции полезно абстрагироваться от всяких связей с обществом. Полезнее всего размышление в оди­ночестве. Основная идея практической философии или этики Лао-Цзы - принцип неделания, бездействия. Всякое стремление что-нибудь сделать, что-либо изменить в природе или в жизни людей осуждается. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Идеалы даосизма вдохновляли китайских поэтов и художни­ков на изображение природы, а многих китайских мыслителей, стремящихся к познанию мира, побуждали покинуть общество и жить в уединении на лоне природы. В правящих кругах даосизм, разумеется, не мог вызвать подобного энтузиазма.

Наиболее политически влиятельной, кроме конфуцианства, была школа легистов, выработавшая философскую доктрину цен­трализованного государства. Основной постулат доктрины - культ централизованной власти, вернее, административных распоряже­ний этой власти. Власть опирается не на знать, а на бюрократичес­кую структуру. Авторитет власти поддерживается упорядоченной системой поощрений и наказаний.

3. Значение китайской культуры для развития современной цивилизации

Китайская культура - одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н. э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трехногие сосуды, амфоры.

Наиболее древним периодом китайской цивилизации считается эпоха существования первого государства Шан-Инь, рабовладельческой страны в долине реки Хуанхэ. Искусство бронзового литья позволяло изготавливать различные сосуды, покрытие сложными изображениями: драконами (символ водной стихии), птицами (символ ветра). Таким же узором покрывали и сосуды из матовой белой глины. Входы в подземные Захоронения охраняли приземистые человеко-тигры (отпугивая злых духов).

Уже в эпоху Шан была открыта идеографическая письменность, которая путем долгого усовершенствования превратилась в иероглифическую каллиграфию, а также был составлен в основных чертах месячный календарь.

Широкие улицы городов государства Чжоу (где могли проехать девять колесниц) протянулись с севера на юг и с запада на восток. Появилась первая картина на шелке: женщина, над которой дерутся дракон и феникс; В XI-VI вв. до н. э. формируется поэтическое собрание народных песен и ритуальных гимнов "Шицзин". Правительственные чиновники собирали народные песни как информацию о качестве правления. В собрание включены и произведения, показывающие, как небо наказывает неумелого правителя (последнего царя Шан-Инь) и возводит на трон достойного, просвещенного Вэнь-вана - первого царя династии Чжоу Этический канон, который складывается в "Шицзин", вполне оформляется в конфуцианстве.

Во время ранней императорской эпохи Древний Китай внес в мировую культуру такие открытия как компас и спидометр, сейсмограф. Позже были изобретены книгопечатание и порох. Именно в Китае в области письменности и книгопечатания открыли бумагу и подвижный шрифт, а в военной технике - пушки и стремена. Были изобретены механические часы и произошли технические усовершенствования в области шелкоткачества.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения 0, вычисление числа р, открытие метода решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Древние китайцы были образованными астрономами, составили одну из первых в мире звездных карт.

Поскольку древнекитайское общество было аграрным, централизованная бюрократия должна была решать сложные технические вопросы, связанные в первую очередь с использованием и охраной водных ресурсов, поэтому высокого развития в Древнем Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических прогнозов, математика, физика и гидротехника в их инженерном использовании.

Важным оставалось также строительство фортов, направленное, прежде всего на охрану внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников с Севера. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями - Великой китайской стеной (IV-III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. и Великим каналом. Стена высотой от 5 до 10м и шириной 5-8м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Китайская медицина на протяжении 3-х тысячелетней истории достигла значительных результатов. В Древнем Китае впервые была написана «Фармакология», впервые стали проводить хирургические операции с применением наркотических средств, впервые применили и описали в литературе методы лечения иглоукалыванием, прижиганием и массажем. Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о «жизненной энергии». На основе этого учения была создана философско-оздоровительная система «ушу», давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны «кунг-фу».

Своеобразие, уникальность китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских церемониях, то все отступает в тень. И не только потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была наиболее густой.

Только в Китае этико-ритуальные принципы и соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на первый план и так гипертрофированны, что со временем заменили идеи религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей культуры древнего Китая.

Это имело для Китая далеко идущие последствия, В частности, место мифических культурных героев заняли искусно демифологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов, прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными божествами - символами, первым и главным среди которых стало безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуальных норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение в учении Конфуция.

К непреходящим ценностям китайской традиционной культуры относятся:

    основанный на нерасчлененном представлении о мире интуитивный способ мышления, созвучный идеям современной физики;

    акцент на развитии культуры, моральном самосовершенствовании человека, гармонии межличностных отношений и отношений между личностью и обществом;

    морально-этические устои: уважение старших, помощь ближнему, согласие в обществе;

    традиционные правовые взгляды на приоритет морально-этических норм;

    традиции семейных отношений;

    стремление к сочетанию власти и долга, справедливости и выгоды, интересов личности и массы.

Едва ли не половина важнейших изобретений и открытий, на которых зиждется сегодня наша жизнь, пришла из Китая. Не придумай древние китайские ученые таких мореходных и навигационных приборов и устройств, как румпель, компас и многоярусные мачты, не было бы великих географических открытий. Колумб не поплыл бы в Америку, и европейцы не основали бы колониальных империй. Через Китай пришли в Европу из Великой Степи стремена, помогающие держаться в седле. Не изобрели бы в Китае пушки и порох, не появились бы и пули, пробивавшие доспехи и покончившие с рыцарскими временами. Без китайской бумаги и приспособлений для печати в Европе еще долго бы переписывали книги от руки. Не было бы и широкого распространения грамотности. Подвижной шрифт изобрел вовсе не Иоганн Гутенберг, не Уильяму Харви принадлежит открытие кровообращения, не Исаак Ньютон открыл первый закон механики. До всего этого впервые додумались в Китае.

Компас, механические часы, порох, пушки, десятичные дроби, шелк, фарфор, восточная медицина и философия, восточные единоборства – далеко не полный перечень достижений народов китайско-конфуцианского ареала.

Заключение

Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Список литературы

1. Энциклопедия «Аванта» // Религия мира, т. 6, ч. 2, М.,1996г.

2. История Древнего Мира // Минск 1999 г. 632с.

3. Артур Коттерелл Китай // Лондон Нью-Йорк Штутгарт Москва 480с.

4. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Новосибирск: Наука, 1989.

5. Культурология: история мировой культуры. Под ред. А.Н.Марковой. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995.

6. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992.

7. Малюга Ю.Я. Культурология. - М.: Инфра-М,1999. - с.63-76.

8. Маслов А. А. Мистерия Дао. - М.: Сфера, 1996

9. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: «Гардарики», «Экспертное бюро», 1997.-344 с.

Мифология народов древнего Востока. Происхождение термина «миф». Понятие «миф». Причины появления мифов. Мифологическое мышление. Миф и обряд. Роль обрядно мифологического комплекса в развитии культуры. Общее и особенное в мифологии древневосточных народов. Типология мифов.

Возникновение письменности. Условия и предпосылки. Этапы развития.

