Легенды Балашихи: смерть Анны Карениной и проклятый цыганский дом. Как живет настоящий цыганский барон (32 фото) Цыганские особняки

Александр Кожохин

Балашиха - самый крупный город Московской области. Он основан в 1830 году, однако эта подмосковная земля хранит и более древние предания. Как и в любом месте с богатой историей, здесь есть свои поверья. Обозреватель «РИАМО в Балашихе» выбрал самые распространенные легенды и узнал у краеведов, в каких из них действительно есть доля правды.

Название города

Сайт гостиницы "Золотой сазан"

По поводу возникновения названия «Балашиха» существует множество версий. Одна из них рассказывает о трактире, который находился недалеко от дороги Владимирки - сейчас это Горьковское шоссе. Дело в том, что слово «балаш» восточного происхождения и переводится как ночлег или гостиница. По другой легенде, город получил название от знатного татарина по имени Балаш, у которого в этих краях были земли.

Комментарий краеведов

На территории современного города, неподалеку от реки Пехорки, когда-то существовала крошечная деревенька, которая называлась Блошино, а потом Блошиха. В ней было всего четыре двора, а жители в основном занимались выращиванием и сбором блошника - набора лекарственных растений, включавшего папоротник, лесную мяту и ряд других.

В 1830 году хозяева мануфактурного товарищества решили в построить на землях Блошихи хлопкопрядильную фабрику, которая работает и по сей день. Сначала ее стали называть «балашинская», но вскоре в народе распространилось сокращенное название «Балашиха». Когда в начале ХХ века в эти места провели железную дорогу, то близлежащую станцию назвали Балашиха.

Обираловка

Город Железнодорожный, который недавно вошел в состав Балашихи, до 1939 года назывался Обираловкой. Говорят, что он получил такое нелестное название из-за постоянных грабежей, которые случались на здешних дорогах, ведущих в Москву.

Комментарий краеведов

В давние времена обширные пространства русской земли соединялись дорогами, по которым двигались конные повозки и обозы. Особенно оживленными были тракты, ведущие к Москве. Торговцы везли свой товар, а разбойники прятались в придорожных оврагах и лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей. Чаще всего грабителями оказывались крестьяне из окрестных деревень.

Самое подходящее место для грабежей было на Владимирской и Носовихинской дорогах - это современные Горьковское и Носовихинское шоссе. Дремучий лес над топкими болотами служил надежным убежищем для разбойников. Владимирская дорога шла по опушке леса, и хотя отсюда до Москвы было не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, называли окрестности Обираловкой.

«Водный путь» Екатерины II

Сайт путеводителя Spb.Hi

Имение Троицкое-Кайнарджи, расположенное на территории современного микрорайона Павлино, принадлежало фельдмаршалу Румянцеву-Задунайскому, который командовал войсками в русско-турецкой войне. В честь победы над неприятелем граф устроил в своих владениях торжество, на празднике присутствовала сама императрица Екатерина II, которая, как говорят, приплыла сюда по реке Пехорке.

Комментарий краеведов

Эта красивая легенда впервые появилась в книге Михаила Пыляева «Старая Москва». Вероятно, автору очень хотелось, чтобы праздник в Троицком, посвященный победоносному завершению русско-турецкой войны под командованием Румянцева-Задунайского, был пышным и красивым. Поэтому он придумал и трехдневные гуляния, и прибытие царицы на корабле по Пехорке.

В камер-фурьерском журнале - реальном историческом церемониальном документе, есть запись: «28 октября 1775 года в среду Екатерина II прибыла в 13 часов в Троицкое. Ее встречали сам владелец имения Петр Александрович со своим старшим сыном генерал-поручиком Михаил Петровичем. В свите императрицы были: Прасковья Александровна Брюс, сестра фельдмаршала, граф Григорий Александрович Потемкин, Лев Александрович Нарышкин и еще 9 придворных. Приглашены на празднество были также граф Кирилл Григорьевич Разумовский, князь Александр Михайлович Голицын. Во время прибытия играл оркестр гусарского Белорусского полка. Во дворце состоялся праздничный обед. После обеда Ее Императорское Величество изволила отбыть в Москву».