Древнеегипетская письменность. Ее характер и особенности. Виды письма. Писчий материал. Дешифровка древнеегипетской системы письма.

Письменность народов Месопотамии. Особенности и ареал распространения. Писчий материал. История дешифровки.

Хеттская письменность. История открытия хеттских памятников письменности. Богазкейский архив. Дешифровка хеттской клинописной системы письма. Письменность и языки народов, населявших Хеттское государство.

Письменность народов Восточного Средиземноморья. Влияние социально-экономического развития государств Восточного Средиземноморья на формирование письменности. Роль письменности аккадцев и древних египтян. Протобиблское письмо. Создание консонантного алфавита. Угаритское письмо. Финикийская письменность и ее историческое значение.

Письменность древнего Ирана. Заимствования персов в области письменности. Характер письменности персов. Письменность и языки народов, населявших древнеперсидское государство.

Письменность народов древней Индии. Индская письменность и ее судьба. Письменность в Ведийский период и эпоху Маурья. Виды древних алфавитов.

Письменность в древнем Китае. Уникальность китайской письменности. Возникновение письменности: данные традиции и археологии. Этапы развития древнекитайской письменности. Писчий материал.

Условия развития литературы. Ее истоки. Основные жанры.

Литература древнего Египта. Литературные жанры, распространенные в Египте. Основные литературные произведения. Литературные приемы.

Литература народов древней Месопотамии. Этапы развития литературы. Формирование основных жанров. Наиболее выдающиеся литературные произведения. Особенности литературы народов Месопотамии.

Литература хеттов. Жанры. Образцы литературных произведений. Историческая роль литературы древних хеттов.

Литература народов Восточного Средиземноморья. Условия ее развития. Храмовая библиотека Угарита. Литература народов Палестины. Формирование Библии. Ее структура. Основные редакции Библии. Основные источники Библии.

Литература древнего Ирана. Авеста как выдающийся литературный памятник ираноязычных народов. Структура и содержание Авесты как литературного произведения.



Литература народов древней Индии. Ведийские тексты. Основные жанры. Драматургия в древней Индии.

Литература древнего Китая. Этапы развития и основные жанры.

Древневосточная наука. Источник и условия развития науки. Накапливание знаний. Математические знания. Развитие астрономии. Медицина. Географические и исторические знания. Развитие права. Правовые памятники древности.

Древневосточная религия. Роль религии в развитии древневосточных государств. Основные этапы формирования религиозных воззрений древневосточных народов и их особенности. Остатки первобытных верований. Общинные культы. Формирование пантеонов. Обрядовая сторона. Жречество и его роль. Обожествление правителей

Древнеегипетская религия и ее особенности. Религия народов древней Месопотамии. Исторический путь хеттской религиозной системы. Особенности формирования религиозных верований у народов Восточного Средиземноморья. Историческое значение иудаизма. Религия древних иранцев. Терминологический аспект вопроса названия религии. Проблема дуализма. Этика. Место и роль культа Митры. Религия народов древней Индии. Религия Мохенджо-Даро и Харапппы. Религия в Ведийский период. Брахманизм. «Неортодоксальные» религиозные течения. Буддизм. Индуизм. Религия древнего Китая. Связь с философскими системами.

Архитектура и изобразительное искусство народов древнего Востока. Основные виды и жанры искусства. Их иерархия. Основные направления развития архитектуры.

Архитектура древних египтян. Культовая архитектура. Гробницы. Храмовая архитектура. Причины развития. Типы храмов. Принципы строительства. Выдающиеся архитектурные сооружения. Гражданская архитектура. Изобразительное искусство древних египтян. Жанры. Формирование основных канонов. Египетский рельеф. Его особенности. Древнеегипетская скульптура. Статуарные типы. Скульптурный портрет. Амарнский период в изобразительном искусстве. Живопись. Выдающиеся произведения древнеегипетского изобразительного искусства.



Архитектура народов древней Месопотамии. Культовая и гражданская архитектура и ее особенности. Изобразительное искусство. Особенности рельефа и выдающиеся образцы. Скульптура. Архитектура и изобразительное искусство древних хеттов.

Архитектура и изобразительное искусство народов Восточного Средиземноморья. Архитектура и изобразительное искусство древнего Ирана.

Архитектура Индской цивилизации. Культовая архитектура эпохи Маурья. Древнеиндийская скульптура.

Особенности культовой и гражданской архитектуры древнего Китая. Прикладное искусство.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Трудно назвать такую область науки, литературы или искусства, в которую средневековый Китай не внёс бы значительный вклад. Его замечательные изобретения и достижения обогатили всё челове-чество.

Именно китай-цы впервые изобрели книгопечатание. Прав-да, обилие иероглифов — в китайском языке их десятки тысяч — ограничило его возмож-ности. За пределами Китая книгопечатание осталось неизвестным и было заново изобре-тено Гутенбергом. Китайцы изобрели порох и огнестрельное оружие, бумажные деньги и компас. Китайские астрономы составили удивительно точный календарь (с погреш-ностью всего 27 секунд в год), знали причины солнечных и лунных затмений и умели их предсказывать.

Китайцы обладали глубокими познания-ми в медицине, истории, географии. В XV в. их флот совершил грандиозное по масштабам плавание к восточному побережью Африки.

Высочайшего расцвета достигла в Китае художественная литература. Золотым веком китайской поэзии называют эпоху Тан, ко-гда творили такие замечательные мастера, как Ли Бо и Ли Фу . Развивался и жанр романа.

Пагода шести гармоний. X-XII вв.

Будда. V в. (сверху), и VII в. (снизу)
Птица на ветке

Китайское искусство развивалось в тес-ном взаимодействии с искусством соседних стран. Вместе с буддизмом пришли из Индии прежде неизвестные в Китае тради-ции храмового зодчества, скульптуры и живописи. Началось сооружение пещерных монастырей с исполинскими (до 15-17 м) статуями Будды.

Среди них «Пещеры тысячи Будд» близ города Дуньхуан, располо-женного на Великом шёлковом пути. С IV по XIV в. вырубались новые пеще-ры, расписывались и украшались статуями Будды. Сейчас здесь около 480 пещер, и они предоставляют редчайшую возможность проследить развитие искусства в одном месте на протяжении более тысячелетия.

В честь буддийских святых сооружались высокие многоярусные башни — пагоды . Тон-кое понимание природы помогало китайцам строить здания в самых живописных местах.

Высочайшего уровня достигло в Китае искусство керамики, резьбы по дереву, камню и слоновой кости. Особенно славился китай-ский фарфор, изобретённый в эпоху Тан.

В Китае говорили, что фарфоровая посуда должна быть «тонкая, как бумага, звонкая, как гонг, гладкая и сияющая, как озеро в солнечный день». Китайцы ревниво берегли секреты производства фарфора, и в Европе его научились изготавливать лишь в XVIII в. Материал с сайта

Путники в горах. Ли Чжаодао. VII-VIII вв.