Кроме того, императрица не могла проплыть по Пехорке на корабле по простой причине: в то время на реке было больше десятка запруд, так как по берегу стояли мельницы.

Смерть Анны Карениной

Некоторые считают, что трагическое завершение жизни героини романа Льва Толстого Анны Карениной - это реальный случай, который произошел на станции Обираловка. В одно время в городе хотели поставить памятник этому литературному персонажу, причем местом для него выбрали платформу на станции Железнодорожная. Именно оттуда, предположительно, и бросилась под поезд Анна Каренина.

Далее мы хотим показать вам цыганский поселок Бузеску, который находится в 80 км от столицы Румынии, Бухареста. В этом небольшом городке с населением всего лишь в 5000 человек можно встретить большое количество роскошных домов, поражающих своей архитектурой и необычными решениями. Некоторые дома удивляют своей странностью, в чем заключается вся эта странность, вы поймете, когда просмотрите данный пост.

Вы видели ограду из нержавеющей стали? Такую, что блестит на фотке?
Цыган, владевший "фирмочкой" по грабежу меди, извлекаемой на европейских железных дорогах, тоже мечтал о такой и воровал, оказывается, ради святого, а именно, домика у себя на родине. Работникам его "фирмы", которые получали по 50 евро за вылазку, дали условный срок, а Дана Жульена, как главаря, приговорили к 4 годам тюрьмы и к 70000 евро штрафа. На оплату этого штрафа должен пойти этот самый дом.

Вот главная улица деревни.

Здесь идет соревнование - у кого дом выше и причудливее, тот и более крут.

По архитектуре видно, что цыгане любят стиль Бель Эпок.

Народ на улицах деревни встречается редко, поскольку большинство населения много времени проводит в Западной Европе на заработках.



Но некоторые обитатели предпочитают античный стиль - с портиками.

Крыши, обитые металлом, соперничают изысканностью форм.

Вот кованная крыша одного из домов на предыдущей фотке крупным планом. Наверное тоже из нержавейки.

Когда дом стоит на окраине деревни, то есть на менее престижном месте, его владелец старается взять этажностью.

Откуда открывается вид на этот типа сказочный городок)))

Среди этих домов много недостроя - их хозяева еще заработали достаточно для их завершения.





Лимузины - составная часть бахвальства обитателей деревни.

О вкусах конечно не спорят.
Хозяева этих домов свои духовные ценности декларируют в декоративном убранстве.





У некоторых домов ограда заканчивается штырями из чистого серебра!

При этом многие члены семей, живущих в этих "виллах" продолжают заниматься традиционной работой и ездить на гужевой повозке.

Этот дом построен по образцу здания суда.

Его хозяин - наркодилер. Когда его судили, он поклялся, что если его не осудят, он построит в Бузеско дом в стиле здания суда.
Как видно, его отмазали.

Цыганские дети обычно учатся мало. Девочки рано выходят замуж, а мальчики приучаются к настоящему "делу".

Но за задворками своей деревни, хозяева помпезных вил не следят.
Те же туалеты на улицах.

И свои прежние домики они также сохраняют. Часто их родные просто не хотят переезжать во "дворцы", поскольку не чувствуют себя там уютно.

Интерьер одного из домов.

Если абстрагироваться от показухи атрибутов духовных ценностей, интерьер этих домов, как и их фасады, тоже подражает виллам из голливудских фильмов.





А вот стиль одежды обитатели Бузеску сохраняют свой, цыганский.

Хозяйка дома хвастается портретом дочери в свадебном платье.

Мужчины же блистают золотом.







А это хоронят вора, погибшего во время кражи проводов в Испании.

На протяжении веков отношение к цыганскому народу было весьма противоречивым, а их образ жизни всегда и у всех вызывал по меньшей мере недоумение и непонимание. В то время как у большинства людей цыгане ассоциируются с ворами и попрошайками, цыганская элита буквально утопает в золоте и богатствах. На сегодняшний день некоторые цыгане продолжают вести кочевой образ жизни, постоянно находясь в дороге, а некоторые выбрали оседлую, стабильную жизнь, что, к слову, совершенно не мешает им неизменно держаться обособленной группой и никоим образом не ассимилироваться с остальным обществом. TravelAsk представляет 20 ярких и красноречивых снимков, которые в полной мере демонстрируют особенности жизни, быта и культуры цыганского народа.

Город Мусорщиков

Цыганский квартал


Когда мусора становится очень много, его убирают.

Цыганские дома

В домах богатых цыган свой стиль.

Резиденция цыганского барона в Молдавии


Местные жители возводят даже копии всемирно известных памятников архитектуры.

Внутренняя отделка домов


Внутреннее убранство дворцов подстать внешнему виду.

Жилище...

А вот такое жилье домом вряд ли можно назвать. Автор фото: Максим Беспалов.

Золотая BMW


Шик цыганских мажоров.

Средство передвижения

А простому цыгану хватает одной лошадиной силы.

Цыганский барон

На золото с цыганских украшений можно было бы кормить сотни простых цыган долгое время.

Цыганский «король» Румынии

Самый влиятельный и уважаемый барон.

«Золотая» молодежь


Жизнь полна роскоши в окружении золота и драгоценностей.

Ромы


Семья цыган разгребает лопатами опилки, которые они используют для отопления дома. Автор фото: Максим Беспалов.

Родители и дети


Мама и дети.

Живем в грязи и без дорог


Добытчик


Шпалы - тоже дрова.

Баронесса

Столько золота не каждая королева может себе позволить. Автор фото: Максим Беспалов.

Типичный представитель цыганской «элиты»

Одежда и украшения должны быть как можно богаче.

Цыганская свадьба


Цыганская свадьба - закрытый обряд. Посторонних на праздник не приглашают.

Цыганская гей-свадьба

Веселье закончилось массовой дракой, из-за пьяного гостя, пожелавшего узнать, что у невесты под юбкой.

Платье невесты


Шикарный наряд из-за большого количества золота весит больше десяти килограмм.

Недавно я рассказывал о том, как живут в Румынии беднейшие цыгане — мы побывали в на окраине Бухареста, зашли в несколько подъездов и квартир и увидели неприкрытую бедность — люди живут по 7-8 человек в однооконных квартирках площадью 12-14 метров и не видят просвета в жизни, перебиваясь эпизодическими заработками.

Однако в далеко не все цыгане в Румынии столь бедны — среди цыган есть свой "средний класс", а также свои миллионеры. Так повелось, что цыганские миллионеры любят селиться в Бузеску — это небольшой городок в 80 километрах к юго-западу от , главная улица которого застроена "дворцами" богатых цыган — между прочим, стоимость каждой постройки составляет от 2 до 30 и более миллионов долларов.

Цыганские дворцы не разбросаны по городу, а сосредоточены на одной улице и нескольких примыкающих улочках. Вид улицы поражает воображение — на небольших участках размером в несколько соток раскинулись огромные коттеджи размером практически в целый участок. Внешний вид дворцов при этом весьма своеобразный — он как нельзя лучше отражает то, что принято называть "цыганским стилем" — в одном здании могут сочетаться самые различные архитекрурные напавления, собранные вместе с одной целью — показать всем, как богат и влиятелен хозяин дома.

Итак, сегодня мы прогуляемся по Бузеску и посмотрим, как выглядят дворцы цыган-миллионеров.