В эпоху Тан главным видом искусства в Китае стала живопись. Обычно рисовали на длинных свитках, чаще всего разворачивав-шихся горизонтально. Такая форма помогала показать мир во всём его многообразии. Неред-ко свитки содержали и стихотворные тексты, являя собой единство живописи, поэзии и высочайшего искусства каллиграфии.

Китайские художники очень любили пейза-жи — картины природы. Каждая картина включала в себя весь мир, прекрасный и гармоничный. Жанр пейзажа именовался в Китае «горы и воды », и не только потому, что они всегда присутствовали на свитках. Гора олицетворяла светлые, активные, мужест-венные силы природы, вода же связывалась с тёмным, пассивным, женственным на-чалом. Так в названии пейза-жа воплотились представле-ния китайцев о мире.

Культура средневекового Китая оказала огромное воз-действие на все соседние с Китаем страны: Японию, Корею, Монголию и другие.

На этой странице материал по темам:

  • Культура средневекового китая доклад

  • Доклад для презентации китай средневековья

  • Доклад культура средневекового китая

  • Введение

    Тема моего реферата «Культура Китая». Я рассматриваю данную тему на примере Древнего и Средневекового Китая, так как мне хотелось бы проследить, как произошло становление китайской культуры, и как происходило дальнейшее её развитие. Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру, как материальную, так и духовную, а в бурную эпоху Средневековья многовековые традиции великой китайской культуры не только не были прерваны, но, наоборот, обогатились новым содержанием. Тема достаточно актуальна, потому что Китай-это самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Именно поэтому мне будет очень интересно рассмотреть культуру Китая.

    1. Культура Древнего Китая

    Философско-религиозные системы Китая

    Древнейшие культуры

    Жители Древнего Китаясоздали очень интересную культуру. Они считали, что жизнь-это творение божественной, сверхъестественной силы. Всё в мире находится в движении и постоянно изменяется в результате столкновения двух противоположных космических сил-Света и Тьмы.

    В этот древнейший период китайцам так же, как и другим народам, был свойствен культ природы : они поклонялись духам земли, рек, солнца, луны, дождя, ветра. Одним из наиболее важных был сопровождаемый человеческими жертвами культ священных гор. Этим духам молились, обращались со всевозможными просьбами. Среди них выделялось главное верховное божество, стоящее над всеми духами и над душами умерших людей.

    Очень силён был также культ предков. В основе его лежало представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить и более того-она может вмешиваться в дела живых. Китайцы верили, что душа умершего сохраняет все свои прежние привычки и наклонности, поэтому вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, в могилу клали окружавшие его при жизни предметы утвари, драгоценности, оружие.

    Несколько позднее появилось обожествление царской власти.

    Царь был признан сыном Неба, т. е. представителем бога на земле. Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только верховное божество.

    В середине I тыс. до н.э. в Китае зародились основные идеологические направления, которые впоследствии трансформировались в философско-религиозные системы. Это были даосизм, монизм и конфуцианство. К этим исконно китайским учениям добавились буддизм, первоначально возникший в Индии, но вскоре распространившийся в Поднебесной -таково название страны в древности. Эти учения сыграли огромную роль в истории Китая.

    Даосизм

    Даосизм возник на рубеже VI -V вв. до н.э. Его основателем был мудрец Лао-цзы, автор знаменитой «Книги о Дао и дэ». Главное в этом труде дао, что буквально означает путь. Дао вечно единое, неизменное, непреходящее. Оно корень всего, мать всех вещей. Лао-цзы утверждал, что человек, будучи не в силах изменить естественный порядок вещей должен предоставить вещам развиваться самим по себе. Поэтому удел человека-пассивное созерцание естественного хода событий и стремление постичь дао. Итак, сторонники даосизма проповедовали отказ от активных действий и выдвигали теорию недеяния. Эта теория - основной принцип даосизма. Дао – источниквсего существующего в мире-духовное начало. Дао, будучи непознанным до конца, утверждали древние даосы, материализуется в дэ-достинство человека.

    Центральная проблема доктрины даосизма-учение о бессмертии . Даосы создали своё учение о бессмертии исходя из веры в физическое бессмертие через бесконечное продление жизни. Учение Лао-цзы и его ближайших последователей (в частности, Чжуан-цзы) принято обозначать как философский даосизм.

    В начале нашей эры на базе философского даосизма возник религиозный даосизм. Его основу составило понятие абсолютного дао, суть которого сводилась к следующему утверждению: жизнь-это иллюзия, а смерть- это возвращение к дао-истинному бытию бессмертной души. В дальнейшем даоская «наука о бессмертии» стала смесью шаманства, колдовства, астрологии и демонологии.

    Религиозный даосизм, как и философский, проповедовал пассивность как принцип жизни.

    Конфуцианство

    Примерно в те же времена, на рубеже VI -V вв. до н.э., в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система-конфуцианство . Её основателем был проповедник Кун-цзы , известный в европейской транскрипции как Конфуций (Учитель Кун).

    Конфуций считал, что основные добродетели человека-верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием,звучала так: «Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни.». Конфуций говорил о необходимости нравственного авторитета правительства: «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».

    Вся полнота власти в стране, по мнению Конфуция, должна принадлежать императору-«сыну неба». Император-отец народа, а народ-его дети.

    Конфуций опирался на культ предков и утверждал, что посмертная слава ушедших сулит возвышение их живым потомкам. Он считал необходимым сохранять исконные устои общества, соблюдать старинные обряды.

    Конфуций не проявил особого интереса к философским проблемам бытия. Его учение-это прежде всего свод правил, моральных установок, в основе которых лежала идеализация древности, идея о необходимости соблюдения установившихся норм жизни и культ повиновения старшим по возрасту и должности.

    С течением времени конфуцианство из господствующей идеологии превращается в важнейшую государственную религию. В III в до н.э. Конфуций был канонизирован, его личность окружается ореолом святости, в честь его строятся храмы. На основе его учения и древних религиозных верований возникает конфуцианство как религиозная система. Во II -I вв. до н.э. она становится государственной религией Китая. Эта религия освещала идею тотального господства и подчинения.

    Моизм

    В V в. до н.э. в идеологическую и религиозную борьбу включилась ещё одна школа, одна из тех ста философских школ, которые, как уверяет китайская традиция, существовали тогда в стране. Речь идёт о школе моистов. Название этой школы произошло от имени её основателя Мо Ди, или учителя Мо. Моисты выступали против важнейших положений конфуцианства.

    Мо ди выдвинул свою программу переустройства общества на традиционном принципе «всеобщей любви и взаимной пользы». Он предложил выдвигать на руководящие должности мудрых людей из народа независимо от их происхождения и формировать аппарат управления исходя из личных качеств человека. Идеи моистов подвергались критике со сторон других школ, прежде всего конфуцианства, а сами моисты-преследованиям и гонениям.

    Буддизм

    На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм, возникший в Индии В VI в. до н.э. Согласно буддизму, жизнь есть цепь бесконечных перерождений, при этом всегда оставаясь злом и страданием. Выход буддисты видели в пассивности, в отказе от радостей жизни, подавлении всех желаний, которые и приводят к страданиям. Дух вечен, полагали буддисты, материя же имеет начало и конец. Материальный мир существует самостоятельно, это лишь проявления мистического духа.