02. Въезжаем в "цыганский квартал" Бузеску — уже в самом начале улицы нас встречает вот такой дворец — по какой-то причине он не закончен, стройка заморожена. Такж вокруг здания нет забора — это говорит о том, что дом нежилой. Далее мы еще увидим нежилые здания, а пока прсто едем дальше.

03. Проезжаем вперед — здесь уже начинаются кварталы обжитых дворцов, построенных достаточно давно. Вообще богатые цыгане стали строить больше дома в Бузеску около 20 лет назад, в середине девяностых годов. Многие богачи, разбогатев еще больше, сносили старые коттеджи и строили новые дома, еще больше и шикарнее прежних.

04. Ни один из "дворцов" не поддается четкому стилистическому определению — чаще всего в каждом здании смешивается от 2 до 10 архитектурных стилей. По принципу "богаче, ярче, вычурнее". Впрочем, что-то общее у всех зданиё всё же есть — все постройки роднят гигантские размеры, а еще цыгане очень любят башенки и открытые балконы-галереи.

05. Башенки встречаются самых разных форм и размеров. Есть, например, вот такие гранёные, очень напоминающие румынскую архитектуру столетней давности:

06. Чаще всего "дворец" занимает целый участок. Если посмотреть сверху, то участок будет выглядеть так — забор, затем полоса отчуждения в 2-4 метра за забором (чтобы по участку можно было ходить), а всё остальное пространство занимает здание.

07. В некоторых проектах даже сам забор интегрируют прямо в здание — чтобы не терять "ценную площадь". Вот, к примеру, дом, занимающий буквально весь участок — внешняя ограда здесь является частью первого этажа.

08. Если сам участок небольшой и не позволяет поставить дом большой длины и ширины, то дом обязательно "вытянут" в высоту, построив не менее 4-х этажей да еще и с высоченными башнями.

Пусть все видят, что жизнь у хозяина дома удалась.

09. Элементы "богатой жизни" в том понимании, как её представляют себе цыгане, можно увидеть и в отделке/декоре. Вот тут, к примеру, терраса на втором этаже украшена звездами, которые скорее всего светятся в темное время суток:

10. А здесь на потолке балкона красуется целый светящийся знак доллара, это вам не хухры-мухры!

11. А этот дом имеет перила из гнутых труб из нежавейки, а также лампочки, свисающие на проводах с балконов — провода вмонтированы прямо в плиту. Разве может бедный человек позволить себе такое?

12. Улицы цыганского квартала в Бузеску выглядят вот так. Иногда окна и двери есть только на тех сторонах домов, что выходят на улицу — это сделано из-за очень плотной застройки; некоторые жители не хотят смотреть в окна друг другу, предпочитая отгородиться от соседского дома глухой стеной.

13. А вот так выглядит местный автопарк.

14. Дороги и другие "общественные пространства" в цыганском квартале выглядят очень прилично — здесь лежит хороший асфальт, нормальные тротуары, стоят лавочки вдоль дороги, есть качественные и красивые ливнёвки:

15. По дорогам катаются велосипедисты)

16. Впрочем, хорошее качество дороги касается только центральной улицы — стоит отойти от главной дороги буквально на сотню метров в глубину квартала, как карета превращается в тыкву весь шик и блеск заканчивается, открывая взору неприглядную грунтовку и скромные домики местных жителей.

Что ж, это уже прогресс — здесь местные жители обустраивают хоть несколько квадратных метров вокруг своего жилья, "зона комфорта" заканчивается сразу за дверями квартиры.

17. Судя по всему, участки на перекрестках самые дорогие — почему-то именно на них стоят самые большие и дорогие здания:

18. Вот еще один перекресток с домом во весь участок. Видимо, по цыганским понятиям — если дом виден как можно большему количеству людей (а на перекрестке такой обзор лучше, чем просто на улице), то и участок должен быть дороже. На перекрестках строятся самые богатые и влиятельные. У вас могут быть сомнения в том, что это дом богатого человека?