    К VI в. н.э. буддийская церковь в Китае становится большой экономической, политической и религиозной силой, мощной церковной организацией.

    Характерно, что все религиозные системы Китая имели много общего: всем им был присущ культ послушания, почитания старших и предков, идеи «недеяния»-пассивного, созерцательного отношения к действительности. Эти идеи определяли образ жизни китайцев, их национальную психологию.

    Развитие науки, литературы и искусства

    Наука

    Что же было сделано китайцами в области точных и технических наук?

    Математика зародилась в Китае в глубокой древности. За несколько сот лет до новой эры китайские математики написали сочинения о расчётах при помощи шеста, стоящего в круге. С V в. до н.э. китайцы знали свойства прямоугольного треугольника, в I в. н.э. был создан знаменитый трактат «Математика в девяти главах», суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков. Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел, они знали действия с обыкновенными дробями, которые умели сокращать, решали задачи на проценты, знали арифметическую прогрессию, составляли системы уравнений.

    Развивалась астрономия. Уже во II тыс. до н.э. древние жители Китая делили год на 12 месяцев, месяц-на четыре недели. С V в. до н.э. они вели регулярные астрономические наблюдения и дали названия 28 созвездиям, которые к тому времени они выделили из множества звёзд. В IV в. до н.э. ими был составлен первый в мировой истории звёздный каталог на 800 светил. Тогда же ими были написаны две самые первые книги по астрономии, впоследствии сведённые в одно сочинение. В этих книгах имелись карты звёздного неба , составленные впервые астрономом Чжан Хэн , жившим во II в. н.э. Он же впервые создал первый в мире небесный глобус , воспроизводивший движение небесных тел.

    Значительный вклад в мировую медицину внесли китайские врачи. Одним из самых крупных достижений китайских лекарей стало изобретение наркотиков-уже в I тыс. до н.э. их широко применяли в лечебной практике. Самая ранняя из книг о лекарственных средствах была составлена во II в. до н.э. Авторство её приписывают императору Шэнь Нунцу , которого считают основателем китайской фармакологии. Китайские врачи также были лидерами в применении иглоукалывания и прижигания.

    Из технических изобретений следует назвать магнитный прибор-предшественник компаса, который появился на свет в III в. до н.э., водяную мельницу, изобретённую на рубеже новой эры, созданную тогда же водоподъёмную машину-насос, поднимающую воду на поверхность земли. Кроме того, именно китайцами был сконструирован первый в мире сейсмограф.

    Письменность

    Современные представления о жизни Древнего Китая основываются на письменных источниках, многие из которых были составлены в самые разные периоды китайской истории. Известно, что уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма , насчитывавшая более 2000 иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры. Введённое в это время единообразное для всей страны письмо впоследствии и легло в основу современной китайской письменности.

    Развитию языка и письменности способствовал переход от письма на узких бамбуковых дощечках царапающей палочкой к письму не шёлке натуральными красками специальной кисточкой, изобретение которой приписывают Мын Тяню . Великим изобретением было изготовление бумаги , производство которой началось в 105 г. н.э. Её варили из древесной коры, тряпья, конопли. Автором этого крупнейшего в истории человечества открытия был чиновник Цай Лунь . Примерно тогда же была создана тушь.

    Литература

    Древнейшие дошедшие до нас памятники китайской литературы относятся к I тыс. до н.э. Это «Книга песен», содержащая более 300 песен и стихов, а также «Книга перемен».

    Первый поэт, имя которого известно в истории китайской поэзии,-Цюй Юань. Наиболее известными поэтами эпохи Хань были Лу Цзы, Мей Шен, Ян Сюнь, Тао Юань Минь.

    Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня, близкая и понятная простому народу:

    «В мире жизнь человека не имеет корней глубоких.

    Упорхнёт она словно над дорогой лёгкая пыль…

    Я ж хочу одного-чтобы старости не знать,

    Чтоб родные мои собрались под единой крышей,

    Каждый мой сын и внук-все друг другу спешат помочь…»

    Знаменитым поэтом был Сунн Юй . Его лирика была пронизана ощущением радости жизни. Его называют первым в Китае певцом любви и женской красоты.

    Первым известным историком Китая был Сыма Цянь, автор «Исторических записок» . Сыма Цянь считается классиком китайской прозы: он создал блестящую галерею художественных образов, давал точные и меткие характеристики своим персонажам.

    Почётное место в библиотеках занимали также труды историка Бань Гу. Его «История» охватывает более чем 230-летний период, повествование доводится до рубежа новой эры. «История» Бань Гу так же, как и труды Сыма Цяня, становится своеобразным стандартом исторических сочинений.

    Живопись. Скульптура. Прикладные искусства.

    Архитектура.

    На первые века нашей эры приходится и расцвет живописи и ваяния, который многие исследователи связывают с буддизмом: в буддийских храмах помещалось множество статуй различных божеств и святых. Особенно развиты живопись тушью на бумаге, шёлке, а также искусство фресок.

    Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных резьбой; уже во II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости. Совершенствовалась художественная керамика, тем самым подготовляя почву для производства в IV в. н.э. фарфора. Великолепны также и разнообразные лаковые изделия.

    Интересна и необычна архитектура Китая. Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два-три и более этажей с многоярусной крышей. Типичным было здание, состоящее из опор в виде деревянных столбов, с черепичной крышей, которая имела поднятые вверх края и чётко обозначенный карниз,-пагода. Самыми известными являются пагода Сун-юэ-сы в Хэнани, «Большая пагода диких гусей» в Сиане.

    В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцов, один из которых был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек.

    Музыка

    На рубеже нашей эры появились трактаты о музыке, наиболее известным из которых был трактат «Юэцзи». В нём отражены представления китайцев о музыке.

    Уже в I тыс. до н.э. шёл процесс формирования слоя профессиональных музыкантов-важнейший этап в развитии музыкальной культуры любой страны. Во II в. до н.э. была создана придворная музыкальная палата Юэфу , в задачи которой входили специальная подготовка музыкантов, а также организация музыкального сопровождения всех церемониалов. Каждый император Китая содержал при дворе штат музыкантов и танцовщиц. Придворная музыкальная палата не только обучала музыкантов и танцоров, но и осуществляла строгое наблюдение за исполнением песенной и танцевальной музыки и руководство тею. Таким образом, даже эта сфера культуры, менее других поддающаяся регламентации, была в Китае регламентирована и подвластна государству.

    Концепция счастья в старом Китае

    В китайской культуре в целом отразилось отношение китайцев к жизни и их концепция счастья : они считали, что реальная жизнь-это и есть по сути единственная жизнь, которую следует ценить и которую надо устроить как можно лучше, в соответствии с великими заповедями мудрецов древности.

    Теоретически счастье доступно каждому, а практически-очень немногим и является наградой за терпенье, труд, рвение, способности, важнейшей из которых была способность соответствовать своей социальной роли. Если же судьба не была щедрой к человеку, его учили довольствоваться малым, наслаждаться тем, что у него есть.

    Символом счастья в Древнем Китае была летучая мышь, прежде всего из-за созвучия её названия (фу). Пять летучих мышей означали много счастливых благ, прежде всего долголетие, богатство, здоровье, благонравие и естественную смерть.

    1. Культура Средневекового Китая

    Эпоха Раннего Средневековья

    Эпоха политической раздробленности, открывающая историю Средневекового Китая, не прервала традицию культурного развития страны.

    Вслед за империей Хань, сметённой народными восстаниям «жёлтых повязок», наступила эпоха Троецарствия (220-280): образовались три самостоятельных государства-Вэй, Шу и У. Противоборство трёх царств завершилось победой правопреемницы Вэй-империи Цзинь (280-316). Разложение имперского порядка сделало Китай лёгкой добычей кочевых племён. Под их натиском китайцы бежали на юг, за реку Янцзы. Так произошло разделение страны на северную и южную части. Это обособление стало одним из ключевых моментов истории и культуры Китая III -VI вв.

    Религия

    Политическая ситуация отразилась на духовном строе эпохи и породила такие явления, как религиозный даосизм и чань-буддизм. Даосизм был тесно связан с мистическими сектами. Возглавлявшие их священники притязали на обладание ниспосланных им лично с Неба откровений.

    Буддизм в Китае быстро приспособился к национальным традициям. Буддизм утверждался здесь сначала в форме учения Нагарджуны, а затем в мистической разновидности учения Бодхидхармы. Со временем буддизм нашёл некое уникальное соотношение с даосизмом, а позже с конфуцианством, что позволило ему органически войти в плоть и кровь китайской культуры.

    В середине VI в. индийским проповедником Бодхидхармой была основана школа чань, что значит созерцание, медитация. Будучи наиболее китаизированной формой буддизма, школа чань оказала большое влияние на национальное искусство.

    Литература

    Литература в Китае издревле занимала уникальное по значимости место. Ведущее место в китайской классическойлитературе занимала поэзия, её же основу составляла лирика, сущность которой китайцы усматривали в выражении чувств.

    Событием в истории китайской поэзии было рождение пятисловного стиха-фу, который пришёл на смену четырёхсловному. Пятый иероглиф приблизил поэтический язык к разговорной речи, народной песне, из которой он развился. «Золотой век» фу начался с Кун Жуна (153-208) и Цао Чжи (192-232).

    Следующий шаг в развитии пятисловных стихов сделали семь друзей литераторов-«Семь мудрых из бамбуковой рощи». Они положили начало поэтическому профессионализму в Китае.

    IV столетие проходит под знаком господства «Поэзии таинственных речений»- модных среди аристократов стихов на темы даоской философии. Контрастом ей явилось творчество великого национального поэта Китая Тао Юаньмина (356-427). Его стихи утверждают идеал простоты и духовной свободы:

    «Жену я зову, детей мы берём с собою,

    И в добрый к нам день гулять далеко уходим...»

    На V в. приходится расцвет пейзажной лирики («Стихи о горах и водах»). Открыватели её-поэты юга из семейства Се-Се Линьюнь (385-433) и Се Тяо (469-499).

    Китайская проза III -VI вв.продолжала оставаться многожанровой. Ведущими прозаическими жанром эпохи была близкая к поэзии ритмическая философская проза: «Письма о разрыве», трактаты «О долголетии», «Опровержение теории о естественной любви к учению».

    Наиболее популярными в IV -VI вв. стали «Рассказы о событиях в мире» Лю И-цина (403-444), распределённые по рубрикам:дела,язык,правления,поступки.

    Искусство

    Несмотря на явный литературоцентризм культурного развития Раннего Средневековья, многовековые традиции искусства не только не были прерваны, но наоборот обогатились новым содержанием. На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей с многочисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, фресками. Среди прочих выделяются монастыри близ Дуньхуана-Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун.

    В изобразительном искусстве центральное место заняли образы небожителей и юных заступников за человечество. В скульптуре пещерных монастырей преобладали тяжеловесные и статичные, сросшиеся с массой скалы колоссальные статуи Будды.

    На юге страны получил развитие не связанный с буддийской тематикой тип иллюстрированной повести на горизонтальных свитках . Они выполнялись тушью и минеральными красками, по средствам же выразительности, разнообразию линейного штриха явно сближались с искусством каллиграфии. От V в. дошёл до нас самый древний сохранившейся целиком трактат о живописи, духовном назначении искусства и эстетических норм «Шесть правил живописи». Его автор Се Хэ (ок. 500) оказал основополагающее влияние на теорию изобразительного искусства Китая.

    Эпоха Классического Средневековья

    Эпоха Классического Средневековья (VII -XII вв.) начинается правлением династии Тан (618-907). После падения Танской династии и нескольких десятилетий междуцарствия (907-960) к власти пришла династия Сун (960-1275).

    Музыка

    Эпохи Тан и Сун отмечены необычайным взлётом всех видов искусств, находившихся под покровительством правящих династий. В VIII в. было открыто пять специальных учебных заведений, в том числе Придворная школа и консерватория «Грушевый сад». С X в. в Нанкине действовала императорская Академия живописи . В XII в. при кайфэнском дворе был организован музей-хранилище более 6000 произведений живописи и каллиграфии.

    В танскую эпоху придворная музыка была представлена двумя жанрами: музыкой на открытом воздухе и музыкой, исполнявшейся в помещении. В IX -X вв. в городах получили распространение песенные сказы и декламация под музыку отрывков из буддийских канонических книг.

    В эпоху Сун популярными становятся зрелищные искусства: разыгрывавшиеся в балаганах песенные сказы с инструментальным сопровождением, многочастные драмы, южные музыкальные драмы.

    Скульптура

    С приходом в Китай буддизма получает развитие скульптура. Её изготавливали из дерева, камня, лёссовой глины, чугуна, бронзы. Китайских мастеров отличала техника литья. Самая ранняя буддийская скульптура представлена рельефами и изваяниями пещерных монастырей. Самой известной является высеченная в VII в. в скалах Лунмэня 17-метровая статуя Будды Вайрочаны (владыки Космоса). Скульптурная композиция «Бодхисатва и Ананда» пещерного буддийского храма Цяньфодун(VIII в.) выполнена из лёссовой глины и раскрашена.

    Больших успехов достигли танские и сунские мастера в погребальной пластике. В погребения знатных людей клались небольшие красочные статуэтки из поливной керамики: боевые кони в пылу сражения, согбенный раб, учёный, погружённый в раздумья, или грациозная танцовщица. С угасанием буддийских монастырей скульптура всё более уступала место живописи, расцвет которой приходится на сунское время.

    Живопись. Каллиграфия

    Китайская живопись, как и музыка, необыкновенно привлекательна, однако для европейского сознания она сложна. Главное для китайского художника-не то, что нарисовано, а то, что сокрыто за видимым. Произведения традиционной китайской живописи основывались на соединении живописных и графических приёмов.