19. Вы спросите, как и чем зарабатывают цыгане, построившие такие огромные дома? Точного ответа вам не даст никто. Есть "официальная версия", которая гласит, что цыгане очень хорошо зарабатывают на торговле цветными металлами, причем "классические" золото и серебро занимаю в обороте далеко не первые места.

20. Большинство цыган в Бузеску относится к группе под названием "калдераш", что переводится как "медники". В восьмидесятые годы эти цыгане торговали медным оборудованием для заводов по производству бренди, а также собирали металлолом.

21. После того, как в Румынии пал режим Чаушеску, семьи калдерашей поехали по всей Восточной Европе собирать цветные металлы по всем заброшенным заводам и фабрикам, сколачивая на перепродаже металла немалые капиталы.

22. Ближе к середине девяностых стали появляться первые цыганские особняки в Бузеску. Сперва это были достаточно скромные по нынешним меркам домики — некоторые из них до сих пор можно увидеть на улицах:

23. А в нулевые начался уже полномасштабный "строительный бум", в результате которого и появились все эти особняки.

24. Кстати, далеко не все жители Бузеску богаты. Вокруг "цыганского квартала" живут обычные местные жители, занимающиеся обычной сельской работой.

25. На главной улице цыганского квартала можно увидеть вот такие знаки, запрещающие перегон скота:

26. Коров приходится гнать по боковым улицам — за завтраком цыганские миллионеры могут созерцать вот такую картину:

27. Еще дворцы:

29. Зона отдыха на участке:

30. Грузовик привез дрова:

31. Так сбываются мечты!

32. Есть в Бузеску и заброшенные дома-недострои. Они то соседствуют с вполне обжитым зданием:

33. То стоят в виде целого архитектурного кластера:

34. Внутрь ведут помпезные лестницы. Почему дома так и не достроили? Не знаю, причин может быть очень много — от банального разорения собственника до переезда в другую страну или смерти.

35. Заходим в один из недостроев. Знаете, что поражает здесь больше всего? Пустота. Фактически, большую часть пространства занимает огромный "холл", простирающийся на все этажи.

36. Есть несколько небольших комнат по периметру, но большую часть постройки занимает пустота. Изнутри дворец напоминает мыльный пузырь.

37. Жилые комнаты выглядят вот так:

38. Здесь почему-то решили заложить большое арочное окно, оставив лишь небольшой проём.

39. А вот тут была какая-то бытовка строителей. Мешки с цементом еще на что-то надеятся, но интуиция мне подсказывает, что дом не будет достроен никогда.

40. Вот такой цыганский посёлок.

41. Здесь живут успешные люди.

У нас на улице стоит заброшенный дом. Жила в нем нищая старуха с сыном-пьяницей. Запустили они двор дальше некуда, а когда оба умерли, дом и вовсе развалился, никто его таким покупать не хочет.

Жаль домик, без хозяина совсем разваливается, - сказала я соседке тете Тане, проходя с ней вместе мимо этого дома.
- И это хорошо, что разваливается, значит нет в нем призраков. Хуже, если дом годами целым остается - верный признак что нечисто там, - произнесла тетя Таня.
- Почему это? - спрашиваю. На что она мне и поведала историю...

Мне еще моя бабушка рассказывала. Жила она в Белоруссии в небольшом селе. Время было послевоенное, много домиков стояло заколоченных - ничьих. В одном из таких домиков и поселилась семья цыган. Поселились на беду соседям. У цыгана и цыганки было шестеро детей - мал мала меньше. Отец семейства частенько вместо хлеба угощал их оплеухами да затрещинами и во дворе их частенько стоял крик и плач. Дети были вечно голодные и грязные, на людей смотрели исподлобья и воровали все подряд в садах да в огородах людских. Сердобольные люди жалели детей, но открыто это делать боялись, - это еще больше сердило цыгана, поэтому прятали кусочки хлеба где-нибудь в траве или сене, а дети находили поклажу.

Так и жили, пока одна молодка не зазвала к себе крохотную цыганочку и не подарила ей старое платье своей дочери. Малышка радостная побежала домой, где ее встретили совсем неласково. На другой день цыгане собрали свои пожитки в узлы, запрягли подводу и уехали, ни с кем не попрощавшись. Дом их опустел и люди вздохнули с облегчением.

Но через время люди стали замечать странные вещи: нет-нет да и слышалась в доме цыганская речь, что-то падало, скрипело, стонало. По вечерам в грязных окошках прохожие видели огонек, а если мимо дома проходил чей-то пес, он обязательно поднимал к небу свою морду и протяжно завывал. Дом очень скоро приобрел славу проклятого места и его стали обходить стороной. Дом зарастал сорняками, а в его трубе поселились совы, но в остальном он оставался цел и не гнил, не ветшал, не рушился - и так целых десять лет.

Но вот однажды повздорили муж с женой, женщина и выдворила своего мужика из дома. Деваться тому было некуда, вот и решил он переночевать в проклятом цыганском домике, все-таки крыша над головой. Залез он в дом, разгреб мусор, да и завалился спать, так как был пьяненький.

Проснулся от того, что ему на лицо что-то капает. Смотрит - девочка возле него сидит лет пяти и плачет, слезы ему на лицо капают. "Холодно, дяденька, ой холодно", - сказала она и, подойдя к противоположной стенке, исчезла. "Чур, меня!" - заорал мужик и из дома выскочил как ошпаренный. Хмель как рукой сняло и он долго рассказывал своей жене, что с ним произошло в том доме. Жена его разнесла весть о призраке девочки по всему селу. Люди кто верил, кто нет. И тут одна бабка, которая ближе всех жила к цыганскому дому вдруг вспомнила.

А ведь когда цыгане уезжали, детей на бричке было пятеро, а не шестеро, - сказала она.
- Чего ж ты сразу-то не сказала, - напустились на нее все.
- Да побоялась я, мало ли как у них, у цыган-то, - ответила баба.

Собралась толпа, да и двинула к дому. Двор зарос и одичал. Внутри хаты полно паутины и пыли, старая печь, осталась даже кое-какая кухонная утварь. Видно было, что хозяева собирались впопыхах, взяв самое необходимое.

Где видел девочку? - спросили у мужика.
- У этой стены.

Стена была поштукатурена добротно в отличии от остальных, и это было подозрительно. Кувалдой стали разбивать ее и вскоре наткнулись на детский скелет. На нем сохранились остатки платьица и длинные волосы. Люди ошеломленно смотрели на находку и крестились.

Вот ведь сукин сын, перестарался избивая дочь. - прошипела женщина, узнавшая платьице, которое подарила цыганочке много лет назад. Найти бы его да посадить.
- Нужно похоронить дитя по-христиански, - сказала бабка.

И тут вдруг вспомнили, что даже имени девочки не знают. Назвали ее Ксюшей и похоронили на местном кладбище. Люди после этого ходили сами не свои, им ничего не оставалось, как носить полевые цветы на могилку Ксюши.

Дом с тех пор успокоился и стал медленно умирать, в нем больше не слышалась цыганская речь, не блестел огонек, и собаки больше не выли, проходя мимо. Провалилась крыша, отошли углы, просел фундамент. Никто не знал, почему дом вдруг так резко разрушился...

Вот такую историю рассказала мне бабушка, а я потом где-то прочла, что при строительстве замков и крепостей в стены обязательно замуровывали живых людей, считая, что такое строение будет стоять нерушимо.

Ой, теть Тань, у меня от Вашего рассказа мороз по коже, - сказала я, косясь на заброшенную усадьбу.
- Так я же и говорю - хорошо, что дом разваливается, значит не на костях стоит, - как-то даже весело ответила Татьяна и, махнув мне рукой, ушла к себе во двор.