    В союзе с живописью, а также и как самостоятельный вид искусства выступала каллиграфия-шуфа . В Средневековье выделились четыре основных стиля шуфа: деловое письмо волнистыми неровными линиями; уставное письмо с уравновешенностью всех элементов иероглифа; стиль, переходный от уставного к скорописному; скоропись со стремительным движением линий, тяготевших к безотрывности.

    Во второй половине XI в. (1074) появилась наиболее важная работа Го Жо-сюя по истории искусства эпохи Сунн-«Записки о живописи: что видел и слышал». Он был автором аристократической концепции живописи.

    В VII -VIII вв. главными сюжетами живописи были образы буддийского рая, изображениями которого покрывались стены пещерных монастырей. В народной среде популярным становился лубок-новогодние картинки , изображающие персонажей народной и даоской мифологии.

    Иконография высшего божества народной религии-Нефритового императора сложилась около X в. В народных лубках он изображался на троне в царском головном уборе и халате, расшитом драконами, с нефритовой дощечкой в руках, символом закона и справедливого суда.

    В IX -X вв., когда преимущественное развитие получила монохромная живопись, оформились три ведущих жанра: живопись людей, пейзажная живопись и цветы-птицы. Ведущим жанром стал жанр-цветы-птицы. Размещённые на чистом фоне свободные композиции цветов, птиц, растений, плодов, насекомых в сопровождении каллиграфических надписей отражали даосско-буддийские представления о дуальности сил Вселенной. Особое место занимало изображение так называемых «четырёх благородных» растений: орхидеи, дикой сливы мэйхуа, бамбука и хризантемы. Так, мэйхуа символизировала благородство, чистоту и стойкость. В одном их трактатов по живописи о ней сказано так:

    «Небольшие цветы, и нет изобилия их-это изящество. Тонкий ствол, а не толстый-вот утончённость. В возрасте не особенно юном-вот элегантность.Цветы полуоткрыты, а не полное цветение-в этом изысканность.»

    Эпоха Мин. Зрелое Средневековье.

    В правление династии Мин ( 1368-1644) Китай снова стал самостоятельной державой, пережившей период интенсивного обновления и духовного развития. Минский Китай родился в горниле великой крестьянской войны против монгольских завоевателей, которую возглавил крестьянский сын и бывший монах Чжу Юаньчжан .

    Минская держава занимала всю территорию так называемого внутреннего Китая, то есть в пределах Великой стены. Особенно выделялся уровнем культурного и экономического развития район нижнего течения Янцзы. Его по праву считают Китаем в миниатюре.

    Религия. Идеология.

    Возрождая имперские традиции, минские правители неизбежно вынуждены были обратиться к конфуцианству, которое и заняло господствовавшее положение, обогатившись некоторыми элементами даосизма и буддизма. Согласно этой доктрине империя представлялась земным проявлением небесного, космического порядка, в котором сходятся божественное и человеческое. В Китае нарастал деспотический характер императорской власти. Правители считали своим долгом держать умы подданных под неусыпным контролем и одновременно поощряли академическую декоративную учёность.

    В конце XVI в. впервые в истории Китая были введены наказания для тех, кто на экзаменах посмел бы толковать каноны в противоречии официальным комментариям. В 1373 г. в каждой административной области империи было разрешено иметь по одному буддийскому и одному даоскому храму. В XVI в. подверглись репрессиям проповедники синкретизма «трёх религий» и разного рода нонконформистские мыслители. При этом в эпоху Мин многочисленными и популярными оставались локальные народные культы и религиозные секты.

    Литература

    Выдающимся событием литературной жизни эпохи Мин было появление крупной повествовательной формы-героической эпопеи и романа . Героическая эпопея представляла собой сплав народного и авторского творчества. В основе первых книжных эпопей («Троецарствие» и «Речные заводи»)- народные сказы, элементы драматургии, историографии. По сравнению с ними эпопея второй половины XVI в. «Путешествие на Запад» была больше проникнута личным авторским началом. Первым крупномасштабным произведением, основанном всецело на авторском творчестве, было «Плавание Трижды Праведного по Индийскому океану» Ло Маодэна (конец XVI в.).

    В эпоху Мин продолжалось развитие драматургии. Крупным драматургом был Сюй Вэй (1521-1593). Наибольшей известностью пользовался его цикл пьес под названием «Четырёхголосная обезьяна», одной из которых была «Мулань», посвящённая знаменитой героине китайского фольклора.

    С конца XV в. наблюдается расцвет большого южного театрального представления, ориентированного исключительно на южные мелодии. Среди наиболее известных драматургов этого направления был Тан Сяньцзу (1550-1616). Самая знаменитая из его пьес- «Пионовая беседка» (1598).

    Архитектура. Искусство

    В эпоху Мин, когда Китай снова самостоятельной державой, интенсивно развивалось градостроительство. За короткий срок отстроили императорские резиденции в северной (Пекин) и южной (Нанкин) столицах.

    В Пекине был построен императорский дворцовый комплекс, оказавший влияние на градостроительство последующих веков,-«Запретный город» площадью более 17 кв. км.

    Главный пекинский Храм Неба (1420-1530), алтарь которого служил местом вознесения императором молитв Небу и Земле, был построен в соответствии с космогоническими представлениями китайцев.

    Мощь минской архитектуры наиболее зримо проявила себя в ансамбле тринадцати царских погребений XV -XVII вв. в пригородах обеих столиц. Эти комплексы включали храмы, башни, подземные дворцы, поражавшую воображение «Аллею духов» со скульптурами воинов, чиновников, мифических и реальных животных.

    Возрождению живописных традиций в Китае эпохи Мин способствовало новое открытие придворной Академии живописи на рубеже 20-30-х г.г. XV в.

    Для её художников была характерна ориентация на сунские традиции и прежде всего жанр «цветов-птиц».

    Расцвет получила повествовательная живопись . Живописцы этого направления создали увлекательный и поэтичный тип свитков-повестей . С XV в. широко распространились погребальные портреты . Их создавали после смерти и использовали в ритуальных целях.

    Независимо от двора художники преимущественно работали в жанре пейзажа. В Китае утвердилась живопись пейзажей «в манере древних мастеров». Образцы таких пейзажей заполняли страницы появившегося в XVII в. классического руководства по искусству живописи-«Слова о живописи из Сада с горчичное зерно».

    Лучшие достижения живописи XVII в. связаны с именами художников, порвавших с условностями академической традиции и творчески развивавших свободную порывистую манеру письма и экспрессивную интерпретацию природы. Для Сюй Вэя, ведущего пейзажиста XVI в., характерно обращение к красоте и логике строения видимых случайными природных форм. В жизни эти художники были монахами или бедными скитальцами. Один из них, Гунн Сянь, прославил своё имя необычным пейзажем-«Тысяча пиков, миллион ущелий» (ок. 1670).

    Минская эпоха отмечена расцветом декоративно-прикладного искусства. В котором всё более проявлялись фольклорные начала. Появились новые образцы вещей: чайник для заварки чая, стулья, кресла, высокие столы. В изготовлении мебели новую жизнь обретает древняя традиция многослойных лаков. С середины XV в. начинают создаваться фарфоровые изделия с кобальтовой подглазурной росписью. Пышностью и многозначной символикой отличались церемониальные одежды минских императоров. Цвет императорского халата, тёмный сверху и жёлтый снизу, символизировал Неба и Земли. Выдающиеся произведения прикладного искусства, императорские халаты расшивались строго каноничными знаками высшей власти, соответствующими ритуалу жертвоприношения. Традиция различала 12 основных знаков державной власти, располагавшихся вертикально, по порядку старшинства.

    Заключение

    Рассмотрев тему «Культура Китая», я проследила, как происходило зарождение китайской культуры, и как впоследствии шло её развитие.

    Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней конфуцианства и даосизма, а также буддизма, возникшего в Индии. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. Дошли до наших времён и такие литературные произведения, как «Книга песен» и «Книга перемен». В Древнем Китае знали более 20 музыкальных инструментов. Получило развитие театральное искусство, акробатика, театр кукол и теней.

    Китайская средневековая культура, начавшаяся троецарствия претерпела ряд существенных изменений и подошла к пределу своего развития, завершению традиции в эпоху Мин. Китайские мастера достигли поразительного мастерства показывать своё искусство, скрывая его.

    Жители Древнего Китая создали интересную культуру, оказавшую сильное влияние на культуру других народов Дальнего Востока. Жители же Средневекового Китая развивали эту культуру, внося в неё различные новшества и изменения, тем самым, сделав Китай самой обособленной цивилизацией в мире. Поэтому культура китайского народа внесла значительный вклад и в мировую культуру.

    Литература

    1. Культурология: История мировой культуры./Под ред. проф. А.Н.Марковой.-М.:ЮНИТИ,1998.

    2. История мировых цивилизаций / Хачатурян В.М.-М.:Дрофа,1996.

    3. Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае /Васильев Л.С.-М., 1976.

    4. Энциклопедия символов: Пер. с нем. / Бидерман Г.–М.:Республика,1996.

    5. Культурология. / Под ред. Радугина А.А. -М.: Центр 1996.

    6. История и культура Китая.-М.:Наука, 1976.


    Мировая культура Китая.
    Китай - самая большая из обособленных и самая обособленная из больших цивилизаций. Жители Древнего Китая - одного из первых государств на Земле - создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную.За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры.
    Культура Китая внесла огромный вклад и в мировую культуру. Бурный культурный и технический рост в этой стране начинается как раз с приходом письменности. Изобретение письменности является важнейшим признаком того, что общество вышло из периода варварства и вступило в эпоху цивилизации. Древнейшие китайские надписи дают возможность проследить процесс возникновения и первоначальное развитие иероглифической письменности. Очень важную роль в передаче потомкам древних знаний и культурного опыта сыграло единство письменного языка. Уже в древности китайцы вели непрерывные поиски усовершенствования письменных средств. Если в начале 2 тыс. до н.э. записи делались на костях животных и на стенках брозовых сосудов, где знаки закреплялись путём выжигания и плавки, то в начале 1-го тыс. до н.э. их сменили бамбуковые пластинки, на которых письмена выводили остриём палочки, окрашенной лаком.
    Для передачи всего богатства китайского языка применялись знаки (иероглифы), фиксирующие те или иные единицы языка. Подавляющее большинство знаков представляло собой идеограммы – изображения предметов или сочетания изображений, передающих более сложные понятия. Но число применявшихся иероглифов было недостаточно. В китайском письме каждое односложное слово должно было выражаться отдельным иероглифом, и даже многочисленные омофоны - сходно звучащие слова - однослоги - в зависимости от их смысла изображаются разными иероглифами. Теперь число знаков было пополнено, с тем, чтобы учесть и более редкие понятия, и доведено до 18 тыс., знаки были строго классифицированы
    Искусство и политика Китая.
    Искусство средневекового Китая занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Китае в 4-5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Китайские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Китай обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой философии, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Китае, как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства. Однако многие виды китайского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Китая, которые уже в пору раннего средневековья были крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Китая с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Китая выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах китайского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, китайские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Китая поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую китайскую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.
    На разных этапах древности Китайцами было сделанно множество важнейших естественнонаучных и технических открытий, имевших для своего времени общемировое значение. Среди них можно упомянуть вычисление движения светил и комет, составление медицинских энциклопедий, изобретение компоса и сейсмографа, механических часов и пораха. Уже в V в. до н.э древние китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника, в 1 в. н.э. был создан трактат "Математика в девяти главах", суммирующий математические знания, накопленные в Китае за несколько веков.
    Китайские учёные впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел.
    Изобретение способа изготовления фарфора позволило на долгие столетия, пока его не изобрели русские ученые, монополизировать рынок этих изделий, распространяя на весь мир своеобразную культуру Китая в рисунках и орнаментах керамических изделий. Правления многих императорских династий отразилось строительством сотен храмов и Великой Китайской Стены, сохранившейся до сих пор.
    Китайцы достигли небывалого совершенства в поэзии, пейзажной живописи и керамике. Фарфор тоже был изобретен в Китае, и вплоть до XVIII в. его секрет не давался европейским мастерам. На рубеже нашей эры Китайцы изобрели тушь и бумагу, которую изготовляли из трепья и коры. С изобретением бумаги в жизни китайского народа связаны важные сдвиги. Благодаря бумаге поэты, философы, зодчие и каллиграфы смогли широко передавать своим потомкам веками накопленный опыт.
    История Древнего Китая богата событиями. Огромный и неоднородный древний этап разделяется историками на несколько отрезков – важнейших вех - в развитии культуры одной из древнейших цивилизаций мира: от зарождения первобытного строя до возникновения классов и сложения государства во 2-м тыс. до н.э., от образования многих мелких царств в 1-м тыс. до н.э. до формирования крупных рабовладельческих империй в 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. «Одним из самых оригинальных достижений китайской политической культуры было убеждение, что на государственную службу следует отбирать не по знатности происхождения, а по личным способностям, и что делать это лучше всего посредством экзаменационных испытаний. Эта идея зародилась еще в эпоху Борющихся Царств (V-III вв. до н.э.), но понадобилось целое тысячелетие для того, чтобы сопутствующие ей институты пустили прочные корни в китайском обществе».
    В середине девятнадцатого века Китай сделался мишенью агрессивной политики европейских государств.
    Торговля и ремесленное производство .
    Китай – родина множества открытий, распространившихся впоследствии на весь мир. Распространение железа, его применение в пахотных орудиях, использование в земледелии тяглового скота и искусственного орошения привели к изменению общества. Оно было разделено на пять рангов, которые определяли и уровень достатка, и качество жилища, одежды, пищи (простолюдин не имел права есть мясо); имелись различий даже В языке людей. В середине 1-го тыс. до н. э. эта система распадается в связи с возможностью продажи земли: появились "знатные, но бедные" и богатые представители низших слоев общества. Этому способствовало оживление торговли и ремесленного производства.
    Медицина Китая.
    Наряду с искусством, архитектурой и изобретениями, древние китайцы открыли чудеса растительных лекарственных средств. Древние китайцы обнаружили, что некоторые продукты питания обладают специфическими свойствами и способны облегчить или даже избавить от определённых заболеваний. Это открытие обозначило собой начало использования растительных лекарственных средств.
    Более 2.000 лет назад был написан Канон медицины Жёлтого Императора, первая медицинская книга в Китае.
    Эта книга является первым обширным и всеобъемлющим классическим изданием по медицине в Китае, а возможно во всём мире. Доктора расценивают её сегодня как формальный образец современной китайской медицины. По всему миру осознали ценность традиционной медицины. Практика использования китайской медицины широко используется в большинстве европейских стран и Соединённых Штатах, она признана законной практически во всех странах.
    Бумажные деньги.
    Бумажные деньги - важнейший вклад китайской цивилизации в мировую культуру, наряду с созданием бумаги и книгопечатания при помощи ксилографических клише. Способ их производства соединил в себе оба эти открытия. Марко Поло, который ухитрился не заметить в Китае иероглифическую письменность и Великую китайскую стену, был потрясен бумажными деньгами и подробно рассказал о процессе их изготовления, способе использования и ценности. «Летающая валюта» появилась при династии Тан в 800-е годы н. э., когда правительство резонно рассудило, что возить металлические монеты на дальние расстояния трудно, и стало платить местным купцам специально отпечатанными денежными сертификатами, которые можно было обменять на «твердую» валюту в столице. Купцы быстро осознали удобство нововведения и стали использовать их в расчетах как средство платежа. На этих деньгах рисовали людей, дома, деревья чиновники наносили на них разноцветными чернилами свои подписи и проставляли печати. Благодаря развитости типографского дела банковские билеты тщательно защищали, а за их подделку карали смертной казнью. На Запад бумажные деньги попали, после того как монголы в 1291 году напечатали в Иране банкноты в китайском стиле, что немедленно привело к инфляции. Кроме того, их могли завезти в Европу путешественники, возвращавшиеся домой из Китая во времена монгольской династии Юань (1280-1368 годы).
    Военная наука и изучение проблем генезиса.
    В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н.э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий. А спустя три года когда умер Ши-Хуанди (209 г. до н. э.). Китайская цивилизация вступила в период зрелости, а военные походы расширили власть империи далеко на юг, до Тонкинского залива. В результате ряда войн Китаю были навязаны договоры на неравноправных условиях.
    В девятнадцатом веке страна была поделена на сферы влияния США, Франции и Великобритании, которые помогли Цинам подавить крестьянскую войну тайпинов (1850 – 1864 гг.).
    Древнекитайский вариант становления государственности завершает собой ряд политических образований и социально- цивилизационных феноменов, складывавшихся на Востоке в глубокой древности.
    Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что и последующие кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связанны, по меньшей мере, частично, с инфильтрациями извне. Речь идёт не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными. Хорошо известно, что преобладающим расовым типом на древнекитайской равнине издревле были монголоиды (вкрапления европеоидно - австралоидных расовых типов единичны), и именно это весьма существенно отличает древнекитайский очаг цивилизации от всех остальных, по крайней мере, в Старом Свете. Но, не смотря на это, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культуры Яншао в неолит черно - серой керамики луншаньско-луншаноидного типа, для которого были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и иные нововведения, к тому времени (2 тысячелетие до н.э.) уже хорошо известны к западу от Китая, так и при переходе от неолита к эпохе бронзы.
    Даосизм.
    Первое учение – даосизм – основано на представлении о наличии особого пути для каждого человека – пути Дао. Суть его сводится к следующему. Природа, Вселенная и Человек едины и все процессы, происходящие в природе, происходят без вмешательства человека. Точно также и жизнь человеческая – принцип недействия, созерцательности и пассивности является ведущим в жизни. Философия Дао оказала большое влияние на культуру Китая, способствуя формированию целых культурных направлений в живописи, в архитектуре и даже в политике. Так, одним из представлений политической элиты начала нового тысячелетия был принцип невмешательства в жизнь государства – пассивность и созерцательность сами приведут к правильным решениям. Вспомните хотя бы основной символ даосизма, являющимся, по праву, одним из исторических наследий культуры Китая – это круг, состоящий из черной и белой половины – инь и янь, в каждой из которых присутствует часть противоположной половины. Второе философское (трудно назвать все три учения религиозными) направление в Китае – это конфуцианство. Его основателем был Конфуций также в середине первого тысячелетия до нашей эры. В культуре Китая Конфуций занимает одно из ведущих и почетных мест, так как оказал на нее непосредственное влияние. Основными учениями Конфуция были не вера в загробный мир, а сборник наставлений о жизни и действиях человека в тех или иных ситуациях.
    Заключение.
    Но каковой бы ни была культура Китая, сегодня она является достоянием общемировой культуры, как, впрочем, и любая другая национальная культура. Приглашая ежегодно к себе миллионов туристов, эта страна охотно делится с ними своими культурными5 достопримечательностями, рассказывая о своем богатом прошлом и предлагая массу возможностей для путешествия.
    Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.
    В общих чертах как будет развиваться в новом XXI веке китайская культура, каким принципам она будет следовать в общем потоке развития с культурой различных стран мира, каковы стратегический выбор и основные исходные позиции китайского правительства.
    Китай, строя свои планы на новый век, большое внимание уделяет координированному развитию экономики, политики, культуры и общества, а также отношений человека и природы. Культурному строительству отводится все более важное место. Правительство Китая в кануне нового века уделяло культурному строительству пристальное внимание и сделало его составной частью фундаментальной программы развития страны, твердо придерживаясь курса на одновременное развитие материальной и духовной культуры и считая, что без расцвета и прогресса культуры, без гармоничного развития человека и природы невозможно добиться всестороннего развития и прогресса общества. В Китае сейчас осуществляется стратегия великого освоения западных районов. Эта работа имеет глубокое и далеко идущее значение для будущего страны.
    Мир богат и красочен, и в культуре должна быть своя специфика. Можно утверждать, что без национальных особенностей культуры не было бы многообразия в мировой культуре. Чем более культура носит национальный характер, тем в большей мере она принадлежит всему миру. Каждая национальность в мире имеет присущие ей специфическую культуру и традиции, это и порождает многообразие мировой культуры, создает условия для жизни нации и ее продления и вместе с тем является основой развития мировой культуры.
    Можно предположить, что судьбу китайской цивилизации теперь будут определять не идеологии сами по себе, как бы ни были они изощренны и как бы ни была сильна пропагандистская и репрессивная машина государства, стремящегося внедрить их в умы своих подданных. По-видимому, тайна судьбы Китая заключена не в идеях, как таковых, но в самих формах общественной практики, связанных с тем, что именуется традиционной культурой и современностью.
    За три с половиной тысячи лет могучая и самобытная китайская цивилизация внесла неоценимый вклад в историю мирового искусства и культуры, но с началом XX века она стала приходить в упадок под натиском вооруженного новейшей техникой Запада.
    и т.д.................